Занимательное сольфеджио

Ответить  На главную » Наше » Собственное творчество. VIP

Навигатор по разделу  •  Справка для авторов раздела VIP  •  Справка для читателей раздела VIP

Sunny Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Рубиновая ледиНа форуме с: 19.09.2013
Сообщения: 1040
>06 Апр 2017 21:16

 » Глава 11



И точно – на самом краю леса стоял покосившийся бревенчатый домик, одним боком опиравшийся о старый дуб, очевидно, чтобы не рухнуть окончательно.



На ветхом крылечке сидел сухонький старичок с клюкой и горько плакал.

Ми с Серёжей подошли поближе.

- Кто вы? – спросил Серёжа. – И почему вы плачете?

- Я – Главный Архивариус Страны Музыки, хранитель её истории. Много лет я собираю и записываю всё-всё-всё о композиторах и музыкальных произведениях. Я исписал уже тысячи листов. До сегодняшнего дня эти листы спокойно хранились на полках в моём домике.



Но нынче утром ко мне постучался странный путник. Он сказал, что очень устал и хочет пить. Я вышел во двор, чтобы зачерпнуть для него из колодца прохладной воды. А когда вернулся – о ужас! – все мои исписанные листы, весь труд моей жизни, валялись в страшном беспорядке на полу комнаты.



Теперь я почти уверен, что этот таинственный незнакомец был никто иной, как злой волшебник Фальшио. Он единственный в нашей стране способен на такую подлость. Ведь он ненавидит музыку!



Какое горе! Сложить по порядку эти листы мне не под силу. Всё перепуталось! Всё! Бах с Бетховеном. Моцарт с Чайковским. Паганини с Прокофьевым.

- Что с чем перепуталось? – спросил Серёжа. – Не понял.

- Не что, а кто! Бах, Бетховен, Моцарт – это великие композиторы. Ведь ты, надеюсь, знаешь, кто такой композитор?

- Это тот, кто сочиняет музыку.

- Правильно. А эти люди сочиняли музыку настолько прекрасную, что, хотя они и умерли давным-давно, музыка их продолжает жить, её исполняют музыканты по всему миру. Они были очень талантливыми, гениальными людьми.

- Так уж прямо и гениа-а-альными… - недоверчиво протянул Серёжа.

- Да, гениальными, - замахал руками старичок. – Взять хотя бы Моцарта. Ещё маленьким мальчиком он блестяще играл на нескольких инструментах, выступал с концертами, мог сочинять музыку прямо на сцене.



Однажды юный Моцарт и его отец отправились в столицу Италии, Рим, чтобы послушать прекрасное церковное песнопение. Ноты этого произведения глава церкви, папа римский, запретил давать кому-либо под страхом наказания. Моцарт, закрыв глаза, с наслаждением слушал музыку. А потом, вернувшись домой, всю ночь на память записывал ноты. Он воспроизвёл длинное сложное произведение без единой ошибки!

Когда Моцарту исполнилось четырнадцать лет, он выдержал сложнейший экзамен в академию: всего за полчаса написал произведение для целого хора. Вот вы можете за полчаса написать хотя бы маленькую песенку?

А всего за тридцать пять лет своей короткой жизни Моцарт создал более шести сотен музыкальных произведений. И каких! Ведь вы, конечно, слышали музыку, написанную Моцартом?

Ми с Сережей отрицательно помотали головами.

- Как? Неужели? Вам обязательно, обязательно надо послушать! Проходите, пожалуйста, в дом, - и Архивариус гостеприимно распахнул дверь.

Когда Ми и Серёжа присели на скрипучий диванчик, старичок извлёк из-под листков бумаги, усеивающих всю комнату, старенький патефон, бережно смахнул с него пыль и поставил пластинку.



Сначала раздалось тихое шипение, а потом зазвучала прекрасная музыка. Она полилась волшебным потоком, то смеясь, то грустя, завораживая и унося с собой.

Закончилась одна музыкальная пьеса, зазвучала другая, третья. Наконец пластинка замолчала, и Серёжа словно очнулся от сна.

- Как красиво! – выдохнул он.

___________________________________
--- Вес рисунков в подписи 229Кб. Показать ---
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Sunny Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Рубиновая ледиНа форуме с: 19.09.2013
Сообщения: 1040
>06 Апр 2017 21:21

 » Глава 12



Долго ещё Серёжа и Нотка Ми слушали музыку, долго рассказывал им Архивариус о разных композиторах и музыкантах. Сколько всего интересного узнали они!

Например, о композиторе со смешной фамилией Бах, что по-немецки означает «ручей», написавшем много прекрасных произведений для орга́на – самого большого из всех музыкальных инструментов.



Оказалось, что орга́н – близкий родственник маленькой флейты. Он – тоже духовой инструмент. И состоит он из множества труб, через которые проходит воздух, извлекая звуки. А играют на орга́не, как на пианино, нажимая на клавиши для рук и педали для ног.



Узнали наши герои о замечательном композиторе Бетховене, написавшем знаменитую «Лунную сонату» и много-много других произведений. С ним случилось самое страшное, что только может случиться с музыкантом, - он оглох. Но, даже потеряв слух, Бетховен продолжал сочинять прекрасную музыку.



Узнали о гениальном скрипаче и композиторе Николо Паганини. Его руки извлекали из скрипки такие аккорды, что казалось, звучит не одна, а несколько скрипок. Зрители поднимались с мест, ожидая увидеть за спиной Паганини оркестр, который, казалось, сопровождал мелодию.



Скрипка его могла подражать чему угодно: человеческому голосу, пению птиц, журчанию ручья, крику осла. Люди распускали нелепые слухи, что Паганини продал душу дьяволу, и тот за это подарил музыканту волшебную скрипку. Они не верили, что на самом деле достичь такого мастерства можно лишь упорным трудом.

Узнали Ми и Серёжа и о композиторе Йозефе Гайдне, который не только писал серьёзные симфонии, но иногда любил и пошутить. Однажды он накупил детских игрушек – свистулек, трещоток, погремушек, рожков, ввёл их в состав оркестра, и получилась забавная симфония, которую Гайдн так и назвал – «Детская симфония».

Рассказал Архивариус и о русских композиторах.

О Глинке, написавшем первую русскую оперу «Иван Сусанин».

О Чайковском, создавшем сказочные балеты «Щелкунчик». «Спящая красавица», «Лебединое озеро».



О Прокофьеве, написавшем замечательную симфоническую сказку «Петя и волк». Этой сказкой композитор хотел рассказать детям об инструментах, из которых состоит оркестр. Каждого героя этой сказки изображал какой-либо инструмент: птичку – флейта, утку – гобой, дедушку – фагот, волка – три валторны, а мальчика Петю целая струнная семья: скрипки, альты, виолончели, контрабасы…



И о многом-многом другом рассказывал старый Архивариус. И звучало много прекрасной музыки. Серёжа и Нотка Ми слушали, раскрыв рты.

За окошком сгустились сумерки. Наступила ночь. Архивариус прервал свой рассказ, напоил путешественников чаем и уложил спать.

___________________________________
--- Вес рисунков в подписи 229Кб. Показать ---
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Sunny Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Рубиновая ледиНа форуме с: 19.09.2013
Сообщения: 1040
>06 Апр 2017 21:39

Lililia писал(а):
Очередное спасибо от нас с Сашей за первые 8 глав (новые сейчас будем читать!!!))


А вот и еще две главы подоспели - 11 и 12.)))

Lililia писал(а):
Спасибо за визуализацию!!! Очень хорошо подобраны все персонажи!!! Нам очень нравится!!!


Я рада, что картинки нравятся. А то я переживала, не слишком ли их много.

Lililia писал(а):
Сашуля очень хочет научиться играть на пианино. Сейчас у нас в муз.школе начинается запись на Новый учебный год, но прослушивание будет с 26 мая, а нас не будет в городе в это время, пока не знаем, как быть. Написала на их сайте, жду ответа. Завтра ещё и позвоню узнать, что можно сделать!!


Ну, если Сашуля собирается учиться музыке, думаю, эта книжка будет ей очень полезна - потом легче будет понимать базовые вещи в музыкальной школе и проще сдружиться с нотками.)))

Lililia писал(а):
Ну все, мы пошли читать новые главы!!! Она мне с утра жужжит, а автор нам ещё не выложил новые главы??)) Еле дождалась ночи))


До чего ж приятно это слышать.)))

taty ana писал(а):
Что за чудо твоя книга! Совершенно безграмотному в музыке человеку, такому как мне, невероятно интересно открывать мир сольфеджио. Никогда не подозревала, что скрипичный ключ своим завитком показывает определенную строчку, а все эти ручки-хвостики, закрашенные и не закрашенные кружочки говорят о длительности звука. Я поражена! Спасибо большое за такую полезную книгу и умение нудный предмет (по брату помню) превратить в увлекательный.


Танюша! Я очень рада видеть тебя в этой теме! Так замечательно, что тебе нравится эта повесть и даже учит чему-то новому. Я очень надеюсь, что все объяснения Партитурио будут простыми и понятными. Мы с ним очень старались именно так всё написать.)))
___________________________________
--- Вес рисунков в подписи 229Кб. Показать ---
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Sunny Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Рубиновая ледиНа форуме с: 19.09.2013
Сообщения: 1040
>08 Апр 2017 18:12

 » Глава 13



С первыми лучами солнца Серёжа и Нотка Ми вскочили и засобирались в дорогу.

