Спасибо большое за новую часть!
Кстати, это уже конец истории или будет третья часть?
Мда... Начали за здравие, кончили - за упокой!
Если честно, я расстроилась, что Саша и Леночка не смогли быть вместе.
Не знаю, возможно, оно и к лучшему!
Хотя мне до конца не понятны мотивы Александра взять в супруги нелюбимую женщину, с чужими детьми, когда сердце рвалось к другой: родной и любимой!
Чувствовал себя виноватым и должным перед другом и благородство держало за горло?
Так он мог спокойно помогать, при огромном желании, Лизоньке и ее малышам вниманием, деньгами, а покрестить мог и другой человек!
Со временем подыскал бы ей хорошего мужа, и был бы квит, а так...
И не верю я, что с Лизой у него все стерпелось и слюбилось!
Увы, мне не понять его жертвы...
Аленушка, спасибо тебе огромное!
Жду новых историй!
И не верю я, что с Лизой у него все стерпелось и слюбилось!
Увы, мне не понять его жертвы...
Первая моя эмоция после прочтения была именно такая.
Но подумав, я пришла к выводу, что останься Александр с Леной, то рано или поздно он начнет винить себя в клятвопреступлении. Он придет к этой мысли, так как считает себя виноватым в смерти Павла, и то, что он откажет детям в духовном наставничестве будет грызть его. И останется ли в таком случае любовь в сердце к Лене?
Автор создал такую ситуацию, что как бы она ни разрешилась несчастные люди все равно будут.
Здравствуйте, девочки, простите автора, что так повернулось повествование, и я вас, наверное, многих разочаровала и таким окончанием, и таким героем.
Мне тут даже в личку сказали, что герой, мягко говоря, совсем не айс))
Сейчас постараюсь всем ответить и все объяснить. Вечером напишу все объяснялки того, что непонятно в теме - праздники и прочее.
ФАТ писал(а):
Я в читателях.
Таня, очень приятно, хорошо бы еще услышать мнение по прочитанному.
Нивера писал(а):
Ульяша, спасибо за интересное продолжение!
Сложный выбор стоял перед Александром Сергеевичем и ему повезло, что стерпелось и слюбилось. И Леночка со временем утешилась.
Здравствуй, Ирочка. Спасибо за доброе отношение к героям. Да, Леночка утешится. Я не стала писать дальше, потому что наверное это совсем другая история - что там будет дальше. С Александром для меня ключевой момент - беременность Лизы. То есть, может любви там еще нет или вовсе нет, но то, что они смогли стать близки, и она ждет ребенка, для меня это момент важный в развитии их отношений.
Нивера писал(а):
Очень жизненно все рассказано и проникновенно.
Больше всего переживала, что получится нежизненно. Не хотелось скатиться в розовые сопли в сахаре.
LadyRovena писал(а):
Аленушка, приветики!
Спасибо большое за новую часть!
Кстати, это уже конец истории или будет третья часть?
Здравствуй, Евик, третьей части не будет. Если б из этого делать роман, другое дело, а так - пунктиром намечено, мне показалось достаточно.
LadyRovena писал(а):
Мда... Начали за здравие, кончили - за упокой! Если честно, я расстроилась, что Саша и Леночка не смогли быть вместе.
Не знаю, возможно, оно и к лучшему!
Ну вот так вышло. Когда начинала писать, ничто не предвещало. А потом вот оно само как-то так повернулось, и мне кажется, к лучшему. Первая детская влюбленность. Будь он рядом, может, она бы его и забыла быстро. Да и он не сразу заметил в ней женщину.
LadyRovena писал(а):
Хотя мне до конца не понятны мотивы Александра взять в супруги нелюбимую женщину, с чужими детьми, когда сердце рвалось к другой: родной и любимой! Чувствовал себя виноватым и должным перед другом и благородство держало за горло?
Так он мог спокойно помогать, при огромном желании, Лизоньке и ее малышам вниманием, деньгами, а покрестить мог и другой человек!
Со временем подыскал бы ей хорошего мужа, и был бы квит, а так...
Тут ситуация такая, что он уже - крестный Мити и Николки. Он не присутствовал на крестинах, поскольку находился еще на войне, и Леночка не обратила. видимо, внимания на имя, которое называл священник. Насчет возможности брака между восприемниками я сейчас выложу статью.
Препятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. Степени духовного родства исчисляются таким образом, что между восприемником и воспринятым первая степень духовного родства, а между восприемником и родителями воспринятого – вторая степень. 53 правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых). Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви, согласуясь с этим правилом, ограничил браки духовного родства только двумя степенями, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями.
Достаточно часто задают вопрос о возможности брака между восприемниками, т.е. между крестным и крестной. Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Я постараюсь высказать свое мнение по этому вопросу. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. Вышеуказанное правило 6-го Вселенского собора не отвечает на поставленный вопрос, ибо говорит только об одном восприемнике.
Ведь два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным. Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е. восприемника и воспринятой) души».
Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).
Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.
Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора: «Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного.
Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора». Почему тогда примечание Требника, как видим Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».
В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т. 4, с. 234-235).
Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, № 10). Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не искушать народ браками между восприемниками, тем более, что даже последний указ Святейшего Синода предписывает решать данный вопрос только епископу.
Я доверяю автору, но для себя могу сказать, что долго думала на эту тему. У меня даже священник не решил этого вопроса, оставив как бы на откуп героям. В принципе, наверное, можно было написать в Синод прошение, и при условии, что у Уварова денег много, это бы решилось положительно. Но вот не знаю, этот момент, что друг пошел на войну за ним следом, человек сугубо штатский, вполне возможно, именно потому он и был ранен - не сумел вовремя спрятаться, ну и так далее. Так вот, то, что граф виноватит себя, даже если другие его виновным не считают, для человека чести это важно. Он не может с этой виной жить счастливо. Он женился на вдове, мальчики называют его отцом, он даст им образование, выведет в люди. Да, наверное, можно было как-то иначе. Но уж как получилось.
LadyRovena писал(а):
И не верю я, что с Лизой у него все стерпелось и слюбилось!
Увы, мне не понять его жертвы...
Я не говорю, что стерпелось и слюбилось, этот брак не на любви основан - на уважении и на желании дать счастье детям. Но еще раз повторюсь - совместный ребенок, возможно, даст им счастье тоже.
LadyRovena писал(а):
Аленушка, спасибо тебе огромное! Жду новых историй!
Спасибо, они будут.
Нивера писал(а):
подумав, я пришла к выводу, что останься Александр с Леной, то рано или поздно он начнет винить себя в клятвопреступлении. Он придет к этой мысли, так как считает себя виноватым в смерти Павла, и то, что он откажет детям в духовном наставничестве будет грызть его. И останется ли в таком случае любовь в сердце к Лене?
Вот мне тоже показалось, что при его такой честности, при том, что он так переживает свою вину, которой, по большому счету, иные могу и не увидеть, он не смог бы быть счастлив, зная, что дети Павла растут без отца. Был момент, когда я думала, что Лиза погибнет каким-то образом, и тогда Александр останется с Леночкой и с детьми, но что-то не вязалось у меня с этим, уход Лизы в монастырь тоже. А потом я еще посмотрела, что они бы все равно не могли быть венчаны - они стали родственниками через брак Лизы и Александра.
Нивера писал(а):
Автор создал такую ситуацию, что как бы она ни разрешилась несчастные люди все равно будут.
Согласна, как ни крути - кто-то все равно будет несчастен. Для меня момент тягости Лизы это как бы точка невозврата для Леночки в любом случае. Если она еще на что-то наделась в глубине души, то узнав, что Лиза беременна, поняла - все. Потому и боль, а потом - радость. И этот момент - отпустить друг друга. Прошло пять лет, но Лиза вот только забеременела, то есть можно предположить, что и близки они стали не сразу - притирались друг к другу, пытались принять ситуацию и сжиться с ней, стать друг другу роднее что ли. Предложение Александра и венчание это могло быть и таким шагом - со стороны Лизы во всяком случае не то что необдуманным, но как бы импульсивном во многом. Но дальше-то надо жить. И тут приходит осознание, что он - не тот, не Павел, не любимый. И постепенное приятие, как мне виделось, во всяком случае - и дальше близость и беременность - надежда на счастье. И Леночка отпустила ситуацию, не зря у нее мысли - а кого я люблю того офицера, что пригласил на вальс, или вот этого мужчину, прошедшего все огни и воды, бросившего свое чувство на алтарь чести, и не стоит ли уже все это отпустить, оставить прошлое в прошлом. Вот как-то так.
Приду домой, распишу весь дополнительный материал.
Всем спасибо за беседу и ваше мнение.
Попытка дубль два )))
Так, я наконец перечитала обе части и разобралась, что к чему.
Как всегда, очень красиво и со вкусом написанный текст. Драма Леночки и Александра тронула. И пожалуй, есть только одно "но".
Здесь финала - даже открытого - не увидела.
Если бы точка была поставлена на моменте Литургии, когда героиня несет свечу, прикрывая от ветра... мне кажется, смотрелось бы более цельно.
Но новая линия Лена - Сергей мне путает карты )))
Цитата:
новый сосед очень мил, и ей его общество приятно
Тут явно напрашивается продолжение.
Но автору виднее, раз точка стоит вот так - пусть стоит
Привет, ага)надо было написать, что конец, не домыслила))
Peony Rose писал(а):
Так, я наконец перечитала обе части и разобралась, что к чему.
Как всегда, очень красиво и со вкусом написанный текст. Драма Леночки и Александра тронула. И пожалуй, есть только одно "но".
Спасибо, самое странное лично для меня, что когда я сажусь писать, не всегда знаю, что из этого выйдет и еще - слова, вот те самые, которые нужно. они тоже сами выстраиваются в моей голове.
Peony Rose писал(а):
Здесь финала - даже открытого - не увидела.
интересно, не думала над этим, хотя знаешь, Пиончик,
Peony Rose писал(а):
Если бы точка была поставлена на моменте Литургии, когда героиня несет свечу, прикрывая от ветра... мне кажется, смотрелось бы более цельно.
там было бы стойкое дежавю - первый раз примерно то же самое происходит. когда на панихиде приезжает Александр, второй раз - незнакомый Леночке мужчина. Если оставить просто на этом - непонятно, кто и что. Если на моменте после их знгакомства, тоже как-то все слишком подвешенно.
Peony Rose писал(а):
Но новая линия Лена - Сергей мне путает карты ))) Но автору виднее, раз точка стоит вот так - пусть стоит
Именно теми словами, что ты приводишь, мне хотелось
первое - дать Леночке надежду на счастье
второе - окончательно примирить Лизу с ситуацией, поскольку она, хоть и согласилась и все такое, в глубине души однозначно переживала за младшую сестру, она же понимала, что разрушила мечты Леночки, но свое оказалось ближе. И тем не менее, она наверняка думала о сестре и переживала. Возможно, сначала о том что - а, маленькая, пройдет. это всего лишь влюбленность, но потом - прошло пять лет, Леночка все одна, и тут письмо и такая фраза - Лизе это бальзам на рану, надежда на то, что у сестры все образуется, да и за мужа переживала, теперь перестанет, если Леночка замуж выйдет. Я, конечно, путано написала, но вроде внятно.
Спасибо за подробное разъяснение ситуации с Сашей!
Посмотрела твоими глазами на их треугольник, и думаю ты полностью права: для них, для всех так будет лучше!
» Отзыв от Нат Жаровой на Честным Твоим омофором...
Привет!
Ульяша, спасибо за окончание рассказа.
Читала - расстраивалась. Ну как-то совсем все грустно. Война взяла свою жертву, все кругом чувствуют неизбывную вину. Уваров проявил странное благородство и женился на вдове. Вдова приняла предложение, хотя граф сестре нравился (не понятно, нравился ли Уваров ей самой). Ну а с крестными родителями и вовсе трагично: у Леночки вообще, выходит, шансов не было.
Не знаю, как Александр с Лизой будут жить... без любви, по долгу, смирятся... общий ребенок ничего не значит особо. Но так многие семьи жили, заключая браки по целесообразности, а не по зову сердца. Так что, они не первые и не последние. Хотя, если честно, мне не нравится, когда предают сознательно любовь, это не по-божески - гасить в сердце искру...
Но финал мне все же дал надежду, что у Лены все будет хорошо. Так понравилось про свечку, прямо знак свыше. Первая любовь часто бывает несчастной, потому что тогда думаешь: судьба, на всю жизнь, никого больше и никогда... но ничем это не заканчивается. А вот вторая попытка более зрелая, и все может быть еще хорошо.
Спасибо за историю! (мне как всегда мало, хотелось бы услышать про Лену что-то еще, более определенное)
Доброго всем вечера, или скорее, ночера.
Завтра пятница, но работа как захватила в плен, так и не кончается.
Так что все справочки-объяснялочки расскажу на выходных, простите
LadyRovena писал(а):
Аленушка, приветики снова!
Спасибо за подробное разъяснение ситуации с Сашей!
по итогу получилось, что это Павел, не подумав о том, что сделает кому-то больно, устроил им такую "подлянку", в общем, конечно, неосознанно.
опять же - по правилам - я вчера много читала на эту тему, запрета нет на венчание, но это не принято сейчас, тога же было на усмотрение архиерея, потому и отец Михаил не благословил, дал им самим решить. Может, если бы Леночка так не отшатнулась сразу, могло быть иначе, хотя вряд ли. Да и надо ли?
LadyRovena писал(а):
Посмотрела твоими глазами на их треугольник, и думаю ты полностью права: для них, для всех так будет лучше!
Жду новый рассказ!
Новый будет старый, она давно написан, был в конкурсе, скоро выложу. А насчет лучше - хуже, знаешь, все хожу и думаю, а не слишком ли я сурова к героям, но почему-то кажется - не слишком. Часто и в литературе встречала, и вообще - страдание оно в крови - не скажу у русских, потому что не только, но вот у верующих. Счастливых и так много - кто-то говорил из героев, не помню, правда, у кого, и вот они страдают - в общем-то, по любви. И по долгу и чести.
натаниэлла писал(а):
Привет!
Ульяша, спасибо за окончание рассказа.
Здравствуй, Натик, все поправила, спасибо))
натаниэлла писал(а):
Читала - расстраивалась. Ну как-то совсем все грустно. Война взяла свою жертву, все кругом чувствуют неизбывную вину. Уваров проявил странное благородство и женился на вдове. Вдова приняла предложение, хотя граф сестре нравился (не понятно, нравился ли Уваров ей самой).
Ну тут не все кругом, а именно Уваров. Он - военный, он этому учился. Приехал в гости к другу, тот не военный, и никогда не был. И вот он идет на войну, добровольно, в общем-то, как бы сейчас сказали - рядовой необученный. И этот необученный - ну он не рядовым пошел, не знаю, прапорщиком скорее всего,или мичманом, у него же образование есть, но он ничего там не знает, и естественно, его ранят почти сразу. И Уваров себя виноватит, что не уберег, а потом еще и уезжает после войны. Несколько лет его нет в России, возвращается - а тут такое. И он еще больше себя казнит - не приехал сразу, не написал, собой занимался. И вот приходит к такому решению. И то, что он крестный, тоже его подвигло (крестный, ну ладно, на крестинах не был, он воевал, но потом-то тоже не приехал, а это ведь его долг). Симпатии Лизы я оставила в стороне, намекнув только ее беременностью, что она этот брак приняла в итоге и душой, и сердцем. Смогла быть близкой с мужем, а не только из-за детей.
натаниэлла писал(а):
Ну а с крестными родителями и вовсе трагично: у Леночки вообще, выходит, шансов не было. Не знаю, как Александр с Лизой будут жить... без любви, по долгу, смирятся... общий ребенок ничего не значит особо. Но так многие семьи жили, заключая браки по целесообразности, а не по зову сердца. Так что, они не первые и не последние. Хотя, если честно, мне не нравится, когда предают сознательно любовь, это не по-божески - гасить в сердце искру...
Насчет крестных писала выше, что можно было попытаться, но они не стали. Она не стала. Ее реакция – «нет», и Александр утвердился в правоте своего решения насчет Лизы. Я так это увидела. И ты права – не он первые, не он последние, но я надеюсь, что они друг другу не неприятны, а там, кто знает, может через мальчиков, или через совместного ребенка и привязанность возникнет. Тут опять же, не зря Леночка думает – а кого именно она любила, да и граф – он же видел ее ребенком, потом приехал – уже на панихиду когда – ей 18, допустим, но они тоже не так много виделись, да. между ними искра проскочила еще в первый раз, и не погасла, но… честь и долг, как он себе это понимает – возобладали.
натаниэлла писал(а):
Но финал мне все же дал надежду, что у Лены все будет хорошо. Так понравилось про свечку, прямо знак свыше.
Я тоже надеюсь, что там что-то будет, и она будет счастлива. Она молилась, просила, тут же еще и название сыграло свою роль – тут могло быть начало в принципе, любой богородичной стихиры. Просто эта первая мне ан ум пришла, но на самом деле я так и хотела – они вышивали плащаницу, молились, и Леночка потом тоже молилась именно около этой плащаницы, и праздник Покрова, и вот Богородица ее утешила – как-то так. И вот эта свечка, да… Была мысль оставить, как Пиончик выше писала – крестный ход, мужская рука, и дальше все, точка, но захотелось чего-то чуть более определенного.
натаниэлла писал(а):
Первая любовь часто бывает несчастной, потому что тогда думаешь: судьба, на всю жизнь, никого больше и никогда... но ничем это не заканчивается. А вот вторая попытка более зрелая, и все может быть еще хорошо.
Согласна, бывает, и даже очень часто, что первое незрелое чувство, оно как проба пера что ли. Проба себя. А потом человек взрослеет, и второе чувство приходит, как второе дыхание, но с другой стороны, ожегшись первый раз, не всегда раскрывается на новое чувство, только в ответку, потому что больно и страшно снова ошибиться, и тем не менее, постепенно все приходит. Думаю, Леночка будет счастлива, не зря это ее письмо сестре. Это, может, даже как сигнал для Лизы – у меня все хорошо, не переживай за меня.
натаниэлла писал(а):
Спасибо за историю! (мне как всегда мало, хотелось бы услышать про Лену что-то еще, более определенное)
Знаешь, не обещаю, но может быть. Может, напишу отдельный рассказ. Не отпускает история.
Спасибо за общение.
» Пояснения к рассказу "Честным Твоим омофором...."
Обещанные пояснения
«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором» – припев акафиста Покрову Божией Матери. Акафист – это такая особая молитва, прославляющая, бывает как Богородице, так и святым, и Господу. Поется иногда на праздничной службе. Но может и просто так. Можно и дома читать Акафисты. Молитва, во время которой не сидят. (греч. Ο Ακάθιστος Ύμνος, также неседален, неседальная песнь, то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя»).
Плащаница – вышитая икона в рост. Обычно бывает Господская и Богородичная. Господскую выносят для поклонения Великим Постом на Страстной в Пятницу. Богородичную – на Успение. Существует специальный чин Погребения Плащаницы, как бы похорон Богородицы или Спасителя, во время которого совершается крестный ход с Плащаницей.
Обетная – сделанная по обету, обещанию.
Эпидемия холеры, о которой идет речь, 1848 года.
Известный в начале XX столетия гомеопат Лев Евгеньевич Бразоль так характеризовал этот феномен: «Когда холера в первый раз пожаловала к нам из Азии (в 1831г.) и навела панику на всю нашу часть света, то врачи старой школы, ввиду своего полного бессилия справиться с этой страшной болезнью, оправдывались тем, что болезнь для них еще новая, что патология ее еще не изучена и что опыт еще не решил, какое будет наиболее действительное против нее лечение. Ганеман же, не видавший еще ни одного случая холеры, на основании одних описаний симптомов и течения этой губительнейшей болезни, руководимый своим неизменным терапевтическим законом, уверенно и догматически предсказал, что такие-то средства, а именно: Camphora, Veratrum и Cuprum, будут иметь могущественное действие против холеры, и для каждого из этих средств указал соответствующие показания, которые потом блистательно оправдались. Холера двинулась на Европу и застала аллопатов врасплох, бессильными и неподготовленными к сознательной борьбе; гомеопаты же находились в полном вооружении и не замедлили дать мощный отпор страшному врагу».
И дальше он же: «Когда холера во второй раз появилась в Европе (1849 г.), то старая школа, несмотря на то, что болезнь была уже для нее не новая, и что патология ее уже была гораздо более известна и что прежние многочисленные опыты должны были бы доставить надежные заключения относительно ее лечения, если бы такое заключение вообще было возможно на основании патологии, – старая школа осталась так же бессильна, как и прежде».
Лев Евгеньевич не совсем точен в датировке, болезнь пришла в 1847 году, когда началась третья пандемия холеры, но в остальном больших преувеличений он не допускает. Медицина и к середине XIX века продолжала блуждать в потемках относительно холеры.
Вот и в столичном журнале «Библиотека для чтения» в начале лета 1848 года писалось со ссылкой на свежеопубликованный ученый труд лейб-медика Михаила Антоновича Маркуса: «Помещая холерный яд в воздухе, мы следуем общему народному убеждению всех стран, которые посещала холера… Доктор Маркус, в то самое время как против холеры жарко принимались карантинные меры, оцепления и очищения, первый утверждал… что повальная болезнь эта не заразительна и что она зависит от теллурических причин, то есть, от собственного состояния земного шара. Этот теллуризм, это особенное состояние Земли, располагающее людей к болезни, по мнению нашему, не может быть переведено определительно и понятно, как только особенным изменением в нормальном составе воздуху. Атмосфера должна быть отягчена каким-нибудь зловредным паром или веществом, которые, при известных обстоятельствах, становится зародышем страданий и причиною смерти. Предпочтение холеры к рекам и водам явственно указывает на воздух, которого так много в речной воде, и на присутствие в нем какого-то лишнего летучего начала, довольно тяжелого, когда оно преимущественно садится в углублениях, в низменных местах, около вод, и вместе с воздухом соединяясь с водами, отравляет их».
Это «летучее начало», сухой холерный яд, журнал «Библиотека для чтения» именовал холериной, выстраивая при этом на глазах у читателя готовую теорию распространения холеры: «кажется, как будто этот яд не опасен, пока он сух и носится в сухом воздухе и что он начинает действовать убийственно, как скоро становится влажным, мокрым, водородистым, через смешение с водою».
Уверенность в том, что именно так дела и обстоят, заставляла журнал вслед за доктором Маркусом отбросить в конце концов всякие «кажется» и «как будто»: «Отравление воды, не злоумышленниками, а отравленным воздухом, не подлежит сомнению, при хладнокровном разборе дела. Общенародное замечание всей Европы не может быть ложным в полной мере: повсюду, и при каждом появлении холеры, простой народ, видя, что вслед за употреблением воды обнаруживаются болезненные припадки, кричал об отраве рек, озер, колодцев и отыскивал мнимых отравителей. Ученые и полуученые, зная, наверное, что отравителей не было и нет, в презрении своем к глупости черни презирает и прямое наблюдение ее о ядовитом качестве большей части вод во время эпидемии. Это не справедливо, да и несогласно с философией наук. Повсеместное и единодушное наблюдение толпы, поражаемой всюду фактом одинаковой наружности, должно быть принято в уважение».
Александр Васильевич Никитенко еще осенью 1847 года записывал в дневнике: «Холера, раскинувшая свои широкие объятия на всю Россию, медленным, но верным шагом приближается к Петербургу. Но в публике пока заметно больше любопытства, чем страха. Может быть, это оттого, что она грозит еще издалека, а может быть, оттого, что жизненность нашего общества вообще хило проявляется: мы нравственно ближе к смерти, чем следовало бы, и потому смерть физическая возбуждает в нас меньше естественного ужаса».
И снова «Библиотека для чтения», начало лета 1848-го: «Недавно еще никто из врачей наших не сомневался, что она непременно посетит Петербург весною. Эта уверенность, положительно высказанная во многих статьях и брошюрах, нынче значительно ослабела, хотя, собственно, возможность бедствия все еще существует: слишком ранняя весна предсказывает сильные жары и, следовательно, частые простуды; если русский воздух до того времени не очистится от холерного яду, эпидемия может вспыхнуть с новою свирепостью и распространиться далеко на север».
Готовились и думали – но холера, как всегда, пришла нежданно. И снова по водным путям. «Северная пчела» чуть позже писала о начальном этапе эпидемии: «Первый больной в С.-Петербурге был, 4-го Июня, прибывший на лодке из Новой Ладоги дьякон, он выздоровел. Июня 5-го и 6-го новых случаев холеры не было, но с 7-го числа снова стали появляться холерные случаи, и с того времени болезнь начала распространяться в виде эпидемии. В первые два или три дня заболевали почти исключительно жители Литейной и Рожественской Части или смежных с ними мест по левому берегу Невы, отчасти из числа рабочих на барках. Потом болезнь чрезвычайно быстро разлилась по всем частям города».
Дьякон Иванов, прибывший в столицу не то из Новой Ладоги, не то (по утверждению «Отечественных записок») из Тихвина, поправился весьма скоро – при должном «медицинском надзоре и лечении». Заболевшим 7 июня 1848 года судьба не улыбнулась: все трое, мещанин Иванов, крепостной человек князя Лопухина и рядовой лейб-гвардии Павловского полка Митрофанов, вскоре умерли.
Те же «Отечественные записки», находившиеся тогда в руках известного издателя Андрея Александровича Краевского, встретили, впрочем, холеру довольно спокойно: «Воротилась она чрез эти семнадцать лет совершенно такою же, как была, и если есть разница в теперешнем ее посещении с тогдашним, то причина этой перемены, конечно, не в ней, а в нас: мы перестали смотреть на нее с подобострастием и перестали думать, что вот, ни с того ни с чего придет да и захватит; мы убедились, что стоит быть осторожнее в пище, остерегаться простуды, да вести жизнь правильнее, так она не придет и не захватит; мы перестали бегать и прятаться от нее по углам и от страха видеть то, чего совсем нет.
Правда, от всего не убережешься, но из этого можно вывести только одно заключение: о необходимости тщательного изучения и строгого исследования холеры, как болезни и как физического явления. И то, и другое делается, но до положительных результатов мы еще не дошли: предположения о происхождении ее от недостатка электричества, от изобилия углерода в воздухе и т. п. – остаются предположениями».
Про предположения читатель уже знает, а вот насчет «не придет и не захватит» популярный журнал явно заблуждался. Барон Модест Корф, в ту пору член Государственного совета, позже вспоминал: «В первые дни газеты, извещая о числе заболевавших, находили еще возможность скрашивать дело фразой: „Больных, имеющих признаки, схожие с признаками холеры“; но вскоре страшная смертность и общий ужас не дозволили более употреблять никаких секретов и успокоительных выражений».
Холерная эпидемия резко пошла в рост 12 июня – и скоро превзошла даже страшные показатели 1831 года. В том числе по смертности. Статистика сомнений не оставляет:
12 июня – 233 заболевших холерой и 98 умерших;
13 июня – 364 заболевших и 179 умерших;
14 июня – 389 заболевших и 166 умерших;
15 июня – 570 заболевших и 242 умерших;
16 июня – 697 заболевших и 350 умерших.
Среди жертв холеры оказались в эти дни и люди известные: 13 июня, например, болезнь унесла с собой купца и поэта-самородка Федора Никифоровича Слепушкина, обитавшего в Рыбацком.
Северная пчела» 14 июня 1848 года информировала читателей: «Больные, желающие найти скорую помощь, будут принимаемы в больницах: Обуховской, Калинкинской, Петропавловской, Марии Магдалины, Сыпной и Калгина. Об открытии других больниц и врачебных дежурств в многолюдных кварталах столицы будет объявлено».
Объявлено и в самом деле было. Всего в городе открыли одиннадцать временных холерных больниц:
– в Демидовском переулке, в здании Тюремной больницы, на 150 кроватей;
– в старом здании Съезжего дома 2-й Адмиралтейской части, по Офицерской улице, близ Большого театра, на 40 кроватей;
– в здании Съезжего дома 3-й Адмиралтейской части, по Садовой, близ Никольского рынка, на 200 кроватей (Садовая, угол Большой Подъяческой);
– в здании Съезжего дома 4-й Адмиралтейской части, по Фонтанке, возле Калинкина моста, на 45 кроватей;
– в доме Шрейбера, в коем помещается Каретная часть, на 36 кроватей;
– в Рождественской части, в доме Чулкова, против Съезжего дома, на 15 кроватей (угол 2-й Рождественской и Летней Конной площади);
– в Литейной части, в Кирочной улице, в городском доме, бывшем Штральберга, на 100 кроватей (очевидно, против лютеранской церкви св. Анны);
– на Васильевском острове, в 9-й линии, в доме Краснопольского, на 35 кроватей (между Большим и Средним проспектами, напротив Съезжего дома Васильевской части);
– в Галерной Гавани, в доме жены штаб-капитана Захарова, на 25 кроватей;
– на Малом проспекте, Петербургской стороне, в доме купчихи Мошниной, на 28 кроватей;
– на Выборгской стороне, у Воскресенского моста, в доме купчихи Васильевой, на 30 кроватей;
– на Охте, в Съезжем доме неподалеку от перевоза через Неву, на 15 кроватей.
Информируя об открытии временных стационаров, газеты вместе с тем непременно прибавляли:
«Сверх сих больниц больные принимаются:
В Обуховской, Мариинской, Петропавловской, Калинкинской больницах, больнице св. Марии Магдалины, в больнице чернорабочих у Бердова моста, в отделении оной у Симеона, в женской больнице чернорабочих у Харламова моста, в женской больнице у Измайловского моста, в лечебном заведении для благородных лиц у Спаса Преображения, в Сыпной больнице на В.О., в больнице Калгина на Петербургской стороне, в Морских госпиталях, в 1-м и 2-м Военно-сухопутных госпиталях, в Придворном госпитале, в госпиталях лейб-гвардии Преображенского, Семеновского, Измайловского, Гренадерского, Финляндского, Литовского полков».
И еще одно важное примечание: «Во все сии Госпитали и Больницы принимаются больные всех состояний, полов и возрастов, во всякое время дня и ночи, без паспортов».
Свой холерный лазарет, кстати, появился тем летом и в императорском Зимнем дворце – в нижнем его этаже.
Осип Антонович Пржецлавский, эту холерную эпидемию тоже заставший в столице, был уверен, что именно несоблюдение предписаний стало причиной смерти некоторых его знакомых: «Не говоря о простом народе, которого обыкновенная пища и питье располагают к холере и даже причиняют ее, во всех известных мне смертных случаях с лицами других классов болезнь вызвана была ими самими как бы нарочно. Оба лица, умершие из моей прислуги, не внимая предостережениям домашнего доктора, наелись на ночь сырых огурцов.
Граф Г.К. в жаркий день давал у себя обед на открытом балконе. Вместо супа была ботвинья со льдом; выпито было много замороженного шампанского. Хозяин, не довольно еще этим прохлажденный, снял с себя верхнее платье и так немалое время пробыл на подувшем к вечеру ветре. Он умер в ту же ночь. Чиновник польского министерства З., атлет по телосложению, также после сытного обеда, раскрыв все окна, простоял около получаса без верхнего платья на сквозном ветру. Умер на другой день, и т. д., и т. д. Почти никто не умер из тех, которые не позволяли себе никаких излишеств и соблюдали нужные предосторожности».
Пржецлавский не был врачом, можно простить ему представление о том, что простуда может стать причиной холеры – но ведь и знаменитый лейб-медик Илья Васильевич Буяльский проявил не большее понимание механизмов холерной эпидемии, когда настойчиво советовал горожанам «прованское или деревянное масло, как предохранительное средство от холеры». Вот его рекомендация: «Каждый день поутру и на ночь вытирать все тело теплым прованским или деревянным маслом; потом слегка обтереть или обсушить тело взгретым полотенцем, а за недостатком деревянного масла можно употребить миндальное, ореховое, горчичное, маковое, подсолнечниковое или даже конопляное».
Другим популярнейшим средством от холеры стали тогда сигареты с камфорой, изобретенные известным французским врачом и революционером Франсуа Венсаном Распаем (Raspail). Осип Пржецлавский писал: «Это были трубочки из слоновой кости, начиненные мелкими кусками камфоры. Известно, что доктор Распайль считал камфору почти универсальной панацеей. Быть может, сигаретки эти и в самом деле охраняли от холеры, но положительно то, что от них выкрошилось множество передних зубов».
Не обошлось и без гомеопатии: помещик Зубцовского уезда Р. Т-лер рассказывал позже в «Журнале гомеопатического лечения»: «В холерный 1848 год в доме моем в С.-Петербурге жил хороший мой знакомый, покойный доктор медицины Ф.М. Адам. При появлении эпидемии он посоветовал мне иметь в доме 11 необходимых для лечения холеры гомеопатических средств и дал притом писанную инструкцию, как ими пользоваться. Внимание это не осталось без хороших последствий. Я тогда имел счастье подать помощь 300 и более лицам, а собственное семейство и живущих тогда в доме моем 260 чел. предохранить от страшной болезни, давая всем попеременно Cuprum и Veratrum. Таким образом, удостоверясь тогда фактически в действительности гомеопатических лекарств для лечения и предохранения от холеры, я старался с тех пор более ознакомиться с этой медициной и для этого составил, по указанию некоторых гомеопатов, небольшую библиотеку».
Были и совсем необычные способы борьбы с холерой, один из которых описывает тот же Пржецлавский: «В Новой деревне, в заведении Излера, был хор цыганских певцов. Один из объявленных концертов был отменен, потому что примадонна Таня заболела холерой. На третий день после этого я ехал в город и, встретив старого цыгана Ивана, импресарио хора, спросил его о Тане, которую считали уже умершею. „Слава Богу, Таня здорова и сегодня будет петь в концерте“, – отвечал Иван. „Кто был доктор?“ – „Нам он не нужен, мы сами доктора“. – „Чем же ее вылечили?“ – „Мы ее раздели, всю, с головы до пяток, крепко высекли крапивой, потом уложили в постель, укутали в две шубы и дали выпить два стакана горячего морского пончу“. – „Что такое морской понч?“ – „Это пополам ром с водой и с лимоном. Она заснула крепким сном, из нее во всю ночь лилась река испарины. Наутро вчера она встала здоровая, вчерашний день отдыхала, а сегодня будет петь“.
тревожные, но в конечном счете позитивные воспоминания остались о той холере у видного геолога, члена-корреспондента петербургской Академии наук Александра Александровича Иностранцева. Холерой тогда заболел его отец, а спасти его помогли два врача – Август Андреевич Зандер и Филипп Яковлевич Карелль, будущий лейб-медик императора Николая I: «Отец наш, отличавшийся своим крепким здоровьем, внезапно заболел и сразу так сильно, что наутро уже встать с постели не мог. Немедленно был привезен наш доктор Зандер, и он определил у отца холеру. Действительно, в1848 г. в Петрограде холера сильно свирепствовала, и в доме, где мы жили, было несколько от нее смертных случаев. Беготня по квартире денщиков, сменяющих друг друга по растиранию рук и ног отца, сводимых судорогами; ношение в комнату больного различных припарок, лекарств и тому подобное; заплаканная мать, совершенно нас бросившая, – все это произвело на меня сильное впечатление. С другого дня болезни отца к нам ежедневно, а по некоторым дням и два раза в день, стал приезжать и приходить прямо в комнату больного какой-то важный господин. У нас была большая радость, когда этот господин вместе с доктором Зандером объявили матери, что всякая опасность миновала. Позднее я узнал от матери, что важный господин был доктор Карелль».
17 июня – 719 заболевших и 356 умерших;
18 июня – 774 заболевших и 384 умерших;
19 июня – 880 заболевших и 513 умерших;
20 июня – 776 заболевших и 396 умерших;
21 июня – 1116 заболевших и 593 умерших;
22 июня – 1210 заболевших и 598 умерших;
23 июня – 1181 заболевший и 610 умерших.
В числе умерших в эти дни (20 июня) был генерал-майор Николай Александрович Саблуков, автор известных записок о временах императора Павла I; похоронили его на Фарфоровском кладбище (в советское время захоронение перенесли на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры). Примерно на те же июньские дни приходится случай, отчетливо запомнившийся Андрею Михайловичу Достоевскому.
Младший брат писателя, он учился в 1848 году в Училище гражданских инженеров, оно же попросту Строительное училище: «Как теперь помню: в классе на один год младше нашего, то есть во II классе, был очень хорошо идущий воспитанник Михаил Кулешов. Выдержав последний экзамен, он с сияющим лицом, переходя через наш выпускной класс, сказал: „Вот теперь и я близок к выпуску!.. Год пройдет скоро“. И действительно, его выпуск из Строительного училища произошел даже раньше нашего! Не успел он вымолвить приведенные слова, как сильно побледнел и его начало рвать. Я, тогда еще исполнявший должность фельдфебеля, сейчас же побежал к ротному командиру, и бедного Кулешова, хотя и утешая, отвели в запасной лазарет. Там скоро с ним сделалась настоящая холера с корчами и прочими онерами; а к рассвету следующего дня он был уже покойником! Помню, что это на нас произвело сильное впечатление! Похороны Кулешова происходили тихо, без всякого участия воспитанников, которых даже не допустили не только проводить гроб до кладбища, но даже и проститься с покойником».
Петр Андреевич Вяземский тогда писал Василию Андреевичу Жуковскому: «Ты бежишь от революций, а здесь мы встретим тебя холерою, которая губительною лавою разлилась по всей России и в Петербурге свирепствует с большим ожесточением. Более тысячи человек занемогает в день и наполовину умирает… Все бивакируют как могут и убежали из города как после пожара… У вас свирепствуют люди, а у нас свирепствует природа».
О бегстве из города вспоминал позже и барон Модест Андреевич Корф: «Кто только мог бежал из города, но и за городом, во всех окрестностях: в Павловске, в Петергофе, в Гатчине, даже в славящемся чистотой воздуха Царском Селе, бывали частые холерные случаи; в Кронштадте же и Ораниенбауме болезнь действовала очень сильно. Кроме высших классов, Петербург оставили и многие тысячи чернорабочих, пришедших туда на летние работы. Объятые естественным страхом, они, бросая все надежды прибытков, стремились обратно на родину».
Побег, впрочем, избавлял от холерных рисков не всегда. Осип Пржецлавский вспоминал, как обитал тогда с семейством в Новой Деревне: «Там почти каждый день кто-нибудь умирал холерой, а врачей надобно было выписывать из города. На весь дачный околоток Новой и Старой деревень, Черной речки и Каменного острова был только один доктор Мяновский, живший у графов Строгановых на их даче, да и его трудно было застать дома. У меня в доме повар и няня, обе молодые и здоровые, умерли почти скоропостижно, ранее чем посланный в город мог привезти оттуда врача».
Федор Михайлович Достоевский, в ту пору участник знаменитого кружка петрашевцев, значительную часть холерного лета 1848 года провел в Парголове, где свел знакомство со студентом Петербургского Университета Павлом Николаевичем Филипповым. Впоследствии он вспоминал: «Я боялся холеры в первые дни ее появления. Ничего не могло быть приятнее для Филиппова, как показывать мне каждый день и каждый час, что он нимало не боится холеры. Единственно для того, чтоб удивить меня, он не остерегался в пище, ел зелень, пил молоко и однажды, когда я, из любопытства, что будет, указал ему на ветку рябинных ягод, совершенно зеленых, только что вышедших из цветка, и сказал, что если б съесть эти ягоды, то, по-моему, холера придет через пять минут, Филиппов сорвал всю кисть и съел половину в глазах моих, прежде чем я успел остановить его».
Филиппов остался жив; под суд по делу петрашевцев и он, и Достоевский, пошли вместе – и оба были приговорены к смерти, которую затем одному заменили каторгой, а другому – арестантскими ротами…
Князь Николай Константинович Имеретинский, еще один мемуарист, так описывал облик столицы в разгар холерной эпидемии 1848 года: «Никогда не забуду пустынный, унылый вид Невского проспекта, где встречалось почти одно простонародье, особенно рабочие. Живо припоминаю разговор двух таких простолюдинов. Они вяло шли рядком, посматривая во все стороны и беспрестанно крестясь при виде нескончаемых похоронных процессий. Наконец, один вздохнул и ворчливо проговорил: „Ох, Господи Милостивый! Вот времечко настало!.. И город – пустырь-пустырем, только мертвых видать, а живые-то где?.. Бывало, проходу нет от господ… бары да барыни нарядные прохаживались, прокатывались, а нашего брата отсель, бывало, – по шеям!.. Мы туточки и остались, а господа-то куда все девались?.. Гляди и с собаками не отыщешь!.. А нашему брату деваться некуда, слоняйся тут по-прежнему, и хотел бы в рай, да грехи не пускают! А все работушка да заботушка, а смерть над головой!“…».
холера унесла жизни выдающейся русской балерины Авдотьи Ильиничны Истоминой, в замужестве Экуниной (умерла 26 июня), известного живописца Андрея Ивановича Иванова (умер 12 июля). А князь Николай Имеретинский вспоминал о том, как прямо в ресторане Лерхе на Невском, во время «вспрыскивания новых эполет», «двое вновь произведенных из школы юнкеров – Демидов (лейб-гусар) и Турчанинов (лейб-улан) заболели тут же, в ресторане, со всеми признаками холеры». Молодые офицеры вскоре скончались; Алексей Демидов, прослуживший всего 10 дней корнетом лейб-гвардии Гусарского полка, был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Сергиев день – 25 сентября старого стиля, память преставления, то есть кончины преподобного Сергия. Одного из самых почитаемых на Руси святых.
Иоанн Богослов – 26 сентября, преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. По преданию, он вознесен живым на небо.
Покров – 1 октября ст. стиля. Про этот праздник уже писала, просто обозначила время. Тогда так время и считали – по церковным праздникам и постам.
«Под Твою милость» – молитва Богородице, часто поется на запричастном концерте. Иногда – в конце службы, особенно в богородичных храмах.
Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная.
на Димитрия Солунского – 26 октября ст.ст.
Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название – Солунь). Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого". Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул – христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.
Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу. На рассвете 26 октября 306 года Димитрия казнили.
Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны первые страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению – так сливался этот образ с душой русского народа.
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.
Крымская война (1853–1856) также иногда называется Восточной войной – это война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Но наибольшего напряжения бои достигли в Крыму, поэтому война и получила название Крымской.
20 октября 1853г. – Николай I подписал Манифест о начале войны с Турцией.
Война велась с переменным успехом с ноября 1853 по апрель 1854 г. Основное событие первого этапа — Синопское сражение (ноябрь 1853 г.). Адмирал П.С. Нахимов разгромил турецкий флот в Синопской бухте и подавил береговые батареи. В результате Синопского сражения русским Черноморским флотом под командованием адмирала Нахимова была разгромлена турецкая эскадра. Турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов. В ходе четырёхчасового боя в Синопской бухте (военно-морская база Турции) противник потерял полтора десятка кораблей и свыше 3 тыс. человек убитыми, все береговые укрепления были разрушены. Только 20-пушечный быстроходный пароход «Таиф» с английским советником на борту смог вырваться из бухты. Командующий турецким флотом был взят в плен. Потери эскадры Нахимова составили 37 человек убитыми и 216 ранеными. Некоторые корабли вышли из боя с сильными повреждениями, но пи один не был потоплен. Синопский бой золотыми буквами вписан в историю российского флота.
Это активизировало Англию и Францию. Они объявили войну России. Англо-французская эскадра появилась в Балтийском море, атаковала Кронштадт и Свеаборг. Английские корабли вошли в Белое море и подвергли бомбардировке Соловецкий монастырь. Военная демонстрация была проведена и на Камчатке.
2 сентября1854 г. союзники начали высадку экспедиционного корпуса в районе Евпатории. Сражение на р. Альма в сентябре1854 г. русские войска проиграли. По приказу командующего А.С. Меншикова они прошли через Севастополь и отошли к Бахчисараю. Одновременно гарнизон Севастополя, подкрепленный матросами черноморского флота, вел активную подготовку к обороне. Ее возглавили В.А. Корнилов и П.С. Нахимов. После сражения на р. Альма противник осадил Севастополь. Севастополь был первоклассной военно-морской базой, неприступной с моря. Перед входом на рейд – на полуостровах и мысах – стояли мощные форты. Русский флот не мог противостоять неприятельскому, поэтому часть кораблей затопили перед входом в Севастопольскую бухту, что ещё больше укрепило город с моря. Более 20 тыс. моряков сошли на берег и встали в строй вместе с солдатами. Сюда же перевезли и 2 тыс. корабельных пушек. Вокруг города были сооружены восемь бастионов и множество других укреплений. В ход шли земля, доски, домашняя утварь – всё, что могло задержать пули. Но для работ не хватало обыкновенных лопат и кирок. В армии процветало воровство. В годы войны это обернулось катастрофой. В связи с этим вспоминается известный эпизод. Николай I, возмущенный обнаружившимися едва ли не повсюду всевозможными злоупотреблениями и хищениями, в беседе с наследником престола (будущим императором Александром II) поделился сделанным им и потрясшим его открытием: «Кажется, во всей России не воруют только два человека – ты да я».
Оборона под руководством адмиралов Владимира Корнилова, Павла Нахимова и Владимира Истомина продолжалась 349 дней силами 30-тысячного гарнизона и флотскими экипажами. За этот период город был подвергнут пяти массированным бомбардировкам, в результате чего была практически уничтожена часть города – Корабельная сторона.
5 октября1854 г. началась первая бомбардировка города. В ней приняли участие армия и военно-морской флот. С суши по городу вели огонь 120 орудий, со стороны моря — 1340 орудий кораблей. В ходе обстрела по городу было выпущено свыше 50 тыс. снарядов. Этот огненный смерч должен был разрушить укрепления и подавить волю их защитников к сопротивлению. Однако русские ответили точным огнем 268 орудий. Артиллерийская дуэль продолжалась пять часов. Несмотря на огромное превосходство в артиллерии, союзный флот получил сильные повреждения (8 судов были отправлены в ремонт) и был вынужден отступить. После этого союзники отказались от использования флота в бомбардировках города. Фортификационные сооружения города серьезно не пострадали. Решительный и умелый отпор русских стал полной неожиданностью для союзного командования, которое рассчитывало взять город малой кровью. Защитники города могли праздновать очень важную не только военную, но и моральную победу. Их радость омрачала гибель во время обстрела вице-адмирала Корнилова. Оборону города возглавил Нахимов, который за отличие в обороне Севастополя был произведен 27 марта1855 г. в адмиралы.
В июле1855 г. был смертельно ранен адмирал Нахимов. Попытки же русской армии под командованием князя Меншикова А.С. оттянуть на себя силы осаждающих окончились неудачей (сражение под Инкерманом, Евпаторией и Черной Речкой). Действия полевой армии в Крыму мало помогли героическим защитникам Севастополя. Вокруг города постепенно сжималось кольцо противника. Русские войска вынуждены были оставить город. Наступление противника на этом закончилось. Последующие военные действия в Крыму, а также в других районах страны для союзников решающего значения не имели. Несколько лучше обстояли дела на Кавказе, где русские войска не только остановили турецкое наступление, но и заняли крепость Карс. В ходе Крымской войны были подорваны силы обеих сторон. Но беззаветное мужество севастопольцев не могло компенсировать недостатки в вооружении и обеспечении. 27 августа1855 г. французские войска штурмом овладели южной частью города и захватили господствующую над городом высоту – Малахов курган. Потеря Малахова кургана решила участь Севастополя. В этот день защитники города потеряли около 13 тыс. чел., или более четверти всего гарнизона. Вечером 27 августа1855 г. по приказу генерала М.Д. Горчакова севастопольцы покинули южную часть города и перешли по мосту в северную. Бои за Севастополь завершились. Союзники не добились его капитуляции. Российские вооруженные силы в Крыму сохранились и были готовы к дальнейшим боям. Они насчитывали 115 тыс. чел. против 150 тыс. чел. англо-франко-сардинцев. Оборона Севастополя стала кульминацией Крымской войны.
На Кавказском театре военные действия развивались более успешно для России. Турция вторглась в Закавказье, но потерпела крупное поражение, после чего русские войска стали действовать на ее территории. В ноябре1855 г. пала турецкая крепость Каре. Крайнее истощение сил союзников в Крыму и русские успехи на Кавказе привели к прекращению военных действий. Начались переговоры сторон.
В конце марта1856 г. был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. У нее была отторгнута лишь южная часть Бессарабии. Однако она потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии. Самым тяжелым и унизительным было условие о так называемой «нейтрализации» Черного моря. России запретили иметь на Черном море военно-морские силы, военные арсеналы и крепости. Это наносило существенный удар по безопасности южных границ. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет: Сербия, Молдавия и Валахия переходили под верховную власть султана Османской империи.
Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй – часть заупокойной молитвы.
орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом –
22 сентября 1782 года по случаю двадцатилетия царствования императрицы Екатерины II был учрежден новый российский орден, получивший имя св. Владимира, в 4 степенях. Хотя статут ордена дозволял награждение, начиная с низших чинов, постепенность (очерёдность) вручения наград привела к тому, что кавалерами 1-й степени могли стать лица, состоящие в гражданских или военных чинах не ниже третьего класса по Табели о рангах (тайный советник, генерал-лейтенант или вице-адмирал), 2-й степени – не ниже четвёртого класса (действительный статский советник, генерал-майор, контр-адмирал), 3-й степени – не ниже пятого класса (статский советник, бригадир, капитан-командор) и 4-й степени – не ниже седьмого класса (надворный советник, подполковник, капитан второго ранга). Позднее, 26 ноября (7 декабря) 1789 года, Екатерина II особым указом определила как дополнительное видимое отличие для знака 4-й степени, получаемого за военные подвиги, бант из орденской ленты. Особо ценились ордена Владимира 4-й степени с бантом как боевые офицерские награды, стоявшие только на ступень ниже ордена Св. Георгия 4-го класса.
С 1855 года полученные за боевые подвиги ордена стали выдаваться со скрещёнными мечами. В течение двух лет после этого банты к орденам св. Владимира 4-й степени не жаловались. С 1857 года офицеры за боевые заслуги стали получать знак к ордену с мечами и бантами в отличие от находившихся на театре военных действий чиновников гражданских ведомств, получавших знак только с мечами. С 1845 года награждённые только орденами Св. Владимира и Св. Георгия любых степеней получали права потомственного дворянства, в то время как для других орденов требовалось награждение высшей 1-й степенью. Указом от 28 мая (10 июня)1900 г. награждённый орденом 4-й степени получал права только личного дворянства.
Мясоед – время между постами
В 1858 году Прощеное воскресение было 2 февраля ст. ст., а 3 февраля – Сретение. По идее, там как-то что-то переносится в праздновании, когда Сретение попадает на первый день первой седмицы Поста, но я как-то об этом не подумала, потому оставила, как есть. Да и храм деревенский, в общем, не знаю. Скорее всего служили бы Сретение в воскресенье утром, а вечером – Чин Прощения.
Чин Прощения – особая служба в вечер воскресения Сырной (Масленицы), когда читаются покаянные молитвы, все просят друг у друга прощения, и священник благословляет всех на Пост.
на именины Леночки 21 мая – память святых равпоапостольных царя Константина и матери его царицы Елены
«Яко овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущего его безгласен» – молитва во время чтения священников записок за здравие и за упокой перед началом Литургии на Проскомидии (когда частицы вынимают).
Проскомидия (греч. προσκομιδή – «принесение», «подношение») – первая часть Литургии. На ней путем особых священнодействий из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви – как живых, так и усопших.
Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание о чудесном насыщении Господом пятью хлебами более пяти тысяч человек. Собственно для Причащения необходима одна просфора, по слову апостола: «Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17). Из этой просфоры священнослужителем вырезается Святой Агнец – средняя четырехугольная часть. При этом произносятся слова пророка Исаии: «Яко овча на заколениеведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его» (Ис. 53, 7-8). Вторая просфора называется Богородичной, из нее вынимается частица в честь Божией Матери. Третья просфора – Девятичинная, в честь всех святых, лики которых состоят из девяти чинов в образ девяти чинов Ангельских. Из нее вынимаются девять частиц в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, богоотец Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых, из пятой – за усопших.
Имение из выморочных – когда нет наследников, имени отходило в казну, и могло быть пожаловано за заслуги или куплено.
Про крестных, кумовство и почему можно/нельзя венчаться уже объясняла.
Ульяша прочла рассказ " На заре туманной юности" очень понравился. Очень тронуло чистое юношеское чувство первой любви. Обложки по картинам Первунинского великолепны! Я тоже обожаю его картины, они удивительны, зная что художник наш современник и такое четкое попадание в эпоху. Примите в читатели, хочется прочесть и другие Ваши рассказы.
Привет!
Ульяша , спасибо большое за пояснения и дополнительный материал! узнала много нового, про холеру вообще зачиталась, хотя тема жутковатая...
Кстати, как поняла из современных уже новостей про нынешний Собор, кумовьям разрешили венчаться. Да и прежде вроде как жесткого запрета не было (у меня крестные - супруги, священник тогда допустил, это было еще в застойные годы). И тогда совсем не понятно, откуда эта примета (что нельзя) взялась?
Ульяша , спасибо большое за пояснения и дополнительный материал! узнала много нового, про холеру вообще зачиталась, хотя тема жутковатая...
Да, про холеру страшно, не знаю, что меня вдруг на нее потянуло, но решила, что девочки - сироты, а как ушли родители - вопрос- и тут возникла эта холера. Долго изучала вопрос -чтобы годы и все такое совпали, потому что хотелось Крымскую войну задеть, ну вот оно так и вышло.
натаниэлла писал(а):
стати, как поняла из современных уже новостей про нынешний Собор, кумовьям разрешили венчаться. Да и прежде вроде как жесткого запрета не было (у меня крестные - супруги, священник тогда допустил, это было еще в застойные годы).
Я писала выше, что строго запрета не было, хотя...
Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви, согласуясь с этим правилом, ограничил браки духовного родства только двумя степенями, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями. Два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).
Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т. 4, с. 234-235). Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не искушать народ браками между восприемниками, тем более, что даже последний указ Святейшего Синода предписывает решать данный вопрос только епископу.
натаниэлла писал(а):
И тогда совсем не понятно, откуда эта примета (что нельзя) взялась?
То есть это - не примета. Сейчас как бы вроде разрешают, но с благословения епископа. Постановления последнего Собора еще не смотрела. У нас же век 19-й, и митрополит Фаларет запрещал, а он был в фаворе, его многие почитали, и многие слушались. И в рассказе священник не запретил прямо, но и не разрешил. Леночка сама испугалась, посчитала это как знак, что недОлжно. Вот как-то так.
натали писал(а):
Ульяша прочла рассказ " На заре туманной юности" очень понравился. Очень тронуло чистое юношеское чувство первой любви.
Спасибо, Натали, рада, что было интересно.
натали писал(а):
Обложки по картинам Первунинского великолепны! Я тоже обожаю его картины, они удивительны, зная что художник наш современник и такое четкое попадание в эпоху.
Да, мне тоже он очень нравится, его картины - те самые, за кремовыми шторами)
натали писал(а):
Примите в читатели, хочется прочесть и другие Ваши рассказы.
Конечно, располагайтесь. и будет интересно пообщаться, и меня на "ты"
Добрый вечер, Ульяша. Добрый вечер всем, кто в теме.
uljascha писал(а):
Честным Твоим омофором…
Часть вторая
Пять лет спустя
Не поверишь, но чего-то такого, Ульяшечка, я от тебя и ждала. Да, не случилось счастливого замужества у Елены с предметом её любви, Александром. Но кто сказал, что жизнь - штука справедливая? В реальной жизни все совсем не "радужно". Это по молодости кажется, что весь мир лежит у твоих ног, что все непременно сбудется и будет так, как загадалось.
Александр поступил благородно, женившись на вдове друга, взяв на себя ответственность за неё и её детей.
Но мне очень хочется, чтобы у Елены судьба сложилась счастливо. Может, в сердце её есть место для новой любви? Или она обречена на то, чтобы сожалеть о несостоявшемся счастье с любимым? Мне хочется верить в первый вариант.
Не поверишь, но чего-то такого, Ульяшечка, я от тебя и ждала.
а я от себя не ожидала, веришь? оно само так - герои захотели)
Ириша П писал(а):
Да, не случилось счастливого замужества у Елены с предметом её любви, Александром. Но кто сказал, что жизнь - штука справедливая? В реальной жизни все совсем не "радужно". Это по молодости кажется, что весь мир лежит у твоих ног, что все непременно сбудется и будет так, как загадалось.
ну вот из этого, по большому счету и исходила, что жизнь она намного сложнее, чем в кино и книгах, и очень много надо потрудиться, чтобы сложилось счастье, и порой своим приходится пренебречь для счастья других, но тогда и к тебе приходит, позже, но приходит непременно
Ириша П писал(а):
Александр поступил благородно, женившись на вдове друга, взяв на себя ответственность за неё и её детей.
он себя виноватым ощущал, что сугубо штасткого на войну, как он считал, потянул
Ириша П писал(а):
Но мне очень хочется, чтобы у Елены судьба сложилась счастливо. Может, в сердце её есть место для новой любви? Или она обречена на то, чтобы сожалеть о несостоявшемся счастье с любимым? Мне хочется верить в первый вариант.
Ее молитва, и встреча на крестном ходе. и письмо сестер, что сосед ей мил, и общество его приятно, дают надежд на то, что и у нее в жизни будет счастье.
Текст этой главы доступен только для читателей, имеющих хотя бы одно информативное сообщение в теме.
Оставьте сообщение в теме, например, поделитесь своими впечатлениями об уже прочитанном.
Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию,
отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение