Виктория В:
12.01.23 08:52
СеньоРита писал(а):
Евфимия не хочет подставлять свою семью и она права. Царь может и обрадуется, но двор такого точно не простит.
Да, больше доводов против плана Маши, чем "за", и Евфимия обоснованно опасается Морозова.
Будем принимать во внимание крайнюю молодость и горячность героини.
СеньоРита писал(а):Григорий не перепутал ли Московию с Польшей? Понятно, что царь не испытывает никаких чувств к своей невесте, но ее похищение это определенный вызов. Алексей Михайлович понимает необходимость брака и если каждый придворный будет таскать невест у него из под носа..."Тишайший" не значит безвольный, таким Алексей Михайлович точно не был.
Григорию похищение не сойдет с рук.
...
овен:
12.01.23 10:37
Примите в читатели
...
Виктория В:
12.01.23 12:55
овен писал(а):Примите в читатели
овен, добро пожаловать и приятного чтения!
...
Надюня:
12.01.23 16:32
На самом интересном месте... Продолжение пожаоуйста
Видимо Григорий не совсем понимает что Машенька и "двинуть" может
и как так украсть невесту царя, что он потом скажет-сама пришла?,
...
Mary:
12.01.23 17:16
Всем привет.
Вика спасибо за продолжение. Ух ты, значит героем будет Григорий- брат противной Лукерьи Грязновой?! Да он ещё бедную Машу и похитил! Ничего себе! Страсти накаляются! Вот мерзавец! Хотя Маша сама виновата, когда выскочила из дворца и побежала к подруге. Опасно это было, очень опасно. Рисковала она сильно, вот и попалась Григорию. Ефимию очень жаль. Морозов вё же победил, царь Алексей согласился на ней не жениться, да ещё и в опалу попала вместе с семьёй. Теперь бедняжка будет сослана в Сибирь из-за ненависти Морозова. А то, что Ефимия отказалась участвовать в авантюрном, безрассудном плане Маши, это правильно, могла бы бы ещё сильнее в бедах увязнуть. Очень переживаю за Машу. Что задумал Григорий?
...
Виктория В:
12.01.23 20:21
Милые Леди, всем уютного зимнего вечера!
Надюня писал(а):На самом интересном месте... Продолжение пожаоуйста
Надюня, продолжение уже пишется.
Надюня писал(а):
Видимо Григорий не совсем понимает что Машенька и "двинуть" может и как так украсть невесту царя, что он потом скажет-сама пришла?,
Нет, Григорий так не скажет, в патриархальной Московской Руси вся ответственность лежала на мужчинах. Грязнов рассчитывает на свои родственные связи с царем, на поблажку по отношению к нему. В Русском царстве красавиц было много, царю можно другую подобрать невесту с его точки зрения, а влюбленного родственника простить.
Спасибо, что поделились своими впечатлениями!
Mary писал(а):Всем привет. Вика спасибо за продолжение.
Мари, рада тебя снова видеть!
Mary писал(а):Ух ты, значит героем будет Григорий- брат противной Лукерьи Грязновой?! Да он ещё бедную Машу и похитил! Ничего себе! Страсти накаляются! Вот мерзавец!
Ну, Маше Григорий не приглянулся, будем другого героя для нее искать.
Mary писал(а):Хотя Маша сама виновата, когда выскочила из дворца и побежала к подруге. Опасно это было, очень опасно. Рисковала она сильно, вот и попалась Григорию.
Маша думала, что ее святая обязанность помочь несправедливо пострадавшей Евфимии. В то время люди очень верующими были, и она надеялась на помощь свыше.
Mary писал(а):Ефимию очень жаль. Морозов вё же победил, царь Алексей согласился на ней не жениться, да ещё и в опалу попала вместе с семьёй. Теперь бедняжка будет сослана в Сибирь из-за ненависти Мороза. а то, что Ефимия отказалась участвовать в авантюрном, безрассудном плане Маши, это правильно, могла бы бы ещё сильнее в бедах увязнуть.
Кто знает. Если бы царь Алексей обнаружил, что его женой стала Евфимия - горой бы за нее стоял. А там бы выяснилось, Евфимия не больна и припадками не страдает.
Кто смел, тот двух съел!
Mary писал(а):Очень переживаю за Машу. Что задумал Григорий?
Влюбленный Григорий хочет жениться. Но ему попалась строптивая царская птичка.
...
uljascha:
12.01.23 22:58
Привет, прочла только первую главу. Как обычно, слог у автора хороший, картинка интересная, но - Полиелей - часть Всенощного бдения, служится вечером накануне праздника или воскресенья. С зажженными свечами в храме стоят очень редко, по особым случаям - чаще на панихиде или сразу после крестного хода, иногда немного перед ним. Утром служат Литургию. Да, иногда бывает, что утром служба начинается с утрени, после которой следует Литургия, но это в тех случаях, когда с вечера не служили, и очень редко бывает утреня с Полиелеем, и вообще, служить утреню утром современная практика от нехватки духовенства. В монастырях иногда служат совсем рано утром - часа в 4, но это как монастырский устав позволяет
Свечу она могла взять, зажечь и поставить на подсвечник у иконы, так тоже можно, если тебе обязательно нужно, чтобы она стояла с зажженной свечей.
Ну и Причастие бывает только на Литургии. Полиелей завершается елеопомазанием. Если служба с архиереем, то бывает встреча архиерея в самом начале, когда он приходит, становится на возвышение в центре храма, его облачают, потом дают кувшин омыть руки, потом он всех благословляет. Хор поет Исполла эти деспота. Это на малом входе. Потом Великий вход с Чашей, потом Верую, Отче наш, и Причастие. Там еще какие-то моменты службы, но это можно опустить.
Псалмы в православном храме не поют. Поют стихи из псалмов, на Полиелее, в частности, Хвалите имя Господне.
На амвоне не причащают. На амвон выходит священник или архиерей с Чашей и спускается вниз, хотя бы до последней ступени, но чаще он становится перед амвоном.
Еще принято петь концерт. В тот момент, когда в алтаре причащается духовенство.
Это может быть красиво переложенная на музыку стихира, псалом, просто духовное песнопение.
Как говорит Илья Муромец в мультике - вот, как-то так.
...
Виктория В:
12.01.23 23:41
Ульяша, спасибо за разъяснения и уточнения!
В своем описании Богослужения я опиралась на материалы Википедии - в ней было указано, что
Полиеле́й (греч. Πολυέλεος; др.-греч. πολύ — «много» + ἔλεος — «милость, сострадание») — не только наиболее торжественная часть Всенощного бдения, но и праздничной утрени.
...
uljascha:
13.01.23 01:26
Именно, полиелей на утрени, только служится она вечером. Богослужебный круг начинается с вечера. То есть, к примеру, утреня, допустим под Николу (19 декабря н.с.) служится 18 вечером. Всенощная состоит из вечерни и утрени. Пасхальная заутреня служится ночью, в полночь начинается. Заутреня обычно относится именно к Пасхе и к службам монастырским, где ее, как я писала, служат в 3 утра. Там еще и полунощница бывает.
...
Виктория В:
13.01.23 08:14
Ульяша, приветствую!
uljascha писал(а):
Именно, полиелей на утрени, только служится она вечером. Богослужебный круг начинается с вечера.
В Литургике сказано, что в дни "Средних" праздников Утреня совершается утром.
Служба полиелейная
В дни так называемых «Средних» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах знаком + креста, напечатанного красным цветом, совершается уже не Всенощное бдение, а служба, носящая название «Полиелейной». Эта служба во многом похожа на Всенощное бдение, но имеет и некоторые существенные отличия от него, так, прежде всего:
В полиелейной службе Вечерня и Утреня не соединены вместе, а совершаются отдельно: Вечерня с вечера, накануне праздника, а Утреня утром;
Непосредственно, перед вечерней читается 9–ый час (Малой вечерни не бывает). По окончании молитвы 9–го часа отдергивается завеса и священник исходит пред царские врата и начинает Вечерню возгласом: — «Благословен Бог наш…», и чтец: — «Приидите поклонимся… «далее предначинательный псалом 103–й не поется, а читается, отверстия царских врат и каждения не бывает;
«Блажен муж»: поется только 1–ый антифон;
На «Господи воззвах» стихиры бывают на 6, от произволения же на 8; все они берутся только из Минеи данному празднику;
Стихиры на литии не поются, лития и благословение хлебов не совершается;
После «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поется Тропарь святого единожды, Слава, и ныне, богородичен воскресен по гласу тропаря, а, если предпразднство или попразднство, то, вместо богородична, Тропарь праздника. Затем диакон возглашает: «Премудрость!» Лик поет: «Благослови!» Иерей: «Сый благословен Христос Бог наш…» Лик: «Утверди Боже…» Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас…» и далее отпуст великий по дню (смотри Служебник). Лик: Многолетие. Такая вечерня носит название Великой вечерни.
