Кейт Уолкер:
22.04.18 22:20
* * *
Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василёк.
Сергей Есенин «Цветы мне говорят» 1924
Игорь Грабарь "Васильки. Групповой портрет" 1914
...
Кейт Уолкер:
22.04.18 22:23
Женщина с портрета. Екатерина Гейденрейх
Рассматривая работы Зинаиды Серебряковой, обращаешь внимание на этот прелестный портрет красивой девушки. Оказалось, что художница писала портрет её не один раз. Такое нежное красивое лицо с томными глазами. Кто же это? Что за очаровательная особа? Оказалось, что на картине Екатерина Никодимовна Гейденрейх, солистка балета Мариинского театра. Сложная выпала ей судьба. Артистка балета, педагог. Родилась в Киеве в 1897 году. Свою немецкую фамилию она унаследовала от отца, который происходил из обрусевших немецких мещан. Родители её умерли рано, и в 6 лет она осталась на попечении бабушки, которая привезла её в Петербург.
Про балет она знала только по рассказам маминого брата – артиста кордебалета Мариинского театра, но именно благодаря им в душе девочки зародилось страстное желание оказаться в сказочном балетном мире. В 1915 году после окончания Императорского Театрального училища в Петербурге была зачислена артисткой в Мариинский театр, где исполняла ведущие партии. Екатерина Гейденрейх испытала всё сполна: жила и бедно, и богато, играла роли «повелительница нереид» и «цариц вод», кружила головы, была любимой моделью Зинаиды Серебряковой. В апреле 1942 года была арестована по доносу на 10 лет за «антисоветскую агитацию», отбывала наказание в Усольском исправительно -трудовом лагере Соликамска Пермской области.
Была освобождена из лагеря в декабре 1942 года благодаря настойчивым хлопотам Агриппины Вагановой. Кировский театр, где она блистала когда-то, — оказался в эвакуации недалеко, в двухстах километрах, в городе Молотове. По крайней мере, её отпустят из лагеря с формулировкой «инвалид», а реабилитируют только в 1956-м. С 1943 года она работала педагогом в Ленинградском хореографическом училище, которое тоже находилось в эвакуации в Молотове. Когда оно реэвакуировалось, она создала ныне знаменитое Молотовское (теперь — Пермское) хореографическое училище и стала там первым художественным руководителем и ведущим педагогом. Потом ей разрешили вернуться, и она, конечно же, уехала в Ленинград. А дело, которому она отдала столько сил, не разрушилось, а наоборот, развилось ещё больше — ведь она всё делала правильно.
По сути, благодаря ей Пермь вошла в элиту балетных городов мира. О том, каково ей пришлось здесь, Екатерина Гейденрейх никому не рассказывала — слишком дорого ей обошлись слова, сказанные во время блокады. Но её здесь до сих пор помнят, любят и — очень правильное слово — боготворят.
(Художник Зинаида Серебрякова)
...