- А куда вы идёте, если это не секрет? – спросил у путешественников Архивариус.

- К волшебнику Партитурио, - ответил Серёжа.

- А нельзя ли вас попросить об одном одолжении? Расскажите, пожалуйста, волшебнику о том, что коварный Фальшио разбросал и перемешал листы моей рукописи. Я думаю, Партитурио не откажется мне помочь восстановить её.

- Конечно, мы расскажем волшебнику о вашей беде, - пообещал Серёжа.

- Ну, нам пора, - сказала Ми.

Они попрощались со старым Архивариусом и зашагали по тоненькой тропинке, уходящей за горизонт.

Как всегда, Ми рассказывала о своём городе Сольфеджи, а Серёжа внимательно слушал её.

***

«- Так значит, вам всё понятно из того, что я объяснил? – спросил Партитурио.



- Да! – хором ответили Нотки.

- Ну тогда я сейчас проверю, хорошо ли вы всё запомнили. В целом пироге половин сколько?

- Две!

- Верно. Значит, в целой ноте…

- Две половинных или четыре четвертных, или восемь восьмых, или шестнадцать шестнадцатых! – выпалили Нотки в один голос.

- Вот это да! – удивился Партитурио. – Не успел я им и одного вопроса задать, как сразу все ответы получил. Молодцы! Усвоили!

- Усвоить-то мы усвоили, - сказала Нотка До. – Но вот вопрос: зачем? Пригодится ли нам это?

- А как же! – воскликнул Партитурио. – Пора нам с вами познакомиться с Господином Ритмом. А для этого просто необходимо знать длительности нот.

Господин Ритм (а вот, кстати, и он сам)



отвечает за то, каким будет звук: длинным или коротким. Он решает: быть ноте целой, половинной или, допустим, четвертной. В зависимости от этого ритм в песне может быть

таким



или таким



или таким



да и вообще каким угодно!

Но если мы собираемся знакомиться с Господином Ритмом, то ни в коем случае нельзя забыть про Господина Метра. Ведь они всегда и везде ходят вместе.

Видите: вот и Господин Метр собственной персоной.



Он решает, на какие ноты будет падать ударение.

Да-да! В музыке, как и в словах, есть ударение. Попробую объяснить это на стихах. Вот, например, такой весёлый стишок.

ЖИ́-ЛИ У́ БА-БУ́-СИ ДВА́ ВЕ-СЁ-ЛЫХ ГУ́-СЯ

В каждом слове здесь есть ударение: то есть, какой-то слог выделяется больше соседних, а некоторые слоги выделяются совсем сильно. Но если мы положим эти слова на музыку, а потом слова уберём и сыграем только мелодию. О чудо! Ударения-то останутся на своих местах, но теперь выделяются не слоги, а некоторые ноты.



Жи -ли у ба - бу - си два ве - сё - лых гу - ся

Получилось музыкальное ударение. Оно называется СИЛЬНОЙ ДОЛЕЙ. А если на ноты ударение не падает – это СЛАБАЯ ДОЛЯ.

СИЛЬНЫЕ ДОЛИ бывают очень СИЛЬНЫМИ. И не очень - то есть ОТНОСИТЕЛЬНО СИЛЬНЫМИ.

Чтобы разобраться, где сильная нота, а где всего лишь относительно сильная, надо просто как следует прислушаться к ним. Сильные ноты выделяются больше, ярче, чем относительно сильные.



Давайте-ка теперь вспомним про нашу бабусю и её гусей и попробуем разобраться, где же здесь СИЛЬНЫЕ доли, где ОТНОСИТЕЛЬНО СИЛЬНЫЕ, а где СЛАБЫЕ.

____ЖИ́________ЛИ________У__________БА_________БУ́_________СИ
сильная______слабая____слабая____слабая__относительно сильная слабая

____ДВА́____ВЕ________СЁ__________ЛЫХ__________ГУ́__________СЯ
сильная____слабая____слабая____слабая__относительно сильная__слабая

И, раз уж мы заговорили о сильных долях, расскажу я вам одну историю, которая сейчас мне вспомнилась.

Сижу я как-то на крылечке своего домика, смотрю на сверкающую под солнышком речку и думаю: «Вот ведь странно: всё большое на свете состоит из маленьких частичек. Речка – из множества мельчайших капелек воды. Домик – из аккуратных красных кирпичиков. А вот из чего состоит музыка? Ведь должна же она из чего-то состоять?

И я придумал разделить музыку на много-много маленьких «кирпичиков» - от одного самого сильного звука (вы, конечно, ещё не забыли, что он называется СИЛЬНОЙ ДОЛЕЙ?) до другого, такого же сильного, и назвать такой «кирпичик» ТАКТ.

Теперь музыка стала похожа на детские кубики. Как игрушечную башенку из кубиков, музыку можно было разбирать на такты и опять собирать.

Отделялись такты друг от друга чёрточками. Вот так.



Жи - ли у ба - бу – си два ве - сё – лых гу - ся

- И правда, очень похоже не кирпичики, - засмеялись Нотки. – Как ты всё понятно объясняешь, Партитурио!

- А ещё, - добавил волшебник, - иногда музыкальное произведение начинается с неполного ТАКТА, как бы с обломка кирпичика. Это называется ЗАТАКТ.



Ну что? Не устали ещё учиться? – спросил Партитурио Ноток. – Отдохните пока немного и послушайте одну историю.

___________________________________
--- Вес рисунков в подписи 229Кб. Показать ---
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Sunny Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Рубиновая ледиНа форуме с: 19.09.2013
Сообщения: 1040
>09 Апр 2017 20:26

 » Глава 14



Встретились как-то у меня в гостях Господин Ритм с Господином Метром, - начал рассказ волшебник. - Встретились и заспорили: кто из них важнее.



- Я, - твердит Ритм.

- Нет, я, - кипятится Метр.

И так у них спор разгорелся, что вот-вот дело до драки дойдёт. Как их примирить?

Мелькнула вдруг у меня в голове одна идея.

- К чему вам, говорю, препираться? Оба вы одинаково важны и нужны. Важны настолько, что с этих пор будете писаться рядом со Скрипичным Ключом, в самом начале песни.

Обрадовались Ритм и Метр, заважничали:
- Впереди всех нот стоять будем!

Да только оказалось, что это ещё не всё. Опять перессорились Ритм с Метром. Теперь уже из-за того, кто будет первым после Ключа Соль стоять, а кто вторым.

Опять пришлось мне их мирить.

«Оба, - говорю, - будете первыми». И нарисовал вот такую этажерочку.



- Верхнюю полочку, - сказал я им, - отдаю Господину Метру. Пусть он на ней напишет, сколько долей, и сильных, и слабых, в каждом такте-кирпичике. Допустим, вот так.



А нижнюю полку отдаю Господину Ритму. Пусть он цифрами обозначит длительность нот, приходящихся на эти доли, то есть, какие это ноты: половинные, четвертные или еще какие-то другие. Вот так.



Теперь вы оба будете рядом со Скрипичным Ключом стоять. Смотрите.



А называться вы будете одним словом – РАЗМЕР.

Но не надо путать этот размер с размером ботинок или рубашки. Это – особый размер. Музыкальный. Он показывает, насколько велики такты-кирпичики, из которых состоит наша песенка.

Вот, например, размер


2
4


показывает, что в один такт поместятся только две четвертных ноты (раз-и, два-и), первая из которых сильная, ударная.
Или, скажем в такой такт можно впихнуть четыре восьмых ноты (ведь вы же помните, что одна четвертная нота (раз-и) равна двум восьмым?), но вот три четвертных (раз-и, два-и, три-и) или пять восьмых (раз-и, два-и, три) в этот такт не влезут никак – им уже будет в таком такте тесно!

Зато при размере


4
4


в такте помещаются уже целых четыре четверных ноты, или, скажем, восемь восьмых нот, или, например, две четвертные и четыре восьмых – да столько, сколько нот может прозвучать, пока звучат четыре четверных ноты (помните? – раз-и, два-и, три-и, четыре-и).
И тоже только на одну из них, первую ноту, падает музыкальное ударение.

Вот такая хитрая штука этот РАЗМЕР

***

- Погоди, милая Ми, - перебил Нотку Серёжа. – Ты очень интересно рассказываешь. Но я хочу спросить тебя вот о чём: вон там, в стороне, виднеются башни какого-то города.



Разве мы пройдём мимо него? И даже одним глазком не взглянем, что там происходит? Посмотри, какие яркие флаги развеваются на башнях, какая весёлая музыка доносится оттуда – меня так и тянет танцевать!



- Танцевать! Вот именно! – заворчала Нотка Ми. – Это – город Танцбург, Серёжа. О нём идёт дурная слава. Говорят, его заколдовал злой волшебник Фальшио. С тех пор никто в этом городе не печёт хлеб, не убирает улицы, не учит детей – все пляшут с утра до вечера. Но что хуже всего, говорят, если в этот город попадает путешественник, он тоже пускается в пляс, забывает, куда и зачем шёл, и навсегда остаётся в Танцбурге. Я думаю, для нас будет лучше, если мы пройдём мимо этого заколдованного места.



- Ну пожалуйста, милая Ми! – взмолился Серёжа. – Мы всего лишь на пару минуточек завернём в этот город, послушаем эту чудесную музыку, а потом отправимся дальше. Я прошу тебя! Вот увидишь, с нами ничего не случится!

Но Ми не соглашалась.

