Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Consuelo de mi almaСоздан: 07.07.2015Статей: 47Автор: ConsueloПодписатьсяw

Колин Маккалоу и ее «Владыки Рима» (Римская серия)

Обновлено: 09.07.15 12:23 Убрать стили оформления

I. «Первый человек в Риме»

«Первый Человек в Риме считался первым среди равных — людей с одинаковыми возможностями. Это больше чем царь, больше чем деспот. Царь опирается на происхождение, деспот — на меч. Первый же Человек, кроме силы и происхождения, должен быть наделен еще и умом. Соперники ждут законного повода убрать его с дороги, значит, их нужно укротить, подчинить, купить — словом, сделать союзниками.
Первый — больше чем консул. Два консула сменяются каждый год. Много их было, много их будет. Но за всю историю Республики лишь несколько человек могли называться Первыми».


Объемный, многослойный роман, повествование которого охватывает последние годы II века до н.э. - начало I века н.э. В сюжет искусно вплетены судьбы множества личностей, события, участниками ли свидетелями которых они стали. Интриги и разврат, честь и благородство, коварство и жестокость, добродетель и любовь - все сплелось в канву удивительной и сложной истории становления Древнего Рима на пути от Республики до Империи. Повествование целиком захватывает внимание, даже несмотря на обилие имен и прочих мелких, но целесообразных штрихов. Показаны быт и нравы римлян той поры, их верования и цели, их борьбы за мировое господство и подчинение соседних земель и народов, противоборство Сената и Народного собрания. Их чувство превосходства во всех сферах над прочими нациями. Не ни одного лишнего слова, нет долгого многократного описания одного и того же. Личной жизни своих героев автор уделила, наверное, меньше всего внимания, в большей степени, социально-политической обстановке, военным походам и противостоянии с царем Нумидии Югуртой. Одним из главных героев является консул Гай Марий - человек, не рожденный в Риме, что сразу понижает его статус, однако, сильный и талантливый полководец, проводивший весьма полезные и эффективные реформы, включая, военную и аграрную. Гай Марий стремится к власти, но не ради самой этой власти, а ради возможности принести пользу народу и государству. «Новый человек» с радикальными взглядами и идеями, ломающими уже установившийся миропорядок. Это человек чести, не испорченный ни завистью, ни жадностью.

В противовес ему мы видим Луция Корнелия Суллу, обладавшего древним патрицианским родом, но только лишь именем, ни состояния, ни настоящей семьи у него не было. Детства не было также. С рождения Сулла пребывал на дне общественной жизни, без особого просвета на благополучное будущее. Сулла - человек многих пороков, не брезгующий никакими способами ради достижения своих целей. Это глубоко развращенный мужчина, чьей сильнейшей привязанностью является юноша Метробий, да еще и маленькие дочь и сын. Мария и Суллу объединяют не только общие дела, но и родственные узы посредством брака на родных сестрах, дочерях Гая Юлия Цезаря, дедушки и полного тезки самого известного древнего римлянина в истории. Юлии - род древний и патрицианский, породниться с ними - невиданная честь, хотя они уже не столь богаты. Гай Юлий Цезарь - интересная персона, гордый патриций, но при этом достаточно широких взглядов, благородный и честный, искренне любящий своих четверых детей. Его жена Марция, тоже из древнего рода, ему под стать, истинная римская матрона. И какие разные по характерам у них дети: болезненный старший сын, целеустремленный младший, мечтающий создать хорошую семью, старшая дочь Юлия - разумная и порядочная, младшая дочь Юлилла - испорченна и капризна, думает только себе и своих желаниях.

Юлия становится женой Гаю Марию, хотя он намного ее старше, но между ними любовь и взаимопонимание. Юлилла, чуть ли не насильно женит на себе Суллу. В то время как Юлия становится, как и предполагалось, хорошей женой и матерью, Юлилла спивается, забрасывает двоих детей и надоедает даже Сулле. Но прожила она не долго, и Сулла женился во второй раз, снова неудачно. Как сам себе и окружающим признается Сулла, его сердце просто не способно любить, ведь любовь - это слабость и потеря контроля над самим собой. А Гай Юлий Цезарь, отец будущего военного гения и диктатора, находит жену, о которой так давно мечтал. Аврелия Котта, во многом схожа с Юлией (не зря Гай Юлий Цезарь-младший так любил свою тетю), признанная красавица, разумная и добродетельная девушка, она сама выберет в мужья сына Цезаря, хотя и могла предпочесть лучшую партию.
Главный герой романа - Рим. Рим с его историей, с его душой и атмосферой, с его мощью и властью. Прекрасная книга для тех, кто хотел бы соприкоснуться с историей великого государства.

