Кейт Уолкер:
05.02.20 20:34
» История классики. Часть XXI. Отцы и дети
История создания русской классики
Иван Сергеевич Тургенев
«Отцы и дети»
Известный всему миру роман «Отцы и дети» был написан Иваном Сергеевичем Тургеневым быстро — работа над ним заняла у писателя примерно два года. Это было уже четвёртое большое произведение Ивана Сергеевича. Как шла работа над романом и какие этапы создания прошло это произведение, нам известно подробно, так как об этом сохранились не только сведения современников, но и записи самого Тургенева.
Творческая история романа
В августе 1860 года Иван Сергеевич Тургенев находился в Англии. Он прекрасно проводил время на острове Уайт. Когда он принимал морские ванны в Вентноре, по воспоминаниям самого писателя, неожиданно ему в голову пришла мысль — написать «большую повесть». После этого автор стал понемногу работать над своим новым произведением. В одном из своих писем Тургенев пишет о том, что прототипом главного героя-нигилиста стал его попутчик в вагоне. Как вспоминал сам Тургенев, из-за больших снежных заносов их поезд не мог ехать дальше, поэтому у Ивана Сергеевича было время как можно лучше познакомиться с молодым доктором из провинции. Известно, что этот попутчик умер незадолго до написания Тургеневым романа. Уже осенью этого же года Иван Тургенев, находясь в Париже, составляет свой «план» повести, по которому и начинает писать. Кстати, план нового произведения был проработан Иваном Сергеевичем до малейших подробностей. Сам автор романа «Отцы и дети» рассказывал всем, что замысел ему очень нравится, и он желает закончить это произведение уже к весне. Зимой автор начинает писать свою «большую повесть», и к весне половина романа уже была готова. Но тут происходит что-то странное — Тургенев больше не может плодотворно трудиться над своим произведением. В письмах он сообщает друзьям, что на него негативно влияет постоянное пребывание в Париже. Только вернувшись в Россию, находясь в своём имении, летом 1861 года писатель наконец-то заканчивает свою работу над романом. Но на этом Иван Сергеевич не остановился. Вернувшись в Париж, он читает свою рукопись друзьям и знакомым, а затем дополняет её и вносит некоторые правки. После этого он отсылает черновой вариант романа своему другу Павлу Анненкову. Тот, прочитав роман, отослал её назад уже вместе со своими дополнениями и замечаниями. После этого Тургенев опять делает некоторые исправления и правки в тексте романа. Эта работа шла в течение трех-четырёх месяцев. Первая публикация романа состоялась весной 1862 года в журнале «Русский вестник». А вот отдельной книгой это тургеневское произведение вышло лишь только осенью 1862.
В своём романе Иван Тургенев решил показать борьбу двух политических направлений. Весь сюжет произведения построен таким образом, что представители разных поколений и мировоззрений противостоят друг другу. К таким ярким представителям можно отнести следующих действующих лиц:
Кирсанов Павел Петрович;
Базаров Евгений.
По замыслу писателя в сюжете затрагиваются многие вопросы, которые были актуальны в XIX веке и до сих пор волнуют общественность:
Отношение к труду;
Преобразования в деревнях;
Отношение к науке и искусству; Положение простого народа.
Но основная проблема, затронутая писателем, отражена уже в самом названии романа — взаимоотношения детей и отцов. Базаров не желает понимать принципы и интересы старшего поколения, считая их уже устаревшими. По мнению главного героя, основная цель в жизни — работать так, чтобы производить нечто материальное. Поэтому Евгений безразличен и к искусству, и к наукам, считая их бесполезными.
Совсем по-другому рассуждает Павел Петрович. Он считает, что есть вещи, которые будут всегда и которые ничем на свете заменить нельзя. Для него важны традиции и привычки, а тех изменений, которые происходят в обществе, он совсем не замечает. Поэтому между Евгением Васильевичем и Павлом Петровичем постоянно возникают споры, которые как раз и помогают раскрыть и понять идейный замысел тургеневского романа.
...
Кейт Уолкер:
16.02.20 16:49
» История классики. Часть XXII. Анна Каренина
История создания русской классики
Лев Николаевич Толстой
«Анна Каренина»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – с этой фразы начинается известное произведение Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Сегодня этот роман занимает видное место в золотом фонде мировой литературы, а ведь автору его создание далось совсем нелегко. Он планировал написать книгу всего за две недели, в итоге на неё ушло четыре года. В сердцах писатель восклицал: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька!»
По мнению литературоведов, идея создания романа «Анна Каренина» родилась у Толстого после прочтения одного из сочинений А. С. Пушкина. Когда у Льва Николаевича мелькнула перед глазами фраза «Гости собирались на дачу…», воображение тут же стало рисовать сюжет. Как отмечал сам писатель: «Я невольно, нечаянно, сам не зная зачем и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом, разумеется, изменил, и вдруг завязалось так красиво и круто, что вышел роман, который я нынче кончил начерно, роман очень живой, горячий и законченный, которым я очень доволен и который будет готов, если Бог даст здоровья, через две недели».
Однако так быстро Толстому написать «Анну Каренину» не удалось. Из семейно-бытового роман перерос в социально-психологический. Толстой приступил к работе в 1873 году. Когда несколько глав произведения были готовы, писатель их отнёс в издание «Русский вестник». Теперь ему нужно было успевать к выходу каждого номера писать продолжение романа.
Современники вспоминали, как тяжело приходилось Толстому. Часто он с вдохновением принимался за работу, а бывало и так, что писатель кричал: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька», «Невыносимо противно», «Боже мой, если бы кто-нибудь за меня кончил «Анну Каренину!» Только через четыре года роман был готов.
Лев Николаевич Толстой хотел было уже вздохнуть с облегчением, но редактору «Русского вестника» Михаилу Каткову не понравился эпилог, и он его не допустил к печати. Вместо эпилога в журнале появилась заметка:
«В предыдущей книжке под романом «Анна Каренина» выставлено «Окончание следует». Но со смертью героини, собственно, роман кончился. По плану автора следовал бы ещё небольшой эпилог листа в два, из коего читатели могли бы узнать, что Вронский в смущении и горе после смерти Анны отправляется добровольцем в Сербию и что все прочие живы и здоровы, а Левин остаётся в своей деревне и сердится на славянские комитеты и на добровольцев. Автор, быть может, разовьёт эти главы к особому изданию своего романа».
Льва Николаевича Толстого не раз укоряли в том, что смерть главной героини оказалась слишком жестокой. На это писатель ответил довольно мудро:
«Однажды Пушкин сказал своему приятелю: «Представь, какую штуку выкинула моя Татьяна. Она вышла замуж. Этого я от неё не ожидал». То же я могу сказать про Анну. Мои герои делают то, что они должны делать в действительной жизни, а не то, что мне хочется».
О том, кто стал прототипом главной героини, литературоведы гадают до сих пор. Описывая внешность Анны Карениной, Толстой представлял себе дочь Александра Сергеевича Пушкина: «Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу».
Толстому была известна семейная драма его близких знакомых, в которой жена подала на развод и второй раз вышла замуж. Это было неслыханным резонансом по тем временам.
Примерно за год до начала работы над романом недалеко от Ясной Поляны бросилась под поезд некая Анна Степановна Пирогова, покинутая любовником. Изуродованный труп произвёл на Толстого сильное впечатление.
Каждый номер «Русского вестника» тысячи читателей ждали с нетерпением, однако современные критики написали на «Анну Каренину» десятки гневных рецензий. Николай Некрасов даже прислал Толстому хлёсткую эпиграмму.
...
Кейт Уолкер:
19.02.20 01:30
...
Кейт Уолкер:
19.02.20 01:32
...
Кейт Уолкер:
19.02.20 01:34
...
Кейт Уолкер:
19.02.20 01:38
...
Кейт Уолкер:
19.02.20 01:40
...
Кейт Уолкер:
19.02.20 01:43
...
Кейт Уолкер:
19.02.20 01:46
...
Кейт Уолкер:
19.02.20 01:48
...
Кейт Уолкер:
25.02.20 00:41
» История классики. Часть XXIII. Война и мир
История создания русской классики
Лев Николаевич Толстой
«Война и мир»
«Война и мир» – великое произведение. Какова история создания романа-эпопеи? Л. Н. Толстой и сам не раз задавался вопросом о том, почему в жизни случается так, а не иначе... Действительно, почему, для чего и как протекал творческий процесс создания величайшего произведения всех времён и народов? Ведь на его написание ушло семь долгих лет (1863-1869)...
В сентябре 1863 года в Ясную Поляну приходит письмо от отца Софьи Андреевны Толстой – А.Е. Берса. Он пишет о том, что накануне они со Львом Николаевичем вели долгую беседу о народной войне против Наполеона и о той эпохе в целом – граф намерен приступить к написанию романа, посвящённого тем великим и памятным событиям в истории России. Упоминание о данном письме не случайно, поскольку оно считается «первым точным свидетельством» начала работы великого русского писателя над романом «Война и мир». Подтверждением тому служит и ещё один документ, датированный тем же годом месяцем позже: Лев Николаевич пишет родственнице о своей новой задумке. Он уже включился в работу над романом-эпопеей о событиях начала века и до 50-х годов. Сколько нравственных сил и энергии ему необходимо для осуществления задуманного – говорит он, и скольким он уже обладает, он уже пишет и обдумывает всё так, как он «ещё никогда не писал и не обдумывал».
Первая идея
История создания романа Толстого «Война и мир» указывает на то, что первоначальным замыслом писателя было создать книгу о непростой судьбе декабриста, вернувшегося в 1865 году (время отмены крепостного права) в родные края после долгих лет ссылки в Сибири. Однако вскоре Лев Николаевич пересмотрел свою идею и обратился к историческим событиям 1825 года – времени восстания декабристов. В итоге и сия затея была отброшена: молодость главного героя проходила на фоне Отечественной войны 1812 года, грозной и славной поры для всего русского народа, которая, в свою очередь, была ещё одним звеном в неразрывной цепи событий 1805 года. Рассказывать Толстой решил начать от самых истоков – начала 19 века – и оживил полувековую историю государства российского с помощью не одного главного героя, а множества ярких образов.
Бесспорно, яркое представление о работе писателя над романом даёт его история создания («Война и мир»). Итак, время и место действия романа определены. Автор проводит главных действующих лиц – декабристов, через три исторически значимых отрезка времени, отсюда и первоначальное название произведения «Три поры». Первая часть охватывает период времени от начала 19 века вплоть до 1812 года, когда молодость героев совпала с войной между Россией и наполеоновской Францией. Вторая – это 20-е годы, не без включения самого главного – восстания декабристов в 1825 году. И, наконец, третья, заключительная часть – 50-е годы – время возвращения восставших из ссылки по дарованной императором амнистии на фоне таких трагических страниц российской истории, как бесславное поражение в Крымской войне и смерть Николая I.
Что ж, роман по своему замыслу и размаху обещал быть глобальным и требовал иную художественную форму, и она была найдена. По словам самого Льва Николаевича, «Война и мир» – это не исторические хроники, и не поэма, и даже не просто роман, а новый жанр в художественной литературе – роман-эпопея, где судьбы многих людей и целого народа сопряжены с грандиозными историческими событиями.
Работа над произведением шла очень нелегко. История создания («Война и мир») говорит о том, что множество раз Лев Николаевич делал первые шаги и тут же бросал писать. В архиве писателя насчитывается пятнадцать версий первых глав произведения. Что мешало? Что не давало покоя русскому гению? Желание в полном объёме высказать свои мысли, свои религиозно-философские идеи, изыскания, своё видение истории, дать свои оценки тем общественно-политическим процессам, огромной роли не императоров, не предводителей, а целого народа в истории страны. Это требовало колоссального напряжения всех душевных сил. Не раз он терял и вновь обретал надежду исполнить задуманное до конца. Отсюда и замысел романа, и названия ранних редакций: «Три поры», «Всё хорошо, что хорошо кончается», «1805 год». Менялись они, как видно, не один раз.
Таким образом, долгие творческие метания автора закончились сужением временных рамок – Толстой сосредоточил всё своё внимание на 1812 году, войне России против «Великой армии» французского императора Наполеона, и лишь в эпилоге затронул тему зарождения декабристского движения. Запахи и звуки войны… Для их передачи требовалось изучение огромного количества материала. Это и художественная литература того времени, и исторические документы, мемуары и письма современников тех событий, планы сражений, приказы и распоряжения военных начальников… На это писатель не жалел ни времени, ни сил. С самого начала он отверг все те исторические хроники, которые стремились изобразить войну как поле боя двух императоров, превознося то одного, то другого. Писатель не умалял их заслуги и их значимость, но во главу угла ставил народ, его дух.
Как видно, у произведения невероятно интересная история создания. "Война и мир" может похвастаться ещё одним интересным фактом. Между рукописей сохранился ещё один небольшой, но тем не менее немаловажный документ – листок с заметками самого писателя, сделанными во время его пребывания на Бородинском поле. На нём он запечатлел линию горизонта, точно указав, где какие деревни находились. Здесь же видна и линия движения солнца во время самой битвы. Всё это, можно сказать, голые эскизы, наброски того, чему было суждено впоследствии под пером гения превратиться в настоящую картину, изображающую великое Бородинское сражение, полную движения, жизни, необыкновенных красок и звуков. Непостижимо и удивительно, не правда ли?
Л. Толстой на страницах своего романа много рассуждал о закономерностях истории. Выводы его применимы и к жизни, в них укладывается многое, что касается великого произведения, в частности история создания. «Война и мир» прошла много этапов, чтобы стать настоящим шедевром. Наука говорит, что всему виной случай и гений: случай предложил с помощью художественных средств запечатлеть полувековую историю России, а гений – Лев Николаевич Толстой – воспользовался им. Но отсюда вытекают новые вопросы о том, что такое этот случай, что такое есть гений. С одной стороны, это просто слова, призванные объяснить то, что на самом деле необъяснимо, а с другой – невозможно отрицать и некую их пригодность и полезность, по крайней мере, они обозначают «известную степень понимания вещей». Откуда и как появился сам замысел и история создания романа «Война и мир» – до конца узнать невозможно, в наличии только голые факты, поэтому говорим «случай». Дальше – больше: читаем роман и представить себе не можем ту силу, тот дух человеческий или, скорее, сверхчеловеческий, который сумел облечь глубочайшие философские мысли и идеи в удивительную форму – поэтому говорим «гений». Чем длиннее проносящаяся перед нами череда «случаев», чем больше блистает граней гениальности автора, тем, кажется, ближе мы к раскрытию тайны гения Л. Толстого и некой непостижимой истины, заключённой в произведении. Но это иллюзия. Что же делать? Лев Николаевич верил в единственно возможное понимание мироустройства – отречение от знания конечной цели. Если мы признаем, что конечная цель создания романа нам недоступна, отречёмся от всех причин, видимых и невидимых, побудивших писателя взяться за написание произведения, мы постигнем или, по крайней мере, восхитимся и насладимся сполна его бесконечной глубиной, призванной служить целям общим, не всегда доступным человеческому пониманию. Как говорил сам писатель во время работы над романом, конечной целью художника является не неоспоримое разрешение вопросов, а подведение и подталкивание читателя к тому, чтобы любить жизнь во всех её бесчисленных проявлениях, чтобы он плакал и смеялся вместе с главными героями.
...
Кейт Уолкер:
04.03.20 19:58
...
Кейт Уолкер:
04.03.20 20:00
...
Кейт Уолкер:
04.03.20 20:03
...
Кейт Уолкер:
06.03.20 00:29
...