Ми-ми:
27.04.14 16:25
» ВОСКРЕСНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ЛУНА - КОЛДОВСТВО, ВОЛШЕБСТВО, ЛЮБОВЬ
Держитесь за стулья, я начинаю свое Обозрение, а потом продолжим про ведьм, я нашла детские стишки и песню группы Секрет на них.
СЕГОДНЯ В ТЕМЕ - МОЯ ЛЮБИМАЯ ЛУНА И МНОГОЕ, ЧТО С НЕЙ СВЯЗАНО, ИЛИ ДУМАЮТ, ЧТО СВЯЗАНО. КОЛДОВСТВО И ВОЛШЕБСТВО, ЗАТМЕНИЯ И ЛЮБОВЬ - И ВСЕ ПОД ЧАРУЮЩУЮ МУЗЫКУ БЕТХОВЕНА.
Лунное волшебство, весеннее волшебство.
Луна вообще волшебство сама по себе. Она влияет на нас и нашу жизнь, на океаны, на нашу Землю. Кому интересно, рекомендую посмотреть фильмы ВВС «Луна» и«Зачем нам Луна?»
http://www.youtube.com/watch?v=bl4aWz6C0Z8
http://www.youtube.com/watch?v=LgKkLo5Wn4U
Поговорим о Луне в апреле. Луна играет в нем решающую роль издревле, определяя время праздника по лунному календарю. В этом году несовпадение нашего календаря с лунным максимальное, сместив на полные 2 недели Полнолуние (но это несущественно для тех, кто не прислушивается к астрологам). Итак, 29 апреля 2014 года – Новолуние, а следующий день, 30 апреля 2014 года – первый день растущей Луны, хотя ночь на 1 мая – праздник, о котором ниже.
Вернемся к астрологии. В дни новой растущей Луны наступит хорошее время для начала новых дел. Можно строить планы на будущее и принимать важные решения. Это время благоприятно для того, чтобы начинать похудение с помощью диеты, а также начинать бороться с вредными привычками.
Неблагоприятные дни в апреле 2014 года: 7 апреля 2014 года (луна в первой четверти; 15 апреля (полнолуние); 22 апреля луна в последней четверти); 29 апреля (новолуние). Это рискованные стрессовые дни, когда не помешает осторожность и внимательность. Не рекомендуется в эти дни начинать новые важные дела. Также в эти дни необходимо обращать более пристальное внимание на состояние своего здоровья.
А в полнолуние произошло первое в этом году Лунное затмение.
В 2014 году нам предстоит пережить четыре затмения, лунных и солнечных. Итак, первое лунное затмение ожидалось 15 апреля. Произошло оно в 7:46 по московскому времени (7:45 по Гринвичу).Полюбуйтесь, какое оно красивое! Луна сменила цает, что не всегда бывает
К тому же, 29 апреля произойдет солнечное затмение - в 8:15 утра по Гринвичу. Апрельь развлекает нас зрелишами по полной программе!
Время между двумя затмениями всегда чревато зачистками "кадров", увольнениями, сложными ситуациями и проблемами.
Например, в день затмения умер римский папа Иоанн, но в этот же день состоялась свадьба принца Чарльза (чем это кончилось, мы в курсе). Затмение может положить начало новому этапу нашей жизни, в корне изменив ее течение. О серьезном влиянии затмения на жизнь конкретного человека можно говорить лишь тогда, когда оно активизирует планеты или дома его гороскопа, а это случается не так часто.
Нужно помнить – всякое событие, приходящееся на затмение, является более важным, чем мы можем предположить поначалу. Затмение подчеркивает значимость событий и серьезность его последствий. Идеи, предложения, проекты и люди, которые входят в нашу жизнь в "сезон" затмений, становятся частью нашей жизни на длительный период. События, происходящие за неделю до затмения, очень редко удается согласовать с тем, как они планировались. Они выходят из-под контроля, приобретая больший размах и большую скорость. Вы еще вспомните об этом, анализируя србытия в Крыму. Все, что происходит в день самого затмения, наделено судьбоносным значением и почти не подчиняется человеческому контролю. Во время затмения мы оказываемся в курсе информации, которая могла быть предоставлена в наше распоряжение и прежде, но по тем или иным причинам не доходила до нашего сознания. Поэтому важные решения следует принимать в неделю после затмения."
Лунное затмение можно наблюдать на небе нечасто. Как правило, в год это случается не более двух раз. Но именно в период затмения Луны могут происходить необъяснимые события, а люди, рожденные в день затмения наделены особой судьбой.
Затмение Солнца воздействует на людей по-другому: в этот день судьба благосклонна к начинаниям и новым свершениям. В этот день, как правило, удачно складываются дела на работе и в личной жизни. Однако и в этом случае врачи и астрологи советуют быть осторожнее со своим здоровьем. Не рекомендуется сильно перенапрягаться в физическом плане, а также поменьше нервничать.
Астрологи пришли к выводу, что затмение Луны может оказывать сильное влияние на общество в целом, а также на политические и экономические процессы. Если сопоставить время экономических кризисов, революций и войн с астрологическим календарем, то можно четко проследить связь изменения положений Луны со всеми важными мировыми событиями.
Лунное затмение 15 апреля приготовило для всех нас свои испытания. И следует ожидать новых с очередным затмением луны.
Майское дерево в Вальпургиеву ночь
Белтейн, Праздник костров. Народ пляшет вокруг Майского дерева, радуясь пробуждению природы и наступлению весны, а ведьмы на ночь собираются на свой корпоратив - Вальпургиеву ночь. Это закрытое мероприятие, привлекающее поклонников чертовщины. Зато Белтейн могут отметить все, надо только выйти на природу, срезать несколько березовых веток для украшения дома и его защиты, привлечения достатка, а во время этого не забудьте напевать известную всем песенку «Во поле береза стояла». Она как раз об этом. О Празднике Белтейн, празднике мая, подробнее читайте
Полюбуйтесь, как в старину плясали на Белтейн пейзане по всей Европе (танец «Майское дерево» из балета «Тщетная предосторожность»
Не отставала от Европы и Русь. Незабываема сцена ночи костров из фильма «Андрей Рублев», пронизанная таинственной магией пробуждения природы. Это грань столкновения христианства с верой предков, которая сохранялась на протяжении тысячелетий. Шабаши и непотребства Вальпургиевой ночи – это уже порождение христианства, определившего все остальное, что не с ним, во вражескую силу зла. И все-таки в народном сознании зло граничит с лукавством и скоморошеством. Игорь Моисеев создал танцевальную сюиту на основе фольклорного танца.
Сейчас фольклорные народные фестивали пытаются восстановить традиции древнего праздника. Таково «Майское дерево» в Выборге, собирающее все больше поклонников древнеславянской, скандинавской и кельтской культуры.
А для влюбленных луна осталась символом их первых свиданий, прогулок в мерцающем серебристом свете, романтики первых поцелуев.
Зато для поклонников мистики луна связана с колдовством, дьявольщиной, оборотнями… Что возвращает нас к Вальпургиевой ночи, черной магии и всем отрицательным, запретном и страшном.
Поговорим о запретном.
Пять оттенков запрещенного
Опубликован список самых нежелательных книг по версии Американской библиотечной ассоциации. Мы расскажем о том, какие книги хотят запретить библиотекари, учителя и родители и почему они хотят это сделать.
Американская библиотечная ассоциация опубликовала список самых спорных, с точки зрения посетителей библиотек, книг. Ежегодно управление по интеллектуальной свободе этой организации собирает отчеты, в которых библиотекари, учителя, бдительные родители и все желающие могут высказаться против каких-либо произведений. Из полученных отзывов составляется рейтинг из книг, доступ к которым американцы хотели бы ограничить из-за их содержания. В список вошли разнообразные произведения, среди которых, например, роман лауреата Нобелевской премии или с большим успехом экранизированная серия. Некоторые из этих книг можно прочитать на русском языке.
В этом списке на видном месте стоит небезызвестная нам
«Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс
"Порно для мам, а не их детей"
Анастейша Стил — девственница-студентка и продает молодому красавцу и богачу Кристиану Грею скотч, веревку и пару рабочих костюмов. С этого момента начинается путешествие девушки в страну сексуальных перверсий и болезненной чувственности.
Критики трилогии Э. Л. Джеймс назвали ее «мамино порно»: большую часть читательниц «Оттенков» составили замужние женщины за 30 лет, которые своей покупательской активностью обеспечили успех книге, побившей по продажам серию о Гарри Поттере (по данным книжного гиганта Amazon). В 2013 году по мотивам трилогии была выпущена серия игрушек для взрослых, официально одобренная Э. Л. Джеймс. А в список запрещенных книг роман попал за антирелигиозность, откровенные сексуальные сцены, ненормативную лексику.
И кто бы запретил книжку у нас! Антиреклама этого списка возбуждает интерес даже у тех, кто таких книг сроду не читал.
Что еще под запретом, кроме книг, рождающих дьявольский соблазн? Растения, которые соблазняют красивой внешностью, являясь кознями дьявола.
