На форуме с: 21.06.2011 Сообщения: 12639 Откуда: Москва |
07 Ноя 2020 14:37
Отчет по списку №12-2020
Список читался медленно и тяжко, кое-что пришлось заменить
Вроде бы маленькая книга, а читала я несколько дней, постоянно испытывая желание отложить ее и заняться чем-то другим. Какая-то она липкая, душная, беспросветная. Мы видим происходящее глазами главной героини с 15 до 27 лет, и за эти двенадцать лет идеалистичный подросток вырастает в циничную девушку без иллюзий и розовых очков. Это в детстве кажется, что родители всегда правы и вообще молодцы (а если родители ведут себя плохо, то, наверное, это нормально и у всех так), а по мере взросления начинаешь понимать, что не все так просто.
Так и здесь, безымянная рассказчица живет на неком испанском островке (на самом деле полуостровке) с матерью, теткой, младшими братом и сестрой. Где-то есть и отец, который с матерью не в разводе, а просто не живет с ней - по словам матери, не выдержал рутины с детьми, ленивый осел. Старшая дочка его смутно помнит, младшие не помнят вовсе. Мать всю дорогу бравирует тем, какая она самодостаточная и мужики не нужны, тетка же помыкает влюбленным в нее немецким богатеем, играя с ним как кошка с мышкой.
Но годы идут, и с образа счастливой семьи постепенно слезает позолота. Тетка с возрастом становится все более желчной и вредной, мать, которая презирала "клуш", сама оказывается скучным приложением к дому и участку. Зачем-то тетка выдает рассказчице тайну ее происхождения, после чего та больше не хочет иметь с семьей ничего общего. А семья относится к этому по принципу "помер Ефим - и хрен с ним", главное, переедь куда подальше, а то что люди скажут, ведь папка с мамкой счастливо воссоединились на склоне лет. Противное ощущение от прочитанного осталось.
Неспешная, но захватывающая семейная сага, но как же автор меня уморил постоянным повторением того, что у всех должны быть дети, в них смысл жизни, человек без детей - это отрезанный ломоть, дети дают почувствовать корни и тому подобное. Мужчине-автору легко говорить, не ему рисковать здоровьем и тратить годы жизни, ставить на паузу карьеру и т.д. Не все женщины готовы с рождением ребенка похоронить себя, о чем он сам прямо говорит на примере Джульетты - после рождения Винченцо он в ее жизни встал на первое место и ей пришлось отказаться от мечты. Так себе пропаганда.
Если не брать это во внимание, книга интересная. Она охватывает период в пятьдесят лет с 1954, когда молодой Винсент Шлевиц приехал в Милан посмотреть, как делают "изетты", до 2014, когда он, уже старик, познакомился со своей внучкой Юлией. Мне больше всего понравилась часть про молодых Винсента и Джульетту, их робкую любовь, волнующие первые свидания. Но увы, Джульетта была помолвлена с другим и чувствовала себя ему обязанной, ведь именно Энцо позволил семье Маркони перебраться с удаленного южного острова на промышленный север Италии. Поэтому она отказывается ехать с Винсентом в Германию и остается в Италии, чтобы выйти замуж за Энцо.
Не менее интересна и история, которую поведал Юлии Джованни, акцент в которой был сделан на реальных историях итальянских гастарбайтеров в Германии времен "экономического чуда", когда немцы за десять лет не только восстановили все разрушенное войной, но и существенно развили свою промышленность, и во многом за счет людей из бедных стран Европы, которые ишачили за копейки. Это заставило меня немного под другим ракурсом взглянуть на нынешнюю волну миграции в Европу.
История отца Юлии, Винченцо, тоже по-своему интересна, и мы было очень жаль его, когда в 19 лет он потерял сразу и мать, и приемного отца, а для родного отца другая семья и ее покой оказались важнее. Парень пустился во все тяжкие, связался в леворадикальной группировкой, совершил не одно преступление и скрылся от правосудия на том самом островке, где жили его предки. В его жизни тоже случился любовный треугольник и дети от разных женщин, и старшая дочь Юлия в чем-то повторила судьбу его самого. Может быть, у нее получится разорвать этот порочный круг лжи, устаревших представлений о чести, традициях замалчивать неприятную правду и так далее. Хотя карьеру ее жаль - все-таки, добившись успеха на неделе высокой моды, она могла бы привлечь инвестиции, а не продаваться крупному бренду прямо на старте. Как бы мелкое ателье индпошива, зато со спокойной душой и без стрессов, вместо бренда со всемирной известностью, это примерно как хотеть мерседес, а купить велосипед.