- Ах так! – топнул ногой Серёжа. – Если ты боишься, можешь оставаться здесь. Я пойду в город один!



И Серёжа зашагал туда, откуда доносилась музыка.

- Ну и иди, - разозлилась Ми.

Она повернулась на одной ножке и засеменила обратно в Сольфеджию.

___________________________________
--- Вес рисунков в подписи 229Кб. Показать ---
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Фрези Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Жемчужная ледиНа форуме с: 26.12.2015
Сообщения: 574
Откуда: Тула
>09 Апр 2017 22:29

Оксана, "Занимательное сольфеджио" стало еще прекраснее tender Какое оформление! Уже мечтаю, как летом буду читать вместе с племяшкой. И крестницу обязательно познакомлю с этой сказкой про музыку. Спасибо
_________________
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Sunny Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Рубиновая ледиНа форуме с: 19.09.2013
Сообщения: 1040
>11 Апр 2017 12:53

 » Глава 15



Городские ворота Танцбурга были гостеприимно распахнуты.



Едва Серёжа вошёл в них, его окружила толпа весёлых и шумных людей. Все они танцевали под громко звучащую музыку - кто во что горазд.

Толпа подхватила, закружила Серёжу, увлекла за собой, не давая опомниться. Музыка звучала так задорно, что Сережины ноги сами пустились в пляс.

Один танец сменялся другим.

- Польку, польку! Танцуем польку! – слышалось отовсюду. Люди становились в пары и неслись по кругу под весёлую музыку.



Полька заканчивалась, начинался забавный чарльстон с замысловатыми коленцами.



За ним – зажигательная латиноамериканская румба.



За румбой – чинный старинный менуэт.



За менуэтом – заводная кадриль.



За кадрилью – изящный, утончённый вальс.



Всё вокруг вертелось и кружилось в беспрерывном танце. Казалось, пляшут даже дома и деревья.

- Как здесь весело! – подумал Серёжа. И… забыл, куда он шёл и зачем.

Так бы и остался Серёжа в Танцбурге навсегда, если бы не его верная подруга Нотка Ми.
Обиделась она сначала на Серёжу за его непослушание, направилась обратно в Сольфеджию. Да прошла совсем немного. Подумала Нотка, что нехорошо друга в беде бросать. Даже если вы с ним поссорились.

Повернула Ми обратно в Танцбург. А чтобы волшебная музыка не заставила и её всё забыть, сорвала Нотка с дерева два листочка и заткнула ими свои ушки.

Так, ничего не слыша, и вошла Нотка Ми в заколдованный город.

Все его жители кружились в вальсе: сотни, тысячи танцующих пар! Где тут искать Серёжу?



Забралась Нотка на фонарный столб и только сверху разглядела Серёжу в толпе. Спустилась она, схватила Серёжу за руку и поволокла к городским воротам.

А Серёжа её не узнаёт, упирается:
- Кто ты? Куда ты меня тащишь? А ну отпусти сейчас же!

Насилу выволокла Ми Серёжу из города, усадила на траву и встряхнула хорошенько:
- Ну, - говорит, - теперь вспомнил, кто ты такой?

Помотал Серёжа головой, чихнул и всё вспомнил. Стыдно ему стало за своё поведение.

- Прости меня, Нотка Ми, - попросил он, - за то, что я тебя не послушался. Если бы не ты, никогда бы я домой не вернулся! Больше я с тобой спорить никогда не буду!



- Да ладно, - махнула ручкой Ми. – Я тебя уже простила.

Помирились они и снова в путь отправились, к волшебнику Партитурио.

Снова по дороге Ми Серёже про свой родной город Сольфеджию рассказывает.

***

«- А сегодня мы будем учиться молчать, - сказал Партитурио.

- Как это молчать? – возмутились Нотки. – Мы хотим музыку играть!

- В музыке надо уметь иногда промолчать сделать остановку. Это называется ПАУЗА.

Сколько пауза должна длиться, определить легко, потому что пауза, как и нота, бывает

ЦЕЛАЯ




ПОЛОВИННАЯ




ЧЕТВЕРТНАЯ




ВОСЬМАЯ




ШЕСТНАДЦАТАЯ




То есть, если вам попадётся такой значок,



нужно промолчать ровно столько, сколько длится половинная нота.

А если, например, такой,



то столько, сколько длится восьмая нота.
Понятно?

- Понятно, - хором ответили Нотки.

- Тогда сейчас проверю. А ну, ответьте. Если вам попался вот такой значок,



сколько нужно промолчать?
- Столько, сколько длится целая нота!

- Правильно! А если такой?



- Молчать столько, сколько длится четвертная нота!

- Верно! А если вот такой значок?



- Молчать столько, сколько длится шестнадцатая нота, то есть совсем чуть-чуть!

- Молодцы! – похвалил Партитурио своих учениц.