II. «Травяной венок»  (Венец из трав/Битва за Рим) 

Второй роман серии по-прежнему написан увлекательно и на должном, высоком уровне. I век до н.э. Рим. Закат Республики. Старые ценности и традиции начинают утрачивать былое влияние. Рим продолжает расти, прочно и уверенно распространяя свою неограниченную гегемонию на мир. Лишь одного слова "Рим" достаточно, чтобы привести в страх и трепет ближайших и дальних соседей могучего государства. Но некоторые пытаются бороться, бороться за свои права, равные с коренными гражданами Рима, за свою свободу, за свою независимость. И вот уже италики, многочисленные племена Италии поднимаю знамя борьбы с грозным соседом. И многими движет мерцающая мечта единого и неделимого государства - Италии. За что они ратуют? Изначально, за равные права с римлянами, а позже уже за свободу. Рим по-понемногу начинает лихорадить. В Сенате противоборствующие группировки вступают в ожесточенную схватку, и порой не только на словах...

В это время Луций Корнелий Сулла продолжает свое восхождение к неограниченной власти. Кроме вопросов политики, автор уделяет время и обстоятельствам личной жизни, как Суллы, так и всех прочих героев. Сулла, по сути, не способный к любви, был привязан только к Метробию, своему давнему юному любовнику, и родному сыну, умершему слишком рано, но за дыхание жизни которого Сулла не пожалел бы ничего, включая жизнь другого своего ребенка, дочери Корнелии. Благодаря своему острому уму и хватке, этот в полной мере, страшно аморальный человек, умел добиться своих целей, как в мирное время, так и во главе войск, как дипломат, так и политик. Еще одним важным персонажем является Гай Марий, уже постаревший, перенесший несколько ударов, характер которого начинает меняться в худшую строну. Импонирует позиция его жены Юлии, любящей и добродетельной жены и матери.

В этом романе пред зрителями впервые предстает чудо-ребенок, выросший в Гая Юлия Цезаря. Цезарь-младший уже в детском возрасте отличался от других детей своим не по годам развитым умом и живым характером. Уже видны черты его сущности, в полной мере проявившиеся во взрослом возрасте. Цезарь - личность бесконечно интересная, а потому о нем было читать весьма и весьма любопытно. В романе читатель встретит еще множество женских и мужских судеб, горьких и тяжелых, удачных и счастливых. Герои предстают живыми, некоторым сопереживаешь, некоторые вызывают открытую неприязнь, как, к примеру, маленькая Сервилия Цепиона и ее папаша. Зато порадовал брат Ливии Друзы Марк Ливий Друз, в предыдущем романе очень нехорошо поступивший с сестрой, но сейчас полностью оправдавшийся. 

III. «Фавориты Фортуны»

Роман, как и предыдущие части серии, увлекает с первой же страницы. Стиль автора делает доступным сложный материал описываемых событий. Именно в данном повествовании автор подходит к анализу падения Республики и дальнейшему образованию Империи, включая переходный период диктаторства. Перед глазами читателя ярко проносятся войны Рима с Италией, с азиатскими государствами, с Испанией, с самим собой. Кроме того, показан мятеж гладиатора Спартака, на историю которого автор смотрит под несколько иным, чем широкоразрекламированный углом зрения. Много военных событий, без которых невозможно понять историю и дух Древнего Рима, полководцы, стяжавшие себе славу и обессмертившие свое имя в веках. Противостояние Квинта Сертория, поднявшего свои легионы против диктатора Суллы, и молодой, но уже самоуверенно-амбициозный Гней Помпей, сам себя прозвавший Магн, то есть Великий. Весьма правдоподобна описана атмосфера царившего страха при правлении Суллы, когда любой мог быть попасть в проскрипционные списки, списки приговоренных к смерти. У провинившихся отбирали абсолютно все, но главное – достоинство (главнейшее понятие в жизни римлянина) и римское гражданство. Санкции распространялись на всю семью приговоренного к ужасной смерти.

И именно в такой ситуации прекрасно противопоставлены личности двух будущих главных действующих лиц истории Рима: Гнея Помпея и Гая Юлия Цезаря. Помпей производит отталкивающее впечатление, ради удовлетворения своих честолюбивых амбиций он готов идти на многое, в личной жизни это отражено наиболее ярко. В отличие от него, еще совсем молодой Цезарь вызывает уважение. Он наделен множеством достойных качеств, главное из которых превосходство интеллекта, но и личное обаяние. И кажется, что вовсе железный, но это лишь на первый взгляд. Под непроницаемой маской прирожденного лидера скрывается умеющая глубоко чувствовать и переживать душа. И это наиболее ярко показано в отношении любимой жены Циниллы. Они были женаты с детства, но в супружеские отношения не вступали. Цинилла росла в дома Цезаря, и он смотрел в ее любящие глаза, относился к ней скорее как к младшей сестренке. Но когда Сулла приказал ему развестись с Циниллой, юный Цезарь отказался, подвергнув тем самым свою жизнь опасности и попав в проскрипционные списки. Почему он отказался разводиться с той, что не была еще его женой? По многим причинам: так как не желал оставаться фламином Юпитера, так как продемонстрировал свой характер Сулле, не дрогнув и не испугавшись грозного диктатора, но еще и из-за привязанности к маленькой Цинилле, в отношении которой Цезарь не мог допустить несправедливости.

Тяжело Цезарь переживал смерть любимой тети Юлии, от которой он получал материнские ласки, а не от родной матери, строгой и серьезной Аврелии. Но еще тяжелее стала смерть в родах любимой Циниллы, матери Юлии, обожаемой дочери Цезаря. Таких слез, что Цезарь пролил над телом усопшей жены, от него никто уже никогда не видел. И эти чувствительные моменты делаю сложное произведение более художественным, более сенситивным. Но в данной книге есть, кроме политики и войны, римские обычаи, традиции, законы, юмор и человеческие взаимоотношения. 

IV. «Женщины Цезаря»

«Любовь делала его уязвимым, а Цезарь это ненавидел»

В серии «Владыки Рима» подкупает многое: тематика, стиль повествования автора, яркие герои, а так же то, что практически каждый из романов можно читать как отдельную книгу без обязательной привязки ко всей серии. Личность великого Гая Юлия Цезаря интересовала меня с самого детства, поэтому с удовольствием читаю о нем все больше и больше разнообразной информации. Исходя из названия романа, можно предположить, что речь пойдет о любовных приключениях знаменитого римлянина, и с одной стороны, так оно и есть, но автор верна себе, а потому перед глазами читателя встает красочное полотно последних дней существования Республики, со всеми политическими перипетиями и военными маршами.

Образ Цезаря интригует: это очень умный, очень проницательный, тонко мыслящий человек, умеющий добиться своего, но и проявить удивительное великодушие. Пока еще он на пути к своему величию, но характерные черты его существа уже выработаны. В блеске фамильного обаяния древнего патрицианского рода Юлиев, по легенде произошедших от сына легендарного троянского героя Энея Аскания и самой богини Венеры. Сложно было во всем Риме найти более знатную, более чистокровную семью. Цезарь умел пользоваться своей притягательной внешностью, но не ради любовных побед самих по себе, а ради той или иной политической, карьерной выгоды. У него было три жены и множество любовниц. Ведь женщина, хоть и практически бесправное существо, но благодаря ее авторитету и связям, многие честолюбцы добивались больших взлетов.

Однако настоящее чувство он испытывал только к первой жене Корнелии Цинилле, подарившей ему единственного законного ребенка, дочь Юлию. Со смертью Циниллы в самом Цезаре будто что-то умерло. Но он обожал свою дочь и сыновней любовью был привязан к матери Аврелии. В романе описана и связь Цезаря с Сервилией, матерью Марка Юния Брута, одного из будущих убийц Цезаря. Сервилия и ее сын показаны, в противовес Цезарю, не самыми приятными личностями. Брут в юности был влюблен в маленькую Юлию, которая, поначалу, отвечала взаимностью. Однако Юлия росла и все любовь ее к этому неказистому юноше шла на убыль. А позже на горизонте явился Помпей Великий. Да, он намного старше Юлии, даже старше Цезаря, но это политически верный союз. Юлия не просто согласилась выйти за Помпея, но и искренне его полюбила. Этот союз был счастливым, и напомнил брак тети Цезаря и Гая Мария, тоже удачный. А у Сервилии и ее сына появился весомый аргумент в пользу ненависти к Цезарю...

Стоит отметить послесловие автора. Колин Маккалоу тринадцать лет исследовала историю Древнего Рима. Там, где в угоду художественному замыслу, сюжет претерпел некоторые изменения, автор дает объяснения. Кроме того, роман оснащен картами, изображениями бюстов героев, и подробным глоссарием. Такое отношение к читателю вызывает большое уважение к автору!

V. «По воле судьбы»

«Марий был «новым человеком» без родословной. Сулла имел родословную, но он не соответствовал ей...А Цезарь безупречен. У него нет ни одного уязвимого места, куда мог бы проникнуть самый узкий кинжал. Он не пьет вина, так что всегда ясно мыслит. Когда он говорит о чем-то невероятном, ты знаешь, что ему это доступно. Ты назвал его уникальным, Антоний, и ты не ошибся. Не отрицай, ты мечтаешь превзойти его, но без реальных шансов на то. И ни у кого из нас нет этих шансов. Так зачем понапрасну себя изнурять? Даже если отбросить его гениальность, останется нечто, чему нельзя найти объяснения...Пройдет хоть тысяча лет, нам подобного не достичь...»

Пятая книга в серии об истории последних дней существования Римской Республики написана на все том же высоком уровне, как в художественном плане, так и в историческом. Сюжет романа «По воле судьбы» повествует о взлете великого Гая Юлия Цезаря. Буквально сквозь каждую строчку читателю передается уважение и восхищение, которые автор питает к этой, без всяких прикрас, уникальной личностью в истории человечества. Поднимая Цезаря на недосягаемые высоты, Колин Маккалоу приводит и образы других героев, но объективно гораздо более значительнее. Гней Помпей, современник, заклятый друг, зять, враг – то же личность очень интересная, ведь не называют же «великим» прижизненно абы кого? Однако, у Помпея масса недостатков, и он заметно уступает Цезарю не только в размахе личности, не только в особенностях характера, не только в жизненном пути и его завершении, но и в чувствах, которые он вызывал у современников, и у историков, и у нас, как читателей.

Трагична судьба юной Юлии, единственного законного ребенка Цезаря от любимой первой жены Корнелии Цинниллы, умершей в родах. Смерть любимой жены сильно ударила по Помпею, но еще сильнее она поразила Цезаря. Смерть жены будто бы убила в нем часть души, а потеря обожаемого ребенка, в котором продолжала жить Корнелия, словно вырвала у Цезаря нечто человеческое. К этой тяжелейшей потери прибавилась смерть матери, собственно и выковавшей характер Цезаря. Эпизоды об этих, одна за другой чередующихся, потерях читать было очень тяжело...Как всегда уделив много времени анализу психологических портретов своих героев, автор затронула и тему войны, а ее и нельзя было обойти, ибо это было время триумфальных побед Цезаря в «длинноволосой Галлии». Склоки и недопонимания между племенами, как их называли римляне, варваров, умелое и хладнокровное руководство своими солдатами Цезаря, привело к покорению очень сложного врага. Здесь и история о внебрачном сыне, и дипломатические хитрости, и политические тонкости, и борьба партий и различных сил, и удивительный самоконтроль Цезаря, и его талант в военном (и не только) дело, и его взаимоотношение с солдатами и отношение к окружающим.

И, безусловно, столкновение бывших почти родственников Цезаря и Помпея, которое просто было невозможно избежать. Тот самый переход через Рубикон и вошедшая в историю фраза «жребий брошен». Вход Цезаря в Рим и бегство Помпея и его сторонников, а после и его убийство. И здесь уже мы видим Цезаря, образ которого покорил множество поколений, образ истинного Первого Человека в Риме...Да, Колин Маккалоу очень любит Цезаря, но ведь есть же за что! И эта любовь передается читателю)) 

 

VI. «Падение титана, или Октябрьский конь»

«...Для него мир наполнен вещами, которые надо упорядочить, и только он видит, как это надо сделать. Потому он постоянно задает всем вопросы, во всем разбирается, все анализирует, препарирует, потом соединяет разъятые части в единое целое, но уже лучшее, уже более практичное, если так можно сказать. Как получилось, что он, самый знатный аристократ, избежал присущих своему классу пороков? Откуда в нем способность заглядывать далеко-далеко? Ответ прост. Цезарь не принадлежит ни к какому сословию. Он вне сословий. Он единственный из тех, кого я знаю или о ком читал, видит как всю гигантскую картину мира, так и любую мельчайшую ее деталь...»

Сюжет шестого романа Колин Маккалоу из серии «Владыки Рима» повествует о действительно переломном моменте в истории Древнего Рима: падение Республики, возвышение в статус «Первого человека» Гая Юлия Цезаря и его убийство, гражданская война и установление принципата, иными словами, первый шаг на пути к неизбежному переходу в состояние империи. Гай Юлий Цезарь, безусловно, уникальная личность в истории. Его можно любить или ненавидеть, восхищаться или презирать, почитать за героя или признать алчным тираном, но нельзя отрицать ни величия всей его фигуры, ни дел и мыслей, чем отметился этот человек в истории своей родины и мировой цивилизации, золотыми буквами вписав свое прославленное имя на скрижалях вечности. Полярное мнение о Цезаре прослеживается не только у современных исследователей, но и, конечно, у современников героя, часть из которых, прикрываясь благородными идеями восстановления умирающей Республики, решается на заговор с целью свержения (иными словами, убийства) ненавистного диктатора. Колин Маккалоу совершенно недвусмысленно дает понять свое отношение ко всем своим персонажам: Цезарем она восхищается, а его соперников считает недостойными и мизинца триумфатора. Сначала можно возмутиться таким отношением автора к части героев сюжета, но есть одно оправдание (хотя этот автор в оправданиях не нуждается) – послесловие, в котором Колин Маккалоу объясняет свою точку зрения на рассматриваемые события и действующих лиц. Вообще, вот это послесловие автора, которым Маккалоу наделяет каждый из романов серии, вызывает восхищение писательницей, ее отношением к своему труду и, что очень приятно, внимание к читателям!

Возвращаясь к событиям романа, перед читателем проносится слава Гая Юлия Цезаря, его знаменитые взаимоотношения с Клеопатрой, последней царицей Египта. Клеопатра не показана красавицей, коей она не была, не представлена она и распутницей, что невозможно было в связи с ее положением и царственным статусом. Кроме того, автор не сомневается в отцовстве Цезаря в отношении Цезариона, старшего сына Клеопатры, а также показано трогательное отношение римского отца к своему египетскому сыну. Но, даже проявляя те или иные проявления живых чувств к окружающим, Цезарь остается, чуть ли не прижизненным памятником самому себе: строгий, справедливый, очень проницательный, видящий все и всех, желающий все контролировать и все понимать.

Враги его сущие недоразумения. Отмечу лишь Марка Юния Брута, ведь он так и вошел в историю, по большей части, из-за фразы, якобы сказанной умирающим Цезарем, при виде Брута с ножом в руке («И ты, Брут!»). Эта фраза произнесена в романе не была, однако, поведение Брута хорошо раскрыто: очень неуверенный, сомневающийся, не желающий убивать Цезаря (который, как мы помним, очень благоволил Бруту, так, что даже простил его после перехода Марка Юния на сторону Помпея). В общем-то, Цезарь, бывший одно время любовником матери Брута Сервилии (и даже, возможно, отцом ее дочери), относился настолько хорошо к Бруту, из-за нее же, отчасти (хотя Брут не единственный, прощенный Цезарем). Сервилия, замечу, часто называется одной из подстрекательниц к заговору против бывшего любовника, но Колин Маккалоу отвела подозрения от матери Брута на его вторую жену, Порцию Катон. В отношении этой женщины, автором была допущена историческая неточность, что, впрочем, как я выше писала, объясняется Маккалоу в послесловии.

Заговор не был полностью тайным, о нем предупреждали самого Цезаря, а тот не верил. Предсказатели предупреждали Цезаря о нависшей над ним угрозе, Кальпурния, последняя жена Цезаря, видела сон в канун убийства мужа и просила его не идти в мартовские иды, 15 марта 44 года до н.э., в Сенат. Но Цезарь не внял...Как и всегда, Цезарь шел по улицам Рима без охраны, в здание Сената он вошел один, заговорщики отвлекли его спутников, даже Марка Антония...2

3 удара кинжалами (про удар Брута, вернее, куда и по каким причинам, он ударил Цезаря было любопытно узнать). А вот народной поддержки, на которую так рассчитывали заговорщики, они не дождались. Убив Цезаря, сами заговорщики испугались своего преступления, и бросились бежать, бежать...Неразбериха вышла совершенная. По сути, народ не встал на сторону заговорщиков, ведь Цезаря простые люди любили, за его отношение к низшим слоям населения. А эти патриции-убийцы разработали теорию, а вот на практике оказались не способны захватить власть и восстановить Республику, за которую вроде бы и убили пожизненного диктатора...

«Я очень хотел бы стать еще одним Цезарем, но у меня нет его ума. Я не универсален. Я не могу писать пьесы, поэмы, произносить блестящие импровизации, проектировать мосты или осадные платформы. Не умею легко формулировать важнейшие из законов, играть на музыкальных инструментах, вести сражения, писать сжатые комментарии, драться со щитом и мечом в первых рядах, путешествовать быстрее ветра и диктовать четырем клеркам сразу. Не могу гениально выполнять и другие – очень многие – вещи, которые ему доступны благодаря уникальности его ума. Мое здоровье оставляет желать лучшего и может еще ухудшиться – я это вижу, вглядываясь ежедневно в свое лицо. Но я умею планировать, у меня есть интуиция, я быстро думаю и учусь извлекать максимум из тех немногих талантов, которыми обладаю. Если мы с Цезарем и имеем что-то общее, то это абсолютный отказ уступить или сдаться. И может быть, в конечном счете это и есть ключ ко всему. Как-то, каким-то образом, но я стану таким же великим, как Цезарь...Он хотел сохранить старую аристократию, хотел украсить свою фракцию великими древними именами. Он стал устанавливать свою автократию в пределах прежней якобы демократической структуры. И не справился с этим. Но я так не поступлю. Мое здоровье и мои вкусы не стремятся к великолепию, я никогда не смогу соперничать с его величием, когда он шел по Форуму в одеянии великого понтифика, с короной воинской доблести на голове, окутанный неподражаемой аурой несокрушимости и силы. Женщины, глядя на него, теряли рассудок, а мужчин терзала зависть. Они сильно проигрывали с ним рядом, ни в чем не могли ему соответствовать. И это несоответствие заставляло их ненавидеть его. А вот я буду их paterfamilias – их добрым, отзывчивым, сердечным и всегда улыбающимся папашей. Я позволю им думать, что они правят сами, и буду контролировать каждое их слово, каждый поступок. Превращу кирпичи Рима в мрамор. Наполню храмы Рима произведениями искусства, заново вымощу улицы, украшу площади, посажу деревья, построю общественные бани, накормлю неимущих и буду устраивать любые развлечения, какие они пожелают. Я буду и воевать, но только когда это необходимо, укрепляя незыблемость римских позиций...»