В целом хорошая книга.
3. Даниэль Шпек «Piccola Сицилия»- как-нибудь потом. Заменила на
Прочитала книжечку в обеденный перерыв - она маленькая, но вместе с тем очень глубокая и заставляет задуматься.
Нам всем с детства вдалбливают установки, гарантирующие успешную социализацию и, как следствие, жизнь с минимумом проблем: учись, заводи друзей, работай, расти в карьере, обзаводись жильем, женись, рожай детей, в общем, не выделяйся из стандартной для всех программы. Малейшее отклонение от нормы – жди беды, клевать мозг будут постоянно. Если мужчина, обязан хорошо зарабатывать. Если женщина, обязана рожать детей. А вот Кэйко Фурукура из романа японской писательницы не такая как все. Еще с детства у нее проявлялись расстройства аутистического спектра – она бездушный логик, который видит быстрое, но социально не приемлемое решение проблемы. Так, умершая птица для нее прежде всего еда, а не животное, которое нужно жалеть и хоронить, обкладывая холмик цветами с соседних клумб, которые бы еще цвели и цвели. Дерущихся одноклассников проще всего разнять, двинув по голове лопатой сначала одному, а затем второму. Ее водили к врачам, но врачи никаких явных признаков психического расстройства не видели – ну подумаешь, замкнутый и необщительный ребенок, просто любите его, и, возможно, ситуация исправится. На первом курсе она устроилась подрабатывать в комбини (магазинчик шаговой доступности), да так там и осталась на восемнадцать лет. Ведь мир комбини – это рай для человека, любящего рутину, порядок и стабильность, и не умеющего в социализацию. Униформа, ежедневные ритуалы, однообразная работа, для которой есть подробная инструкция с первого же дня: разложить все по полочкам, следить, чтобы на них сохранялся порядок, продвигать товар дня, с покупателями разговаривать по скрипту. Возможностей для карьерного роста там особо нет – разве что директором магазина стать и пахать в ночную смену, да и то, директоров в комбини за эти годы сменилось аж восемь. Пандемия нам показала, что самые важные профессии – как раз самые низкооплачиваемые, в обычной жизни невидимые люди-функции.
Работая в комбини, Кэйко делает попытки выйти из своего пузыря и вписаться в общество, копируя привычки и манеру говорить других людей, чтобы сойти за нормальную – она понимает, что так жить проще. Она в близких отношениях с сестрой, которая частенько подсказывает ей, как социально приемлемо вести себя в той или иной ситуации. Вообще очень здорово, что автор сделала свою героиню такой и смогла показать «нормальную» жизнь и человеческие отношения со стороны – как общество силится загнать всех в единые рамки (сюрприз – оказывается, не все зациклены на сексе и деньгах), а тех, с кем это сделать не получится, вытеснить. В общем-то да, по сути с доисторических времен ничего не изменилось.
Параллельно все эти годы семья и немногочисленные друзья изводили Кэйко на тему, когда замуж и когда дети (не забывая, впрочем, и регулярно донимать вопросами, долго ли еще она собирается работать в комбини, пора бы и в офис на что-то более престижное). Самое страшное, что в определенный период жизни все отмазки уже заканчиваются и хочется просто орать чаечкой в ответ на бестактные вопросы «доброжелателей». И вот в комбини появляется новый работник Сираха. Ленивый, безответственный, ни к чему не имеющий склонности. Он типичный инцел – думает, что женщины ему не дают, потому что предпочитают агрессивных самцов, и ненавидит их за это. Человек-растение, которому хочется сидеть дома и ничего не делать, но он вынужден как-то обеспечивать себя, чтобы не помереть с голоду. Он не симбионт, а именно паразит, ищущий, к кому бы сесть на шею. И таким человеком для него становится Кэйко, которая, когда его увольняют, готова поселить его у себя и кормить, чтобы от нее все отстали по поводу необходимости штанов в доме. Сираха ничего не делает по дому – просто сидит в ванне и слушает музыку, а Кэйко должна его кормить и обстирывать. Но Сираха идет дальше, мастерски манипулируя ею, уничтожая ее самооценку, и вынуждает уйти из комбини на более высокооплачиваемую работу, ведь теперь ей нужно содержать и его. Он ведь еще денег должен родственникам, о чем, конечно, изначально умолчал, но потом тайное стало явным. А люди вокруг, которые не знают подноготную этой истории, радуются за Кэйко, что у нее наконец-то завелся парень. Да лучше бы, блин, никакого, чем такой!
Вообще книга о том, чтобы люди не меряли других по своим стандартам. Если человек сам открыто не говорит, что хочет карьеру, замуж, детей, и не жалуется, что не получается – ну не лезьте вы к нему со своими советами и лицемерным сочувствием. Ей удобно в маленькой квартире, на работе в комбини и одной – ну и пусть себе живет. Главное, чтобы была счастлива. Когда человек несчастен, он свое несчастье так или иначе транслирует в мир. А здесь дискомфорт ей доставляют только другие люди, которые вторгаются в ее зону комфорта и хотят переделать ее под себя. Но она не обязана жить так, как нравится им. У нее своя жизнь, а уж к чему она приведет – только ее дело. Проблема Кэйко лишь в том, что она уж очень старалась встроиться в общество и всем угодить, а стоило просто пресекать эти разговоры (слыхано ли, за две недели четырнадцать раз услышать, что пора рожать и двенадцать, что пора сменить работу – я бы уже на третий начала посылать матом, а она ничего, улыбается).
В этой маленькой повести всего 140 страниц, но смысла в них заложено больше, чем в иных многостраничных талмудах, и она однозначно запомнится.
О боже, наконец-то я ее дочитала. Вроде и сюжет интересный, и написано местами остроумно, но постоянно возникало желание книгу отложить и заняться чем-то еще (возможно, дело не в книге, а во мне, но тем не менее, интересную книгу не хочется выпускать из рук, а тут с самого начала финал предсказуем да и сюжет с первых глав известен, дальше он только обрастает подробностями, поэтому было скучно).
Рассказчица, Хербьерг Мария Бьернссон по прозвищу Герра, доживает свои последние дни в арендованном гараже в компании компьютера с интернетом да приходящей сиделки. Она умирает от рака, и несмотря на то, что в маразм не впала и вполне в уме, трое ее взрослых сыновей с матерью практически не общаются, квартиру ее продали и запихали мать в дом престарелых, откуда та сбежала. Ну, у северных народов со стариками всегда разговор был короток, но тем не менее. И вот Герра лежит в кровати, пыхтит сигареткой, притворяется в фейсбуке красоткой, чтобы общаться с мужчинами из разных стран, и вспоминает свою жизнь.
А жизнь у нее была сложной, это факт. Детство на отдаленном острове близ Исландии, потом ужасы войны (родители там идиоты что поехавший на нацистских идеях отец, что отчаянно желающая пристроить писечку мать, в итоге бедная Герра натерпелась в своем юном возрасте всякого), затем неспособность деда-первого президента Исландии признавать тот факт, что его единственный сын одновременно еще единственный исландец, поверивший Гитлеру и воевавший за него, высылка его с дочерью в Аргентину, "гениальный" план как обеспечить себя и своего ребенка хорошим наследством, потеря любимой дочери, возвращение в Исландию и жизнь по-простому с чередой мужиков, от которых время от времени рождались дети. Написано все типично по-скандинавски чернушно и с огромным количеством омерзительных физиологических подробностей.
Да, мелькали интересные мысли и наблюдения, любопытно было почитать еще об Исландии и о тамошней традиции все неудобное замалчивать и заметать под ковер, которой Герра всю жизнь отчаянно противостояла, о традиционной жизни на земле, которой жила ее бабушка по материнской линии - единственный в книге счастливый человек. Но много было моментов, которые вызывали лютое раздражение. Понятно, что война все выворачивает наизнанку и то, что в мирное время воспринимается как совершенная дичь, в военное кажется совсем нормальным, плюс первый сексуальный опыт по незнанию воспринимается как норма и так и должно быть, но чтобы девочка обижалась на мужчину за то, что он ее не насилует? Про "гениальный" план родить от слепоглухонемого, чтобы обзавестись наследством в виде земли и стад в пампасах я уже говорила. Жизнь с моряком, который большую часть времени проводил в море, а на суше только пил да бил сожительницу - wtf? Почему она не могла просто уйти, ведь он у нее был уже не первый, да и дети были пристроены. Но больше всего меня разозлили последние страницы книги. Как будто автор решил именно русским читателям жидко пукнуть в лицо в традиционной для европейских авторов манере - ах, вонючие пьяные иваны-дикари изнасиловали всех немок. Его самого вот возмущает, как исландские предприниматели сразу по окончании войны радовались, сколько на ней заработали - ведь Исландия осталась в стороне от театра военных действий, поэтому война ими не воспринимается так остро. Но мог бы уважить и русских людей, чьих жен, матерей и дочерей солдаты объединенной армии Гитлера насиловали и убивали у них на глазах, но об этом в Европе почему-то никто не пишет.
И еще я не совсем поняла: так последним мужчиной, который прошел через ее тело в том доме в Германии, был ее отец? Если да, то мысленно еще минус балл.
Книга затянула меня в себя как в омут, в эту самую алую реку, и не отпустила, пока не была перевернута последняя страница. Честно говоря, после таких книг страшно брать в рот даже витамины - хрен его знает, что там за опасные вещества в составе, ведь всего-то сто лет назад детям давали опий, когда резались зубы, а в последние 15-20 лет Америку захлестнула эпидемия опиоидов, на которых сидят миллионы людей и каждый год тысяч по 70 умирает от передозировки.
Главная героиня книги Микаэла Фитцпатрик служит в патрульной полиции в криминальном районе и регулярно выезжает на трупы передознувшихся наркоманов. Она давно могла бы подучиться и стать следователем, но на улицах ее держит постоянная тревога за сестру, которая торчит, бродяжничает и торгует собой за дозу. Каждый раз, когда приходит ориентировка на труп, Мики боится, что им окажется Кейси - ведь ее уже несколько месяцев не видел никто из родственников и знакомых. А тут еще кто-то повадился убивать молоденьких проституток, маскируя удушение под передоз. Мики разрывается между работой, страхом за сестру, воспитанием пятилетнего сына и прошлым, о котором постоянно вспоминает. Об умершей от героина матери, о строгой и сердитой бабке, которая вечно жаловалась на жизнь и на то, что непутевая дочь повесила ей на шею двоих детей, о взрослении и о том, какими разными они с сестрой были, о продленке в Полицейской атлетической лиге и обаятельном Саймоне Клире, поначалу бывшем для Мики наставником, а потом ставшем чем-то большим.
В процессе автор вскрывает такие язвы, как бесконтрольная наркоторговля, коррупция в полиции и прикрывательство своих, полицейский расизм и сексизм, бедность в таком, казалось бы, процветающем городе, как Филадельфия, хотя и там, что и говорить, есть плохие районы, процветавшие во времена индустриализации, но давно превратившиеся в гетто. Она честно и без романтизации пишет о зависимости от наркотиков, о том, как ранее цветущие и позитивные люди постепенно скатываются на социальное дно, о судьбе детей наркоманок, которые рождаются уже с ломкой, которую необходимо купировать, о жутких эмоциональных качелях, которые переживает каждый наркоман каждый день. Мне как-то рассказывали люди, сидевшие на амфетамине, что эта парабола, о которой говорит Кейси, просто невыносима - от эйфории, возникающей при приеме наркотиков, до уничижительных мыслей "какое же говно" и "а не самоубиться ли мне, нафиг так жить".
Если бы в Мики не было этого внутреннего стержня, упорства, желания вылезти из бедности, думаю, она тоже от безысходности стала бы употреблять. Но она, с детства замкнутая книжная девочка, избежала опасностей веселых компаний и тусовок в ущерб работе и учебе, дистанцировалась от родственников, с сожалением, но решительно прервала общение с сестрой, когда образ жизни той начал грозить утянуть за собой и Микки. Сложно и представить, какой ужас испытывает 18-летняя девушка, всю жизнь заботившаяся о сестре, потому что бабушка впахивала на нескольких низкооплачиваемых работах, когда видит свою 16-летнюю сестренку полумертвой от передозировки. Отшибает любую охоту даже пробовать напрочь, наверное.
Заканчивается книга с надеждой на лучшее, но автор таки не раз подчеркивает, что бывших наркоманов не бывает. Сильная вещь. Вот только не понимаю, зачем Эксмо пиарит ее как триллер, которым тут даже и не пахнет.
6. Джанет Уинтерсон «Не только апельсины» - заменила на
Наткнулась на этот сборничек случайно, увидев в ленте рецензию, и решила ознакомиться. Эти сказки точно не для маленьких детей, но взрослым девочкам похихикать можно.
Русалочка здесь узнает, что помимо ног ей достанется еще то, что между ними, Рапунцель отращивает косоньки не только на голове, волк сексуально домогается до Красной Шапочки, а принцу поцеловать Спящую Красавицу без ее согласия мешает паренек-уборщик. Мулан борется с неравенством в зарплатах между мужчинами и женщинами в китайской армии, а Золушка не побеждает бедность удачным замужеством, а пробивает стеклянный потолок упорным трудом. Дюймовочка не хочет связывать свою судьбу ни с кем, а принцессе на горошине таки не нужен принц, потому что она лесбиянка. Венди и ее братья не ведутся на посулы Питера Пэна, а невоспитанную инстаграмщицу Машу, забравшуюся к трем медведям, ждет выговор и наказание. Единственное, я не очень поняла возмущение авторок тем, что Белоснежка одна убирала и готовила на семерых взрослых мужиков - пардон, такая была договоренность, они ей крышу над головой в обмен на услуги домработницы, не нравится - никто не держит. Она что думала, на перине возлегать да размышлять о смысле жизни?
Иллюстрации в книге тоже забавные.
Еще одна книга, на которую я возлагала большие надежды, но они, увы, не оправдались. Мучила ее несколько дней, поминутно испытывая желание отложить и переключиться на что-то другое. Герои казались плоскими и поверхностными, их отношения сиюминутными (постоянно друг другу врут или недоговаривают, причем о довольно важных вещах, поженились, имея в головах абсолютно разные представления о браке, постоянный фокус только на себе и своих хотелках), а причина, по которой Роя отправили в тюрьму на 12 лет - вообще высосанной из пальца. Следствие? Доказательства? Зачем, ведь есть черный мужик, на которого потерпевшая показывает пальцем - и вуаля, дело закрыто. Можно сказать, что эта книга не о процессе и расследовании, а об отношениях, но блин, если бы моего мужа огульно обвинили в изнасиловании, я бы точно не сложила лапки и не сказала "ну ок".
Причем все вокруг знают, что Рой сел ни за что, однако нанятый семьей адвокат бьется над его освобождением и оправданием пять лет - система, мол, настолько ригидна и неповоротлива. А Селестия уже через два года решила, что ждать мужа из тюрьмы не будет, ведь ей же надо детей, пока молодая, да и удобный мужик рядом есть. Да, эта ситуация реалистичнее, чем классический сюжет с тем, как жена дожидается мужа с войны, дальнего плавания, тюрьмы, армии и т.д., но зачем читать книги об этой бытовой грязи, которой и так вокруг пруд пруди? Я люблю реализм, но тут это уже натурализм чистой воды, где люди низводятся до каких-то одноклеточных, живущих одним днем.
Рой выходит из тюрьмы, зная, что жена с другим, и немедленно идет к какой-то левой бабе, которая его кормит и ублажает в постели. WTF? Потом приезжает к Селестии, радуется, что она не сменила замки, а когда она возвращается домой, то сначала удивляется при виде мужа, а потом такая - ну ок, я с другим, но готова тебе дать. Штаааа? И он такой: ну да, я мог бы тебя трахнуть, но я ж вижу, что ты этого не хочешь, а я не насильник, так что иди с миром и я тоже пошел. Ну офигеть теперь. Если теперь это норма брака по-американски, то да, институт семьи точно накрылся медным тазом.
Истории родителей тоже ну такое (хотя Рой-старший - единственный персонаж в этой книге, который ведет себя как ответственный взрослый человек - искренне любил Оливию, в ее жизни уже был один мужчина, сын), а уж фантастика по поводу того, что Рой оказался не только в одной тюрьме, но и в одной камере со своим биологическим отцом, вообще рукалицо и непонятно, зачем эта линия в сюжете. И еще меня постоянно бесили отсылки к цвету кожи героев. С первых страниц ясно, что все герои афроамериканцы, зачем это повторять триста раз?
Книга была написана и впервые переведена на русский язык в самый разгар бума мексиканских сериалов, поэтому неудивительно, что она обрела народную любовь и с тех самых пор ее регулярно допечатывают. Это как раз и есть то самое латиноамериканское мыло, приправленное ноткой традиционного для региона магического реализма, но в несколько наивном исполнении.
Начало 20 века, Мексика раздираема гражданской войной. Юная Тита влюблена в Педро, но выйти за него замуж не может из-за семейной традиции - младшая дочь должна оставаться с матерью и заботиться о ней до самой смерти. Кто потом позаботится о младшей дочери - вопрос открытый. Мать Титы, суровая донья Елена, предлагает Педро свою старшую дочь Росаура вместо младшей, и юноша, думая, что так будет ближе к возлюбленной, соглашается. Тита потрясающе готовит, и эмоции, которые она испытывает во время готовки, каким-то образом переходят на блюдо. Так, отведав перепелов, средняя сестра Гертрудис убежала из дома в чем мать родила и, потеряв девственность с солдатом, осела в борделе на границе (а потом прямиком из борделя стала революционной генеральшей - вот такой карьерный взлет), а из-за свадебного пирога со слезами Титы гости заблевали весь двор. Вся книга - это, собственно, коварство доньи Елены и ее жестокость к дочери, далее антагонистом становится Росаура, по традиции есть хороший порядочный мужчина во френдзоне, но любовь превозмогает все трудности - спустя 22 года после начала событий Тита и Педро таки обрели друг друга, жили счастливо и умерли в один день (хотя моя личная имха такова, что лучше бы Тита не ждала Педро, а вышла замуж за Джона и зажила семейной жизнью в молодости, ведь она очень хотела детей, да не судьба).
Рецепты, может, и хороши, но у нас таких продуктов не достать - кактусы такие, кактусы сякие, пять видов какао, перцы какие-то специальные. Может, если заморочиться, то и это можно найти, но я не настолько упорота по кулинарии.
Давненько что-то не читала я Кейз, а зря - она всегда пишет смешно и жизненно и помимо основного сюжета освещает множество проблем и отношение к ним в обществе. Так и в этой книге помимо основной темы - можно ли взять перерыв от семейной жизни и умотать на полгода в Азию, а потом вернуться и чтобы все было как раньше - поднимаются такие вопросы, как возможность абортов в Ирландии, популярность и ее обратная сторона, вторая молодость на пенсии, создание и корректировка публичного имиджа.
Эми сорок четыре года, из которых семнадцать она замужем за Хью. До Хью у нее был короткий ранний брак с футболистом, который постоянно изменял, а потом ушел, оставив Эми с дочерью Нив на руках. Эми крутилась как могла, чтобы обеспечить семью и по возможности уделять дочери внимание. Благо, у нее самой огромное шумное ирландское семейство - мама, папа, их пятеро детей, их жены, мужья и дети, которые по мере сил помогали, но научиться заново доверять мужчинам Эми было сложно. Потом на ее жизненном пути встретился Хью, расположил ее к себе, и был верным мужем, отцом (в браке родилась еще одна дочь, и еще они взяли к себе племянницу, собственные родители которой оказались не в состоянии воспитывать ребенка) и примерным семьянином. Но тут у него с маленькой разницей во времени умирают отец и лучший друг, и Хью впадает в депрессию. Эми и девочки как могут пытаются его из нее вытащить, но он решает пойти на кардинальные меры - уехать одному в Азию на полгода, взять перерыв, на протяжении которого делать, что захочется, и не думать о семье. Он, конечно, обещает, что вернется и будет заботиться о девочках, но предупреждает, что во время перерыва может заводить интрижки. И что прикажете делать Эми?
Особенно когда выясняется, что эти случайные пассии Хью вполне себе отмечают его на романтических фоточках в фейсбуке и это видят все - друзья, дети, друзья детей, члены семьи. Я бы со стыда сгорела. Плюс то, что надежный человек в ответственный момент кинул, тоже такое. Да, девочки уже не маленькие, но все же. На мой взгляд, Эми приняла решение Хью слишком мягко, лишь для вида немного с ним поспорив. С другой стороны, вот что делать в такой ситуации? Давить на чувство вины, угрожать разводом, гнать к психологу? Хью, конечно, повел себя как форменный эгоист. Но автор, наверное, поступила правильно, что не стала делать из Эми ангела в белом пальто. Муж поехал тусить и развлекаться? Ну и она будет по мере сил, тем более что, оказывается, пару лет назад чуть ему не изменила. И надо же какая удача, что именно тот несостоявшийся любовник как раз вовремя снова встретился на ее жизненном пути. Интрига, примет ли Эми блудного мужа обратно или даст ему от ворот поворот, сохранялась до самого конца.
Роман довольно объемный, в нем куча второстепенных персонажей, довольно ярких и колоритных, как всегда у автора, и в основном женских. Вот только перевод мне подпортил впечатление, некоторые перлы даже выписывала: "воскресные бумаги" (которые papers), бар "Черные фраеры" (Blackfriars), "посол" бренда, "сухой" январь.
В отличие от предыдущей прочитанной у автора книги, "Бог всегда путешествует инкогнито" (мой отзыв тут), эта понравилась безоговорочно.
Успешная пиарщица и бизнес-консультант Алиса ожидает крупной сделки с Катаром (ибо эмирату надо как-то отбеливать репутацию и избавляться от имиджа государства, финансирующего терроризм, и поэтому оно объявило тендер на кампанию, в котором участвуют специалисты из разных стран мира, включая Францию). А вот у ее друга детства Жереми, священника в местном приходе Клюни, кризис - церковь становится все менее привлекательной для молодежи, богослужения в храме на 400 мест посещают всего двенадцать прихожан. Алиса видит, что другу плохо, и решает ему помочь, хотя сама в бога не верит. Однако, изучая матчасть и погружаясь в тему все глубже, сравнивая разные учения и приходя к выводу, что все они по сути об одном и том же, растет духовно и открывает новые грани собственной личности. Так что то, что начиналось как бизнес-план, со временем трансформируется в более глубокое изучение своего "я" и как следствие личностный рост и в какой-то степени приход к вере.
Мне понравилось, как она со свежим взглядом анализирует догмы и пытается подать их в современном ключе. Жереми, поначалу воспринимающий ее идеи как кощунство, походив с ней на тренинги личностного роста, убеждается, что эти методики работают. Для любого человека важно быть услышанным, а соцсети давно заменили исповеди, поэтому в первую очередь он по совету Алисы решает возродить это ныне непопулярное таинство. Затем применяет еще несколько методик, и очень интересно смотреть, как ранее закрытые и сосредоточенные только на своем образе люди начинают смотреть внутрь себя. Ведь по сути мы не ярлыки (жена, мать, баронесса, священник, уважаемый член общества и т.д.), а личности. Проповеди Жереми теперь становятся не вещанием сурового пастыря, напоминающего о том, что все грешны, а словами пастыря доброго, желающего сделать жизнь людей лучше и снять груз с их душ, помочь им избавиться от пороков и обрести настоящую, а не показную добродетель. Ведь одно дело ходить к мессе, бубнить молитвы и псалмы и с чувством выполненного долга идти дальше грешить, а совсем другое - действительно стать лучше, ведь Бог внутри тебя (а вовсе не "среди", как некоторые переводят - в синодальном переводе на русский язык именно "Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть").
Естественно, хоть и эти нововведения помогли привлечь новых прихожан, высшее духовенство никак не могло их одобрить, ибо не по правилам и вообще, поэтому финал истории закономерен, но я уверена, что в богом забытом приходе в бывшей африканской колонии Жереми также будет нести людям веру, применяя при этом современные практики. _________________ |