miroslava:
16.01.24 00:31
» Как мог выглядеть Долохов
Если при выборе типажа для образа Сони Ростовой у меня не было никаких затруднений (красавиц-брюнеток в исторических костюмах в интернете великое множество), то выбор типажа для образа Долохова меня не просто затруднил, но поставил в тупик. Сколько я не присматривалась к белокурым, кудрявым и голубоглазым молодым мужчинам из разных интернет-изображений, но «идеала» так и не находила. То волосы прямые, а не кудрявые, то вообще не блондин, то глаза темные, а не голубые, то выражение лица не то, то одежда современная, а не военный мундир или одежда образца начала 19 века. Лишь совершенно случайно я нашла в интернете одно изображение Долохова, которое мне показалось подходящим. Вот оно:
А еще одно изображение я, отчаявшись, попыталась создать сама. Сразу честно признаюсь, что сделано довольно топорно. Я уже признавалась, что рисовать, особенно в интернете (даже с использованием нейросетей), совершенно не умею. Но я нашла подходящее лицо с подходящим (на мой вкус) выражением, кое-как «приладила» к нему белокурые кудрявые волосы и «осветлила» темные глаза до голубых. Поэтому прошу не судить строго, что вышло, то и вышло. Но мне представляется, что Долохов мог выглядеть вот таким:
...
miroslava:
18.01.24 12:15
» Киновоплощения образа Долохова в экранизациях
Киновоплощения образа Долохова в экранизациях
Повторюсь: все мои оценки внешности и игры актрис и актеров в постах о киновоплощениях героев романа чисто личные и ИМХО. Причем больше внимания я буду уделять именно внешности: соответствует ли она описаниям в романе Толстого. Ну и немного пройдусь по актерской игре: только самые общие впечатления.
Итак, следующий герой:
Долохов. Сначала напомним, каков он в романе.
Мы знаем, что Федор Иванович Долохов – небогатый дворянин и офицер гвардии Семеновского полка, друг Анатоля Курагина. Он неглуп, образован, красив, белокур, курчав и голубоглаз:
"Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица..."
Долохов был очень красив:
"Да, он очень красив, думал Пьер..."
К взглядам и улыбкам Долохова часто применяется эпитет "холодный":
"...глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом..."
Он - заядлый игрок в карты, бретёр, карточный шулер, а также любит шумные гулянки в компании друзей:
"...ведший роскошную игорную и кутежную жизнь..."
"...этот буян, бретёр-Долохов..."
"...Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал..."
Долохов, без сомнения, наглый, дерзкий, жестокий и весьма неприятный человек:
"... на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведем и пускал его на воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или убивал из пистолета лошадь ямщика..."
"...красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова..."
Несмотря на это, Долохов очень трепетно и нежно относился к своей матери и больной сестре:
"...Долохов, этот буян, бретёр-Долохов, жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат..."
А та романтическая история с предложением Соне, которая показывает, что была в буяне Долохове и светлая сторона...
Итак, перед нами опять очень сложный герой с непростой судьбой (а у кого она простая в романе "Война и мир"?) и очень непростым характером. Обратимся же к тому, как Долохова представляли в киноэкранизациях.
Начнем, как обычно, с Голливуда: в фильме 1956 года роль Федора Долохова исполняет
Хельмут Дантин.
Ох, уж этот Голливуд и эти квадратные подбородки! Возможно, под типаж актер частично и подходит, хотя белокурым-то его как раз не назовешь. На экране же этот Долохов, откровенно говоря, больше напоминает ковбоя с ранчо, чем русского офицера. Играет он как-то очень дергано: то слишком чем-то взбешён, то до крайней степени взбудоражен. Долохов в романе представлялся мне достаточно хладнокровным, несмотря на все свои безумства, а тут ни холодного взгляда, ни аристократичности манер...
В советской экранизации 1967 года в роли Долохова мы видим
Олега Ефремова.
Здесь актер лет этак на 15 старше своего героя. Внешнее сходство… про внешнее сходство говорить сложно, хотя глаза у Олега Ефремова явно не голубые, да и блондин он сомнительный (а, может, мне просто не нравится видеть его таким: ну не идет Ефремову этот цвет волос). Есть неплохие попытки представить настоящую офицерскую выправку, умения подать себя. Чувствуется, что Ефремов старается изо всех сил передать сложный характер своего героя – и его жестокость и беспринципность, но вместе с тем храбрость и стойкость. Все-таки великолепная советская актерская школа дает себя знать, но при всем при этом – для меня и Ефремов не стал Долоховым. Что-то во мне взбунтовалось против такого Долохова. А добила меня сцена дуэли с Пьером: Ефремов так чудовищно потешно гримасничал в сцене ранения, что я от души смеялась, несмотря на весь драматизм момента (14-я минута второй серии).
Так что да простят меня поклонники отечественного кино, но этого Долохова я не смогла переварить.
В сериале 2007 года роль Долохова исполняет немецкий актер
Беньямин Задлер.
Актер мужчина симпатичный, хотя «масть» явно не долоховская. Герой темный шатен, а не брюнет, и глаза темные, а не голубые. Но какую-то чисто долоховскую холодность взгляда, не предвещающего ничего доброго, этот актер удачно воплотил. Что-то в нем меня определенно зацепило, несмотря отсутствие внешнего сходства. И дикий нрав своего героя вместе с холодностью, и храбрость, и жёсткость характера, переходящую в жестокость, Задлер сумел передать.
И наконец, сериал ВВС 2016 года. Долохова играет
Том Бёрк.
Запомнился мне этот актер, к сожалению, полнейшим несовпадением книжного и экранного образов. Зачем-то ему приделали усы, буйную черную шевелюру, криво приклеенные бакенбарды щеточкой. Режиссерам сериала мне очень хотелось задать вопрос, читали ли они произведение хоть вскользь. Ну хоть краткое содержание...А если всё-таки да, читали, то почему так поступили с героем? Ладно, положим, не нравился им Долохов как герой, но к чему же из него вот это вот лепить? И по внутренней сути этот Долохов совершенно не похож на пусть и обедневшего, но русского дворянина...Это эдакий рубаха-парень, буйный Д'Артаньян…
Подвожу итоги. Грустно, что такого неоднозначного, многогранного героя как Долохов практически во всех экранизациях обесценили, не потрудившись даже визуально воссоздать облик персонажа по книжным описаниям... Не говоря уже о том, что в сериале ВВС 2016 года его активно пытались оформить как глуповатого такого мушкетера, нрава простейшего и ума в одну извилину. Обидно за Федора Ивановича
Если же выбирать среди всех киновоплощений Долохова, то я скорее выберу Беньямина Задлера из сериала 2007 года. Хотя и к этому образу есть немалые замечания.
...
miroslava:
20.01.24 12:49
» Прототип Наташи Ростовой – Т.А.Берс-Кузьминская
Прототип Наташи Ростовой – Татьяна Андреевна Берс-Кузьминская
В школе на уроках литературы нам старательно вкладывали в души, что женский идеал – это Наташа Ростова, главная героиня романа «Война и мир». У этой литературной героини был реальный прототип – Татьяна Берс-Кузьминская, младшая сестра жены Льва Толстого. И надо сразу сказать, что сама Татьяна Андреевна своей жизнью «идеал Наташи Ростовой» не воплотила.
Татьяна Андреевна Берс-Кузьминская (1846 — 1925) была на два года моложе своей сестры Софьи Андреевны Берс-Толстой и стала самой большой любовью старшего брата Льва Николаевича Толстого — Сергея.
У семьи Берсов была дача по соседству с Ясной Поляной. С матерью сестер Берс – Любовью Берс (в девичестве Иславиной), Лев Толстой дружил с самого детства. Лев Николаевич постоянно бывал в их доме. Татьяна Берс в своих воспоминаниях пишет:
«Он бывал у нас как товарищ детства матери. Я помню его в военном мундире во время Севастопольской войны». Из трёх сестёр – Лизы, Сони и Тани – писатель выделял Соню, на которой впоследствии и женился.
