натаниэлла:
15.04.24 11:31
» Статья: реакция мозга на музыку
Дорогие читатели, принесла в тему статью о воздействии музыки на людей.
Кому интересен механизм, как Денис влияет своими сочинениями на слушателей, можете заглянуть под спойлер
Евгений Арсюхин
Science Advances: Ритм с синкопой вызывает желание танцевать
Музыка оказывает колоссальное влияние на человека – это знали еще в древности. Шаманы и прочие жрецы впадали в транс под ритмичные барабаны вместе со своей аудиторией. Противники рок-музыки обвиняли исполнителей в «подсознательном воздействии» на подрастающие умы. Но как именно это работает? Ученые наконец разобрались.
О ВКУСАХ СПОРЯТ
Исследований, посвященных музыке, очень много. Но вопрос оказался крайне запутанным. В процесс вовлечено множество органов, от слуховых рецепторов в ушах до нейронов в мозгу. Эти органы вступают друг с другом в сложные взаимодействия, порождая в результате то, что музыка или «нравится», или «не нравится».
Когда в следующий раз вы заспорите с приятелем о музыкальных предпочтениях, подумайте – может, дело не в его культурном уровне, а просто у него иначе устроен мозг?
Международная группа исследователей (в основном нейробиологов) поначалу ставила перед собой незамысловатую цель: понять, отчего под одну музыку хочется танцевать, под другую нет. Но в процессе ученым удалось раскрыть весь механизм воздействия музыки на наши головы – впервые в науке.
НЕМНОГО НЕРВНО
Обычно считают просто: есть ритм – есть и танец. Дескать, посмотрите на африканские танцы, барабаны бьют, чем быстрее, тем лучше. Народ удержаться от пляски не может.
Но исследователям показалось, что дело не только в ритме. Они изучили разные частоты этого ритма, а главное, задействовали такой параметр, как синкопа. Что это такое?
Академическое объяснение – «смещение акцента с сильной доли такта на слабую, вызывающее несовпадение ритмического акцента с метрическим». О как понятно! А может, не надо объяснять? Потому что вы знаете, что это такое. Когда мелодия исполняется игриво, причудливо, с переливами, а не дуболомно, нота за нотой, это значит, что музыкант применил синкопу.
Если вы встанете за спиной пианиста (с его согласия) и посмотрите, как он это делает, вы увидите, что он, играя, конечно же, двумя руками, ставит руки на клавиши немного не одновременно, что создает эффект объемности, что ли, звука
Не кидайте в меня гобоями, если я не так объяснил, а вы понимаете это лучше: я старался.
Мелодии, составленные исследователями, включали в себя разные ритмы, которые были по-разному синкопированы. Испытуемые все это слушали, деятельность их мозга тщательно фиксировалась разносторонними и невероятными методами.
И что в итоге?
УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ 120
Оказалось, что самый приятный ритм для мозга – 120 ударов в минуту. А это как раз новаторство, которое привнесла в музыку группа (дуэт) Модерн Токинг. Кто помнит, это было безумие. Году в 1986-м от сладких напевов невозможно было скрыться. Я помню, лег дома в ванную, и даже там (колонки же выставляли на подоконники) со двора доносилось. Конечно, 120 ударов в минуту применяли и раньше. Но эти двое поставили дело на поток.
Заслышав ритм в 2 герца, мозг как будто вскипает, давай-давай! Почему так? Резонанс с нашими внутренними частотами. Но, как уже говорилось, дело не только в ритме.
Чтобы хит стал хитом, нужна неявно выраженная, умеренная синкопа, то есть слегка сломанная метрика. И работает это так. Ожидая услышать в следующую долю секунды некий звук, мозг его не получает, его ожидания обманываются. Но через микросекунду ожидаемое таки приходит, и мозг рад этому звуку, как рад человек, ожидающий в мороз автобуса. Неужели опоздал? Нет, вот он, всего на минуту опоздал, пришел, родимый. Если бы опоздал на полчаса, эмоции уже другие.
Итак, мозг, улавливая ритмику и метрику, получает удовольствие от своей способности предсказать, что будет дальше. Это очень глубокая эволюционная штука: именно способность предвидеть будущие события делает одних животных успешнее в выживании, чем других. Неудивительно, что мозг подкрепляет
угадывание удовольствием. Удивительнее, что мозгу еще приятнее, когда он ждет, не получает, а потом все-таки получает. «А, значит я все-таки оказался прав», и тут удовольствие острее.
Все эти сложные удовольствия выражаются в танце. Мозг заставляет тело двигаться, чтобы закрепить услышанное действием. Видимо, тут тоже сработала эволюция: звук в кустах – молниеносное движение охотника в ответ. Так кошка, заслышав мышь, совершает прыжок. Танец настолько вшит в нас эволюционно, что наши органы подергиваются, даже если мы сидим за столиком и на танцпол не идем. Иные качают ногой, это само собой.
О КЛАССИКЕ ЗАБЫЛИ
Ученые в обширной статье проанализировали все задействованные в процессе органы и клетки, и то, что я описал, это лишь общая картина. Главное: теперь мы знаем, как и где возникает возбуждение, удовольствие, желание двигаться, и на что именно все это возникает.
Все-таки думается, что исследование только приоткрывает мир музыки. Скажем, за рамками осталась классика, где ритм и все прочее устроено сложнее. Почему некоторые люди аж плачут, такое удовольствие получают, а другие засыпают? Можно ли воспитать любовь к концертам до-минор, или не дано, так не дано? Это вообще про культуру или про физиологию? Или пресловутое «культурное воспитание» как раз на физиологию-то и влияет?
Ну и, возможно, главное. Хорошо, мозг получает удовольствие, а ноги просятся в пляс. Но надо ли этому потакать? Мозг много от чего получает удовольствие, что не очень полезно. Все это темы будущих исследований
Ну, а тех, кто ждет финала, приглашаю сразу к чтению заключительной главы
...
натаниэлла:
15.04.24 12:00
» 63. Кода (вместо Послесловия)
63. Кода
Эпиграф: «Воздух» (Air), композитор И-С Бах, аранжировка Дэвида Гарретта
*
Этой ночью Денису снова приснились мамы. Они в последнее время снились ему часто, как живые. Во сне он запросто с ними общался, болтал о всякой ерунде, а потом, проснувшись, жалел, что не задал важных вопросов.
Денису казалось, что эти сны не просто игры подсознания, а нечто большее. То, что отцы ему никогда не снились, его тоже смущало. И ладно папа Игорь, но Клим Бейбулатов мог бы хоть раз явиться и дать совет? Но он не являлся и никак не комментировал ни победы своего славного отпрыска, ни неудачи. А вот мамы регулярно наведывались, словно приглядывали. Даже по поводу тесного сотрудничества с Ключом именно они его просветили, отговорив оставаться с ним на постоянной связи во избежание, как выразилась мама Лида, «излишней интоксикации».
В эту ночь, однако, разговор у них вышел нетипичный.
- Эта твоя внеплановая поездка… Напрасно ты бросаешь жену одну, - сказала мама Лида с толикой неудовольствия, - ей понадобится твоя поддержка.
- Да я всего на неделю! – попытался оправдаться Денис. – Под мою школу предложили несколько вариантов, и надо выбрать. По интернету и картинкам как-то несолидно, мало ли что там на самом деле? Ну, и объем реставрационных работ лучше сразу на месте прикинуть.
- Это все, безусловно, важно, но и Анечку следует окружить теплом и заботой.
- Да я вроде бы окружаю… А что с ней? – встревожился Дэн. – Какие-то проблемы?
- А ты не догадываешься? – нахмурилась мама Надя. – Она тебе не сказала?
- Вы про ее встречу с отцом? Аня решила, что сначала одна поедет к нему мириться. Когда помирится, тогда уже нас знакомить будет, и я как раз к этому времени вернусь. Или там что-то пойдет не так, и они не помирятся?
- Да нет, с отцом она помирится и одаренную свою сестренку повидает, - ответила мама Лида, - но вот твоя невнимательность меня просто поражает. Как можно быть настолько бестолковым и слепым? Я тебя не так воспитывала.
- Да что случилось-то? Где я, по-твоему, накосячил?
- Анна волнуется, что ты отдаляешься и мыслями постоянно где-то еще, и вы почти перестали разговаривать. Вчера она хотела с тобой поговорить, но тебе позвонили, и ты отвлекся. А это было важно.
- У меня просто новый проект… И она все понимает! Аня не какая-то избалованная барышня, она чувствует меня, мои мысли и настроение.
- Она-то тебя чувствует, а ты ее? С этим проектом тебе скоро вовсе станет не до нее. Если ты сейчас ничего не замечаешь, то с началом стройки и длительными разъездами по отборам талантливых учеников вообще про все забудешь. Остановись, сынок, ведь семья – это самое главное. Ты больше не один и обязан согласовывать свои грандиозные планы с женой.
- Лида, кажется, мы полезли не в свое дело, - неожиданно смутилась мама Надя, - это не мы должны ему глаза открывать, а сама Анечка. Это их дела, семейные.
- Ну уж нет, - возмутился Денис, - начали разговор, так выкладывайте как на духу! В чем именно я должен жену поддержать? У нее неприятности?
Мамы переглянулись, и лица у них стали виноватыми.
- Наверное, ты права, - признала мама Лида. – Денис, прости нас, торопыжек! Обсудим это в следующий раз, когда Аня тебе сама во всем признается.
- Мы завтра придем! – поддакнула ей мама Надя. – Просто позаботься о здоровье жены, это же и правда очень важно.
- Подождите! А что не так со здоровьем? – крикнул Дэн и проснулся, разбуженный собственным голосовым усилием.
Он закашлялся, но очень осторожно, по возможности беззвучно, чтобы не разбудить мирно спящую по левую руку жену. Лицо у Ани было безмятежное, и ей, наверное, снилось что-то хорошее, поскольку она улыбалась. Денис рассматривал ее в мягком предрассветном сумраке, ища тревожные признаки нездоровья, но не находил. Дыхание у нее было ровное, глубокое, и сердце билось спокойно.
Однако разговор с мамами Дениса прилично взбудоражил. Он встал, накинул тяжелый махровый халат и, стараясь не шуметь, вышел из спальни, плотно прикрыв дверь.
Начало октября в этом году выдалось теплым и солнечным, шла вторая волна «бабьего лета», но по утрам в доме было зябко. Дэн собирался включить отопление, но внезапно обнаружились проблемы с газовым котлом, и сроки ремонта затянулись.
«Может, на это намекали мамы?» - обмирая, подумал он.
Саблин спустился в подвал и некоторое время стоял перед котлом, созерцая его и прислушиваясь. Котел был полуразобран, мертв и молчалив. Рабочие обещали приехать к десяти и к полудню наконец с ним закончить, все подключить, но вдруг они где-то ошибутся, напортачат? Он уедет, а Аня останется и угорит…
Думать о таком было страшно, и Дэн хотел знать наверняка, вот только в котлах он ничегошеньки не понимал.
«Отказаться от поездки в Самару? Перенести ее?» - размышлял он, приходя к выводу, что лучше перебдеть. Впрочем, был еще один способ все разузнать…
Денис поднялся в «музыкалку», где на стеллаже среди прочих инструментов хранился Ключ. Он старался пореже брать его в руки, потому что четкость, с которой он начинал воспринимать мир в наушниках, была настолько притягательна, что действительно пугала. Мама Лида сказала, что генератор дурно на него влияет и портит характер. Дэн поначалу спорил, но потом согласился. Симбиоз к Ключом был далек от естественности, и было бы лучше его ограничить. Ключ долго на него дулся, скандалил и требовал все вернуть, но потом притих, признав за мастером право выбирать время и длительность сессии самостоятельно. Дэн скучал по нему, и это было взаимно, но они, кажется, нащупали адекватный компромисс.
Саблин снял с верхней полки необычный сундучок и постучал по его поверхности пальцем:
- Это я! Просыпайся, соня!
Ключ заворчал, притворяясь, что совсем не рад пробуждению, но быстро оставил капризы:
«Мы будем играть? Что именно мы будем играть?» - затараторил он, сияя внутри распахнувшегося чехла.
- Тему безопасности, - ответил Дэн. Он пристроил на голове обруч и прижал раму арфы-лиры к животу, задумчиво водя ладонью над тумблерами переключателей. – Хочу проверить дом и оградить его от бытовых катастроф.
«Твой друг Володя не справляется? Мы ему поможем!»
Володя был, скорей всего, не при чем, но Денис решил и этой стороной не пренебрегать, обезопасив жилище еще от воров и любых недоброжелателей. Он стал наигрывать приходящие на ум импровизации, мысленно обходя дом по кругу. Все было спокойно, ничто не нарушало гармонии, но Дэн все равно прикладывал все силы, совершая обережный ритуал.
Закончив, он посидел в тишине, но мерзкая заноза, засевшая в душе, никуда не делась. Все-таки что-то было не так, оно накатывало волнами из будущего, заставляя учащенно биться сердце.
«Это она, - подсказал с готовностью Ключ, - все дело в ней».
Денис и сам понимал, что центром волнения являлась Анна. Неужели какое-то неучтенное последствие минувших тревог сказалось на ней, и в ее теле поселилась болезнь? Человеческие организмы – хрупкая штука, а женские и подавно. Два дня назад Ане стало плохо от запаха рыбного блюда в ресторане, и они ушли оттуда, хотя раньше все было нормально, Анна любила рыбу под соусом тартар. Она сказала ему, что все в порядке, но вдруг не все? Он же правда отмахнулся, переключился и забыл.
- Это может быть следствием тех душевных потрясений? – обеспокоенно спросил он у Ключа, страшась произнести вслух жуткое слово «опухоль». – Все болезни случаются от нервов, а она столько нервничала в последний год.
«Нет, это не болезнь», - откликнулся Ключ.
Денис перевел регуляторы в другую позицию и снова принялся импровизировать, представляя образ Анны. Он желал убедиться, что ей ничего не угрожает… И тут он все понял! Широкая улыбка осветила его лицо, и он бросил играть.
Ключ ехидно закряхтел, закашлял, совершенно по-человечьи «угорая» над будущим молодым папашей.
- Ты сможешь уточнить, кто это будет – мальчик или девочка?
«А тебе не все равно? – подхихикивая, откликнулся Ключ. – Не оставил бы меня спать взаперти, давно бы уже все знал».
- Ну, прости! – Дэн сдернул наушники и вскочил, не переставая улыбаться.
Светлая радостная тема расцветала в его душе, и он не мог удерживать ее внутри. Хотелось зажечь музыкальный фейерверк, расцветить мир фонтанами счастливых созвучий. Дэн метнулся к роялю, но передумал – его душа рвалась на простор, к небу и встающему на горизонте солнцу. Уложив Ключ в чехол, он схватил скрипку и вприпрыжку помчался на дальний балкон, находившийся в противоположной стороне от семейной спальни. Поскольку он выходил в сад за гаражом, тихие звуки скрипки, как Денис надеялся, не потревожат сон любимой жены.
Однако Анна все-таки проснулась. Она разыскала его на балконе, и когда Дэн, услышав ее за спиной, прервался, подошла и прижалась к его груди.
- То, что ты сейчас играл, очень красиво, - шепнула она. – В мелодии слышится торжество жизни.
- Извини, я не хотел тебя будить, - сказал Денис, борясь с желанием повнимательнее присмотреться к ее животу. Да, он видел его совсем недавно, он был обычным и плоским, но вдруг все уже изменилось? Знание о растущей внутри новой жизни меняло вообще все!
- Я проснулась сама и немного тебя потеряла. Я даже решила на секунду, что ты уехал, не разбудив меня.
- Я никуда сегодня не еду.
- Почему? – удивилась она. – Что-то произошло?
- Нет, просто сегодня у нас с тобой будет праздник.
Анна подняла голову:
- И какой повод?
- Просто так, без повода, - он улыбался все шире и шире, но спохватился: -Тебе не холодно тут стоять? Вернемся в дом.
- Нет, мне хорошо, - она снова к нему прижалась. - Дышится очень свободно. Так почему отменилась твоя поездка?
- Потому что я забыл купить тебе билет. Мы поедем в Самару вместе.
- Вместе? – Аня снова отстранилась, еще более недоумевающая. – Но разве я не буду тебе мешать? У тебя там запланированы важные встречи…
- Я не хочу без тебя, - честно признался Денис. – То есть накануне я об этом не думал, а сегодняшним утром понял, что не хочу. И если твое здоровье позволяет, был бы рад, если составишь мне компанию.
- С моим здоровьем все в порядке.
- Вот и отлично! Думаю, ты с удовольствием повидаешь всех наших самарских знакомых. Мы вместе их повидаем.
- И ты не будешь меня ревновать? Ты ж говорил, тебе неприятно...
- К твоему бывшему? – Дэн рассмеялся. – Ни капельки! К тому же Марина, как мне показалось в наш последний разговор, собирается прибрать Степана к рукам. Не знаю, насколько у них серьезно, но она ищет способ проклятие с него снять, так что им не до тебя. Так как, поедешь со мной подыскивать здание для будущей школы?
- Почему бы и нет, - Анна качнула головой, все еще озадаченная. – А что ты играл? Эта музыка почему-то не отпускает меня…
- У нее еще нет названия. Хочешь, придумаешь его сама?
- Не уверена, что смогу подобрать, но… давай попробуем. Сыграй мне еще раз, пожалуйста!
- Только не здесь, на улице свежо, вдруг ты простудишься? Пойдем в «музыкалку».
- Нет, давай здесь. Над нами такое замечательное небо!
Денис посмотрел на розовато-кремовые барашки облаков и уступил. Он принес из холла кресло и плед и закутал в него жену по самые брови. А потом подхватил скрипку и устроил маленький концерт. Он играл ей о счастье и верности. О тысячах рассветах и закатах, которые им предстояло встретить вместе. О полете мечты, похожем на гордое парение орла, раскинувшего крылья над бескрайними долинами. О родительской гордости за будущие и неизменные успехи их детей. О тепле семейного очага, духовной общности и поддержке. И конечно же, о своей любви – бесконечной, как самаралукский Источник.
Анна наслаждалась, и на губах ее цвела улыбка. Кажется, она поняла, что муж догадался о ее интересном положении, потому что взгляд ее стал удовлетворенным, признательным и немножко лукавым, из него ушел затаенный страх. Оказывается, она боялась потерять его, огорчить грядущими переменами, а Денис невольно отмахивался от ее глупых страхов, чем лишь плодил тревогу. Ему и в голову не приходило, что в рождении ребенка есть повод для беспокойства. Дети – это же такая радость! Он стремился избавить жену от неопределенности и играл ей про уверенность в завтрашнем дне.
Он играл ей, и над их головами вставало солнце.
КОНЕЦ
Милые леди, читатели, друзья - без вас мое творчество было бы грустным, трудным и одиноким. Вы делали этот роман вместе со мной, терпеливо дожидаясь продолжения, читая внимательно и делясь впечатлениями, давали советы (вольно или невольно), подсказывали, как оформить текст лучше, вылавливали "блошек".
Спасибо вам от всей души! Кланяюсь низко всем, кто оставался со мной, сочувствовал моим героям и прошел весь сложный путь от премьеры до финала
Татинка, Кейт Уокер, Диана Казанцева, Виктория В, Ани, Марьяша, Nadin-ka, uljascha, The Loving Soul, TANYAGOR, Тannit, LarKor, Peony Rose, Nadin b, Irenie, Anastazia, bronzza, Dione - спасибо, что подбадривали меня своими отзывами, заставляя соответствовать вашим ожиданиям, и стараться сделать текст более интересным.
Nadin-ka, Tannit, Нефер Митани, Anastazia - благодарю за помощь с подбором музыкальных эпиграфов.
LarKor - твои подсказки "с места", из Самары, фото, видео и ссылки на нужные ресурсы были незаменимы! Спасибо большое!
Tannit - как всегда, твоя помощь с исторической частью, умение поддержать авторские закидоны, подсказывая, как их лучше всего в жизнь, сделала роман лучше, а текст глубже
Виктория В, благодарю за диалоги и интересные вопросы!
Irenie, Марьяша, Агастасия Благинина - спасибо за иллюстрации и коллажи! Вы сделали текст красочным и зримым.
Кейт Уокер, Anastazia, Tannit, спасибо за подсказки с визуализацией!
И всем-всем, кто присылал мне в личку замечания про опечатки и ошибки - низкий вам поклон
...