___________________________________
--- Вес рисунков в подписи 229Кб. Показать ---
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Sunny Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Рубиновая ледиНа форуме с: 19.09.2013
Сообщения: 1040
>11 Апр 2017 13:50

Фрези писал(а):
Оксана, "Занимательное сольфеджио" стало еще прекраснее Какое оформление! Уже мечтаю, как летом буду читать вместе с племяшкой. И крестницу обязательно познакомлю с этой сказкой про музыку. Спасибо

Света! Я очень рада видеть тебя в этой теме! Спасибо большое за похвалу оформлению. Стараюсь, чтобы деткам было интереснее учиться музыке.))) Очень надеюсь, что эта книжка понравится твоей племяшке и твоей крестнице. Передавай им от автора, то есть от меня, большой привет.)))
___________________________________
--- Вес рисунков в подписи 229Кб. Показать ---
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Lililia Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Изумрудная ледиНа форуме с: 05.10.2014
Сообщения: 1029
Откуда: СПб
>12 Апр 2017 0:02

Привет, Оксаночка Flowers
Спасибо за новые главы!!! tender Это бесподобно!!! Как много нужно знать, оказывается, чтоб хорошо разбираться в музыке!!!
Как много надо запомнить и уметь использовать!!! Я не запоминаю))) Надо потом ещё несколько раз прочесть, чтоб запомнить, что и как пишется и означает!!!)) Я всегда мечтала научиться играть на пианино, но у родителей не было возможности обучать меня!(
Так что, браво!!! Просто восхищаюсь, как доступно ты все объясняешь!!! Very Happy
И поэтому - встречный вопрос - у тебя есть музыкальное образование?? Embarassed
Большой привет от Сашули!!! tender Flowers
_________________
Ава by Anastazia
Баннер от Анджи
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Sunny Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Рубиновая ледиНа форуме с: 19.09.2013
Сообщения: 1040
>12 Апр 2017 21:16

 » Глава 16



- Ну, теперь-то мы любую песенку сыграть сможем, - обрадовались Нотки.

- Э, нет! Не спешите, - остановил их волшебник. – Знаете ли вы, что в музыке существует не семь основных звуков – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, - а целых двенадцать!

- Как двенадцать? А почему мы до сих пор не знакомы с остальными?

- Да потому, что недостающие пять звуков вам придётся изображать самим.

Вспомним клавиши на рояле или пианино.



Видите: я поселил вас на белых клавишах, а чёрные оставил свободными. А ведь их, чёрных клавиш, как раз пять. На них-то и будут располагаться недостающие звуки.

Возьмём чёрную клавишу между ДО и РЕ. На музыкальной лесенке (помните её?) между звуками ДО и РЕ расстояние в одну ступеньку или, как говорят музыканты, в один ТОН - такое же, как и между двумя расположенными рядом белыми клавишами фортепиано.

А чёрная клавиша стоит как раз посередине между ДО и РЕ. Значит, она ровно НА ПОЛТОНА ВЫШЕ ноты ДО и НА ПОЛТОНА НИЖЕ ноты РЕ.

Как же нам её назвать и как её изобразить?
Вот что я придумал.

Я придумал Господина Диеза и Господина Бемоля.

Знакомьтесь. Это - Господин Диез.



Видите, у Господина Диеза в руках тоненький хлыстик? Этим хлыстиком он будет легонько подстёгивать Нотку, чтобы Нотка не забыла подпрыгнуть на полтона вверх, если перед ней стоит вот такой знак



Он называется ДИЕЗ.

А Господин Бемоль будет появляться, если перед нотой стоит вот такой знак



Он называется БЕМОЛЬ.

Господин Бемоль будет подставлять ножку Нотке, чтобы она споткнулась и скатилась на полтона вниз.



Так что теперь Нотка, выскакивающая из-под чёрной клавиши между ДО и РЕ будет называться или ДО-ДИЕЗ, если в нотах будет написано так



или РЕ-БЕМОЛЬ, если в нотах будет написано так



Вы, нотки До и Ре, договоритесь между собой, кто будет выскакивать при этом из-под клавиши: либо Нотка До будет подпрыгивать, либо Нотка Ре спотыкаться.



То же самое будет происходить и с другими чёрными клавишами:



Тут или Нотка Ре подрыгивает, или Нотка Ми спотыкается.



А тут или Нотка Фа подпрыгивает, или Нотка Соль спотыкается.



Нотки Соль и Ля тоже по очереди выскакивают из-под этой клавиши. Или Нотка Соль подпрыгивает, или Нотка Ля спотыкается.



А тут Нотка Ля подпрыгивает или Нотка Си спотыкается.

Есть только два небольших исключения.

Двенадцать звуков, с которыми мы сейчас познакомились,



называются ОКТАВА.

Вы, наверное, видели, что эта октава много раз повторяется на клавиатуре рояля.





Заканчивается одна ОКТАВА – сразу начинается другая.



И между нотой СИ одной октавы и нотой ДО другой октавы нет чёрной клавиши.
Значит, если мы повысим ноту СИ на полтона, то получим ноту ДО следующей октавы.



И наоборот: если понизим ноту ДО на полтона, то получим ноту СИ предыдущей октавы.



Вот как странно получается: Господин Диез подстегнет хлыстиком Нотку До, а из-под клавиши вместо нее выскочит Нотка Си.
А если Господин Бемоль подставит ножку Нотке Си, прозвучит Нотка До.

То же самое происходит и с нотами МИ и ФА любой октавы, потому что между ними на рояле тоже нет чёрной клавиши.
Повышаем МИ на полтона – получаем ФА.



Понижаем ФА на полтона – получаем МИ.



И эти нотки тоже будут выскакивать вместо друг друга.
Подстегнул Господин Диез хлыстиком Нотку Ми – выскочила Нотка Фа.
Подставил Господин Бемоль ножку Нотке Фа – прозвучала Ми.

Видите, как всё просто!

И напоследок познакомьтесь-ка с Господином Бекаром.



В нотах его обозначают вот таким значком, который называется БЕКАР.



Господин Бекар ходит везде с огромным ластиком под мышкой. Он недолюбливает Господ Диеза и Бемоля и вечно норовит их стереть, если где увидит.

Он будет прекращать действие знаков ДИЕЗ и БЕМОЛЬ, если это необходимо. И тогда Нотка, перед которой стоит знак БЕКАР, будет возвращаться к своему прежнему звучанию, то есть будет звучать так, как звучала, пока её не подстегнул хлыстиком Господин Диез или пока ей не подставил ножку Господин Бекар.

А если знак БЕКАР так и не появится, то знаки ДИЕЗ и БЕМОЛЬ сами теряют свою силу, едва закончится такт-кирпичик, в котором вы их встретили.

Но иногда Господин Бемоль или Господин Диез пробираются тихонько к Скрипичному Ключу, становятся рядом с ним в самом начале строчки, и тогда повышают или понижают ВСЕ нотки, стоящие на той же линеечке, что и они. Тогда приходится всю строчку помнить об этих знаках, если только снова не появится перед какой-нибудь нотой, стоящей на этой линеечке, знак бекар и для всех остальных ноток отменит действие диеза или бемоля.


Ну а теперь, - сказал волшебник ноткам, - вы наконец сможете сыграть ХРОМАТИЧЕСКУЮ ГАММУ. В ней - все двенадцать нот, существующих в музыке. Никого не забыли! С каждым шагом эта гамма ровно на полтона повышается – словно вы, нотки, поднимаетесь в горку (и тогда гамма называется ВОСХОДЯЩАЯ).



или понижается с каждой ступенькой на полтона, словно вы с горки спускаетесь (и такая гамма называется НИСХОДЯЩАЯ).



- Спасибо тебе, мудрый Партитурио! – вскричали нотки и побежали играть гаммы и песенки».

***

… Шагает Серёжа, слушает Нотку Ми, а сам не забывает ещё и головой из стороны в сторону вертеть, всё вокруг разглядывать. Интересно ему в Стране Музыки: только недавно шли они по ровному полю, а теперь со всех сторон сжали тропинку высокие скалы.

Всё выше и выше в гору карабкаются путешественники. Всё труднее им преодолевать препятствия.

И вот перед ними огромная пропасть: не обойти, не перепрыгнуть.

Прервала Нотка Ми свой рассказ про Сольфеджию и говорит Серёже:
- Ну вот мы почти и дошли. Видишь там, на другом конце пропасти, стои́т красивый за́мок? В нём и живёт волшебник Партитурио.

- Но как же нам попасть в этот за́мок? – удивился мальчик. – Через пропасть нет моста.


___________________________________
--- Вес рисунков в подписи 229Кб. Показать ---
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Sunny Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Рубиновая ледиНа форуме с: 19.09.2013
Сообщения: 1040
>12 Апр 2017 22:31

Lililia писал(а):
Спасибо за новые главы!!! Это бесподобно!!! Как много нужно знать, оказывается, чтоб хорошо разбираться в музыке!!!
Как много надо запомнить и уметь использовать!!! Я не запоминаю))) Надо потом ещё несколько раз прочесть, чтоб запомнить, что и как пишется и означает!!!)) Я всегда мечтала научиться играть на пианино, но у родителей не было возможности обучать меня!(
Так что, браво!!! Просто восхищаюсь, как доступно ты все объясняешь!!!
И поэтому - встречный вопрос - у тебя есть музыкальное образование??
Большой привет от Сашули!!!


Лиана! Я рада, что Сашуля читает эту книжку. Обучение музыке - это примерно то же самое, что учиться читать и грамотно писать - во всяком случае, не сложнее.))) И каждый может при желании освоить музыкальную грамоту. Я тоже, как и ты, мечтала в детстве играть на пианино, но в то время в моем городе была всего одна музыкальная школа, и попасть на обучение именно игре на пианино было почти невозможно - слишком много желающих. А на других инструментах я сама не хотела учиться играть, вот и осталась без музыкального образования. Но когда подросла, "заболела" рок-музыкой, играла на бас-гитаре в нескольких командах, и, разумеется, пришлось осваивать нотную грамоту, но уже самостоятельно, можно сказать, под руководством Нотки Ми. Да, "официального" музыкального образования у меня нет, но эту книжку внимательно прочел и похвалил один из моих друзей, профессиональный музыкант, так что тут с точки зрения сольфеджио написано всё без ошибок.)))
Как обычно, родители пытаются взять реванш за все свои несбывшиеся мечты через своих детей.))) Я отдала своего сына в музыкальную школу, чтобы он научился играть на классической гитаре. Он проявил настоящий талант, но отказался развивать его дальше. Зато там, в музыкальной школе, он познакомился и играл на конкурсах дуэтом с девочкой, на которой теперь женат - тоже польза.))) Если серьезно, я считаю, что без музыкального образования всестороннюю личность не воспитаешь. К тому же постоянное общение с хорошей и разной музыкой, на мой взгляд, развивает ум и делает человека лучше.
То, что сразу не запоминается весь музыкальный материал в этой книжке - это не страшно. Да, можно потом еще не раз ее прочесть. Но главную цель я ставила такую: заинтересовать ребенка миром музыки, помочь ему представить, насколько этот мир разнообразен, ярок, в общих чертах рассказать об этом мире.
Сашуле огромный и горячий привет от меня!)))
___________________________________
--- Вес рисунков в подписи 229Кб. Показать ---
Сделать подарок
Профиль ЛС  

AiSa Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
На форуме с: 12.04.2017
Сообщения: 8
>13 Апр 2017 14:23

Как все увлекательно и нтересно! Хочется сию же секунду познакомить своих маленьких музыкантов с героями этой замечательной истории.
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Sunny Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Рубиновая ледиНа форуме с: 19.09.2013
Сообщения: 1040
>13 Апр 2017 14:55

AiSa писал(а):
Как все увлекательно и интересно! Хочется сию же секунду познакомить своих маленьких музыкантов с героями этой замечательной истории.


AiSa! Добро пожаловать в Сольфеджию!))) Мне очень приятно, что книжка при беглом знакомстве вызвала интерес. Очень надеюсь, что она понравится "маленьким музыкантам". Как их зовут, если не секрет? Спрашиваю, чтобы передать им привет.)))
___________________________________
--- Вес рисунков в подписи 229Кб. Показать ---
Сделать подарок
Профиль ЛС  

AiSa Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
На форуме с: 12.04.2017
Сообщения: 8
>13 Апр 2017 18:04

Sunny писал(а):
AiSa писал(а):
Как все увлекательно и интересно! Хочется сию же секунду познакомить своих маленьких музыкантов с героями этой замечательной истории.
AiSa! Добро пожаловать в Сольфеджию!))) Мне очень приятно, что книжка при беглом знакомстве вызвала интерес. Очень надеюсь, что она понравится "маленьким музыкантам". Как их зовут, если не секрет? Спрашиваю, чтобы передать им привет.)))

Маленьких музыкантов зовут Марат 10 лет и Элина 8 лет. Сейчас они делают уроки, а вот вечером, перед сном, попробую прочитать им первую главу.
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Sunny Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Рубиновая ледиНа форуме с: 19.09.2013
Сообщения: 1040
>13 Апр 2017 20:43 vip

 » Глава 17


___________________________________
--- Вес рисунков в подписи 229Кб. Показать ---
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Кстати... Как анонсировать своё событие?  

>27 Ноя 2024 6:52

А знаете ли Вы, что...

...Вы можете просматривать и загружать тематические рисунки на страницах Клубной Галереи

Зарегистрироваться на сайте Lady.WebNice.Ru
Возможности зарегистрированных пользователей


Нам понравилось:

В теме «Ревнивая жена (ИЛР)»: Глава 40 » До бала на который её пригласила подруга Изабеллы леди Абстер оставалась неделя, но Вероника уже была готова. Недавно... читать

В блоге автора miroslava: Работа женщин в прошлом (часть I)

В журнале «Little Scotland (Маленькая Шотландия)»: Четвероногие шотландцы. Колли и шелти
 
Ответить  На главную » Наше » Собственное творчество. VIP » Занимательное сольфеджио [22351] № ... Пред.  1 2 3  След.

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме

Показать сообщения:  
Перейти:  

Мобильная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение