Ранний период (до 1926 г.)
Американский путешественник, журналист, писатель и фотограф Бертон Холмс впервые показал фильм о путешествиях в Корее для королевской семьи в 1899 году. Он был одним из самых известных путешественников того времени, переносивший свои впечатления от поездок на бумагу и фиксировавший все самое интересное с помощью переносной кинокамеры. Однако дата самого раннего публичного показа фильма в Корее неясна. По одним данным дата публичного показа кино в Корее, в городе Сеул, около района Намдемун, датирована 1897 либо 1898 годами. По другим данным в 1901 году состоялся документально засвидетельствованный показ киносъемки, проведенный вышеупомянутым Бартоном Холмсом.
Но официальный первый общественный кинопоказ в Корее состоялся 23 июня 1903 года на сеульском рынке Тондэмун, о котором заранее было опубликовано в газете "Хвансон" (кор. яз., транслитерация: Hwangseong sinmun).
Период появления и популяризации "движущихся картинок" совпал по времени с процессом японской колонизации Кореи. В связи с этим кино в Корее не могло развиваться в полной мере независимо и последовательно. Указанные исторические обстоятельства, а также показы иностранных фильмов обусловили некоторые особые черты корейского кинематографа.
Во-первых, в период японского колониального правления корейские режиссеры не получали систематической финансовой поддержки от японских властей. Производство корейских фильмов держалось на небольшой группе энтузиастов; к тому же показ картин был ограничен. Таким образом, ранний период корейского кинематографа определяется в специальной литературе как время цензуры, репрессий и подавления творческого начала.
Во-вторых, корейская киноиндустрия начала свое существование не с производства собственных фильмов, а с показа зарубежных. Причем кассовые сборы попадали в казну Японии, и, следовательно, в Корее не существовало материальной базы для развития национального кинематографа. Владельцами "корейских" кинокомпаний были опять же японцы.
Большая популярность "движущихся картинок" из Франции (фильмы братьев Люмьер и Джорджа Мелье) и США (Томас Эдисон и Эдвин Портер) в Корее в первое десятилетие XX в. привела к активной организации так называемых "театров для показа кино", которые монополизировали японцы, за исключением театра Тансонса, созданного до аннексии в 1903 году. Им заведовал Пак Сунпхиль, внесший огромный вклад в корейскую киноиндустрию не только как организатор показов фильмов в Корее, но и как первый корейский режиссер.
Первый кинотеатр Киностудии Тондемун (Tongdaemun Motion Picture Studio) был открыт в 1903 году.
Поначалу прибыль от показов охотно вкладывалась японскими инвесторами в создание корейских картин. Часто режиссерами и актерами, тем не менее, были японцы. Однако кассовые сборы от демонстрации корейских фильмов часто не оправдывали затраты, поэтому подобное финансирование осуществляться перестало.
Корейский зритель в то время разделялся на два потока: "прокорейский" и "прояпонский". В отличие от прояпонски настроенной аудитории, зрители, относящиеся к первому потоку, посещали корейский кинотеатр Тансонса и смотрели фильмы западного производства. Отчасти из-за ненависти ко всему японскому, но в основном потому, что качество западных картин намного превосходило качество японских. Более того, это давало возможность немного прикоснуться к незнакомой культуре, познать иной уклад жизни.
Некоторые привезенные фильмы были довольно популярны среди корейской аудитории, например такие как "Сломанный цветок" режиссера Дэвид Гриффитса (1919, США), "Дорога вниз на восток" режиссера Дугласа Фэрбенкса (1920, США).
В 1919г., в год Первомартовского движения, на суд зрителей был вынесен первый фильм корейского производства "Справедливая месть". Режиссер фильма Ким Досан попытался объединить кино и сценическое искусство в так называемую кинодраму. По свидетельствам того времени, широкая публика приняла картину на ура, но ее долгосрочному прокату мешала интеллигенция, критиковавшая смешение театра и кино.
Режиссер Пак Сунпхиль создал серии фильмов, которые правильнее было бы назвать киноспектаклями, поскольку их показ сочетался со сценическими представлениями. Такой вид искусства просуществовал около четырех лет, до тех пор, пока не появились художественные фильмы. Для создания подобного рода произведений режиссер пригласил японского оператора, так как в Корее в это время было сложно найти специалистов в этой области. Первый фильм такого рода, оказавшись в прокате, обеспечил успех и популярность режиссеру.
Ободренные интересом публики к национальным картинам, другие кинокомпании также взялись за создание киноспектаклей. Прогресс в технических областях дал возможность корейским режиссерам создавать полнометражные картины.
