Люция:
13.09.16 09:47
Привет!
Решила поделиться кое-какими наблюдениями по роману, вдруг кому-нибудь они окажутся полезными. Не буду разводить пространные размышления, пробегусь по тексту.
Написать хотелось в основном по второй части. Она намного больше похожа на ЛР, чем первая, однако, если присмотреться, странностей в ней масса, только они (благодаря схожести с ЛР) не бросаются в глаза. С одной стороны в ней имеются лишние детали, вроде медальона, который то ли важен, то ли нет. С другой стороны чего-то недостает.
Например, времени. Сказать сложно, но по моим подсчетам между встречей Уилмора и Норы на крыше дома и сценой на складе времени проходит не более пары недель. Возможно, даже меньше. А если из этого вычесть работу Норы, расследования и прочее, то на общение остается всего-ничего. Вопрос: когда они успели друг друга полюбить и, главное, - за что? Неизвестно. Учитывая, что в этот промежуток времени у героев практически не было попыток узнать друг друга поближе, побеседовать по душам и прочих вещей, по которым можно было бы сделать какие-то выводы. Но это ладно. Самое главное, оба героя не думают об этом даже про себя, старательно избегают мыслей на эту тему. А это уже как-то совсем не по правилам написания ЛР историй. Тем не менее любовь существует и это факт. Можно попробовать в этом разобраться. И если нам так старательно на глаза попадается медальон, то посмотрим на него.
Данному предмету в романе была уделена масса внимания, однако по тому, как развивались события, отношение к нему менялось. Открытым остался вопрос: так важен был медальон или нет? Сначала создавалось впечатление, что это архиважная вещь, без которой Проводник шагу не может ступить, потом оказывается, что медальон никакой силой не обладал, а потому возвращать ему нечего, тем не менее на складе все заканчивается возвратом медальона. Кто-то из загробного мира постоянно внушал Уилмору, как это важно получить медальон обязательно добровольно. Стоит ли ему верить или же нет? Проанализировав вторую часть, прихожу к выводу, что - стоит верить.
Медальон на самом деле героям очень помог, если бы не он... не знаю что бы было.
Во-первых, какую-то часть силы до возвращения к хозяину он видимо в себе хранил, Нора бы всю ее тяжесть не выдержала.
Во-вторых, это напоминание Норе, а так же прозрачный намек ей же, чтобы ждала новых встреч с Уилмором.
В-третьих, для Уилмора он выполнял роль света в конце туннеля. Чтобы сохранить рассудок, ему необходима была надежда на избавление, символом которой и стал амулет. Стоит его вернуть, кошмар закончится и все станет как прежде.
Это то, что на поверхности, теперь самое интересное.
А самое интересно заключается в том, что оба героя, не сговариваясь, наделяют медальон влиянием гораздо большим, чем тот на самом деле влиял.
Например, эпичный поход Норы с кастрюлей с целью покормить любимого Проводника. Объяснила она свой поступок так: это медальон на нее повлиял и заставил пойти. Но это неважно, главное, что она пошла с кастрюлей, а что она себе сочиняет в голове, это ее личное дело.
Теперь Уилмор. Сколько раз согласно текста он хотел Нору убить, однако от мыслей к делу так и не дошло. Объяснение: если он Нору убьет, соответственно, она не отдаст ему медальон и он так и останется прозябать в человеческом теле на земле. Поэтому надо сначала медальон вернуть, и уж тогда... Однако страшная месть все откладывалась, откладывалась и в итоге так и не свершилась. Возникает вопрос: медальон ли его останавливал изначально? И вообще, было ли что останавливать? Точнее: была ли ненависть?
Да, его планы на Нору были страшны, но какова настоящая причина, если убийственные мысли продолжались всю дорогу до газовой камеры включительно. То есть до того момента, когда уже любому читателю, даже слепому, о его чувствах все понятно. Видимо, это профессиональное. Просто его природа изначально недобра плюс дискомфорт плюс... ммм... профессия, которой мысли полностью соответствуют. Это не значит, что ему не хотелось сделать с ней то, что он думал или не способен был этого сделать, хотел и способен, просто держал себя в руках. Откуда только такая доброта и нерешительность.
Девчонка должна отдать медальон. Нужно войти в доверие, пробудить в ней чувства. Всякая реакция хороша. (с) О да, чего не сделаешь ради медальона.
Если принять за факт, что ненависти к Норе в Уилморе не было, и медальон ни на ее, ни на его поведение не оказывал никакого влияния, то что получается.
На самом деле Уилмору не нужен медальон, ему Элеонора нужна, медальон - лишь первый шаг на пути к ней. Амулет помог Уилмору сориентироваться в слишком человеческой, а потому непривычной ситуации, и как только он сориентировался, данный артефакт перестал его волновать. Вот она обманка. На первый взгляд выглядит все так, будто Уилмору нужно наладить отношения с Норой, чтобы вернуть медальон. На самом-то деле все наоборот, это медальон был нужен, чтобы помочь Уилмору наладить отношения с Норой. Не отношения ради медальона, а медальон ради отношений.
Недюжинных усилий, чтобы свести героев, прилагать не требуется, только направить слегка. Считанные дни - и результат на крыше дома мы все наблюдали. Но если бы не медальон, героям пришлось бы тяжелее. Его функция в этой истории не столько мистическая, сколько психологическая. И безусловно героям очень нужная, без него они плутали бы намного дольше и неизвестно к чему бы это привело. Медальон, как маяк, указывал им путь, успокаивал и как бы раскрепощал. Пусть лучше Нора идет кормить Уилмора, чем не идет. И если ей для оправдания порывов своей души легче все свалить на медальон - пожалуйста, он им для того и был дан.
Героям даже три страшных слова не пришлось формулировать и говорить, нужно было "просто" отдать в смертельной опасности медальон, и все само становится понятно. То есть, он еще и заменителем слов любви сработал.
И теперь мне хотелось бы перейти к сцене на складе, где медальон сыграл свою заключительную роль.
Вот до склада по тесту все было хорошо, на складе же я споткнулась. Не то, чтобы сцена мне не понравилась, но что-то смутило. Сила второй части в простоте, не смотря на мистическую составляющую, кажется, что все это могло бы произойти в реальности. И я уже писала об этом, но повторю: хорошо, что Уилмора во время земного пребывания не сделали финансовым воротилой, владельцем заводов/газет/пароходов, главой криминального мира или еще кем-нибудь в этом роде. Во-первых, это не его стиль, во-вторых, это было бы слишком. Образ Уилмора во второй части ему очень подходит. Смерть в чем-то проста, ее не избежит никто не зависимо от материального положения или положения в обществе. Даже в эпилоге к Элеоноре он явился максимально просто.
Склад же - та сцена, где случилось "слишком". К героям претензий нет, но сама сложившаяся ситуация наводит на мысль об искусственном нагнетании драмы. Похоже на штамп, героям пришло время расстаться, но произойти это должно не просто так, а обязательно на пике ужаса. Даже эти сектанты в балахонах добавили ситуации цирка.
Если исходить из того, что в романе нет ничего лишнего, то возможно, чрезмерность - это знак, что все не так просто. До сих пор все выглядело максимально естественно, потому что герои действовали сами по себе. Склад же - результат вмешательства. Произошло то, что должно было произойти, поэтому сила освободилась и может вернуться к Уилмору в любую минуту, этого нельзя допустить. А Элеоноре пора возвращать медальон, но как ее подвести к этой мысли? Уилмор его просить не будет, и сама Нора об этом тоже не заговорит. Поэтому с этим надо что-то делать, причем срочно. Казалось бы тупик, но для потусторонних интриганов нет ничего невозможного. А потому происходит склад.
Итак, после ночи Уилмор пытается покаяться перед Элеонорой, но его едва начавшийся монолог обрывает звонок Гарри. Загробного, кстати, работника. С помощью Гарри Нору заманивают в смертельную ловушку, а значит принять силу для Уилмора означает - погубить ее, понимая что на такие условия он не согласится и от силы откажется, так оно и происходит. И теперь уже Уилмора Норой заманивают в ту же самую смертельную ловушку, то есть, на склад. Избранников Судьбы осталось только отделить от балагана в мантиях и поставить перед ними вопрос ребром.
Обоих ловят на один и тот же крючок, опасность для второй половины. Не нужно разговоров, газовая камера легко отсекла все лишнее, оставив только самую суть. Ее целью было вывести героев на чистую воду, вынудить их признаться. Организовано все так, чтобы у Норы не было времени размышлять и сомневаться. Все просто: либо ты отдаешь медальон, либо он погибнет. Нора отдает медальон.
Похоже здесь действительно нужна была ситуация чем страшнее, тем лучше. Чем страшнее, тем красноречивей и однозначней ее поступок. Ибо раны, нанесенные колдуном, дезинфицировать можно кому угодно из каких угодно соображений, а медальон отдать можно только Проводнику и никому другому. А если Нора отдает медальон, чтобы спасти Проводника при этом жертвуя собой... В общем, она все свои душевные тайны выдала в один момент, и Уилмор, конечно, все понимает правильно. Собственно, для этого все и делалось. Уилмор понял, что Нора его любит. Он должен был это понять, его не отпускали пока не поймет.
Да, способ варварский, а что делать? Если зайти с другой стороны, благодаря этому способу, становится понятно, насколько это трудно, заставить героев признаться друг другу в любви словесно. Почти невозможно. Уилмор - не человек, и Нора это, конечно, всегда знала, а значит по-человечески все это разрешиться не могло. Это было понятно с самого начала, потому и Уилмору с самого начала про важность медальона стали намекать, задолго до их с Норой встречи, и склад тоже был спланирован давно.
И вот я думаю, что как раз в камере Уилмор все эти манипуляции вычислил, и остался доволен тем, как все обернулась. И это была еще одна цель склада - объяснить.
Все это он знал и раньше, еще до поезда ему предоставили список с отмеченной в нем Элеонорой Грей, а уже на платформе он внимательнее присмотрелся к той, с кем ему предстояло поработать индивидуально. Поработали они, судя по всему, продуктивно, но этого было недостаточно. Уилмор должен был пройти через потерю силы в любом случае хотя бы для того, чтобы научиться лучше понимать Нору и, как ни странно, себя, и на будущее пригодится, им же общаться еще предстоит.
Уилмор, разумеется, воспринял потерю силы, как случайность, но в камере понял, что это была не случайность, а необходимость, когда осознал в чем именно заключается важность возврата медальона. Медальон, как доказательство любви Норы, оказался последним штрихом к пониманию картины в целом.
Что конкретно он понял я не знаю, но вроде бы ему понравилось.
Вот кстати насчет амулета. Наставления Уилмору могли звучать примерно так: добейся, чтобы Элеонора Грей вернула медальон добровольно, и будет тебе счастье. И ведь чистую правду сказали, таким веселым он за весь роман ни разу не был. Все сбылось до запятой: медальон отдан, сила вернулась, Уилмор счастлив, добр и весел. Как и было обещано. Все-таки хорошо, когда ключевые персонажи, даже если они не появляются в тексте, говорят правду, очень помогает.
Остался вопрос, кто же Уилмору помогал, кто его наставлял и страховал. Ну, как минимум, это кто-то вышестоящий согласно загробной иерархии, кто остался за кулисами и оттуда инструктировал Уилмора и отдавал распоряжения Гарри. А еще этот "кто-то" подозрительно хорошо разбирается во всех тонкостях взаимоотношений загробного существа и человеческой девушки, знает все больные места любовь испытывающего, а так же на каких струнах следует сыграть, чтобы побудить любящего на то или иное действие. А так как знания такого рода с потолка взять невозможно, вывод напрашивается один - знания приобретены на собственном горьком опыте, скорее всего когда-то он пережил все то же самое, что и Уилмор. А значит и "Элеонора" какая-то была. Или есть, кто знает...
Вот примерно так мне это увиделось. Вроде логично, но не настаиваю.
Но это конкретика, а еще меня потянуло на философию. Эта история кое-что мне напомнила, и захотелось порассуждать на тему о роли смерти в мироздании, а так же в жизни простого человека. Именно "в жизни", не обязательно умирать физически, чтобы с ней встретиться. Возможно, напишу об этом, но уже в другой раз.
П.С. Обложка красивая)
...
GRaTanya:
13.09.16 13:37
Лера, девочки, здравствуйте!
Люция! Было очень интересно читать Ваши размышления о медальоне!
Во многом соглашусь, сама для себя мысленно копировала и его описание, и способ воздействия на Элю и Уилмора. Я бы его еще сравнила с громоотводом (образно) и одновременно с аккумулятором. Лишнюю энергию от разных эмоций (ненависть, страх, возбуждение и т.д.) он нивелирует у того, кого её переизбыток (сила Уилмора в первой части) и им же может навредить (Эля во второй - пусть даже если это она так о нем думает, мысли материальны
) и отдает тому, кому и предназначен в нужный момент. Случай с работником метро тому пример - не ему он предназначался, поэтому и поплатился.
А по сцене на складе четко ничего не могу сказать, давненько читала, а подробности важны, как Вы правильно заметили.
Вернее, нужен ли сам этот эпизод. Думаю, да. Если принять на веру соображение, что секта темных фанатиков нужна была "начальнику" Уилмора и Гарри, а сами ее адепты использовались втёмную, чтобы вытащить наконец все тайное из Эленоры (Эли, Норы
) и Уилмора, то она логична.
Мне интересно было бы почитать и Ваши философские рассуждения о:
Цитата:о роли смерти в мироздании, а также в жизни простого человека. Именно "в жизни", не обязательно умирать физически, чтобы с ней встретиться
Спасибо
Лере еще раз за повесть о жизни и роли смерти в ней!
Люция -
...
Люция:
14.09.16 05:53
GRaTanya, спасибо! И ко мне можно на ты.
Сама уже не очень хорошо помню текст, все-таки читала последний раз несколько месяцев назад, детали подзабыла уже. И надумано за это время много, только вместить все в удобочитаемый текст непросто. Ну, вот про медальон еще пара слов.
GRaTanya писал(а):Я бы его еще сравнила с громоотводом (образно) и одновременно с аккумулятором.
Конечно. Функций у медальона много, и все он выполнил, каждый читатель может добавить свое в
идение его роли, и, думаю, каждое в
идение - правильно.
Я вот не психолог и не литературный критик, поэтому не знаю, получилось ли у меня нормально объяснить. Ситуация очень сложная. Медальон выручает героев в самые трудные моменты. А основная трудность - коммуникативная. Проблема даже не в маньячестве в поезде, а в "мезальянсе", оба не понимают, как друг к другу относиться, как общаться и что думать. Как Уилмору к Норе хотя бы подступиться. Медальон здесь очень кстати, как первая зацепка и уважительная причина для Уилмора быть с Норой рядом. Не знаю, есть у этого какое-нибудь название? Психологическое или литературное?
Конечно, ничего в этом веселого нет, просто героям так легче. Лучше всего, если они не будут слишком много думать, а, значит, их нужно чем-нибудь отвлечь, а дальше остается только положиться на их чувства. И, надо сказать, герои не подвели.
На первый взгляд кажется, что - раз, и все само собой получилось, а вот ничего подобного. Но так даже лучше, если бы все было легко, было бы неправдоподобно.
GRaTanya писал(а):Случай с работником метро тому пример - не ему он предназначался, поэтому и поплатился.
Он не знал, что это и кому принадлежит, но после смерти ему популярно объяснили. И передали его жене, кому медальон следует отнести и по какому адресу. Из любого тупика найдут выход.
GRaTanya писал(а):"начальнику" Уилмора
Я тоже его про себя называю "начальником"))
GRaTanya писал(а):интересно было бы почитать и Ваши философские рассуждения
Постараюсь, у меня в голове пока разрозненные мысли, надо еще собрать их в кучу. Хоть роман и связан тесно со смертью, но в нем почти полностью отсутствуют какие-либо религиозные атрибуты. Поэтому, надеюсь, что не оскорблю чувств верующих, если напишу, что Полночь у меня ассоциируется с более древними, чем христианские, представлениями о том, как устроен мир. Когда-то я читала об этом.
Может быть, после эпизода на крыше. Тут надо еще подумать.
...
GRaTanya:
14.09.16 08:39
Люция, да, вот оно слово: коммуникатор!)) Как здорово ты его подобрала! Может, Лера и не согласится, не так видит функцию медальона в повести, но он для них, как канат в пургу на Севере. Для их социализации в принципиально новых для каждого условиях жизни, учитывая, что они из разных кругов-миров.
Люция писала:
Цитата:Полночь у меня ассоциируется с более древними, чем христианские, представлениями о том, как устроен мир.
Когда информации и мыслей много, тяжелее всего это систематизировать, это точно! По теме жизни и смерти.)
А по "Полуночи" я это точно не умею
, только эмоции выразить - нравится или нет
А когда нравится
так, что и объснить не можешь, потому что слишком много пластов пересекаются, что делать?
Прошел почти год, а моменты с героями и вопросы не отпускают.
...