Какие растения не стоит держать дома
Как можно быстро придать своему дому уют, приятную атмосферу и индивидуальность? Конечно же, при помощи комнатных цветов.
Благо, сейчас можно приобрести абсолютно любой экземпляр, ранее считавшийся недосягаемой экзотикой. Однако так ли много мы знаем о растениях, помимо особенностей ухода за ними? А ведь по незнанию на нашей территории могут завестись настоящие зеленые враги, которые могут принести значительный ущерб здоровью. Оставим в стороне рассуждения о возможном энергетическом влиянии домашних цветов на живые организмы, обратимся к прозе жизни.
Итак, топ-3 растения, которые не следует держать дома:
1. Плющ, или хедера
Народные приметы уже давно окрестили эту вечнозеленую лиану вампиром и «мужегоном», приписывая ей способность отбирать жизненные силы и портить отношения между супругами, доводя их до развода. Ваше дело, верить в предрассудки или нет, но навредить окружающим растениям плющ может капитально: они быстро вянут и могут погибнуть. К тому же его цветки, листья и стебли крайне ядовиты. Если их «на зубок» попробует маленький ребенок, то сильное отравление неизбежно. Для хомяка или иного грызуна подобная трапеза, скорее всего, окажется последней.Пожалейте хотя бы хомячков!
2. Олеандр
Этого южного гостя можно часто встретить в интерьере любителей растений. Он щедр на вечнозеленую листву и долгое обильное цветение. Однако его красивая листва и ствол содержат опасный гликозид, угнетающий деятельность сердца. Для справки: смертельная доза для человека содержится всего лишь в паре прожеванных и проглоченных листов олеандра. Следует быть осторожными и при различных манипуляциях по уходу за растением: обрезкой, черенкованием, пересадкой. Выделяющийся млечный сок и семена очень ядовиты. Цветущий олеандр, особенно в небольших помещениях, провоцирует сильную головную боль, головокружения.
Для примера можно вспомнить роман из трилогии Айрис Джоансен «Танцующий ветер», в котором месть свершается путем смертельно-вкусного шашлычка, зажаренного на веточках олеандра.
3. Азалия, или домашний рододендрон
Казалось бы, что может быть опасного в непритязательном жизнерадостном цветке в красно-розовой палитре? Ответ: андромедотоксин, содержащийся в соке этой красавицы. При попадании внутрь он способен вызывать рвоту, расстройства стула, нарушение работы сердца и мускулатуры тела, и даже смерть. Обильно цветущие азалии способны провоцировать приступы головокружения и даже обмороки. Поэтому при наличии маленьких детей и животных в доме лучше на время отказаться от содержания рододендронов. А я бы отказалась навсегда: оно мне надо? Навсегда запомнился день, в детстве, когда взяла в рот безобидный но жгучий лист комнатного растения, выброшенного соседкой. Реву было! А если бы азалией закусила?
Благополучно выйдя из опасных зарослей, мы приоденемся в традиционное черное платьице и отправимся в кино на очередной недетский экскурс в сказку и обратно. Выбирайте, какой наряд вам по карману:
10 самых дорогих маленьких чёрных платьев
Известное всем женщинам маленькое чёрное платье, созданное почти сто лет назад, давно превратилось в обязательный предмет женского гардероба. Оно появилось в 1920 годы благодаря Коко Шанель и Жану Пату. Первоначально дизайнеры планировали просто вывести на массовый рынок элегантное и доступное коктейльное платье. Теперь же его стараются превратить удивительный наряд, способный поразить в самое сердце. Предлагаем обзор самых дорогих в истории моды чёрных маленьких (и не очень) платьев.
10. Платье на булавках: $5000+
Платье на булавках от Версаче
Впервые платье от Версаче продемонстрировала Элизабет Хёрли в 1994, после неё на красной дорожке в нём появилась девушка Хью Гранта на премьере фильма «Четыре свадьбы и одни похороны».
9. Платье с высоким разрезом на бедре: $10000+
Платье от Версаче для Анджелины Джоли
Платье с высоким разрезом на бедре для Анджелины Джоли пошили у Версаче. Появилась она в нём на ежегодном вручении премии «Оскар» в 2012 году и затмила всех звёзд, став в теперь всемирно известную позу и продемонстрировав в разрезе правую ногу.
8. Прозрачное платье Шер: $28125
Созданное Бобом Маки в 1975 платье для Шер такое же экстравагантное как и сама певица. Оно производит иллюзию полной обнажённости, прикрытой местами лишь нитями из бисера и узорами из перьев.
7. Платье Шарлиз Терон от Диор: $30000+
Для появления на красной дорожке на ежегодной церемонии вручения премии «Оскар» Шарлиз Терон выбрала платье из коллекции Christian Dior. Эффектное платье силуэта «русалка» позволяет продемонстрировать глубокое декольте и оголённую спину.
6. Платье фатальной женщины: $60000
В фильме-нуар «Гильда» (1946), снятом режиссёром Чарльзом Видором, Рита Хейворт сыграла фатальную женщину. Дизайнер Жан Луис, занимавшийся костюмами для съёмок, создал несколько удивительных нарядов, в том числе и роскошное чёрное платье, считающееся с тех пор символом роковой женщины.
5. Платье мести: $74000
Платье мести Леди Ди
Титул получило платье, в котором всегда элегантная принцесса Диана появилась в 1994 после признания принца Чарльза в измене с Камиллой Паркер. Леди Ди дополнила его чёрными чулками, туфлями на высоком каблуке и прозрачной шалью.
4. Платье Givenchy: $923187
Это платье Одри Хепберн
Созданное в 1961 Хьюбертом Живанши для американской романтической комедии «Завтрак у Тиффани» чёрное платье стало таким же знаменитым как и фильм. Во многом ещё и благодаря очарованию Одри Хэпбёрн оно превратилось в одно из канонических чёрных маленьких платьев. Строгий наряд без рукавов дополняют длинные перчатки.
3. Чёрное платье с бриллиантами: $3,5 Million
[img]
[/img]
Чёрное платье с бриллиантами от Дебби Вингхем
Созданное дизайнером Дебби Вингхем платье весит 13 кг и стоит 3,5 миллиона долларов. Украшают его 55 чёрных бриллиантов, белые бриллианты, ручная вышивка бисером и золотом. Впервые платье показали на роскошной яхте на одном из мероприятий в клубе миллиардеров в Монако.
2. Коктейльное платье: $15 Million
Самое дорогое коктейльное платье в мире
Самое дорогое в мире коктейльное платье представили во время модного показа American Gem Society 2012. Создали его нью-йоркские дизайнеры Chloe и Reese. Корсет платья украшен 85 бриллиантами, сертифицированными американским геммологическим институтом.
1. И только оригинальное чёрное маленькое платье: бесценно
Чёрное платье от Коко Шанель
Оригинальное чёрное маленькое платье от Коко Шанель впервые появилось на обложке журнала «Вог» в 1926. В этом же году журнал назвал платье «фордом», подразумевая его простоту и потенциальный долгосрочный успех.
Выбрали себе подходящее черное платье? Значит, пора в кино, смотреть на ведьму!
"Охотники на ведьм"
Про этот шедевр я вам рассказывать своими словами не буду, забавнее и злее, чем у Евгения Жаркова не получится, так что читайте:
«В строю фэнтезийных боевичков прибыло. Вслед за гламурной «Красной шапочкой» и тоскливой «Белоснежкой и охотником» Голливуд вспомнил о существовании мрачной сказки братьев Гримм про Ганзеля и Гретель, а также ведьму, пряничный домик и родительский беспредел.
Если «Красную шапку» доверили изуродовать женщине-режиссеру Кэтрин Хардвик, отчего история про внучку, бабушку и волка отчаянно напоминала мыльный сериал «Сумерки», а «Белоснежку» вручили постановщику-дебютанту Руперту Сандерсу, то с «Охотниками на ведьм» решили поступить совсем иным образом. Никто не собирался экранизировать знаменитый сюжет буква в букву, это моветон. И кому-то в голову пришла «светлая» мысль пригласить на капитанский мостик норвежского кинематографиста Томми Вирколу, прославившегося в 2009 году первым скандинавским зомбятником под названием «Операция «Мертвый снег».
…В детстве Ганзель и его родная сестра Гретель получили страшную психологическую травму: под покровом ночи отец вывел детей из дому, отвел в непролазную чащу и оставил в кромешной тьме на погибель. Однако смышлёные детки не сгинули в лесу, а поблуждав по окрестностям, вышли к симпатичному домику-прянику. Тут и выяснилось, что хижина не только выглядит забавно, но и на вкус приятна. Откушав сладкой черепицы и полизав ставни, Ганзель и Гретель совершили взлом с проникновением в надежде на гостеприимный прием хозяев. Увы, за красивой упаковкой скрывалась злющая и страшная ведьма, которая без труда справилась с детьми и собралась то ли поужинать, то ли позавтракать.
Зловредная мымра не знала, что, перед тем как сделать детей сиротами, мамка нашептала над ними заклятье, оберегающее Ганзеля и Гретель от любых видов черной магии. Так что покушать ведьме не вышло, а вышло самой оказаться в духовке. А братец с сестрицей захлопнули дверцу и благополучно свалили из мышеловки.
Прошло …цать лет. Возмужавшие Ганзель и Гретель навострились убивать ведьм всеми известными науке способами – от банального сожжения на костре до расчленения и расстрела. Путешествуя по стране, они всюду находят следы мерзких тварей, что воруют детей и летают на метлах. Слава охотников опережает их самих, но на очереди городок, в котором дела обстоят совсем уж неважнецки. Местные поговаривают, что в лесах поселилась настоящая верховная ведьма, чьи прислужницы утащили уже 11 мальчиков и девочек. Судя по всему, намечается какое-то грандиозное событие, вроде всемирного шабаша, на котором детей, скорее всего, принесут в жертву. Ганзель и Гретель вооружаются и бесстрашно отправляются в лес, дабы освободить подрастающее поколение…
Как ни странно, но в череде последних сказочных реинкарнаций «Охотники на ведьм» выглядят не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, это не сказка, стыдливо прикрывающаяся рейтингом PG-13, а полноценный и откровенный стеб на заданную тему. Во-вторых, Томми Виркола ухитрился вместить свой «шедевр» в 127 минут экранного времени, включая титры, максимально сократив болтовню и урезав раскрытие характеров по Станиславскому. Получилось бодрое одноразовое чукалово с непривычным для жанра уровнем насилия, небольшой толикой обнаженки и обилием сцен членовредительства. По аналогии с предыдущим опусом норвежца этот стоило обозвать «Операция «Мертвый лес».
Чем нам запомнятся «Охотники за ведьмами», если запомнятся вообще? Первым делом, нестандартным набором средств борьбы с ведьмами. Памятуя о том, что в «Ван Хельсинге» главный герой заправски орудовал полуавтоматическим арбалетом, Виркола вообще решил не заморачиваться и вооружил Ганзеля и Гретель до зубов. В описываемую авторами эпоху пулеметы и стволы, с коими охотники вершат правосудие, выглядят столь же уместно, как бластеры в Первую мировую войну. Но не будем забывать, что перед нами цирковое представление, поэтому к стрельбе в средневековых интерьерах быстро привыкаешь, тем более что ведьмочки передвигаются шустро и даже от пуль уворачиваются почище иных «избранных Нео».
Безусловно, стоит поблагодарить специалистов по гриму и спецэффектам: никогда еще киношные ведьмы не выглядели столь кошмарно. В хорошем смысле этого слова. Правда, временами они больше смахивают на зомби, но раз уж ни тех, ни других в реальной жизни не наблюдается (слава богу), то претензии снимаем. Предыдущий опус Вирколы обошелся создателям в 800 тысяч долларов, и его трудно назвать дилетантским с визуальной точки зрения. На «Охотников» было затрачено, ни много ни мало, 50 миллионов, и все эти деньги на экране видны невооруженным взглядом. Кстати, вооруженным тоже, ибо картина демонстрировалась в кино и в формате 3D.
Говорят, что на роль Гретель пробовались такие именитые актрисы, как Ева Грин, Дайан Крюгер и Нуми Рапас. Полагаю, Грин смотрелась бы интересно, но француженка предпочла дебютировать в компьютерных блокбастерах ролью злодейской адмиральши в сиквеле «300 спартанцев». Там кровищи было еще больше, так что Ева не прогадала. Крюгер вряд ли сошла бы за крутую истребительницу нечисти, а Нуми Рапас, при всем уважении, не тянет фактурой. В итоге студия остановилась на кандидатуре Джеммы Артертон, которая уже дважды участвовала в подобных проектах («Битва титанов» и
«Принц Персии») и зарекомендовала себя с лучшей стороны. Что касается Джереми Реннера, то ему сам бог велел шевелить лицом и пытаться острить после дюже серьезных вылазок в шпионских боевиках и комиксах компании Марвел.
Как обычно, слабым звеном ленты стал предсказуемо примитивный сюжет, по которому плохие и хорошие персонажи неизменно сходятся лоб в лоб в финальном кровавом побоище со столь же закономерным хэппи-эндом. Сказка все-таки, хотя детям подобные истории на ночь показывать не стоит. Незачем им смотреть на то, как плохому дяденьке увесистый тролль наступает на голову, а симпатичная тетенька отрезает другим тетенькам, не столь симпатичным, головы и прочие конечности. Виркола, конечно, оттянулся на славу, но кроме обильного членовредительства и нескольких метких гэгов стоило усерднее поработать над сценарием. Получилось как обычно – пришел, увидел, замочил.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОСЛУШАЙТЕ ЭТОТ ШЕДЕВР АНСАМБЛЯ «ПЕСНЯРЫ» НА «ЛУННУЮ СОНАТУ» БЕТХОВЕНА. ВНИКАЙТЕ В СОДЕРЖАНИЕ И ПУСТЬ ВАС ПОКИНЕТ СТРЕСС НАШЕГО ВРЕМЕНИ. НА МЕНЯ ОЧЕНЬ УСПОКАИВАЮЩЕ ДЕЙСТВУЕТ.
...
Ингеборг:
30.04.14 15:16
» Королевство Нидерланды. - Королева Анна
Добрый вечер, леди.
Сегодня мы посетим
Королевство Нидерланды.
Королева Анна
7 января 1795 года, «…поутру в 5-ть часов наша любезная невестка великая княгиня Мария Феодоровна разрешилась благополучно от бремени рождением Нам вн
уки великой княжны, которая наречена Анна...».
Анна Павловна была самой младшей, шестой дочерью великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны.
14 января состоялось крещение малютки, а на следующий день умерла ее старшая сестра - двухлетняя великая княжна Ольга Павловна. Смешались воедино радость и печаль.
В отличие от старших братьев и сестер, воспитывавшихся под строгим присмотром бабушки-императрицы, в жизни Анны и ее младших братьев более активно участвовали родители.
Много лет спустя, Анна вспоминала: «Мой отец любил общаться с младшими детьми и нас, Николая, Михаила и меня приводили поиграть в покоях отца, пока ему делали прическу. Это были последние в его жизни часы, из тех немногих, которые он мог нам уделять. Он был так нежен и добр с нами, что мы любили бывать у него. Он говорил, что его отдалили от любимых детей, отобрав их с самого рождения, и что он теперь хотел быть рядом с младшими, чтобы их узнать».
Когда был убит Павел I, Анне едва исполнилось 6 лет.
Как и ее старшие сестры, Анна получила прекрасное воспитание и образование, под руководством все той же незаменимой воспитательницы - Шарлотты Карловны Ливен.
Едва достигнув пятнадцати лет, юная великая княжна оказалась в эпицентре матримониально-политических интриг.
Несмотря на отказ, полученный от великой княжны Екатерины Павловны, Наполеон Бонапарт не оставил надежды породниться с Российским царствующим домом.
В 1810 году, посол Франции в Росии, граф Коленкур, получил депешу, написанную самим Наполеоном, но отправленную от имени министра иностранных дел Шампаньи:
«Его величеству (Наполеону) было угодно, чтобы вы просто и откровенно объяснились с императором Александром. Вы можете сказать ему: “Ваше величество, у меня есть основания думать, что император, внимая желанию всей Франции, готовится развестись. Могу ли я известить его, чтобы он рассчитывал на вашу сестру”.».
Причем, кроме титула императрицы Франции для русской царевны, Наполеон предложил выгодное соглашение по польскому вопросу, весьма важному для России, поскольку зависимое от Наполеона герцогство Варшавское, созданное из части польских территорий, принадлежавших ранее Австрии и Пруссии, обеспечивало прекрасную возможность для ведения военных действий против России.
Итак, Польша в обмен на великую княжну!
Несомненная политическая выгода - на одной чаше весов, судьба юной девушки – на другой: Александру I, как императору, и как человеку предстоял нелегкий выбор.
Об этом же писала императрица-мать Мария Федоровна, старшей дочери - герцогине Ольденбургской Екатерине:
«Во вторник, 21 числа приехал в Гатчино Александр; он казался озабоченным, хотя и делал вид, что он спокоен. После обеда, когда мы остались одни, он сказал мне:
- Матушка… в настоящее время есть одно обстоятельство, которое меня очень беспокоит… Дело слишком важное и может иметь, какое бы ни было принятое нами решение, чрезвычайно важные последствия.