Это предпочтение удивляло его брата Сергея. Ему казалась привлекательней более яркая и интересная Таня. О том, кто был прототипом Наташи Ростовой, сам Толстой написал так:
«взял Таню, перетолок её с Соней, и вышла Наташа». При этом в образе Наташи Ростовой больше от Тани, чем от Сони. Ведь Татьяна отличалась живым характером и страстным желанием любви и счастья. Вот портрет Наташи, созданный в первой редакции романа «Война и мир»:
«Она была и хороша и нехороша. Но недостатки её лица можно бы было разобрать только на её портрете или бюсте, в живой же Наташе нельзя было разобрать этого, потому что, как скоро лицо её оживлялось, строгая красота верхней части сливалась в одно с несколько чувственным и животным выражением нижней части в одну блестящую, вечно изменяющуюся прелесть». К тому же Татьяна Берс замечательно пела на домашних литературно-музыкальных вечерах. У неё был сильный и красивый голос. Как-то на таком вечере Лев Толстой надумал поиграть с судьбой и решил, что если Татьяна возьмет чисто одну очень высокую ноту, то он наконец сделает предложение её сестре Соне. Так всё и вышло. Позже Лев Толстой напишет жене из Москвы в Ясную Поляну:
«Мне всё скучно здесь, кроме моей работы и пения Тани». Один из самых утонченных русских поэтов Афанасий Фет посвятил пению Татьяны Берс волшебное стихотворение:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Лев Николаевич обожал свояченицу, покровительствовал ей и ревновал. Очаровательная 14-летняя девочка страстно и искренне мечтала о любви. По воспоминаниям последнего секретаря Толстого В.Ф.Булгакова Татьяна Андреевна в преклонном возрасте вспоминала:
«в восемнадцать-то лет я уже четыре раза была влюблена, ей-богу!.. Любовь – это всё! Это такое прекрасное чувство, без которого жить нельзя. Оно очищает всех, и юношу, и девушку. Всех жалко, за всех радуешься… Кажется, что у меня и здесь сердце, и здесь, – она показала выше настоящего сердца, пониже плеча, – и здесь сердце, – в середине груди, – и здесь, – в плечо, – и тут, и тут… и в ушах сердце… Да, та же осталась Таня! Куда ее бросишь? Вот только влюбляться перестала. А раньше постоянно была в кого-нибудь влюблена. Главное, и отказать никому не могла. Бывало, ухаживают за тобой, и мне их жалко. В самом деле, он ко мне всей душой, – ну как же я его прогоню?! Меня называли ветреной, а мне его было жалко… Я даже была благодарна, когда за мной ухаживали».
Толстой говорил ей:
«Ты думаешь, ты даром живёшь у нас, – я тебя всю записываю», и под его пером постепенно рождался образ Наташи Ростовой, порывистого юного создания, светящегося изнутри от счастья и желания счастья.
Потом оказалось, что и поклонники Татьяны Берс были также изображены в романе «Война и мир». Но, похоже из ревности, писатель изобразил их малосимпатичными людьми.
Первое чувство Татьяны – ее кузен Александр Кузьминский, впоследствии судебный деятель и сенатор. Но пока ей – 14 лет, ему – 17. Замуж за него она выйдет много позже, а пока, девчонкой, Таня выбрала кузена, чтобы отточить искусство покорения мужских сердец. Политика у неё была такая: девушка то приближала его к себе, то обдавала холодом и писала молодому человеку почти официальные письма, которые проходили предварительную цензуру у старшей сестры Лизы. Этот флирт с Кузьминским проглядывает в романе «Война и мир» во флирте Наташи с Борисом Друбецким, которому Наташа Ростова легкомысленно вскружила голову. В романе эта ситуация описана так:
«Что за глупости! – говорила Наташа тоном человека, у которого хотят отнять его собственность. – Ну, не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело». В юном возрасте Кузьминский и Таня Берс лишь разочек поцеловались, но тут же решили «больше никогда не грешить» (сразу вспоминается, как 13-летняя Наташа «выманила» поцелуй у 20-летнего Бориса, а потом они решили ждать и не грешить, пока Наташе не исполнится 16 лет). Эта легкомысленная влюбленность не одобрялась практически всем семейством – и Берсами, и Толстыми: во-первых, из-за близкого родства – матери были родными сёстрами, во-вторых – из-за молодости Александра. Так что первая влюбленность Тани Берс поначалу кончилась ничем, как и первая влюбленность Наташи.
А в 16 лет Таня уговорила отца взять ее с собой в Петербург, где влюбилась на самом деле. Ее возлюбленным стал Анатоль Шостак, сын её тетки, начальницы Николаевского института благородных девиц, и прототип ловеласа Анатоля Курагина в романе Толстого «Война и мир». Этот самый Анатоль Шостак начал на глазах у Александра Кузьминского ухаживать за Татьяной. Наивную девушку охватили сомнения: «Можно ли любить двоих?» Благородный Кузьминский из деликатности отошел в сторону и молча страдал. Неопытной девушке пришлось самой выбирать из поклонников того, кто был больше по душе. Лев Николаевич не мог остаться в стороне и устроил Танечке Берс скандал. Он долго повторял: «Не попускай себя!» – после случая на загородной прогулке, когда ехавшие верхом Таня и Анатоль отстали от остальных и молодой человек воспользовался ситуацией, чтобы признаться ей в любви... Позднее писатель очень возмутил Татьяну своим поведением. Толстой старательно выпытал у Тани подробности случившегося романа с Анатолем Шостаком и все её переживания, всё записал, а потом девушка с возмущением увидела свои откровения на страницах романа «Война и мир».
«Я и не подозревала тогда цели его вопросов и была с ним откровенна», – напишет она в мемуарах. Анатоля Шостака семейство Толстых фактически выставило вон. Через много лет в воспоминаниях Татьяна напишет, что прощание
«было печально», а на Толстых она
«была озлоблена», но
«любовь эта не пустила корней. Это безотчётное, молодое увлечение, как волна в прибое, захлестнула и тут же освободила меня».
Татьяна и Анатоль не виделись больше семнадцати лет и встретились уже семейными людьми. С волокитой Шостаком Толстой свёл счёты в своей обычной манере. В его романе Анатоль Курагин, литературное воплощение Шостака, –
«беспокойный дурак», по выражению собственного отца, пустой волокита и безоглядный кутила, негодяй, который чуть было не погубил Наташу Ростову. Короче, тип, который не достоин ни любви, ни дружбы, ни уважения.
Так и вторая «любовь» Тани Берс оказалась неудачной. Но она смогла оправиться от нее. Время лечит, и едва Таня вернулась в Ясную Поляну, как опять влюбилась. В этот раз объектом её воздыханий стал брат Льва Николаевича – Сергей, чему немало поспособствовал сам писатель. Лев Николаевич отчего-то решил, что они удивительно подходят друг другу, хотя Татьяне было 16 лет, а Сергею – 36. Лев Николаевич так писал о брате:
«Сережей я восхищался и подражал ему, любил его, хотел быть им. Я восхищался его красивой наружностью, его пением, – он всегда пел, – его рисованием, его веселием и, в особенности, как ни странно сказать, его непосредственностью, его эгоизмом…»
Танечка Берс была такой обворожительной, что с Сержем случилось то же, что и с князем Андреем при встрече с Наташей Ростовой:
«Вино ее прелести ударило ему в голову». Татьяна сама влюбилась без памяти. Но никто не сказал наивной и без памяти влюбившейся девушке, что ее новый возлюбленный не совсем свободный человек. Он уже много лет жил в сожительстве с цыганкой Марьей Михайловной Шишкиной, или Машей, как он ее называл. Маша за долгие годы их сожительства родила четырнадцать детей, из которых выжили, правда, только четыре. Церковного брака между ними не было, следовательно, Сергей Николаевич официально считался неженатым. Но о его сожительстве с цыганкой и о рожденных ею детях знали все. Кроме Тани Берс. И ей никто об этом не сказал! Считалось в те времена неприличным незамужнюю девушку посвящать в тайны личной жизни молодого человека или мужчины, который за ней ухаживал с целью жениться. Удивительные были нравы!
Не знающая ничего Таня Берс влюбилась в красавца Сергея Толстого до безумия.
Уже в 20-ые годы ХХ века в своих воспоминаниях Т.А. Кузьминская так писала о своих чувствах к Сергею Толстому:
«Была молодая поэзия, без циничного ухаживания». Роман продолжался почти два года и оказался для Татьяны трагедией. Из её воспоминаний:
«И это чувство любви наполнило всё моё существо. Она принесло мне и счастье и много горя». Навещать брата и Татьяну в Ясной Поляне Сергей Николаевич частенько приезжал вместе с сыном. Сыном от своей сожительницы цыганки Маши. Татьяна Берс вспоминала об этих приездах любимого человека с сыном:
«Когда я спрашивала, кто же его мать, мне говорили: "Его мать цыганка: он незаконный". Слово "незаконный" для меня означало "ничей".
