uljascha:
03.03.18 23:28
» Рецензия на сериал "Вольная грамота"
Посмотрела я тут намедни "Вольную грамоту" и не смогла сдержать крик души.
Рецензию выложила в теме Историческое кино, но и в своей теме дублирую, потому что и об этом времени я тоже пишу.
Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус…
– Доктор, мне кажется, что я излишне старомоден.
– Кто Вам такое сказал?
– Мои крепостные в усадьбе.
Строка, вынесенная в название – примерно мое состояние во время просмотра сериала «Вольная грамота». С одной стороны, сидишь плюешься на несоответствие времени, на развесистость сей клюквы, с другой – интересно, что еще авторы навертят, фантазия у людей богатая оказалась.
Ну, начнем, пожалуй, с крепостных. Где и когда авторы могли прочесть, что крепостные катались на гигантских шагах? Кто бы им позволил? А вот авторы фильма позволили. Крепостные тут у нас или готовят еду (в странной кухне, в отдельной избе), или гладят белье (опять же на улице почему-то), или сказки слушают, которые им героиня читает. А нет, еще на стол накрывают и иногда Палашка с ведром ходила. Все. Зато в бане они моются (причем все голые, ну как же без ню сцен!), в речке купаются, песни поют, гуляют. Такая лубочная потемкинская деревня.
Сама героиня, которая знала, что она крепостная, тем не менее, ведет себя дерзко и не только с самодуром-графом, но и со всеми. А все ей в этом потакают. Все соседи, ну или почти все, продолжают ее опекать, на нового ее хозяина косо смотреть, на охоте ее Полиной Петровной называют, в общем, всячески показывают графу, что он неправ. И это 1830 год, до отмены крепостного права больше тридцати лет. А тут все баре такие вольнодумы, просто диву даешься.
Сюжет пересказывать не буду, очень похож на Бедную Настю. Только в БН самодур-помещик сам жениться на героине хочет, а тут граф ее просто хочет, а потому всем остальным палки в колеса ставит, главное, чтобы девица при нем осталась.
И дворня ее любит, даже не завидует никто, наоборот, все ей помогают (ну она же не такая, как барышня воспитана), один даже из-за нее на каторгу идет.
В общем, замечательная такая бедная Полина, которой не успели выписать вольную, и вот теперь она страдает. Есть у нее и подруга (из обедневших дворян), которая во всем помогает крепостной и всячески не слушается собственную маменьку. Куда это ее в итоге приведет, я потом расскажу. Пока же – о самой Полине. Везде ее имя пишут Полина Петровна, хотя такого имени в святцах нет. Есть Аполлинария, и в записке священнику именно так (единственный раз правильно) имя девушки и написано. Во всех других бумагах – Полина. То, что ее так называют, не страшно, но в бумагах??? Там должно быть правильное имя.
Ну, уж раз я батюшку вспомнила, скажу и о нем пару слов. Священник православный, который в фильме делает все, что угодно, кроме службы. Мы ни разу даже кусочка службы не видели, при этом на всех планах, где дело происходит в храме, звучат церковные песнопения, в основном, запричастные концерты или псалмы начала Литургии (видимо, какие нашлись). Но при этом отец Михаил спокойно из храма уходит беседовать или что он там еще делает (дрова колет, шар воздушный строит). К чадам он обращается дочь моя или сын мой (видимо, берега попутали авторы, какая разница – католик, православный), хорошо хоть прихожане добрые и в ответ его батюшкой величают, а не падре там или еще как.
Кстати, за то, что он уехал, отказавшись венчать героиню, ему могло здорово попасть, вплоть до лишения места – крепостник на своей территории царь и бог, и священнику он платит, так что тот не мог ослушаться. Иначе живо донос в консисторию, и поп без места.
Фантазия, надо сказать, у авторов сериала богатая – и в монастырь наша героиня попадает, где добрая матушка ей все про ее отца-мать рассказывает и саму (беглую!) крепостную отпускает и даже денег и лошадь дает до Питера добраться. Вспомним «Гардемаринов» и ту матушку. Вот она была правдива… Хотя мать-настоятельница в этом фильме понравилась мне своими рассуждениями. Хорошо говорит, правильно, вот только ведет себя не как в 19 веке. Скорее, это игумения периода 90-х прошлого века.
А после монастыря пропадает героиня (спасая свою подругу) – в бордель. Два слова отступления о Верушке и ее матери. Обедневшие дворяне, хорошо. Экзальтированная мамаша, мечтающая выдать дочь замуж, тоже вполне в образе. Но дальше-то!!! Они приехали в столицу в одной карете с женихом девицы, без багажа, без прислуги, остановились в номерах. Судя по всему, сами одеваются и причесываются. И барышня эта непослушная сама по городу разъезжает, словно вот глупенькая и не соображает, куда можно соваться, куда нельзя. И попадают наши обе девушки в дом терпимости. Правда, волею случая, им удается бежать, а дальше – как рояль в кустах – влюбленный в Полину Митя и экипаж. Едут, беседуют, и вдруг – уже под конец пути – «ой, мы ж не одеты» (из борделя сбежали в неглиже, но свои платья прихватить успели). «А и в самом деле», – смущается Митя, выходит из экипажа, и девицы там одеваются.
Мамаша потом придумает, что и как случилось с Верушкой, чтобы оправдаться перед женихом, но та все равно замуж за него не пойдет. Гусар (или улан) – на Кавказ едет, а Вера – помогать доктору. И в итоге принимает его предложение (а он ей в отцы годится). Человек, правда, добрый, и людям помогает.
В общем, очередной альтруизм, тому времени мало свойственный.
Теперь о самом самодуре – графе Кречетском. Вот, наверное, единственный образ, выдержанный в духе времени, и вообще выдержанный от и до по фильму. Крепостник, самодур, такой конкретный и бессердечный. Хочу – буду, и все. Мое слово – закон, другого закона нет. Он переступит через все и через всех, и в итоге лишается ума. В принципе, вполне логично. Одно могу ему попенять – Катерину. Он отправляет жену в монастырь, сам говорит, что Синод развода не даст, и тут же в открытую начинает жить с бывшей невестой брата. Тут явная нестыковка, но она, наверное, самая ничтожная по сравнению с остальными.
Дмитрий, Митя – не могу сказать, что цельный образ и в духе времени выдержанный, но в общем, не из плохих. Сама Полина – ощущении такое, что и истории девушка не знает (если знает, то только по ИЛР), а поскольку драматургии ей особо не написали, то ее и носит из стороны в сторону. Актриса неплохая, да вот, что играть, не знает. Отдельно убила бы гримершу. Где это видано, чтобы девица такой растрепой ходила? Да никогда в жизни. Крестьянки с косами, дворянки с прическами. А Полина – вечно растрепана.
Отдельно хочется сказать про Татьяну и Бориса. Тех, кто как бы виновен в судьбе Полины. Не знаю, как расценивать знак – треснувшая, а потом просто лопнувшая икона. Это скорее, мистика, а не христианство. И самоубийство Тани – тоже совершенно не христианский поступок. Еще меня просто убил следователь, который резво кинулся спасать наших героев. Понятно, что без него ничего бы не вышло, но откуда у него такой альтруизм? И все вдруг стали отрекаться от показаний против героя, даже крепостные. Хочется, как Станиславский закричать: «Не верю!!!»
Про художественные достоинства фильма я умолчу, потому что ни драматургии, ни режиссуры, ни операторской работы не увидела. Взять хотя бы один эпизод – крепостная накрывает на стол, мы видим ее со спины, квадратный стол, три прибора. Комната маленькая. Окно сбоку. Следующий план. Встык. «Этот же» стол с другой точки. Только стол другой уже – прямоугольный, и комната большая, и окна два. И таких ляпов – не счесть. То героиня выйдет в одном платье, а с героем встречается в другом. Да и герои – он в плаще, она в легком платье или вообще в реке купается раздетая. (Кстати, самая целодуренная дева во всем фильме. Остальные там голыми бегают, она все время в исподке, даже в супружеской постели).
Я соглашусь с доводами о том, что крестьяне мемуаров не писали, и мы не можем доподлинно знать, как они жили. Но дворяне писали – и мемуары, и письма, и быт свой описывали, и нигде ничего, подобного показанному в этом фильме, не было.
Ощущение, что авторы начитались ИЛР, посмотрели «Бедную Настю», «Одна ночь любви» и решили сделать нечто подобное – про крепостную, с детективным уклоном, с любовью и хэппи-эндом. Но даже если оставить в покое исторические ляпы, хорошим этот сериал нельзя назвать ну ни с какого боку. И за актеров обидно. Они внешне совсем не такие страшные, какими их в этом сериале показали. Особенно Татьяна Бабенкова. Симпатичная девушка, и волосы у нее красивые, а не пакля, и мешков под глазами нет.
Впрочем, я никого не отговариваю – нравится развесистая клюква – можно посмотреть.
Песни великолепные.
Да, еще забыла сказать – снимали в основном на «Мосфильме», на его исторических улицах. И вот здание ИБД – дом доктора, пятачок, так известный нам и по ИБД и по другим фильмам о том времени, – то Петербург, то Ямбург. Места узнаваемы до оскомины. Неужели нельзя было подснять планов улиц в Тверской области, где снимали усадьбу? Просто декорации уже настолько затасканы и бросаются в глаза, что снова вызывает недоверие – а был ли мальчик, то есть, девочка, то есть – кино.
...
Ириша П:
03.03.18 23:57
Всем доброй ночи.
Ульяшечка, моя дорогая, дай я тебя расцАлую!!!
Просто от души! За конкретный разнос очередной сериальной мути!
Такое ощущение, кончилось нормальное кино. Ни снимать, ни играть уже не могут - все через одно место. Когда объявляют очередной анонс какой-нибудь премьеры на первом, тихо вздрагиваю и с момента начала показа "на цыпочках" обхожу первый. Тут решила сделать исключение и посмотреть. Выдержала только десять минут. И быстро переключила от греха подальше. А то рвутся слова нехорошие у бабушки Ирины от увиденного.
uljascha писал(а):Где это видано, чтобы девица такой растрепой ходила? Да никогда в жизни. Крестьянки с косами, дворянки с прическами. А Полина – вечно растрепана.
Ульяша, солидарна с тобой на все сто!
А вчера я совершила подвиг. Не стала переключать с первого, тихо себе засыпая под телевизор. Через пять минут сон как рукой сняло. Выдохнула обреченно и досмотрела "Вольную" до конца. Правда, к слову сказать, муки мои длились всего полчаса.
Со страхом себе представляю очередную премьеру на первом. И на втором тоже. И далее по списку.
Вспомнила я "Строговых", "Тени исчезают в полдень", "Угрюм-реку" и стало мне тоскливо. Не умеют так снимать новые режиссеры. Учителя уходят. Уходят Мастера. А кто им на смену?
Ульяшечка, огромное тебе спасибо за твой великолепный разбор полетов!
...
uljascha:
04.03.18 00:12
Иришик, мыши плакали, кололись... - не зря в заглавии, я посмотрела все 18 серий. Меня Саида навела, она там же смотрела "Кровавую барыню". До нее у меня еще руки не дошли, а вот грамоту посмотрела целиком. С компа по несколько серий сразу, за три дня. Где уже совсем невмоготу было, чуток подматывала. Все слова. которые могла сказать. я уже сказала. И да, мне жаль, что снимать разучились. Но хуже всего, что это выставляют как добротное историческое кино. хотя оно с историей рядом не стояло. В БН была драматургия, были неплохие операторы, съемки натурные, актеры хорошие, а тут - ничего из перечисленного. Крепостные песни поют, голыми купаются, да на гигантских шагах катаются.
В доме - ни одного лакея. Только девицы, хотя лакеев всегда было много - и буфетчик, и просто слуги, печники там, да мало ли кто. А тут только конюх и Федул, который и пороть может, и убивать, и бабу на сеновале охаживать. и эти улицы Мосфильма, повторяющиеся из фильма в фильм. это просто ужас что такое. Сегодня это аптека, завтра особняк, послезавтра Скобяная лавка, и вот камера панораму ведет. а я уже точно знаю, что увижу, потому что во всех сериал одни и те же улицы и дома. Не поверю я, что нельзя было найти несколько уголков разных в той же Твери и в Питере, чтобы было похоже на 19 век. А то там кусочек местности Ямбург, а с другого ракурса он уже Санкт-Петербург. Из одной подворотни Таня вышла, это типа дом, где она жила, а через несколько планов эта же подворотня - уже бордель. Видимо, авторы рассчитывают на то, что сериал - для домохозяек, а под приготовление обеда таких нюансов никто и не заметит.
...
Ириша П:
04.03.18 00:34
Ульяшечка, привет, полуночница!
uljascha писал(а):Меня Саида навела, она там же смотрела "Кровавую барыню".
А я грешным делом подумала, что ты мучилась у телевизора)))
До Кровавой барыни у меня глаза не дошли))). Я еще помню, как начала смотреть сериал про Екатерину с этой же актрисой. И не задалось как-то. А теперь Юлия Снегирь уже в роли Салтычихи. Даже не знаю, решусь ли.
uljascha писал(а):Но хуже всего, что это выставляют как добротное историческое кино. хотя оно с историей рядом не стояло.
Вот потому-то и страшно, что кто-то примет все увиденное за чистую монету, а не за больное воображение сценариста. Сейчас модно учить историю страны по сериалам. А потом имеем то, что имеем. И слышу в ответ, что так, мол, в кино показали. И что ответить?
Раньше даже костюмы были максимально скопированы, интерьер. А сейчас такие ляпы случаются - не знаешь, смеяться и краснеть.
В общем, живу робкой надеждой, что наши научатся снимать историческое кино.
Если быть справедливой, то не могу не отметить премьеры первого в прошлые годы: "Мосгаз", "Паук", "Палач" и "Шакал". Смотрела на одном дыхании.
И "Уходящая натура", которая оставила очень приятное впечатление. Но все это , скорее, приятное исключение, а не правило.
...
Alesya:
04.03.18 01:01
Здравствуй,
Ульяша! Читала твою рецензию и с восторгом улыбалась во все свои тридцать два (пока ещё). У нас сериал ещё идёт по телевидению. Гляжу одним глазом и слушаю в пол уха. Очень люблю историческое кино, к сериалам отношусь с опаской. Так и не осилила я ни Бедную Настю, ни Одну ночь любви.
Не моё! Всё как в театре, реальным не воспринимается. Только в БН актёрский состав и игра достойная. Но вот внешний вид актрисы... её причёски, платья, макияж.
Всё не то, не для меня. А теперь и этот сериал... В первую очередь я подметила внешний вид героини. Действительно постоянно растрёпанная и вообще, разве крепостные носили такую одежку? Иногда и с белым воротничком? Что понравилось мне из того, что я увидела и услышала - это романсы и хозяева имения (вернее игра актёров). Пока всё!
uljascha писал(а): К чадам он обращается дочь моя или сын мой (видимо, берега попутали авторы, какая разница – католик, православный, хорошо), хорошо хоть прихожане добрые и в ответ его батюшкой величают, а не падре там или еще как.
Я католичка и смело могу заверить, что даже у нас к прихожанам ксендзы так не обращаются.
Спасибо большое за твою рецензию! И очень хочется прочесть твоё мнение о "Кровавой барышне"!
...
Виктория В:
04.03.18 01:55
uljascha писал(а):
Иришик, мыши плакали, кололись... - не зря в заглавии, я посмотрела все 18 серий. Меня Саида навела, она там же смотрела "Кровавую барыню".
Ульяша, поражаюсь твоему терпению, я осилила только первый вечер просмотра "Вольной грамоты", половину второго и оставила это занудство. Мало того, что клюква, так еще совершенно неинтересная клюква.
"Кровавую барыню" совершенно не собираюсь смотреть. Удивляюсь - неужели создатели сериалов не нашли других в истории достойных личностей, если им понадобилось снимать сериал про это кровавое чудовище. Мне нервы дороже.
Спасибо за великолепную рецензию.
...
Марьяша:
04.03.18 03:19
Алёна, привет. Я тоже позволю себе высказать своё мнение. Я посмотрела только одну серию, но видела анонс по новостям.
Одна деталь меня так удивила, что я тут же поняла, что ошибок тут побольше чем в БН. Поправь меня если я ошибаюсь, но как я помню, по закону Российской Империи, близкие родственники не могли вызвать друг друга на дуэль.
Ну или могли а потом получали наказание.
А тут я так поняла два брата будут стреляться.
Это уже грубое нарушение всех исторических деталей. Ну и ещё, как Борис мог поделать вольную? Неужели идея с тем, что князь при смерти так спокойно прокатила? Надо что-то было поумней придать
Вообщем дальше смотреть времени нет, да и уже не особо хочется
...
натаниэлла:
04.03.18 11:59
Привет!
Ульяша, девушки, спасибо за интересные отзывы на фильм и диалог. В кои веки я понимаю, о чем речь - смотрела этот фильм сама.
Скажу так: видимо я та самая домохозяйка без мозгов, но одинаковые мосфильмовские дома не заметила))) как и прочие ляпы. Сюжет, разумеется, полон штампов (тут и углежоги, и свадьба, и унижения с домогательствами, и благородная любовь прынца Мити, и бордель- весь набор!), но так и сам фильм - банальнейшая клюква. Разве кто-то подавал это под соусом реализма? Что еще можно ожидать от
сериала про любофф? Это мыльная опера со всеми вытекающими. Когда садишься это смотреть, понимаешь, чего ожидать. А кто не хочет рыдать над чушью, тот не смотрит. Если бы были достоверно показаны жизнь, быт, костюмы, характеры - это была бы не опера, а сага. "Угрюм-река" отражает эпоху, она зеркало. А всевозможные "бедные насти" отражают наше представление (возможно, убогое, не спорю) о том, какая должна быть сказка про золушку. Разные цели, задачи и аудитория. Жанры тоже разные.
Я не жалею, что потратила время: мы с мамой хорошо посидели, подискутировали о том, что могло быть, а что не могло. Мне не понравилось, что Полина ходила вечно растрепанной, но как писалось ее имя в документах - мне, честно говоря, без разницы.
Я бы сказала так: пусть этот фильм будет. Фильмы всякие нужны, фильмы всякие важны. Плюрализм мнений и жанров всегда лучше единого и непогрешимого канона. Печатают же у нас макулатуру в мягких обложках - так пусть и кино снимают "мягкое", если деньги находятся.
А если вдруг кто-то учит историю по сериалам, сам дурак. Энциклопедий, документальных фильмов, бесплатных библиотек и проч.никто не отнимал. Это вопрос к родителям и учителям, к образованию в целом. И это совсем другая песня - к прискорбию, весьма печальная.
...
Виктория В:
04.03.18 12:42
натаниэлла писал(а):Я бы сказала так: пусть этот фильм будет. Фильмы всякие нужны, фильмы всякие важны. Плюрализм мнений и жанров всегда лучше единого и непогрешимого канона. Печатают же у нас макулатуру в мягких обложках - так пусть и кино снимают "мягкое", если деньги находятся.
А если вдруг кто-то учит историю по сериалам, сам дурак. Энциклопедий, документальных фильмов, бесплатных библиотек и проч.никто не отнимал. Это вопрос к родителям и учителям, к образованию в целом. И это совсем другая песня - к прискорбию, весьма печальная.
Нат, я бы с тобой согласилась, но этот сериал не историчный от слова совсем и подлинного интереса к истории он пробудить не может за исключением некоторых своих поклонников, которые о 19 веке не имели раньше никакого представления.
Меня все время передергивало, пока я смотрела этот сериал. Ульяша правильно заметила, что только барин-самодур еще соответствует изображаемой эпохе, остальные персонажи - это есть продукт 21 века, вырядившиеся в одежды 19. Жанр - фэнтези по мотивам российской истории.
Отдельно скажу о зрителях, которые судят об истории по сериалам. Может у них нет возможности иначе соприкоснуться к прошлому, кроме как посредством этих сериалов, как у моей мамы. Поэтому следует не оставлять на волю случая даже такое кино и перед съемками получить консультации у профессиональных историков. Я не понимаю, неужели в наше время не осталось настоящих специалистов, способных сделать качественное историческое кино?
...
натаниэлла:
04.03.18 12:58
Виктория В писал(а):этот сериал не историчный от слова совсем и подлинного интереса к истории он пробудить не может
Вика, а он и не должен пробуждать интерес к истории. Уверена, что авторы и создатели подобной цели не ставили даже. Это обычный любовный роман в красивых декорациях. В отличие от "Викинга", рассчитан на женскую аудиторию.
ни в Грамоте, ни в Викинге история не ночевала. Однако Викинг преподносился как ура-патриотичное кино, основанное на достоверности. В Грамоте же никто о подобном не заикался. Стоит на красивые красочные платья у крепостных посмотреть, и все ясно. Режиссер имхо честно поступил: не прятался за высокие слова и грамотно выстроенный кадр. Каков сценарий, такое и исполнение. Посмотреть - и забыть.
Виктория В писал(а):Отдельно скажу о зрителях, которые судят об истории по сериалам. Может у них нет возможности иначе соприкоснуться к прошлому, кроме как посредством этих сериалов, как у моей мамы
Раз нет желания соприкасаться, значит, и не нужно это им. Была бы жажда, искали и находили. Для таких людей, что есть дурные фильмы, что их нет - они все равно будут жить мифами. Не телевизор, так соседи сказали, газеты напечатали... моя мама тоже многое не знает и не понимает - смотрели вместе, я ей в некоторых местах останавливала и лекции читала.
но не уверена, что ей это помогло. Смотрела-то она сказку про бедную сиротинушку, а не что-то еще, умное, для мозгов.
говорю же - другая это песня. В СССР необразованных, без собственного мнения тоже хватало, несмотря на цензуру качества.
...
Ириша П:
04.03.18 13:06
натаниэлла писал(а):А если вдруг кто-то учит историю по сериалам, сам дурак. Энциклопедий, документальных фильмов, бесплатных библиотек и проч.никто не отнимал. Это вопрос к родителям и учителям, к образованию в целом. И это совсем другая песня - к прискорбию, весьма печальная.
Ну и как, скажите, пройти мимо?)))
Всем добрый день! За окном снег, снег, снег... А тут уютно.
К сожалению, до энциклопедий, до справочников у некоторых просто дела нет. Показали в кино вот так, значит, правда. Сейчас многое черпается не из умных книг, к прискорбию, а из передач и сериалов весьма сомнительного качества. И принимается это за истину.
Согласна, что сериал "про любофф", но берега путать не надо. Этак мы дойдем до того, что в начале прошлого века была сотовая связь. Пардоньте, я тут недавно что-то подобное в области СТ вычитала. Волосы дыбом, честное слово. Такое чтиво хорошо читать, когда под рукой ничего для укладки волос нет, а как-то объем придать хочется)))
Помню, как старшая дочка писала сочинение на тему "Кто убил Моцарта?" Эту тему я ей подсказала. Классное сочинение получилось. Привело в замешательство не только учеников.
Знаете, что большинство верит в версию Пушкина, что это коварный Сальери отравил гения, завидуя ему? А на самом деле кто совершил преступление? Даже учительница литературы была уверена в том, что это был Сальери. Пушкин же написал.
Как известно, Моцарт заболел 20 ноября 1791 года. Сначала у него сильно опухли руки и ноги, затем все тело. Появились жар и сыпь. Через несколько дней композитор стал совсем слабым, совершенно обессиленным. Его лечащий врач пытался поставить диагноз, но у него ничего не получалось… 4 декабря доктора вызвали поздно вечером, и он принялся ставить Моцарту холодные компрессы, чтобы сбить у больного жар. Но это не помогло: Моцарт потерял сознание, а потом умер. Без пяти минут час ночи, 5 декабря 1791 года.
Понятно, что Антонио Сальери, несмотря на то что придумано А. С. Пушкиным, не имеет к смерти Моцарта никакого отношения. В то время он был гораздо более успешным композитором (одних только опер он написал более сорока), занимал высокие должности при австрийском дворе, отлично зарабатывал, имел массу учеников (в том числе Бетховена, Шуберта и Листа) и друзей… Кстати, Франц Шуберт, любимый ученик Сальери, говорил, что это лучший, добрейший, великий сердцем и умом человек. А еще его называли дружелюбным, любезным, доброжелательным, всегда и всем готовым прийти на помощь. Короче, у весьма талантливого итальянца не было ни малейшего повода завидовать Моцарту. Последний же, напротив, со всеми ссорился, срывал заказы, постоянно нуждался в деньгах.
На самом деле все было с точностью до наоборот: страдающий от вечной нехватки средств Моцарт страшно завидовал «итальяшке» Сальери, чего, собственно, никогда и не скрывал.
Кто не знает – композитор, педагог и дирижер Антонио Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII–XIX веков. С его именем связана важная глава в истории оперного театра Австрии, но при этом он немало сделал и для музыкально-театрального искусства Италии. Внес он вклад и в музыкальную жизнь Парижа, за что был награжден орденом Почетного легиона.
Тем не менее посмертный позор Сальери, к которому в значительной степени приложил руку А. С. Пушкин, растянулся на два века.
Подчеркнем, нелепая легенда об отравлении Моцарта Сальери закрепилась исключительно на русскоговорящей территории, и именно на ней она оказалась слишком живучей. Даже великий О. Э. Мандельштам писал о Сальери: «Не его вина, что он слышал музыку алгебры так же сильно, как живую гармонию». И чуть ниже: «Суровый и строгий ремесленник мастер Сальери…»
Как видим, очередная старая песня о «суровом ремесленнике»… Хорошо, что хоть злобным и завистливым убийцей его в данном случае не называют.
И это все, к сожалению, – магия таланта А. С. Пушкина.
К сожалению, в этом-то и состоит главная проблема. Да, А. С. Пушкин – это гений. Но он гениальный поэт, однако отнюдь не гениальный историк. Хорошо, когда каждый занимается своим делом: поэты пишут поэмы, а историки – исторические произведения. Если плохой историк написал плохо – это полбеды. А вот если плохой историк написал гениально – это уже беда. Почему? Да потому, что миллионы читателей не являются историками и не могут самостоятельно отличить историческую правду, которая обязана быть главной целью пишущего о реально существовавших персонах и событиях, от художественного вымысла гения, озабоченного исключительно проблемой «зависти, способной довести охваченного ею человека до страшного преступления».
Проблема в том, что Пушкин в основу своего сюжета положил слухи (или сплетни, кому как больше нравится) о том, что Сальери из зависти отравил гениального Моцарта. Опровержений этим слухам (сплетням) было множество в тогдашней печати – и в немецкой, и во французской, и в английской. Читал ли их Пушкин?
Британский музыковед Эрик Блом уверен: «Пушкин не предпринял ни малейших усилий, чтобы ознакомиться с установленными биографическими фактами или чтобы представить своих двух персонажей такими, какими они были».
Потом Пушкин объяснял: Сальери, мол, – это лишь художественный образ, символ, и «искусство имеет другую мораль, нежели общество». И неважно, что все, кто знал Сальери, в один голос говорили, что этот человек «вел на их глазах безупречную жизнь, не занимался ничем, кроме искусства».
Пушкинский Сальери уверяет себя, что его ненависть к Моцарту связана с тем, что этот гений своим легкомысленным отношением к искусству оскорбляет его (в смысле – это искусство). Сальери негодует на судьбу за то, что именно этот «гуляка праздный», а не он оказался одарен священным творческим даром. А он, Сальери, верный жрец искусства, отрекшийся ради него от всех радостей жизни, получил лишь умение самоотверженно трудиться. И не более того…
Все это замечательно. Даже великолепно! Но имеет ли это хоть какое-нибудь отношение к реальной личности Антонио Сальери, который вот уже почти два столетия, благодаря А. С. Пушкину, носит на себе клеймо завистливого злодея-убийцы?
Как только ни называли потом Сальери «с подачи» Пушкина!
И «убийцей гения», и «отдавшимся злобному демону». А еще – «честным, но завистливым тружеником» и человеком, «который печется будто бы о благополучии бескрылых тружеников-муравьев». Этих «муравьев» (бездарностей), понятное дело, «много, не отличишь одного от другого», а Моцарт – он такой один, и он «освещает их». Родилось даже «научное обоснование» клеветы Пушкина: будто бы Сальери и ему подобные «пленяли слушателей, не отставая от старой методы композиции», а «Моцарт созидал новую музыку» и т. д. и т. п.
Но все это – из русскоязычных источников. За рубежом подобное если и найдешь, то лишь с большим трудом. Да и то – со ссылками на Пушкина.
Можно бесконечно спорить об этичности или неэтичности, о правомерности или неправомерности использования реальных личностей в художественных произведениях с сохранением их подлинных имен. Но вот пара вопросов для тех, кто считает, что ради «высокого искусства» допустимо осквернить память человека: а не хотели бы они сами, чтобы их деда или прадеда оклеветали ради какого-то там «провидения психологического явления»? Не хотели бы они сами, чтобы их лишили возможности гордиться своим предком под предлогом того, что «это же великая поэзия»?
В самом деле, как только ни называли потом Сальери «с подачи» Александра Сергеевича…
Все дело в том, что народ преклоняется перед гением поэта. А Пушкин обожал Моцарта и заклеймил позором Сальери. В результате же создалась уникальная ситуация, когда высокое искусство на века разрушило репутацию достойнейшего человека.
...
Виктория В:
04.03.18 13:13
натаниэлла писал(а):
Вика, а он и не должен пробуждать интерес к истории. Уверена, что авторы и создатели подобной цели не ставили даже. Это обычный любовный роман в красивых декорациях. В отличие от "Викинга", рассчитан на женскую аудиторию.
ни в Грамоте, ни в Викинге история не ночевала. Однако Викинг преподносился как ура-патриотичное кино, основанное на достоверности. В Грамоте же никто о подобном не заикался. Стоит на красивые красочные платья у крепостных посмотреть, и все ясно. Режиссер имхо честно поступил: не прятался за высокие слова и грамотно выстроенный кадр. Каков сценарий, такое и исполнение. Посмотреть - и забыть.
Нат, даже если допустить, что создатели "Вольной грамоты" вовсе не имели желания снять историческое кино, а сосредоточились на создании любовного романа, то и тогда этот фильм откровенно плох, поскольку в центре не любовная линия героев с немыслимым для людей 19 века поведением, а ужасы крепостного права. Привожу один из лучших отзывов на сериал, с которым полностью согласна.
Впервые смотрю Российский сериал. И он вызвал противоречивые чувства. Создатели сериала, на мой взгляд, не смогли определиться с главной целью, по каким-то причинам. И от этого сериал разваливается. Хотели снять легкий романтик для домохозяек с милой героиней совершенством, которая мило улыбается и соблюдает манеры, которая никогда не теряет лица, даже когда уже на ней мужики верхом сидят и она готова отойти на тот свет? Зачем тогда взялись за такой серьезный, болезненный для России и её истории, сюжет, как рабство (крепостное), тем более что эта тема — поле не паханное, на которое еще никто не замахивался, в отличие от Голливуда, который уже снял воз и тележку достойных фильмов про свое «черное» прошлое. Если взялись, почему не сняли историческую драму? Ведь сюжет — однозначно глубоко драматичен. Он драматичен, несмотря на круглосуточную улыбчивость главной героини. И это несоответствие выглядит в каждой серии чудовищно, и чем больше главную героиню настигает рабская доля, тем более неловко становится на неё смотреть, такую легкую и позитивную, солнечную и все также неизменно наивную. Спасают это неловкое действо хорошие мужские роли. Мужчины хороши, актеры шикарные, герои сильные и живые. Главный злодей бесподобен. Ему противостоит не менее слабый положительный герой. Даже герой второго плана, преступник чиновник, вызывает огромную симпатию. Женщины же наоборот, либо глупы, либо слабы, не вызывают никаких эмоций.
А что касается женской аудитории, то и женщин передергивает от этого "шедевра". Мама досмотрела этот фильм только потому, что больше нечего было смотреть.
...
Alesya:
04.03.18 13:13
натаниэлла писал(а): Печатают же у нас макулатуру в мягких обложках - так пусть и кино снимают "мягкое", если деньги находятся.
А мне кажется, лучше бы поднакопили ещё немного и сняли действительно достойное кино. Чтобы не у кого и мысли не возникло сказать: "Не верю!" Хотя бы первоначально внешнюю оболочку сделали б исторически правдивой... Вот почему я больше предпочитаю книги, чем кино... Там полёт фантазий, красок, и живого погружения в эпоху...
...
натаниэлла:
04.03.18 13:28
Ириша П писал(а):Сейчас многое черпается не из умных книг, к прискорбию, а из передач и сериалов весьма сомнительного качества. И принимается это за истину.
Но почему
сейчас? Всю жизнь такое было. И будет. Пример с Пушкинским Сальери прекрасен. Обычно все про Дюма-отца вспоминают с его гвоздем в стене для картины.
Вся разница, что и Пушкин, и Дюма, и многие другие писали талантливо, гениально даже, а создатели Грамоты наваяли ширпотреб.
Но мухи отдельно, котлеты отдельно. На мой взгляд можно и полезно обсуждать произведения значимые (ибо от них вред куда больший). А ломать копья по поводу глупеньких водевилей не стоит.
всегда будет штучный профессиональный товар и товар массовый. Эстеты шьют себе эксклюзив у портного, а бедняки одеваются на китайском рынке. Как бы мы эту базарную моду не ругали, не у всех есть желание и деньги одеваться в бутиках и салонах.
Тут то же самое. Смешно же, честное слово! Как с "Матильдой" получилось: не подняли бы шум Поклонская и Ко, никто бы этот фильм даже не заметил.
Виктория В писал(а): Мама досмотрела этот фильм только потому, что больше нечего было смотреть
Мы все так живем: нечего смотреть, нечего читать, нечего слушать, нечего петь. Шедевры не рождаются каждый день.
Alesya писал(а): Вот почему я больше предпочитаю книги, чем кино... Там полёт фантазий, красок, и живого погружения в эпоху...
Так дурных книг тоже хватает. Если автор не знаком, и тема не знакома, как понять, где напортачили? И насколько можно говорить о фантазии автора, а насколько о его безграмотности
...
Ириша П:
04.03.18 13:48
натаниэлла писал(а):В отличие от "Викинга", рассчитан на женскую аудиторию.
ни в Грамоте, ни в Викинге история не ночевала. Однако Викинг преподносился как ура-патриотичное кино, основанное на достоверности.
Нат, я "Викинга" не смотрела. Поэтому судить не могу. А вот картину
"Движение вверх" я смотрела. К слову сказать, вдовы прототипов главных героев были категорически против такой интерпретации событий. В связи с чем фамилия тренера Кондрашина в конечном итоге была изменена на Гаранжина. И в фильме
"Легенда 17" нарушена хронология событий. Но цели у этих фильмов разные. Все-таки, патриотизм - это одно. А любовный сериал - другое. Особенно в исторических декорациях.Та же "Бедная Настя" выглядит намного выигрышней. О вкусах не спорят. Та же "легенда 17" - тоже своего рода исторический фильм. Да это было не так уж и давно. Но и не вчера. И коллектив съемочной группы сделал все, чтобы фильм смотрелся на одном дыхании. И я ни коем случае не навязываю своего мнения, но считаю, что, если снимается исторический фильм, то уж продумать детали можно. Раньше режиссеры приглашали компетентных консультантов, а теперь экономят, по всей видимости. Или консультанты эти черпают свои познания из странных источников.
Я после просмотра "Движения вверх" плакала и с гордостью вспоминала славное прошлое нашего спорта, наши яркие победы, когда за флаг, когда за честь страны... И все плакали, кто сидел в зале. А потом уходить не спешили. До самых последних титров.
натаниэлла писал(а):Но мухи отдельно, котлеты отдельно. На мой взгляд можно и полезно обсуждать произведения значимые (ибо от них вред куда больший). А ломать копья по поводу глупеньких водевилей не стоит.
всегда будет штучный профессиональный товар и товар массовый. Эстеты шьют себе эксклюзив у портного, а бедняки одеваются на китайском рынке. Как бы мы эту базарную моду не ругали, не у всех есть желание и деньги одеваться в бутиках и салонах.
Не могу не согласиться. Просто стыдно, когда на главном канале страны творится откровенный бардак, когда презентуется громкая премьера, вылившаяся в показ сомнительного качества мыла. И возникает вопрос "Им что, деньги девать некуда, если снимают такое?" Выходит, что деньги есть на такого рода муть, а на хорошее кино режиссеру надо пороги оббивать и потом время показа дадут совсем не "прайм-тайм". И пройдет хорошее кино мимо зрителя. Или работает в это время народ, или спит уже.
Простите, что так сумбурно. Не умею я все по полочкам, по порядку. Все в кучу. Зато от души)
...