После вечерни, вечером, совершается Малое Повечерие, а ночью — Полунощница. Утром в свое время совершается Утреня, носящая название Полиелейной утрени.
Полиелейная утреня начинается не с Шестопсалмия, как на бдении, а с чтения двух так называемых «царских псалмов» (19–й и 20–й), тропарей и особой ектении (эти псалмы и тропари опускаются только в период времени от Пасхи до Вознесения), таким образом:
Иерей, начертывая крест кадилом, возглашает перед престолом: «Благословен Бог наш…» Чтец читает полностью обычные предначинательные молитвы, а, если утреня следует сразу же за Полунощницей, то только «Приидите поклонимся» трижды, и псалмы: 19–ый «Услышит тя Господь, в день печали…» и 20–ый «Господи, силою Твоею возвеселится царь….» Во время чтения этих псалмов иерей совершает полное каждение алтаря и всего храма, выходя северными дверьми. Далее следует чтение Трисвятаго по Отче наш, тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…», кондака «Вознесыйся на крест волею…», и ныне, богородична «Предстательство страшное….» Иерей входит в алтарь и с кадилом в руках произносит перед престолом особую краткую сугубую ектению. После возгласа ее «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…», лик поет: «Именем Господним благослови отче!» иерей, начертывая крест кадилом, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: «Аминь» и начинается чтение шестопсалмия.
Далее следует такой же порядок, как на утрени, входящей в состав всенощного бдения, но канон только на 8, причем в дни празднования святым этому канону предшествует канон Богородице со ирмосом на 6 или, в дни предпразднства или попразднства канон праздника, также с ирмосом на 6. Этот устав полиелейной службы изложен в 7–ой главе Типикона.
Полиелейная служба указана в Типиконе всем Апостолам из числа 12–ти, исключая свят. Иоанна Богослова, которому положено бдение. Бдение же положено и свв. первоверховным Апостолам Петру и Павлу. Кроме того, полиелейная служба полагается по Уставу Святителям Московским Петру, Алексию, Ионе и Филиппу, Ермогену и Тихону 5 октября, Св. Великомученику Димитрию Солунскому 26 октября, Собору Архистратига Михаила 8 ноября, Св. пророку Илии 20 июля, а также в праздники явления и перенесения некоторых чудотворных икон Пресвятой Богородицы, как, например, явление Тихвинской иконы 26 июня, Казанской иконы 8 июля и 22 октября, Смоленской Одигитрии 28 июля, Знамения Новгородской и Знамения Курской Коренной 27 ноября, Владимирской 26 августа, 23 июня и 21 мая, свв. равноапостольным Константину и Елене 21 мая, а также в два празднества, случающиеся всегда великим постом (первое иногда в субботу мясопустную, неделю мясопустную и сырную седмицу), почему служба им совершается несколько особым образом, в соединении с великопостной службой, согласно указанию Марковых глав Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи 24 февраля и 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, 9 марта
.
Правда, я не знаю, относится ли Крещение к "Средним" праздникам.
...
uljascha:
13.01.23 09:12
Крещение двунадесятый праздник. Один из главных. Там вообще Всенощная состоит из Великого повечерия и утрени. Литургия служится Василия Великого, она немного иная, и обязателен чин Великого освящения воды. На Иордань ходили. То есть, на реку иди озеро, или какой иной водоём. Сейчас воду освящают во дворе храма в бочках. Не знаю, не интересовалась, как давно. Скорее всего, после революции.
Насчёт того, что утреня служится с утра, это великая чушь. Если служба вечером накануне есть, пусть не Всенощная, но вечерня и утреня (бывает, что просто утреня, бывает с Полиелеем), то утром только Литургия. 9-й час читается только в монастырях. В приходских храмах 9-й час читают только Великим Постом.
Вита, я точно всё это очень хорошо знаю, во-первых, училась в ПСТГУ, правда, бросила, во-вторых я чтец-уставщик с огромным стажем, это у меня даже в трудовой книжке написано))) я тебе сейчас отвечаю с телефона, все по памяти.
И да, чин Великой Агиасмы, то есть, Великого освящения воды, совершается и в Крещенский сочельник, и в сам день Крещения. По старому стилю это 5 и 6 января. Почитай Шмелева, там очень хорошо описано. Я сама описывала только службы Рождества и Пасхи.
Интересно, чей это учебник. И там устав явно монастырский. 9-й час, полунощница, малая вечерня...
Ты лучше опиши это освещение воды. Пусть будет в самом храме. Типа, было холодно, на Иордан не пошли, поставили большую бадью в центре храма и совершили освещение. Там и со свечей можно постоять, если хочешь.
...
Виктория В:
13.01.23 14:23
uljascha писал(а):
Крещение двунадесятый праздник. Один из главных. Там вообще Всенощная состоит из Великого повечерия и утрени. Литургия служится Василия Великого, она немного иная, и обязателен чин Великого освящения воды. На Иордань ходили. То есть, на реку иди озеро, или какой иной водоём. Сейчас воду освящают во дворе храма в бочках. Не знаю, не интересовалась, как давно. Скорее всего, после революции.
Насчёт того, что утреня служится с утра, это великая чушь. Если служба вечером накануне есть, пусть не Всенощная, но вечерня и утреня (бывает, что просто утреня, бывает с Полиелеем), то утром только Литургия. 9-й час читается только в монастырях. В приходских храмах 9-й час читают только Великим Постом.
Ульяша, большое спасибо, что ты взяла на себя труд тщательно рассказать о ходе проведения церковных служб. Уверена, многим девочкам-читательницам этого романа это будет интересно.
uljascha писал(а):
Вита, я точно всё это очень хорошо знаю, во-первых, училась в ПСТГУ, правда, бросила, во-вторых я чтец-уставщик с огромным стажем, это у меня даже в трудовой книжке написано))) я тебе сейчас отвечаю с телефона, все по памяти.
И да, чин Великой Агиасмы, то есть, Великого освящения воды, совершается и в Крещенский сочельник, и в сам день Крещения. По старому стилю это 5 и 6 января. Почитай Шмелева, там очень хорошо описано. Я сама описывала только службы Рождества и Пасхи.
Интересно, чей это учебник. И там устав явно монастырский. 9-й час, полунощница, малая вечерня
Я не сомневаюсь в твоей компетентности.
Но при этом мы скорее всего беседуем о порядке проведения современного богослужения. Я утром штудировала этот вопрос и прочитала, что до реформ патриарха Никона, начатых в 1653 году на Руси отсутствовало единообразие религиозного культа. Как знать, не оттуда ли берет свое начало пословица "В чужой монастырь со своим уставом не ходят".
uljascha писал(а):Ты лучше опиши это освещение воды. Пусть будет в самом храме. Типа, было холодно, на Иордан не пошли, поставили большую бадью в центре храма и совершили освещение. Там и со свечей можно постоять, если хочешь
Я тебе очень благодарна за эту подсказку!
А то написала о празднике Крещения и не упомянула об освящении воды. Уже внесла нужную правку.
...
uljascha:
13.01.23 15:01
Даже если не было единообразия, все равно причащали только на Литургии. И, кстати, я читала старые Минеи, дореформенные, там в уставе нет различий, зато почти все слова слитно пишутся, очень сложно читать.
...
zyf:
13.01.23 15:38
Очень интересно!
...
Виктория В:
13.01.23 16:16
» Песня в тему Евфимии
Предлагаю любительницам русской песни послушать исполнение Раисой Щербаковой песни "Кукушка", хорошо отражающей чувства несчастной Евфимии, разлученной с любимым женихом.
...