натаниэлла:
04.05.17 22:26
Лиля, привет!
Если бы не рассылка, пропустила бы твою новую тему. Я здесь, дорогая, счастлива приветствовать твое возвращение
Поздравляю с долгожданным почином. Ждала.
...
La Sorellina:
06.05.17 14:25
натаниэлла писал(а):Лиля, привет!
Здравствуй,дорогая!
натаниэлла писал(а):Если бы не рассылка, пропустила бы твою новую тему. Я здесь, дорогая, счастлива приветствовать твое возвращение
Я сама рада вернуться. Правда,времени все равно нет свободного,но его ещё долго не будет,так что решила хоть набегами,а то совсем забудут меня здесь.
натаниэлла писал(а):Поздравляю с долгожданным почином. Ждала.
К сожалению,это не то произведение,с которым я рассчитывала вернуться. Движется повесть с великим трудом,пока только в начале. Да и подозреваю,что много негатива встречу,поскольку сейчас опять стало модно "белое" движение. Ещё обвинят в том,что не знаю истории. Эта книга,пожалуй,не совсем об этом,годы двадцатые,нэп, грабежи,Лёнька Пантелеев и его последователи- и первые шаги советской милиции,Петроградского угрозыска,как я тебе уже говорила. Не знаю,найдет ли данная тема читателей,но по крайней мере один уже есть
А здесь буду выкладывать рассказы,некоторые хочу потом в повести переделать,но это пока в планах
...
digori:
06.05.17 16:35
Принимайте в компанию. Очень интересно
...
La Sorellina:
06.05.17 17:01
digori писал(а):Принимайте в компанию. Очень интересно
Тата,очень приятно,располагайся
...
натаниэлла:
06.05.17 22:46
Лиля, солнышко, с наступающими праздниками! С Днем Победы!
Прости, я сейчас коротко, пишу с телефона.
Мне немного жаль, что это пока не обещанная тобой повесть, ее по-прежнему очень жду. Но и рассказы с удовольствием почитаю
Не знаю, мне кажется, что белое движение уже опять не модно. У нас тут молодежь все больше (судя по опросам) сочувствует красным, обожает "Неуловимых", Сталина и гордится победой.
И по тв постоянно что то такое показывают. Сериал "Мурка" недавно был (правда, не смотрела)
Лиля, я желаю тебе побольше свободного времени и вдохновения!
...
uljascha:
07.05.17 03:30
Пожалуй, и я сюда. "Неуловимые" наше детство. Кстати, в свое время встала перед дилеммой, показать ли детям, потому что красные-белые, показала, и очень рада этому. СССР тоже детство-юность, и много было хорошего, и в пионерах хорошо было. И нас учили на подвигах красных бойцов и командиров.
На самом деле, виноваты обе стороны, и плохих было достаточно и там, там, как и хороших. В любом случае, это наша история, и надо ее любить и беречь.
...
натаниэлла:
07.05.17 19:59
uljascha писал(а):На самом деле, виноваты обе стороны, и плохих было достаточно и там, там, как и хороших. В любом случае, это наша история, и надо ее любить и беречь.
Ульяша , золотые слова!
какой у тебя классный тематический комплект!
...
uljascha:
07.05.17 20:21
Это еще в прошлом году мне Марья-краса сделала, там фронтовые операторы.
Для меня эти люди - самые большие герои войны. У них не было оружия, их оружием была кинокамера.
При этом они все равно воевали – Мария Сухова – в партизанском отряде, Борис Шер сбил вражески самолет, когда его взяли вместо стрелка-радиста – в самолете не было лишнего места для кинооператора – за этот самолет он получит медаль от военного начальства и нагоняй от киношного – не успел снять, Владимир Сущинский успел – он снял взрыв, которым его убило… (кто-то из них есть на гифке баннера)
Их было 258, погиб каждый четвертый, сейчас остался в живых один, Борис Соколов. Я многих знала, пока были живы, папа с ними дружил.
