Всем доброго времени суток! Недавно заинтересовала так называемая теория поколений и то, как она влияет на общество. Тут сочетаются многие факторы - психология, социология, культурология, экономика, политика и так далее.
Теория поколений — что это
Теория поколений — это описание временных циклов в истории и связанных с ними характерных особенностей, также взглядов людей, родившихся в определенные хронологические отрезки. Знание теории станет полезным инструментом для коммуникации с коллегами по работе, родителями или детьми.
Возникновение теории — одним из влияющих факторов в данной ситуации являются экономические «качели» в мире: подъем, инфляция, стабильность, дефолт и по новой. После каждого временного события меняется привычный уровень комфорта большинства людей, появляются или исчезают профессии и промышленные компании, потребности общества растут или падают. Каждое изменение в определенном хронологическом интервале воздействует на формирование взглядов молодых людей на жизнь. Однако система ценностей предыдущего поколения остается почти неизменной.
В каждой стране так называемые временные периоды — разные. Это объясняется тем, что везде отличаются экономические процессы. Мы не говорим про конкретное время, например, сейчас. Поскольку в связи с пандемией происходит экономический спад во всем мире. Но, если посмотреть историю за последние сто лет, можно заметить, что всегда где-то был кризис, а где-то экономический прирост.
Мы обсудим специфику поколений нашей страны за последние 100 лет. Иными словами, тех людей, с которыми живем и работаем, которых вспоминаем и чтим. Также мы поговорим о том, чего нам ждать от самого юного поколения — альфа.
Личность каждого человека формируется под влиянием различных факторов: семьи, социума, повседневной обстановки и работы. Однако, большую часть людей из одного поколения связывают некоторые фундаментальные события.
Общие ценности образовываются за счет существенных происшествий в мире или стране. Показателем являются люди, рожденные до войны (1941 год) — они доедают пищу, пока не опустеет тарелка, не выкидывают сломанные вещи, а чинят их и всегда имеют резервы на черный день в виде финансов и продуктов. Их принципы заколачивались в обстоятельствах, тяжелых для нашего понимания: дефицит еды, тепла и даже жилья. С тех пор прошло почти 80 лет, но нынешняя роскошь и переизбыток всего вышеперечисленного никак не повлияют на их сложившиеся мировоззрение. Поскольку ключевые ценности почти неизменны. Они вырабатываются примерно до 20 – 25 лет и сохраняются на всю жизнь. Это и является фундаментом, определяющим сознание человека.
Также серьезное влияние на общество оказывают СМИ, которые внушают различные продукты в виде социальных и морально-общественных норм.
Часто происходит так, что между поколениями возникают возрастные недопонимания. Мы ругаемся со своими детьми и родителями, как по серьезным причинам, так и по мелочам. Психологи во всем мире изучают данную проблему на протяжении многих лет. Возникает множество заключений на эту тему, но вопрос до сих пор остается открытым: почему между людьми, которые появились на свет с незначительной разницей в возрасте (10 – 20 лет), может возникать такая колоссальная разница во взглядах на жизнь.
Еще одним значительным фактором различия в современном мире, среди поколений людей X, Y, Z, является развитие в науке, технике и способах передачи информации. Шаг за шагом стирается разница между материальным и виртуальным миром. Следовательно, постоянные изменения в жизнедеятельности социума неизбежны.
Казалось бы, еще недавно люди осваивали первичные коммуникации сотовой связи. Зато сейчас знакомые общаются в социальных сетях, а компании продвигают перечень своих услуг, через создание корпоративных сайтов и интернет-магазинов. Что является крайне тяжелым аспектом для восприятия людей старой закалки.
На сегодняшний день биржа труда пополняется миллионами молодых людей и девушек. Их подход к работе и построение схемы ведения переговоров в корне отличаются от предшественников. Нельзя сказать, что это лучше или хуже — данные изменения нужно принять как факт.
Однако многих предпринимателей из предыдущего поколения волнует вопрос, как находить способы общения со вчерашними детьми. А именно, инструменты для мотивации, чтобы повысить работоспособность и коэффициент полезного действия.
Теория простыми словами
Поколение — это общественная группа людей, родившихся в один хронологический промежуток времени, которые росли в аналогичных условиях.
Смысл теории в том, что каждые 20 – 25 лет, на свет появляются люди, мировоззрение которых не схоже с убеждениями предшественников. Ее основная задача - объяснить причины недопонимания между людьми с существенной разницей в возрасте и тем самым раскрыть способы общения с каждым из них.
Теория поколений сопряжена с временными периодами экономического роста в государствах. Поэтому данный материал будет особенно полезен для тех, кто заинтересован в маркетинге и экономике.
На сегодняшний день теория используется на практике, поскольку она очень действенна для построения коммуникации с людьми разных поколений.
Также социологи считают, что текущее общество невозможно объединить в одно целое. Что еще раз побуждает прибегнуть к разбору теории поколений: X, Y, Z, бэби-бумеров и альфа.
В данной статье мы обсудим разницу между ними. Мы подобрали перечень рекомендаций, которые помогут находить подход к целевой аудитории из разных возрастных категорий: в жизни, бизнесе и работе. Давайте все рассмотрим по порядку.
Авторы теории: Штраус и Хоу
Основоположниками теории поколений были два Американских исследователя: Нейл Хоу и Уильям Штраус. В 1991 году они разработали концепцию, основанную на расхожей философии людей разного возраста, выпустив книгу «Generations» (Поколения). В книге разбирается история каждого поколения, живущего в разные временные отрезки в США, начиная с 1584 года. Затем в 1997 году, они выпустили новую книгу «The Fourth Turning» (Четвёртое превращение), в которой издатели более подробно разбирают суть теории и рассказывают о том, что в большинстве случаев, поколения делятся на 4 различных категории, которые сменяют друг друга каждые 20 лет. А затем модели поведения повторяются, иными словами, цикл 4 поколений запускается по новой.
Невзирая на то, что теория Хоу и Штрауса стала очень известной и признанной во многих общественных слоях, в академической среде их заключения восприняли не однозначно: некоторые восхищались их нестандартным видением данной ситуации, а другие наоборот — критиковали. Поскольку делали акцент на том, что временные даты указанных социальных перемен очень неточные и упрекали издателей в том, что они существенно приукрасили разницу между представителями поколений.
Поколения X, Y, Z по годам рождения
Как вы уже могли понять, между типами поколений существуют отличия во взглядах и восприятии многих вопросов. Поэтому важно знать временные интервалы между ними, для того, чтобы понимать кто есть кто.
X, Y, Z и остальные, по годам:
величайшее поколение (1901 – 1925);
молчаливое поколение (1925 – 1944);
поколение бэби-бумеров (1944 – 1967);
поколение Х (1967 – 1984);
поколение Y — миллениалы (1984 – 2000);
поколение Z (2000 – 2011);
поколение альфа (с 2011).
Различия временных периодов
Границы варьируются в радиусе трех лет. Дело в том, что в различных регионах многие последствия событий происходили в разное время. Нельзя забывать о том, что множество людей переезжало из одного города в другой, а также в другие страны.
Отчетливый пример - распад СССР. Если брать именно Россию, первые шаги к распаду начались в 1985 году, когда генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев объявил о начале осуществления пакета реформ, впоследствии получивший термин — перестройка. Данное событие реализовывалось на протяжение 6-ти лет. 25 декабря 1991 года было официально засвидетельствовано, что последствия, в виде хронического товарного дефицита и превышения смертности над рождаемостью, распространились по всей стране.
Поэтому годы рождения поколений зависят от страны или региона, о которых мы говорим. В нашей сводке, мы постарались сгенерировать среднее значение между всеми городами в России.
Характерные особенности и различия поколений X, Y, Z
Мы понимаем, что многие читатели хотят увидеть общие сведения по каждому поколению, объединенные в связку, в виде сравнения каждого представителя с его предшественником или потомком, чтобы определить, чем одни отличаются друг от друга. Однако, к сожалению, не все так просто — чтобы воспринимать реальную разницу между поколениями, необходимо ознакомиться с историей формирования взглядов каждого из них, поскольку общие характеристики не смогут дать вам полной картины для понимания. Поэтому, если у вас нет времени на подробное изучение данного вопроса, мы составили краткое сравнение всех актуальных представителей каждого временного отрезка. Но, мы рекомендуем ознакомиться более детально с каждым из них, после прочтения данной информации.
Для начала хотелось бы отметить — в связи с тем, что формирование взглядов у каждого поколения отличается, у них в корне рознятся принципы восприятия информации. Например, в маркетинге не получиться составить универсальную воронку продаж для всех представителей поколений.
Молчаливое поколение — по названию можно догадаться, что они отличаются от своих потомков тем, что лишний раз стараются не высказываться на различные темы, особенно про политику или экономику, в связи с их неблагоприятным опытом в жизни. Также они верят в продуктивность нашей медицины и отличаются способностью грамотно распределять свой бюджет, для того, чтобы были сбережения на «черный день».
Бэби-бумеры — в отличие от предшественников, данная категория людей очень любит порассуждать на тему проблем в нашем государстве или мире. Верят в светлое будущее нашей страны, следовательно, готовы работать без продыху, во благо государства. Из-за постоянных переработок они мало уделяли время своим вторым половинам и детям. Поэтому в их временной период был повышенный показатель разводов и их дети выросли самостоятельно, воспитываясь «улицей» или вожатым в летнем лагере.
Иксы — насмотревшись на так называемые недочеты родителей, они сделали определенные выводы и в корне поменяли свои взгляды и приоритеты. Они также отличаются повышенной трудоспособностью. Однако тратить все свои силы и время на работу они готовы уже не во благо родины, а своего благополучия и своей семьи. Основная задача поколения X — дать своим детям все то, чего не было у них: хорошую одежду, современные гаджеты, высшее образование, машину, квартиру и все то, что поможет чувствовать себя комфортно и независимо. Не верят в помощь от государства, полагаются исключительно на себя. Любят четкие временные договоренности и рамки в жизни и работе.
Игреки или миллениалы — простыми словами, избалованное поколение. Дети, которых обеспечивали всем желаемым. В отличие от всех предшественников, не спешат устраиваться на работу и заводить семью. Причина не желания трудоустраиваться куда-либо в том, что есть мама с папой, которые будут обеспечивать до того момента, пока их чадо не найдет свою нишу. Поэтому «зачем куда-то спешить?», когда можно позаниматься самопознанием и подумать на тему того, кем в действительности хотелось бы работать. Первое поколение, способное управляться с гаджетами и современными способами коммуникации. В работе, их интересуют большие зарплаты, однако, помимо денег, также им требуются индивидуальные условия, подходящие для обеспечения их временного комфорта. Например, удаленная работа со свободным графиком. Не спешат заводить детей, потому что нет желания брать такую ответственность на себя, к тому же свои запросы к условиям работы придется отодвигать на второй план, в связи с семейными обязательствами.
Зеты — в отличие от всех предыдущих поколений, их не интересуют ни деньги, ни дорогие машины, ни квартиры. Они своего рода кочевники, рассуждающие так: «привязанность к всему материальному не несет в себе ничего хорошего. Зачем покупать дом, когда можно снимать апартаменты или машину, когда существуют такси или каршеринг». Для них не важен материальный или финансовый показатель. Самый существенный критерий для них — это духовная составляющая. Почти ни к чему не проявляют интерес, кроме молодежных тусовок и событий, позволяющих испытать новые ощущения в жизни. К примеру, путешествия или новые гаджеты, с которыми они не были знакомы ранее.
Альфа — поскольку самые старшие представители данной категории людей, достигли возраста 9 – 10 лет, точной информации о них крайне мало. Можно сказать, что они проявляют повышенный интерес к самообразованию. Отличаются от предшественников неординарным мышлением и ранним развитием. Интересуются взрослыми вопросами, к примеру, кем именно работает мама или папа, сколько они зарабатывают, также проводят дальнейший анализ, хватает ли этих денег, для обеспечения их потребностей, а впоследствии, пригодна ли данная работа для них в перспективе. Рождаются «с планшетом в руках» — некоторые из детей еще не умеют разговаривать, однако уже умеют включать родительский гаджет и самостоятельно устанавливать игры, через Play Market или AppStore.