Кейт Уолкер:
17.10.20 13:29
» Детективъ минувших лет - Анастасия Логинова
Усадьба или Загадка для благородной девицы
Юная Лидия Тальянова – сирота. Когда-то она считалась француженкой и носила другое имя, но родителей убили при самых загадочных обстоятельствах. А девочку взял под опеку пожилой русский господин и увёз в далекую Россию, где устроил в Смольный институт благородных девиц. Даже спустя девять лет, став взрослой девушкой, Лидия не сумела разгадать, кто он, и отчего принимает в её судьбе столь живое участие. А ведь загадки Лидия любит более всего на свете…
Как это обычно и бывает, завеса тайны приоткроется случайно – во время каникул в старинной дворянской усадьбе, куда едет Натали, подруга Лидии, дабы навестить больного отца.
От пришедших поздним вечером писем ждать можно лишь беды... Когда Лиди Клермон была девятилетним ребёнком и жила с родителями в Париже, именно таким поздним вечером к ним постучали. А всего через пару часов Лидия потеряла родителей навсегда. Платон Алексеевич, неизвестный Лиди мужчина, стал её попечителем, привёз в холодную Россию, и с новым именем Лидия Тальянова отправил в Смольный институт благородных девиц.
Поздним вечером мая 1884-го года подруга Лидии, Натали Эйвазова, получает письмо о плохом самочувствии отца. Девушки спешно отправляются в усадьбу Эйвазовых в Псковскую губернию.
Поначалу опасения Лидии были напрасными — семейные завтраки сменялись прогулками в парке, обеды игрой в шахматы или леток, а ужин плавно переходил в фанты. Но в один из дней в усадьбе начинает происходить цепь трагических событий — загадочные смерти и исчезновения обитателей. Лидия оказалась в круговороте необъяснимых происшествий, и возможно, убийца среди них в усадьбе! Но кто он?! Или она?
Отзыв:
От чтения этой книги буквально невозможно оторваться. Атмосфера Российской Империи XIX века. Институт благородных девиц, тайна фамильного особняка — вам ещё нужны причины, чтобы влюбиться в этот сюжет? События книги закручиваются вокруг институтки Лидии Тальяновой. В детстве она жила во Франции и носила другое имя, но родителей девочки убили при загадочных обстоятельствах. На своё попечение Лидию взял пожилой русский господин и определил её в Смольный институт благородных девиц. С тех пор прошло девять лет. Лидия выросла, но даже теперь не может разгадать, отчего Платон Алексеевич принимает в её жизни такое большое участие? Но все секреты начинают выплывать наружу, когда Лидия за компанию со своей подругой Натали едет навестить в фамильной усадьбе её больного отца. Даже если вы читаете не так много детективов, но очень любите атмосферу XIX века, эта книга станет для вас глотком свежего воздуха и настоящим вдохновением. Больной отец Натали умирает и оставляет всё наследство своей жене Наталье Петровне. Все в доме гадают, умер ли Максим Петрович своей смертью? Почему завещал всё состояние жене, а не детям? Лидию эта загадка тоже не оставляет в покое, и она начинает своё собственное расследование. Тем временем случается ещё одно убийство, а подозреваемых становится всё больше. Получится ли у Лидии найти настоящего преступника? А разгадать тайну своей семьи, которая открывается именно здесь, в русской деревне Масловка? Приехав вместе с Лидией в старинную усадьбу, вы с первых страниц погрузитесь в сюжетные интриги, моментами будете думать о мистике, подозревать каждого героя и пытаться разгадать тайну её родителей, но автор так закрутила интригу, что вы не будете близки к разгадке. Здесь хватает не только детективной составляющей, но и романтики. О да, любимые отношения "от ненависти до любви" тут тоже можно найти, но в итоге автор подаёт всё это так ненавязчиво и красиво, что не переживать за отношения Лидии просто невозможно. Финал истории интригует, из-за чего хочется узнать, что же ждёт Лидию дальше?
Гувернантка с секретом
От судьбы не уйдёшь. У Лидии теперь пятеро подопечных, самая милая из которых – это трёхлетняя крошка, ещё не поступившая в её распоряжение. Зато прочие отпрыски семейства Полесовых скучать не дадут: неугомонные восьмилетние близнецы проказничают без устали, тринадцатилетний брат совсем не без оснований прозван «Митрофанушкой», а старшая их сестра влюбилась в совершенно неподходящего субъекта! Который, как на грех, всё чаще и чаще заглядывает в гости. Хотя и это можно пережить – если бы тайны семейства Полесовых не были такими страшными.
Впрочем, и Лидия гувернантка не простая, а с секретом.
ДетективЪ с чувством! Продолжение увлекательной серии исторических детективов!
Российская Империя, 1885 год. По окончании Института благородных девиц Лидия Тальянова устроилась гувернанткой в уважаемую семью Полесовых. Теперь у неё пятеро подопечных — восьмилетние проказники-близнецы Конни и Никки, двенадцатилетний увалень Митрофанушка, шестнадцатилетняя кокетка Мари, — и все слабо поддаются воспитанию. Только трёхлетняя малышка Лёлечка пока не показала свои зубки. Но воспитание детей меньшая из бед в доме Полесовых...
На одном из званых вечеров происходит убийство, и Лидия снова оказывается в центре расследований, интриг и опасностей! Какие тайны хранит с виду благополучное семейство Полесовых?!
Лидия умудряется разгадать их и найти преступника, подружиться с подопечными и обучить каждого, спасти Империю и обрести любовь!
Впрочем, Лидия — гувернантка не простая, а с секретом.