Окончив в начале 1941 года операторский факультет ВГИК, он был направлен на работу на Московскую студию кинохроники. Первым крещением молодого оператора стала работа «снимающим ассистентом» у известного в те годы кинохроникера Николая Лыткина в фильме «День нового мира», ставшим заметным событием в истории отечественного кино.
А потом… началась война.
И Михаил был направлен в Действующую армию. Стал фронтовым кинооператором.
Всю войну он провел в самых горячих точках. Снимал бои в Подмосковье, Харьковский котел, битву в Сталинграде, на Курской Дуге, операцию Багратион, Освобождение Польши, Варшавы, взятие Берлина, подписание акта капитуляции Германии, капитуляцию Японии. Кадры, снятые им в фашистских лагерях смерти фигурировали, как документы обвинения на Нюренбергском процессе. Многие фильмы, в съемках которых принимал участие оператор Посельский, были удостоены Сталинских (ныне Государственных) премий. Его коллеги операторы, снимавшие с ним вместе, стали лауреатами и не единожды, а его киношное начальство наградами обходило. Считали, что он молодой, у него все впереди. А когда встал вопрос о присуждении премии за фильм Берлин, его фамилия даже не упоминалась: все были уверены, что он, оператор, снимавший и Московскую битву, и Сталинградскую, и бои на Курской дуге, наверняка уже был лауреатом за эти фильмы.
Вот так прошел Михаил Посельский всю войну, участвовал в самых главных сраженьях. Но не получил ни одного ранения и ни одной премии. Боевые награды, правда, получал. Три ордена и медали. Но их вручали боевые генералы и маршалы, а не киношные чинуши.
Кончилась война. Фронтовые операторы вернулись на свои студии. Вернулся на Московскую студию кинохроники и Миша Посельский. Ему еще предстояло принять участие в Параде Победы. Как кинооператору. И снять исторические кадры капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури». Принял он участие и в съемках большой документальной кинокартины «День победившей страны», которая стала заключительной частью уникальной кинотрилогии, начатой «Днем нового мира»...
В польском городе Вроцлаве есть кладбище. Там похоронены солдаты, погибшие при взятии Бреслау. Братская могила и несколько одиночных. Белые плиты и черные. Черные - Героям Советского Союза и ...оператору Николаю Быкову. Они чтут его наравне с героями, потоум что он не мог себя защитить.
Большинство фронтовых операторов участниками войны не считаются. Вот такая горькая правда, да простит меня автор темы.
На аве - оператор Владислав Микоша. Воевал и снимал в Крыму.
...
натаниэлла:
07.05.17 20:41
Ульяша ", спасибо огромное за такую интересную и своевременную лекцию. Уверена, автору темы это тоже понравится.
Надо же, фронтовые операторы - и не являются ветеранами. Странное решение.
А есть ли художественные книги, где бы война показывалась именно глазами оператора хроникера или журналиста? Мне кажется, это очень интересная тема.
Лиля, а у тебя в планах не стоит подать историю СССР и каких то ее поворотных моментов глазами творческих людей? Как бы не прямых участников, а наблюдателей?
кстати, читала, что быть оператором или фотокорреспондентом непросто. Иногда хочется бросить камеру и помочь, принять участие, но твой долг именно снимать, ловить момент...
...
uljascha:
07.05.17 22:10
натаниэлла писал(а):Надо же, фронтовые операторы - и не являются ветеранами. Странное решение.
Они не состояли в воинских частях, потому формально не являлись участниками войны
натаниэлла писал(а):А есть ли художественные книги, где бы война показывалась именно глазами оператора хроникера или журналиста? Мне кажется, это очень интересная тема.
Художественные - не знаю. Есть воспоминания Рымарева, Микоши, Посельского. Очень интересно. Я в свое время курсовую работу про них писала.
натаниэлла писал(а):кстати, читала, что быть оператором или фотокорреспондентом непросто. Иногда хочется бросить камеру и помочь, принять участие, но твой долг именно снимать, ловить момент...
Ну вот я упоминала, что Борис Шер так и сделал. Он полетел на самолете вместо стрелка-радиста - лишнего места не было, и когда им в хвост зашел Мессер, бросил камеру, взял пулемет и тал стрелять. Сбил фашиста и успел жаде снять горящий Мессер на земле. Получил награду за сбитый самолет и нагоняй от киношного начальства, что надо было не стрелять, а снимать.
А тяжело еще и не только это. Тяжело встать в атаку вместе со всеми и идти впереди всех - снимая эту атаку. Тяжело было снимать концлагеря, и много чего... От их рассказов волосы дыбом.
...
натаниэлла:
07.05.17 22:43
Ульяша, спасибо за ответ.
Воспоминания, автобиографии в жанре мемуаров - это понятно. Это всегда максимально реалистично. Жизнь подкидывает порой такие сюжеты, что и не придумаешь. Но я имела в виду именно художественное произведение, ведь это такой пласт, такая оригинальная подача может быть, неужто никто до сих пор не взялся сделать хроникера главным героем?
...
uljascha:
07.05.17 22:48
натаниэлла писал(а):Воспоминания, автобиографии в жанре мемуаров - это понятно. Это всегда максимально реалистично. Жизнь подкидывает порой такие сюжеты, что и не придумаешь. Но я имела в виду именно художественное произведение, ведь это такой пласт, такая оригинальная подача может быть, неужто никто до сих пор не взялся сделать хроникера главным героем?
у Маруси Sollazo журналист, у Даши с Розиком в Автостопе фотокор, я периодически играю человеком той профессии)) и в НИ в ОПГ писала от лица хроникеров. Но это тут, а в напечатанном наверное что-то есть, никогда специально на этом не циклилась. Может быть и могла бы написать что-то, кухню этузнаю изнутри, но я больше в дореволюционной России обитаю.
...
La Sorellina:
12.05.17 11:24
Здравствуйте,товарищи подруги!
К сожалению, своевременно не смогла вступить в беседу и ответить на вопросы- делаю это сейчас.
Нат,
натаниэлла писал(а):Не знаю, мне кажется, что белое движение уже опять не модно.
Ну не знаю... в интернете только и слышно: "ах,какую Россию мы потеряли!" и мракобесие любителей французской булки.
натаниэлла писал(а):У нас тут молодежь все больше (судя по опросам) сочувствует красным, обожает "Неуловимых", Сталина и гордится победой.
Сказать честно-не люблю я фильм "Неуловимые". Книга нравится,а фильм-нет. Не нравятся актёры на главные роли. А товарища Сталина да,уважаю. У меня его портрет есть,
а ещё жених,разделяющий мои вкусы, бюстик Сталина подарил А кто не гордится Нашей Победой-тот нам не товарищ.
натаниэлла писал(а):И по тв постоянно что то такое показывают. Сериал "Мурка" недавно был (правда, не смотрела)
Вот именно-что-то. В последнее время повадились "клепать" сериалы на советскую тематику,в основном либо 20е,либо ВОВ. Я такое не смотрю даже,потому что много ляпов исторических- раз, не передана атмосфера тех лет-два.Да и нет сейчас таких лиц,чтобы вот взглянуть- и поверить. Вот по первому,что ли,будет сериал про телохранителя Сталина Власика. Не знаю, посмотреть,нет- Милованов всё-таки более менее похож на тех людей.
натаниэлла писал(а):Лиля, я желаю тебе побольше свободного времени и вдохновения!
Ох,хотелось бы,но... перемены в жизни грядут, и вряд ли время в ближайшие месяцы будет.
натаниэлла писал(а):Лиля, а у тебя в планах не стоит подать историю СССР и каких то ее поворотных моментов глазами творческих людей? Как бы не прямых участников, а наблюдателей?
Мелькала такая мысля,но ни разу не подавала в таком вот разрезе ни один рассказ и не знаю,как выйдет. Попробовать стоит,но ничего пока не могу обещать.
Ульяша,
uljascha писал(а):Пожалуй, и я сюда.
Рада видеть
uljascha писал(а):СССР тоже детство-юность, и много было хорошего, и в пионерах хорошо было. И нас учили на подвигах красных бойцов и командиров.
Меня не учили,поскольку уже закат был,но я сама училась
uljascha писал(а):На самом деле, виноваты обе стороны, и плохих было достаточно и там, там, как и хороших.
Было,не скрою. И белые офицеры переходили на сторону красных,и среди красных полно было дряни. Я не собираюсь выставлять большевиков хорошими, дерьма,уж простите, хватало и в этом движении,коли чистки шли. Вон вообще есть версия,что знаменитый Лёнька Пантелеев был законспирированный чекист,который решил,что царь улиц. Но и белое движение тоже не стоит выставлять как освобождение России от большевистской заразы- а именно это в последнее время пытаются впарить.
uljascha писал(а):В любом случае, это наша история, и надо ее любить и беречь.
Надо. А не чернить её и замазывать, а потом переписывать заново,как сейчас делают,пытаясь доказать,что Колчак- это хорошо, а Мавзолей -плохо,и давайте-ка мы его закроем во время Парада победы, а самого Ленина вообще захороним.
В любом случае рада видеть в теме.
А тех,кто не разделяет данные вкусы, прошу мимо.
...
La Sorellina:
21.05.17 04:24
» Медсестра
Так получилось, что в нашей палате собрались только молодые ребята: Михаил Леонов, Николай Матвеев, Василий Савельев и я. Все были с разных фронтов, и у каждого была своя история и своя дорога после госпиталя. Война быстро сближает, и мы подружились и стали товарищами.
Стояли первые осенние дни 1943 года. Михаил и Николай курили, то и дело косясь в сторону двери: опасались, что войдёт Галина, наша ужасно строгая старшая медсестра. Она очень не любила, когда больные курили, и поскольку все дымили и совсем не хотели обижать Галину, то старались делать это тайком.
Николай и Михаил курят и тихо разговаривают. Прислушавшись, я понимаю - говорят о доме.
- Вспомню я, как до войны было, и на душе кошки скребут, - говорит Николай. – Про мамку свою старенькую, про сестру… Ей в этом году 22 октября 18 лет будет. Дни рождения мы всегда справляли. Мамка пироги напечёт - вкусные, язык проглотишь.
- А у нас по – другому было, - это уже Михаил. – Днём у нас стол накрывали, а вечером в кино шли или на танцы. А там музыка, духовой оркестр. Сейчас ещё есть духовые оркестры, Коль?
- А шут его знает. Наверное, - неуверенно отвечает Николай.
Тут я слышу шаги за дверью. Не иначе наша строгая медсестра. Слышут шаги и куряки. Насторожились, на дверь смотрят.
- Никак это наша Галя, Коля? - спрашивает Михаил.
- Да, это наша Галя, Миша, - отвечает Николай.
Папирос словно и не бывало. Хитрые, черти, да не совсем. Палата полна дыма, и Николай пошире распахивает окно, чтобы проветрить комнату, но не успевает: дверь открывается, и входит Галина.
О Галине стоит говорить особо. Она умна, стройна и красива. Многие ребята говорят, что это самое важное в женщине. У Галины белокурые, чуть с волной волосы, карие глаза под тонкими тёмными бровями и тихий голос. А ещё многие в госпитале не прочь поухаживать за Галиной, но она столь же строга, сколь и красива, и держит всех на расстоянии, умудряясь делать это так, что совсем не обидно. По госпиталю ходят слухи, что Галина замужем, и что её муж пропал без вести, однако Галина никогда не говорит на эту тему.
Если Михаил и Николай думают, что раскрытое окно поможет им избавиться от дыма, то они ошибаются. В палате очень сильно накурено, и Галину охватывает кашель.