Я обмерла от страха, сердце мое сжалось, так как я думала, что дело касается лично Александра. Я еле дышала. Он продолжал:
- Из Парижа прибыл курьер; там происходят необычайные события. Император разводится с императрицей; она и ее сын изъявили на это согласие; акт о разводе вскоре будет обнародован... Говорят, что Бонапарт имеет виды на Анну... Вы знаете, что я не верил этим слухам, когда дело касалось Кат
о, (великой княжны Екатерины Павловны) но теперь я им верю. Судите сами, могу ли я не беспокоиться? Всё говорит против этого брака. Если он задумал это и предпримет известные шаги, что отвечать ему? на что ссылаться? Но отказ вызовет обиду, недоброжелательство, самые мелочные придирки, ибо нужно знать этого человека, который наверняка почувствует себя оскорбленным... По моему мнению, это дело одно из самых несчастных, которые только могли случиться с нами...
Я ответила Александру, что считаю, что все, что мы сделали, чтобы спасти тебя от этого несчастья, должно быть сделано и теперь.
…Не вызывает сомнения, что Наполеон, завидуя нашему могуществу, нашей славе, не может желать нам добра и его политика будет направлена против нас, как только кончится испанская война. Пока он нанес нам величайший вред, подорвав нашу торговлю и союз с Англией.
Оскорбленный отказом, он будет еще более недоволен и раздражен против нас до тех пор, пока не сможет объявить нам войну... Что касается бедной Анны, то на нее пришлось бы смотреть, как на жертву принесенную ради блага государства: ибо какое несчастье было бы для этого ребенка, если бы она вышла замуж за такого изверга, для которого нет ничего святого, и который не знает никакой узды, так как не верит даже в Бога? Принесла ли бы эта тяжкая жертва благо России? На что бы было обречено мое дитя?
Если у нее не будет в первый год ребенка, ей придется много претерпеть. Либо он разведется с нею, либо он захочет иметь детей ценою ее чести и добродетели. Все это заставляет меня содрогаться! Интересы государства с одной стороны, счастье моего ребенка - с другой. Прибавьте к этому еще и огорчения и испытания, которые в случае отказа могут обрушиться на Александра, как на монарха.
Согласиться - значит погубить мою дочь, но одному Богу известно, удастся ли даже этой ценою избегнуть бедствий для нашего государства. Положение поистине ужасное! Неужели я, ее мать, буду виной ее несчастья!»
Помимо всего прочего, в случае этого брака, великой княжне пришлось бы сменить веру, иначе отношение к ней в католической стране, было бы весьма и весьма неприязненным.
И уж подавно и речи не было о каких-либо чувствах. В великой княжне, не считая происхождения, Наполеона интересовало только одно – ее способность к деторождению.
Доказательством этого является секретное донесение графа Коленкура, охарактеризовавшего Анну Павловну следующим образом:
«Она высока ростом для своих лет, у нее прекрасные глаза, нежное выражение лица, любезная и приятная наружность, и, хотя она не красавица, но взор ее полон доброты. Нрав ее тих и, говорят, очень скромен. Доброте ее отдают предпочтение перед умом. В этом отношении она совершенно отличается от своей сестры Екатерины, слывшей несколько высокомерной и решительной. Она уже умеет держать себя, как подобает взрослой принцессе, и обладает тактом и уверенностью, столь необходимыми при большом дворе.
По словам лиц, посещающих двор ее матери, она физически сформировалась вот уже целых пять месяцев. Великая княжна Анна походит на мать и все в ней обещает, что она унаследует ее стать и формы. Известно, что Императрица Мария и поныне, несмотря на свои пятьдесят лет, представляет из себя готовую форму для отливки детей...».
Все эти обстоятельства, совершенно не устраивали императорскую фамилию, и от брака решено было отказаться. Однако, отказаться как можно более дипломатично.
Граф Коленкур должен был получить ответ лишь после десятидневной отсрочки, необходимой для обсуждения предложения с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, поскольку, по словам Александра I: «Последняя воля отца предоставляет полную свободу матери распоряжаться судьбой ее дочерей».
Ждать графу пришлось не десять, а тридцать пять (!) дней, а полученный им ответ был поистине образцом завуалированного под согласие отказа.
Император России передал императору Франции: «Я не могу, Ваше Величество возражать матери, которая все еще неутешно оплакивает безвременную кончину двух своих дочерей (Великих княжен Александры и Елены), умерших от слишком ранних браков. Я знаю, что Ваше Величество торопится, и это понятно: заявив Европе, что Вы желаете иметь детей, Вы не можете ждать более двух лет, хотя единственным препятствием к браку, усматриваемым Императрицей-матерью, является лишь возраст Великой княгини Анны...».
Непременным условием было также сохранение великой княжной православия, на что Наполеон согласился.
А вот двухлетняя отсрочка ему весьма не понравилась.
Тем не менее, на вскоре состоявшемся совещании высших сановников Франции, кандидатуру Анны Павловны поддержали канцлер Комбарес, зять Наполеона – король Неаполитанский Мюрат и министр полиции Фуке.
Но Санкт-Петербург твердо стоял на своем – брак для великой княжны возможен только через два года, и Наполеону пришлось отступить.
Императрицей Франции стала принцесса Мария-Луиза Австрийская.
Итак, самому могущественному правителю в Европе было дважды отказано в руке российских цесаревен, что никак не способствовало улучшению отношений между Францией и Россией.
Окончательный же разрыв союзнических отношений произошел в апреле 1811 г., после захвата Наполеоном герцогства Ольденбург, наследной принцессой которого была великая княгиня Екатерина Павловна.
Надвигалась гроза 1812 года.
Вот что писала об этом времени сама Анна: «Узы дружбы, связывавшие меня и моих братьев Николая и Михаила, стали еще крепче в 1812 году, в то время когда наша родина находилась в опасности. В день, когда французы вошли в Москву, Николай заключил со мной пари на один рубль, что к первому января будущего года неприятель будет изгнан из российских земель. Он выиграл пари, и первого января 1813 года я отдала ему серебряный рубль. Он повесил его под свою орденскую ленту и так присутствовал на службе по случаю освобождения России в Казанском соборе».
После убедительной победы над Наполеоном и Заграничного похода 1813 – 1814 гг., авторитет Российской империи на международной арене возрос до небывалой высоты.
Таким образом, сестра императора-освободителя стала одной из самых блестящих и выгодных невест Европы.
И вновь руки великой княжны стали просить из Франции (!).
На этот раз супругом Анны желал стать Шарль Фердинанд, герцог Беррийский – племянник короля Людовика XVIII.
Этот претендент, в отличие от Наполеона, был представителем законной королевской династии Бурбонов.
И может быть, Анна Павловна повторила бы судьбу своей тезки – киевской княжны Анны Ярославны, ставшей более 700-т лет назад королевой Франции, но…, как писала императрица-мать Мария Федоровна: «Можно ли желать отдать свою дочь этому молодому человеку после всего, что произошло во Франции, ибо если счастье и обстоятельства приведут его снова в эту страну, то он будет там ходить вечно на вулкане, который может каждую минуту поглотить его и все его семейство... Аннета вполне разделяет мои мысли и нисколько не желает этого брака...».
(Последующие события подтвердили правоту Марии Федоровны: всего через шесть лет Шарль Фердинанд был убит, а еще через десять лет Бурбоны были свергнуты окончательно, уступив престол младшей, Орлеанской ветви).
Между тем, Александр I серьезно рассматривает возможность брака великой княжны Анны с наследным принцем Оранским.
Принц Виллем Фредерик Георг Лодовейк был сыном статхаудера (наместника) Нидерландов Виллема VI и принцессы Вильгельмины Прусской, и принадлежал к младшей ветви дома Оранж-Нассау – Нассау-Дилленбург.
(4 марта 1815 года Виллем VI был торжественно провозглашен королем только что созданного государства Нидерланды, объединившего Голландию и Бельгию под именем Виллем I. Кроме того, 16 мая 1815 года Виллем I был признан главой Великого герцогства Люксембург, в обмен на принадлежавшие ему земли Нассау - Дилленбург, Зиген, Диц, Гадамар).
Однако, королю Виллему представлялся более желательным брак сына с Шарлоттой, дочерью принца-регента Георга Уэльского и наследницей английского престола.
Увы, английский вариант не состоялся (причем, не без деятельного участия Екатерины Павловны, вдовствующей герцогини Ольденбургской) – Шарлотта стала женой принца Леопольда Саксен-Кобургского (младшего брата Великой княгини Анны Федоровны, первой жены цесаревича Константина).
Летом 1815 года, в Нидерланды из Англии прибыл император Александр I. После битвы под Ватерлоо, Александр окончательно решил устроить брак Анны Павловны и принца Виллема.
Голландский король ответил на русское предложение весьма дипломатично - этот вопрос требует тщательного обдумывания. Виллем надеялся женить сына на одной из эрцгерцогинь дома Габсбургов, и такой уклончивый ответ давал возможность отступления, к тому же он не был уверен, как отнесется наследный принц к этому предложению русского царя. Но в конце концов предложение было принято и в декабре 1815 года принц Виллем прибыл в Санкт-Петербург для знакомства с будущей супругой.
28 января 1816 года состоялось торжественное обручение великой княжны Анны Павловны с наследным принцем Оранским Виллемом, а 9 февраля пышное бракосочетание: «Члены Святейшего Синода, члены Государственного Совета, чужестранные министры, знатнейшие обоего пола особы, также гвардии штаб и обер-офицеры, и прочих полков штаб-офицеры приносили поздравления их высочествам новобрачным, государыне великой княгине Анне Павловне и кронпринцу Нидерландскому Вильгельму... Во весь тот день продолжался при всех церквах колокольный звон, а ввечеру весь город был иллюминован».
(1)
Почти четыре месяца молодые провели в России, и только 10 июня 1816 года отбыли из Санкт-Петербурга в Нидерланды: «…Ее императорское высочество, великая княгиня Анна Павловна, с Его королевским Высочеством, супругом своим, изволила предпринять отсюда путь в 10 часов утра, заехав пред тем в Казанский собор для принесения мольбы ко Всевышнему о благополучном путешествии».
(1)
И уже через 2 с небольшим месяца Голландия торжественно встречала свою будущую королеву - наследную принцессу Оранскую Анну: «В минувшую пятницу 23 числа (августа месяца), ввечеру Его высочество наследный принц прибыл с супругою своею в вожделенном здравии в замок Лоо, где находится ныне вся королевская фамилия. В будущий понедельник назначен въезд их высочеств в столицу. Великая княгиня любезными качествами своими привлекает к себе сердца всех, и король наш чувствует себя счастливым в счастии своего сына».
(1)
11 сентября в Гааге «дано было от города великолепное празднество для королевской, в честь четы, фамилии, а на другой день были разные увеселения для народа».
(1)
Обосновавшись на своей новой родине, великая княгиня ревностно принялась за изучение голландского языка, местной истории, традиций, быстро заслужив любовь и преданность своих подданных.
Кроме того, по ее просьбе в голландских архивах были отобраны материалы, касавшиеся русско-голландских связей - это были копии с донесений голландских резидентов, посещавших Россию с 1615 по 1780 года. Значительная часть этих, написанных на старинном голландском языке документов, снабженная переводами, в 1843 году была отправлена в Петербург.
В 1861 году эта бесценная коллекция поступила в Императорскую Академию наук, а в начале 1877 года документы были переданы в Императорское Русское историческое общество. Так в научный оборот были введены материалы по истории русско-голландских отношений, в том числе и церковных.
Однако, отношения принца и принцессы Оранских с королем и королевой были достаточно сложными. Королева Вильгельмина, урожденная принцесса Прусская, хотя и тепло приняла свою невестку, но была с ней всегда очень сдержанна, а порой просто официальна. Со свекром-королем отношения у Анны Павловны вообще не заладились. Он очень ревностно относился к дружеской связи своего сына с императором Александром I. По его самолюбию било то, что не он — король, который всего на пять лет был старше русского царя, а принц состоял с ним в переписке, встречался в Европе, навещал в Петербурге.
Мария Федоровна, которая до конца жизни относилась к своему зятю как к очень близкому человеку, догадываясь об этой неприязненности, писала дочери: «По твоему письму я поняла, дорогая, что король, к сожалению, все так же не слишком расположен к вам с Уильямом, но, судя по всему, он мудро соблюдает видимость хорошего к вам отношения и уже этим заслуживает уважение и заставляет прислушаться к своему мнению…»
8 февраля 1817 года в семье принца и принцессы Оранских рождается первенец – Виллем Александр Павел Фредерик Лодовейк – будущий король Виллем III.
Еще через год с небольшим, 23 июля 1818 года, второй сын - Виллем Александр Фредерик Константин Николай Михаил.
В честь его появления на свет, король Виллем подарил Анне Павловне домик в Заандаме, где жил Петр I, обучавшийся в Голландии кораблестроительному мастерству. Его она приказала обнести каменным покрытием (по образцу сооруженного по повелению Екатерины II покрытия для домика великого предка в Петербурге) — для сохранности этой исторической реликвии.
Анна Павловна поддерживала тесную связь с Россией: наследная принцесса два раза в неделю писала матери и братьям, сообщая обо всех важных событиях своей жизни.
В 1820 году в Брюсселе, где проживал кронпринц с супругой, случился пожар, который почти полностью уничтожил роскошный дворец, их официальную и любимую резиденцию. Сгорели библиотека, картины, драгоценности и все вещи, привезенные русской великой княгиней из Петербурга. Ущерб был огромный, налаженная жизнь нарушилась.
Мария Федоровна писала дочери:
«Ты должна утешаться, что даже в этой неприятной для тебя ситуации вела себя с присущим тебе достоинством и спокойствием, которые не остались незамеченными. А это, милая Аннета, можно считать настоящим счастьем, и, обладая таким великим сокровищем, мы не склонны чрезмерно преувеличивать значение материальных ценностей, которые судьба может у нас отнять…»
Впрочем, проблема уничтоженных ценностей впоследствии была решена – Мария Федоровна прислала дочери второй комплект приданого.
Особенно близкие отношения были у Анны с братом Николаем, будущим императором Николаем I.
Переписка не могла заменить живого общения с близкими, но приехать в Россию Анна Павловна смогла только через восемь лет после замужества и пробыла на родине почти год – с сентября 1824 по июль 1825 года.
Вернувшись в Голландию, Анна Павловна не могла и предположить, что никогда больше не увидит ни старшего брата, ни матери.
Смерть императора Александра I, которому еще не было и пятидесяти лет, для всех была как гром среди ясного неба. События развивались непредсказуемо. Из-за болезни супруги, императрицы Елизаветы Алексеевны, зиму 1825 года царская чета собиралась провести в Таганроге, южном уездном городе на берегу Азовского моря. Однако вскоре после приезда туда император внезапно заболел — полагали, что это была сильная простуда, — и через несколько дней объявили о его кончине. Тело усопшего в закрытом гробу перевезли в Петербург.
О кончине брата Анна Павловна узнала из письма матери:
«Дети мои, нас постигло ужасное несчастье. Наш ангел, Александр, умер… Еще вчера мы надеялись на его выздоровление, но небесам было угодно принять эту чистую и безупречную душу. Он умер девятнадцатого ноября в 10.50 утра…»
Не прошло и трех лет после всех этих событий, как новое горе постигло Анну Павловну: в Петербурге после непродолжительной болезни скончалась ее мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна. Она никогда не жаловалась на здоровье, о возрасте вообще не любила говорить, всегда была деятельной и подвижной, не давая оснований усомниться в ее силах. 13 октября 1828 года она написала Анне Павловне письмо, где радовалась новому дому дочери: «Судя по твоему описанию, дом великолепен, особенно мне понравилось то место, где ты рассказываешь о восторгах Вильгельма по поводу парка и террасы. Я прочла это с большим удовольствием…»
А через десять дней императрица скончалась в Зимнем дворце.
Эту ужасную весть сообщила Анне Павловне императрица Александра Федоровна, жена брата Николая:
«Бедная моя Анна! Бедная дорогая сестра! Нет больше нашей доброй матушки! Разве могли мы об этом подумать? Мы-то, видя ее доброе здравие, полагали, что она еще долго будет вместе с нами радоваться нашему счастью. Как она уступила болезни, которая вначале казалась такой незначительной… Целую дорогого Уильяма. Он любил ее и почитал, как родную мать… Она надеялась увидеть вас следующим летом, поскольку решили отправиться в путешествие в Карлсбад, и мысль о встрече с тобой скрашивала ей минуты печали, с которой она вынуждена была бороться после начала болезни».
В ответном письме к брату Николаю, Анна Павловна писала: «Какая потеря, какая бездна открывается перед нами всеми; дорогой брат и друг, совершенно правильно говоришь, что для нас начинается новая жизнь и для меня — в особенности. Мама всегда была моим убежищем, моей поддержкой. Теперь все кончено, поэтому я чувствую себя одинокой в целой вселенной».
Помимо родных, Анна переписывалась с Василием Андреевичем Жуковским, который регулярно посылал наследной принцессе литературные новинки.
В 1839 году, Анна написала Жуковскому: «Василий Андреевич! С искренним удовольствием получивши Ваше письмо из рук моего Александра (второго сына), почитаю приятною обязанностью благодарить Вас за содержание оного и за доставление стихов, вами сочиненных в полях Бородинских, за стихи, внушенные с любовью к отечественной славе. Они глубоко отзываются в душе моей, коей чувствования к родине неизменны. Благодарю Вас за счастье быть русской и помнить дни незабвенной и неизгладимой славы!»
Следуя примеру матери и сестер, наследная принцесса активно занималась благотворительностью: в Голландии, Бельгии и Люксембурге она создала более 50 приютов для детей из бедных семей.
Одним из самых тяжелых стал для Анны Павловны 1830 год: 25 августа 1830 года, под влиянием Июльской революции во Франции, началась бельгийская революция.
(Король Виллем I попытался сохранить статус-кво. Но вскоре убедился, что не способен подавить революцию собственными силами. Обращение за помощью к четырем великим державам Европы - Англии, России, Австрии и Пруссии - тоже не дало никаких результатов.