Последняя часть романа посвящена становлению внучатого племянника Цезаря, его наследника и усыновленного им Гая Октавия (Октавиана) и борьбе его с Марком Антонием за власть, а также непримиримая месть убийцам Цезаря. Каков Октавиан? Холодный, разумный, хитрый, жесткий и даже жестокий, прекрасно понимающий свои слабые стороны и ловко использующий свои стороны сильные. А они, как докажет история, у этого, пока еще восемнадцатилетнего мальчика, не воина от рождения, не сильного здоровьем, но зато обладателя холодного ума и таланта блистательного оратора, чем он и пользовался часто и удачно. Сравнивая молоденького и неопытного в боях Октавиана и сильного, но не слишком умного Марка Антония, волей-неволей, делаешь ставку на наследника Цезаря (хотя он и не ангелок, определенно, но и не мог быть таким в том положении). Марк Антоний не особо симпатичный герой: гуляка, забияка, не умен, алчный и проч. И уже автор «строит мостик» к следующему эпизоду истории – знаменитому эпизоду, воспетому во всех видах искусства – любви Антония и Клеопатры...

Это очень сильный цикл романов, практически шедевр в области художественной литературы на тему Древнего Рима. Объем каждого из романов не мал, но читается все настолько интересно и легко, при том, что тема сложная: война, политика, нравы и т.д. Колин Маккалоу вызывает огромное уважение к тому труду и отношению к истории, героям и читателям. Жаль, что следующий роман – последний в серии...

 

VII. «Антоний и Клеопатра»

 


Последний роман серии «Владыки Рима» повествует о противостоянии внучатого племянника Гая Юлия Цезаря Октавиана, прозванного Августом, и его визави в лице Марка Антония. Перед нами предстают два полярных характера: Антоний – воинственный, грубоватый, подверженный своим страстям и низменным помыслам и Октавиана – хладнокровный, жесткий, проницательный и целеустремленный. Октавиан все же побеждает, планомерно и постепенно, хотя по возрасту и по опыту, Антоний должен быть мудрее...но это же Марк Антоний с его буйным нравом. Он, конечно же, уверенный в себе, недооценил молодого соперника. Октавиан, конечно, не ангел небесный, а весьма, порой жестокий человек, но нельзя не отдать должное его железобетонной силе воли. Антоний же стал широко известен благодаря, прежде всего, своему трагическому роману с царицей Египта Клеопатрой VII. На Клеопатру у автора тоже свой взгляд, представляющий эту легендарную правительницу не чересчур интеллектуально развитой красавицей, а женщиной со своими чувствами и царицей, фараоном, держащимся за многовековые традиции правящей династии, к сожалению, лишь губящие и вырождающие.
 
Интересен образ Цезариона, незаконнорожденного сына Клеопатры от самого Цезаря. Колин Маккалоу показала еще совсем юного мальчика достойным человеком, в ком искрятся проблески талантов его знаменитого отца. Автор по-своему представила смерть Цезариона, вложив кинжал в руки самого Октавиана (!). И, конечно, закономерная гибель Марка Антония и Клеопатры, отдавшая в руки Октавиана и Рима Египет. И это же время – окончательный конец даже призрачной идеи Республики, создание принципата, а по сути единоличной власти в руках наследника Цезаря.

 
 
Подведу итог прочитанной серии. «Владыки Рима» - серия книг, написанных на высоком качестве. Это весьма монументальный цикл исторических романов, содержащих в себе, как реальные факты, так и искусно вплетенный художественный вымысел. В каждом томе чувствуется главное, - дух Рима. Каждый из многочисленных персонажей этой эпопеи обладает своим собственным характером, мыслями и мотивами поведения. Конечно же, автор особенно трепетно отнеслась к фигуре Гая Юлия Цезаря, но в этом ее совершенно нельзя упрекнуть.
 
Особо отмечу отношение Колин Маккалоу к своим читателям: каждая из книг дополнена пояснениями, картами, важными датами, изображениями и проч. Кроме того, в эпилоге автор поясняет, почему именно таким образом были изменены те или иные исторические реалии. Все это невероятно подкупает и вызывает уважение к Колин Маккалоу и ее блестящему труду, на подготовку и написание которого она посвятила более десяти лет! С удовольствием прочитала и обязательно перечитаю.

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 10 в т.ч. с оценками: 4 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


TIMKA [09.07.2015 19:39] TIMKA 5 5
Кристина, спасибо большое и за рецензии и за выдержки из романов! Очень познавательно и интересно.

Настёна СПб [09.07.2015 19:44] Настёна СПб 5 5
Кристина - , словно книги прочитала! Этой эпохой никогда особо не интересовалась, а ты просвещаешь.

Gal-ka [09.07.2015 22:42] Gal-ka 5 5
Кристина, спасибо! В ЧЗ я просто глянула на этот отчет о серии, а сейчас внимательно прочла. Я, конечно, серию читать не буду - громоздко, да и Колин Маккалоу... Но Рим меня всегда интересовал. Как древняя цивилизация, добившаяся невероятного прогресса, особенно на фоне окружавших её варварских племён центральной и северной Европы. Твой обзор цикла романов мне очень понравился. У ВВС есть цикл интересных документальных фильмов о Древнем Риме, а фильмы ВВС считаются одними из лучших в мире. Но вот о персонажах там, конечно, таких подробностей как у Маккалоу (или ученых-исследователей) не найдёшь. Спасибо.

Consuelo [10.07.2015 09:58] Consuelo
Gal-ka писал(а):
В ЧЗ я просто глянула на этот отчет о серии, а сейчас внимательно прочла. Я, конечно, серию читать не буду - громоздко, да и Колин Маккалоу...


Романы объемные, но читается легко. Не нравится Маккалоу?)
Gal-ka писал(а):
У ВВС есть цикл интересных документальных фильмов о Древнем Риме, а фильмы ВВС считаются одними из лучших в мире.


На память приходит "Древний Рим Расцвет и падение империи", но у ВВС есть и другие документалки по Риму. Да, снято правда хорошо.

Consuelo [10.07.2015 09:59] Consuelo
TIMKA писал(а):
Кристина, спасибо большое и за рецензии и за выдержки из романов! Очень познавательно и интересно. (5)


Спасибо большое! Серия очень хороша, даже неожиданно))
Настёна СПб писал(а):
Кристина - , словно книги прочитала! Этой эпохой никогда особо не интересовалась, а ты просвещаешь. (5)


Спасибо большое! А у меня наоборот, Древний Рим - одна из моих исторических страстей))

Gal-ka [10.07.2015 13:30] Gal-ka
Да, Кристина, как-то не сложилось у меня с Маккалоу.

Consuelo [10.07.2015 13:51] Consuelo
Gal-ka писал(а):
Да, Кристина, как-то не сложилось у меня с Маккалоу


Неужели "Поющие в терновнике" испортили впечатление от творчества автора?)
"Римская серия" отличается от прочих романов Маккалоу, по крайней мере, из тех, что я пока прочитала. Здесь упор идет на историческую достоверность, искусно приправленную художественными красками. Можно сравнить с "Песнь о Трое", вот здесь больше фантазии, хотя по понятным причинам, все же полумифическая легенда. Но касательно Римской серии, автор очень честно объясняет в послесловии что и почему было изменено для художественных целей.

Gal-ka [10.07.2015 22:16] Gal-ka
Кристина, "Поющих в терновнике" я благополучно одолела и даже местами понравилось. Кстати, впервые я узнала этого автора по отрывку из романа, опубликованному в ж-ле "Ино. литература", как раз про момент гибели сына. Но "Путь Моргана" меня не смог покорить, или я его... при всех достоинствах автора не могу заставить себя опять взяться за её романы.

Consuelo [13.07.2015 12:46] Consuelo
Gal-ka писал(а):
Но "Путь Моргана" меня не смог покорить, или я его... при всех достоинствах автора не могу заставить себя опять взяться за её романы


Этот роман пока не читала, но встречала диаметрально противоположные отзывы. Но это, как я думаю, любовный роман, а Римская серия все же напирает на историю, в большей степени, чем не любовные отношения. Из того, что я у Маккалоу прочитала, Римская серия разительно отличается от прочих романов.

Gerxard [28.09.2015 09:51] Gerxard 5 5
Кристина, спасибо за отзыв о серии ! Внимание на нее обращала ! Но в свое время руки не дошли. А сейчас меня потянуло на нашу историю. Но, надеюсь, дойду и до нее. "Поющие в терновнике" одна из любимых моих книг.

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Настёна СПб : Мой «Король и Шут» Настёна СПб : Письмо Анны Ярославны Настёна СПб : «Имя твоё - Басманов» Настёна СПб : Великий Алексей Басманов

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение