![]() |
...собравшись все вместе, жители деревни пошли в лес за Майским деревом. Выбрали подходящее, срубили и потащили с прибаутками и песнями на луг посередине деревни. Мужчины укрепили его, счистили нижние ветки, оставив только верхушку, и предоставили украшать его девушкам. В ход пошли ленты, цветы, и вскоре Майское дерево расцвело во всей своей красе. Пляски под ним начнутся к вечеру, а перед этим выберут Королеву Мая. Майское дерево в Уэльсе ...народ шел сплошным потоком, из колонны смешавшись уже в веселую толпу, подхватывая песни, размахивая березовыми ветвями, старательно украшенными цветами и бантами с развевающимися концами. Нежные листочки только что распустившейся березы придавали празднику запах и цвет весны, красные банты и ленты рождали у народа радость, энтузиазм и веселье. Почти четыреста лет и тысячи километров разделяют эти два праздника. Одинакова лишь его дата: 1 мая. Первый проходил в Англии и описан в 1583 году пуританским писателем Филиппом Стабсом в книге «Анатомия злоупотреблений» как пример языческого и богопротивного действа. Второй праздник – мое детское воспоминание Первомайской демонстрации. Тоже своего рода «анатомия злоупотреблений»? Но факт тот, что у меня, как и у многих других, Первомай ассоциируется именно с зелеными ветками распустившейся березы, украшенными цветами и кумачовыми лентами. Впереди колонны - флаги и транспаранты, а позади мы все с ветками березы, цветами, шарами. ...а еще – воспоминание из раннего детства: хоровод детишек в детском саду, старательно поющий: Некому березу заломати, Некому кудряву заломати... Значит, некому наломать ветвей распустившейся березы, чтобы отметить Майский праздник. Эта песня – «Во поле береза стояла» - фольклорный памятник древнему обряду. Древний обряд – магический обряд. Магические числа, магические праздники... Некоторые почти забыты, некоторые становятся всенародными, пышно справляются и почти потеряли свое магическое значение, как Самхейн, который в Америке превратился в шутовской Хэллоуин. Вообще-то колонисты привезли в Америку европейские традиции, а вместе с ними и некоторые обряды старой веры. Но там это не прижилось кроме карнавала Хэллоуина. В Европе старые традиции умирают медленно, а порой сохраняются в мелочах, когда уже никто и не помнит, откуда что пошло, что это значило раньше. У нас ведь тоже такое происходит. Взять, например, песню про березу, которая жива до сих пор. А наша страсть зажигать летом после заката костры? И всегда найдутся смельчаки, рискнувшие через него перепрыгнуть. Те, кто попытается разыскать древние корни магических обрядов, обязательно выяснят, что 5-6 тысяч лет назад верования и обряды древних славян через степи Причерноморья попали на благодатную почву средиземноморского побережья Ближнего Востока, острова Эллады, захватили народы Южной Европы, стали основой кельтского мифотворчества, продвигаясь уже с юга на север и охватывая всю Европу, замыкая круг. Это похоже на общий котел, в котором сплавились представления древних народов об окружающем мире. Поэтому древние верования и обряды в разных странах так похожи. (Ниже - "Майское дерево на ярмарке" Франсиско Гойи) Отмечались издревле как праздники дни равноденствия: весеннего (21 марта), летнего (22июня – летнее солнцестояние, знаменитый Иванов день), осеннего (21 сентября) и зимнего (22 декабря). Это подтверждает точность и высокое искусство древних астрономических наблюдений. Но были еще четыре дня в году, которые чтили даже больше. Это дни, когда энергия циклических процессов Земли, меняющих направление в дни равноденствия, набирают мощь, как Луна из тонкого серпика приобретает к середине лунного месяца вид полной, круглой, яркой небесной лампады. Эти дни были в старину днями магии, днями Силы и имели каждый свое имя. 2 февраля чтили В те времена, когда закладывалась эта традиция, важнейшим было всеми способами – трудом и заклинаниями – получить от природы еще один шанс на выживание, возможность пережить еще одну зиму. А основой благосостояния была щедрость природы, дающей пищу. Главными праздниками были весенний праздник Костров Белтейн и праздник Урожая Ламмас. Весной просили милости у природы и в конце лета получали воздаяние. Майское дерево в Оксфордшире. Англия Майское дерево и праздник вокруг него подробно описаны. От упомянутого Филиппа Стабса до Дж. Дж. Фрэзера, который в своей знаменитой «Золотой ветви» провел анализ обычая отмечать Белтейн в разных странах во времена от древности до 19 века. В каждой стране считают, что Майское дерево – это их изобретение, но факт тот, что от Франции до Швеции, от России до Шотландии и Ирландии весенние праздники с деревьями, березовыми ветками, первыми цветами, плясками и прыжками через костер сохраняют свою притягательную силу, хотя их магическое значение утрачено. В чем же заключалась магия? Вспомните кадры весеннего языческого праздненства из фильма Тарковского «Андрей Рублев». Все там пронизано магической тайной: звуки леса, тихий шепот и женский смех, журчание воды и шелест листвы. Столкновение первобытной, языческой жизни, слившейся с природой и любовью, – и религиозного аскетизма; столкновение, приводящее в смятение, настолько несовместимы они друг с другом. Пуританин Стабс в шок не приходит, он полон религиозного негодования: «В майский праздник...все молодые люди, девушки, пожилые люди и их жены отправляются ночью в леса, рощи,.. где всю ночь проводят в приятных забавах. А утром они возвращаются, принося с собой для украшения своих сборищ березу и ветки деревьев. Тут нечему удивляться, потому что с ними пребывает и присматривает за их развлечениями и забавами великий правитель – это князь ада Сатана... Я слышал от людей весьма почтенных и заслуживающих доверия, что едва ли одна треть из ушедших ...в лес девушек возвращалась домой столь же целомудренной.» Так что же происходило в майскую ночь, таинство или блуд? Ну, если честно, то в 18-19 веках случался и блуд. Но истина в том, что происходит таинство. Каждый человек, пришедший в лес в ночь на 1 мая – это уже не простой человек, а символ природы, пробудившейся после зимнего сна, наполняющейся жизненными соками, готовой к цветению и плодоношению. Об этом и просили участники Белтейна: о возрождении и богатом урожае, что приносит с собой Любовь. Она рождается в магическом огне костра, в ритуальной пляске вокруг Майского дерева, в выборе Королевы Мая – самой красивой девушки, которую называют в некоторых местах Майской Розой. Королеву Мая торжественно выдавали замуж за Зеленого Человека или Лесного Человека, мужчину, с головы до ног обвязанного зелеными ветками. Инсценировка свадьбы была кульминацией игры и должна была дать толчок плодоносной природе. Вот в этом и заключалась магия. А главное – все участники сознавали свою значимость в возрождении души природы: они участвовали в таинстве, и оно приносило реальные плоды. Это как в поговорке: петух не пропоет – утро не наступит. Так и древние люди были уверены, что если не встретить как положено весну, то и урожая осеннего не дождешься! Майское дерево в Германии Майское дерево в Уэльсе А теперь о самом важном. Во времена, когда зарождался праздник Белтейн, культ Природы-кормилицы и поклонение Майскому дереву, единственным календарем был лунный. И Луна была главной в природе и жизни человека. Ведь так просто было выяснить, какой день месяца наступает: стоило посмотреть в ночное небо на луну, и сразу видно, в какое она находится фазе. Подозреваю, что несколько тысячелетий назад дни вообще не связывали с числами, поэтому Белтейн отмечали не с 30 апреля на 1 мая, а каждый год в полнолуние, которое приходится с разбросом с конца апреля до почти середины мая. Постепенно сформировалось привычное нам летоисчисление и все встало на свои места – по датам, но вошло в противоречие с лунным календарем, так что Белтейн не всегда празднуется в полнолуние. Но в те годы, когда нужные даты совпадают с полнолунием, праздник приобретает особо магическую силу. Если заглянуть в лунный календарь, то обнаружится, что в 2001 году, первом году тысячелетия, полнолуние наступило 7 мая, в 2002 году – 26 апреля, а в 2003 году Белтейн вообще пришелся на первый лень лунного месяца, и луны почти не было видно всю ночь. В 2004 году полнолуние было 3 мая, в 2005 году – 22 апреля, в 2006 году – аж 11 мая. И наконец, в 2007 году Белтейн приходится впервые в этом тысячелетии на полнолуние: 1 мая начинаются пятнадцатые лунные сутки. Самая магическая ночь, самый праздничный день. Мой вам совет, если будете в этот день на природе – зажгите костер. А хватит смелости – прыгайте через него. Небось не растаете, как Снегурочка, а силы от огня, может, и наберетесь, огонь спалит все печали и болезни. И обязательно срежьте в лесу хоть одну березовую ветку, украсьте ее в память о тысячах поколений предков, которые так делали из года в год. Ну а уж спеть «Во поле береза стояла» - это на ваше усмотрение, это если музыкальный слух есть!
|