Незнакомка с родинкой на щеке
Незнакомка с лицом, укрытым вуалью, появилась на пороге внезапно, из ниоткуда. Внесла сумятицу в размеренную жизнь молодожёнов Ильицких, перевернула всё с ног на голову и — столь же внезапно исчезла. А загадки, с нею связанные, остались. Разве может юная, скучающая и не в меру любопытная Лидия Ильицкая оставить загадки нерешёнными? Не может. Но у неё ещё будет время пожалеть о своём любопытстве.
Пять причин купить
1. Продолжение увлекательной серии исторических детективов о Лидии Тальяновой!
2. В книгах Анастасии Логиновой изумительно сочетаются пылкие романы и детективный сюжет, атмосфера XIX века и шпионские страсти — любой читатель найдёт своё!
3. Лидия — счастлива в браке и потихоньку свыкается с ролью жены. Неожиданно на пороге дома Ильицких появляется таинственная незнакомка и так же быстро исчезает! И Лидия снова оказывается в центре тайн и интриг, которые вот-вот затянут её в самое опасное приключение жизни!
4. Отзыв читателя: «Язык, стиль, интрига, историчность, конечно же, характеры — вот, за что восхищаюсь. Очень талантливо написано. Спасибо».
5. Первая книга серии «Загадка для благородной девицы» — номинант литературной премии «Русский детектив» — 2020.
Тайны мадам Дюбуа
На пароходе в открытом море, в компании десятка незнакомцев, легко почувствовать себя не в своей тарелке. Особенно если ненавистный муж вдруг обнаруживается за бортом с твоим шарфом на шее, а вереница последующих смертей определённо указывает на твою причастность. Случайность? Вряд ли. Но кто станет следующим? И кто всё это начал? Многие считают, что очаровательная Лили Дюбуа не очень-то похожа на убитую горем вдову. И они правы. У мадам Дюбуа ещё немало тайн.
Слёзы чёрной вдовы
Муж графини Раскатовой, признанной в высшем свете красавицы, найден убитым. Полицейские имеют все основания полагать, что убит он самой графиней. Но так ли это? Или причины преступления уходят корнями далеко в прошлое? Решать придётся чиновнику по особым поручениям Степану Кошкину. Решать, оставаясь объективным и стараясь не попасть под чары слёз прекрасной вдовы.
Пять причин купить
1. Продолжение увлекательной серии исторических детективов!
2. Степану Кошкину поручено расследование убийства графа Раскатова. Подозреваемая — его жена. Как раскрыть дело, оставаясь объективным и не попасть под обаяние прекрасной вдовы?
3. Сложные загадки, потаённые страхи, неожиданные повороты и запутанные преступления… Вопросов много — ответ один!
4. Отзыв читателя: «Автор понравилась, стиль написания необычный, но тем и интересен. Прочитала все три книги про Лидию Тальянову, очень интересна её дальнейшая судьба, также прочитала «Слёзы чёрной вдовы», еще более запутанная судьба, теперь уже у Степана Кошкина…»
5. Более 700 000 прочтений на Litnet! Захватывающий детективный сюжет, трогательная романтическая линия и эпоха, написанная так достоверно, покорили сотни тысяч читателей в интернете!
След белой ведьмы
Кто не вернётся домой до темноты, станет жертвой Белой ведьмы. Такова легенда, коей стращают девиц уездного уральского городка. Только девушек и впрямь находят на окраинах города. Убитыми.
Степан Кошкин, бывший столичный полицейский, сосланный за провинность, не верит в легенду о ведьме. Он ищет душителя, а находит останки девушки с косой белее снега. Находка свяжет его с Алексом Риттером, таким же отверженным, потерявшим былое положение. Алекс должен жениться на дочке городского головы, Лизе Кулагиной. А Лиза выбирает жениха сама, такого, какой был бы ей удобен.
А ещё у Лизы есть тайны. И страстное желание понять, что стало с её матерью, пропавшей много лет назад.
Пять причин купить
1. Кто не вернётся домой до темноты, станет жертвой Белой ведьмы… Когда городская легенда становится явью, за дело берётся Степан Егорович Кошкин.
2. Продолжение увлекательной серии исторических детективов!
3. Более 700 000 прочтений на Litnet! Захватывающий детективный сюжет, трогательная романтическая линия и атмосферная эпоха покорили сотни тысяч читателей в интернете!
4. Из отзыва на Литрес: «Автор понравилась, стиль написания необычный, но тем и интересен. Прочитала все три книги про Лидию Тальянову, очень интересна её дальнейшая судьба, также прочитала «Слёзы чёрной вдовы», ещё более запутанная судьба, теперь уже у Степана Кошкина».
Автор серии книг "Детективъ минувших лет" Анастасия Логинова о себе, писательстве, хобби и продвижении книг.
Анастасия Логинова — автор ретро-детективов и серии книг о благородной девице Лидии Тальяновой.
Сегодня я поговорила с автором о ее творчестве, сложностях работы писателя и узнала секретные факты о героях ее книг.
Читайте в интервью:
— На кого училась и кем работает Анастасия?
— Как она начала писать?
— Как Анастасии пришла идея детективов о Лидии Тальяновой?
— Что для нее самое интересное и самое сложное в писательстве?
— Как создавались обложки книг и почему "Загадка для благородной девицы" поменяла название?
— Нравится ли Анастасии заниматься продвижением своих книг?
— Как создавалась атмосфера XIX века в книгах?
— Есть ли у Анастасии писательские страхи?
— Узнаете больше о других сериях Анастасии.
— Любимые книги, музыка, и фильмы автора.
— Анастасия, здравствуйте! Я познакомилась с вашим творчеством, прочитав исторический детектив «Загадка для благородной девицы». Думаю, моим читателям, как и мне, очень интересно больше узнать о вас самой. Расскажите о себе, на кого вы учились? Кем сейчас работаете?
— Здравствуйте, Майя! Очень приятно было получить приглашение на это интервью, с удовольствием отвечу на ваши вопросы. О себе: наверное во мне всегда боролись две сущности – практичность и творчество. В детстве я очень любила рисовать, занималась танцами, всегда что-то сочиняла, придумывала сюжетные игры и мечтала стать артисткой. В школьные годы училась в художественной школе, так что, можно сказать, занималась рисованием серьезно и подумывала учиться академическому рисунку дальше. Однако, когда пришло время, решила получать юридическое образование. Какое-то время я работала по специальности, но сейчас уже несколько лет занимаюсь дизайном наружной рекламы (спасибо художественной школе) и пишу книги. Так что творчество однозначно победило.
— Как вы начали писать? Помните первое произведение, которое вы написали?
— Конечно помню: я не мелочилась и начала сразу с романа, который перерос в трилогию. Было мне тогда 17 лет, но этот первый роман я писала и редактировала очень долго. Это был современный полицейский детектив, я всегда дышала неровно к этому жанру. Называется он сейчас «Мое чужое имя», и я даже победила с ним, точнее с первой его версией, на подростковом городском литературном конкурсе. Ну а почему начала? Наверное, в какой-то момент просто устала держать все идеи и истории в себе. Захотелось ими поделиться, я села к компьютеру и начала потихоньку набирать текст.
— Что для вас самое интересное в писательстве? А что самое трудное?
— Самое интересное это придумывать и продумывать историю и собирать материал. То есть, вся эта подготовительная работа, львиной доли которой даже не заметно в тексте. Но я это действительно люблю, и с каждой своей новой книгой всегда узнаю, что-то новое. А самое трудное для меня это продвижение, рекламная работа. В современных реалиях автор должен не только сочинить и написать книгу, но еще и придумать, как и что сделать, чтобы читатель ее заметил.
— Как вам пришла идея «Загадки для благородной девицы»?
— Это был, по-моему, 2012 год, и как-то все удачно сошлось: и моя любовь к науке истории, и любовь к детективам, и образ девицы-сыщицы, которые уже долго не давал мне покоя. А главное очень хотелось соединить и детектив, и романтику – чего я раньше не делала, это был своеобразный вызов. В этой истории я отталкивалась от образа героини Лидии: ее саму, ее характер, страсть к расследованиям придумала первыми, а потом уже исторический период и все окружение Лидии.
— Сложно ли было придумать название книги и дать имена героям?
— Первоначально книга называлась просто «Усадьба», и я знаю, что некоторые мои читатели до сих пор уверены, что прежнее лаконичное и строгое название было лучше. А название «Загадка для благородной девицы» я придумала гораздо позже, когда было написано, по-моему, три книги из серии про Лидию. И да, это название придумывалось уже гораздо сложнее. Выбирали мы его в моей группе Вконтакте, так что, можно сказать, это коллективное творчество. Что касается имен, то здесь другие сложности, с которыми сталкивались, наверное, многие русскоязычные авторы. В русском языке крайне мало имен личных, особенно таких, которые можно использовать в исторических книгах. Особенно, если не хочется повторяться. Абы что нельзя взять просто потому, что имена в Российской Империи, а мои герои живут именно тогда, давались в строгом соответствии со святцами, а значит и с датой рождения. Так что много всего приходится учитывать на самом деле. Но с именем главное героини я все-таки обошлась очень вольно: Лидия – это имя моей бабушки, и я очень хотела назвать героиню именно так; а Тальянова – фамилия одной из моих сослуживец, и просто всплыла в памяти, когда понадобилось дать героине какую-то фамилию.
— В книге вы подробно описываете атмосферу XIX века, много знаете о политике и законах того времени. Вы специально искали всю эту информацию для работы над сюжетом или просто интересуетесь эпохой XIX века?
— Спасибо, Майя, что отметили атмосферу в моих книгах, я очень рада, если удалось ее показать убедительно. Да, я интересуюсь и историей вообще – в школе это был любимый предмет, и историей России, в частности. Лет в 15 я прочитала «Слово и дело» Валентина Пикуля, наверное это была моя первая серьезная историческая книга, и именно она произвела впечатление: насколько интересной, неоднозначной, поучительной, сложной и яркой была наша история. Я очень люблю историю, но не считаю себя автором исторических романов: я пишу именно детективы. И все же считаю, что в любой книге, в любом жанре фон должен был достоверным. В моем случае, это исторический фон. Конечно, приходится изучать и собирать информацию для каждой конкретной книги. Но именно это мне в писательстве и нравится.
— Долго ли писалась история? Были ли какие-то сложности с ее написанием?
— Сейчас посмотрела по датам выкладки: «Загадка» писалась шесть месяцев, это без учета редактуры. Сложности, конечно, были, и прежде всего они касались матчасти. Все же это была первая моя книга в жанре исторического детектива и, хотя поначалу казалось, что моих имеющихся знаний будет вполне достаточно, а что не знаю, спрошу у гугла, на деле… оказалось не так просто. Но это были довольно приятные хлопоты.
— В книге заметно, что Лидия, для своего времени, девушка с феминистическими взглядами. Вы намеренно хотели привнести это в книгу?
— Нет, не намеренно: моей целью было лишь написать интересную историю. Но, наверное, это было неизбежно: женщина-сыщик и в современных реалиях России это уже тема для разговора о феминизме, что уж до века девятнадцатого. И все же первые суфражистки уже вполне успешно вели борьбу за права женщин. Это было в Европе и Америке, конечно, а в России с правами женщин все было очень плохо вплоть до 1917 года. Однако Лидия родилась и провела детство как раз в Европе – еще и поэтому ее мысли и поступки достаточно свободны.
— Так как сейчас все писатели стараются продвигать свои книги, не могу не спросить про ваш опыт. Нравится ли вам взаимодействовать с книжными блогерами и вести соцсети?
— Я бы поправила: не стараются продвигать, а вынуждены. Думаю, будь у авторов выбор, большинство бы занималось только творчеством, и все. Опыт работы с книжными блогерами у меня пока не очень большой, но с теми, кто любит книги, мне всегда интересно! Еще я веду группу Вконтакте, которую очень люблю и провожу там много времени. Это не столько даже авторская группа, сколько научно-популярная: мы с помощницами рассказываем об интересных исторических фактах, ищем и делимся ретро-фотографиями, гравюрами, вырезками из старых модных журналов. И, конечно, все свои литературные новости я публикую в первую очередь там.
— Можете рассказать секретные факты о героях «Загадки для благородной девицы»?
— Евгения Ильицкого матушка назвала в честь Евгения Онегина; родился Евгений 5 апреля, Лидия 31 октября; Лидия не очень хорошо ладит с детьми – не то чтобы не любит их, а просто не понимает, как себя с ними вести; любимый цвет Лидии – синий.
— У вашей книги атмосферная обложка, стилизованная под XIX век. Можете рассказать, как она создавалась?
— На самом деле в разработке обложки я не участвовала, мне показали ее уже постфактум – но я была в восторге и от ее стилистики, и от внимания к деталям на рисунке. Лишь знаю, что автор моих обложек – художник Ольга Русанова, но я никогда с ней не общалась, техзадание составляла моя редактор Марина Вячеславовна Тимонина. Так что то, какой она получилась – целиком заслуга работников издательства.
— Есть ли у вас писательские страхи? Как вы с ними справляетесь? Не бывает ли желания бросить все и не писать?
— Писательских страхов полно! Редко где-то делюсь этим, но всегда страшно начать писать новую книгу, пусть это даже десятая по счету. Страшно начинать выкладку, страшно отправлять издателям, страшно читать первый комментарий. Ну а вдруг именно это история будет неудачной, и всем не понравится! =) Но думаю, что испытывать страх это нормально, главное не поддаваться ему и продолжать делать то, что делаешь. Желание все бросить и найти менее трудозатратное хобби тоже возникает периодически, но, так же как и страху, я вряд ли в ближайшее время этому желанию поддамся. Потому что сочинять историю, придумывать и продумывать ее и (самое главное) ставить финальную точку в только что написанной книге – это удовольствие ни с чем не сравнимое, оно перечеркивает все «минусы» писательской профессии.
— Вы пишите в жанре детектив, поэтому не могу не спросить вас, почему вам интересен этот жанр? Хотелось бы попробовать свои силы еще в каком-нибудь жанре?
— Затрудняюсь ответить на первый вопрос, но детективы меня привлекали чуть ли ни с детства: тайны и загадки – что вообще может быть интересней? В других жанрах, конечно, попробовать бы себя тоже хотелось. Например, в классической мистике или ужасах; хотелось бы попытаться придумать и объемный яркий фэнтезийный мир. Надеюсь, все еще сложится.
— Я знаю, что помимо детективов о Лидии у вас также есть серия о сыщике Кошкине, серия Мир Ордэне и несколько рассказов. Можете рассказать побольше об этих книгах?
— С удовольствием! Серия о Кошкине это то, над чем я как раз сейчас работаю: Степан Кошкин в первом романе о Лидии это молодой начинающий сыщик и, признаться, сразу по завершению, у меня возникла идея проследить за его карьерой и дальше. Кошкин, не без участия Лидии, довольно быстро получает завидную должность в полиции, однако, в какой-то момент переоценивает ценности и постепенно перестает быть послушным исполнителем воли непосредственного начальника. За что, конечно, приходится дорого заплатить.
Мир Ордэне – это моя попытка отойти от реализма в сторону фэнтези, жанр этих книг я бы назвала магический реализм.
Рассказы же я пишу совсем редко, они короткие и все относятся к жанру современная проза. Они не опубликованы в бумаге, находятся в свободном доступе на сайте Автор.Тудей.
— Ваши хобби помимо писательства?
— Не знаю, можно ли назвать это хобби, но мне очень нравится работать в программе Фотошоп, создавая обложки и коллажи, так же в последнее время полюбила рисовать от руки маркерами и карандашами, люблю фотографировать и путешествовать, очень люблю старинные города, архитектуру и улочки. Время от времени занимаюсь коллекционированием: одно время выискивала и собирала парфюмы середины-конца 20 века; потом редких кукол, тоже конца 20 века, что отчасти легло в основу сюжета «Алмазной пыли».
— Ваши любимые фильмы?
— "Однажды в Америке", "Крестный отец", "Властелин колец", "Мосты округа Мэддисон", "Гордость и предубеждение" 1995 года, "Все о Еве", "17 мгновений весны", "Зеленая миля", "Офицеры".
— Любимые музыкальные исполнители?
— Фрэнк Синатра, Beatles, Lacrimosa, OOMPH!, Lumen, Би-2, Сплин, Белая гвардия, Мельница. Из классики очень люблю «Времена года» Вивальди.
— Что вы думаете об авторской конкуренции? Есть ли у вас друзья-авторы?
— Конкуренция – любая – всегда идет на пользу; это то, что заставляет нас двигаться и к чему-то стремиться. Друзья-авторы, к счастью, у меня есть, и некоторые еще с тех времен, когда я только-только пришла на самиздатовские площадки. Очень ими дорожу.
— Можете посоветовать свои любимые книги, которые стоит прочитать?
— Обожаю Чехова. Особенно его новеллы. За специфическую иронию, за то, как он выхватывает суть, за то, как увлекательно, ярко и точно может писать о самых заурядных понятиях и ситуациях.
— Есть ли у вас люди, которые вас вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью вы восхищаетесь?
— Конкретных людей, которыми я восхищаюсь безоговорочно, наверное нет – они все люди, и у всех есть минусы. Но обычно меня вдохновляют истории людей смелых и ярких, профессионалов в своем деле, которые привнесли в свою сферу что-то новое, что-то, что до них никто не делал.
Спасибо Анастасии за увлекательный разговор! С нетерпением жду выхода новых книг!
...
Кейт Уолкер:
20.12.20 00:31
» Несколько фактов об Александре Пушкине
Пушкинская тема в творчестве Марины Цветаевой
Пушкин — вечный спутник русской литературы. На протяжении почти двух столетий он был советчиком, другом, современником для многих русских поэтов от Тютчева до Вознесенского. И для Марины Цветаевой Пушкин был первой и неизменной поэтической любовью. Она говорила о Пушкине и в стихах, и в прозе. Цветаева любила живого, а не «хрестоматийного» Пушкина. В своих ранних полудетских стихах «Встреча с Пушкиным» она говорит о своём романтическом родстве с поэтом — весёлым «курчавым магом», который вполне мог бы быть спутником её счастливых коктебельских лет. Она отстаивает «своего» Пушкина, своё право на понимание поэта. Цветаева ревниво охраняет его — даже от его реальной, сложной и противоречивой судьбы. В 1916 году появляется стихотворение «Счастье или грусть...», где Натали Гончарова, холодная красавица, небрежно теребит в прелестных ручках сердце гения и не слышит «стиха литого».
Но по-настоящему, в полный голос, Цветаева сказала о поэте в замечательном стихотворном цикле «Стихи к Пушкину», опубликованном в юбилейном 1937 году. Они разрушают саму атмосферу и обстановку юбилея, попытки превратить образ гения в икону. Её Пушкин — бешеный бунтарь, выходящий из мер и границ. Критики часто упрекали Цветаеву в излишней усложнённости стиха, ставя в пример классическую, в том числе и пушкинскую, поэзию. Но она считала, что великий новатор Пушкин — её союзник в деле обновления поэтического языка. Самым значительным из всего, что Цветаева написала о Пушкине, является очерк «Пушкин и Пугачёв». Здесь она говорит о народности гениального поэта — не о сусальной этнографичности, а о подлинной близости Пушкина народной нравственности и поэзии, о его истолковании образа народного вожака Пугачёва. Для самой Цветаевой тема русской истории приобрела особый, современный смысл.
Она звучала так: стихийно свободный поэт — и великий мятежник, освободительная сила искусства — и питающая его народная правда. Здесь был и личный опыт переживания революционной эпохи. Ещё в очерке «Мой Пушкин» Цветаева призналась, что страстно полюбила пушкинского Пугачёва: «Всё дело было в том, что я от природы любила волка, а не ягнёнка» (в сказочной ситуации). Такова уж была её природа — любить наперекор. И далее: «Сказав «волк», я назвала Вожатого. Назвав Вожатого — я назвала Пугачёва: волка, на этот раз ягнёнка пощадившего, волка в тёмный лес ягнёнка поволокшего — любить». В «Пушкине и Пугачёве» Цветаева говорит о своём понимании живой жизни с её добром и злом. Добро воплощено не в Гринёве, небрежно наградившем Вожатого заячьим тулупчиком, а в Пугачёве — «недобром», «лихом», «страх-человеке», который про тулупчик не забыл. И за тулупчик расплатился щедро — даровал ему жизнь. И не хотел расстаться с Гринёвым, устраивал его дела — и всё только потому, что полюбил прямодушного подпоручика. Так среди ужаса беспощадного бунта торжествует бескорыстное человеческое добро.
Здесь Цветаева касается вопроса о правде жизни и правде искусства. Почему в «Истории Пугачёва» Пушкин изобразил вождя мятежников зверем, а в написанной позже «Капитанской дочке» — великодушным героем? Ведь он, как историк, знал о тёмных сторонах бунта, но как художник — начисто забыл про них. Пушкин, говорит Цветаева, понимал, что истинное искусство не терпит ни прославления зла, ни любования им. Он поднимает Пугачёва в своей повести до высот народного предания, народной мечты о добром и справедливом царе. Сквозь призму взаимоотношений Гринёва и Пугачёва Цветаева рассматривает и взаимоотношения Пушкина с властями. Его никто не пощадил: «Самозванец — врага — за правду — отпустил. Самодержец — поэта — за правду — приковал». Пушкин — олицетворение стреноженной свободы, мешающей спокойно жить царям.
Очерки Цветаевой проникают в самую глубь пушкинского творчества, его художественного мышления. Они написаны совершенно свободным, естественным, раскованным языком. При этом речь её точна, афористично сжата, полна иронии и сарказма, играет всеми оттенками смысловых значений. Мысль и речь в её прозе — нерасторжимы. И притом это — проза поэта, где дышит лирическая стихия. Она пристрастна, беспредельно искренна и в своём восторге, и в негодовании, и поэтому доносит до нас всю глубину отношения к «солнцу русской поэзии» — Пушкину.
Калужские письма Пушкина
Всего за свою жизнь Александр Сергеевич Пушкин написал около тысячи писем. Только опубликованных в собрании его сочинений их более 780. Кроме того — деловые бумаги, дорожные, черновые и не отправленные письма. Время от времени обнаруживаются ранее неизвестные, которые производят настоящую сенсацию. В письмах Пушкин предстаёт перед нами таким, каким мы его видим в жизни, переменчивых её обстоятельствах, которые приносили радость и печаль, заботы и огорчения, новые надежды, творческие замыслы. В них присутствуют прямодушная правда, доверчивость, простота и откровенность. Письма — первоисточник биографических сведений, исторических событий, литературной борьбы тех лет. Высказываться о событиях политической жизни России было опасно, поэт всю жизнь оставался поднадзорным. В пору южной ссылки он мечтал о том, чтобы «тихонько взять трость и шляпу», то есть бежать за границу, об этом он думал и в Михайловском. В письме П.Вяземскому в мае 1826 года он писал: «Если царь даст мне слободу, то я месяца не останусь. Моё глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство».
В письмах Пушкина мы найдём всё, кроме только одного, о чём он не хотел сообщать. Это интимная сторона жизни: «Потомству не нужно знать о наших человеколюбивых подвигах». Не будем забывать, что это письма профессионального литератора, для которого стихи — это «письма души», а дружеские разногласия, полемика — это сама жизнь. И здесь поэт — один из наиболее деятельных участников литературной борьбы, особенно с цензурой и реакционной критикой. И всё же письма его по большей части оптимистичны, веселы, полны душевной открытости, доброжелательны. Разговорный стиль его писем стал благодатной почвой для выработки точного, лаконичного стиля его критики, прокладывал дорогу его художественной прозе. Именно Пушкин осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Он утвердил реалистический стиль великой русской литературы, который и сейчас торжествует, несмотря на усилия агрессивных модернистов, представителей так называемой новой культуры. Их стремление расшатать и осквернить самое святое в душе русского человека.
А теперь обратимся к «калужским» письмам Пушкина, а именно к письмам 1830-1834 гг. Более ранние нам неизвестны, если не считать отправленного из Москвы в «свиной городок», то есть в Боровск, 18 февраля 1827 г. краткого письма Петру Каверину, другу лицейских времён. Он сообщает о посланной курительной трубке (янтарь) да информирует о неспокойном проживании у Соболевского. Первое из калужских писем отправлено уже объявленным женихом Пушкиным 3 мая 1830 года в Полотняный Завод Афанасию Николаевичу Гончарову — главе семейства, владеющему около 3500 душ крестьян, полотняными и бумажными заводами — дедушке любимой внучки Наташи. От «милостивого государя» дедушки кое-что зависело в устройстве свадебных дел, а именно полагавшееся и обещанное приданое, о чём счастливый жених не преминул упомянуть. Конечно же, не сомневаясь, что дедушка поучаствует в материальном обеспечении счастья внучки, а жених «воздаст за благодеяние». Месяцем позже пишет на французском (так всегда невесте) из Москвы — «такой печальной и скучной, когда вас там нет. Я отсчитываю минуты, которые отделяют меня от вас». Письмо пахло духами.
Совсем скоро нетерпение жениха трансформируется в деловое письмо. Поэт, как он признавался, «будучи совершенно чужд ходу деловых бумаг», вынужден заняться конфиденциальным дедушкиным поручением о «бронзовой бабушке». Жених докладывает: «Каждый день ожидал я обещанных денег и нужных бумаг из Петербурга и до сих пор не получил. Что касается до памятника, то я тотчас по своём приезде в Москву писал о нём Бенкендорфу». Действительно, в конце мая Пушкин обращается к Бенкендорфу. Что за памятник, что за нужда, что за «бронзовая бабушка»? История такова. Основатель Заводов Афанасий Абрамович Гончаров во время визита императрицы Екатерины II в Калугу в декабре 1775 года был удостоен её посещения в Полотняном Заводе. Она «соизволила следовать на бумажный завод для смотрения делающейся бумаги». Хозяин фабрики поднёс Екатерине несколько стоп отменной бумаги и сердечно благодарил за оказанное ему внимание. Императрица выразила «своё удовольствие и благоволение, соизволила пожаловать к руке».
Позднее в честь этого события было получено разрешение поставить памятник императрице. Колоссальную статую отлили в Берлине. Она совершенно не удалась и не могла быть воздвигнута. Более тридцати лет статуя пылилась в подвалах усадьбы. И вот теперь брак внучки подвигнул Афанасия Николаевича к выгодной продаже статуи. Требуется всего ничего — разрешение властей на её переплавку. И влиятельный, с большими связями в свете жених обязан помочь, ведь это и в его интересах тоже. Однако дело не пошло. Разрешения не давали, а купить статую никто не хотел. Тогда предприимчивый дедушка решил сделать жениха ходатаем по закладке заводов. Оказалось, что их заложить нельзя: учреждённый майорат над ними не позволял этого сделать. Пушкин признаётся в письме к невесте: «У меня нет ни влияния, ни желания действовать против воли Натальи Ивановны и ведома вашего старшего брата».
Жених опасается, а состоится ли свадьба, если только Наталья Ивановна «не согласится поручить мне заботы о вашем приданом». Поход Пушкина к министру финансов о денежном займе Афанасию Николаевичу также не дал результата, о чём и было сообщено «милостивому государю дедушке». Окончательно отойти от хозяйственных хлопот, столь обременительных, Александр Сергеевич решил в августе 1830 года. О чём писал в Полотняный Завод: «Сердечно жалею, что старания мои были тщетны и что имею так мало влияния на наших министров: я бы за счастие почёл сделать Вам угодное». На последовавшие упрёки «милостивого дедушки» на отсутствие у жениха должного усердия пришлось Пушкину прибегнуть к образным выражениям. Сентябрь 1830 года: «Сношения мои с правительством подобны вешней погоде: поминутно то дождь, то солнце. А теперь нашла тучка». В конце февраля 1831 г., уже после свадьбы: «Дмитрий Николаевич сказывал мне, что Вы всё ещё тревожитесь насчёт приданого; моя усильная просьба состоит в том, чтобы Вы не расстраивали для нас уже расстроенного имения; мы же в состоянии ждать».
И наконец последнее письмо А.Н. Гончарову от 25 апреля 1831 года, следует деловое предложение мужа Натальи Николаевны: «Если Вам угодно вместо 300 обещанных душ дать покамест Наталье Николаевне доверенность на получение доходов с оных». Дело кончилось ничем. Пушкину оставалось только раскланяться, что он и сделал: «Имею счастие с чувством глубочайшего почтения и преданности остаться, милостивый государь дедушка, Вашим покорнейшим слугою и внуком». Пушкин ещё надеялся. В этот же день он писал П.Плетнёву: «Я женат — и счастлив, одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь». Но осталось кое-что сказать о дедушке. В конце октября в письме своему другу Павлу Нащокину Пушкин припечатал помещика-капиталиста: «Дедушка свинья, он выдаёт свою третью наложницу замуж с 10 тыс. приданого, а не имеет заплатить мне моих 12 тыс. и ничего своей внучке не даёт». И всё же расстались они по-родственному. В июне 1832 года дедушка, пребывая в Петербурге, крестил первого ребёнка своих подопечных внучат — правнучку Марию. Вспоминая неудавшуюся коммерцию, дедушка подмигнул Александру Сергеевичу.
Пушкин разочаровался «в милостивом государе» дедушке. В своей жене-бесприданнице — никогда. Из многочисленных адресатов поэта больше всех писем написано жене. И каких писем. В мае 1834 года Наталья Николаевна с двумя детьми, Машей и Сашей, приехала из Яропольца, имения матери, в Полотняный Завод. Вскоре получила письмо от мужа: «Ты зовёшь меня к себе прежде августа. Рад бы в рай, да грехи не пускают. Ты разве думаешь, что свинский Петербург не гадок мне? Что мне весело в нём жить между пасквилями и доносами? Деньги шлю на имя Дмитрия Николаевича». Кстати, деньги Наталья Николаевна тратила на закупку продуктов в Калуге. Таково было гостеприимство скуповатых Гончаровых. О чём писал Александр Сергеевич? Как и всегда, обо всём, что тревожит, над чем работает. Не устаёт вновь и вновь влюбляться в свою жену: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив. Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным. Будь осторожна, вероятно и твои письма распечатывают: этого требует государственная безопасность.
Прошу тебя, мой друг, в Калугу не ездить. Сиди дома, так будет лучше... Знаешь, что я думаю? Не приехать ли мне к тебе на лето? Боже мой! Кабы Заводы были мои, так меня бы в Петербург не заманили и московским калачом. Ты баба умная и добрая. Целую тебя и детей и благословляю вас от души. Кроме тебя, в жизни моей утешения нет — и жить с тобою в разлуке так же глупо, как и тяжело. В августе буду у тебя. Не еду к тебе по делам, ибо печатаю Пугачёва, и закладываю имения, и вожусь, и хлопочу. Только бы в августе быть у тебя. Но обеих ли сестёр к себе берёшь? Эй, жёнка! — смотри. Моё мнение: семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети — покамест малы; родители, когда уже престарелы. А то хлопот не наберёшься и семейственного спокойствия не будет. Пожалуйста, не сердись на меня за то, что я медлю к тебе явиться. Право, душа просит, да мошна не велит. Я работаю до низложения риз. Всё слажу и сломя голову к тебе прискачу. Целую твой портрет, который что-то кажется мне виноватым. Смотри! Ты ждёшь меня в начале августа. Яковлев отпустит меня около половины месяца. Целую вас, тебя в особенности».
Разве возможно передать это какими-то другими словами? В письмах много такого, что волнует и сейчас, почти через двести лет. Итак, писем, отправленных по калужскому адресу, точнее, в Полотняный Завод, всего двадцать три. Прибавим ещё то одно П.Каверину. Пожалуй, больше было отправлено только в Москву да Петербург. Калужские письма — некое подобие дневника. Чудо, что сохранился этот документ пушкинской эпохи. Это частица эпистолярного литературного памятника в жанре писем, записок, исповедей, дневников — почти исчезнувшей в наше время информационной вакханалии.
Редко когда Пушкин писал о себе и своей семье с такой откровенностью и едва ли где ещё выразил себя с большей полнотой. Условно названные «Калужские письма» открывают для нас много потаённого, даже интимного. Не имея ни одного ответного письма Натальи Николаевны, мы о многом догадываемся, многое понимаем в этом диалоге, потому что Пушкин пишет, как говорит. В пятнадцати письмах в Полотняный Завод он говорит с Натальей Николаевной. И мы слышим эти два голоса, оживающие всякий раз, едва мы захотим их услышать. В Полотняном Заводе Пушкин пробыл две недели, а в конце августа отправился по делам в нижегородскую деревню.
7 ЛЕГЕНД О ДУЭЛИ ПУШКИНА
Дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 8 февраля 1837 года на окраине Санкт-Петербурга. Дуэлянты стрелялись на пистолетах. В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня, 10 февраля 1837 года умер. По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в жизни поэта. Он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре, остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина; в шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов…
То, что Александр Сергеевич Пушкин велик, гениален, божественен, стало истиной не сегодня. Пушкин действительно порождает живое, непосредственное, трепетное к себе отношение. Поколения его читателей и почитателей не могут смириться с его смертью. Ведь если Пушкин удивителен и необъясним, то и жизнь его, и гибель его не могут быть обыкновенны. Поэтому рядом с Пушкиным существует другой Пушкин — мифологический. И этот последний уж точно бессмертен. Мы собрали наиболее яркие мифы и легенды, связанные с знаменитой дуэлью Пушкина…
Изменял ли Пушкин своей жене Наталье?
Незадолго до дуэли поэта в петербургском обществе начал ходить слух о том, что Пушкин якобы завёл интригу с сестрой своей жены, Александрой Гончаровой. Главным доказательством считали золотую цепочку с крестиком, принадлежащую Александре и найденную однажды в постели у Пушкина.
Перед смертью, когда Пушкин уже лежал на предсмертном одре, он попросит своего секунданта Данзаса передать её Александре.
Возможно, никакой интриги не было, просто Пушкин оказывал Александре знаки внимания, которые с виду походили на ухаживания. К тому же, перед дуэлью Пушкин попросил у неё приданое — семейное серебро. Оно было заложено, но так и не выкуплено.
Именно на эти деньги поэт купит пистолеты для дуэли. Быть может, ту цепочку Пушкин решил отдать в знак хоть какой-то материальной компенсации. Также существует версия, что вся эта история была выдумана Дантесом, чтобы переключить общественное внимание с убийства поэта на его частную жизнь.
Зачем Дантес завёл интригу с Натальей Гончаровой?
В петербургских кругах хорошо знали про нетрадиционные пристрастия Жоржа Дантеса, в частности, о его связи с бароном Луи Геккерном. Чтобы отвести от себя суесловия окружающих, барон Геккерн решает усыновить Дантеса и хлопочет у голландского короля о бумагах, подтверждающих усыновление, а ему самому советует завести ничем не обязывающую интригу, например, с какой-нибудь известной замужней дамой.
Выбор падает на Наталью Гончарову. Однако при первом же знакомстве та резко отказывает ему. Теперь он оказывается в тупике — его самолюбие уязвлено, и Гончарова становится своего рода делом чести.
Встречались ли Гончарова и Дантес?
В 1836 году, как утверждают, произошла встреча Натальи Пушкиной и Дантеса в формате tete-a-tete. Последнему было необходимо получить от Пушкиной хоть какой-нибудь знак, чтобы можно было говорить об их романе. Похоже, что и тогда Наталья выразилась про своего мужа, что будет «век ему верна».
Тогда Дантес, угрожая ей пистолетом, требует то ли отдаться ему, то ли выйти замуж. Вскоре Пушкин отправляет гневное письмо барону Геккерну и через него вызывает Дантеса на дуэль.
Дантес же использует план «Б»: делает предложение сестре Натальи — Екатерине Гончаровой. В свете этих обстоятельств Пушкин вынужден отказаться от дуэли.
Кто был автором оскорбительных писем Пушкину?
Похоже, что задача Дантеса осуществилась: Петербург начал кишеть слухами о его связи с Гончаровой. За год до злополучной дуэли Пушкину приходит анонимное письмо, в котором его называют «историографом ордена рогоносцев». Поначалу он старается не обращать на это внимания, однако таких писем становится всё больше.
Их автором Пушкин считал барона Геккерна. По крайней мере, об этом можно было догадаться по почерку и качеству бумаги. Геккерну такой ход был выгоден. Во-первых, поскольку письма были анонимными, барон не рисковал быть вызванным на дуэль, а, во-вторых, он видел, что его приёмный сын Дантес зашёл слишком далеко в попытках очаровать Наталью.
Можно ли господам было примириться?
25 января, за два дня до дуэли, в дом к Пушкину приезжает барон Геккерн. Он хочет только одного — мириться: вражда семей зашла слишком далеко.
Пушкин же, ещё не забывший анонимные оскорбления, буквально вышвыривает Геккерна из своего дома и вгорячах отправляет барону письмо, где в чрезвычайно резких выражениях отказывает его семье от мира. Пушкин понимал, насколько оскорбительным был его тон. Ответ был незамедлительным: дуэль.
Жульничал ли Дантес на дуэли?
По правилам того времени, дуэлянты не имели право надевать защитную кольчугу. Во время дуэли 27 января секунданты почему-то, как это им предписывал кодекс, не проверили наличие кольчуг у Пушкина и Дантеса. Дантес стрелял первым и ранил Пушкина в живот.
Упав на снег, поэт вскоре приподнялся и выстрелил, легко ранив обидчика в руку. По словам Дантеса, пулю задержала пуговица от мундира. Однако в таком случае пуговица должна была только увеличить рану. К тому же, после выстрела Дантес упал и получил контузию, что говорило о том, что он всё-таки надел кольчугу.
Можно ли было спасти поэта?
Несомненно, окажись раненый Пушкин в руках современных врачей, спасти его не представляло большой трудности. Однако врачи, к которым он попал 27 января 1837 года, наделали массу ошибок.
Например, не оказали первую помощь на месте ранения, из-за чего Пушкин потерял много крови. Более того, обескровленному поэту зачем-то ставили пиявок и прикладывали холодные компрессы вместо положенных тёплых. Усилиями врачей солнце русской поэзии смогло просветить только два дня.
Максим Казаков
Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова
...