- Мы больше не будем, - сразу на всякий случай обещает Николай.
- Эх вы, лейтенанты, - только и говорит Галина, прокашлявшись.
- Я - капитан, - замечает Михаил.
- А вам, товарищ капитан, особое замечание. Вам письмо от матери пришло, и я его вам несла, а вы тут дымите, как паровоз. Вы понимаете, что курение убивает?
Михаил обезоруживающе улыбается:
- Простите, Галя. До войны не курил, и вот…
- «И вот»!.. Пожалейте товарища Фатеева, он же не курит, а вы всю комнату задымили.
Товарищ Фатеев - это я.
Галина отдаёт письмо Михаилу и спрашивает меня о самочувствии. Но не боль в простреленной груди беспокоит меня, а совсем другое. Письмо. Мне есть письмо?
Письма нет. Как и день назад, как неделю, как и месяц.
Внимательно посмотрев на меня, Галина уходит. Глядя вслед, Николай говорит задумчиво:
- Интересно, кто он?
- Кто? - не понимаю я.
- Её муж. Лётчик, танкист, пехота? И где он пропал - и как? Меня вот это интересует. Может, встречал его на фронте, разговаривал… На фронтовых дорогах всё случается.
Я не слышу друга. Все мои мысли о другом - о не пришедшем письме. Больше трёх месяцев не приходят письма от неё. Как они нужны мне сейчас, эти маленькие листочки, исписанные её мелким почерком!.. Они помогали выжить, среди свиста пуль, огня, крови и смерти. Она писала о простых вещах: о яблоне, которая в этом году зацвела раньше обычного; о цветке, который она посадила, загадав, чтобы мы встретились снова; о бездомной пятнистой кошке, которую её родители подобрали на улице, и которую назвали самым обычным кошачьим именем Мурка. Все её письма я храню и всегда ношу с собой, как талисман. Медперсонал госпиталя сохранил эти письма и вернул их мне после операции.
Помаленьку я иду на поправку. Я хочу видеть Галину, ведь она так напоминает мне её - своей естественностью и строгостью. Она тоже так иногда смотрела на меня в первые дни нашего знакомства, что я робел и не мог сказать ни слова. Я хочу видеть Галину, и иногда она приходит ко мне, и мы подолгу разговариваем. О чём? О родных, близких, о днях, прожитых до войны, о том, о чём мечтается. О многом было сказано, только одно мы обходили стороной - пропавший муж Галины. Я не знал, слухи это или правда, а Галина… она молчала об этом, и я не вмешивался, понимая, что не имею никакого права.
А ещё я продолжаю ждать письмо. И однажды, в один из последних тёплых осенних дней, когда Михаил и Николай прогуливаются в саду госпиталя, письмо внезапно приходит. Его приносит Галина и улыбается радостно:
- Вам письмо, капитан Фатеев, письмо!
От неё? Нет. От одного из её учителей. Он пишет, что студентка педагогического факультета Елена Звонкая погибла при бомбёжке.
Я роняю письмо на пол. Я ничего не вижу. Словно чёрная пелена упала на глаза. Отвернувшись к стене, я слышу, как в палату входят товарищи и встревоженно спрашивают, что случилось. Я слышу, как Галина тихо читает письмо, и наступает тишина.
Я молчу - день, второй, третий. Молчу неделю, вторую. Я не хочу никого видеть и слышать. Мне хочется умереть. Зачем жить, если нет её?
Я вспоминаю всё, что связано с ней, вспоминаю нашу первую встречу - и нашу последнюю, когда она пришла на вокзал проводить меня на фронт. А через неделю пришло письмо от неё.
В письмах мы и объяснились. Она писала, что будет ждать сколько нужно. « Я приму тебя любым. Помни об этом, мой хороший», - писала она.
И вот теперь её нет. Наш танец в тот памятный вечер, встречи остались где - то далеко, и к ним нет возврата. Этого больше не будет никогда.
В один из таких унылых, наполненных тоской дней в палату заходит Галина. Я узнаю её лёгкую быструю походку.
Кроме меня, в комнате никого нет - даже товарищи устали от моего молчания и безразличия ко всему и в последнее время стараются чаще гулять в саду.
Я боюсь, что сейчас Галина начнёт успокаивать, говорить обычные в таких ситуациях слова, но она молчала. Молчу и я, по - прежнему отвернувшись к стене.
- Александр… - тихо говорит Галина. - Саша…
Она впервые называет меня по имени, но я молчу. Я опять молчу, чёрт меня дери!..
- Я очень понимаю вас, Саша. Мой муж… Год назад мне сообщили, что он погиб в окружении, но я верю, Саша, и вы верьте, ведь только это и остаётся - верить и надеяться. Понимаете?
Я понимал, но не мог. Не мог верить. Я знал, что её нет. Окончательно и бесповоротно канули в небытие все наши мечты и надежды. Не от кого больше ждать писем и надеяться на весточку.
А Галина, положив руку мне на плечо, начинает рассказывать о своём муже. О том, как они познакомились в 1939 году, когда она училась в медицинском, а он вот - вот должен был выпуститься с танкового. О том, как они поженились, и как она была счастлива и всё боялась, что счастье это недолго.
- Накануне войны мне приснился страшный сон: родной Ленинград в огне. Я рассказала об этом сне ему, а он только посмеялся. А потом мы узнали, что началась война. Он ушёл на фронт сразу, и вместе с ним ушли все его товарищи. Что это были за ребята!.. Других таких, наверное, нет. А я… я тоже отправилась на фронт, вслед за мужем. Несколько раз была легко ранена, но в последнем бою получила тяжёлое ранение. Меня списали. Но мне всё же удалось найти работу в этом военном госпитале, потому что не могу я сидеть дома, когда вся страна воюет… А он писал, и в письмах извинялся за то, что так нерегулярно. Его письма были полны оптимизма. Он писал, что враг никогда не будет стоять У Москвы. И всегда подписывался –« Твой верный и, может быть, не очень серьёзный муж.». Его верный экипаж тоже слал дружеские приветы. А потом письма перестали приходить. Стали говорить, что он погиб, но я не верила. Потом в газетах стали писать о его экипаже. Писали, что он шёл в самое пекло, а потом - снова тишина. В августе 1942 года мне сообщили, что он погиб в окружении, в яростном бою. Пал смертью храбрых… он и весь его экипаж…
Галина уходит, а я всё слышу- « пал смертью храбрых»…
Я встал на ноги в последние недели октября. Мне разрешают гулять в саду, и я целыми днями провожу там время.
Хмурый осенний день. С утра идёт дождь, и я боюсь, что не смогу выйти в сад. Но после обеда дождь заканчивается, и я могу прогуляться по опавшей листве. Холодно, и я накидываю на плечи шинель.
Я стою, прислонившись к мокрому дереву. С веток падают тяжёлые капли, под ногами – мокрая, бурая листва. Вокруг тихо и тоскливо.
Надвигаются сумерки, и я возвращаюсь в госпиталь. На крыльце я вижу Галину. Она стоит, придерживая шинель, наброшенную на плечи, и я замедляю шаг, а затем отхожу за дерево.
Тишину нарушает телега, которая месит грязь, подъезжая к госпиталю. Не доезжая, с телеги соскакивает парень в шинели. В телеге ещё кто - то.
- Эй, сестричка, быстро зови доктора! – кричит парень, подбегая к Галине.
- Кто там у вас?
- Капитан раненый. Умирает. Да позови же доктора! – повышает голос п арень, видя, что Галина медлит.
Галина сбегает с крыльца и уже на ходу спрашивает фамилию раненого.
- Соколов Анатолий, капитан. Тяжёлое ранение в грудь, - отвечает парень, и Галина спотыкается и замирает. Она стоит и смотрит на телегу, на того, кто, укрытый шинелью, лежит в ней.
Я не понимаю. Почему она медлит? Почему не зовёт доктора?
- Сестрица, ты бы побыстрее двигалась. Капитан же умирает, - говорит парень, и Галина, словно проснувшись, подбегает к телеге и склоняется над раненым. Я вижу, как она напряжённо вглядывается в лицо мужчины, как резко откидывает шинель.
- В операционную, - отрывисто говорит Галина выбежавшим из госпиталя медсёстрам.
Раненого на носилках уносят в госпиталь. Я иду рядом с носилками. Я вижу окровавленный на груди танкистский комбинезон, вижу мужественное лицо со смелым изгибом губ и шрам на скуле.
Капитан без сознания. Его уносят, а я спрашиваю у парня, кто это. Парень скользит по мне усталым взглядом и отвечает:
- Соколов. Капитан. Командир танка.
- А его экипаж?..
- Нет больше его экипажа, понял? Нет. - Лицо парня кривится, словно болит зуб. – Что за ребята были бедовые! Самые лучшие, что я знал. Проклятые фрицы! Ненавижу!.. – цедит сквозь зубы парень и снова кривится.
Он исчезает в сумерках, а я возвращаюсь в госпиталь. Долго не могу уснуть, всё гадаю, в чём причина странного поведения Галины.
Я в палате один. Мне не спится, и я шагами меряю комнату – туда - сюда, туда - сюда. В коридоре бегают, перекликаются тревожно.
Я выглядываю в коридор, спрашиваю у пробегающей мимо медсестры, в чём дело, и слышу:
- Тяжёлого принесли, а Пал Иваныча как на грех нет. Уехал за медикаментами. Должен был вернуться, а всё нет. А медлить нельзя - умирает.
Через полчаса в палату заглядывает та самая медсестра. У неё очень бледный вид. Кажется, её даже пошатывает.
Я уверен - она сейчас уйдёт, но медсестра заходит в палату и садится на стул. Глаза у неё большие, круглые, и очень испуганные.
- Тебя как зовут? - спрашиваю я.
- Лена.
Лена…
- Ну что, приехал Пал Иваныч? – спрашиваю я.
- Ой, нет! – испуганно отвечает медсестра. – Как уехал, так и нет до сих пор.
- А раненый что? Соколов? Неужто умрёт?
Бледное лицо медсестры розовеет от радости, и она говорит, что Галина сама проводит операцию.
- Ой, товарищ Фатеев, она такая смелая!.. У товарища капитана вся грудь в крови, комбинезон мокрый насквозь, хоть выжимай - ужас просто!.. А она, Галина, только побледнела. А медлить нельзя, каждая минута на счету. Вообще неизвестно, как капитана ещё живым довезли – такое ранение!.. А Пал Иваныча всё нет, и Галина сама… операцию. А крови, крови… жуть! Меня стошнило, и меня выгнали. – Медсестра смотрит на меня круглыми от ужаса глазами и говорит шёпотом: - У него осколок возле сердца…
Я вижу Галину только на следующий день, когда утром выхожу в мокрый опустевший сад. Она тоже там. Холодно, но Галина без шинели. Она стоит, обняв себя за плечи. Опавшая листва глушит шаги, но Галина всё же слышит меня и оборачивается.
- Это вы, Саша…
Я стою рядом и молчу. Молчит и Галина. Она ёжится от холода, и я снимаю шинель и набрасываю ей на плечи.
- Этот капитан… - внезапно говорит Галина. - Соколов… это мой муж.
Я выписываюсь в середине зимы. Меня провожает весь госпиталь. Я стою на подножке грузовика и глазами ищу Галину. Она среди персонала, и рядом - он, её муж, Анатолий Соколов. Человек, которого все считали погибшим. Все, кроме неё.
Откуда - то я знаю, что никогда больше не вернусь сюда.
Капитан Александр Фатеев дослужился до полковника, участвовал во многих боях. Погиб в Берлине при взятии рейхстага.
29, сентябрь, 2006 год. ...