На форуме с: 10.06.2014 Сообщения: 3504 Откуда: Край терриконов и степей |
22 Фев 2021 22:26
ФОТОПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВЕТСКИХ АКТЕРОВ 30-40 ГОДОВ
Бернес историческая личность, он пел так, что солдаты на войне не боялись идти в атаку и громить врага, а в мирное время его голос звал к новым свершениям и достижениям. Наверное поэтому, еще при жизни, его назвали великим.
Родился Менахем-Ман Неухович Нейман (настоящее имя Бернеса) в старинном украинском городе Нежине Черниговской губернии, в еврейской семье.
Родители мальчика были далеки от искусства, но в их доме постоянно звучала музыка и песни.
Творческие задатки сына родители увидели очень рано, а будучи старшеклассником, он уже твердо знал, что его призвание – сцена. После школы Марк стал студентом Харьковского театрального техникума, и параллельно начал подрабатывать в театре «Муссури». Он долго уговаривал руководство театра, пока его не взяли на должность статиста.
Удача оказалась на стороне настойчивого паренька. Однажды один из артистов заболел, и его поставили на замену. Марк очень старался, премьера спектакля прошла с небывалым успехом. Режиссер Николай Синельников, обычно скупой на похвалы, восторженно хвалил молодого артиста и пожелал ему дальнейшего развития актерской карьеры. После этого спектакля Марк взял себе псевдоним и стал Бернесом.
В 1929-м семнадцатилетний Бернес уехал в Москву. Ему повезло, он оказался в штате сразу двух театров – Большого и Малого.И ничего, что он снова работал в качестве статиста, сам артист считал, что это невероятная удача.
В середине 30-х Бернес начал и свою кинематографическую карьеру. Сразу он снимался в эпизодах, потом им на смену подоспели второстепенные роли, а за ними пришел черед и главным ролям. Слава настигла артиста после съемок в картинах «Большая жизнь», «Человек с ружьем», «Истребители».
В ленте «Два бойца» зрители увидели его не только как актера, но и певца. Именно он исполнил в этой картине композицию «Темная ночь», которая в мгновение ока приобрела невероятную популярность. После этого практически в каждой картине, где снимался Бернес, обязательно звучала композиция в его исполнении.
В общей сложности Бернес снялся в 35 фильмах, среди которых самыми популярными, кроме вышеперечисленных, стали «Женя, Женечка и «Катюша», «Максимка», «Запасной игрок».
На своих похоронах артист просил не произносить прощальных речей, не играть траурные марши. Бернес сам себя отпевал. По его настоянию, во время прощания звучали четыре самых любимых его песни – «Три года ты мне снилась», «Я люблю тебя, жизнь», «Журавли», «Романс Рощина».
Эраст Гарин в совершенстве владел мастерством гротеска, и потому по праву назывался «комиком с серьезным лицом» и «Бастером Китоном советского кинематографа».
Первоначальное образование Гарин получил в Рязанской гимназии, и в 1919 году ушёл добровольцем в Красную Армию. В том же году Эраст Гарин начал свой творческий путь в Рязанском Гарнизонном театре в 1-м самодеятельном театре Красной Армии.
В 1922 году молодой актер перешел в Театр В. Э. Мейерхольда, где проработал до 1936 года. Параллельно в 1926 году Эраст Павлович окончил Государственные экспериментальные театральные мастерские Наркомпросса РСФСР (ГЭКТЕМАС). В эти годы Эраст Гарин стал любимцем театральной Москвы, и его Хлестаков и Чацкий постоянно срывали овации.
Увы, тогда спектакли почти не записывали на пленку. Поэтому узнать о гаринских Хлестакове, Чацком или Гулячкине (герое эрдмановского «Мандата») мы можем только по немногим фотографиям и рассказам мемуаристов–очевидцев. Спектакли, некогда взбудоражившие театральную Москву, отошли в область легенд. Как и сам театр Мейерхольда, взрастивший Гарина. И даже ордена и почетные звания артисту вручали «за вклад в развитие советского киноискусства».
Впервые на экране Эраст Гарин появился в образе адъютанта Каблукова в комедии Александра Файнциммера «Поручик Киже», снятой в 1934 году. Роль была исполнена в привычном для актера комедийно-гротескном ключе. В те же годы Гарин решил попробовать себя в качестве кинорежиссера. Для дебюта он избрал гоголевскую «Женитьбу». В паре со своей супругой Хесей Локшиной они создали блистательную картину (что подтверждают восторженные отзывы современников), но ее вскоре после выхода запретили. Впоследствии Эраст Павлович рассказывал:
«Последний раз нам, режиссерам, удалось посмотреть ее (картину) в августе 1941 года, т. е. сразу после начала войны. Тогда экземпляр ее еще находился в фильмотеке ВГИКа. Просмотр был прерван начавшейся бомбежкой, а нас попросили перейти в бомбоубежище. Все же картину мы досмотрели. И она произвела на нас впечатление не устаревшей».
До войны Эраст Гарин успел поработать в Ленинградском театре комедии (с 1936 года), много работал на радио, был режиссером первого радиоспектакля «Тридцать три раунда».
В качестве киноактера Гарину некоторое время не везло. Фильм Сергея Юткевича «Швейк готовится к бою», снятый в 1942 году, где Гарин сыграл одну из главных ролей, был запрещен по личному распоряжению начальника Главного политического управления Красной Армии А. С. Щербакова без объявления причин.
В 1944 году на экраны вышла сатирическая комедия режиссера Исидора Анненского «Свадьба» по одноименному водевилю Чехова. Но в те годы картина не имела большого успеха, уступив по своей популярности более актуальным фильмам о войне «Зоя», «Небо Москвы», «Радуга». А «Свадьба», успешно пережив десятилетия, неожиданно в 1970-е годы стала одним из самых показываемых фильмов. Сегодня она по-прежнему пользуется популярностью.
После окончания войны Эраст Гарин перешел работать в Театр-студию киноактера в Москве. Вскоре последовало предложение от Надежды Кошеверовой сыграть короля в экранизации знаменитой сказки «Золушка». Картина вышла на экраны в мае 1947 года. Страна все еще лежала в руинах, людям так хотелось тепла, человеческой доброты, и «Золушка» пришлась как нельзя кстати. Зрители встретили ее с благоговейным восторгом.
Королей актеру довелось играть еще несколько раз: в музыкальной комедии Надежды Кошеверовой «Каин XVIII» и в собственной картине «Обыкновенное чудо».
Стоит отметить, что актер на протяжении десятилетий создавал разнообразные роли. Добрые, наделенные детской непосредственностью парикмахер в «Неоконченной повести» в 1955 году, дедушка главной героини Кати в «Девушке без адреса» в 1957 году, профессор-археолог в «Джентльменах удачи» в 1971 году.
Параллельно с работой в кино Эраст Гарин блестяще реализовал свой талант в мультипликации. Его голосом говорят множество различных персонажей, самый известный из которых ослик Иа-Иа в мультфильме о Винни Пухе.
С 1946 года Гарин стал актером и режиссером Театра-студии киноактера в Москве. Он также был актером и режиссером на студиях «Белгоскино», «Ленфильм» и «Союздетфильм». Эраст Гарин со своей супругой Хесей Локшиной составляли удивительную пару, милую и в то же время контрастную. Властная и неулыбчивая, Хеся Александровна была движущей силой в этом дуэте, в то время как Эраст Павлович всё больше «летал в облаках». Наиболее удачной их работой является экранизация пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». А вот другой фильм Гарина и Локшиной – сатирическую комедию «Веселые расплюевские дни» - ожидала печальная судьба. Несколько лет пролежав на полке, эта картина вышла в конце 1960-х годов мизерным тиражом и замечена не была.
В 1966 году во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни» случилась трагедия. Произошла авария, после которой Эрасту Павловичу удалили один глаз, а второй практически перестал видеть. В середине 1970-х годов актёра перестали приглашать в кино и театральные постановки. Блистательный комик Эраст Гарин оказался не у дел.
Имел звания Народного артиста СССР и Героя Социалистического труда. Трижды был награжден Сталинской премией. Сыграл более 60 ролей в кино и более 30 в театре.
Его отец Иван работал в типографии Бахмана, а мать Анна была из семьи бывших крепостных крестьян.
Жаровы жили очень бедно. Несмотря на это, все члены семьи любили литературу и увлекались искусством. В школе Миша постоянно корчил рожи и получал замечания от учителей, а во дворе разыгрывал сцены из любимых произведений. Он мечтал о театре уже тогда, но в 14 лет пошел работать наборщиком к отцу в типографию. Через год Мише улыбнулась удача: его приняли в частный театр “Опера С. И. Зимина”. Худой, долговязый, лохматый подросток выполнял мелкие поручения мецената Зимина: продавал билеты бедным слоям населения, играл бессловесные эпизодические роли.
Вскоре Мише довелось сняться в массовке в немом фильме “Псковитянка”, где роль Ивана Грозного играл сам Федор Шаляпин. Жаров в костюме опричника появился в кадре лишь на долю секунды.
В 1916 г. Михаил пришел на прослушивание в театр-кабаре “Летучая мышь”, который недавно открылся. Юношу не приняли.
Тогда Жаров решил пойти учиться, но его не приняли ни в училище Малого театра, ни в Школе-студии МХАТ. Члены приемной комиссии объяснили это тем, что у Миши невнятная речь. Но Владимир Тодди, режиссер Первого передвижного театра Красной Армии, пригласил Жарова к себе, и молодой актер отправился на свои первые гастроли.
Молодой актер во время гастролей давал уроки актерского мастерства в кружках художественной самодеятельности. Вернувшись в Москву, Жаров поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций. Будучи студентом, он дебютировал на сцене театра в роли Шута в комедии Шекспира “Виндзорские проказники”. К середине 20-х молодой актер сменил несколько театрального коллективов. Вскоре он попал к Всеволоду Мейерхольду, который помог Михаилу раскрыть комедийный талант в полной мере.
В биографии молодого актера уже были приглашения сниматься в немом кино, он считался непревзойденным мастером эпизода. В 1925 г. Жаров сыграл красноармейца Егора в фильме “Дорога к счастью”. А в 1930 г. режиссер Николай Экк пригласил Михаила на роль бандита Жигана в первый советский звуковой фильм “Путевка в жизнь”. Жарову понравился сценарий, но не роль. Он возмущался: “Почему я должен играть бандита? Разве я похож на убийцу?”
После выхода фильма Жарова стали узнавать на улицах и приглашать в кино. Роли были одна интереснее другой: Кудряш в “Грозе”, Смирнов в “Медведе”, а на роль Меншикова в “Петре Первом” актера выбрал сам Алексей Толстой — автор романа. За эту роль Жаров был награжден Сталинской премией.
В 1939 г. Михаила Ивановича приняли в труппу Малого драматического театра, где он проработал до конца своих дней. Актера к тому времени любила вся страна, люди приходили в театр для того, чтобы увидеть своего кумира.
В 1946 г. ради своей третьей жены Людмилы Целиковской Жаров взялся за режиссуру. Фильм “Беспокойное хозяйство” провалился в прокате из-за вынужденной смены актера, игравшего главную роль. Жаров очень переживал, и к режиссерской работе вернулся только спустя 27 лет.
Жаров был одним из любимых актеров главы СССР. Но в 1952 г. за поддержку врачей-евреев, родителей четвертой жены актера, Жаров был снят с должности партийного секретаря Малого театра и попал в списки запрещенных актеров. Коллеги и бывшие поклонники с ним перестали здороваться. Актер вернулся в кино только после смерти Сталина.
Актер перестал сниматься в кино за 3 года до смерти. Его последняя роль — деревенский участковый милиционер Анискин. Первый фильм кинотрилогии снял режиссер Иван Лукинский, а продолжение снимал сам Михаил Жаров.
Владимир Зельдин прожил долгую и трудную жизнь, он был старше Октябрьской революции, пережил крах Империи и развал СССР, несколько раз он был на волоске от смерти, но судьбе было угодно, чтобы он дожил до 101 года, и при этом выходил на сцену практически до самой смерти.
Родился Владимир Зельдин в небольшом городке Козлов под Тамбовом, в семье музыкантов. Сейчас его переименовали в Мичуринск.Отец Зельдина профессионально занимался музыкой, работал дирижером. Владел несколькими музыкальными инструментами, особенно любил тромбон. Мать преподавала музыку. Родители старались привить любовь к музыке всем детям, они тоже постепенно овладевали музыкальными инструментами.
Зельдины жили дружно и счастливо, но вскоре этой идиллии пришел конец. В 14 лет он остался сиротой. Он мог пополнить ряды беспризорников, которых в то время было очень много. Но мальчик сам изменил свою судьбу, и не дал себе оказаться на дне жизни. Он стал курсантом военизированной школы на Таганке, которая славилась строжайшей дисциплиной и повышенными спортивными нагрузками. Здесь Володя преуспел в ходьбе на лыжах, в совершенстве играл в теннис, волейбол и футбол.
После окончания школы Владимир собирался сделать военную карьеру, его манило море, и парень всерьез задумывался податься в военные моряки. К сожалению, этим мечтам не суждено было сбыться, у него была близорукость, и о море пришлось забыть. Зельдин устроился на завод, и его взяли слесарем. Оказалось, что здесь работает кружок художественной самодеятельности, и Владимир от нечего делать в него записался. Вскоре он уже стоял на сцене, и понял, что ему очень нравится это занятие. Зельдин решил испытать судьбу, и пошел на пробное прослушивание в театр Моссовета, где в то время объявили о наборе на актерский курс. Владимир легко справился с заданием, и попал в число студентов.
Наставником Зельдина стал Евгений Лепковский, хореографию будущие актеры постигали под руководством знаменитой балерины Веры Мосоловой, бывшей примы Большого театра. В 1935-м обучение на курсах закончилось. Примечательно, что из двадцати пяти человек, которые были набраны на этот курс, успешными стали только двое – Владимир Зельдин и Николай Парфенов. Зельдину предложили остаться в труппе Театра им.Моссовета, и именно здесь стартовала театральная биография артиста.
Этому театру артист служил на протяжении трех лет, а потом перешел в Театр Транспорта, который впоследствии переименовали в Театр им.Гоголя. Здесь Зельдин был задействован в основном в классическом репертуаре.
Первый крутой вираж в судьбе артиста произошел в 1940-м, когда Зельдин попался на глаза помощнику режиссера Ивана Пырьева. В то время Зельдин был задействован в постановке «Генеральный конкурс», и своей игрой произвел большое впечатление на ассистентку. Поэтому когда Пырьев стал подыскивать артистов для съемок картины «Свинарка и пастух», то Зельдин оказался первым в числе претендентов на роль Мусаиба.
Когда началась война, все артисты получили повестки, но в тот момент съемки «Свинарки и пастуха» не были закончены, и пришел приказ на продолжение работы. Так Зельдин не попал на фронт. Киностудию «Мосфильм» срочно эвакуировали в Казахстан, поэтому после окончания съемок артист еще целый год служил там в театре. В Москву он вернулся только в 1943-м, и снова оказался на сцене родного театра. Он выступал перед ранеными и обычными зрителями, вселяя в них надежду на скорую победу. За вклад в развитие искусства ему была вручена специальная награда.
В 1945 году Владимир Зельдин поступил на службу в Центральный академический театр Российской армии. Артист практически все свое время отдавал творчеству, он был задействован во многих спектаклях, и параллельно с этим выходил на съемочную площадку. Ежегодно фильмография Владимира пополнялась несколькими удачными работами. Среди самых любимых зрителем картин : «Карнавальная ночь», «Учитель танцев», «Десять негритят», «Парк советского периода», «Сваты» и др..
В общей сложности фильмография артиста насчитывает пятьдесят семь картин. Его творчество получило заслуженные награды и премии самых разных престижных кинофестивалей. В его копилке имеется «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», несколько «Ник». Трижды Владимир Зельдин представлялся к ордену «За заслуги перед Отечеством». Он стал старейшим из всех играющих артистов планеты, и его имя занесли в знаменитую Книгу рекордов Гиннеса. В 2013-м Владимир Зельдин удостоился чести нести Олимпийский огонь на открытии игр.
Родился Николай Крючков в Москве, в пролетарской семье. Отец работал на мануфактурной фабрике, мама была ткачихой.
Отец умер очень рано, здоровье мужчины подорвал тяжкий труд, война и революция. Николай практически не знал, что такое детские шалости и забавы, потому что девятилетним пацаном уже работал на том же предприятии, что и вся семья. Когда ему исполнилось 14, мама настояла, чтобы он пошел учиться. Он сдал документы в ФЗУ, по окончании которого должен был стать гравером-накатчиком.
Николай Крючков отличался своим веселым нравом, любил пошутить, поэтому очень скоро оказался на сцене художественной самодеятельности.
Когда он впервые вышел на сцену, то моментально понял, что именно здесь его судьба и предназначение. Он мог бить чечетку, петь и играть на гармони, причем делал это лучше всех.
Но матери это фиглярство не нравилось. Пришлось идти на компромисс – Николай может поступать в свой театральный, но продолжает работать на фабрике.
В 1928 году Николай Крючков начал обучение в школе-студии актерского мастерства.
Иногда в столичный театр рабочей молодежи наведывались режиссеры, чтобы подобрать талантливых актеров в свои картины. Так произошло и в 1930-м, когда посмотреть одну из репетиций театра пришел Борис Барнет. Он остановил свой выбор на Крючкове, и предложил ему роль в ленте «Окраина». Фильм очень понравился зрительской аудитории, молодого актера заметили, и с этой картины началась успешная кинематографическая биография Николая Крючкова. В 1931-м тот же режиссер позвал Николая в картину «У самого синего моря», где стал моряком Алексеем. И снова высокая оценка зрителя, после которой у актера появляются первые поклонники.
С того времени Николай Крючков стал очень востребованным. Его позвали в картины «Возвращение Максима», «За Советскую Родину», «Тайга золотая», «Человек с ружьем» и многие другие.
Настоящим успехом пользовалась картина «Трактористы», снятая режиссером Иваном Пырьевым. Лента вышла в 1939-м, и стала всенародно любимой.
В том же 1939-м выходят еще две картины, где снялся Николай Крючков. Это были ленты «Щорс» и «Станица дальняя», актер появился там в эпизодах, но все равно запомнился зрителю. В 1940-м артист засветился в лентах «Яков Свердлов» и «Брат героя».
В 1941-м, как и все другие мужчины СССР, Крючков пошел в военкомат, с просьбой отправить его на фронт. И получил отказ от военкома, который сказал, что он больше принесет пользы своей творческой деятельностью, чем на фронте с винтовкой. Пик творческой карьеры артиста пришелся как раз на годы великой войны. Время было очень тяжелым, но кино продолжали снимать, и в эпицентре этого процесса как раз и был Крючков. Середина 40-х годов добавила в фильмографию артиста много интересных картин : «Котовский», «Фронт», «Парень из нашего города», и др. Но слава и любовь зрителей достались двум другим проектам – «Свинарка и пастух» и «Небесный тихоход».
После войны Николай Крючков получил главную роль в фильме «Свет над Россией», в основу которого легли воспоминания матроса Рыбакова. Затем были «Три встречи».
«Звезда» и «Сталинградская битва».
После войны Николай Крючков снимается много и плодотворно. Его творческая биография пополняется все новыми и новыми картинами, каждая из которых становилась настоящим шедевром.
В 1956-м Николая Крючкова снова позвали на съемки фильма о войне. Он назывался «Бессмертный гарнизон» и рассказывал о самом начале войны и сражении на Брестской крепости. Фильм получил диплом Венецианского фестиваля.
«Сорок первый», «Ленинградская симфония», «Баллада о солдате», «Гусарская баллада», «Телеграмма», «Горожане», «Осенний марафон», «Цыганское счастье», «Дамское танго», «Сталинград» и др. В его биографии насчитывается около 140 работ.
Последними работами актера были ленты «Царь Иван Грозный» и «Ангелы смерти», вышедшие в 1991-м и 1993-м.
Георгий родился в обеспеченной семье окружённый заботой и вниманием. Отец-французский инженер, в своё время перебрался в Россию как специалист по строительству мостов, мать- богатая наследница рода сибирских золотопромышленников. Но семейное счастье оказалось не долгим, отец ушёл из жизни, когда Георгию не было и трёх лет. Несмотря на пережитое потрясение, мать Георгия при поддержке влиятельных родственников сумела дать ребёнку блестящее образование со знанием французского и немецкого языка.
В 1917 году с приходом большевиков к власти, семья окончательно осталась без средств существования. Именно в этот период, во избежание дальнейших неприятностей «буржуазная» фамилия де Мильё была подправлена на Милляр. В будущем Георгий никогда не афишировал своё истинное происхождение, так же как и не упоминал про знание иностранных языков.
По окончанию школы в Геленджике, молодой человек устроился в местный театр. Должность была далека от актёрской, он исполнял обязанности бутафора. Во время работы в театре, однажды случилось так, что ему пришлось срочно сменить внезапно заболевшую актрису. Несмотря на то, что роль была женская, от результата все остались в восторге! В течение нескольких лет, Милляр продолжал играть роли в местном театре, что позволило ему набрать необходимый опыт и даже стать местной знаменитостью.
В 1924 году юноша переехал в Москву, где поступил в школу юниоров при театре Революции, который в настоящее время носит название театр имени Маяковского. Отношение преподавателей к юному дарованию из-за его выделяющейся внешности и своеобразной дикции было неоднозначное. Но его рвение к актёрской профессии, в сочетании с профессиональным любопытством сделали своё дело.
По окончанию учёбы в 1927 году Милляр был официально зачислен в театральную труппу Московского театра Революции, где и проработал долгие 11 лет. Карьера в театре складывалась наилучшим образом. Георгий Францевич участвовал во многих спектаклях, были у него и свои любимые роли. Но, несмотря на театральную популярность, Георгий всегда мечтал сниматься в кино.
Первая попытка сниматься в кино была неудачной. Пробная съёмка у Александра Роу была провальной. Начинающий киноактёр не смог справиться с охватившим волнением, в роли ему было отказано. Какое-то время Григорию Милляру всё же удавалось сняться в нескольких небольших эпизодах.
Вновь Александр Роу вспомнил об актёре, когда набирал группу для съёмок фильма «По щучьему велению». Пробы на этот раз были успешными и его утвердили на роль царя Гороха. Это была первая полноценная роль в кино, а сама кино картина, вышедшая в 1938 году, оказалась настолько успешной, что уже скоро была запланирована другая киносказка.
Фильм «Василиса прекрасная», где Милляру была отведена роль Бабы-яги, раскрыл талант актёра полностью. Данная роль актеру досталась не сразу. Изначально планировалось, что её сыграет женщина. Но все многочисленные кандидатуры не удовлетворили режиссера. Тогда сам Георгий Францевич предложил:
«не женское это дело ведьму играть, молодая актриса не сможет быть такой страшной, а старухе не хватит сил так скакать».
В результате весь мир получил потрясающую Бабу-ягу, которую не удастся переиграть уже никому. Баба-яга в дальнейшем стала «визитной карточкой» актёра.
Другой запоминающейся ролью актёра был Кащей Бессмертный. Самая первая роль Кащея в одноимённом фильме, вышла на экраны в 1944 году. Снимался Георгий Францевич после перенесённой болезни сильно исхудавший. Такое телосложение позволило получить достоверный образ с минимальным нанесением грима. Кащей, получился действительно страшным. В 1967 году в фильме «Огонь, вода и медные трубы» Георгий Милляр снова порадовал ролью Кащея. Это был уже другой персонаж, более симпатичный и скорее комичный, чем страшный. Более поздние работы отличались иронией и чувством юмора. Роль Квака в фильме «Марья искусница» яркое тому подтверждение.
В дальнейшем Георгий Францевич снялся у Александра Роу, ещё в 16 фильмах сыграв около 30 ролей. Совместная работа двух мастеров сказочного жанра переросла в крепкую дружбу. На съёмочной площадке они понимали друг друга по выражению взгляда. Они вместе создавали образы, Роу полностью доверял таланту актёра, без долгих репетиций начинали съёмку.
Конечно же, такого яркого актера как Георгий Францевич не могли не заметить другие режиссеры.
Его часто приглашали на другие кинопроекты. За всю свою актёрскую карьеру Георгий Францевич сыграл около 100 ролей и эпизодов, всегда это были запоминающиеся персонажи. Помимо ролей в кино, актёр активно занимался озвучкой мультфильмов. Его неповторимый колоритный голос был всегда востребован.
Люди, знавшие Георгия Францевича лично, отзывались о нём как о человеке весёлом, образованном, лёгком в общении и очень скромном. Милляр очень любил рассказывать анекдоты часто довольно пошлые. Любил актёр, иногда и выпить, причём мог позволить это в процессе съёмок. Но всегда делал это умеренно, чтобы состояние не отражалось на работе. Несмотря на эту слабость, именитый актёр уделял своему физическому состоянию немаловажное значение. Его нередко можно было встретить за выполнением гимнастических упражнений. Достаточно сказать, что все трюки в фильмах он исполнял самостоятельно.
Родился Ростислав Плят в городе Ростов-на-Дону, в семье адвоката. Когда ему было 8 лет, от туберкулеза умерла мать. Вместе с отцом они переехали в Москву.
Театр нравился Ростиславу с самого детства. Он был постоянным посетителем школьного драмкружка, руководство которым взял на себя артист Лебедев. Перед ними часто выступали профессиональные актеры из МХАТа. Ростислав участвовал во всех постановках своего кружка и постоянно бегал в театр, чтобы не пропустить ни одного спектакля.
Во время получения паспорта Ростислав записал себя не Ивановичем, а Яновичем и прибавил еще одну «т» к фамилии. Так он стал Ростиславом Яновичем Пляттом.
Однажды в их доме появились знаменитые актеры, которым нужна была юридическая помощь. Отец будущего актера помог им справиться с неприятной ситуацией, а в качестве благодарности они дали возможность Ростиславу заходить в театр через служебный вход и присутствовать на всех постановках.
Именно благодаря этим актерам талантливого подростка зачислили слушателем театральных курсов под руководством Юрия Завадского.
В 1927-м курсы остались позади, и его взяли на работу в Театр-студию Завадского, где он впервые вышел на сцену как профессиональный актер.
В 1936-м театр Завадского уезжает из столицы и обустраивается на новом месте – в Ростове-на-Дону.
Первым заметным успехом стала постановка «Дни нашей жизни», где Ростислав сыграл Фон Ранена. Критикам очень понравилась тонкая игра молодого актера, его потрясающий психологизм, творческая работа над ролью.
Через 2 года Плятт снова оказывается в Москве и выходит на подмостки театра «Ленком». В 1941-м он стал актером театра Драмы.
В 1943-м актер окончательно переходит в театр им.Моссовета, которому он отдал весь свой творческий потенциал и на сцену которого выходил до последнего. Он прослужил в этом театре больше сорока лет, сыграл почти полсотни героев, участвовал во всех его постановках. Он стоял на одной сцене с Фаиной Раневской и Верой Марецкой.
Впервые Ростислав Плятт появился в кино когда ему было уже 30, в картине «Подкидыш». Ему досталась роль беззащитного холостяка, который совершенно не знает, как себя вести с незнакомой смелой девочкой.
Главной ролью его кинематографической биографии стал пастор Шлаг в картине «17 мгновений весны». Его герой очень полюбился зрителям.
Последним проектом, в котором снялся Ростислав Плятт был фильм «Визит к Минотавру», где он перевоплотился в скрипичного мастера Амати.
На съемочной площадке этого фильма актер получил травму шейки бедра. В сценах с его участием он мог только сидеть, а до машины мог добраться только с помощью инвалидной коляски, в которую его усаживал партнер по фильму актер Сергей Шакуров. Полученная травма негативно сказалась на дальнейшем творчестве Плятта, он стал реже появляться на театральных подмостках.
Ростислав Плятт участвует в радиопостановках и телеспектаклях, озвучивает мультфильмы. Его голос можно было услышать и с пластинок для детей, на которых были записаны любимые сказки малышей. Плятт дублировал множество фильмов, которые стали настоящей классикой в кино.
В 1961-м он стал Народным артистом Союза.
Он был очень талантливым актером, из него получился бы не менее талантливый режиссер, преподаватель, руководитель кафедры. Но Ростислав Плятт постоянно отказывался, шутил, что он из тех солдат, которые не видят себя генералами. Его жизнь была наполнена театром и по-другому он себя не представлял. Он играл на сцене до тех пор, пока мог стоять на своих ногах. Можно было и дальше продолжать работать, режиссеры не отпускали талантливого актера, но он не хотел, чтобы его инвалидную коляску видел зритель.
Вначале своего творческого пути Евгений Самойлов не признавал кинематограф, считая его чем-то несерьезным и далеким от искусства. По его мнению, настоящее служение Мельпомене было исключительно на театральных подмостках. Но после съемок в роли легендарного Щорса, он в корне изменил свое мнение о кино, и на протяжении всей жизни с удовольствием выходил на съемочную площадку.
Родился будущий актер в Петербурге, в обычной семье рабочего. Отец трудился на Путиловском заводе, и был единственным кормильцем в семье. Мама занималась домашним хозяйством. 9 января 1905 года на Путиловском заводе началась забастовка. Возглавлял шествие Георгий Гапон, и когда по ним открыли огонь, то многие рабочие погибли, а Валериана Самойлова спасло чудо.
Любовь к исскуству Евгению привили родители. С матерью они часто бывали в Русском музее, в это время у него появляется мечта – стать известным художником. С отцом - на спектаклях в Александринском театре. В старших классах Самойлов начал заниматься в частном училище актерского мастерства, основателем которого стал Николай Ходотов, известный артист.
Евгений попал туда чисто случайно. Друг попросил поддержать его на экзаменах, и Самойлов согласился. Он очень удивился, когда узнал, что его тоже приняли. Теперь он стал постоянным посетителем «Александринки», и ему все больше нравилось выходить на сцену. В 1930 году Евгений Самойлов окончил Ленинградский художественный политехникум, и был принят на службу в Ленинградский театр актерского мастерства, которым руководил Леонид Вивьен. Спустя четыре года Евгений сменил место службы и пополнил труппу Театра им. Мейерхольда. Его взяли, хоть он и провалил прослушивание.
Кинемотографическая карьера Самойлова началась с фильма «Случайная встреча». Работа на съемочной площадке артиста не впечатлила, и ближайшие два года он наотрез отказывался от съемок, предпочитая им работу в театре. Вновь оказаться на съемочной площадке Самойлову довелось с легкой руки режиссера Александра Довженко. В то время он подыскивал артистов для новой ленты «Щорс», которую заказал сам Сталин. Режиссер побывал во многих театрах, не обошел своим вниманием и Мейерхольда, где как раз репетировали спектакль «Как закалялась сталь».
Евгений абсолютно не походил на Щорса, не владел украинским языком, не ездил верхом, но Довженко почему-то решил, что это именно тот актер, которого он искал. Самойлов согласился на участие в этой картине, и был поражен самоотверженностью актерского состава и мастерством режиссера. Потом он сказал, что благодаря Довженко он познал всю силу кинематографа, и влюбился в него навсегда.
Вскоре театр Меейрхольда, в котором служил Самойлов, закрыли, по причине пропаганды чуждых советскому человеку представлений об искусстве. Спустя некоторое время на экраны вышла картина «Щорс», Евгений за свою работу удостоился Сталинской премии. Теперь у артиста не было обязательств перед театром, и он смог полностью окунуться в мир кино. До войны он побывал на съемочной площадке пяти фильмов, среди которых был и «Сердца четырех».
В 1940-м Евгений Самойлов поступил на службу в Театр Революции, переименованный впоследствии в театр им.Маяковского. На его сцену он выходил вплоть до 1967-го, и за долгие годы службы артист был задействован во многих постановках классического и современного репертуара. Среди его героев были исторические личности – Гамлет, Ясон, герои революции и войны – Серго Орджоникидзе, Олег Кошевой, Константин Рокоссовский.
Параллельно с театральными подмостками Самойлов продолжает плодотворное сотрудничество с кинематографом. В картине «В шесть часов вечера после войны» он примерил на себя образ артиллериста Кудряшова, и в свои тридцать четыре года снова получил Сталинскую премию. Режиссером картины был Иван Пырьев, который наряду с историческими событиями сумел передать дух того времени, стремление народа к победе, веру в то, что вскоре наступит долгожданный мир.
С 1940 по 1960 год карьера Евгения Самойлова стремительно взлетает вверх. За двадцать лет он успел сняться в двадцати семи картинах. Его снимают известные режиссеры – Эраст Гарин, Иван Пырьев, Владимир Басов, Абрам Роом. Самыми выдающимися работами артиста того периода стали ленты «Герои Шипки», где он примерил генеральскую форму Скобелева, «Олеко Дундич», в котором Самойлов стал полковником Бобровым, «Живые и мертвые», где ему досталась роль командира батальона.
В 1967-м в их театре произошла смена руководства, и Самойлов покинул труппу. На тот момент ему исполнилось пятьдесят пять лет. В следующем году он уже выходил на сцену московского Малого театра. Артист продолжает активно сниматься, и в это время выходит еще одна картина, ставшая знаковой в отечественном кинематографе – «Они сражались за Родину», режиссера Сергея Бондарчука. В этой ленте Самойлов сыграл полковника Марченко.
После этого на протяжении девяти лет Самойлов не снимался. Зрители снова смогли увидеть любимого артиста только в 1984-м, когда режиссер Юрий Соломин пригласил его на съемки картины «Берег его жизни». В основу ленты легла история жизни известного путешественника Миклухо-Маклая.
В последние два десятка лет своей жизни Евгений продолжает сниматься, но уже гораздо реже. За это время на экраны вышло пять фильмов с его участием. Последней его работой была лента «Спас под березами», где он появился в одном из эпизодов. Самойлов не отказался от съемок, хотя на тот момент ему шел 91-й год.
Родился Сергей Столяров в небольшом селе Беззубово недалеко от Тулы. Метрику с его датой рождения потеряли, поэтому он сам считал своим днем рождения 1 ноября 1911 года. Намного позже, уже в 21-м веке усилиями его семьи удалось разыскать записи в церковных книгах, где записано, что правильной датой нужно считать 4 июля по старому календарю или 17 июля по новому.
Семья мальчика была многодетной, в ней подрастали пятеро детишек. Отец семейства работал лесником, но погиб в Первую мировую. Материальное положение было очень тяжелым, детям пришлось работать с ранних лет. Сережа начал трудиться в пять лет, он подрядился к богатому соседу пасти его коров.
В 1919-м их семья попала под продразверстку, и осталась на зиму без продуктов питания. По настоянию бабушки все братья отправились в Ташкент, где можно было разжиться хоть какой-то едой. Однако до Ташкента Сергей не доехал, в поезде он «подцепил» тиф и попал в одну из курских больниц. Братья не могли дожидаться, пока он выздоровеет, и поехали дальше.
После выписки из больницы Сергею некуда было податься, поэтому врачи похлопотали и его взяли в детский дом.
Мальчик учился с удовольствием, но больше всего ему понравилось репетировать в детском любительском театре, организованном воспитателями.
У Столярова появилась мечта связать свою жизнь с искусством, но у него не было для этого никакой возможности. Нужно было выбирать профессию, которая сможет его прокормить. Сергей решил ехать в Москву, и продолжить обучение в ремесленном училище. После окончания учебы он мог работать слесарем и машинистом.
Трудовая биография Сергея Столярова началась в железнодорожном депо. Но он понимал, что очень хочет на сцену, поэтому старался не пропустить ни одной репетиции в театральной студии, которую вел Алексей Дикий. Его задействовали в нескольких постановках, именно после этого Сергей получил приглашение от Театра Красной Армии и вошел в его труппу.
Кинематографический дебют Сергея Столярова состоялся в 1935 году. Ему доверили роль летчика в картине «Аэроград». После выхода ее на экраны, Столяров не стал известным и популярным актером, но это был первый шаг в удивительный мир кинематографа. Сергей попал в поле зрения режиссера Григория Александрова, и вскоре тот позвал его на съемочную площадку картины «Цирк». После проката фильма Столяров оказался на вершине славы. На него смотрели, как на воплощение мужества и благородства, его фото пытались раздобыть все любители кино.
Через некоторое время ленту представили на всемирном фестивале киноискусств в Париже, но Столярова в числе приглашенных не оказалось.
Незадолго до премьеры расстреляли оператора Владимира Нильсена, которого арестовали по ложному обвинению. Ему припомнили и его «несоветскую» фамилию, и это послужило отягчающим обстоятельством при вынесении приговора. Столяров выразил протест против решения суда, и отказался не только прийти на премьеру картины «Цирк», но и получить правительственную награду.
Во время работы этого фестиваля скульптор Вера Мухина представила свою новую работу, получившую название «Рабочий и колхозница». Так вот, прообразом ее рабочего послужил именно Столяров. Этот монумент стал впоследствии эмблемой киностудии «Мосфильм», и его знает практически весь мир.
В 1943-м артист впервые снялся в детском кино. Его первой работой стала лента «Кощей Бессмертный», спустя несколько лет на экраны вышли сказки «Садко» и «Илья Муромец». После серьезных работ в кинематографе Столярову поначалу было неуютно в образах сказочных героев, он боялся показаться смешным и нелепым, но сумел органично вжиться в их роли и проявить себя совсем с другой стороны.
Столяров приобрел просто феноменальную популярность, он уже не мог спокойно пройти по улице, его узнавали везде. Лента «Илья Муромец» была представлена на фестивале в Венеции и стала обладателем первого приза. Но Сергей Столяров на этом празднике кинематографии отсутствовал – руководство страны отказало ему в выезде за границу, потому что за ним уже давно закрепилось звание неблагонадежного.
Кроме актерского таланта в Столярове проснулся и талант сценариста. Он решил написать собственный сценарий о Дмитрии Донском, но он так и остался неоконченным – Столярова подкосила болезнь.
Высокий (1,98 метра), статный, красивый — ему просто на роду было написано играть царей, полководцев, рыцарей. И их в творческой биографии актера Николая Черкасова немало. Достаточно сказать, что одного лишь «рыцаря печального образа» Дон Кихота он сыграл в своей жизни целых пять раз. Четыре раза на театральной сцене и один в кино.
Родился Николай Черкасов в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного служащего.
Первый спектакль, который Николай увидел в своей жизни, был "Руслан и Людмила" в Мариинском театре. Тогда он ещё учился в начальных классах гимназии. По словам самого Черкасова, впечатление у него осталось волшебное. Летом 1917 года его внезапно захватила музыка. Интерес к ней у мальчика был настолько силён, что он в одиночку посещал концерты графа Шереметева, ходил на утренники в филармонию и даже ездил в Павловск, где обычно выступали известные музыканты. Его кумиром стал Фёдор Иванович Шаляпин.
В 1919 году закончил Петроградскую трудовую школу и подал заявление в Военно-медицинскую академию. Но в душе он сомневался в своём выборе. И Черкасов поступает в студию мимистов, руководимую А. Кларком. Проучившись там всего лишь несколько недель, 16-летний Черкасов был зачислен мимистом в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета. С 1920 года начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета. Осенью 1923 года подал заявление в Институт сценических искусств и одновременно с этим в Институт экранного искусства. Талантливого юношу приняли сразу в оба заведения. Он выбрал первый, по окончании которого стал артистом Театра юного зрителя.
В кино актер дебютировал в 1927 году, сыграв циркового клоуна в картине «Его превосходительство». Настоящая популярность пришла к нему в 1936 году, после того, как все увидели его в образе профессора Жака Паганеля в картине «Дети капитана Гранта». Ну а вскоре пришла для Черкасова пора царей, князей, баронов. Начал он с царевича — в фильме «Петр Первый» сыграл царевича Алексея. В 1938 году вышел «Александр Невский», где Черкасов исполнил роль князя Александра Невского. В 1942 году в картине «Его зовут Сухэ-Батор» актер появился в образе барона фон Унгерн-Штернберга.
В первые месяцы войны Черкасов попал в числе других эвакуированных жителей Ленинграда в Новосибирск. Там он создал концертную бригаду артистов Театра имени А.С. Пушкина и отправился с гастролями на корабли Балтийского флота. В апреле 1943 года актёра вызвали в Алма-Ату для съёмок к фильме "Иван Грозный". 26 февраля 1947 года за исполнение главной роли в фильме Черкасову было присвоено звание Народного артиста СССР.
Весной 1946 года состоялась первая заграничная поездка Черкасова — в составе делегации деятелей советской кинематографии он вылетел в Чехословакию на фестиваль советских фильмов. Через несколько месяцев после этого судьба вновь забросила его в эту страну на съёмки в фильме "Весна" Григория Александрова.
На рубеже 1940-1950-х годов (когда на 16 советских киностудиях снималось всего 10-15 картин в год) Черкасов без дела не сидел. Правда и фильмы, в которых он снимался, были в основном историко-биографические. В 1950 году за роль Левашова в картине "Счастливого плавания" Черкасову была присуждена пятая по счёту (последняя в его карьере) Сталинская премия. Загруженность Черкасова в кино в те годы была достаточно высокой. А ещё актёр занимался и общественной деятельностью как член Советского комитета защиты мира. В этом качестве он тогда объездил чуть ли не полмира.
В 1952 году увидела свет книга Черкасова "Записки советского актёра", которая имела большой успех у читателей.
В марте 1956 года Черкасов снимается в главной роли фильма Григория Козинцева "Дон Кихот". Эта роль многое значила для него, так как он уже пять лет нигде не снимался. За исполнение роли Черкасову была присуждена премия "Лучшему актёру".
В июне 1964 года (после того как Черкасову присудили Ленинскую премию за последний фильм) его внезапно уволили из театра. В театр пришло распоряжение сократить актёрские кадры. И тогда директор театра решил "сократить" в первую очередь жен актёров, и Нина Черкасова была в их числе. Черкасов сказал, чтобы сократили его, написал заявление, и его уволили. Для артиста это было сильным ударом.
Несмотря на удары судьбы и ухудшающееся здоровье, актёр не сдавался. В 1965 году он съездил в свою последнюю загранкомандировку — в Лондон. В мае 1966 года нашёл в себе силы провести отчётно-выборную конференцию Ленинградского отделения ВТО.
Николай Черкасов — единственный актёр, чьё лицо запечатлено на ордене. Сталин лично выбрал и утвердил портрет Черкасова для одной из высших государственных наград — советского ордена Александра Невского.
Родился Борис Чирков в Нолинске Вятской губернии. С детства Борис Петрович был влюблен в искусство. Будучи маленьким мальчиком, он бегал тайком посмотреть первые, еще немые фильмы. Близкие не сразу одобрили увлечение мальчика, ведь он был двоюродным племянником Вячеслава Молотова, и в семье хотели, чтобы маленький Боря пошел по стопам дяди.
В семь лет Борис Петрович поступил в общеобразовательную школу второй ступени. В старших классах отец привлек Бориса к театральной самодеятельности, ведь он с детства с удовольствием пел и играл на гармошке. Первой работой на сцене стало место суфлера, после ему давали эпизодические роли. Тогда эта работа была увлечением, и никто не подозревал, что оно перерастет в дело жизни.
В двадцать лет Борис Чирков отправился в Петроград, чтобы продолжить обучение. Вместе с другом они сдали вступительные экзамены в политехнический институт, однако Борис Петрович понял, что его биография не будет связана с точными науками, и поступил в театральный вуз.
В 1928 году вышел на экраны первый фильм с участием Бориса Петровича – «Родной брат». Увидев себя на экране, Борис Чирков разочаровался. Фильм вышел немым, роль была небольшой, и актёр был уверен, что не сумел передать характер персонажа, был неестественным и неуместным. Ему настолько не понравилась своя работа, что он убежал из зала, не досмотрев фильм.
В 1931 году его пригласили на эпизодическую роль в ленте Козинцева и Трауберга «Одна». Работа Бориса Петровича понравилась режиссеру, и он пригласил актера в другую ленту – «Путешествие в СССР». В этом фильме ему досталась уже не эпизодическая, но все еще маленькая роль деревенского парня, однако фильм так и не сняли.
Сотрудничество с Траубергом на этом не прекратилось, и когда он приступил к созданию ленты со звуком «Юность Максима», то сразу же пригласил Бориса на роль Демы. Во время первой же репетиции стало ясно, что Борис Петрович сыграет не второстепенную, а главную роль – Максима. Фильм имел успех, поэтому спустя шесть лет вышла вторая часть «Возвращение Максима», а еще спустя год свет увидел третью часть ленты – «Выборгская сторона».
Борис Петрович одновременно работал над несколькими фильмами. В 1937 году он снимался в роли старого крестьянина в фильме «Чапаев». В 1939 также шла работа над двумя лентами: «Выборгская сторона» и «Учитель».
В середине прошлого века советский кинематограф переживал возрождение. Цензура становилась слабее, в фильмах стали появляться легкий юмор и человеческое тепло. Именно в то время на экраны вышел фильм «Верные друзья», где Борис Чирков сыграл вместе с Василием Меркурьевым и Александром Борисовым.
Все это время актер продолжал работать на театральной сцене. Из самых ярких постановок стоит отметить «Продолжение следует», «Борис Годунов» и «Правда - хорошо, а счастье лучше...».
Последняя лента в фильмографии Бориса Чиркова - фильм-спектакль «Машенька». После 1977 года актер ушел на покой, т.к. здоровье не позволяло ему сниматься и играть как раньше.
В 1955 году Борис Петрович стал преподавателем в знаменитом ВГИКе. На протяжении восьми лет он помогал молодым талантам научиться сценическому мастерству, однако и этот пост был вынужден покинуть из-за проблем со здоровьем.
|