§2.1. Сущность дворянского сословия
Император Николай I в своей речи дворянству от 21 марта 1848 г сказал:
«Господа! У меня полиции нет, я не люблю ее: вы моя полиция. Каждый из вас мой управляющий и должен для спокойствия государства доводить до моего сведения все дурные действия и поступки, какие он заметит. Если и в моих имениях вы усмотрите притеснения и беспорядки, то убедительно прошу вас, не жалея никого, немедленно мне о том доносить. Будем идти дружною стопою, будем действовать единодушно и мы будем непобедимы...»
Эти несколько строк как нельзя лучше показывают всю суть дворянского сословия, в первую очередь как опоры самодержавия. Если взглянуть на историю России, то так было не всегда. Пройдя длинный путь, дворянское сословие пережило не мало, но с середины XVIII века стало привилегированным слоем населения, имеющим многочисленный права и даже монополию на некоторые из них. Оно освобождается от всех обязанностей и обретает огромное влияние на другие сословия, в особенности крестьянское.
«Свод законов Российской империи» определял дворянство, как сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены или монархами сим достоинством пожалованы»
Отсюда видно, что дворянство было тесно связанно с монархом. Оно всегда находилось в передовых рядах гражданской и военной службы, окружало престол и считалось сословием благородным, собравшим самых лучших представителей, как по предкам, так и по заслугам.
Взаимосвязь между престолом и дворянством очевидна: дворяне поддерживают самодержавие, а самодержавие в свою очередь поддерживает их всевозможными привилегиями и благами.
Судьба дворянского сословия часто была сопряжена с судьбой государства, а иногда дворянство давало даже направление этой судьбе.
Дворянство подарило России самые лучшие таланты своего времени. Граф А.В. Суворов, граф М.И.Кутузов – гении военного дела, чья слава безгранична и по сей день. Граф Н.П. Румянцев, Князь А.М. Горчаков – одни из лучших представителей российской дипломатии. Что уж говорить о вкладе дворянства в российскую культуру и науку. Такие имена как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Д.И. Фонвезин,
А.С.Грибоедов, Н.М. Карамзин, А.Н. Скрябин, М.И.Глинка в представлении не нуждаются. Как не нуждаются в представлении такие знаменитые дворянские роды, как Юсуповы, Шереметевы, Воронцовы, Долгорукие, Орловы, Нарышкины, Оболенские…
В общем, имея права на самое лучшее образование и беспрепятственную (относительно) возможность проявить свои таланты, дворяне в большинстве своем стояли в первых рядах политических, военных, дипломатических, культурных и научных структур.
Дворяне вершили судьбы миллионов, но и сами являлись рабами судьбы.
Благородное сословие к XIX веку и на протяжении первой половины девятнадцатого столетия имело тенденцию к замкнутости своего круга. Это значило, что дворянство мог получить не каждый, как это было в первой пол. XVIII века, а лишь только ограниченно число лиц, соответствующих ряду весьма завышенных условий: высокий чин (получить который не дворянину было весьма сложно), доказательства принадлежности к древнему дворянскому роду, за особые заслуги перед империей и государем (получение определенной награды, ордена и т.п.).
Да и внутри самого сословия существовала неформальная дифференциация.
Как писал князь К.А. Ливен, « Линия дворянского сословия необразимое имеет у нас протяжение, что одним концом касается подножия престола, а другим почти в крестьянстве теряется».
Действительно, состав дворянства был весьма разнообразен и имел свои особенности.
Табель о рангах Петра Великого разделил дворянство на потомственное и личное.
«Потомственное дворянство есть то, которое передается потомственно, детям. Личное дворянство не передается в потомство. Оно приобретается человеком и умирает вместе с ним; поэтому личное дворянство не составляет особого сословия в строгом смысле слова, не примыкает и к потомственному дворянству, а стоит между высшим и низшим классами общества».
Благородное происхождение потомственного дворянина означало, что его личные заслуги или заслуги его рода, официально признаны государем. Что бы это подчеркнуть, у дворянина имелся титул. Отсюда верхний слой благородного сословия составляло титулованное дворянство, т.е. дворянские роды, имевшие баронские, графские и другие родовые титулы.
Так же титулованные дворяне подразделялись на помещиков, занимавшихся развитием своих имений и, служилых (иногда без поместных), состоящих на службе или в силу ряда причин, не имеющих возможности заниматься хозяйством. Формально можно их разделить на провинциальное, городское и столичное дворянство.
Дворянское сословие в XIX веке уже обзавелось рядом особенностей, которые в своей книге «История дворянского сословия в России» 1876 года, привел и систематизировал русский историк, генеалог, представитель дворянства, Михаил Тихонович Яблочков.
Вот некоторые из них:
1. Территориальный фактор.
Приобщение к дворянскому сословию высших слоев общества присоединенных к империи земель. Расселение в таких землях представителей русского дворянства. Право дворян селиться в любом уголке империи по грамоте на дворянское достоинство, тогда как представителям других сословий было сложнее это сделать, во многом из-за обязанности периодически менять паспортную книжку по месту жительства.
2. Иностранные элементы.
В русское дворянство принималась и привлекалась иностранная аристократия. Русские дворянин имел право в течении пяти лет находиться за границей и служить в другой стране (но с условием возвращения по первому требованию). Другие сословия имели на этот счет ряд ограничений.
3. Состав сословия и внутри-сословные отличия.
Дворянам был предоставлен богатый выбор в этом плане. Различные чины, титулы, служба, родовые гербы, ордена и награды, дворянские родословные книги.
4. Личные и имущественные права.
Только дворяне могли владеть крепостными людьми (с 1746 года, когда это право было отнято у личных дворян, купцов, фабрикантов); могли служить или не служить по своему желанию ( тогда как в перв.пол. XVIII века служба была пожизненной и обязательной); были избавлены от всяких податей, телесных наказаний; могли судиться только с равными себе; лишались дворянства только по суду и с высочайшего утверждения; принимались в некоторые привилегированные учебные заведения, куда был закрыт доступ другим сословием; получили организацию своего сословия – дворянские собрание, благодаря котором взяли в свои руки всю земскую власть, финансы и управление на местах. Так же имело оно право на без пошлинную торговлю.
5. Связь с монархией.
Дворянское сословие участвовало практически во всех структурах власти, должно было поддерживать и представлять самодержавие, а так же без представителей дворянства не обходилось ни одно историческое событие в империи. В трудную минуту дворянство всегда поддерживало монарха. Например, организовывало сборы средств, платило специально введенные, временные налоги и т.п.
По всему этому можно сделать вывод, что сущность дворянства заключается в возвышении над другими сословиями, путем максимальной приближенности к трону и монарху. Это класс людей, наделенных благородным происхождением, титулами и различными привилегиями, благодаря которым даются исключительные права: претендовать на высшие должности в государстве, иметь крепостных, вести беспрепятственную торговлю и т.д. Но такой высокий статус требует соответствия. По сему, дворяне должны были блюсти каноны своего общества относительно уклада жизни, поведения, и вместе с этим, должны были выстраивать свой быт в рамках занимаемого ими положения. Т.е. если граф-помещик мог позволить для своей семьи удобные и недорогие наряды, то граф - столичный дипломат был обязан сам носить различные виды форм (каждая на определенный случай жизни), а его семья соответственно одеваться по моде, дорого, с лоском и элегантностью.
Какой-нибудь чиновник или офицер с небольшим доходом, мог позволить себе недорогое жилье, тогда как чиновники и офицеры высокого ранга обязаны были иметь красивые, просторные дома, поскольку их род деятельности предусматривал проведение приемов, балов, которые должны были проходить в соответствующих условиях.
Быт во многом зависел и от эстетического вкуса дворянина. Кто-то слепо следовал предписаниям французской моды, кто-то проявлял патриотизм, ну а кто-то стремился к простоте, уюту и дешевизне. Здесь все зависело от кошелька и фантазии.
В любом случае, дворянство – передовое сословие, лицо государства, одновременно его руки, которыми оно вершит правление, и ноги, на которых, собственно говоря, и держится это самое государство.
§2.2. Дворянство при Александре I и Николае I
Первая половина XIX века богата на события, перевернувшие жизнь в России. Это и нашествие Наполеона, и восстание декабристов и война на Кавказе. Дворянство, как передовое сословие, всегда находилось в гуще событий.
Эту эпоху назвали «золотой» в истории дворянства и российской культуры.
Это была эпоха проснувшегося, молодого, сильного общества, начинавшего осознавать себя – свою историю, свою силу и слабость.
Интересен тот факт, что дворянство составляло самую малую часть населения империи, но тем ни менее, оставалось самой влиятельной его частью.
Численность населения всей Российской империи в конце XVIII в. составляла 36 млн человек (1795), а в начале XIX в. — 41 млн человек (1811). В дальнейшем до конца столетия она постоянно росла. В 1826 г. число жителей империи равнялось 53 млн, а к 1856 г. увеличилась до 71,6 млн человек.
В то время как число дворян и классовых чиновников(с членами семей) составляла к 1858 году примерно миллион человек( без Польши, Финляндии и Средней Азии), в том числе потомственных дворян 612 тысяч.
При Александре I дворяне имели возможность участвовать в реорганизованном бюрократическом аппарате управления. Это служба в постоянном государственном совете, учрежденном в 1801 году, в министерствах, заменивших коллегии в 1802 г. В целом, дворяне сохраняли все свои привилегии и даже получили несколько новых – могли брать в аренду казенные земли, закладывать и продавать родовые имения, могли иметь фабрики и заводы. Для дворян началась эпоха расцвета образовательных учреждений. Специально для их сословия создавались военные и гражданские училища, лицеи, гимназии, преимущества при поступлении в университеты.
Правление Александра I – это начало расцвета дворянской культуры.
Это означало гуманизацию культуры и общественных отношений, повышение «цены человека». Этот процесс определил потрясающую творческую активность русского общества, концентрируя интеллектуальную энергию будущего развития России, торжество «чести, ума, добродетели».
Именно Александровская эпоха породила лучших героев отечества, прекрасных поэтов и писателей.
Конечно из произведений классической литературы, образ дворянина чаще всего вяжется с деспотизмом, произволом и паразитизмом. К сожалению такова была обратная сторона медали. Избалованные свободой и властью, дворяне не редко злоупотребляли своим положением, пускаясь во все тяжкие – от карточных игр и пьянства до коррупции и других, более тяжких преступлений.
Однако государство смотрело на дворянский беспредел отнюдь не с безразличием. Например, при императоре Александре Павловиче, за плохое обращение со своими крестьянами, дворянин лишался имения и подвергался наказанию. Не говоря уже о том, что совершив кражу, убийство, измену родине, дворянин вообще лишался дворянского достоинства и отправлялся на каторгу, либо в тюрьму. Другое дело, что крестьяне не могли жаловаться на своих господ, а преступления очень часто не доходили до суда, благодаря связям и деньгам.
В начале правления императора Николая I, доверие монархии к дворянскому сословию пошатнулось, во многом благодаря печально известному восстанию декабристов 1825 года. Опора самодержавия осмелилась пойти против своей природы, стремясь самой завладеть браздами правления. Это требовало пересмотра дворянского законодательства.
Для начала был оформлен юридический статус всех сословий в Российской Империи: дворянства, духовенства, городских жителей и сельских обывателей.
Император посчитал, что упор следует сделать крупных и средних землевладельцев, поэтому всячески старался оказывать поддержку помещикам.
Манифест 6 декабря 1831 г. установил имущественный ценз для участия дворян в выборах кандидатов для замещения государственных и общественных должностей. Правом голоса пользовались потомственные дворяне, имевшие в собственности в пределах губернии не менее 100 душ крепостных или 3 тыс. десятин земли. Через уполномоченных могли участвовать в выборах владельцы не менее 5 душ крестьян или 150 десятин земли.
Теперь ставка заключалась в том, что состоятельное крыло сословия не желая расставаться с привычным образом жизни, не посмеет пойти против власти и не допустить что б другие представители сословия пошли на подобный, невыгодный шаг. Деятельность уездных и губернских дворянских собраний ставилась под жесткий контроль правительственных чиновников.
Правительство продолжало на протяжении XIX в. поддерживать поместное дворянство, предоставляя ему льготный кредит из казенных банков под залог населенных имений и передавая ему казенные земли.
К концу первой половины столетия, дворянское сословие стало закрыто от посторонних, а состоятельные его представители значительно укрепились в своем положении. Начатая при Александре тенденция к образованности и творческому развитию, при Николае Павловиче подверглась жесткой цензуре. Третье отделение , созданное, в том числе для надзора за общественной жизнью, нещадно наказывало всех уклонившихся от идеалов монархии. Достаточно вспомнить многочисленные ссылки А.С. Пушкина за неугодные правительству произведения.
Страх перед просвещением стал характерной чертой николаевского режима. В частности опасались, как бы оно не стало проводником вредных политических идей. «Истинное просвещение» стало насаждаться по формуле министра С.С. Уварова «православие, самодержавие, народность», ставшей ключевой в правлении Николая I.
Дворянство в контексте эпохи претерпело разительные изменения, связанные с волей монарха. Это еще раз наглядно доказывает, как крепка связь между троном и дворянским сословием. Но при Николае I развенчивается миф о равносильной связи. Монарх показывает, что он выше, главнее и в случае чего, вполне способен приструнить недовольных.
Таково было положение дворянского сословия в первой половине девятнадцатого столетия.