Дебютный фильм "Чики" (1920), поставленный режиссером Ли Пхиру, завоевал всеобщую популярность, и стало ясно, что наступило время ставить художественные фильмы. Ли Пхиру совершенствовал свои навыки под руководством своего английского учителя на японской студии в 1915 г. Картина "Чики" дает право называть его "отцом" технологии корейской кинопродукции.
Наконец, первый художественный фильм "Клятва при луне", вышел в апреле 1923 г., снятый режиссером и руководителем театра Юн Бэкнамом в городе Пусан с группой любителей. Он сам написал сценарий и руководил съемкой фильма. Именно с этого фильма началась эпоха корейского немого кино.
В 1923 г. на средства японских адвокатов и врачей он основал первое в Корее акционерное общество по производству кинофильмов “Пусан Чосон Синема” и как главный режиссер выпустил две картины: “Заунывные напевы моря” (1923) и “Унъёнджон”(1924), после чего общество прекратило свое существование. В 1924 г. Юн Бэкнам открывает в Сеуле собственную студию “Юн Бэкнам Продакшн” и снимает фильм по роману Ли Гвансу “Первооткрыватель”.
В декабре 1923 г. Хаягава, владелец Корейского театра, основал Культурное общество Тонъа и выпустил фильм "Чхунхян чжон" ("Повесть о Чхунхян), поставленный по одноименной корейской повести (история о любви девушки по имени Чхунхян).
Чуть позже, в 1924 г. режиссер Пак Сунпхиль создал фильм "Чанхва и Хоннён". Этот фильм был поставлен по мотивам средневековой повести "Чанхва и ее сестра Хоннён".
Хотя японские режиссеры, в противовес развивающемуся корейскому кинопроизводству, ставили множество фильмов для корейцев, темы которых были близки многим, острая критика корейской прессы не давала аудитории возможность объективно подойти к оценке данных картин.
Существенным препятствием для дальнейшего развития корейского кинематографа стал тот факт, что финансовый и технический контроль над корейским кинопроизводством принадлежал японцам. Неудовольствие общества таким положением дел, естественно, вылилось в прямом смысле слова в стычки между актерами, режиссерами и японскими властями. После подобных инцидентов корейские режиссеры стали пытаться создавать собственные кинокомпании.
Золотая эра немого кино (1926-1930 гг.)
Новый этап развития национального кино, характеризовавшийся углублением реалистических тенденций, связан с именем режиссера, сценариста и актера На Унгю (г.ж. 1901-1937). Его творчество отличалось самобытной формой, а в фильмах поднимались актуальные проблемы корейской действительности 20-30-х годов. Фильмы “Ариран” (1926, производство “Чосон Синема”) и “В поисках любви” (1928, производство “На Унгю Продакшн”) являются лучшими образцами ранней корейской кинематографии, и бесспорно считаются шедевром корейского кинематографа.
"Ариран" - фильм, бросивший вызов японской колониальным властям, и, по мнению критиков, его художественная сила была не меньше, чем его политическое звучание. С выпуском этой картины окончательно определились цели корейского кинематографа: бороться за независимость в создании фильмов. Это был фильм-протест против японского колониального господства. Та же тема звучала и в некоторых других фильмах, снятых позже. После успеха фильма "Ариран" производство фильмов в Корее увеличилось примерно до 10 в год.
На Унгю объединился с Пак Сунпхилем и основал кинокомпанию "На Унгю Продакшнз" (Na Ungyu Productions). Эта кинокомпания создала множество известных фильмов, "сделанных корейцами и для корейцев".
Если попытаться обозначить наиболее типичные черты корейского кинематографа 20-х годов XX в., то фильмы национального производства, по мнению большинства современных специалистов, в техническом и сюжетном отношении "оставляли желать лучшего", тем более что идеологические призывы не были в достаточной степени эффективны. Возможно, причины скрывались во все более ужесточающейся политике японского колониализма в сфере культуры. В дальнейшем эта политика, действительно, почти полностью подавила развитие национального кинопроизводства.
Корейские фильмы 20-х годов представляли собой мелодраматические подражания японским и европейским картинам, в духе бытовавшей тогда в Корее литературной "новой школы". Но среди них были и такие, которые отражали жизнь угнетенного народа: "Бродяга" (1927, производство "Общество корейского киноискусства"), "Сумеречная улица" (1928, производство "Сеул кино") и т.д.
По мере развития киноиндустрии, во второй половине 1920-х годов было создано семь новых корейских кинокомпаний. Одна из них - кинокомпания "Чосон Синема Инкорпорейтед" (Choson Kinema, Inc.), которая ставила фильмы, инвестируемые японскими предпринимателями.
Поздняя эра немого кино (1930-1935 гг.)
Первая половина 1930-ых гг. характерна снижением кинопроизводства в Корее. В значительной степени благодаря цензуре и притеснению властей, число фильмов, произведенных в это время, снизилось к двум - трем картинам в год и многие ведущие производители кино были вынуждены уехать из Кореи в Шанхай, для того, чтобы сохранить и развивать отечественное кино. В 1931 г. было поставлено всего лишь шесть фильмов, в следующем году их число сократилось до четырех. В 1934 г. были созданы только две картины.
Возможно самый выдающийся фильм этого периода это лента "Паром без перевозчика" (1932), режиссера Ли Гюхвана (1904-1981). По причине увеличения правительственной цензуры, эта картина была названа последним предосвободительным фильмом Кореи. [8, с.58].
Эра раннего звукового кино (1935-1945 гг.)
В этот период вышел на экран первый звуковой фильм режиссера Ли Мену под названием "Сказание о Чхунхян" (кор. яз. ©ѕ ), по знаменитой одноименной повести, рассказывающей о любви юноши из дворянской семьи и девушки-простолюдинки. [5, с.285]. Несмотря на то, что качество звука в картине был довольно низкое, корейские зрители могли слышать свой собственный язык.
Число звуковых фильмов в течение этого времени начало постепенно расти. Этот период представлен крупными работами режиссера На Унгюна, подобно Kanggeonneo maeul (1935), и О Mong-nyeo(1937), незадолго до его преждевременной смерти в 1937 г.
Звуковое кино возникло в середине 30-х, когда положение на Дальнем Востоке ухудшалось в связи с подготовкой японцами войны в Китае. Кино индустрия Кореи столкнулась с еще более резкой цензурой. Японцы, стремясь укрепить тыл, начинают активно проводить политику ассимиляции и подавления национальной культуры в Корее. Экраны кинотеатров заполняет продукция немецких, итальянских, японских компаний.
С начала 1940-х годов Япония все интенсивнее продолжает "политику уничтожения нации", направленную на подавление национальной корейской культуры: запрет на употребление корейского языка в государственных учреждениях, замена корейских фамилий на японские, запрет на свободу слова. . В данных обстоятельствах корейский кинематограф не был исключением. Например, в производстве кино могли участвовать только те корейцы, которые получали японские фамилии и говорили по-японски.
Корейские фильмы в руках правительства стали инструментом пропаганды японской оккупации. Начиная с 1938 г., все фильмы в Корее были сделаны японцами, и к 1942 г. использование корейского языка в кино было полностью запрещено. Также в начале 40-х годов все корейские киностудии (около десяти) были объединены в одну компанию, подконтрольную японскому генерал-губернаторству.
Период разделения Кореи - Республика Корея (1945- по настоящее время)
Окончание Второй Мировой войны в 1945 году ознаменовалось освобождением Кореи от Японского правления, что привело к разделению страны по 38 параллели. Корейская война (1950-1953гг) длилась три года, в течение которых страна была полностью разрушена и пришла в полный упадок. В течение этого времени производство корейского кино было приостановлено и потребовалось еще несколько лет для его возвращения.
Как уже упоминалась выше, автор, ссылаясь на общепринятую периодизацию кино в Южной Корее, попытается подробно изучить становление и развитие киноиндустрии, для чего история кинематографа будет также разделена на несколько основных периодов:
-- Период освобождения и Корейской войны (1945-1955)
-- Золотой период (1955-1973)
-- Период "Восстановления правительства" (1973-1979)
-- Период восстановления (1980-1996)
-- Период технических достижений
-- Фестивальный успех
-- Фильмы новой волны
Период освобождения (1945-1950) и войны (1950-1955)
Капитуляция Японии в 1945 г. ознаменовала собой начало новой эпохи развития корейского общества. Напряжение, накопившееся в душе корейского народа, выплеснулось после освобождения страны и нашло отражение в патриотическом фильме "Ура свободе!" (кор. яз. ђ л8) (1946). Этот фильм о корейских борцах за свободу и независимость считается главным фильмом данного периода.
В 1948 г. Корея оказалась окончательно разделена на два государства - Республика Корея и Народная Демократическая Республика, и с тех самых пор корейский кинематограф также перестал быть единым. Что касается, южнокорейской кино индустрии, то она смогла полностью возродиться только к 1955 г. Этому есть две причины: гуманитарная и профессиональная помощь иностранных компаний, а также введение платы за просмотр фильмов в кинотеатрах. Ранее плата за вход в кинотеатр была весьма низка, поскольку в то время картины, носили пропагандистский характер, и целью продюсеров было привлечь к просмотру как можно больше зрителей. [3].
Большинство художественных фильмов того периода фокусировались на теме освобождения корейского народа от японского колониального господства. Главными действующими лицами были патриоты, борцы и герои Освободительного движения, независимо от того, основывались ли эти картины на реальных фактах или вымысле.
В период с 1945 по 1950 гг. в южнокорейском кинематографе происходит некоторый отход от "современных" технологий производства фильмов. Теперь вместо озвученных иностранных фильмов корейцы увидели немые картины, но зато национального, отечественного производства. Это обусловило возрождение культуры киноспектакля с озвучиванием кинолент актерами прямо на глазах у зрителей.
В 1949 г. вышел на экраны первый цветной фильм "Дневник женщины" режиссера Хон Сынги. [5, с.285].
Хотя производство фильмом полностью не прекращалось в течение военных лет, только пять или шесть работ были произведены в период с 1950 до 1953 гг. Однако самой огромной утратой для киноискусства Кореи, стала потеря большого наследия кино в результате разрушительной братской войны. Трехлетние военные действия подорвали возрождавшуюся киноиндустрию периода, начавшегося сразу после освобождения страны. Многие талантливые режиссеры пропали без вести в это смутное время.
С окончанием Корейской войны (1950-1953) начинается новый этап развития южнокорейского кинематографа. Время власти президента Ли Сынмана (1948-1960) — одно из лучших периодов в истории молодого южнокорейского кинематографа, поскольку правительство того времени старалось возродить "индустрию движущихся картинок" введением дополнительных льгот: отмены налогов и цензуры.
Золотой период (1955-1973)
В 1955 г., в целях дальнейшего развития кинематографа в стране, правительство освободило от налогов всех отечественных кинематографистов. Число создателей фильмов быстро увеличивалось, наступил золотой век корейского кинематографа. В конце 50-х годов выходило приблизительно до 100 фильмов, а в 60-е годы - около 200 фильмов в год. [5, с.285].
В 1955 г. Сеул оказался свидетелем триумфального шествия новой версии "Чхунхян чжон" ("Сказание о Чунхян"), собравшей за первые показы в течение двадцати одного дня 90 тысяч зрителей. В течение двух месяцев 10 % населения Сеула, а это более чем 200 тысяч человек - посмотрели кино. [10, с.177]. Позже, в 1956 г., был поставлен фильм "Свободная жена", в котором зритель сталкивался с проблемой изменения традиционных взглядов. В этом фильме "свое", "личное" выходит на первый план и заслоняет конфуцианскую мораль, точнее, вступает с ней в конфликт. По мнению автора книги "Корейский фильм" Мин Ынчжина, это фильм был дерзок по сюжету и актуален для своего времени.
Через два года, когда начали появляться первые цветные фильмы южнокорейского производства, первым из сюжетов для постановки оказалось все то же "Сказание о Чхунхян" — "Чхунхян-чжон", на основе которого была создана первая цветная корейская картина компании "Синемаскоп" (1961).
Корейское кино впервые начинает работу, опираясь на опыт зарубежных стран, и постепенно появляется не только большое количество кинолент, но и качественные работы, заслужившие всеобщую признательность. Южнокорейская комедия "Свадебный день" (кор. яз. "эя" "), режиссера Ли Биениля, в 1956 г. выиграла несколько международных наград. В начале 1950-х гг. создавались всего по десять картин в год, а уже в 1959 г. в Южной Корее было произведено и вынесено на суд зрителей 91 фильм. [2, с.45].
Конец пятидесятых - начало шестидесятых годов — это время так называемого "бума" в кинематографе Южной Кореи. Фильмы стали главным предметом культурных программ для основной аудитории. Корейский кинематограф наслаждался кратким периодом абсолютной свободы в интервале с 1960 по 1961 гг., т.е. между администрациями президентов Ли Сынмана и Пак Чжонхи. Этот год представлен такими произведениями как "Горничная" (кор. яз. "X@") режиссера Ким Киюнг и "Бесцельная пуля" режиссера Ю Хенмока. Обе эти картины были внесены в список самых лучших фильмов за всю историю корейской кинематографии..
Режиссеры и авторы фильмов, такие как Ю Хенмок, Шин Санок, Ким Киюнг, Ли Канчон, Ли Сонгу, Пак Санхо, Ким Суёнг, Ли Манхе и Чон Хавон появились во второй золотой эре. В течение этого периода ежегодно среднее число производимых художественных фильмов составляло 200-300, некоторые из них привлекли международное внимание, и таким образом, прокладывали путь для третьей золотой эры.
Однако со сменой политического курса президента Ли Сынмана военной диктатурой нового президента Пак Чонхи (1961-1979), киноиндустрия была ограничена рядом законов 1963 г., а также введением цензуры. Все это постепенно приводило к застою производства кино в 70-ых годах.Существовала строгая квота на количество производимых и импортируемых фильмов в Республике Корея. Новые правила уменьшили число национальных компаний по производству фильмов с 71 до 16 в течение только одного года. Правительственная цензура в это время также стала более строгой, сосредотачиваясь главным образом на любом намеке на коммунизм.
Но несмотря на эту репрессивную правительственную политику, большая и преданная аудитория продолжала посещать кинотеатры, а количество качественных кинопроизведений увеличивалось, развивая здоровую кинематографическую культуру Южной Кореи в течение 1960-х гг. Помимо этого, был учрежден Гренд Бел Авордс (анг. яз. Grand Bell Awards; кор. яз. - daejongsang yeonghwajae), ставший корейским эквивалентом Академии Авордс (Academy Awards). Гренд Бел Авордс является крупнейшей наградой за кинопроизводство в Южной Корее. В 1969 г Гренд Бел Авордс на несколько лет прекратила свою работу. Корейская Ассоциация по Содействию Киноиндустрии, (анг. яз. Korea Motion Picture Promotion Association ) учрежденная в 1972 г. не только дала возможность вновь открыть Гренд Бел Авордс, но и стимулировать кинопроизводство, находящееся во временном застое. Также, 50-я годовщина рождения отечественного кино была отмечена в 1969г. книгой "История корейского кинематографа".
В 1970г. наступил резкий спад в развитии киноиндустрии Кореи вызванный, в основном, быстрым развитием телевидения и снижением посещаемости кинотеатров. Число кинозрителей, достигшее в 1969 г. рекордной отметки в 173043272 человека, начиная с 1970 г. снижается и в 1985 г. достигает 48098235 человека.
В 1971г. правительство приняло программу финансовой поддержки отечественных продюсеров и сценаристов, а также создает Корпорацию по содействию развития кинематографа, призванную оказывать помощь деятелям отечественного кино в решении как финансовых, так и технических проблем. Правительство также поощряло фирмы, которые выпускали лучшие корейские фильмы, выдавая им лицензии в соответствии с ежегодной квотой на импорт зарубежных фильмов. Однако количество фильмов, вывезенных за рубеж для демонстрации в 1971 г. из страны было равно 201 фильму, когда как в 1972 г. их число снизилось до 86.
Период "Восстановления правительства" (1973-1979)
Правительственный контроль над кинопроизводством достиг своей высоты в середине 1970-ых годов, почти уничтожив яркую культуру корейского кино, которая сложилась в предыдущие годы. Многие считают этот период - периодом застоя в истории кинематографии Южной Кореи. После строжайшей правительственной цензуры 1960-ых годов, правительство во главе с президентом Пак Чжонхи с 1973 г. параллельно с курсом "Восстановления правительства" фокусирует свое внимание на кино, фактически вводя правительственную идеологию в производство фильмов.
Загруженные пропагандой "политические фильмы", как следствие, совершенно не имели какой-либо популярности среди зрителей, привыкших к реальному, жизненному кино 50-60-х годов. Полный контроль правительства и политизация приводит к тому, что корейское кино стало терять аудиторию, которая так внезапно возросла в Золотой период 1960-ых гг. Посещаемость кинотеатров снизилась примерно на одну треть от 173 043 272 зрителей в 1969 г. до 65 518 581 в 1979 г.
Период восстановления (1980-1996)
История Четвертой Республикой закончилась трагической гибелью президента Пак Чонхи 26 октября 1979г., когда он был застрелен начальником южнокорейского ЦРУ Ким Чжэгю. В том же году 12 декабря произошел "государственный переворот" в связи с нестабильностью, вызванной бессилием нового непопулярного президента Чхве Гюха. Переломным событием, которое в Южной Корее носит название "народное сопротивление в городе Кванчжу", стал день 21 мая, когда погибли сотни мирных людей. 3 марта 1981 г. официально вступил в должность президента страны Чон Духван. В Республике Корея постепенно меняется политический курс в сторону свободы и демократии.
Южная Корея большими шагами шла к открытой демократии во всех сферах жизни. Конечно, это коснулось и киноиндустрии, которая на тот момент времени переживала не самый лучший период. Хотя посещаемость кинотеатров в течение 1980-ых оставалась низкой, постепенное ослабление правительственной цензуры и контроль над кинопроизводством позволило создавать более смелое и интересное кино. В течение этого десятилетия, южнокорейское кино начало впервые привлекать международную аудиторию, в значительной степени благодаря признанию работ режиссера Им Квонтека. После выхода его картины "Мандала" (англ. яз. Mandala), Им Квонтеку присуждают Гран-при на Фестивале Кино в Гавайях, и он становится первым корейским режиссером, представлявшим свои работы на Европейских кинофестивалях.
В 80-е годы XX в. возникла так называемая "Новая волна" южнокорейских режиссеров. Однако основными тенденциями в кинематографе были исторические и по корейским меркам, "откровенные" произведения, что вряд ли можно было назвать перспективным решением. Тем не менее, подобное направление в кинематографе того времени было вполне объяснимо — корейские кинотеатры были "забиты" голливудскими блокбастерами с участием А. Шварценеггера и С. Сталлоне. Для того, чтобы вернуть южнокорейского зрителя к отечественному фильму, режиссерам пришлось обратиться к подобной уловке. Можно сказать, что это сработало, хотя в целом и понизило уровень картин национального производства и создало у критиков мирового кинематографа соответствующее отрицательное впечатление.
В 1988 г., президент Ро Тэу, постепенное начал устранение правительственной цензуры в кино. Режиссеры начинают заново изучать и экспериментировать, поднимая социальные и политические темы в своих киноработах.
С 1985 г. по 1988 г. ежегодно в среднем выходит 83 фильма отечественного производства: в 1983 - 91, а в 1984 - 81. Однако киноиндустрия страны, воодушевленная признанием и ростом своего авторитета на международных кинофестивалях, уже в 1990 и 1991 гг. выпустила 111 и 121 фильмов, а число экспортных фильмов возросло до 11 и 18 соответственно.
Благодаря увеличению проката зарубежных фильмов, который стал возможен в связи со снятием импортных ограничений, спад в кинопрокате прекратился. Однако южнокорейский зритель предпочитал отечественные киноленты, и поэтому количество зрителей постепенно поползло вниз. В 1991г. число зрителей достигло 52196650 человек, а в 1992г. - 47110060.
С другой стороны, за период с 1970 г. по 1991 г. число приобретенных телевизоров возросло с 879564 примерно до 12 миллионов штук, то есть почти в 14 раз. Тем не менее, бурное развитие кинематографа в конце 80-х годов и резкий наплыв зарубежных фильмов привели к быстрому увеличению числа кинотеатров, которых в 1991 г. стало уже 762.
Как уже было упомянуто, помимо отечественной продукции, на кинорынке Южной Кореи стало появляться и зарубежное кино. Демонстрация зарубежных фильмов в Корее редко бывает убыточной, что до середины 80-х гг. давало прекрасную возможность оказывать финансовую поддержку корейским кинематографистам. Например, американский фильм "Нелегко убить" собрал в лучших кинотеатрах одного лишь Сеула более 700 тысяч зрителей.
1983 был годом, когда корейские фильмы успешно вышли на международный уровень. Корейские фильмы были представлены на 32-ом Берлинском кинофестивале, 44-ом Венецианском кинофестивале, 19-ом Чикагском Кинофестивале, на 2-ом Кинофестивале в Маниле и на 28-ом Азиатско-Тихоокеанском Кинофестивале, где были награждены специальными и главными призами.
Общее количество выпущенных художественных фильмов в 1983 г. в Южной Корее составило 85. Из этого количества, любовные мелодрамы, составляли больше чем половину. Следующее по популярности были фильмы о боевых искусствах, серьезные драмы и некоторые комедии, подростковые фильмы, боевики и детективы.
Фильмы, представляющие особый интерес, были поставлены режиссером Лим Квонтэком в 1983 году: "Туманная деревня", "Дочери огня", "Декларация дураков", "Сосновые ветви", "История зверства над женщинами", "Пока звезды не мерцают", "Тропический цветок", "Рынок людей", "Записка двадцати однолетних" и "Давайте строить любовь".
В "Дочери огня" Лим показывает нам молодого человека, пытающего найти смысл своей жизни через корейское шаманство. В фильме герой прославляет шаманство, находит настоящее удовлетворение в примитивной вере и оставляет свой дом после ссоры с женой, которая является пуританской христианкой и не соглашается с его новой верой. Лим - один из немногих корейских режиссеров, которого знают за границей благодаря его более раннему фильму "Мандала" (англ.яз. "Mandala"), который был отмечен на различных фестивалях и явился его творческим достижением.
В 1985 г. был принят закон, отделивший кинопроизводство от импорта фильмов. По этому закону фирмы, желающие заниматься тем или другим видом деятельности, должны были регистрироваться в соответствующем отделе Министерства культуры. До этого времени ввозить зарубежные фильмы разрешалось только тем компаниям, которые сняли не менее четырех фильмов в год и получили специальную лицензию.
Изданный в январе 1987 г. новый закон о кино дал и иностранцам право заниматься кинобизнесом на территории Южной Кореи и распространять зарубежные ленты. Непосредственным распространением зарубежных фильмов в Корее занимаются крупные международные организации, такие, например, как "Юнайтед Интернэшнл Пикчерс", которая является, пожалуй, самым серьезным конкурентом местных владельцев и агентов кинопрокатных контор.
В сложившейся ситуации корейская киноиндустрия, чтобы выдержать конкуренцию, постоянно совершенствует техническое оснащение киноиндустрии и повышает художественный уровень создаваемых фильмов.
В 1992г. в Корею было привезено в общей сложности 319 картин, из которых публика увидела 201.
К 1993 г. отечественное кино составляло всего 16% фильмов. Местное кинопроизводство, хотя и потеряло всеобщее признание соотечественников, продолжало упорно развиваться, что в последующем и привело к внушительному успеху южнокорейского кино в течение последующего десятилетия.
В число фильмов-призеров последних лет вошли следующие : фильм "Прялка" ("Муллея, Муллея"), получивший премию в 1984 г. на кинофестивале в Каннах, "Глубокая синяя ночь" ("Кипко пхурын пам"), завоевавший Гран-при на кинофестивале в Токио в 1985 г., фильм "Килсоттум", который был внесен в список конкурсных фильмов на Берлинском кинофестивале в 1986 г., и фильм "Почему Бодхидхарма ушел на Восток?", удостоенный Гран-при на 42-ом кинофестивале в Локарно в 1989 г.
Награды были присуждены режиссеру Ли Дуену в 1981 г. на фестивале в Венеции за фильм "Пимак" и актрисе Кан Суен за лучшую женскую роль на 16-м Московском международном кинофестивале в 1989 г. На 15-ом кинофестивале в Монреале в 1991 г. награду за лучшею женскую роль также получила актриса из Кореи Ли Хесук.
Выдающимися лентами 1991 г. признаны "Лети высоко, беги далеко" ("Кэбек"), завоевавший приз "Большой колокол", самого престижного кинофестиваля в Корее, а также фильмы "Серебреный жеребец", "Песня смерти", "Портрет страсти", "Верблюды не плачут в одиночестве" и некоторые другие.
В 1993г. актер Ли Док Хва на 18-ом Московском международном кинофестивале был удостоен приза за лучшее исполнение мужской роли в фильме "Я буду жить".
Самое большое число зрителей в 1993 г. собрал фильм "Сопхенчже" режиссера Им Гвонтэка. Его посмотрело около миллиона зрителей в кинозалах Сеула.
Период технических достижений
С конца 1990-ых годов, до недавнего времени, Южная Корея была одной из многих стран, где производство Голливуда был доминирующей долей внутреннего кинорынка. Киноиндустрия США превалировала над Южной Корей, как и над рядом других стран. Экспорт южнокорейских фильмов в Соединенные Штаты в 2006 г. составил всего 2 миллиона долларов, когда как импорт американского кино в Республику Корею составил 35,9 миллионов долларов.
Однако, ряд фильмов отечественного производства, с конца 1990-ых гг. по настоящее время, во многом превалируют над зарубежным кино. Например, 1999 г. фильм "Шири" (Shiri) о северокорейском шпионе, готовившем переворот в Сеуле, стал первым в истории корейского киноиндустрии фильмом, побившим все рекорды кассовых сборов, собравшим более чем 2 миллионов зрителей. "Шири" превзошел такие мировые кинохиты, как "Титаник", "Матрица", и "Звездные войны". Успех этой ленты дал мотивацию для создания широко бюджетных фильмов.
В 2000 г. фильм "Территория общей безопасности" (Joint Security Area) имел огромный успех, превзойдя "Шири". Год спустя фильм "Друг" посетили 8,180,000 зрителей, а романтическая комедия "Моя дерзкая девушка" также превзошла киношедевры "Властелин колец" и "Гари Поттер" по кассовым сборам, составив 4,841,500 посетителей. 2003 и 2004 гг. южнокорейские кинофильмы продолжают превосходить общепризнанную, популярную Голливудскую кинопродукцию. Фильмы "Силмидо" (Silmido) 2003 г.) и "38 параллель" (Taegukgi: The Brotherhood of war) 2004) посетили более чем 11 миллионов человек, а это четверть корейского населения.
Этот успех привлек внимание Голливуда. В 2001 г. "Мирамакс фильм" купил права на создание американизируемого римейка успешного корейского фильма "Моя жена - Гангстер" (My Wife is a Gangster). За ним последовали фильмы "Олд бой", "Объединенная зона безопасности" и "Моя дерзкая девушка". Фильм "Рассказ двух сестер" (A Tale of Two Sisters) был куплен кинокомпанией "Дримворкс" ("Dreamworks") за 2 миллиона американских долларов также для американизируемого римейка.
Фестивальный успех
Южнокорейский фильм впервые добился серьезного международного признания в 2002 г. на Венецианском кинофестивале, где фильм Оазис (Oasis) выиграл второе призовое место. Этот фильм рассказал не только многое о традиционной корейской культуре, но также выдвинул на первый план тяжелое положение корейцев- инвалидов и неспособность широкой публики понять и принять их. Это история об изолированной от общества молодой женщине, болеющей церебральным параличом, которая влюбляется в мужчину, недавно отсидевшим срок в тюрьме за убийство ее отца. Наиболее символичный и прогрессивный фильм "Оазис" стал поворотным моментом для корейского авангарда фильмов.
"Олд бой" - стал второй большой победой в числе крупных киношедевров южнокорейского кинематографа, который занял второе место на Каннском Кинофестивале, после фильма "9/11 по Фаренгейту". История прослеживает жизнь мужчины, который помещен в одиночное заключение, по неизвестным ему причинам. Он живет там много лет, пока не освобождается и не пытается найти того, кто заключил его в тюрьму. Темный и мрачный, "Олд бой" экспериментирует с темами психологического безумия и сексуальных искажений, которые существуют в корейской современной действительности. Название "Олд бой" в переводе с английского языка означает "Старый мальчик". Это оксюморон, который говорит о ребяческой невиновности и о психически ненормальной современной жизни.
В феврале 2004 г., режиссер Ким Кидук на 54-ом ежегодном Берлинском кинофестивале завоевал приз за лучшую режиссуру за фильм "Девочка Самаритянка" (Samaritan Girl).
Фильмы новой волны
Существуют три основных периода новой волны корейского кино. Первый период - это 1992 г. когда был выпущен фильм "Свадебная история" ("Marriage Story"). Впервые кино финансируется не правительством, а крупным частным конгломератом "Самсунгом". Далее уже вышеупомянутая кинолента "Шири" вышедшая в свет в 1999 г. И, наконец, 2001 г. фильм "Моя дерзкая девочка" стала самым популярным экспортным фильмом в истории корейской киноиндустрии. Каждая картина добавила новые силы для создания уникального корейского кинопроизводства, которое больше не копируется у Голливуда.
Мощная правительственная поддержка корейского кинопроизводства, полный контроль над пиратством и незаконным распространением, позволили производить достаточное количество качественных и профессиональных фильмов, а также получать прибыль от их продаж. Режиссеры новой волны корейского кино обучаются в США, Франции, Испании, Нидерландах, Китае и других странах, создают сценарии о современной корейской жизни, приглашают молодых актеров, отходят от стереотипов Голливудского клише и временных 90-минутных рамок. Влияние Кинофестивалей в г. Пусане и г. Чончжу привело к новизне в основных шаблонах мировой киноиндустрии.
В настоящее время южнокорейское кино можно охарактеризовать как по-новому концептуальное, хотя оно, разумеется, и не избежало влияния современной западной культуры. Ныне южнокорейский кинематограф становится известен благодаря своей необычности, не освоенности, оригинальности, самобытности, которая существует благодаря талантливым режиссерам, стремящимся сохранить собственную уникальность, найти новые решения в традиционном однообразии сюжетов и в различных художественных приемах. Поэтому картин, сделанных по западным моделям, становится все меньше, что является весьма позитивным фактором.
Кино всегда было с нами. Кино является массовым искусством, к которому с удовольствием приобщается весь мир. Посредством кино разные страны испытывают общие эмоции, оно является единой культурой современного мирового общества. Корейское кино изменилось в лучшую сторону. Благодаря неустанным стараниям корейских режиссеров, фильмы обрели интересный сюжет и жанровую разноплановость, что в конечном итоге изменили отношение отечественных зрителей к корейскому кино. Зрители, расставшись с устоявшимся мнением о слабости постановки и малоинтересном сюжете корейского кино, проявляют все больший интерес к отечественной киноиндустрии.
© Ибраева Жанна Нурлановна