Когда-то я писала о статье относительно альтераций на портретах Ричарда III. Там упоминается Фредерик Хепберн, искусствовед и член Кролевского Общества Древностей, который и проделал анализ портретов. Так вот, он нашел ещё один "портрет со сломанным мечом"! Объявися этот портрет в Брюсселе, на аукционе 1921 года. Неизвестно, где он был до этого, и неизвестно, к кому попал после аукциона. Но в 2016 портрет появился снова, и дилер хотел, чтобы этот портрет был почищен и отреставрирован перед продажей, так что Хепберн получил возможность хорошо эту работу исследовать.
Выяснилось, что альтерация с плечом короля была проведена и на этом портрете, но это было единственное изменение. Во всех остальных частях, портрет остался таким, каким его написали в 1530-х годах. И он был в хорошем состоянии! Хепберн отмечает необычайную тщательность, с которой написаны глаза короля - он считает это доказательством того, что художник старался достигнуть максимального сходства. Тем не менее, он также убежден, что линия носа была изменена с целью придать изображению некоторую гротескность. Те же альтерации были сделаны на портрете из Виндзора и на арочном портрете Сообщества Антикваров. Но результат в целом получился довольно поразительным для периода правления Тюдоров: Ричард III выглядит не злодеем, а весьма приятным человеком.
Искусствовед не был бы искусствоведом, если бы не попытался найти в портрете какое-то скрытое послание, понятное современникам, но непонятное для нас. Таким посланием в этом портрете может быть выбор цветов. Зеленый цвет туники - намек на злодейский характер. Голубой, золотой и пурпурный - цвета фантастического тюдоровского дракона.
Моё личное мнение: Большой Гарри имел какие-то скрытые эмоции по отношению к Ричарду III, о чем говорит довольно большое количество портретов "врага династии", сделанных в период его правления. Включая даже чисто аутентичную пробу написать не копию с оригинала, а совершенно самостоятельный портрет:
Да, попытка корявая в цветах и пропорциях, но именно лицо, и то же старание сделать взгляд осмысленным - они есть. К слову, имею мнение, что жест с кольцом - это не копия жеста с "жениховского" портрета. Это жест передачи кольца короля, которым королей "венчали" с королевством.
Что касается цветов - не логичнее ли предположить, что если золото, синева и пурпур отнесены к тюдоровскому дракону, то и зеленая туника тоже имеет какое-то отношение к зеленому дракону?)) У меня, впрочем, интерпретация цветов совершенно другая. В 1480-х зеленый ещё не имел дурной репутации. Это был дорогой цвет, получаемый при помощи дорогущих красителей. Но я могу согласиться, что зеленой туникой Ричарда "привязали" к зеленому дракону. Как члена семейства. Пурпур и синева - это цвета знамени Ричарда:
Что касается золота, то, как понимаю, у ричардова вепря были золотые клыки и копыта, да и белая роза Плантагенетов была с золотыми лучами.
Вообще, из всех портретов Ричарда я больше всего люблю именно портрет со сломанным мечом. На нём даже не измученный событиями 1483-85 годов король, а ещё герцог Глостер - молодой, отчаянный и... нахальный, да.
портрет из коллекции Тюдоров, написан между 1523 и 1555 гг
А вот на новом портрете "со сломанным мечом" уже взрослый мужчина, но тоже энергичный и предприимчивый.