Таня вроде бы недоумевала, но подробно разобраться в ситуации и расспросить не хотела. Или не могла, или стеснялась… В своих представлениях она думала, что вот когда-то давно у Сергея была связь с цыганкой и от этой связи родился сын. Но она также была уверена, что эта связь давно разорвана, и цыганка осталась в прошлом, далеком прошлом Сергея Толстого. А уточнить так ли это, расспросить подробнее она не решалась или опять же стеснялась. Нельзя было барышням в те времена вести «неприличные» разговоры о незаконных детях и добрачной интимной жизни тех мужчин, которые ухаживали за ними с целью жениться. Опять дали себя знать лицемерные тогдашние нравы. Родные тоже не озаботились тем, чтобы просветить девушку. Не рассказали ей, что связь с цыганкой не только не разорвана, но продолжается и продолжается. Что Сергей Толстой живет с ней до сих пор в одном доме, и она рожает ему детей одного за другим, каждый год. В результате наивность девушки, лицемерная мораль того времени, когда от незамужних барышень скрывали все «стыдные» подробности интимной жизни тех мужчин, которые за ними ухаживали, и молчание родных о подробностях личной жизни Сергея Толстого – все это вместе взятое обернулось для Тани Берс тяжелейшей душевной драмой…
Весной 1863 года Сергей Николаевич сделал Танечке предложение, но свадьбу отложили на год из-за молодости невесты. В назначенный срок жених приехал в Ясную Поляну. До свадьбы оставалось всего две недели, приготовления шли полным ходом. И только тут Таня наконец-то узнала о личной жизни своего жениха. Хотя не от него. Вместо жениха с Татьяной объяснился Лев Николаевич. Из её воспоминаний:
«Он начал с того, что после поста, как хотел Серёжа, венчаться нельзя. Надо ждать». А дальше в разговоре открылись непредвиденные обстоятельства: только сейчас Таня узнала, что любимый братец Льва Николаевича уже лет 15 незаконно сожительствовал с цыганкой Марьей Михайловной, или просто Машей, прижил с нею много детей, из которых четверо выжили, и только перед свадьбой с Таней Берс жених вдруг задумался – а как воспримет его брак бедная, но гордая цыганка Маша, мать его незаконных детей? О чувствах собственной невесты он при этом не слишком заботился. Между Львом Толстым и девушкой произошел следующий разговор:
«Так что же мне делать? – спросила я с тоской и недоумением. – Ждать, если ты его любишь (так ответил писатель). Но знай, что там пятнадцать лет длится их связь». И тут её сердце охватили негодование и обида. Оскорбленная девушка вернулась к родителям в Москву и даже пыталась отравиться. Софья Андреевна Толстая с возмущением напишет в дневнике:
«Серёжа обманул Таню… Таня поступала всё время удивительно хорошо. Она его очень любила, а он обманывал, что любил. Цыганка была дороже… Довёл её до того, что она, с сожалением к Маше и детям её, с чувством своего достоинства, а главное, с сожалением и любовью к нему сама отказала ему. А… он её уверял и говорил ей пошлости и строил планы».
Татьяна была потрясена и долго-долго болела. В феврале 1867 года Толстой даже напишет про неё:
«По-моему, она не переживёт этой весны…» От гибели Татьяну спас почти забытый ею Александр Кузьминский, ее первая полудетская влюбленность. Так случилось, что он пришел с визитом почти в ту минуту, когда многострадальная девушка приняла отраву. К счастью, как и Наташу Ростову, Таню смогли быстро «откачать» от последствий принятой отравы. А потом Александр Кузьминский своей верностью и поддержкой в тяжелое для нее время вернул Тане душевное спокойствие, она начала поправляться и оживать. Через год, придя в себя после пережитой трагедии, Татьяна Берс снова приехала в Ясную Поляну, уверенная, что больше не увидит Сергея Николаевича. Но напрасно она ожидала от старшего брата Толстого деликатности и порядочности. Сергей приехал как ни в чем не бывало, и опять началась череда сумасшедших ночей, свиданий и романтических объяснений, которым Лев Николаевич никак не препятствовал властью главы семьи. Повторился и финал истории. Сергей внезапно сбежал из имения и прислал брату отчаянное письмо, жалуясь, что ему
«совершенно невозможно покончить с Машей». У Льва Николаевича хватило решимости показать это послание Тане. В этот раз самым чудесным образом Татьяна пережила предательство любимого человека. А Лев Николаевич, как и раньше, старательно «записывал» все ее страдания и отразил их в переживаниях Наташи Ростовой. Как и у героини романа, Танина сердечная рана
«заживала изнутри», она снова научилась улыбаться и петь. Кузьминский больше не оставлял свою первую любовь, ухаживал за ней в горе и в радости, а в 1867 году состоялась свадьба. Судьба-злодейка и тут сыграла злую шутку: обе пары – Татьяна и Александр, Сергей и цыганка Маша – ехали к священнику назначать срок венчания, когда их кареты встретились на проселочной дороге. Сергей Толстой наконец-то решил официально обвенчаться с матерью своих детей, с которой прожил в невенчанном браке аж 17 лет. Софья Андреевна Толстая записала:
«очень удивились и взволновались, как мне потом рассказывали оба. Молча поклонились друг другу, и молча разъехались всякий своей дорогой. Это было прощание двух горячо любивших друг друга людей, и судьба поиграла с ними, устроив эту необыкновенную, неожиданную и мгновенную встречу в самых неправдоподобных, романических условиях». А сама Татьяна Андреевна напишет в воспоминаниях:
«Да, в эту ночь подушка моя была мокра от слез, и я не спрашивала бы благочестивую Верочку, как тогда в Петербурге, как она думает: можно ли любить двух? Но мало кто поймёт это» (под «благочестивой Верочкой» Татьяна Андреевна поминала героиню романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»; в этом романе героина по имени Верочка тоже чувствовала себя влюбленной в двоих мужчин и тоже задавала себе вопрос: можно ли любить двух?)
Был ли впоследствии брак Татьяны Берс с Кузьминским счастливым? Скорее всего, да. В воспоминаниях о муже она писала так:
«Я всегда сознавала не то привязанность, не то любовь его ко мне. В редких случаях он высказывался мне с такой энергией, с таким искренним чувством, что передо мной вырастал другой человек. И я всё прощала ему. Так было и во всю мою жизнь. Он дорожил моей откровенностью, дорожил моим доверием к нему, боясь потерять этот единственный нравственный мост, соединяющий нас двух, столь противоположных людей».
Они проживут вместе пятьдесят лет. Воспитают восемь детей. Их сын Александр станет одним из первых русских авиаторов. Но всё-таки любовь между Татьяной Кузьминской-Берс и Сергеем Толстым никуда не исчезнет со временем. Много лет спустя племянник Татьяны Андреевны и сын Льва Николаевича – Илья писал:
«Взаимные чувства дяди Сережи и тети Тани никогда не умерли. Когда дядя Серёжа приезжал в Ясную Поляну, и они встречались, я всегда видел в их глазах тот особенный огонёк, который скрыть нельзя. Им удалось, может быть, заглушить пламя пожара, но загасить последние его искры они были не в силах». То же мнение возникло и у Александра Кузьминского, когда он с разрешения невесты перед свадьбой прочел ее дневники. Когда же он ревниво упрекнул её в страстных чувствах, ощутимых в каждой строке, Татьяна ответила ему:
«Я никому не позволю властвовать над моей душой и сердцем!» Не соединившись при жизни, Сергей Николаевич и Татьяна Андреевна оказались рядом после смерти. Т.А. Кузьминская была похоронена рядом с сестрой Софьей на Кочаковском кладбище в двух с половиной километрах от Ясной Поляны. А через двадцать лет туда был перенесён из села Пирогово прах Сергея Николаевича Толстого.
Как видим, в судьбе Татьяны Берс-Кузьминской многое напоминает Наташу Ростову. Но полным воплощением этой героини она не стала. Время показало, что Татьяна Берс-Кузьминская не слилась с образом Наташи Ростовой.
Она не стала воплощением Наташи, которая жила только интересами мужа и семьи, во всем поддерживала точку зрения мужа и своих взглядов не имела. Татьяна Андреевна точно имела свои взгляды. Отличные если не от мнения мужа, то от мнения Льва Толстого – это точно. Она была одной из тех немногих женщин, которым Лев Толстой позволял спорить с собой и отстаивать собственную точку зрения, в отличие от его жены Софьи Андреевны. В романе «Война и мир» в замужестве Наташа Ростова стала идеальной матерью семейства, бросившей сразу после свадьбы
«все свои очарования» – по Толстому. Стала просто плодовитой «самкой». А вот Татьяна подвела писателя. И в замужестве она оставалась независимой и яркой, не бросая «своих очарований», например, пения, уделяла много внимания нарядам и умению вести беседу. Даже сестру Соню упрекала за то, что та слишком уж «опростилась» после замужества. Из воспоминаний секретаря Толстого Булгакова:
«В другой раз Татьяна Андреевна вдруг закричала Софье Андреевне, проходившей, сгорбившись, по комнате: «Не смей ходить как старуха!» Все в ней самой было порывисто и неожиданно». Почти всю свою долгую жизнь, а прожила она 79 лет, ей приходилось соперничать со своим литературным воплощением. Она не хотела воплощать «идеал Наташи Ростовой», как его представлял Лев Толстой. Не хотела превращаться просто в плодовитую «самку». И похоже, в этой борьбе Наташи Ростовой и Татьяны Берс-Кузьминской победила Татьяна.
Последние годы, когда умер ее муж, она переехала из Тулы к Толстым в Ясную Поляну и работала над автобиографической книгой «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». В доме-музее Толстых остался кабинет Татьяны Андреевной Берс-Кузминской, в котором она умерла на 79-м году жизни.
...
miroslava:
22.01.24 13:17
» Киновоплощения образа Наташи Ростовой в экранизациях
Киновоплощения образа Наташи Ростовой в экранизациях
Еще раз повторяюсь: все мои оценки внешности и игры актрис и актеров в постах о киновоплощениях героев романа чисто личные и ИМХО. Причем больше внимания я буду уделять именно внешности: соответствует ли она описаниям в романе Толстого. Ну и немного пройдусь по актерской игре: только самые общие впечатления.
Итак, следующая героиня –
Наташа Ростова и ее киновоплощения.
Для начала давайте вспомним, как Наташу Ростову описывал в романе сам автор - Лев Толстой. Впервые она появляется в романе в возрасте 13 лет:
"Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…"
Из-за этой фразы многие почему-то решили, что Наташа некрасива на протяжении всей своей жизни, и «берет» только живостью и очарованием. Но я не согласна с такой формулировкой. Описывая 13-летнюю некрасивую Наташу, писатель просто описывает несформировавшегося нескладного подростка, только вступившего в пору формирования из ребенка в женщину. В этом возрасте девочки-подростки часто бывают «гадкими утятами». Именно такой и была 13-летняя Наташа. Но потом она выправилась, сформировалась и превратилась в хорошенькую и даже очень красивую девушку. Толстой все время подчеркивает, что повзрослевшая и окончательно сформировавшаяся Наташа очень хороша собой. Вот как говорит о 15-летней Наташе Денисов (видимо, Наташа еще не выровнялась в красивую девушку из подростковой некрасивости, но будущая красота уже видна):
«Как она мила, красавица будет…»
Вот какая Наташа уже в 19-20 лет:
«Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня...»
А вот какая она в эпилоге романа, в возрасте 28-29 лет:
«Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка...
...когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде...»
Так что для меня взрослая Наташа – красивая без всяких сомнений. А замечание Толстого насчет ее некрасивости в возрасте 13 лет я отношу именно к периоду пубертатного созревания, когда даже признанные в будущем красавицы могли представлять из себя «гадких утят».
А теперь посмотрим, кто играл роль Наташи Ростовой в разных экранизациях романа.
В первой грандиозной голливудской экранизации 1956 года режиссера Кинга Видора роль Наташи исполняет очаровательная
Одри Хепберн.
Типаж соответствует заявленному – темные волосы, темные глаза, хрупкая и тонкая фигура. Одри Хепберн – это воплощённая женственность, грация, утонченная привлекательность. Так что актриса справилась с ролью очень хорошо. Мое единственное замечание – это некий налет гламурности, но я списываю это на тип постановки. Все-таки Голливуд есть Голливуд, без гламурности, тем более в 1956 году, там мало что ставилось.
Вторая экранизация 1967 года уже советского производства. Эта киноэпопея в четырех частях режиссёра Сергея Бондарчука была одним из самых высокобюджетных кинопроектов в СССР. Роль Наташи Ростовой исполняла юная тогда
Людмила Савельева.
Людмила Савельева, без сомнения, очень хороша собой. И темноволоса. И характер своей героини она передала удачно. Живость и восторженность Наташи, ее полудетскую непосредственность. Многие зрители придирались к тому, что у Наташи в романе черные глаза, а у Людмилы Савельевой голубые. Но я не считаю это большим отступлением от образа. В конце концов стопроцентного совпадения и не может быть. Людмила Савельева так удачно воспроизвела образ своей героини, что до сих пор считается неким "эталоном" этого образа во всем мире. Я полностью разделяю эту оценку. Для меня тоже наилучшее воплощение образа Наташи Ростовой - это именно исполнение этой роли Людмилой Савельевой.
В сериале 2007 года роль Наташи исполнила молодая французская актриса
Клеманс Поэзи.
Увы, но ничего общего с описанием Толстого здесь нет. Клеманс Поэзи явная блондинка с голубыми глазами. И играет она как-то сладко-приторно. В драматических сценах я ей мало верила.
Последнее киновоплощение образа Наташи Ростовой –
Лили Джеймс из сериала ВВС 2016 года. Опять блондинка. Но что касается игры, то эта актриса мне понравилась больше, чем в предыдущем сериале. Если не придираться к «масти» героини, то Наташа Ростова у Лили Джеймс получилась довольно достоверной.
Снова подвожу итоги. Пальму первенства я отдаю нашей Людмиле Савельевой из экранизации Бондарчука. Для меня она - идеальная Наташа Ростова
...
miroslava:
24.01.24 14:08
» Как могла выглядеть Наташа Ростова
Как могла выглядеть Наташа Ростова? По моим представлениям, лучше, чем Людмила Савельева из советской экранизации «Войны и мира» просто не найдешь.
Но это скорее совсем юная Наташа Ростова. А вот что касается Наташи «в возрасте», тут я представляю уже гораздо более приземленный типаж. Располневшая, в чем-то «опустившаяся» женщина (как ее описывал Толстой в эпилоге романа:
«Она пополнела и поширела… Она, то что называют, опустилась»). Уже далеко не романтичная тоненькая девушка, а просто «плодовитая самка». Так что Наташа возрастная мне представляется вот такой:
...
miroslava:
26.01.24 12:33
» Прототип Пьера Безухова
Прототип Пьера Безухова
Пьер Безухов оказался тем персонажем «Войны и мира», у которого нет очевидного прототипа. По своему духовному складу он скорее имеет сходство больше с самим Толстым. А что касается внешних обстоятельств жизни, то литературоведы заметили, что некоторое сходство можно заметить с князем Петром Вяземским. Годы его жизни: 1792-1878. Он был известным литератором своего времени и другом Александра Сергеевича Пушкина. Сходство с Пьером Безуховым заключалось лишь во внешних обстоятельствах его жизни. Он тоже носил очки (что было довольно редким явлением в то время), получил огромное наследство, участвовал в Бородинском сражении, и тоже имел звание камер-юнкера. Кроме этого, писал стихи, публиковался. А еще Толстой использовал его записи в работе над романом. Но по характеру Петр Вяземский ничем не напоминал мягкого и обходительного Пьера. Вяземский был далеко не добродушным человеком, наоборот, славился злоязычием и острым языком. Но при этом был очень и очень умным и образованным человеком. Именно эти качества и ценил в нем Александр Сергеевич Пушкин, его друг. И несмотря на то, что Лев Толстой использовал материалы Вяземского при написании своего романа, Вяземский стал одним из самых ярых и жестких критиков "Войны и мира". Его возмущали неточности в описании военных действий и особенно битвы при Бородино, которые допустил писатель в своем романе. А так как Вяземский участвовал и в войне 1812 года и в битве при Бородино, то, по мнению литературоведов, критиковал он со знанием дела. Нам сейчас кажется странным, что признанная классическая литература подвергалась критике в те годы, когда она только выходила в свет, но тем не менее так и было. "Войну и мир" современники Толстого действительно много критиковали.
Так что при создании образа Пьера Безухова писатель использовал некоторые внешние обстоятельства жизни Вяземского. А вот что касается духовных исканий Пьера на протяжении всего романа «Война и мир», то тут скорее можно говорить о сходстве этого персонажа с самим Львом Николаевичем Толстым.
...
miroslava:
28.01.24 13:38
» Киновоплощения образа Пьера Безухова в экранизациях
Киновоплощения образа Пьера Безухова в экранизациях
В очередной раз повторяюсь: все мои оценки внешности и игры актрис и актеров в постах о киновоплощениях героев романа чисто личные и ИМХО. Причем больше внимания я буду уделять именно внешности: соответствует ли она описаниям в романе Толстого. Ну и немного пройдусь по актерской игре: только самые общие впечатления.
Сегодня речь пойдет о Пьере Безухове. Каков он был в романе?
Я всегда испытывала какую-то теплую жалость и симпатию к этому герою, хотя иногда он даже чуть-чуть раздражал. Своей беспомощностью, неловкостью, неуклюжестью... Он удивительно не соответствовал героической эпохе. Это вам не дерзкий Долохов, не сложный душевно князь Андрей (которого так и тянуло с дубами беседовать
), не симпатичный и храбрый Денисов, не порочный Анатоль Курагин. Это такой вот большой ребенок: крупный, страшно рассеянный очкарик. Им легко манипулировать, его легко подстроить под себя...
А вот что говорит о нем нам и сам Толстой:
"...вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке..."
Чаще всего к Пьеру применяются эпитеты "большой", "толстый", "сильный", "высокий, выше других мужчин". Мы знаем, что Пьеру на начало романа двадцать лет, десять из которых он прожил заграницей. Сходство с ребенком проявляется, когда Пьер улыбается:
"У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения..."
Когда я впервые читала роман, я представляла Пьера примерно таким: немного одутловатым, не очень красивым, с большими руками и пухлым лицом. Как же изобразили Пьера в кинематографе?
В голливудской версии 1956 года Пьера сыграл мужественный красавец
Генри Фонда. Когда я увидела его в кадре, я, если честно, даже сразу не поняла, что это за герой...к тому же почему-то без очков. А разобравшись, ужасно удивилась: это точно Пьер? Вот серьезно? Этот роковой мужчина лет сорока с квадратным подбородком – Пьер Безухов?
Это первое впечатление преследовало меня весь фильм. Генри Фонда тут и в отличной форме, и хорош собой, и обходителен, и, даже можно сказать, уверен в себе. Такой Пьер с легкостью затмевает Андрея Болконского, да и вообще всех мужчин в этом фильме...Куда собственно Наташа смотрела? Кстати, изначально на роль Пьера звали Марлона Брандо, но он отказался сниматься – не хотел работать с Одри Хепберн. Какие-то сложные отношения были у этих звезд голливудского кино…
Ну и ладно. Генри Фонда тоже очень хорош. И, сверкая белозубой улыбкой и страстным взглядом, влет сбивает притягательность всех остальных лиц мужеского пола. Ну, Наташа, ну зачем эти метания? Забирай его сразу!
Вот такой был постер к фильму "Война и мир" 1956 года: Пьер Безухов, Наташа Ростова и Андрей Болконский. Ну и кто здесь больше нравится женщинам: красавчик Генри Фонда в роли Пьера или невнятный и не особо привлекательный Мел Фаррер в роли Болконского? (Мела Фаррера, который на тот момент был мужем Одри Хепберн, настоятельно рекомендовала его жена на роль князя Андрея. И хотя сам режиссер не хотел снимать этого актера в роли Болконского, считая его не слишком красивым и не слишком талантливым, но вынужден был уступить, чтобы не потерять саму Одри Хепберн, которую видел идеальной Наташей. А она без мужа сниматься в этом фильме не хотела).
В советской экранизации роль Пьера Безухова исполняет
Сергей Бондарчук. Безумный контраст с первым фильмом, правда? Это вам не темноволосый красавец Генри Фонда...
Ладно, пусть толстенький и нелепый. Это как раз совпадает с описанным в романе образом Пьера. Но! Пьеру в начале романа должно быть двадцать лет...А Сергею Бондарчуку было уже 47 лет! Играть юношескую наивность и неловкость в этой ситуации невозможно, поэтому и герой воспринимается совершенно по-другому: как весьма недалёкий в меру упитанный солидный возрастной дядечка. Много было высказано комплиментов по поводу игры Бондарчука в этой экранизации, но ни один из них не растопил моего сердца. Ничто не поколебало меня в первоначальном впечатлении: Бондарчук слишком стар для этой роли!
Современные режиссеры наконец-то прочли роман, одумались и на роль Пьера подбирали актеров моложе славных 30-50 лет. Так, в экранизации 2007 года на эту роль был утвержден
Александр Бейер.
Перекошенные очки, смятение во взгляде – это ли не Пьер? Внешне он подходит, но ему не хватало полноты и какой-то солидности, что ли. Тем не менее я довольно положительно отнеслась к этому воплощению Пьера Безухова. Неуверенность в себе, колебания, искания этого героя – все это актер сумел передать. Подкормить бы его и сделать внешне поближе к образу толстяка Пьера Безухова (хотя бы с помощью многослойной одежды) – и вышло бы вообще отлично. Но не судьба…
И последний Пьер, которого сыграл
Пол Дано в сериале ВВС в 2016 году.
Этот «Пьер» меня доконал. Для меня это совсем не Пьер Безухов, а просто слегка повзрослевший (но при этом изрядно поглупевший) Гарри Поттер. Уж лучше старый Бондарчук. Пол Дано до самого конца сериала остается мальчиком-ребеночком, трогательным, неуклюжим и несуразным. Эдакий амурчик-купидончик. Глуповатый младенчик. Его хочется гладить по головке и кормить с ложечки яблочным пюре. Но Пьер в романе, который действительно вначале был доверчивым 20-летним увальнем-подростком, все-таки по мере развития действия романа повзрослел и вынес (в плену, например) немалые жизненные испытания. А вот Пол Дано играет вечного младенца. Да и габариты… Толстой постоянно подчеркивал, что Пьер был огромным. Не только полнота, но и высокий рост, и общее сложение, и огромная физическая сила. В сцене кутежа с Курагиным и Долоховым он запросто выламывает оконную раму. А тут – щупленький, худенький, низенький росточком мальчик, который тяжелее чашки с кофе или рюмки вина ничего в своей жизни не поднимал.
Так что я отдаю свой голос Александру Бейкеру из экранизации 2007 года, хотя и он для меня далеко не идеал.
...
miroslava:
30.01.24 12:35
» Как мог выглядеть Пьер Безухов
Пожалуй, лучше всего образ этого героя в достаточно молодом возрасте представлен на иллюстрации. Это иллюстрация художника Дементия Шмаринова (1907-1999). Он сделал отличные (на мой вкус – самые лучшие) иллюстрации к роману «Война и мир» еще в 50-е годы прошлого века. И Пьер у него получился замечательный (впрочем, как и другие герои романа).
А вот если говорить о более возрастном Пьере, то тут, пожалуй, я соглашусь на Сергея Бондарчука из советской экранизации. Правда, Пьеру в конце романа (в 1820 году) 35 лет, а Бондарчук играл Пьера в возрасте 47 лет, но полнота вообще старит человека, так что Пьера в возрасте я вполне могу представить в образе Сергея Бондарчука.
...
miroslava:
01.02.24 16:14
» Прототип Анатоля Курагина - А.Л.Шостак
Прототип Анатоля Курагина – Анатолий Львович Шостак
Прототипом Анатоля Курагина стоит назвать
Анатолия Львовича Шостака, троюродного брата Татьяны Берс, которая была прототипом Наташи Ростовой. Годы его жизни: 1842-1914. Портретов Анатолия Шостака в молодости я не нашла, а те что есть, представляют его уже в достаточно солидные годы жизни. Тем не менее известно, что в молодости он был очень красив и считался кем-то вроде светского льва (как и Анатоль Курагин).
В молодости он ухаживал за Танечкой Берс, когда она приезжала в Петербург. В 1862 году, в возрасте 16 лет отец Тани взял ее в столицу, и они устроились в доме у ее тети, начальницы Николаевского института благородных девиц Екатерины Николаевны Шостак. Там девушка и познакомилась со своим кузеном – настоящим светским львом и красавцем Анатолем Шостаком. Ему в то время было 20 лет.
В те молодые годы он был весьма легкомысленным молодым человеком и это очень не нравилось Льву Толстому. Он познакомился с Шостаком, когда тот приехал в Ясную Поляну в гости и там продолжал ухаживать за Таней Берс. Она тоже была увлечена красавцем Анатолием. А вот Льва Толстого легкомыслие и светские увлечения Шостака раздражали. Он резко выговаривал Тане Берс за ее увлечение этим человеком и требовал разорвать все отношения с ним.
Однажды во время загородной прогулки Таня и Анатолий отстали от остальных, так как у Тани ослабла подпруга, и, когда она слезла с лошади, кавалер признался ей в любви. Должно быть, она рассказала о случившемся сестре, потому что вскоре за ней примчался Толстой, который был в самом настоящем бешенстве. Он прочитал девушке лекцию на тему, как она должна блюсти себя, выспрашивая малейшие подробности общения с Шостаком. Таня не скрыла от писателя, что ее мучают сомнения. С одной стороны, она вроде как еще любила Александра Кузьминского, который был ее первой любовью еще с 14-15 лет, за которого она впоследствии вышла замуж, и с которым она однажды обменялась первым в ее жизни поцелуем (как и Наташа Ростова с Борисом Друбецким). С другой стороны, красавчик Анатоль Шостак тоже ей очень и очень нравился, и она признавалась себе, что и в него влюблена. Метания и сомнения ее по этому поводу писатель подробно выспросил в беседах с ней.
«Я и не подозревала тогда цели его вопросов и была с ним откровенна», — позже напишет Татьяна в своих мемуарах. Переживания Татьяны по поводу романа с Шостаком писатель позднее описал в виде переживаний Наташи Ростовой во время ее увлечения Анатолем Курагиным. Что касается самого Анатолия Шостака, то писатель был настолько неприветлив с ним (и другие родные Тани Берс тоже), что тот поспешил уехать из Ясной Поляны. На этом его роман с Таней Берс закончился, можно сказать, и не начавшись толком.
Таким образом, после совершенно невинного случая на прогулке Шостак был отстранен от дома, а Толстой тут же вписал его в роман, превратив в Анатоля Курагина: пустого, безответственного и подловатого красавчика.
«Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка», — характеризовал писатель свой новый персонаж.
Что касается позднейшей судьбы Анатолия Шостака, то со временем он остепенился, занялся службой, женился, и сделал неплохую служебную карьеру. Был вице-губернатором Харькова и губернатором Чернигова в 1878-1881 годах. Дослужился до высокого чина тайного советника и камергера.
...
miroslava:
03.02.24 13:32
» Киновоплощения образа Анатоля Курагина в экранизациях
Киновоплощения образа Анатоля Курагина в экранизациях
В очередной раз повторяюсь: все мои оценки внешности и игры актрис и актеров в постах о киновоплощениях героев романа чисто личные и ИМХО. Причем больше внимания я буду уделять именно внешности: соответствует ли она описаниям в романе Толстого. Ну и немного пройдусь по актерской игре: только самые общие впечатления.
Итак, следующий герой – Анатоль Кураги и его киновоплощения.
Подобрать актера на роль ослепительно красивого, не очень умного, но очень порочного Анатоля Курагина (который, по намекам Льва Толстого состоял в более тесных отношениях с красавицей-сестрой Элен, чем это положено) – задача весьма непростая. Как же справились с этим создатели экранизаций?
Сначала напомним, каков был Курагин по описаниям в романе. Про Анатоля мы точно знаем, что он был очень хорош собой:
"...высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди..."
"...с прирожденным ему добродушно-победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу..."
Дополнительного внимания и многократного упоминания удостаиваются его черные брови, русые волосы (одна я вижу в этом противоречие? Хотя у лермонтовского Печорина тоже были белокурые волосы, но при этом темные брови и усы). Еще у Анатоля белый лоб, большие глаза...
"...какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын...Она чуть дотронулась до белого лба, над которым были припомажены прекрасные русые волосы..." (это описываются впечатления горничных Болконских и самой Марьи Болконской на внешность Анатоля, когда отец привез его свататься к богачке Марье).
"...устремил свои прекрасные большие глаза..."
Он живёт на широкую ногу, а потому постоянно в долгах, много пьет и любит светскую жизнь:
"...Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света..."
Толстой не скупится на слова, описывая Анатоля как крайне недалёкого человека. А еще:
"...Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах..." И:
"...но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность..."
"...Кроме того, в обращении с женщинами у Анатоля была [...] манера презрительного сознания своего превосходства".
Точный возраст Анатоля неизвестен, но он, определено, человек молодой, более того, он приходится младшим сыном князя Василия, а значит, на начало романа...ну, около 20-23 лет. Ну что же, посмотрим на варианты Анатоля в разных экранизациях.
В голливудской версии романа 1956 года Анатоля сыграл
Витторио Гассман.
Мужчина, безусловно, красивый, и тут даже придираться не хочется, что волосы-то не русые, а лоб недостаточно белый. Ну где вы вообще в Голливуде видели белые лбы? Даже несмотря на то, что Пьер в фильме тоже весьма красив в исполнении Генри Фонда, Анатоль на его фоне выглядит достойно, и Наташу понять можно. Но все же есть то ли в его облике, то ли в манере держать себя что-то совершенно нелепое, даже вульгарное, идущее вразрез с представлениями об хоть и разгульном, но все же аристократе Анатоле Курагине. Анатоль Толстого умел держать себя, а этот, право слово, иногда ведет себя как поручик Ржевский из анекдотов.
Советская экранизация 1967 года в чём-то удачная, в чём-то нет (под неудачностью я имею в виду тот факт, что там молодых героев частенько играли люди с большим возрастным отрывом. Например, 20-летнего Пьера играл 47-летний Бондарчук, а его жену Элен, тоже молодую девушку, а потом и женщину, играла Ирина Скобцева, жена Бондарчука, которой было уже 40 лет; да и 25-летнего Долохова играет 40-летний Олег Ефремов). Но что мне представляется в этом сериале просто отличным – это выбор
Василия Ланового на роль Анатоля Курагина. Если я могу по всем другим героям «Войны и мира» в разных экранизациях сказать что-то критическое, то в экранизации Бондарчука Василий Лановой в роли Курагина – это просто попадание в десятку. Нет, даже сто очков из десяти возможных!!!
Во-первых, он красив. Ослепительно. Красив настолько, что его красота поражает дам в самое сердце. Когда я смотрела экранизацию Бондарчука, я впервые начала хоть как-то понимать бедную Наташу, которая подпала под внешнее обаяние негодяя Курагина и ради него отказалась от благородного и при этом тоже достаточно красивого Болконского. Во всех других экранизациях (и при чтении самого романа) я Наташу считала просто доверчивой дурой и легкомысленной пустышкой, если ради Курагина она бросала Болконского. Но Василий Лановой в роли Анатоля настолько был красив и очарователен в своем обольщении Наташи, что я начинала сочувствовать ей. Действительно, немногие наивные и доверчивые девушки типа Наташи устояли бы против такого соблазна и очарования, которое просто источал из себя внешний облик Ланового в роли красавца Курагина. Во-вторых...Вы только посмотрите в той серии экранизации, где он подбивает Наташу на побег из дома, как соблазняет он бедную Наташу: почти без слов, взглядом, жестом...Мягко и вкрадчиво. Лановой безупречно аристократичен, манерен, порочен, притягателен в своей красоте, но при этом у зрителя не остаётся никаких сомнений в том, что за блестящей оболочкой ничего не стоит. И все же: глаза его сверкают влажным блеском, губы изгибаются в усмешке, и абсолютно ясно, что ни у Элен, ни тем более у наивной Наташи не может остаться ни единого шанса на спасение. А как он отыграл сцену объяснения с Пьером… Это просто потрясающе! Сцена с Пьером, где тот вначале трясет Анатоля за грудки, а потом вроде как бы извиняется перед ним, чтобы убедить уехать из Москвы… Лановой там абсолютно гениален. Это одновременное
«выражение робкой и подлой улыбки», улыбки, совершенно такой же, как описал писатель улыбку, свойственную мерзкой семейке Курагиных… да это просто вершина актерского мастерства!
Короче, роль Анатоля Курагина в исполнении Василия Ланового – это великолепнейшее попадание в образ и великолепнейшая игра прекрасного актера! Браво, браво и еще раз браво!!! Никаких критических слов, одно восхищение – безграничное и коленопреклоненное перед талантом великолепнейшего артиста!
А вот что касается современных экранизаций, то тут, честно говоря, Анатоль Курагин меня разочаровал. В сериале 2007 года эту роль исполняет
Кен Дюкен.
Дурацкие усы и не менее дурацкие банкенбарды, которые у меня никак не вяжутся с образом Анатоля. Брился, брился наш Анатоль, даже Толстой об этом говорит:
"Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою".
Анатоль Курагин – кавалергард, элита российского воинства! В кавалергарды вообще брали только блондинов, высоких, светлоглазых, безбородых и безусых... Идеальных! Что это за нелепая лохматость? Анатоль носит идеально уложенные волосы, завитые, припомаженные, он не может позволить себе гнездо на голове! Вообще никак не может. Даже если Элен или Наташа опросят
И снова этот образ простого парня с ухмылкой поручика Ржевского. Где режиссеры таких откапывают? Нет, я понимаю, что так проще, но это же шут гороховый, честное слово... И потом, скажите честно, дамы, этот Анатоль заставляет своей красотой трепетать ваше сердце? Лично мое – нет.
В самом современном из ныне отснятых, в сериале ВВС 2016 года Анатоля играет
Каллум Тёрнер.
Посмотрите, какой чернобровенький паренек у нас Анатоль. И черноволосый! Совсем не в масть... Ушки, опять же, смешные. Однако же, явным прорывом можно счесть то, что ему не прикрепили усы! Бальзам на мое израненное предыдущей экранизацией сердце.
Впрочем, бальзама создатели сериала все-таки пожалели, потому что на отсутствии усов прелесть этого Анатоля и оканчивается. Да, еще он порочен, актер с изображением этой самой порочности справился на отлично. Даже роман Анатоля с Элен в этом сериале представлен на суд зрителя... в отличие от предыдущих экранизаций, где все обходилось намеками. Здесь братец с сестрицей почти что кувыркаются в постели, и эта сцена не оставляет сомнений, какие между ними отношения. Улыбочка у этого Курагина, правда, мерзопакостная. Но в своей пошловатости он даже как-то скучноват.
Грустно, когда значимым героям режиссеры совсем не уделяют внимания. И образу рокового блондина Анатоля Курагина досталось просто страшно. Если бы не великолепный Лановой, можно было бы так и не понять, зачем вообще Наташе сдался этот маловразумительный Анатоль, и как она могла бросить ради него суховато-элегантного красавца Болконского.
Снова подвожу итоги. Лановой побеждает всех!!! Он идеальнейший Анатоль Курагин! Никого другого даже близко рядом с ним не могу поставить!
...
miroslava:
05.02.24 13:02
» Как мог выглядеть Анатоль Курагин
Что касается моих представлений о том, как мог выглядеть Анатоль Курагин, то я здесь не испытываю никаких колебаний. Он мог выглядеть только как играющий его роль в советской экранизации «Войны и мира» Василий Лановой. Выбор этого актера на роль Анатоля – бесспорная удача фильма.
Что касается «возрастного» Анатоля, то мы, конечно, знаем, что в романе этот персонаж остался вечно молодым. Так как умер от последствий ранения и ампутации ноги после сражения при Бородино. Но так как в моем фанфике он выжил, то я себе представляю «возрастного» Анатоля немного другим, чем в той экранизации, где его роль играл Лановой. Постаревший, в чем-то поблекший, тяжело переживающий свою инвалидность, но при этом оставшийся красивым и неотразимым для дам – вот, приблизительно, так:
...
Настя Н:
06.02.24 13:26
Очень заинтересовало начало Вашего фанфика. Обязательно буду читать продолжение. Судьба Сони из романа Толстого тоже показалась мне несправедливой. Не понимаю, почему Толстой так жестоко отнесся к этой героини. Она мне нравится гораздо больше, чем Наташа.
...
miroslava:
06.02.24 17:58
Надеюсь, продолжение вам тоже понравится. Что касается Наташи и Сони, то в отношении этих двух героинь вы не одиноки. Многие читатели романа совершенно не понимают, чем там любовался Толстой в Наташе и почему так не любил Соню. Скорее всего дело в патриархальности взглядов писателя. Для него идеал женщины - это "плодовитая самка". Какой и стала Наташа в эпилоге романа. За это Толстой простил ей все грехи. А вот Соня "плодовитой самкой" так и не стала. Хотя и не по своей вине. Ведь ясно, что Соня очень хотела выполнить то, в чем Толстой видел предназначение женщины: стать женой и матерью семейства. Но ее бедность и отсутствие приданного сделали ее нежеланной невестой для единственного мужчины, которого она любила - для Николая, а за других она сама замуж не хотела. Однако Толстой не пожелал понять это и обозвал Соню в конце романа "пустоцветом" устами своей любимой героини Наташи.
...
miroslava:
07.02.24 16:03
» Прототип Николая Ростова – граф Н.Толстой,отец Л.Н.Толстого
Прототип Николая Ростова – граф Николай Ильич Толстой, отец Льва Николаевича Толстого
Граф Никола́й Ильи́ч Толсто́й (26 июня 1794 — 21 июня 1837, Тула) — русский офицер из рода Толстых, отец писателя Льва Толстого.
Единственный достигший совершеннолетия сын графа Ильи Андреевича Толстого, казанского губернатора, и его жены Пелагеи Николаевны, урождённой княжны Горчаковой, от которой унаследовал имение Никольское-Вяземское. С 6 лет был зачислен на гражданскую службу. К 16 годам он имел чин коллежского регистратора. В 17 лет перевёлся на военную службу.
В чине корнета Иркутского гусарского полка Николай Толстой принимал участие в войне 1812 года и в заграничных походах (в чине поручика). Участвовал в сражениях за Дрезден и Лейпциг и был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом и чином штабс-ротмистра. В 1814 году попал к французам в плен у Сент-Обена, откуда освободился только по окончании кампании. По возвращении в Россию 8 августа 1814 года был переведен в Кавалергардский полк и назначен адъютантом к генерал-лейтенанту А. И. Горчакову. В 1817 году в чине майора переведён в гусарский принца Оранского полк.
Вышел в отставку в 1824 году в чине полковника. Весело проведя молодость, он проиграл огромные деньги и совершенно расстроил свои дела.
Одно время граф Толстой был влюблён в свою троюродную сестру Татьяну Ергольскую, которая, оставшись сиротой, была воспитана с ним в одном доме, однако не спешила связать себя узами брака, надеясь, что Николай найдёт более богатую и выгодную партию. Чтобы привести свои расстроенные дела в порядок, Николай Толстой, как и Николай Ростов, женился 9 июля 1822 года на некрасивой и уже не очень молодой княжне Марии Николаевне Волконской, наследнице имения Ясная Поляна. Осенью 1824 года он закончил возведение в этом имении усадебного дома. В 1829 году выкупил проданное за долги Никольское-Вяземское, продав московский дом жены. Ещё через год овдовел. Как он отнесся к ранней смерти жены… трудно сказать. Соседка, ухаживавшая за графиней Толстой на смертном одре, писала:
«Скорбь графа основана скорее на сознании, чем на чувстве. Этому он обязан спокойствием, которое радовало его семью. Тем не менее можно сказать, что в продолжение восьми лет совместной жизни она была с ним счастлива. Теперь он её искренне жалел и исполнил по отношению к ней долг доброго христианина».
Скорее напоминает скорбь человека, потерявшего хорошую хозяйку дома и хорошую мать их общих детей. На яростное горе мужчины, у которого умерла единственная и неповторимая возлюбленная, мало похоже.
У супругов Толстых было четыре сына и дочь:
Николай (1823—1860), скончался от чахотки.
Сергей (1826—1904), окончил математическое отделение философского факультета Казанского университета, страстный охотник, женат на цыганке Марии Шишкиной, 11 детей, из которых 7 умерло в детском возрасте.
Дмитрий (1827—1856), окончил математический факультет Казанского университета, скончался от чахотки.
Лев (1828—1910) – в будущем известный писатель.
Мария (1830—1912), у неё было 4 детей от брака и одна внебрачная дочь
После смерти матери воспитанием детей Николая Толстого и Марии Волконской-Толстой занималась Татьяна Ергольская. Она записала 16 августа 1836 года:
«Сегодня Николай сделал мне странное предложение — выйти за него замуж, заменить мать его детям и никогда их не оставлять. Я отказала в первом предложении, но обещалась исполнять второе до самой смерти».
После получения наследства от двоюродной сестры, жены сенатора Л. А. Перовского, Николаю Ильичу удалось поправить своё финансовое положение и даже купить несколько деревень. В 1836 году он строит в Никольском-Вяземском каменную церковь. Летом следующего года, поехав по делам в Тулу, граф Николай Толстой потерял сознание, когда шёл по улице, и скоропостижно скончался от «кровяного удара». Мать пережила его всего на год.
Послужил прототипом Николая Ильича Ростова, героя «Войны и мира», основные моменты совпадения биографий: военная служба, отставка, женитьба на богатой невесте с целью спастись от разорения, рачительное хозяйствование и в итоге финансовый успех. Даже имя и отчество (Николай Ильич) писатель дал своему герою такое же, каким они были у его отца. Описание внешности, манер и привычек Николая Ростова, красивого, порывистого, увлекающегося и доброго, но недостаточно глубокого человека, хорошего хозяина и семьянина во многом совпадают с описанием отца. В своих воспоминаниях Лев Николаевич упоминает, что у отца были
«сангвиническая красная шея», «бодрый быстрый шаг», «бодрый, ласковый голос», «добрые, красивые глаза», «грациозные, мужественные движения». ...
miroslava:
09.02.24 13:51
» Киновоплощения образа Николая Ростова в экранизациях
Киновоплощения образа Николая Ростова в экранизациях
Снова и снова повторяюсь: все мои оценки внешности и игры актрис и актеров в постах о киновоплощениях героев романа чисто личные и ИМХО. Причем больше внимания я буду уделять именно внешности: соответствует ли она описаниям в романе Толстого. Ну и немного пройдусь по актерской игре: только самые общие впечатления.
Сегодня речь пойдет о Николае Ростове.
По традиции для начала вспомним, как Толстой описал этого героя в романе.
На начало романа Николаю 20 лет, он молодой и богатый дворянин, который к тому же весьма хорош собой:
"...Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность..."
В молодости Николая добрые глаза и чистая красивая улыбка:
"...в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская и чистая улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома..."
"Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами..."
Кроме того, Николай описан как честный, открытый, благородный, добрый и во всех отношениях замечательный человек:
"...я... не умею скрывать того, что чувствую..."
"У него особенно так много откровенности и сердца."
"...в нем столько благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век между нашими двадцатилетними стариками!.."
"...он, с его добрым сердцем, с его всегдашнею готовностью предупредить ее желания..."
Николай является всеобщим любимцем: и домашние, и друзья, и соратники его любят...
"...Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек..."
"«...Убить меня? Меня, кого так любят все?» Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно..."
Сразу оговорюсь – таким видел Николая его создатель Лев Толстой. Он «списал» образ Николая Болконского со своего отца графа Николая Толстого и искренне не видел в нем недостатков, одно благородство. У меня другое мнение по поводу этого героя, недостатков в Николае я вижу много, но сейчас не об этом речь. Главное сейчас, что сам создатель этого образа, писатель Толстой, считал Николая Ростова в высшей степени порядочным, честным и искренним человеком. В результате, у бедной бесприданницы Сони не было ни единого шанса устоять перед Николенькой, что в итоге и сломало всю ее дальнейшую жизнь.
Я всегда представляла Николая этаким румяным и хорошеньким добряком, возможно, не очень умным и проницательным, который искренне радуется жизни, всех любит, и мир отвечает ему тем же. Недостатки у Николеньки, конечно же, есть. Он – натура обаятельная, но эгоистичная (как и все Ростовы) и излишне увлекающаяся (тоже как все Ростовы). Но согласно Толстому, молодой Ростов – одни сплошные достоинства.
Посмотрим, как этого героя увидели режиссеры фильмов.
В голливудской постановке 1956 года роль Николая исполняет
Джереми Бретт.
Николай здесь, без сомнения, получился симпатичным, хоть и с некоторым неуместным налетом гламурности, равно как и остальные актеры этой экранизации. Что поделаешь, Голливуд всегда узнаваем.
К сожалению, как и Соня, Николенька здесь удручающе непримечателен. Что он есть в кадре, что нет – смысл в сцене от этого совершенно не меняется. Ростова легко можно перепутать и с его другом Денисовым, и с другими офицерами...словом, никакой индивидуальности в нем нет. А потому нам он, как герой, не слишком интересен: для того, чтобы быть Николаем, как-то маловато быть просто симпатичным мальчиком и иногда появляться в кадре.
Советская экранизация показывает нам в образе Николая Ростова не кого-нибудь, а
Олега Табакова.
Не нарушая традиции этого сериала, Табаков снова старше своего героя лет на десять, но, кажется, это не так уж и много. Тому же Пьеру-Бондарчуку – 47 лет вместо 20, и ничего, многим нравится.
На самом деле, Олег Павлович в этой роли очень даже правдоподобен: жизнерадостен, хорош собой, смотрит по-доброму, да даже усики присутствуют. Сразу как-то становится понятно, почему к Николаю испытывают симпатию все, кто с ним знакомится, за что его так любят домашние, и почему от него так потеряла голову бедная Соня. Для меня Табаков в этой роли – практически полное попадание в характер героя, вот даже придираться не буду. Главное же, что ту эгоистичную жилку, которая чувствуется в Николае, актер передать, на мой взгляд, сумел.
В сериале 2007 года, где снимались актеры из разных стран, Николая сыграл русский актер
Дмитрий Исаев.
В сериале 2007 года играет несколько русских актеров, но у них не настолько сериально-растиражированные лица, как у Дмитрия Исаева. А от Николая в исполнении Исаева так и веяло "Бедной Настей", и поделать с этим ничего было нельзя.
В сериале этом Николай кажется несколько чужеродным. Его мелодраматичное прошлое скользит в каждой снятой с его участием сцене, а потому и герой получился крайне поверхностным. Как-то не заметила в нем особой жизнерадостности, эгоистической зацикленности на себе, свойственной Николаю Ростову. Так что этой ролью Исаев меня не особо впечатлил. Кроме того, я читала, что актер не говорил на английском, т.е. на языке, на котором, собственно, и снимался сериал, реплики учил вслепую, да с указаниями режиссера ему приходилось туго. Собственно, это и заметно на экране: что и как нужно играть Исаев часто как будто не понимает...Оттого и выглядит в общих сценах этим сценам не соответствующим.
В последней экранизации ВВС 2016 года в роли Николая мы видим
Джека Лаудена.
Некоторое внешнее сходство с описанием Толстого определено присутствует. Да, играет Лауден этакого недотепу-простачка, что в принципе, хоть не полно, но в характер Ростова попадает. В любом случае, это не худшее его прочтение. Он достаточно милый и добродушный, не выглядит таким заправским соблазнителем, по которому страдают все уездные барышни. В меру прям, открыт... хотя к концу становится как-то скучноват и однообразен, пропадает в нем что-то, что цепляло в начале.
Подытоживая, могу лишь сказать, что Николай из романа, этот практически идеальный молодой человек, каким его представил Толстой, никогда мне не нравился. Возможно, дело в том, что я искренне сочувствовала Соне, или, может быть, в том, что он своей наивностью, граничащей с глупостью, иногда меня раздражал. Раздражал и наивно-обаятельным эгоизмом, свойственным всем Ростовым. Не знаю. В общем, это тот случай, когда лучшее – старая добрая советская версия. Табакову хорошо удался этот герой, что особенно заметно по сравнению с другими вариантами. Так что ему я и отдаю «пальму первенства» среди всех других актеров, исполнявших роль Николая Ростова.
...