Регистрация   Вход

Allegra: > 06.02.23 17:07


lisitza писал(а):
Выставлялись религиозные книги 13-17 веков с иллюстрациями, посвященными Рождеству Христову.

Боже, какие красивые цвета, и как хорошо сохранились!

lisitza писал(а):
Красную делали из каких-то червяков и также разводили желтком.

Очевидно, из кошенили.

lisitza писал(а):
Вот это священнеческое одеяние, опять-таки по словам отца Аршака, сшито из палатки Наполеона.

Если это правда, то ничего себе палатка! Золотом заткана, и сами узоры красивейшие.

...

Masjanja: > 06.02.23 21:23


lisitza писал(а):
Всем добрый день. На днях я ходила на совершенно потрясающую экскурсию. О том, что в Старом городе Иерусалима есть Армянский квартал, я писала уже не раз. И вот в музее этого квартала проходила выставка книжной миниатюры. Выставлялись религиозные книги 13-17 веков с иллюстрациями, посвященными Рождеству Христову. Мы ходили между столами, любовались, охали, а время от времени подходил смотритель библиотеки, отец Аршак, и старался что-то объяснить и рассказать.

lisitza писал(а):
Самый старый экспонат относится к 1260 году.

Изумительная книга! А какие сочные краски - словно восьмисот лет и не прошло.

lisitza писал(а):
А для защиты книг от паразитов использовали лук и чеснок. По словам нашего сопровождающего, их подмешивали в краску и смазывали их соком страницы.

Я где-то читала, что иногда пергамент для защиты от грызунов и прочей гадости обрабатывали сосновой живицей, то есть скипидаром. Но лук с чесноком - это ядерная смесь. Или их использовали по отдельности?

lisitza писал(а):
Помимо пристанища для временных выставок, это постоянно действующий музей. Открыт он на месте странноприимного дома, и мы можем видеть выходящие в коридоры двери с номерами.

Очень похоже на атриум какого-нибудь современного отеля.

lisitza писал(а):
Самый крупный экспонат музея - мозаика со множеством птиц.

Невероятная красота и кропотливый труд. Ахх...

lisitza писал(а):
И еще один интересный экспонат. Вот это священнеческое одеяние, опять-таки по словам отца Аршака, сшито из палатки Наполеона.

От кутюр просто!

lisitza писал(а):
Мне кажется, экскурсия получается довольно обширной, поэтому продолжение следует.

Жду с нетерпением.
Алла, спасибо за интересный рассказ! Я с огромным удовольствием читала и картинки рассматривала.

П.С. Надеюсь, вчерашнее землетрясение вас не задело.

...

lisitza: > 07.02.23 01:07


 » Религиозная мозаика Армянского квартала

Allegra писал(а):
lisitza писал(а):
Красную делали из каких-то червяков и также разводили желтком.
Очевидно, из кошенили.

Я даже не знаю таких. Embarassed

Allegra писал(а):
lisitza писал(а):
Вот это священнеческое одеяние, опять-таки по словам отца Аршака, сшито из палатки Наполеона.
Если это правда, то ничего себе палатка! Золотом заткана, и сами узоры красивейшие.

Вероятно, палатка - это сама ткань, а вышивка, в том числе и золотом, сделана уже на готовой вещи.

Лена, спасибо. Землетрясение нас не задело. Кто-то говорил, что потряхивало. Я вообще все проспала. Smile Знаю, что наши спасатели в Турцию отправились.
Про пропорции лука и чеснока в качестве анти-паразитарных мер не знаю, просто упоминалось и то, и другое. Причем, говорили, что пергамент твари-вредители не едят, а бумага им нравится.

Продолжаем. Выходя из музея, наша гид предложила пройтись по закрытой части квартала, максимум, прогонят. Группа из трех человек тут же согласилась похулиганить. Я уж думала, идем тайком, но гид все же попросила разрешения у вездесущего отца Аршака. Тот скривился, но разрешил ссылаться на себя. Мы и пошли. Вскоре, и в самом деле, пришлось ссылаться. Smile Всего через несколько шагов по запретной территории нас окликнул охранник.

Буквально рядом с музеем стоит библиотека, а рядом с ней фигуры из армянского туфа.


Еще чуть дальше - школа с огромной спортивной площадкой, примыкающей к городским стенам. Расположившийся посреди плотно забитого строениями Старого города Армянский квартал обладает поистине крупными свободными площадями. Тут, пожалуй, надо сделать небольшую остановку и уточнить некоторые исторические моменты. Скажу честно, раньше я слышала совершенно иное и здесь могу ссылаться только на гида. По ее словам, армяне жили в Иерусалиме еще со времен Маккавеев, то есть, в сотых годах до новой эры. А в восьмидесятых годах до новой эры армянский правитель Тигран Великий ненадолго захватил территорию Иудеи, включая Иерусалим, и присоединил к своим титулам еще один - "царь Иудеи и Набатеи".

Мы же дошли до входа в обычно недоступный монастырь Архангелов.


Рядом ворота, через которые армяне выводили к выходу из Старого города осажденных иорданцами жителей Еврейского квартала во время Войны за независимость.
В уютном монастырском дворике кайфуют кошки настоятеля.


Вот этой оливе приписывают чудотворные свойства в деторождении.


Череда скромных арок ведет к совсем закрытой церковенке.


А венчает дворик небольшая часовня.


В Армянском квартале действует какое-то иное ощущение времени. Здесь еще не закончилось Рождество.


А античная колонна служит подпоркой для лестницы на второй этаж жилого дома.


Интересный крест вручали в общине за хорошие дела. Вот его изображение.


Он поразительно похож на крест ордена францисканцев: крупный центральный и четыре маленьких по сторонам от него. Этот крест был символом всех паломников, достигших Иерусалима. А по словам нашего гида, это и вовсе карта мира: в центре Иерусалим, а вокруг четыре стороны света, в которые разошлась благая весть.

Выйдя в открытую часть Армянского квартала, мы так же "на слабо" - вдруг открыта - отправились в Ассирийскую церковь. Она принадлежит общине сиро-яковитов, которая частично живет в Сирии. Удивительно, но ассирийский и, похоже, арамейский язык еще используются.
Вот вымпел общины - золотой орел распахнул крылья на красном фоне. Здесь же видна надпись над входом в церковь. Одна из ее строк на арамейском.


Внутри церковь небольшая, но любопытная.

Сами прихожане всегда считали эту церковь старейшей в Иерусалиме. Вокруг вроде бы строения времен крестоносцев. Но при очередном ремонте на стене церкви обнаружили вырезанную в камне табличку на сельском диалекте арамита.


Ее перевод гласит, что здесь был дом Марии, матери Иоанна, прозванного Марком, и позже этот дом провозгласили церковью. Табличка относится к первому-второму веку нашей эры. Так что, какие-то основания для утверждений местных прихожан существуют. А еще в этой церкви висит икона Марии, авторство которой приписывают евангелисту Луке.


Немного дальше есть неприметная лесенка в очередной лабиринт улиц, с которой можно сделать довольно симпатичный кадр Старого города.


А еще чуть дальше владения очередного религиозного меньшинства - маронитов.


Получилось так, что на Халкидонском Церковном Соборе (451 г.н.э.) марониты поддержали точку зрения большинства на слияние человеческого и божественного в Иисусе, но территориально оказались среди народов-"отступников", сторонников меньшинства, а именно: армян, сирийцев и коптов-египтян, которые предпочли не углубляться в характеристики этого слияния. По-видимому, жить среди сторонников другого догмата было не слишком уютно, но в исторически короткое время византийцев сменили парфяне, позже мусульмане, котором догматические споры внутри чужой религии были вовсе безразличны. В итоге, марониты сохранились как религиозная группа в рамках христианства, а позже и вовсе выделились в отдельную этническую группу. В настоящее время они в достаточно дружеских отношениях с государством Израиль и даже пытаются добиться разрешение на официальный призыв в Армию обороны Израиля.

В следующем дворике обнаруживаем еще привет из старых времен: калитку в мечеть Якуба.


Когда-то здесь стояла церковь Якова Персидского, но не устояла и перешла к следующим владельцам, сохранившим прежнее имя в названии мечети. Ну и забавно, как на этой картинке переплетается старое и новое: уже старинная, почти невидимая из-за стены мечеть, тележка, на которой до сих пор вручную развозят товары по рынку, и кот, флегматично взирающий на все происходящее с сидения современного мотоцикла.

Таким интересным получился у нас Армянский квартал с запретными уголками, с совершенно невероятными историями, настоящей религиозной мозаикой и доступными лишь знатокам намеками на прошлое. По-моему, очень здорово.

...

Allegra: > 07.02.23 10:35


Ох, как же я люблю все эти старинные строения - улочки, арочки, лестницы и даже тесные дворики!
Со всех сторон тебя окружает сама история. Правда, если задуматься, а как там живётся сейчас, есть ли там современные условия, то восторг идёт на убыль.
Очень жаль, что всё это разрушается. Красивая частично винтовая лесенка, подпёртая колонной, выглядит очень непрочной. Я бы побоялась пройти по ней.

lisitza писал(а):
Ну и забавно, как на этой картинке переплетается старое и новое: уже старинная, почти невидимая из-за стены мечеть, тележка, на которой до сих пор вручную развозят товары по рынку, и кот, флегматично взирающий на все происходящее с сидения современного мотоцикла.

Да, я поулыбалась, глядя на фото. После всей старины - вдруг современный мотоцикл, да ещё и кот сверху.
Спасибо за экскурсию! Действительно, сложная религиозная мозаика, в которой ещё попробуй разберись.

...

Masjanja: > 07.02.23 20:46


lisitza писал(а):
Буквально рядом с музеем стоит библиотека, а рядом с ней фигуры из армянского туфа.

Ух ты! А я была уверена, что туф светлый, а тут прямо-таки терракотовый цвет. Может, потому что армянский...

lisitza писал(а):
Еще чуть дальше - школа с огромной спортивной площадкой, примыкающей к городским стенам. Расположившийся посреди плотно забитого строениями Старого города Армянский квартал обладает поистине крупными свободными площадями. Тут, пожалуй, надо сделать небольшую остановку и уточнить некоторые исторические моменты. Скажу честно, раньше я слышала совершенно иное и здесь могу ссылаться только на гида. По ее словам, армяне жили в Иерусалиме еще со времен Маккавеев, то есть, в сотых годах до новой эры. А в восьмидесятых годах до новой эры армянский правитель Тигран Великий ненадолго захватил территорию Иудеи, включая Иерусалим, и присоединил к своим титулам еще один - "царь Иудеи и Набатеи".


lisitza писал(а):
В уютном монастырском дворике кайфуют кошки настоятеля.

Кошаки-то на породистых похожи.

lisitza писал(а):
Вот этой оливе приписывают чудотворные свойства в деторождении.

А зачем огородили тогда? Или только кошакам можно?

lisitza писал(а):
Череда скромных арок ведет к совсем закрытой церковенке.

lisitza писал(а):
А венчает дворик небольшая часовня.

Какими же чужеродными выглядят здесь достижения цивилизации: солнечные батареи, прожектор и все железяки.

lisitza писал(а):
В Армянском квартале действует какое-то иное ощущение времени. Здесь еще не закончилось Рождество.

lisitza писал(а):
А античная колонна служит подпоркой для лестницы на второй этаж жилого дома.

У меня вообще возникло ощущение, словно рассказ идёт о давних-давних временах. В общем-то так и есть.

lisitza писал(а):
Таким интересным получился у нас Армянский квартал с запретными уголками, с совершенно невероятными историями, настоящей религиозной мозаикой и доступными лишь знатокам намеками на прошлое. По-моему, очень здорово.

Очень здорово! Замечательная экскурсия и прекрасный рассказ. Алла, спасибо большое!

...

lisitza: > 26.02.23 21:06


 » Фестиваль цветов, оливы и фермы в пустыне

И снова здравствуйте. У нас тут уже настоящая весна, вокруг Иерусалима доцветает миндаль, на юге заканчивается цветение анемонов. Это настоящие красные луга цветов. Правда, они должны смениться белыми и фиолетовыми, но в эти выходные закончился месячный фестиваль "Даром адом", то есть, "Красный юг". На его последние дни мы с сыном и попали. Хвастаюсь.



Здесь можно гулять, любоваться цветами, сидеть на травке и кайфовать. А рядом работает настоящая деревенская ярмарка с местной едой, каруселями, попрыгушками и катанием на лошадях.

По дороге мы заехали в небольшой религиозный поселок Зимрат. Здесь выращивают цветы на продажу, держат небольшой показательный скотный двор и, для привлечения туристов, парк олив. Интересные деревья свозят с окрестных мест и высаживают заново. Оливы легко приживаются на новом месте, восстанавливаются после повреждений и возрождаются, пережив старение и умирание. В больших количествах смотрятся очень экзотично.

А в это дерево угодил "град" и застрял в стволе. Болванку опустошили и оставили на месте. По прошествии восемнадцати лет олива ожила.


Немного дальше, в местечке Маон, можно полюбоваться мозаичными полами синагоги пятого-шестого веков с изображениями местных животных и птиц, упоминаниями жертвователей и апсидой, направленной на Иерусалим.

Интересно, что неподалеку раскопали остатки церкви похожего вида и времени. И предполагают, что над обеими постройками работали одни художники.

А вот следующее место в поездке - настоящая иллюстрация более поздней истории страны, уже после обретения независимости. Южная часть страны, пустыня Негев, никогда не отличалась большим населением, а в первые десятилетия существования Израиля и подавно. Тогда власти предлагали всем желающим брать и обрабатывать столько земли, сколько люди осилят. Так возникали отдельно стоящие фермы, в том числе и эта.


Сперва, в 1961 году, здесь поселились два приятеля. Затем один вышел из дела, а другой женился и привез в эту глушь жену - молоденькую иерусалимскую девочку, незнакомую с сельской жизнью. Уже в 24 года она осталась вдовой с двумя детьми, но отказалась продать хозяйство. Какое-то время занималась всем сама, затем вновь вышла замуж. Сейчас на ферме живут ее дочь, второй муж и внуки. Здесь держат овечье стадо в 650 голов, производят свои сорта сыра и принимают туристов. Вокруг условия Дикого Запада - ветра, проселочные дороги и воровские бедуинские кланы. Неподалеку есть какие-то поселки, но отвечают за ферму по-прежнему ее жители.

И напоследок, снова немного природы: река Бсор с навесным мостом и дикими черепашками, первые маки и поля диких хризантем. Зимой это русло наполняется, а летом на каких-то участках может и пересохнуть.


А эта нежность - асфоделий, о котором я впервые услышала в "Гарри Поттер и философском камне". Если не ошибаюсь, в цветочном словаре этот цветок обозначает сожаление.

...

Allegra: > 26.02.23 21:21


lisitza писал(а):
Оливковый парк в Зимрат

Вот это стволы! Оливковые деревья я видела, но с тонкими стволиками, а это прям энты какие-то.

lisitza писал(а):
Синагога в Маон

Какая же кропотливая работа - эти мозаики.
А там впереди - дикие заросли кактусов.

...

lisitza: > 26.02.23 21:27


А эти кактусы - символ местных уроженцев, сабры. Они колючие и жесткие снаружи, а плоды мягкие и сладкие. А еще в самих плодах тоже есть иголочки, очень мелкие и болезненные. Через пару недель они растворяются в крови, но до этого причиняют много неприятностей. Smile

...

Allegra: > 26.02.23 21:34


lisitza писал(а):
А эти кактусы - символ местных уроженцев, сабры. Они колючие и жесткие снаружи, а плоды мягкие и сладкие.

Их ещё и едят!

...

lisitza: > 26.02.23 22:01


Едят. Не знаю, правда, как чистят.

А вот настоящий энт (они же мужского рода?) Написано, что ему три тысячи лет, наш гид счел, что полторы. Все равно немало.

...

Masjanja: > 26.02.23 23:01


lisitza писал(а):
И снова здравствуйте. У нас тут уже настоящая весна, вокруг Иерусалима доцветает миндаль, на юге заканчивается цветение анемонов. Это настоящие красные луга цветов. Правда, они должны смениться белыми и фиолетовыми, но в эти выходные закончился месячный фестиваль "Даром адом", то есть, "Красный юг". На его последние дни мы с сыном и попали. Хвастаюсь.

Боже! Травка зелёная, цветы красные, какая красота, как же чудесно!

lisitza писал(а):
По дороге мы заехали в небольшой религиозный поселок Зимрат. Здесь выращивают цветы на продажу, держат небольшой показательный скотный двор и, для привлечения туристов, парк олив. Интересные деревья свозят с окрестных мест и высаживают заново. Оливы легко приживаются на новом месте, восстанавливаются после повреждений и возрождаются, пережив старение и умирание. В больших количествах смотрятся очень экзотично.

Не просто экзотично, а просто как с другой планеты. А что вокруг деревьев намотано?

lisitza писал(а):
А в это дерево угодил "град" и застрял в стволе. Болванку опустошили и оставили на месте. По прошествии восемнадцати лет олива ожила.

Обалдеть!

lisitza писал(а):
Немного дальше, в местечке Маон, можно полюбоваться мозаичными полами синагоги пятого-шестого веков с изображениями местных животных и птиц, упоминаниями жертвователей и апсидой, направленной на Иерусалим.

Какая тонкая и изысканная работа!
А кактусы там как оказались? Это родные-местные или привезли откуда?

lisitza писал(а):
Интересно, что неподалеку раскопали остатки церкви похожего вида. И предполагают, что над обеими постройками работали одни художники.



lisitza писал(а):
А вот следующее место в поездке - настоящая иллюстрация более поздней истории страны, уже после обретения независимости. Южная часть страны, пустыня Негев, никогда не отличалась большим населением, а в первые десятилетия существования Израиля и подавно. Тогда власти предлагали всем желающим брать и обрабатывать столько земли, сколько люди осилят. Так возникали отдельно стоящие фермы, в том числе и эта.

Пёсу не жарко? В такой-то шубе.

lisitza писал(а):
И напоследок, снова немного природы: река Бсор с навесным мостом и дикими черепашками, первые маки и поля диких хризантем. Зимой это русло наполняется, а летом на каких-то участках может и пересохнуть.

Я смотрела и просто бездумно любовалась. Аххх....

lisitza писал(а):
А эта нежность - асфоделий, о котором я впервые услышала в "Гарри Поттер и философском камне". Если не ошибаюсь, в цветочном словаре этот цветок обозначает сожаление.

Как лилейник растёт: пучок мечевидных листьев и стрелка с цветками.

lisitza писал(а):
А вот настоящий энт (они же мужского рода?) Написано, что ему три тысячи лет, наш гид счел, что полторы. Все равно немало.

Полторы тысячи? Божечки, а как они подсчитали? Действительно, на энта похоже.

Алла, какая замечательная прогулка! Мне стало так радостно посреди свежевыпавшего снега. Спасибо огроменное!

...

lisitza: > 26.02.23 23:16


Masjanja писал(а):
lisitza писал(а):
И снова здравствуйте. У нас тут уже настоящая весна, вокруг Иерусалима доцветает миндаль, на юге заканчивается цветение анемонов. Это настоящие красные луга цветов. Правда, они должны смениться белыми и фиолетовыми, но в эти выходные закончился месячный фестиваль "Даром адом", то есть, "Красный юг". На его последние дни мы с сыном и попали. Хвастаюсь.
Боже! Травка зелёная, цветы красные, какая красота, как же чудесно!

Да, хорошо, еще и небо синее и солнце теплое.


Masjanja писал(а):
lisitza писал(а):
По дороге мы заехали в небольшой религиозный поселок Зимрат. Здесь выращивают цветы на продажу, держат небольшой показательный скотный двор и, для привлечения туристов, парк олив. Интересные деревья свозят с окрестных мест и высаживают заново. Оливы легко приживаются на новом месте, восстанавливаются после повреждений и возрождаются, пережив старение и умирание. В больших количествах смотрятся очень экзотично.
Не просто экзотично, а просто как с другой планеты. А что вокруг деревьев намотано?

Думаю, это шланги для капельного орошения

Masjanja писал(а):
lisitza писал(а):
А в это дерево угодил "град" и застрял в стволе. Болванку опустошили и оставили на месте. По прошествии восемнадцати лет олива ожила.
Обалдеть!

Самим не верится. Да еще сейчас в этих краях совсем не спокойно. Возле каждой автобусной остановки стоит бомбоубежище.

Masjanja писал(а):
А кактусы там как оказались? Это родные-местные или привезли откуда?

Наверное, местные.

Masjanja писал(а):
lisitza писал(а):
Интересно, что неподалеку раскопали остатки церкви похожего вида. И предполагают, что над обеими постройками работали одни художники.
lisitza писал(а):
А вот следующее место в поездке - настоящая иллюстрация более поздней истории страны, уже после обретения независимости. Южная часть страны, пустыня Негев, никогда не отличалась большим населением, а в первые десятилетия существования Израиля и подавно. Тогда власти предлагали всем желающим брать и обрабатывать столько земли, сколько люди осилят. Так возникали отдельно стоящие фермы, в том числе и эта.
Пёсу не жарко? В такой-то шубе.

Не знаю, там несколько похожих собак, может, пастухи, очень общительные и шерстяные.


Masjanja писал(а):
lisitza писал(а):
И напоследок, снова немного природы: река Бсор с навесным мостом и дикими черепашками, первые маки и поля диких хризантем. Зимой это русло наполняется, а летом на каких-то участках может и пересохнуть.
Я смотрела и просто бездумно любовалась. Аххх....

Мы с сынуликом еще по мосту туда-обратно прогулялись и по окрестным тропинкам поскакали. С дочкой я испугалась. Smile А он верещал, но шел. Даже за руки не хватался.

Masjanja писал(а):
lisitza писал(а):
А эта нежность - асфоделий, о котором я впервые услышала в "Гарри Поттер и философском камне". Если не ошибаюсь, в цветочном словаре этот цветок обозначает сожаление.
Как лилейник растёт: пучок мечевидных листьев и стрелка с цветками.



Masjanja писал(а):
Алла, какая замечательная прогулка! Мне стало так радостно посреди свежевыпавшего снега. Спасибо огроменное!

В этом и цель была. Рада доставить удовольствие. Зато я в фейсбуке ваши снежные фотки ловлю и подвываю.

...

Elka: > 27.02.23 02:15


lisitza писал(а):
У нас тут уже настоящая весна, вокруг Иерусалима доцветает миндаль, на юге заканчивается цветение анемонов. Это настоящие красные луга цветов.

Действительно, настоящая весна! И уже даже явно не ранняя! Wink
А красные цветы это маки? Или анемоны?
Allegra писал(а):
А там впереди - дикие заросли кактусов.

Это же опунция? Я такие заросли только в Аланье, в Турции видела. Вот красота, наверное, когда они цветут! В какой месяц они у вас зацветают? У нас, в Геленджике, в июне, или в конце мая. Ещё интересно - цветы желтые или розовые?
lisitza писал(а):
Они колючие и жесткие снаружи, а плоды мягкие и сладкие. А еще в самих плодах тоже есть иголочки, очень мелкие и болезненные. Через пару недель они растворяются в крови, но до этого причиняют много неприятностей.

Я около нашей беседки в Геленджике посадила опунции, они разрослись (но не так, конечно, как у вас Laughing ) и даже через пару лет зацвели. А потом у нас появился малыш и мне пришлось выкорчевать их, чтобы ребёнок не мог занозить руки. У опунций имеются, так называемые, глохидии - маленькие пучки очень тонких, но коварных, иголочек. Если они попадают на кожу, потом очень болезненные ранки, и эти "занозы" очень трудно вытащить.
Я высадила эти выкопанные опунции на общественной территории, там уже были другие посажены, и каждую весну они радуют глаз красивыми крупными желтыми цветами. А через дорогу у соседей - цветут розовыми цветами, но там и сорт другой, "лепёшки" с явными крупными иголками.
Плоды бывают, я слышала, что их едят, но у самой даже не было мысли попробовать.
lisitza писал(а):
А вот настоящий энт (они же мужского рода?) Написано, что ему три тысячи лет, наш гид счел, что полторы.

Феноменальный вид! Фантастически красиво! 🌳
Спасибо за экскурсию!

...

lisitza: > 27.02.23 08:45


Элен, красные цветы - это преимущественно анемоны. Маки пока видны только на одной фотографии - отдельные цветочки среди желтых хризантем. Энт - это та же старая олива, просто очень разросшаяся, у них же новые побеги примыкают к отмирающему стволу. Это Эйлин назвала предыдущие деревья энтами, а я поддержала. Smile Опунций я живьем практически не вижу, все-таки городская жительница, не могу вспомнить цветы. А есть их точно можно, просто пусть от иголок чистят на рынке, они умеют.

Да, весна у нас красивая. Есть еще ирисы на севере, но туда я в этом году вряд ли попаду. Жаль только, что скоро опять придет жара и очень многое высохнет.

...

lisitza: > 17.03.23 15:38


 » Пурим в Иерусалиме

У нас недавно прошел, наверное, мой любимый еврейский праздник - Пурим. Один из немногих, он основан не на Торе (Ветхом Завете), а на более поздней книге. Кажется, единственный, где Бог напрямую не появляется вообще, и при всех чудесных случайностях и совпадениях все делают люди. И наконец, очень близкий светскому населению, поскольку позволяет подурить в свое удовольствие без руководящих указаний сверху в прямом и переносном смысле.
Вкратце история такова. В шестом веке до новой эры еврейское население было из Иудеи (окрестности Иерусалима) изгнано в Персию. Под конец периода изгнания у тамошнего царя Ахашвероша (Ортоксеркса) в советниках оказался ярый антисемит Аман, задумавший убить всех евреев империи. Ему даже удалось убедить в этой затее царя и быстренько разослать соответствующие приказы во все концы страны. Зато другой советник, еврей Мордехай, чья племянница была женой царя (кстати, тот не знал ни об их родстве, ни о ее еврействе), убедил ту помочь, и после всех перепетий еврейские жители страны получили право защищаться и одолели всех врагов. И с тех пор празднуют спасение от "окончательного решения вопроса". Интересно, что в старых городах, обнесенных на момент событий стеной, празднуют на следующий день после всего остального мира. К числу этих городов относится и Иерусалим.
Заповеди празднования в религиозном мире на удивление мягкие: перечитать эту историю, помочь бедным, обменяться сладкими подарками и устроить пир. В светском мире все еще проще: нарядиться и хорошо повеселиться, обмен сладостями принят, но не обязателен.
И как раз в иерусалимский Пурим я отправилась на экскурсию в наши религиозные районы (правда, более спокойные) Нахлаот, наделы. Часть из этих "наделов" до сих пор находится в частной собственности фондов и филантропов, выкупивших их еще в девятнадцатом веке. Таковы, например, "батей Ранд" (дома Ранда), названные в честь первого хозяина этой земли и строителя квартала. Здесь живут ультраортодоксы, и жизнь особо не меняется. Говорят здесь и на идиш, и на иврите, на общем балконе вдоль всего здания собираются поболтать и обменяться новостями, а пуримским утром местные наряженные детишки бегают и разносят подарки соседям.


То же происходит и в соседнем районе.

Пройдет совсем немного времени, и улицы опустеют, и народ разойдется пировать.
Интересно, что в этих районах мы совсем не видели взрослых в костюмах. Да и детские наряды довольно незатейливы: герои той давней истории, зверюшки, просто персонажи с улицы. Зато мы видели подготовку к празднованию. За открытыми дверями накрывались большие семейные столы, где-то нас приглашали зайти и выпить в честь праздника.

Нарядился и сам город.




На последнем снимке театр Жерар Бахар. Когда-то здесь проходил едва ли не самый драматичный суд нашего времени - над Адольфом Эйхманом. А сейчас в скверике рядом читают историю спасения от другого злодея, также закончившего дни на виселице.

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение