miroslava:
18.10.11 13:48
froellf писал(а):Как нам понять их...
Можно понять, если представить их жизнь. Ведь эти люди растут в очень тесном семейном мирке, с младенчества воспринимают только те правила и нормы, которые внушаются им родными. Никаких других вариантов, никакой другой информации. Их практически «зомбируют» на то, чтобы они повторяли жизнь своих родителей, а не предлагают право выбора между разными способами существования.
Иногда, впрочем, пересадка таких вот «болванок» на другую почву дает интересные результаты. Мне приходилось несколько лет назад читать материал о так называемых «женах из Азии». Дело в том, что во время войны во Вьетнаме многие американские военнослужащие женились на тамошних девушках: вьетнамках, корейках, филиппинках и т.д. Они были воспитаны так, что из них выходили вполне «традиционные» жены, озабоченные лишь счастьем и благополучием своего мужа, а о своем счастье и благополучии даже не думавшие. Этот процесс набрал обороты в конце 60-70-х годов. Тогда многие брачные агентства в США сделали неплохой бизнес на организации таких браков. Дело в том, что в Америке вовсю полыхала «сексуальная революция» и найти для будущей брачной жизни себе послушную, верную, не обремененную всякой «феминистской чепухой» девственницу из числа американок стало так же нереально, как и встретить динозавра. А очень многим американским мужчинам хотелось именно таких жен, каких еще довольно свободно «добывали» их отцы из своих, местных. Вот и стали рекламировать американские брачные агентства девушек из Кореи, Вьетнама, Таиланда, Филиппин и других стран Юго-Восточной Азии: специально демонстрировали семьи женившихся там американских солдат и показывали, насколько милые и послушные у них женушки, не в пример свихнувшимся на феминизме стервозным американкам. Специальные агенты шныряли по нищим кварталам городов и еще более нищим деревушкам азиатских стран и «вербовали» желающих выйти замуж за американского мужа и осуществить «американскую мечту». Желающих, как вы понимаете, нашлось очень много.
Спустя 20 лет, в конце 90-х годов, какой-то социологический институт в США провел исследование о таких браках: брали материалы из брачных агентств и отслеживали судьбу такой семьи. И оказалось, что в этих семьях процент разводов даже немного выше, чем процент разводов в семьях, где муж и жена были оба – американцы. Стали расспрашивать – что, да как. И оказалось, что спустя несколько лет переселения в Америку эти девушки начали перенимать взгляды и менталитет американских женщин, начали «качать права», требовать к себе такого же отношения, как и американские жены. А способов «приструнить» их – не было. Если, скажем, выходцы из мусульманских стран стараются жить компактно, сохранять свою культурную среду и выдавать своих дочерей только за «своих» - то в таких условиях контролировать женщину даже в европейской стране несложно. От мужа уйти можно только к родителям, а те не погладят по головке за такое самовольство.
В другом положении оказались «жены из Азии». У них вся родня осталась на родине, в Америке они знали только мужа, да еще соседей. И соседок. И рано или поздно в голове начинались формироваться крамольные мысли: почему я, бывшая Мэй Лян, а нынешняя миссис Харрисон, не могу себе позволить делать то же, что делает миссис Форд – моя соседка справа? Или почему мой муж меня не уважает так, как мистер Смит уважает свою жену миссис Смит – мою соседку слева? В результате очень многие бывшие «традиционные» жены «развратились» в глазах своих мужей так же, как и американки. И результатом становился – развод.
Конечно, много было и таких, кто на всю жизнь оставался «традиционной женой», но все же немало «азиатских жен» проделало вот такую эволюцию.
(Кстати, согласно тому же исследованию, разведенные «азиатские» жены в большинстве своем не пропадали. Они быстро находили себе занятие или осваивали какую-нибудь не слишком квалифицированную профессию, которая мало привлекала коренных американок, и жили себе – не богато, но вполне по американским меркам обеспеченно).
Человек очень быстро начинает чувствовать себя свободным – дайте ему хоть малую возможность…
Шано писал(а):Чтоб немножко отвлечь от китайских проблем: прочитала сегодня в ЖЖ о средневековых нравах
"Читая книжку "Registre criminel du Chatelet de Paris"/""Уголовный регистр крепости Шатле" за 1389-1392 годы составленную Аломом Кашмаре, секретарем суда по уголовным делам в эти годы,
Шано! Прелесть что такое - эта история!
Я и смеялась, и головой качала - ведь действительно могли сжечь на костре за банальный адюльтерчик, да еще санкционированный престарелым мужем! Сюжет, достойный "Декамерона" Бокаччо
...
Шано:
18.10.11 14:07
» "Два письма"
miroslava писал(а):ведь действительно могли сжечь на костре
Оффтоп: У меня есть рассказ на эту тему - "Два письма". В первом письме воспроизводится рассказ, вычитанный мною в одной книге, якобы исторический факт. Во втором - мои домыслы на тему, как это могло выглядеть в реальности.
Письмо первое, писанное госпожой*** госпоже де Вильсавен.
Дорогая Софи-Аньез, спешу ответить на твое письмо, поэтому постараюсь быть краткой и свои хозяйственные хлопоты не описывать. Сообщу лишь, что все наши здоровы, а госпожа *** скончалась, но ее кончина и похороны заслуживают отдельного письма, а ты просила ответить срочно, поэтому сейчас не буду вдаваться в частности.
Ты спрашивала об истории, случившейся с некими господами Санрошем и Феролем пару лет назад. Мне не пришлось наводить справки, эта история еще у всех на памяти, как будто с той поры прошла всего неделя. Кстати, ты должна помнить господина Санроша, он кузен господина ***, но, впрочем, ты так давно у нас не бывала, а его поместье находится довольно далеко от нас.
Господина Фероля я никогда не видала, и все, что могу сообщить по рассказам других, он считался в округе известным охотником, а ты же знаешь, что Овернь всегда была раем для охотников: в лесах полно дичи, оленей, медведей, в чистейших реках ― рыбы. Ах, тут на днях молодой *** читал свои стихи на эту тему… Ну, извини, я обещала не отвлекаться.
Итак, однажды в полдень, кажется, в сентябре, а может, в октябре 1580 года этот самый Фероль, гостивший у Санроша, зашел к хозяину и пригласил поохотиться на оленя. Санрош в тот момент ожидал адвоката, с которыми должен был заниматься неотложными делами, и с сожалением отказался. Фероль ушел охотиться один.
Спустя час или два адвокат ушел, и господин Санрош решил прогуляться. Он не отошел от дома на полмили, когда встретил Фероля. Его платье было изорвано и покрыто грязью и пятнами, похожими на кровь. Фероль был сильно утомлен и едва дышал, так что Санрош отложил вопросы и ограничился тем, что взял у охотника мушкет и сумку для добычи.
Отдышавшись, Фероль рассказал следующее.
Его охота была неудачной, олени не подпускали его на расстояние выстрела, и он возвращался домой, когда услышал жуткое рычание из оврага, склоны которого заросли папоротником. Медленно пятясь, охотник приготовил ружье, но огромный волк выскочил так внезапно, что выстрел не попал в цель. Волк прыгнул на охотника, норовя вцепиться ему в горло. К счастью, Фероль успел ударить его прикладом.
Ты знаешь мое отношение к этим охотничьим рассказам, дорогая, все охотники отважны как Дегюклен, но так или иначе с помощью мушкета, который он превратил в отличную дубину и тяжелого кинжала с широким очень острым лезвием, Фероль смог противостоять огромному зверю. Он в конце концов сумел отсечь зверю лапу, и зверь убежал. У охотника не было сил преследовать его и он поплелся домой, изнемогая от усталости.
Слушая этот рассказ, Санрош то и дело прерывал его восклицаниями. Уже в саду Санроша Фероль указал на свою сумку: «Я прихватил лапу зверя с собой, ― сказал он. ― Ты можешь убедиться в правдивости моего рассказа».
Он открыл сумку и сдавленно крикнул. Уж казалось, он и так бледен, но сейчас он побледнел еще больше. «Ничего не понимаю, ― прошептал Фероль. ― Ведь это же была волчья лапа!»
Санроша охватил ужас: в мешке лежала отрубленная кисть руки. На мертвых изящных пальцах было несколько колец. И с еще большим ужасом Санрош узнал одно из них, украшенное голубым топазом. Это был любимый перстень его жены.
