uljascha:
07.05.17 21:07
» Жить бы мне в Серебряном веке... (исторические рассказы) [ Сборник ]
Жить бы мне в серебряном веке,
Кружево носить на сорочках...
Быть бы мне влиятельной дамой
Или губернаторской дочкой.
Рассказы и эссе, небольшие повестушки – вот что войдет в этот сборник. Что-то уже выкладывалось и знакомо, что-то – совершенно новое.
Строго говоря, это не совсем Серебряный век в том понимании, как трактуют хронологию этого времени.
Временной отрезок сборника – весь 19 век и начало 20-го, примерно от Аустерлица или чуть раньше, до Первой мировой (или, скорее, до переворота).
Место действия – Россия, и чаще не столица или Москва, а маленькие уездные городки или старые дворянские имения, где нравы попроще, люди поспокойнее, где свежий воздух, открытые балконы, террасы, беседки...
Моей России больше нет.
Россия может только сниться,
Как благотворный тихий свет,
Который перестал струиться.
Анатолий Величковский
Мелькайте, мгновенья,
Скользите, века...
Былого река
Уносит мгновенья...
К порогу забвенья
Дорога легка...
Мелькайте, мгновенья,
Скользите, века...
Владимир Палей
Содержание: Профиль автора Показать сообщения только автора темы (uljascha) Подписаться на автора Открыть в онлайн-читалке Добавить тему в подборки Модераторы: uljascha; yafor; Дата последней модерации: 06.08.2021Поделитесь ссылкой с друзьями:
...
uljascha:
07.05.17 21:15
» Обложка от Лелешны. Я бы назвала ее Прощание
Готовилась я к выкладке давно и, только начав писать, попросила Лелешну сделать обложечки. Мне очень понравились.
Вот первая.
...
uljascha:
07.05.17 21:18
» Вторая Обложка от Лелешны
А вот еще одна. Тоже очень в тему. Ее бы я назвала "Прогулка"
Моя искренняя благодарность мастеру и за любимого мной Первунинского и за то, как сделаны обложки.
...
Лелешна:
07.05.17 21:27
Ульяша , с новой темкой!
В добрый путь!
Очень рада, что обложки понравились. И это не моя заслуга. Очень красивые картины ты выбрала для обложек.
...
uljascha:
07.05.17 21:31
Лелешна писал(а):Ульяша , с новой темкой!
В добрый путь!
Спасибо, Лелечка!
Лелешна писал(а):Очень рада, что обложки понравились. И это не моя заслуга. Очень красивые картины ты выбрала для обложек.
Ну знаешь, картинки-картинками, конечно, у Первунинского замечательные картины, и в тему, хоть он и не современник того, о чем пишет, но просто картины - одно, обложка - иное. Это тоже произведение искусства. Так что не отнекивайся и не прибедняйся.
...
натаниэлла:
07.05.17 21:32
Привет!
Ульяша , поздравляю с открытием новой темы!
С удоволтствием почитаю! Обожаю дух старинных провинциальных городков!
Обложки - обе - верх совершенства!
...
Марьяша:
07.05.17 21:33
Аленочка, с началом новой темы! Обложки обалденные, жду начала! Вдохновения, и лёгкого пёрышка, моя дорогая!!!
...
uljascha:
07.05.17 21:37
натаниэлла писал(а):Привет!
Ульяша , поздравляю с открытием новой темы!
спасибо, Нат
натаниэлла писал(а):С удоволтствием почитаю! Обожаю дух старинных провинциальных городков!
вот мне тоже очень нравятся булыжные мостовые, низкие домики, открытые окна, яблоневые сады, базары по выходным и праздникам, провинциальные балы...
натаниэлла писал(а):Обложки - обе - верх совершенства!
Марьяша писал(а):Обложки обалденные, жду начала!
Спасибо, девочки за оценку работы Мастера
Марьяша писал(а):Аленочка, с началом новой темы! Вдохновения, и лёгкого пёрышка, моя дорогая!!!
Спасибо, Марусь, сейчас выложу первый рассказ
...
Nadiya:
07.05.17 21:38
Ульяша , замечательная тема, музыкой заслушалась да так, что ушла знакомиться с исполнительницей))
Лелешна, какая шикарная обложка
И вторая тоже очень и очень красивая
...
uljascha:
07.05.17 21:44
» На заре туманной юности...
На заре туманной юности...
Имение Малино. Тверская губерния, 1883 год
– Дарья Александровна, голубушка, посмотрите, погоды-то какие нынче хорошие стоят, – поручик лейб-гвардии N-ского полка князь Львов удобно обосновался на канапе рядом с креслом графини Dolly Шервинской, наигрывая что-то на гитаре.
– Пусть так, Павел Аркадьевич, возможно, вы и правы, но я уже так уютно устроилась в кресле, что ни о какой прогулке, а тем более – конной и думать не хочется, – графиня слегка жеманно улыбнулась поручику и продолжила свою работу – она вышивала по канве крестиком букет цветов.
– А может быть на озеро, Dolly? – с недавних пор жившая в имении родственница Шервинских Сашенька Золотарева расправила складки платья и томно посмотрела в противоположный угол террасы на играющих в карты мужчин, – Викентий Сергеевич давеча предлагал на лодке покататься.
– Так то утром было, ma chérie Alex, – откликнулся означенный Викентий Сергеевич – крупный мужчина в парусиновом костюме и с уже заметной лысиной – местный предводитель дворянства князь Бобров, – а нынче мы с господами пулечку расписали-с, и пока мне фартит, я с места не двинусь, простите великодушно-с. – Он достал из кармана платок и вытер лоб и и шею. – Припекает.
– Dolly, qu'en dites-vous (Долли, что скажешь? (фр)) – Сашенька проигнорировала ответ Боброва и снова обратилась к хозяйке имения.
– Право, Alex, le prince a raison, припекает, что вам так неймется куда-то отправиться? Куда как приятнее сидеть на террасе, сейчас лимонаду прикажу, булочек со свежей ягодой, в шарады можно сыграть, или вот Павла Аркадьевича спеть попросим, – графиня Боброва несколько неприязненно посмотрела на cousine, и тут же ее губы тронула улыбка, когда молодая женщина обернулась к поручику. Его лицо все просветлело от этого небольшого знака внимания, а пальцы быстрее забегали по струнам, настраивая инструмент.
– Что послушать желаете, Дарья Александровна? – карие глаза на миг встретились с голубыми, но графиня тут же отвела взгляд, слегка покраснев и посетовав на жару.
– Давеча вы пели, – встряла в разговор Сашенька, да осеклась и застыла – столь холоден и неприветлив был весь вид графини.
– Que vous voulez (что сами пожелаете (фр)), князь, – Dolly пожала плечами, стараясь казаться безразличною, хотя на самом деле ее весьма волновал вопрос, какой романс выберет поручик.
…Князь Львов был влюблен в Дашеньку Запольскую (такова девичья фамилия графини) еще задолго до ее замужества, и нельзя сказать, чтобы девушка была к нему равнодушна. Князь даже хотел посвататься, но опоздал – родители сговорили Dolly еще в институте и считали графа Шервинского довольно выгодной партией, посему, едва выйдя из стен Смольного, Дашенька пошла под венец, и когда Павел Аркадьевич навестил Запольских по осени, сестра Dolly Pauline по секрету сообщила ему, что та замужем и в тягости.
Шервинские почти постоянно жили в имении Малино под Тверью – название свое усадьба, как и близлежащая деревня, получили от обилия в здешних местах ягод – граф был домосед, к тому же страдал подагрою и не находил удовольствия в светских развлечениях.
Несколько лет князь и Dolly не виделись – поручик воевал, отличился при Шипке, был награжден, графиня родила одного за другим троих сыновей, двое из которых не дожили и до года. Она следила за военными успехами Павла Аркадьевича по иногда доходившим до их глуши газетам и разговорам местной знати, ему же про графиню сообщала Pauline, начитавшаяся романов и считавшая себя спасительницей двух влюбленных сердец.
Несколько раз князь порывался приехать в Малино навестить графиню, но повода не находилось – с Шервинским он был знаком лишь шапочно, и этот визит мог вызвать нежелательные толки и сплетни.
Случай представился неожиданно – скончалась дальняя кузина бабушки Львова, отписавшая именно ему свое имение в Тверской губернии. Старый князь Аркадий Павлович хотел его тут же продать, даже покупателя сыскал, но поручик неожиданно воспротивился и, испросив отпуск, поехал осматривать новые владения.
Усадьба Павшино зрелище являла весьма убогое – господский дом требовал ремонта, один из флигелей вовсе развалился, второй же был более-менее пригоден для жилья.
Дохода имение приносило немного, но средств, имевшихся у князя, достало на то, чтобы привести усадьбу в порядок, нанять управляющего, и через год-другой дела Павшина даже пошли в гору. Но не это волновало князя – главное, у него появилась возможность, не вызывая слухов, наведаться к Шервинским на правах довольно близкого соседа – их имения разделяли каких-то десять верст – познакомиться, а затем и подружиться с графом и стать в Малино частым и желанным гостем.
Каких-то особых знаков внимания князь графине не оказывал, оберегая ее репутацию, но была у них одна общая тайна – несколько романсов, которые когда-то пел совсем юный князь Львов Дашеньке Запольской… Эти романсы словно связывали их с прошлым, с юностью, с любовью, с так и нерастраченной нежностью, с тем временем, когда были надежды на счастье, и когда все могло быть иначе. Пел он тогда и «На заре ты ее не буди» Варламова-Фета, и несколько вещей Алябьева на стихи Пушкина, но была одна вещь, которую Дарья Александровна любила особенно – романс Кольцова «На заре туманной юности». Вернее, не то чтобы любила – он ей всю душу наизнанку вывернул, еще впервые как услышала. Тогда ничто не предвещало Дашеньке ее нынешнего положения, все казалось радужным и прекрасным, князь должен был вскорости посвататься… И вот как-то вечером на веранде их имения, прощаясь перед отъездом (Dolly уезжала в столицу, ей предстоял последний год в институте, а сам Львов возвращался в полк), Павел Аркадьевич вдруг запел:
На заре туманной юности
Всей душой любил я милую:
Был у ней в глазах небесный свет,
На лице горел любви огонь.
Дашенька уже слышала эту вещь, и слова ей показались какими-то странными, недобрыми, а в устах любимого зазвучали пророчески, предвещая разлуку и скорбь. Особенно слова
Не забыть мне, как в последний раз
Я сказал ей: "Прости, милая!
Так, знать, Бог велел – расстанемся,
Но когда-нибудь увидимся..."
Они потом несколько дней не давали ей покоя. Дашенька гнала прочь дурные мысли, но, приехав на Рождество домой, узнала, что просватана, и венчаться будет как только выпустится. Она тогда несколько ночей плакала в подушку, но перечить отцу не посмела.
Граф оказался добрым человеком, приятным собеседником, особенно своим обществом Дарье Александровне не докучал, об умерших малютках горевал вместе с нею, и, наверное, даже любил chère Dolly, но ее собственное сердце оставалось рядом с ним холодным и пустым. Поцелуи мужа не заставляли сердце стучать сильнее и кровь быстрее бежать по венам, ласки его не были ей ни приятны, ни противны, они просто не вызывали никаких ощущений. Годы шли, жизнь утекала, как песок меж пальцев – тихая, спокойная, унылая, бесчувственная…
Когда неожиданно в Малино появился Львов, Дарья Александровна сначала испугалась, потом смутилась, потом обрадовалась. Его появление всякий раз вызывало в ее душе томление юности, грусть о несбывшемся и надежды на то, что еще что-то может быть. Потом, когда-нибудь…
Родственницу мужа Сашеньку Золотареву графиня не то чтобы не любила, напротив, она относилась к сироте сочувственно, даже старалась устроить ее судьбу, но та неожиданно выбрала предметом увлечения местного предводителя – вдового и в летах, а он своим вдовством вовсе не тяготился и явно не торопился снова под венец, предпочитая общество дам легкодоступных. Сашеньке же надо было выйти замуж в самое ближайшее время – на Пасху ей минуло девятнадцать, красотой и умом девушка не блистала, да и приданого особо большого Шервинские за ней дань не могли. И вот нынче поутру между графом и Dolly состоялся весьма неприятный для последней разговор – граф просил супругу поговорить с князем Львовым, на которого, как он заметил, она имеет некое влияние, чтобы тот женился на Сашеньке. Доводов в пользу этого брака Шервинский приводил достаточно, и умом понимая, что муж в чем-то прав, сердцем Дарья Александровна не могла смириться с тем, что потеряет любовь своей юности.
Прогулка дала бы им возможность поговорить tête a tête, но именно этого приватного разговора Dolly не хотела.
Вышивая букет, она все думала над утренним разговором с мужем и загадала, что если князь станет петь и выберет тот самый романс, что когда-то, она скажет ему о желании мужа и даже попробует уговорить жениться, если же нет, промолчит, и все останется, как раньше…
– Que vous voulez, – повторила графиня и улыбнулась поручику.
Он настроил инструмент, зазвучали первые аккорды…
Улыбка графини стала какой-то мечтательной, взгляд подернулся легкой грустью. Ну что ж, – подумалось ей, – значит, так должно…
"Не ходи, постой! дай время мне
Задушить грусть, печаль выплакать,
На тебя, на ясна сокола..."
Занялся дух – слово замерло...
...
uljascha:
07.05.17 21:56
Nadiya писал(а):Поздравляю с открытием новой темы!!!)),Ульяша , замечательная тема, музыкой заслушалась да так, что ушла знакомиться с исполнительницей))
Спасибо, Надюша. Знаешь, я тоже начала именно с песни. Услышала случайно где-то, понравилось, добавила в плейлист, а потом вот как-то возникла идея сборника. Я сюда и старое добавлю. Все, что касается России того времени. Мне кажется, так будет лучше, что все в одном месте. Имею ввиду, конечно, рассказы, например, из конкурсного сборника.
Nadiya писал(а):Лелешна, какая шикарная обложка. И вторая тоже очень и очень красивая
да-да-да и еще раз да, очень красивые обложки. Мне вообще везет с мастерами визуализации.
...
Марьяша:
07.05.17 22:09
Аленочка, первый рассказ очень понравился. Я вспомнила Тургенева. Такой приятный слог.
А Долли мне очень понравилась. Много выпало на её долю... Но надеюсь она будет счастлива
...
натаниэлла:
07.05.17 22:38
Ульяша, большое спасибо за первый рассказ (это рассказ или будет продолжение до повести?). Щемяще нежный, трогательный, воздушный...
И при этом жизненно реалистичный.
Признаться честно, я 19 век не слишком люблю, не греет он мне душу, но ты заставляешь увидеть в этой эпохе и людях что-то хорошее. Вот эта история прозвучала для меня совсем по-домашнему (если ты понимаешь, о чем я).
Спасибо за это!
...
uljascha:
07.05.17 23:01
Марьяша писал(а):Аленочка, первый рассказ очень понравился. Я вспомнила Тургенева. Такой приятный слог.
А Долли мне очень понравилась. Много выпало на её долю... Но надеюсь она будет счастлива
Спасибо. Долли - смотря что она посчитает для себя счастьем. Если найдет его в сыне - хорошо. Если муж (старый и больной) преставится, и она выйдет замуж по любви - тоже хорошо. Но речь тут не о счастье или несчастье. Это просто жизнь. Судьба. Вот так у нее сложилось, что и замужем по послушанию родителям, и теперь по послушанию мужу должна уговорить человека, которого любит, жениться на другой... Будет ли она сама счастлива - вероятно... Тургенева, если честно, не люблю. Мне ближе Бунин, Куприн, Шмелев, не знаю. Может, плохо читала Тургенева, потому что проходили в школе.
натаниэлла писал(а):Ульяша, большое спасибо за первый рассказ (это рассказ или будет продолжение до повести?). Щемяще нежный, трогательный, воздушный...
Спасибо Нат, за трогательно-воздушный. Мне вот именно хотелось этой воздушности и нежности, она как бы окутывает героев, и хотелось, чтобы ее почувствовали.
натаниэлла писал(а):И при этом жизненно реалистичный.
ну как бы да - это кусочек жизни, знаешь вот словно в купе поезда ехала эта Долли и с кем-то поделилась, а потом на станции вышла, и мы не знаем - что там дальше случится, как она будет жить, ее муж, князь Львов, Сашенька... И в общем-то, это не главное, мы какой-то вот кусок увидели, а дальше каждый может складывать пазл как ему нравится...
натаниэлла писал(а):Признаться честно, я 19 век не слишком люблю, не греет он мне душу, но ты заставляешь увидеть в этой эпохе и людях что-то хорошее. Вот эта история прозвучала для меня совсем по-домашнему (если ты понимаешь, о чем я).
Спасибо, да. И ты права, они хорошие. Смотре третьего дня во МХАТе "Мастера". Помнишь, Иешуа всех называет "добрый человек"? так вот и они все - добрые люди, с мыслями, чувствами, душой за своими кремовыми шторами (с)
натаниэлла писал(а):Спасибо за это!
Тебе спасибо, что поделилась.
...
Нивера:
08.05.17 08:30
Ульяша, спасибо за новую тему.
Обложки наикрасивейшие!
Название рассказа очень поэтическое и знакомое. А эпиграф навел на мысль, что никто не хочет вернуться в крепостную крестьянскую семью.
...