Кронпринц Виллем, срочно прибывший 5 октября в Брюссель из Антверпена, вместо подавления восстания признал независимость Бельгии, превысив тем самым свои полномочия.
Поступок кронпринца вызвал такое недовольство короля, что муж Анны Павловны на некоторое время покинул Голландию и отправился в Англию.
Вернувшись в апреле 1831 года, кронпринц принял командование нидерландскими войсками, и в течение 10 дней вел военные действия в Бельгии, однако был вынужден отступить, поскольку на помощь мятежным провинциям пришли французские войска.
Зимой 1830/31 гг., на Лондонской конференции послы Великобритании, Франции, Австрии, Пруссии и России от имени своих государств признали независимость Бельгии).
Благородство души кронпринцессы особенно ярко проявилось в событиях 1830 года и позднейших, имевших следствием отделение Бельгии. Для всех воинов, раненных в борьбе за старинные права Нидерландов, она основала на свой собственный счет госпиталь и инвалидный дом, который часто посещала.
Семья кронпринца Виллема навсегда покинула Брюссель и перебралась в Гаагу.
Однако, любимой резиденцией Анны Павловны стала усадьба Сустдейк, где по ее желанию были созданы дворец и парк, в точности повторяющие архитектурный ансамбль Павловска, к которому наследная принцесса испытывала горячую привязанность: «Более всего мы любили Петергоф и Павловск. Мы были так привязаны к этим местам с братом Михаилом, что когда приходилось оттуда уезжать, то мы исхаживали все любимые наши места, со всеми прощались весьма нежно…».
Когда ныне идешь по залам дворца или по аллеям парка, то ощущение дежа вю не покидает тебя и кажется, что гений строителей Павловска — Камерона и Бренна — переселился сюда вместе с бывшей русской принцессой.
По стенам висели портреты русских государей, Анна садилась за стол, украшенный уральским малахитом, ела из тарелок Петербургского фарфорового завода с видами родного города на Неве. По тенистым дорожкам парка, мимо пруда, как некогда ее мать в Павловске, она вела уже своих детей к укрытым зеленью павильонам или ферме…
Анна Павловна пробыла кронпринцессой гораздо дольше, чем все ее преемницы – титул наследной принцессы Оранской она носила 24 года.
И возможно, ей пришлось бы ждать еще дольше, если бы не скандал в королевской семье.
Свекровь Анны Павловны – королева Вильгельмина, урожденная принцесса Прусская, умерла в 1837 году.
Через некоторое время Виллем I влюбился в одну из придворных дам - графиню Генриетту д’Ультремон.
При дворе ее не любили, хотя королева предпочитала ее общество обществу других придворных дам. Она была слишком горда, но главная причина неприязни крылась в том, что графиня была бельгийкой и католичкой. В кальвинистской Голландии, несмотря на то что количество католиков все время увеличивалось, одно предположение о возможном браке короля с католичкой вызывало бурю протеста. Король мог бы жениться на какой угодно даме своего двора, но в глазах кальвинистов было два типа женщин, с которыми брак короля был невозможен: бельгийка и католичка. Судьбе было угодно, чтобы Виллем влюбился в женщину, в которой сочетались эти два неприемлемых порока.
В голландской прессе начали появляться язвительные статьи по поводу недостойного увлечения стареющего Виллема графиней д’Ультремон. Ей даже открыто угрожали, что, если она появится в Амстердаме, живой из этого города она не выйдет. В такой сложной ситуации король принял единственно разумное решение - отречься от престола в пользу своего сына Виллема. Отречение состоялось 25 сентября 1840 г. Принц Оранский тотчас же принял имя Виллема II и принес присягу верности.
Ко времени вступления на престол Анне Павловне было 45 лет, а ее супругу 49.
Виллем II правил Нидерландами всего девять лет, с 1840 по 1849 г. Годы его правления совпали с довольно трудным периодом в истории Голландии. Страна переживала большие экономические и политические трудности.
В 1847 году королева уговорила супруга пойти на ряд изменений в налоговой системе и конституции, чтобы каким-то образом облегчить стране и её населению бремя неурожая.
К сожалению, семейная жизнь Анны Павловны была весьма сложной. Царственные супруги обладали слишком разными натурами и воспитанием, поэтому Анна Павловна часто чувствовала себя одинокой и зачастую непонятой.
Вместе с тем одиночество Анны - следствие ее характера, совсем нелегкого для окружающих. Сохранилось русское Евангелие, принадлежавшее королеве, и многие годы на его полях она делала пометки по-русски — видно, чтобы не смогли прочитать слуги. Тоска и печаль - основные чувства Анны Павловны, державшей в руках карандаш.
В 1848 году судьба нанесла Анне Павловне жестокий удар: 20 февраля, в результате несчастного случая, погиб ее любимый сын – принц Александр.
Всего через год, 24 февраля 1849 года, скончался Виллем II и Анна Павловна стала вдовствующей королевой.
Еще до кончины супруга Анна Павловна в своих письмах часто выражала тревогу по поводу финансового положения дома Оранских. Эти опасения оказались не напрасными. Живший на широкую ногу король строил дорогие замки, собрал внушительную коллекцию живописи, не считаясь с расходами. И только после его смерти выяснилось, в какое расстройство привел он семейный бюджет. Анна Павловна в письме от 1 октября 1849 г. писала Николаю I: «Милый брат, дорогой и любезный друг, ты, конечно, понимаешь, что только обстоятельства крайней необходимости вынуждают меня нарушить наше общее горе и говорить с тобой о вещах материального свойства. Я подумала, милый друг, что, поскольку речь идет о чести семьи и памяти нашего дорогого Виллема, которого ты так любил, я должна обратиться к твоему сердцу и воззвать к твоей доброте. Тебе известно о наследстве Виллема. В задачу комиссии, созданной для изучения и рассмотрения этого вопроса, входило собрать необходимые данные и оценить имущество и наличные активы, равно как и сосчитать долги. Последние, как оказалось, составляют 4,5 млн гульденов. Для их уплаты нам нужно будет продать всю землю и недвижимость в этой стране, поэтому я обращаюсь к тебе, любимый брат и друг, с просьбой, чтобы ты в этот роковой час согласился купить собранные Виллемом картины, к которым ты так привязан и которые уже отданы тебе в залог. Если ты выполнишь мою просьбу, мои дети будут спасены. Ты также спасешь честь семьи».
Николай согласился и купил коллекцию за 137 823 гульдена.
На свои личные средства Анна Павловна приобрела дворец в Сустдейке, «чтобы этот знак национальной благодарности, подаренный нашему Виллему по случаю битвы при Ватерлоо, не попал в руки Бог знает кого».
После вступления на престол Виллема III, Анна Павловна переселилась в Гельдерн, а затем в Гаагу.
Летом 1853 года, после 28-ми (!) лет отсутствия, Анна совершила поездку в Россию.
Николай I принял любимую сестру очень радушно, в отличие от многочисленных пемянников и племянниц, которым вдовствующая королева показалась несколько странной, большей частью из-за того, что говорила «чисто карамзинским слогом начала столетия», и старомодных манер.
Отличавшаяся глубокой религиозностью, Анна Павловна, побывав в Санкт-Петербурге и Москве, 19 июля 1853 года посетила Троице-Сергиеву Лавру.
Беседуя с митрополитом Филаретом (Дроздовым), она сказала, что всегда и на чужой стороне помнила и любила Россию; что, если она не приезжала сюда в течении двадцати восьми лет, то виною тому были ее несчастья: «Вы знаете мои обстоятельства: наша страна была разорвана надвое, и я не могла оставить в несчастии тех, с кем жила прежде в счастии; это было бы недостойно русской великой княжны.
Потом я лишилась сына, мужа; при новом короле, моем старшем сыне, я и хотела бы уехать в Россию, но надо было руководить детьми, помогать им, долг матери меня удерживал. Когда я женила второго сына, то почувствовала себя как бы развязанной и поспешила в Россию, где мне был оказан братом самый любезный, самый родственный прием. Я познакомилась со всем большим семейством. Если бы не этот случай, я бы осталась незнакомой всему молодому поколению Романовых…».
Стремясь избежать обсуждения политических вопросов, митрополит Филарет отвечал королеве Анне Павловне: «Мы не смеем входить в причины удерживания Вас от путешествия в Россию, но теперь должны быть благодарны Вам за то, что вспомнили Россию». Поблагодарив владыку Филарета за сочувствие, Анна Павловна сказала: «Я обязана вашему духовенству, что оно молится за меня и напоминает обо мне народу, которому без этого я была бы вовсе чужда, он совсем не знал меня».
В 1855 году, Анна Павловна снова приехала в Россию.
Как известно, Николай I умер в то время, когда Россия вела неудачную для себя Крымскую войну.
На престол взошел новый император — Александр II. Его двоюродный брат, король Нидерландов Вильгельм III, решил поздравить русского царя, наградив его нидерландским орденом. И этой же наградой он отметил французского короля Луи-Наполеона Бонапарта (Наполеона III) за взятие союзными войсками Севастополя, частично оставленного русскими после многомесячной обороны.
О реакции Анны Павловны на бестактность сына-короля писала в своих воспоминаниях фрейлина императрицы Марии Александровны - А.Ф.Тютчева: «Вошел государь с телеграммой в руках и, смеясь, сказал императрице: "Вот, милая моя, черепица нам сваливается на голову: королева Анна телеграфирует мне, что ввиду того, что ее сын, король Нидерландский, имел гнусность послать орден св. Вильгельма одновременно мне, по случаю моего восшествия на престол, и Людовику Наполеону, по случаю взятия Севастополя, она сочла для себя долгом чести навсегда покинуть Нидерланды и вернуться в Россию". Императрице, по-видимому, не особенно по вкусу это проявление русского патриотизма со стороны ее августейшей тетушки. Ее нидерландское величество имеет репутацию особы столь же неуживчивой и трудной в общежитии, сколь хорошей патриотки, и мысль иметь ее навсегда при себе, кажется, не очень улыбается их величествам».
И все же Александру II и Марии Александровне пришлось принимать гостью из Гааги, приехавшую погостить у племянника. Снова запись в дневнике Анны Федоровны Тютчевой, ноябрь 1855 г.: «...Десятого прибыла королева Анна. Государь и вся царская семья, кроме вдовствующей императрицы (Александры Федоровны.), поехали ей навстречу в Гатчино, где состоялся обед... Не знаю, вследствие какого недоразумения, но королева, приезд которой был назначен на пять часов, уже несколько минут как была во дворце, когда в четыре часа государь прибыл туда.
Княгиня Салтыкова и я пошли быстро посетить кабинет покойного императора, как вдруг навстречу оттуда выплыли королева, государь, государыня и остальные члены семьи, все в слезах. Мы чувствовали себя очень неловко среди этой умилительной сцены. Сделав почтительный реверанс, мы поцеловали руку ее нидерландского величества...»
Анна Павловна некоторое время пробыла в Гатчине, любимом месте пребывания ее отца, императора Павла I. А Александр II больше любил Царское Село. Поэтому после обеда, данного королеве сразу после ее приезда, все поехали в Царское Село, где совершили молебен. Фрейлина Анна Тютчева описывает то, что происходило там дальше: «...Началась церемония представления. Королева была чрезвычайно милостива, говорила массу любезностей и делала бесконечные реверансы; из одного ее реверанса можно было выкроить десять наших. Королева Анна — очень почтенная женщина, полная старых придворных традиций и приверженности этикету, и еще не послала к чертям все приличия, как это принято в наше время. Наши молодые великие князья и княгини, которые покатываются от смеха и гримасничают за спиной тетки, лучше бы сделали, если бы последовали ее примеру...»
Тетушка, капризов которой так боялись в царской семье, оказалась, не в пример своим племянникам, более воспитанной и умеющей себя держать в обществе...
Через некоторое время, вдовствующая королева сменила гнев на милость по отношению к сыну и вернулась в Нидерланды.
В июне 1859 года, умерла старшая сестра Анны Павловны - Мария, вдовствующая великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенах - и Анна осталась единственным живым человеком из всего многочисленного семейства императора Павла I.
Великая княгиня и королева Нидерландов Анна Павловна скончалась в Гааге, 20 февраля 1865 года, в возрасте 70-ти лет.
Ставшая королевой Нидерландов русская принцесса неизменно пользовалась большой любовью жителей страны. Помнят русскую королеву здесь и сейчас. Имя Анны Павловны получила площадь и одна из улиц в Гааге. В 1999 году, на площади был установлен памятник Анне Павловне.
Кроме того, именем королевы - Anna Paulowna - назван город на севере Нидерландов, который раньше носил название Зейпе.
2 марта 2005 года в городе имени Анны Павловны был открыт ещё один памятник. Бронзовая статуя «Анна на коне», украсила центральную площадь городка в провинции Северная Голландия.
1. газета "Северная почта".
...
Ми-ми:
02.05.14 19:23
» История одной песни - Миллион алых роз
Все началось в Латвии в 70-е годы.
Композитор Раймонд Паулс написал мелодию.
Эстонский духовой оркестр (г. Пярну-Яагули, дирижер Прийт Аймла) играет мелодию Р.Паулса
Латвийский поэт Леон Бриедис написал на нее слова. Получилась латвийская песня "Dāvāja Māriņa" ("Дала Мариня девочке жизнь, а счастье дать забыла")
Мара - богиня счастья в латышской мифологии и народных песнях. В песне с нежным юмором рассказывается о том, как мама дочке, которая переживает о чем-то, напевает – Мара (МАриня) подарила девочке жизнь, но забыла счастье подарить. .. А когда девочка вырастает, она то же самое поет уже своей дочке.
Leon Briedis (Леон Бриедис) "Dāvāja Māriņa" Подстрочный перевод:
Когда в детстве бывало
Я страдала из-за каких-то неприятностей
Я спешила сразу к матери
Чтобы схватиться руками за ее фартук
И моя мать, моя мать, улыбаясь,
Говорила мне тогда:
Подарила, подарила,подарила Мариня
Девочке, девочке, девочке жизнь, -
Забыла, забыла, забыла только дать –
Девочке, девочке, девочке счастьица.
Так прошло время, пришла смерть
И теперь уже нет матери рядом
И я должна справляться со всем сама
Так же как прежде она.
Но в те минуты
Когда сердце защемит от горькой боли
Я сама себе, усмехнувшись, скажу:
Подарила, подарила,подарила Мариня
Девочке, девочке, девочке жизнь,
Забыла, забыла, забыла только дать –
Девочке, девочке, девочке счастьица.
На латышском поет Лариса Мондрус
http://www.youtube.com/watch?v=_uED-z6Ud7g
В Латвии "Mara Has Presented" ("Dāvāja Māriņa") ( Raimond Pauls / Leon Briedis ( Раймонд Паулс / Леон Бриедис ) была признана лучшей песней 1981 года
"МИКРОФОН" - латвийский национальный фестиваль, выявляющий лучшие песни года путём народного голосования. 15 лет подряд (1968-1982) титул лучшей песни года получали песни Раймонда Паулса. С 1983 года маэстро решил не выставлять свои песни на конкурс, чтобы дать возможность другим композиторам побороться за этот титул.
Русский вариант
"Миллион алых роз" написал поэт Андрей Вознесенский. И это уже совсем другая история. Лучше всего ее рассказал задолго до рождения песни Константин Паустовский в романе «Бросок на юг». Это история грузинского художника Пиросмани и легенда о его любви.
Художник Нико Пиросманишвили.
Он известен теперь всему миру. Но это благодаря энтузиастам, собравшим его вывески и картины на клеенке по всему Тифлису. Он рисовал и продавал их за бесценок, на кусок хлеба. Нико, как и все талантливые художники, был не от мира сего, бессребреником и, повторив судьбу гениев, умер в нищете
Певица Маргарита
«Среди певиц, выступавших в Верийских садах, была одна женщина, ленивая, тонкая в талии и широкая в плечах, с бронзового цвета волосами, нежной и сильной шеей и розовым телом. Звали ее Маргаритой.
Посетители шантана, где она пела по вечерам, считали ее обрусевшей немкой, но хозяин сада – обидчивый мингрел – каждый раз, услышав эти разговоры, устраивал настоящий скандал.
– Наверное, твои мозги совсем перевернулись в голове! – кричал хозяин. – Ты слышал такую страну – Франция?
– Ну, слышал, – хмуро отвечал неосторожный посетитель.
– А во Франции слышал такую губернию – Эльза? Слышал? Ну, так она из этой губернии, из Эльза. Француженка высшего сорта. Что за люди! Пустяков не знают! Драться – знают, сдачи не давать – знают, трогать на улице девчонок – знают, мошенничать в карты – знают, а сообразить – ничего не знают!
Маргарита редко соглашалась поужинать с посетителями, но равнодушно, как должное, принимала от них маленькие подарки. Потом она их раздаривала подругам. Она была совершенно одинока.
Вообще было трудно понять, что она думает обо всем, особенно о мужчинах. Многие хотели сделать ее своей любовницей.
Говорила она мало, а пела каким то необыкновенным, как говорили, двойным, голосом.
Ее приезжали слушать артисты оперы и музыканты. От пения Маргариты оставалось ощущение, будто оно всегда сопровождается подголоском, похожим на слабое эхо.
Актеры говорили, что это так называемый «вокальный обман», как бывает, например, «обман зрения». На самом же деле никакого второго голоса нет. Они говорили так и спорили, но, несмотря на это, каждый слышал, когда пела Маргарита, двойной звук ее голоса. Как будто главный голос был золотой, а второй серебряный.
Однажды певцы и музыканты сняли на весь вечер духан «Варяг», пригласили туда Маргариту и устроили для любителей пения закрытый концерт.
После концерта встал старый дирижер и сказал, что человеческий голос является самым сложным музыкальным инструментом. Он богаче рояля и скрипки, и потому одновременное существование в голосе нескольких тонов вполне возможно и естественно.
А Маргарита пила, потупившись, вино. Красный шелк платья придавал ее волосам отблеск пожара. Изредка она подымала глаза и обводила ими всех, кто сидел за столом, но в туманной глубине ее зрачков не было ни огня, ни улыбки.»
«Прислонившись к дверному косяку, стоял высокий, очень худой грузин с тонким лицом и печальными глазами, в старом пиджаке и, не шевелясь, смотрел на Маргариту.
Это был бродячий художник Нико Пиросманишвили. Он любил Маргариту. Она была для него единственным человеком на свете. Каждая пядь земли, куда не ступала нога Маргариты, казалась ему остатком пустыни. Но там, где сохранялся ее след, была благословенная земля. Каждая крупинка песка на ней грела, как крошечный алмаз,
Так, очевидно, спели бы о чувствах Пиросмана иранские поэты средней руки. Но все равно они были бы правы, несмотря на цветистую речь.
Тот день, когда Нико не слышал ее голоса, был для него самым глухим днем на земле.
Чрезмерная любовь вызывает желания, недоступные трезвому человеку. Кому из людей в их будничном состоянии может прийти в голову дикая мысль поцеловать человеческий голос, или осторожно погладить по голове поющую иволгу, или, наконец, похохотать вместе с воробьями, когда они поднимают вокруг вас неистовый гам, пыль и базар?
У Пиросмана появлялось иногда удивительное желание осторожно дотронуться до дрожащего горла Маргариты, когда она пела, желание одним только дыханием прикоснуться к этому таинственному голосу, к этой теплой струе воздуха, что издает такой великолепнейший взволнованный звон.
Люди говорят, что слишком большая любовь покоряет человека.
Любовь Нико не покорила Маргариту. Так, по крайней мере, считали все. Но все же нельзя было понять, действительно ли это так? Сам Нико не мог сказать этого. Маргарита жила, как во сне. Сердце ее было закрыто для всех. Ее красота была нужна людям. Но, очевидно, она совсем не была нужна ей самой, хотя она и следила за своей наружностью и хорошо одевалась. Шуршащая шелком и дышащая восточными духами, она казалась воплощением зрелой женственности.
Но было в этой ее красоте нечто грозное, и, кажется, она сама понимала это.
Откуда появился Пиросман, никто толком не знал. Потом, после смерти Пиросмана, Кирилл Зданевич собрал по обрывкам и крохам его биографию, и хотя и неполно, но восстановил его жизнь.»
А все-таки, был ли в жизни Нико Пиросмани «миллион алых роз»? Был, но совсем не роз. В Тифлисе множество цветов и они все разные. Паустовский мастер лирических описаний, создал незабываемую картину подлинного события, по словам очевидцев. Но все события в народной молве обрастают преувеличенными подробностями, которые надо поделить на два. И все равно это море цветов.
«В общем, утро было бы действительно самым обыкновенным, если не знать, что это было утро дня рождения Нико Пиросманишвили и если бы именно в это утро в узком переулке в Сололаках не появились арбы с редким и легким грузом.
Груз этот был, очевидно, настолько легок, что арбы даже не скрипели под ним, а только чуть слышно погромыхивали, подскакивая на крупных камнях мостовой.
Арбы были доверху нагружены срезанными обрызганными водой цветами. От этого казалось, что цветы покрыты сотнями крошечных радуг.
Арбы остановились около дома Маргариты. Аробщики, вполголоса переговариваясь, начали снимать охапки цветов и сваливать их на тротуар и мостовую у порога.
Когда первые арбы отъехали и вся мостовая была ужо усыпана цветами, на смену первым арбам появились вторые. Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии.
Запах цветов заполнил сололакскую улицу. В окнах появились первые хозяйки. Они торопливо расчесывали смоляные волосы и жадно смотрели на удивительное зрелище: аробщики, самые обыкновенные аробщики, а но легендарные погонщики из «Тысячи и одной ночи» загружали цветами всю улицу, как будто хотели засыпать ими дома до второго этажа.
Смех детей и возгласы хозяек разбудили Маргариту. Она села на постели и вздохнула. Целые озера запахов – освежающих, ласковых, ярких и нежных, радостных и печальных – наполнили воздух. Это был, возможно, запах небесных пространств, оставшийся после медленного прохождения ночной звездной сферы над нашей землей, или запах зародыша, замкнутого в течение долгого времени под оболочкой обыкновенного цветочного семени, а теперь освобожденного водой, теплом и крепкими солями земли.
С обеих сторон при входе в переулок уже собрались и шумели толпы. Люди глазели на непонятное зрелище.
Непонятность того, что произошло, смущала людей, и потому никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен.
Что же касается маленьких детей, то они могли даже заблудиться в этих цветочных грудах. Поэтому женщины, полные восхищения и гордости от сознания тайны, приблизившейся вплотную к их стертым, знакомым до последней трещины порогам (а они знали все трещины потому, что им приходилось часто мыть эти пороги), крепко держали за руки детей и не отпускали их от себя.
Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять!
Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашечке скрывалась маленькая, как песчинка, капля холодной влаги, пряной на вкус. Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник – его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов – от черной до белой и от золотой до бледно розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов.
Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. Она надела свое самое лучшее, самое богатое платье и тяжелые браслеты, прибрала свои бронзовые волосы и, одеваясь, улыбалась, сама не зная чему, Потом она засмеялась, потом слезы появились у нее на глазах, но она не вытирала их, а только стряхивала быстрым движением головы. Слезинки разлетались от этого в разные стороны и долго еще горели на ее платье.
Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. Но кем? И по какому случаю? И тут она вспомнила, что сегодня, кажется, день рождения Пиросмана. Может быть, все эти горы цветов он прислал ей в память этого полузабытого дня.
Но почему прислал в день не ее, а своего рождения?
В это время единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел по цветам к дому Маргариты.
Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманишвили. Где он только взял столько денег, чтобы купить эти сугробы цветов? Столько денег!
Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам.
Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита – еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, – обняла Пиросмана за худые, больные плечи и прижалась к его старому чекменю.
– Почему, – спросила Маргарита, задыхаясь, – почему ты подарил мне эти горы цветов в день своего рождения? Я ничего не понимаю, Нико.
Пиросмани не ответил. Но Маргарита всем существом, всеми нервами, всей кровью, бившейся в ее теле, поняла и без его ответа силу его любви и впервые крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей – жителей тифлисского квартала Сололаки.
Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу. Потому что все знали, что Пиросман любил Маргариту, но она совсем не любила его, а только жалела за его горькую и неудачную жизнь.»
Вот эту историю Вознесенский и превратил в знакомую всем песню. 1982 год – первое исполнение на русском языке и в исполнении Аллы Пугачёвой песня вскоре стала мировым хитом. Но для меня все равно остается загадкой, почему именно она получила такую ошеломляющую популярность, ведь Раймонд Паулс написал для Аллы Пугачевой несколько отличных популярных песен, однако мир запел именно эту. Мариня подарила все-таки этой песне счастьице. Ведь в этой песне переплелись таланты стольких гениев!
Поет Шуфутинский (клип - инсценировка истории Пиросмани)
А вот этот концерт вызывает слезы потрясения. Уникальные кадры. Концерт состоялся в 1986 году в Чернобыле для ликвидаторов последствий аварии на АЭС.Съемка Центрального телевидения СССР.
В 1986 году песне Миллион роз было не более 4 лет. Ее пели все. Но под смертельным облучением такой энтузиазм ошеломляет.
И вот песня зашагала по планете. Большую популярность она получила в странах Азии. На разных языках, в исполнении на экзотических музыкальных инструментах, она все та же песня, написанная Раймондом Паулсом, хотя в ней трудно узнать скромную латышскую песенку.
Миллион алых роз" на персидском языке. Поёт известная иранская певица Гугуш.
http://www.youtube.com/watch?v=esU-6D_ohvQ
Корейская Группа Infinity Of Sound Девушки исполняют "Миллион алых роз" на корейском
http://www.youtube.com/watch?v=jbArkrFZHwg#t=169
На японском - исполняет вокальный квартет, известный у нас в 60-70х, Bony jacks (бони дзякс).
http://www.youtube.com/watch?v=WqhONJqtyNg
На японском поёт Като Токико - Kato Tokiko - Hyakumanbon No Bara. "Вибрация на окончаниях", - это традиционная техника в японском исполнении в жанре японских любовных баллад - энка, которые исполняет Kato Tokiko. По-моему, она называется мелизм.
http://www.youtube.com/watch?v=kSb2ZaEgJM4
Вот это интересно, вам должно понравиться. Песня в исполнении Kato Tokiko , в клипе использован сериал "Манекенщица"
Со дня создания песни прошло не меньше сорока лет. И она не потеряла своей прелести и свежа как роза! Чудесный Новогодний подарок от дуэта
Дина Гарипова & Эльмира Калимуллина - "Миллион алых роз"
...