Санрош завернул кисть в платок и кликнув слуг, велел им позаботиться о Фероле. После чего направился прямо в комнату своей жены. Она лежала на кровати в полубессознательном состоянии, истекая кровью. Кисть ее руки была отрублена. Немедленно вызвали доктора, и жизнь госпожи Санрош удалось спасти.
Моя нянюшка Жакетта утверждает, что оборотня можно сделать человеком: достаточно поцарапать возле кончика носа, чтобы выделилось три капельки крови, и все развеется, как дурной сон. Винить же человека за то, что сотворил он, когда был зверем, нельзя ― ведь в звере нет человеческого сознания, и он поступает согласно своей натуре.
Но, знаешь ли, Санрош был не очень хорошим мужем, и он донес на несчастную женщину властям. Было начато судебное разбирательство и после пыток госпожа Санрош созналась в своих злых делах. Ее сожгли у столба, бедняжку.
Вот такие дела творились у нас в Оверни в год от рождества Христова 1580.
Отсылаю тебе это письмо, как видишь, совсем немногословное, и сажусь писать подробное о всех наших делах. Прямо-таки рука чешется описать тебе кончину госпожи*** во всех подробностях ― этот рассказ пригодится, я думаю, для твоего Октомерона.
Остаюсь твоя…
Письмо второе, писанное госпожой де Вильсавен
настоятельнице Сен-Журденской обители.
Преподобная матушка Схоластика!
Хоть это и не подобает нашему полу, а пришлось и мне побывать в роли исповедника, и, как подобает нашему полу, я не в состоянии удержать исповеданное в себе.
Не так давно в Шамбор прибыл по каким-то делам некий господин Фероль. Тут с ним случился несчастный случай на охоте, не то его сбросил норовистый жеребец, не то еще что-то, право же, вникать в подробности мне не захотелось, когда я увидала его. Мне бы и видеть его не хотелось ― вы же знаете, матушка, я не ищу места у одра страждущих, да и от болящих стараюсь держаться подальше, ― но этого несчастного Фероля оказалось куда ближе везти в Вильсавен, чем в Шамбор, и мне, как хозяйке, пришлось позаботиться о раненом.
Придя в сознание, этот Фероль, вероятно, понял, как близко он находится к Господу и пожелал исповедаться. И, как на грех, ни одного духовного лица вокруг. Право же, матушка, не вам будь сказано, а как не надо, так этих монахов вокруг, как пчел на меду, а как надо ― так и не найти никого. Я, конечно, послала за кюре, но умирающему минута кажется часом, а час ― вечностью. И этот несчастный, взяв меня за руку, сказал, что умирать без покаяния он не желает, и грешил он много, но все грехи его не так отягощают, как один из них, и с ним на душе он умирать не хочет (Фраза неудачная, но как выразиться лучше, не знаю). В общем, хоть я и не исповедник, и даже не монашка, а пришлось мне выслушать рассказ, который я не постесняюсь назвать удивительным и ужасным.
Несколько лет назад этот самый господин Фероль гостил в Оверни у своего приятеля некоего Санроша. Этот Санрош имел жену, молодую даму, весьма красивую, по словам Фероля. Фероль, как это бывает, влюбился в нее, но дама оказалась неприступна, и его намеков будто бы не понимала, а когда он начал признаваться ей в любви в простых и ясных выражениях, объявила, что слушать таких слов не желает. Между тем Фероль проведал, что у дамы есть любовник, о котором муж, обычный провинциальный сельский простак, и знать ничего не знал.
И вот Фероль узнал, что в час, когда муж будет заниматься делами с адвокатом, дама назначила любовнику свидание у дальней садовой сторожки. Фероль под предлогом, что хочет пригласить Санроша на охоту, зашел к нему и удостоверился, что тот определенное время будет занят, а потом поспешил тайком к заброшенной сторожке и убедился, что дама встретилась со своим другом.
Когда же возлюбленные расстались, он пошел следом за дамой и на уединенной полянке попросил даму даровать ему то, в чем она не отказывала своему любовнику, угрожая ей тем, что расскажет все мужу. Дама тем не менее воспротивилась. Слово за слово, Фероль схватил даму за руку, она попробовала дать ему оплеуху ― распаленный такими обстоятельствами, Фероль решил учинить насилие, угрожая ей кинжалом, дама же начала оказывать ему сопротивление и весьма успешно противостояла ему. Это была молодая сильная женщина, окрепшая от продолжительных прогулок и охоты, «настоящая Юнона», вспоминал Фероль. Ярость придавала ей силы, драка стала уж нешуточной ― дошло до того, что она, как фурия, нанесла ему несколько ударов вырванным у него мушкетом, а он уже не угрожая, а всерьез был вынужден бить своим огромным кинжалом ― судя по рассказам, это был скорее мясницкий тесак. Этим ножом он отсек ей кисть руки. Нанесенное даме ужасное увечье отрезвило его, и он, потрясенный, отступил. Женщина, побледневшая как смерть, прижала к себе культю другой рукой и убежала. Фероль подобрал свой ужасный трофей и положил в охотничью сумку, взял свой мушкет и поспешил прочь из злополучного сада. Через несколько минут, уже в лесу, он опомнился. Дело получалось нешуточное.
В это время ему повстречался вышедший погулять Санрош, чьи занятия с адвокатом закончились. Он еще ничего не знал. Чтобы оправдать свой изрядно потрепанный вид, Фероль наскоро изобрел сказочку о схватке с огромным волком. Ничего не подозревающий простак заботливо повел его в дом. Фероль же лихорадочно соображал, как ему спастись. Наконец спасительная мысль пришла ему в голову ― но какая невероятно изощренная... Он сообщил Санрошу, что отрубил волку лапу и может предъявить ее в качестве доказательства своего рассказа. И предъявил потрясенному Санрошу кисть его супруги, сам делая вид, что безмерно изумлен.
Вот так рождаются истории об оборотнях, преподобная матушка.
Несчастная искалеченная женщина попала под следствие и погибла на костре, оболгав себя под пытками.
А этот негодяй Фероль дождался-таки кюре, повторил ему свою исповедь и получил отпущение грехов, после чего со спокойной совестью и умер.
Я написала в Овернь, наводя справки об этой истории, и прилагаю к этому письму список с ответа моей родственницы, госпожи ***.
И сейчас, вспоминая слышанные мною истории об оборотнях, преподобная матушка, я думаю ― чьи же преступления прикрывают эти такие невероятные на первый взгляд россказни.
А россказней этих развелось за последние сто лет, матушка.
Как мне не хватает наших пятничных вечеров, особенно сейчас, зимой. Надеюсь, мне все же удастся вырваться к вам на богомолье. А пока помолитесь за вашу преданную Софи-Аньез де Вильсавен.
...
miroslava:
19.10.11 15:06
Lapunya писал(а):Мирослава, и снова браво! Очень актуально и интересно, а кроме того, интересно подано
Спасибо, я рада, что понравилось
Единственно жалко, что не смогла привести ссылку на эту статью - пришлось писать по воспоминаниям. Этот материал я отыскала год назад в Интернете, там все было подробнее, с цифрами, интервью. Но в свое время я не сделала закладки, а теперь ни по одному поисковику так и не вышла на эту статью. Так что пришлось своими словами.
froellf писал(а):Отправляясь по твоей ссылке, даже не предполагала, что увижу еще более, на мой взгляд, преступные традиции и обычаи, которые существуют и поныне. Вот это стало для меня еще большим шоком...
Женское обрезание И ведь это существует и поныне!!!
Эльфи, я просто в диком ужасе! Вчера только глянула мельком (некогда было), сегодня прочитала подробнее - и вот уже часа два не могу отойти. Про женское обрезание я знала и раньше, читала статью в каком-то журнале, но там все было подано хотя и достаточно подробно, но без иллюстраций. А как говорится лучше один раз увидеть... Хотя ТАКОЕ даже в страшном сне не хочется видеть! Мне не было так плохо даже когда я подбирала материал по "золотым лотосам": по крайней мере это "дела давно минувших дней", а обрезание и сейчас практикуют!
froellf писал(а):Как-то выбила меня из колеи эта тема, ведь у меня в Турции девочка - знакомая замужем за турком и дочку родила... А сестра работает в Эмиратах и хочет там остаться на пмж...
Ну, скорее всего взрослых женщин, тем более из другой страны, не трогают. Кроме того, я слышала, что в Эмиратах по сравнению с другими мусульманскими странами вполне даже либерально, а Турция вообще считается светским государством. Да и, наверное, не все мужчины-мусульмане - "дубинноголовые". Если уж хватило широты взглядов жениться на женщине другой культуры и веры, значит может и не будет навязывать устаревшие обычаи для нее или для дочери. Хотя, конечно, это лишь надежда...
Еще я никак не поняла из приведенного материала - почему обрезание считается способом сохранения чистоты и девственности. Ведь и дураку ясно, что когда женский орган никак не тронут, то тут определить девственность девушки достаточно просто, а вот если он "латаный-перелатаный" - то это задачка! Девочка же вполне может гульнуть, потом "подзашиться" и - попробуй докажи! Странный какой-то способ...
И еще у меня вопрос: кто эти"губошлепые" на фотографии и самое главное - как их таких выделывают! Женщину с металлическими обручами на шее из племени падонг я узнала - была у меня такая информация. А вот такие губищи - в первый раз вижу и слышу... Кто эти "чуда-юда"?
Шано писал(а):Оффтоп: У меня есть рассказ на эту тему - "Два письма".
Отличный рассказ!
Хочу прибавить и свои "десять копеек" - о том, как "выделываются" такие чудеса, но уже в наше время, с помощью средств массовой информации. Куда там господину Феролю - у него масштаб не тот!
Материал из газеты "ProГород (Нижний Новгород)", № 7 от 15 октября 2011 г.
"В начале сентября на центральном телеканале вышла серия "Экстрасенсы ведут расследование", снятая в нижегородском селе Карауловка. Рассказывалось о том, что в селении один за другим умирали мужчины, по ночам люди слышали непонятные звуки. Да еще в деревне стоял заброшенный дом "ведьмы".
На помощь в Карауловку отправились экстрасенсы Роман Фат и Наталья Бантеева. На экране они рассказали все о селе, безошибочно угадывая, у кого какие проблемы. Чтобы избавить деревню от страшных заклятий, экстрасенсы разбили зеркало в доме колдуньи, нашли колодец с порчей.
В передаче все смотрится убедительно и правдиво. Но так ли было на самом деле? Мы съездили в Карауловку, чтобы узнать, как федеральные каналы снимают сенсации, и смогли ли экстрасенсы снять порчу со всей деревни.
До Карауловки по бездорожью мы добирались с трудом. В деревне живет всего 35-40 жителей. Едва ли не первый человек, которого мы встретили в деревне, нас удивил.
- Видали мы этих экстрасенсов! Приезжали, снимали свое шоу! Только вот все, что они говорили перед камерами, они уже знали заранее! - убеждал нас Анатолий Голиков, житель Карауловки. - Откуда я это взял? Да приезжали перед съемками несколько человек, они все и выведывали. Что в этом необычного? Ох, уж эти экстрасенсы...
Многие, кого мы встреили, про мистические события в деревне отзываются с легкой усмешкой. Мол, ничего такого, о чем говорилось в передаче, и не было. Еще одна жительница Карауловки, Нина Князева, тоже отмечает, что экстрасенсы многое знали заранее.
- Да, приезжали за день до съемки передачи какие-то люди, узнавали о деревне, они-то и рассказали экстрасенсам все. Да что в этом такого - шоу есть шоу!
Про колдунью жители Карауловки могли вспомнить только то, что однажды она женщину направила на поиски коровы, а та зашла неизвестно куда.
- Да какая это ведьма!! Выдумки все это! - убежден Анатолий Голиков. - Она вообще войну прошла, воевала даже под Сталинградом. На Волжской флотилии возила раненых в Нижний Новгород. А тут ведьма! У нее даже орден есть.
Больше мистических злодеяний за бывшей фронтовичкой вспомнить никто не смог. "Ведьма" давно уже умерла. Ее дом уже купил какой-то местный житель - стены и крыша пойдут на стройматериалы. Сельчане совсем не боятся этого места, а внутри уже нашли себе пристанище деревенские куры.
Про мистику в своей деревне жители говорят с иронией. Но приезд гостей из Москвы все запомнили."
...
Шано:
19.10.11 15:47
Лично мне насчет таких проходимцев еще в детстве сделала "прививку" книга Глеба Голубева "Голос в ночи"
http://lib.rus.ec/b/166476. Это детектив, в котором девушка пыталась докопаться, что происходит с ее теткой, которая начала слышать голоса. Довольно эксцентричный психиатр, которого она привлекла на помощь, запомнился мне на всю жизнь.
Цель моей поездки приближалась, и все большее смятение охватывало меня.
Сомнения начались еще в поезде. Зачем я мчусь на ночь глядя к совершенно незнакомому человеку? Что он скажет, выслушав мой сумбурный рассказ? Скорее всего, примет за сумасшедшую и отправит меня в ближайшую больницу.
Правда, Анни дала мне записочку к этому доктору Жакобу и настояла, чтобы я поехала сейчас же, немедленно. Но, может, не стоило ее слушать?..
Прямо с вокзала я позвонила по телефону, который мне дала Анни. Была такая длинная пауза, что я уже хотела с облегчением положить трубку, но вдруг ответил неожиданно ласковый старушечий голос:
— Квартира доктора Жакоба. Что вы хотели? Говорите же, вас слушают!
— Добрый вечер, — торопливо сказала я. — Можно попросить к телефону доктора?
— Добрый вечер, милочка, — ответила приветливо старушка. — Но его нет. Он уже ушел в театр.
— А когда он вернется? — Я тут же мысленно выругала себя за назойливость и поспешно добавила: — У меня к нему очень срочное дело. И очень важное.
— Вернется он поздно, дорогая. А если дело срочное, то позвоните ему туда. Он утром уезжает.
— Куда позвонить?
— Да в театр. У него там есть телефон.
Она назвала мне номер. Странно: что же, у него там рабочий кабинет, у этого доктора, в театре? Хотя, может, он подрабатывает вечерами как театральный врач…
Пожалуй, я даже обрадовалась, что сегодня встреча не состоится. Есть время собраться с мыслями, подумать до утра. А завтра…
Может, утром я просто вернусь домой. Что-то не внушает мне доверия этот доктор.
Оставалось позаботиться о ночлеге. У меня были знакомые в городе, но идти к ним сегодня не хотелось. К счастью, в первой же маленькой гостинице в узком привокзальном переулке нашелся свободный номер.
В тихом номере, выходящем окнами во двор, где сонно шелестели деревья, я успокоилась. Умылась, причесалась перед потускневшим от старости кривым зеркалом.
В окно была видна цепочка пестрых огней набережной, словно отрезавших озеро, черневшее темным провалом. Лишь вдали, где смутно виднелась мрачная громада Шильонского замка, серебрилось на воде пятно лунного света, прорвавшегося сквозь тучи, — картина совсем в манере старых живописцев-романтиков.
Я почувствовала себя очень одинокой.
Что делать дальше? Сидеть тут весь вечер или сразу завалиться спать?
Машинально я включила маленький радиоприемник, стоявший на столике у кровати, и услышала вкрадчивый голос:
«У вас свободное время? Вас мучает бессонница? Тоска одиночества? Днем и ночью вызывайте Телебиблию: тридцать пять девяносто девяносто…»
Передо мной встало измученное, осунувшееся лицо тети, и я поспешила выключить приемник.
Но ведь старушка сказала, что утром Жакоб куда-то уезжает. Я решительно сняла трубку телефона, стоявшего на столике возле монументальной деревянной кровати, и набрала номер.
— Да?
Этот негромкий деловой голос сразу прогнал всю мою решимость. Я уже хотела бросить трубку, но он настойчиво повторил:
— Да? Я слушаю.
— Простите… Это театр?
— Да. Варьете «Лолита».
— Могу я попросить к телефону доктора Жакоба?
Может, старушка надо мной подшутила? Но телефонная трубка ответила:
— Я слушаю вас.
Отступать поздно. Попалась.
— Я хотела с вами посоветоваться по очень важному делу. Мне рекомендовала Анни. Анни Дальрик, вы ее знаете. Извините, доктор, что беспокою вас так поздно. Я звонила к вам домой, и мне дали этот телефон…
Он слушал мое бессвязное бормотание не перебивая, а я все больше смущалась.
— Могу я с вами завтра повидаться, доктор? Дело очень, очень важное.
Помолчав, он ответил:
— Завтра утром я уезжаю. Но если дело действительно важное…
— Вопрос жизни и смерти! — торопливо перебила я.
Он недоверчиво хмыкнул и насмешливо спросил:
— Это из какого-то романа? Если я вам нужен, приезжайте сейчас, только побыстрее, у меня мало времени.
— Куда?
— Сюда, в варьете… — И он назвал адрес, который я поспешно записала неразборчивыми каракулями на пачке сигарет.
Отступать было невозможно. Я позвонила портье и попросила вызвать такси. Еще раз причесалась, спустилась вниз. Такси уже ждало у подъезда.
Ехать оказалось совсем недалеко. Через пять минут мы свернули в какой-то узкий переулок, подозрительно ярко освещенный множеством пестрых фонарей, и остановились перед стеклянной дверью. Над нею сияла игривая вывеска: «Лолита».
Рядом с дверью на громадной афише разрисован мускулистый, обнаженный красавец в набедренной повязке и в чалме, обвитый не то цепями, не то гигантской змеей. «Последний вечер! Король современной магии Бен-Бой — Человек, Проходящий Сквозь Стены!» — кричала надпись разноцветными буквами.
Каково художнице видеть такую мазню!
— Пожалуйста, мадемуазель, — сказал шофер, удивленный, что я не собираюсь выходить.
— Это здесь? — растерянно спросила я.
— Да. Варьете «Лолита». Вы же сами давали адрес.
Сверкая заученной белозубой улыбкой, плечистый негр в расшитой ливрее уже распахнул стеклянную дверь, и на улицу вырвались призывные раскаты джаза. Я вылезла из такси.
— Вы к доктору Жакобу? — переспросил недоверчиво швейцар. Улыбка его сразу стала совсем другой — вполне естественной, искренней и даже дружеской. — Пожалуйста, мадемуазель. Он вас ждет. Вот по этому коридору, вторая дверь направо. Проводить вас?
— Не беспокойтесь. Я найду.
Он поклонился и смотрел мне вслед, пока я шла по длинному коридору, — взгляд его я чувствовала спиной. Так, вторая дверь направо. Я постучала.
— Войдите, — пригласил уже знакомый хрипловатый голос.
Я распахнула дверь и замешкалась на пороге.
Это была явно артистическая уборная. Одну стену всю целиком занимало громадное зеркало, вдоль него тянулся стол-прилавок, заставленный разными флакончиками и гримировальными принадлежностями. Другие стены от потолка до пола были завешаны пестрыми афишами. Приторно пахло пудрой, потом, каким-то зверинцем. Отражаясь в зеркале, лампа слепила глаза.
Куда я попала?
— Что же вы? Проходите, — предложил молодой человек в роскошном вишневом халате и с чалмой на голове.
Живые, насмешливые глаза, коротко, по-мальчишечьи остриженные волосы, добродушное круглое лицо, — почему оно такое белое или он загримирован?
— Вы — доктор Жакоб? — недоверчиво спросила я.
— К вашим услугам. — Он учтиво наклонил лобастую стриженую голову. — Сомневаетесь? Тут каждый может подтвердить, что я в самом деле доктор Жакоб. Проходите, садитесь вот сюда, — он придвинул облезлое кресло к аляповатому столику в стиле ампир, — и рассказывайте. У меня очень мало времени.
Теперь я уже точно знала: идти сюда было незачем. Нелепо и глупо! Но делать нечего — я покорно села в расшатанное, жалобно заскрипевшее кресло.
— Ну-с? — настойчиво сказал он, глядя на меня насмешливыми и до неприличия любопытными глазами. — Итак, милая Анни посоветовала вам приехать ко мне. Зачем?
— Понимаете, у меня есть тетка… — начала я и остановилась.
Этот ужасный запах — какая-то смесь будуара с зоопарком, слепящий свет ламп, отражающихся в зеркале, вишневый халат, мелькающий перед глазами, — все действовало на нервы.
— Ну, так что же случилось с вашей любимой тетей? — спросил Жакоб.
— Вы не могли бы сесть и не мелькать у меня перед глазами? — рассердилась я.
Характер у меня нелегкий, я знаю это и стараюсь сдерживаться, да только не всегда удается…
Странный доктор остановился, глядя на меня, и пробормотал сквозь зубы:
— Ага, у вас тоже пошаливают нервы, — но все-таки послушно сел на низенькую скамеечку, небрежно подтянув ее ногой к столику, достал пачку сигарет, закурил, потом, спохватившись, протянул мне.
— Какие у вас?
— «Парижские».
— Спасибо, я предпочитаю свои.
Я тоже закурила.
— Итак, что же случилось с вашей теткой? — повторил он и, сдвинув рукав, бросил взгляд на часы, надеясь, что я не замечу. Но я заметила, и мне стало обидно.
— Она слышит голоса. Вернее, голос. Один и тот же голос.
— Голос? Какой голос?
— Мужской голос, который произносит длинные проповеди и внушает ей всякие странные вещи. Уверяет, будто он — небесный голос.
— Ваша тетка религиозна?
— Нет. Вернее, была совершенно нерелигиозной раньше, пока это не началось. Даже всегда смеялась над суевериями, подшучивала над дядюшкой Францем, своим покойным мужем, когда он под старость ударился в мистику. Но теперь она очень переменилась.
— Сколько ей лет?
— Семьдесят второй год.
— И давно это с ней происходит?
— Месяца три. Да, это началось вскоре после смерти дяди, а он умер в октябре прошлого года.
— Днем или ночью?
— Что? — не поняла я.
— Когда слышится ей голос? Днем или ночью?
— Обычно ночью, но иногда и днем.
Тут он задумался и проделал необычную вещь: машинально покрутил в пальцах горящую сигарету и небрежно засунул ее себе в рот — зажженную. И тут же безмятежно и просто — словно нитку в игольное ушко — продел ее себе сквозь щеку. Сигарета по-прежнему горела, от нее тянулся сизый дымок!
Я заморгала и помотала головой, чтобы опомниться. Но удивительный доктор Жакоб, не заметив моего изумления, сказал:
— Голоса — это бывает при некоторых психических расстройствах: шизофрения, алкогольный галлюциноз. Даже тромбангиит или просто ревматическое поражение мозга могут вызывать галлюцинации. Не понимаю только, чем я могу помочь. Вам бы лучше обратиться к опытному психиатру. Могу вам рекомендовать профессора Рейнгарта — это мой учитель. Очень опытный специалист.
Он затянулся догорающей сигаретой, снова ловким и привычным жестом продел ее сквозь другую щеку и погасил в пепельнице дымящийся окурок как ни в чем не бывало.
— Что вы так смотрите на меня? — удивился он, — Я в самом деле не знаю, чем помочь вашей тетке. Я не такой уж специалист по нервным расстройствам.
Я встала. Он тоже поспешно поднялся, запахивая роскошный халат.
— Ну что же… Извините, что отняла у вас время.
— Ничего, ничего. Мне, право, очень жаль. Но почему Анни взбрело в голову?..
— Она считает, будто тут дело нечисто и только вы можете разобраться.
— Почему?
— Последнее время этот голос внушает тетке, чтобы она давала деньги какой-то секте «Внимающих голосам космического пламени».
Он сразу насторожился и весь напрягся, словно услышав выстрел.
— Ах вот как! Это меняет дело. Что же вы сразу не сказали?
— Но вы так меня встретили…
— Прошу извинить, но у меня в самом деле мало времени. Садитесь и расскажите все подробнее.
Я покачала головой, но он решительно усадил меня опять в скрипучее кресло. Руки у него оказались прямо железными.
— Итак, ваша тетка слышит голос, и этот «небесный голос» приказывает ей отдать деньги секте каких-то проходимцев?.. — проговорил он, закуривая новую сигарету.
— Почему вы считаете, будто они проходимцы? — перебила я. — Я ничего не знаю об этой секте. Не знаю даже, существует ли она на самом деле. Это Анни считает, что дело нечисто, и посоветовала обратиться к вам.
— И совершенно правильно сделала! — с великолепной непоследовательностью сказал доктор Жакоб. — Конечно, проходимцы, какие могут быть сомнения? Любая секта в наши дни создается лишь для того, чтобы облапошить доверчивых простаков. И этот «небесный глас», подающий весьма земные советы, — какие вам еще нужны доказательства, что вашу тетушку задумали обчистить до нитки?!
Я все время с нарастающей тревогой следила за сигаретой, которой он опять размахивал передо мной…
И опасения мои оправдались. Доктор Жакоб снова начал продевать горящую сигарету то сквозь одну щеку, то сквозь другую — один раз, другой, третий… Он вовсе не пытался удивить меня, нет, даже не замечал, что делает, — так нормальные люди в задумчивости машинально постукивают пальцами по столу или насвистывают.
Я поняла это, когда в ответ на мой вскрик: «Перестаньте, ради бога!» — он недоуменно поднял брови и спросил:
— Что?
— Перестаньте выделывать эти штучки! — не сдержалась я.
— Какие штучки?
Тут, перехватив мой взгляд, он посмотрел на сигарету и рассмеялся.
— О, извините! Это я машинально. Надо размять пальцы перед выступлением.
«Размять пальцы»! Сказал так просто, словно был известным пианистом и готовился к выходу на сцену. Ну и доктора подсунула мне Анни…
— Где вы живете? С теткой?
— Возле Моркля, это неподалеку от Сен-Мориса.
Он кивнул:
— Знаю.
«Дорогой доктор, следующий номер ваш. Прошу на сцену», — вдруг раздался за моей спиной громкий металлический голос.
Я вскочила и оглянулась. Кроме нас, никого в комнате не было.
— Что это? Кто?
Вид у меня, вероятно, был такой, что он не удержался от смеха и поспешно сказал:
— Нет, нет, чревовещанием я не занимаюсь. Просто меня в самом деле зовут на сцену.
— Что-нибудь случилось?
— Нет, просто пора выступать. Мой номер.
Только теперь я поняла, что металлический голос доносился из маленького динамика над дверью. Он настойчиво повторил: «Доктор Жакоб, ваш выход!»
— Извините и подождите меня здесь, — торопливо сказал мой странный собеседник. — Я скоро вернусь. Постараюсь сегодня провести все номера побыстрее. Нам нужно кое-что уточнить. Дождитесь меня непременно!
С этими словами он, совершенно не стесняясь, вдруг решительным движением сбросил на кресло свой роскошный халат — и оказался в одной набедренной повязке. И только тут я догадалась, что доктор Жакоб и есть тот самый великий факир Бен-Бой, умеющий запросто проходить сквозь стены, чье незабываемое изображение я видела на афише у входа в это подозрительное варьете!
Человек, проходящий сквозь стены
Он глянул в зеркало, подправил грим на лице и кинулся к двери, повелительно бросив мне:
— Не уходите!
Я ничего не успела ответить.
Вот тебе и доктор Жакоб! Фокусник, шарлатан! Меня просто разыграли, а я-то всерьез рассказывала ему об измучавшейся тете.
Ну, от Анни я этого не ожидала…
«Видишь ли, только он со странностями, этот доктор Жакоб», — туманно сказала она, давая мне адрес. Я тогда не обратила на ее слова должного внимания.
Хорошенькие странности! Этот доктор, оказывается, умеет проходить сквозь стены! А во время разговора запросто продевает сквозь щеку горящую сигарету, — видите ли, чтобы размять пальцы…
Мне стало смешно.
Но, может, он в самом деле умеет проходить сквозь стены? Меня одолело любопытство. Раз уж я сюда попала, стоит познакомиться с магическими способностями доктора-факира. Вряд ли я когда-нибудь еще встречусь с ним.
Я вышла в пустынный коридор и, крадучись как девчонка, трусливо оглядываясь, направилась в ту сторону, откуда доносились звуки музыки и невнятные выкрики, прерываемые аплодисментами. Значит, там сцена.
Миновала одну дверь, другую… Поднялась по скрипучим ступенькам.
Как бы не попасть невзначай в какой-нибудь потайной люк и не оказаться вдруг на сцене, к восторгу зрителей…
Наткнувшись в темноте на тяжелый занавес, я долго путалась в его складках, едва сдерживаясь, чтобы не чихнуть от поднявшейся пыли.
И тут увидела через щелку прямо перед собой ярко освещенную сцену и на ней нескольких мужчин, окруживших доктора Жакоба.
Я не сразу разглядела, что они старательно и деловито заковывают его в цепи. Надели ему на руки и на ноги тускло сверкающие кандалы, для верности еще несколько раз обмотали его цепями с ног до головы…
Закончив свою странную работу, они отошли в сторонку, разминаясь, переводя дыхание и с интересом поглядывая на скованного по рукам и ногам факира.
— Ап! — весело и громко выкрикнул Жакоб.
И цепи, гремя, вдруг упали на пол к его ногам, словно стекли с него, как струи воды!
Грянули такие аплодисменты, что я испуганно отшатнулась, но тут же снова поспешно приникла к своей щелочке.
А на сцену уже выкатывали большой сейф на колесиках. Сейф был стальной, самый настоящий — от его тяжести заметно прогибались половицы.
Контролеры от зрителей тщательно осмотрели сейф и потом начали связывать фокусника по рукам и ногам толстой веревкой, стараясь накрутить побольше хитрых узлов, а Жакоб подшучивал над ними. Потом крепко связанного фокусника посадили в мешок, и один из мужчин начал зашивать его. Делал он это весьма неумело, и по требованию зрителей его сменила кокетливая девица.
Мешок с зашитым в него фокусником поместили в сейф. Контролеры, посовещавшись в уголке сцены, заперли замок, выбрав известную лишь им комбинацию цифр и букв. Потом они отошли в сторону, не сводя глаз с сейфа…
Откуда-то сверху мягко упал балдахин, расшитый пестрыми райскими птицами. Он прикрыл сейф всего на мгновение и тут же снова взвился кверху…
А возле сейфа с распахнутой дверцей уже стоял улыбающийся Жакоб, небрежно помахивая чудовищно запутанной и переплетенной веревкой.
— Как видите, для этого вовсе не нужно быть йогом! — громко объявил он, когда стихли аплодисменты и растерянные контролеры, оглядываясь на фокусника, гуськом ушли со сцены.
А Жакоб с видом человека, которому настала пора отдохнуть, лениво подошел к невысокому ложу в глубине сцены, вроде тахты, покрытой узорчатым ковром. Он сдернул покрывало — и я содрогнулась.
Вместо тахты под покрывалом оказалась доска, ощетинившаяся, словно еж, длинными стальными остриями, зловеще сверкавшими в ярком свете!
Даже смотреть на них было страшно. А Жакоб как ни в чем не бывало сначала уселся прямо на острия, по-восточному скрестив ноги, потом лег, вытянулся, да еще поворочался, словно укладываясь поудобнее на мягкой тахте.
Так, опершись на локоть и полулежа на стальных остриях, он и начал следующий номер.
Откуда-то в его руках очутилась флейта; он заиграл на ней тягучую негромкую мелодию. И веревка, небрежно брошенная им на пол после чудесного освобождения из сейфа, вдруг ожила, начала извиваться словно змея и тянуться кверху. Она оказалась теперь вовсе не запутанной, вместо узлов на ней вдруг появилось несколько разноцветных платков — синие, красные, зеленые. Повинуясь мелодии, они скользили по веревке в причудливом танце, то меняясь местами, то переплетаясь, то снова расходясь…
Жакоб властным жестом протянул руку — и все платки, будто пестрые птицы, перепорхнули с веревки к нему на ладонь. Фокусник сжал их в кулак, снова раскрыл ладонь — она была пуста, все платки исчезли. Не в рукав иллюзиониста, как это обычно бывает, о нет! Ведь Жакоб был почти голым — в чалме да в набедренной повязке, никаких потайных рукавов.
— И для этого не нужно быть йогом, — сверкнув улыбкой, весело повторил он под аплодисменты зала.
А веревка тем временем тоже исчезла…
Да, это был фокусник высокого класса.
Года два назад, правда недолго, мне довелось поработать декоратором в большом цирке в Женеве. Там я насмотрелась фокусов, которые показывали мировые знаменитости, приезжавшие на гастроли. Жакоб им ничуть не уступал. И показывал он свои поразительные трюки легко и весело, будто играючи, с иронической улыбкой. Всем своим видом Жакоб словно говорил: «Вот, друзья, я покажу вам несколько забавных трюков. В них нет ничего чудесного, но попробуйте-ка их разгадать».
Он поставил посреди сцены трость, взятую у одного из зрителей, и начал «гипнотизировать» ее под смех зала. Трость то стояла неподвижно, хотя он вовсе к ней не прикасался, то начинала пританцовывать, то взвивалась кверху и повисала в воздухе. Потом она совершила прыжок чуть не через весь зал — и очутилась в руках своего ошеломленного владельца.
Жакобу вдруг чем-то не понравилась одна из сильных ламп, висевшая над сценой. По его приказу принесли лестницу с кривыми саблями вместо обычных перекладин. Жакоб ударил по каждой сабле бамбуковой палочкой, чтобы показать всем, как они остры. С каждым ударом от палочки отсекался кусок, пока она не стала величиной с карандаш.
Ему завязали глаза, и вот в тишине потрясенного зала фокусник начал неторопливо взбираться по этой чудовищной лесенке, спокойно переступая босыми ногами с одного сабельного лезвия на другое…
Я невольно зажмурилась. А когда открыла глаза, Жакоб уже был на самом верху лестницы: стоя на двух лезвиях, с завязанными глазами, он пытался достать лампочку, но никак не мог дотянуться, рискуя в любой момент упасть с лестницы.
«Что он еще выкинет?» — с тревогой подумала я. И в тот же миг в руке Жакоба вдруг очутился большой старинный пистолет, и он выстрелил из него в лампочку со страшным шумом.
Звон стекла, все окуталось дымом…
А когда дым рассеялся, мы увидели Жакоба стоящим по-прежнему на верху лестницы, только теперь он оказался без повязки на глазах и уже одетым: безупречно отутюженные брюки, коричневая рубашка с закатанными рукавами.
Раскланявшись, он начал спокойно и не спеша спускаться по чудовищной лестнице.
Пока он спускался, у него на груди возникло странное светящееся пятно. Оно разгоралось все ярче и ярче. Жакоб со смущенным видом пытался прикрыть его ладонью, но тщетно.
Тогда он вдруг расстегнул рубашку, и все увидели, что у него в груди горит электрическая лампочка, явственно просвечивая сквозь кожу!
Фокусник взмахнул рукой, выхватил прямо из воздуха зловеще сверкнувший большой кинжал и полоснул им себя поперек груди…
Я снова на миг зажмурилась от страха, но готова поклясться хоть на суде, что отчетливо видела страшную кровавую рану, из которой Жакоб вынул пылавшую лампочку. Она тут же погасла, и внутри нее оказалась маленькая птичка с удивительно красивыми красными и голубыми перьями. Жакоб разбил лампочку, птичка взвилась под потолок и стала стремительно порхать по всему залу, сверкая радужным, причудливым оперением.
Жакоб показал еще несколько номеров, один удивительнее другого, все в той же привлекательной лукаво-иронической манере. Работал он поразительно ловко и чисто. Я следила за ним не из зала, а прямо со сцены, буквально с двух шагов, и все-таки не могла разгадать ни одного трюка.
А в конце выступления багроволицый здоровяк, приглашенный из зала, прострелил Жакоба из пистолета навылет карандашом, который предварительно пометили зрители. Карандаш был привязан к длинной алой ленточке. Здоровяк долго целился, громко сопя, потом выстрелил.
Карандаш пробил насквозь тело Жакоба и «прошил» его лентой — я это видела своими глазами, как и все сидящие в зале! А фокусник как ни в чем не бывало спустился в зал и не спеша зашагал по проходу, давая всем убедиться, что действительно прострелен насквозь именно тем карандашом, какой пометили…
Потом он попросил выстрелить в него еще раз. Когда рассеялся дым, лента с карандашом бесследно исчезла, но зато у Жакоба слетела с плеч голова! Держа ее под мышкой, он ушел со сцены.
Притаившись в складках занавеса, я слышала его тяжелое, прерывистое дыхание, когда он проходил мимо. Значит, голова у него снова оказалась на месте? Мне очень хотелось выглянуть в щелочку и убедиться в этом. Но я поспешила скорее выскочить в коридор и опрометью кинулась обратно в артистическую уборную.
*посмотрела с сомнением на выложенное* Э-э-э, оффтоп, наверное.
...
froellf:
19.10.11 19:41
» Красота. Идеалы
miroslava писал(а):И еще у меня вопрос: кто эти"губошлепые" на фотографии и самое главное - как их таких выделывают! Женщину с металлическими обручами на шее из племени падонг я узнала - была у меня такая информация. А вот такие губищи - в первый раз вижу и слышу... Кто эти "чуда-юда"?
ИДЕАЛЫ КРАСОТЫ...
Продолжение статьи hexell "Губной диск"- часть вторая.
Статья собрана из разных источников (боюсь, что ссылочки со временем могут оказаться пустыми )
Что может быть лучше губного диска,по преставлениям о красоте многих племен?
ДВА ГУБНЫХ ДИСКА!
Оказывается- губной диск, и даже два- не столь уж редкое явление! Он встречается в Африке, Америке, на Аляске среди самых различных народов. У индейцев Америки он дополняется такими же круглыми вставками в уши.
Губные тарелки, также известные как губные плаги (пробки) или губные диски - одна из форм модификации тела, когда постепенно диски большего размера (обычно круглые, сделанные из глины или дерева) вставляются в отверстие, сделанное в нижней губе, таким образом растягивая его. Термин "лабретка" (от лат. labrum - губа) означает все виды украшений, вставляемых в губу: втулка или пластина, включая тарелки и пробки.
В Африке, тарелка в нижней губе обычно связана с удалением двух нижних резцов, а иногда и всех четырех.
В других племенах, таких как Makonde, пластину носили только в верхней губе.
Во многих старых источниках сообщается, что размер тарелки - признак социальной или экономичной значимости в некоторых племенах. Однако, из-за естественных процессов и свойств человеческой кожи, думается, что размер тарелки часто зависит только от стадии растяжения губы.
Во многих источниках говорится, что, для Mursi и женщин Surma, размер их пластины губы указывает число рогатого скота, заплаченного как выкуп за невесту, хотя антрополог Turton, который изучал Mursi в течение 30 лет, отрицает это.
Их истинное назначение, возможно, состояло в том, чтобы обезобразить, предоставляя женщинам своего рода защиту от арабских работорговцев.
David Livingstone спросил вождя о причине такого украшения, а вождь с удивлением ответил: для красоты! Это единственные красивые вещи, которые есть у женщин. У мужчин есть бороды, у женщин нет ничего. Каким человеком была бы женщина без пелеле? Она не была бы женщиной вообще.
Для изготовления тарелок использовались разнообразные материалы: дерево, слоновая кость, глина, кость, металл, раковины и иногда кристаллы.
В Южной Америке губные пластины почти всегда делаются из светлого дерева.
В южном Чаде размеры губных тарелок могли превышать 6 дюймов. Большой размер диска предоставлял больший статус владельцу. В некоторых племенных группах и мужчины и женщины носили губные диски.
В некоторых амазонских племенах молодым людям традиционно протыкали губы, когда они входили в мужской дом и оставляли мир женщин (дом). Губные пластины имеют там важную связь с красноречием и пением, и наибольшие пластины носят самые великие ораторы и военные руководители, как известный участник кампании Раони
http://gertonline.free.fr/Raoni из племени Kayapo.
В Tихом океане к северо-западу от Северной Америки среди Haida, Tsimshian и Tlingit втулки символизировали социальную зрелость, указывая, что девочка может быть женой. Установка первой втулки у девочки праздновалась с большим размахом. (Колоши (тлинкиты) и их колюжи
http://hexell.livejournal.com/66387.html)
источники ...
Lapunya:
23.10.11 13:19
» Америго Веспуччи
Vrana писал(а):23 октября 1814 г. - В Лондоне хирург Джозеф Карпю провел первую в Европе пластическую операцию
даа... и с тех пор многие дурочки ложатся под нож ради сомнительной привлекательности искусственного образа.
Vrana,
Ну а я сделаю выкладку обещанной истории современника и соперника Христофора Колумба
Америго Веспуччи
Цитата:Название нового континента представляет собой памятник человеческой несправедливости, но… появилось оно благодаря стечению случайных обстоятельств, устраняющих всякое подозрение против Америго Веспуччи. - А. Гумбольдт
Как получилось, что новый континент был назван не именем открывшего его Колумба, а именем человека, совершавшего плаванья по большей части в своем воображении и на бумаге? Вопрос, кто раньше достиг нового материка — Колумб или Веспуччи, иными словами, кому принадлежит приоритет открытия тропической континентальной Америки, — все еще остается открытым.
До сих пор еще спорят о годе рождения Америго Веспуччи и потому часто неопределенно указывают, что он родился между 1451 и 1454 годом. В метрической книге записано, что младенец Америго Матео Веспуччи крещен во Флоренции 18 марта 1454 года. Имени Америго нет в христианских святцах. Дед его был Америго, и внука назвали Америго, но так как у каждого христианина должен быть ангел-хранитель, то второе имя новорожденного было Матео; впрочем, так его никогда не называли.
Родился он в незнатной и не очень богатой семье нотариуса. В школе не учился, домашнее образование дал ему дядя — священник. Другой дядя, юрист и дипломат, взял племянника с собой, когда был отправлен со специальной миссией в Париж. И до 1490 года это было единственное заграничное путешествие Америго.
В 1480-х годах он стал «доверенным лицом», а проще говоря, приказчиком банкира Лоренцо Медичи. Выполняя поручения своего хозяина, Америго часто имел дело с представителями фирмы Медичи в испанских городах. В 1490 году он впервые посетил Севилью. По дороге туда, в Пизе, он купил, уплатив крупную сумму (130 дукатов), каталонскую навигационную карту Средиземного моря 1437 года — свидетельство того, что уже тогда он интересовался мореходным делом (возможно, по деловым соображениям).
В 1492 году Америго переехал на постоянное жительство в Севилью и поступил на службу к своему земляку Джапетто (Хуаното) Берарди. У Берарди, принимавшего участие в финансировании первой экспедиции Колумба, Америго познакомился с великим мореплавателем, и тот до конца жизни считал его своим другом.[/color] Вот в каких выражениях тот отзывался об Америго в письме к сыну Диего Колону от 5 февраля 1505 года:
Цитата:«…я беседовал с Америго Веспуччи, который направляется ко двору, куда его призвали, чтобы посоветоваться с ним относительно некоторых вопросов мореплавания. Он всегда выражал желание быть мне полезным, это честный человек. Счастье было к нему неблагосклонно, как и ко многим другим. Его труды не принесли ему тех выгод, на которые он был вправе рассчитывать… Он полон решимости сделать для меня все, что в его силах…»
Может быть, генуэзец не знал, что с 1495 года его друг Веспуччи как компаньон, а с 1496 года как душеприказчик Берарди принимал активное участие в снаряжении полуправительственных и частных испанских экспедиций, отправлявшихся в Западную Индию вопреки договору короны с Колумбом? Фердинанд и Изабелла не считали себя связанными этим договором. А может быть, Колумб и знал об этом, но полагал, что «дело есть дело», и, во всяком случае, понимал, что его неудачи связаны с происками влиятельных врагов и политикой «католических королей», а не с финансовыми операциями Берарди. Ведь этот итальянский торговый дом сам был заинтересован в успехе предприятия Колумба, так как вложил в него значительный, по крайней мере для Веспуччи, капитал (180 тысяч мараведи - в Испании старинная золотая, серебряная, позже медная монета, введенная маврами, 1848 заменена реалами - пр.автора).
Из письма самого Веспуччи от 4 сентября 1504 года, адресованного флорентийскому вельможе Пьеро Содерини, известно, что он в 1497–1498 годы плавал у неких берегов западного полушария, приблизительно в 1000 лигах (1 лига = 3 милям = 4828,032 метрам) к западу от острова Гран-Канария. Очень многие историки географических открытий сомневаются в том, что такое плавание было действительно совершено.
Не позднее 1501 года Веспуччи перешел на службу в Португалию и до 1504 года участвовал в одной, а может быть, и в двух португальских экспедициях, плававших в южном полушарии у берегов Нового Света. В 1504 году флорентиец вернулся в Испанию. И только после этого его имя стало изредка появляться в официальных документах. В 1505 году ему было даровано кастильское подданство
«за услуги, которые он оказал и еще окажет кастильской короне».
Такая формулировка дала позднее, в XIX веке, наиболее непримиримым противникам Веспуччи повод обвинять его в том, что в Португалию он перебрался как тайный кастильский агент и плавал к берегам Бразилии на португальских судах в целях шпионажа.
Неясно, что делал Америго Веспуччи в последующие два года: то ли он плавал в Западную Индию на одном из испанских кораблей в должности капитана или старшего офицера, то ли только снаряжал в Севилье три корабля для экспедиции, которая на время была отложена.
Известно, что 22 марта 1508 года Веспуччи назначили на только что учрежденную должность «главного пилота» Кастилии. Его основными обязанностями были экзаменовать кандидатов на должность корабельных кормчих и выдавать им дипломы («патенты»); следить за составлением глобусов и морских карт; составлять секретную правительственную карту по материалам, привозимым капитанами испанских кораблей из Западной Индии. Для выполнения таких обязанностей требовалась, несомненно, высокая квалификация, и после смерти Америго Веспуччи (22 февраля 1512 года) главным пилотом Кастилии назначили одного из опытнейших испанских мореходов того времени, Хуана Солиса, а после его гибели на Ла-Плате (1516) — столь же выдающегося морехода Себастьяна Кабота. Однако и Солис, и Кабот водили во время службы целые флотилии, а на Веспуччи такие поручения не возлагались.
Америго Веспуччи не организовал по своей личной инициативе и не был начальником ни одной экспедиции. Нет также сколько-нибудь убедительных доказательств, что он был хотя бы капитаном какого-либо корабля. Неизвестно, за одним исключением, какие обязанности он выполнял во время своих плаваний. Только в одном случае точно известно, под чьим начальством он плавал. Большинство историков сомневается даже в том, действительно ли он совершил некоторые путешествия, о которых сам рассказывал.
Мировая слава Веспуччи основана на двух письмах, составленных в 1503 и 1504 годы, переведенных вскоре на несколько языков и опубликованных тогда же в ряде печатных изданий в некоторых европейских странах. Первые два плавания были им якобы совершены на испанской службе, а последние два — на португальской. По поводу первого плавания он писал, что был приглашен королем Фердинандом «помогать» в предприятии. По поводу второго — обошел этот вопрос полным молчанием.
Относительно двух остальных плаваний он говорил только, что был «под начальством капитанов». Веспуччи сообщил мало сведений о пройденных расстояниях, о географическом положении отдельных пунктов, о названиях открытых берегов, заливов, рек и т. д. Зато ярко описывал звездное небо южного полушария, климат, растительность, животный мир вновь открытых стран, внешний вид и быт индейцев. Все это он делал в живой, увлекательной форме, свидетельствующей о недюжинном литературном таланте.
Интерес к новым открытиям среди читающей европейской публики был в то время очень велик, а отчеты о результатах плаваний Колумба и других испанских мореплавателей, за редкими исключениями, не публиковались испанским правительством для всеобщего сведения. Поэтому живой рассказ флорентийца о его «четырех плаваниях» у западных берегов Атлантического океана имел исключительный успех.
О «первом плавании» Веспуччи сообщал, что экспедиция на четырех кораблях оставила в мае 1497 года Кадис и у Канарских островов простояла 8 дней. Затем через 27–37 дней (по разным вариантам) испанцы увидели землю примерно в 4500 километрах к западо-юго-западу от Канарских островов. Веспуччи указал и координаты этой земли, соответствующей приблизительно берегу Центральной Америки у залива Гондурас, при условии, что он умел сколько-нибудь правильно определять долготу. Однако это совершенно невероятно: в единственном случае, когда его можно проверить, он ошибается на 19° (возможно, ошибка эта была намеренной). На новой земле Веспуччи видел «город над водой подобно Венеции», состоявший из 44 деревянных домов на сваях. Дома сообщались посредством подъемных мостов. Жители были стройные люди, среднего роста, «с красноватой кожей вроде львиной». Испанцы захватили после битвы несколько человек и отплыли с ними в страну, расположенную у 23° северной широты. Оттуда они двинулись на северо-запад, затем плыли вдоль извилистого берега; всего они прошли 870 лиг, то есть 4000–5000 километров, часто высаживаясь на сушу, выменивая безделушки на золото, пока в июле 1498 года не достигли «самой лучшей гавани в мире».
За все время плавания испанцы получили очень мало золота и не видели ни драгоценных камней, ни пряностей. Ремонт судов отнял целый месяц. За это время индейцы, жившие близ гавани, очень подружились с европейцами и просили помощи против людоедов — островитян, совершавших набеги на их страну. Закончив ремонт, испанцы решили отправиться к островам людоедов, взяв в проводники индейцев. Через неделю, пройдя около 500 километров, они высадились на один из островов людоедов, вступили в успешный бой с большой толпой местных жителей и захватили много пленных. В Испанию экспедиция вернулась в октябре 1498 года с 222 индейскими рабами, которые и были проданы в Кадисе.
Однако большинство историков эпохи великих открытий считает, что Веспуччи вообще не плавал к Западной Индии в 1497–1498 годы: так называемое первое плавание Веспуччи только «фиктивный дубликат» второго плавания, вполне достоверного, исторически доказанного рядом документов, экспедиции Охеды 1499–1500 годов. В
опрос был только в следующем: намеренно ли сам Веспуччи приписал себе первое посещение, то есть открытие нового материка в 1497 году, за год до третьей экспедиции Колумба, или так вышло помимо его воли? В XVII–XVIII веке почти все историки склонялись к тому мнению, что Америго был сознательным обманщиком, стремившимся присвоить себе славу Колумба — открытие нового материка.
Только в начале XIX века немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник, член Берлинской и Петербургской АН, Александр Гумбольдт сначала в своем «Критическом исследовании истории географии нового материка», а затем в «Космосе» сделал попытку реабилитировать Америго Веспуччи.
Доказательства Гумбольдта сводились к следующему:
1. До 30-х годов XVI века не выдвигалось ни одного обвинения против флорентийца даже со стороны наиболее заинтересованных лиц, то есть со стороны наследников Колумба и его друзей.
2. Нельзя ставить в вину Веспуччи противоречия, искажения фактов, ошибки и путаницу в датах его писем, так как он сам ничего не издавал и не мог следить за изданиями, выходившими за пределами Испании.
3. Процесс наследников Колумба против испанской казны должен был решить, на какие части нового материка имеют права наследники Колумба в результате его действительных открытий
Свидетелей в пользу казны, против Колумба, искали во всех испанских портах, но на Веспуччи и не думали ссылаться, несмотря на то, что ряд заграничных изданий уже приписывал ему славу открытия нового материка за год до Колумба (в 1497 году). И Гумбольдт подчеркивал, что отказ испанской короны от самого важного свидетельского показания против Колумба был бы необъяснимым, если бы Веспуччи действительно когда-либо хвалился, что он посетил новый материк в 1497 году, и если бы в то время придавали значение «путаным датам и опечаткам» иностранных изданий его писем.
Нужно, впрочем, заметить, что не вымысел о «первом плавании» произвел особенное впечатление на читателей писем Веспуччи и не рассказ о «втором плавании», когда экспедиция Охеды открыла (на одном участке вторично) северное побережье нового материка протяженностью около 3000 километров.
Мировую славу Веспуччи принесло его «третье плавание», когда он в глазах современников «открыл Новый Свет».
Когда корабль, посланный Кабралом, в 1500 году прибыл в Лиссабон с вестью об «острове Вера-Круш», найденном в Атлантическом океане на пути в Индию, в Португалии не придали большого значения этому открытию. Никто тогда не представлял себе, что эта страна находится в какой-либо связи с «Колумбовой Индией», так как она лежала сравнительно близко от Западной Африки. Король рассматривал вновь открытую землю как этап морского пути из Португалии в Индию. Как мы уже говорили, для исследования этой земли была организована специальная экспедиция на трех кораблях. Кто был ее начальником, неизвестно, Америго же участвовал в ней, вероятно, в роли «космографа и математика» (астронома).
Прибрежных жителей Веспуччи характеризовал как свирепых людоедов. Следующая выдержка из его письма показывает, какими он увидел население нового материка:
Цитата:«Все женщины у них общие, и у них нет ни королей, ни храмов, ни идолов, нет у них ни торговли, ни денег; они враждуют друг с другом и дерутся самым жестоким образом и без всякого порядка. Они также питаются человеческим мясом. Я видел негодяя, хваставшего, как будто это делало ему величайшую честь, что он съел 300 человек. Я видел также город — я пробыл в нем около 27 дней, — где соленое человеческое мясо висело на кровлях домов совершенно так же, как у нас в кухнях… висят связки колбас. Они были удивлены, когда узнали, что мы не едим наших врагов, мясо которых, по их словам, очень аппетитно, отличается нежным запахом и удивительным вкусом».
Америго с восторгом описывал природу новой страны: ее мягкий климат, огромные деревья с благоухающими цветами, ароматные травы, блестящее оперение птиц. Одним словом, он характеризовал «Страну попугаев» как земной рай.
15 февраля 1502 года корабли дошли до 32° южной широты. Тут португальские офицеры единогласно, по утверждению Веспуччи, поручили ему руководство всей экспедицией. Тогда он оставил берег и пересек океан в юго-восточном направлении. Ночи становились все длиннее. В начале апреля ночь продолжалась 15 часов. Корабли достигли 52° южной широты. Во время четырехдневной бури показался берег какой-то земли. Португальцы плыли вдоль нее около 100 километров, но не могли там высадиться из-за тумана и снежной метели. Наступила антарктическая зима, и моряки повернули на север. С изумительной быстротой — через 33 дня — пройдя около 7 тысяч километров, они достигли Гвинеи. Там один обветшалый корабль был сожжен. На остальных двух кораблях португальцы вернулись на родину (через Азорские острова) в сентябре 1502 года.
Итак, помимо участия в новых открытиях у юго-западных берегов Атлантического океана, Веспуччи приписывал себе руководство первым плаванием в антарктических водах. К сожалению, единственным источником ознакомления с этим плаванием являются различные и часто противоречивые переводы или, точнее, пересказы писем самого Веспуччи.
В письме к Медичи (1503) Америго, говоря о возвращении из «новых стран», заявляет:
Цитата:«Страны эти следует назвать Новым Светом… Большинство древних авторов говорит, что к югу от экватора нет материка, а есть только море, и если некоторые из них и признавали существование там материка, то они не считали его обитаемым. Но мое последнее путешествие доказало, что такое их мнение ошибочно и совершенно противно фактам, так как в южных областях я нашел материк, более плотно населенный людьми и животными, чем наша Европа, Азия или Африка, и, кроме того, климат более умеренный и приятный, чем в какой-либо из известных нам стран…»
Эта фраза, обошедшая весь мир, и стала решающим аргументом в пользу того, что Новый Свет был в итоге назван
не Колумбией, а Америкой.
Происхождение названия «Америка»
В начале XVI века в городе Сен-Дье, в Лотарингии, возник географический кружок, в который входило несколько молодых ученых. Один из них, Мартин Вальдземюллер, написал небольшое сочинение «Введение в космографию», изданное в 1507 году вместе с двумя письмами Веспуччи в латинском переводе. В книжке Вальдземюллера впервые встречается название «Америка». Упомянув о том, что «древние» делили обитаемую землю на три части: Европу, Азию и Африку, которые «получили свои названия от женщин», Вальдземюллер писал:
Цитата:«Но теперь и эти части света шире исследованы, и открыта четвертая часть Америго Веспуччи… и я не вижу, почему, кто и по какому праву мог бы запретить назвать эту часть света страной Америго или Америкой».
Вряд ли Вальдземюллер хотел этим заявлением сколько-нибудь умалить славу Колумба. Для него, как и для других географов начала XVI века, Колумб и Веспуччи открывали новые земли в различных частях света. Колумб только шире исследовал Азию: открытые им земли казались его современникам восточными полуостровами и островами Старого Света, частью тропической Восточной Азии. Напротив, Веспуччи «открыл четвертую часть света», Новый Свет, неизвестный «древним» материк, который простирается по обе стороны экватора, как и Африка, но отделен от нее Атлантическим океаном.
Географический кружок в Сан-Дье воспринял письма Америго Веспуччи как известие об открытии нового материка. Но если он открыт, то нужно ему дать имя, «окрестить», и книжку Вальдземюллера можно рассматривать как «свидетельство о крещении» этого материка — Америки.
Картографы оказались на этот раз осторожнее географов. На карте Мира Яна Рейса 1508 года еще нет названия «Америка» — недавно открытый материк называется Землей Святого Креста или Новым Светом.
Но книжка Вальдземюллера несколько раз переиздавалась и широко распространялась в странах Западной Европы. Вскоре появился ряд карт, где на новом материке было проставлено название «Америка». Одно из старейших изображений материка с надписью «Америка» дано на глобусе Иоганна Шенера 1511 года.
Несправедливость нового названия вызвала естественную реакцию у географов и историков. Сам Шенер, пустивший в оборот название «Америка» на своем глобусе 1515 года, позднее выдвигал против Веспуччи обвинение в сознательном подлоге.
Глубоко исследовавший этот вопрос, Гумбольдт заключает:
Цитата:«Что касается имени великого континента, общепризнанного и освещенного употреблением в течение многих веков, то оно представляет собой памятник человеческой несправедливости… Название „Америка“ появилось… благодаря стечению обстоятельств, которые устраняют всякое подозрение против Америго Веспуччи… Стечение счастливых обстоятельств дало ему славу, а эта слава в течение трех веков ложилась тяжким грузом на его память, так как давала повод к тому, чтобы чернить его характер. Такое положение очень редко в истории человеческих несчастий. Это пример позора, растущего вместе с известностью».
...