Саида:
23.04.12 10:23
» Анализ героев от Саиды. Барбара Кохановская
Что-то я не успеваю за вами всеми. Пост получился адский по размеру и еще недосказанного больше осталось.
aolchik писал(а): Я поняла что страх. Но... не могу объяснить даже почему я не поверила. Слишком крут он был в начале, а потом буквально "с руки ел"
Сперва думал никуда от него не денется, никто не учил его любви, не видел он ее в свей жизни. Вот и ломал любимую, но нелюбящую. А может и не осознавал еще, до какой степени он ее любит. Только после того, как потерял понял свое чувство.
aolchik писал(а): Саида писал(а):Я не думаю, что они ее винили.
Винили. Они ей постоянно говорили, что она ошибки совершает, тыкали, что она ему не пара, а вот Владеку хоть бы раз сказали слово
Так она и не была ему пара! Он же после смерти отца был не просто Владеком, а ординатом! Тут уже у него другие обязательства перед родом и страной появились. Ему, они не могли ничего сказать, Владек никого не слушал бы, а Ксения для них была слабым звеном, вот на нее и давили, чтобы ушла, освободила его от данного слова. Они не винили, а как бы указывали ей на невозможность ее изменения, тыча в ошибки. В какой-то степени они подпитывали ее чувство неуверенности в себе и одиночества. По-любому она, даже прими католичество, ему в тот момент не была бы достойной парой, и в будущем все закончилось бы трагически, вплоть до исчезновения любви.
aolchik писал(а): Да нет, он уверен был что она ему изменила. Он это знал, он это постоянно повторял.
Уверен он может и был, особенно после Божьего суда, когда не сколько поступок Ксении, сколько то, как Владек себя повел по отношению к Ксении, на себя пытку принял убедил его в том, потом побег Владека, когда Ксения ради него пожертвовала собой. Но слово то – «да, изменила» сказано не было, вот и цеплялся Матвей за это якобы незнание, как говорится «Сам обманываться рад». А когда беременность, то это уже зримое, осязаемое свидетельство измены. Вот как пример того, что он мог чувствовать, то как просила Ксения Владека обмануть ее, в том, что не он сжег вотчину:
«Ну же, обмани меня, солги. Солги мне, что это не ты сравнял село с землей, уничтожая все живое, что когда-то было тут. Солги же мне… И я поверю тебе. Поверю, потому что хочу в это верить. Потому что больше всего на свете хочу тебя оправдать. Потому что мое сердце не желает верить в то, что ты можешь быть так жесток. Солги мне, умоляю…»
Так и Матвей боялся увериться в измене. Тут страшнее не физическая измена, а измена сердцем, что она полюбила другого, а его не хотела любить.
aolchik писал(а):Так он отца своего и ненавидел за жестокость, поэтому мне кажется и не должен был поступать так как он.
Его оттолкнула мать и тем самым навела на то, что только жестокость и должна присутствовать в отношениях с женщинами.
aolchik писал(а):Ну почему он тогда до побега никак не проявлял свою любовь, кроме как тумаки раздавать? Почему сразу хозяйкой сделал? Почему до этого ее держал закрытой в тереме?
Так на Руси все так жили, в теремах держали, их и называли так –теремные девы.
aolchik писал(а):Нормальный мужик, если ему жена изменит ожесточился бы (ну пусть не убьет, ладно, ну там в тереме закроет совсем, да многое что можно придумать...), а тут получается наоборот. И не могу поверить, что страх ее потерять (да и о какой потери идет речь, если она все, у него дома, куда она денется теперь то?) перевесил обиду от измены и за любовь к другому мужчине.
Не мог он ее убить, не поднялась рука. Любил Матвей Ксению.
Вот цитаты из романа:
«Ведь она вспомнила, как он гладил ее волосы, когда все свершилось, когда по воле Господа или злому замыслу из ее головы ушли воспоминания. Помнила, с какой тоской смотрел в ее лицо, будто прощаясь, как уткнулся в ее сложенные на животе руки лбом, когда она уже, одурманенная и обездвиженная, лежала в колымаге на ворохе сена, готовая к долгому путешествию в скит»
И слова Евпраксии:.
-Он любит тебя. Он любит тебя, несмотря на все, что принесла в его жизнь, - шептала с горечью Ксении, которая даже языком шевельнуть не могла, ключница. – Не смог тебя убить после того, что ты сотворила. Даже не ударил! Я вижу по его глазам, что он вернется за тобой туда. Пройдет время, и он вернется. Но не найдет тебя! Нет! Ты сдохнешь к тому времени, сдохнешь, как должна была, когда твое отродье выходило из твоего тела. Ты никогда более не вернешься сюда!»
aolchik писал(а): Ты знаешь, если бы не было другого персонажа Катерины-Марии, ты бы меня может и уболтала. Но, ведь та девушка оказалась практически в таких же условиях, что и Ксения, но она смогла понять и сменить веру, так почему Ксения с начала даже задуматься об этом не могла?
Они разные совсем были. Мария не пережила того, что испытала Ксения.
aolchik писал(а): Ксения тоже хороша, дорвалась до свободы, что называется. Ведь понимала же она, что ее упорство и упрямство в вере все равно рано или поздно придется откинуть, понимала, так зачем это надо было запускать настолько, что обратного пути уже не было? Тем более, у обоих перед глазами был очень яркий пример – родители Владека. Если бы это были те юные Ксеня и Владек, что повстречались в Москве, если бы Владек тогда забрал ее с собой, еще со двора ее отца, как она и собиралась, я бы приняла такой ход событий безоговорочно. Но это уже другие герои, знающие цену счастью, заплатившие ее. ?
Избавиться от внутренних противоречий в себе не легко и не быстро, если бы она к тому же не несла в себе вину и боль от гибели тех, в чьей смерти винила себя, может и не поддалась на уговоры и влияние бискупа и Ежи. Все равно она бы не смогла найти себя, свою душу сохранить без урона и гибели, а ее духовная гибель привела бы и к гибели Владека. Недаром говорят, что любовь любит равных.
Не так просто сменить веру. Это даже сейчас тяжело морально, я себя не представляю в православном храме как прихожанку, что я скажу своему богу, а я не до такой степени набожна, да и время другое. А Владек на нее давить не имел морального права, он по сути ее обманул, когда вывозил из Московии, пообещав, что есть православные храмы. Вспомни их разговор на границе.
В очередной раз восхищусь Мариныным талантом. Так глубоко и полно раскрыть образ Ксении, это высшее мастерство. Есть такой термин в литературоведении «диалектика души». Это когда образ героя, его характер, подаются в движении, складываются постепенно из малейших черточек и признаков, проявляющихся в том, как персонаж действует, о чем он думает, что говорит, такое изображение личности, когда показаны не только начало и конец ее психологического развития, совершенствования, но и все переходы этого становления во всем его драматизме, даже трагизме. Очень точное определение того, как Мариночка выписала Ксению. Как тонко и верно показаны подробности душевного состояния, все ее переживания и чувства.
Что остается у человека после потери родины, только вера, чтобы не потерять себя, чтобы помнить кто ты есть и помнить свой род. Что осталось у Ксении кроме веры? Одна среди чужих, не просто чужих по вере, а врагов, среди людей которые убивают ее соотечественников, могла ли она предать их память, как остаться личностью и не раствориться среди других, как не предать своего бога?
С другой стороны, есть любовь мужчины, но любовь грешная в ее понимании, принесшая смерть и страдания многим людям, сможет ли это перевесить все то, чем она жила, что составляло ее суть.
Она потеряла все и она не могла поступить иначе, как цепляясь за осколки своей жизни памятью. Она пережила многое из того, к чему ее не готовили, к чему она никогда не стремилась. Та боль, та тяжесть, что она вынесла, полюбив Владека - предательство, несчастье и муки в семейной жизни - она была унижена физически и морально, негде искать защиту и не у кого. Договор с мужем – ужасный, как вынести такое, но она жизнь любимого ставит выше себя, она вымаливает его свободу у Своего Бога, заплатив страшную цену- смерть Марфутки и свою несвободу до конца жизни, тяжесть одиночества, смерть, как она думает Владека, единственно близкого человека, саму беременность от другого не просто от другого, а от ненавидимого мужем врага, потерю ребенка. Она одна, всегда одна, одурманена, доведена до сумасшествия и забвения, страшная расплата за миг любви и спасла ее душу и разум только вера в ее бога! Так могла ли Ксения с легкостью от своей веры отказаться? Забыть и предать так легко этого Бога? Алая лента Марфутки, это алая лента на шее Ксении, алая от крови близких людей, крови родной земли, тяжести содеянного не только ею самою, но ради нее, и из-за нее, осознание вины перед людьми погибшими по ее вине, не важно сородичи это или ляхи, затянулась на шее Ксении! Затянулась алая лента кольцом смертей и предательств.
Для Ксении главное было не потерять себя, и она себя не потеряла.
Она выжила без Владека в том страшном аду только с помощью своей веры, Бог помог ей и вернул Владека.
Была ли бы Ксения счастлива, легко отринув веру предков, предав спасшую ее веру ради любви к мужчине, из-за которого смогла вынести все. Ответа однозначного у меня нет.
Спасая одного предавать других. Марфутка спасая своего ребенка предала Ксению и Владека, Ксения спасая Владека предала Марфутку …
Была ли бы счастлива Ксения увези еще тогда ее Владек. Нет, конечно невенчанная жена, полюбовница при живом муже Матвее. И при том, что Владек все равно бы стал ординатом, вот тогда было бы еще труднее.
С другой стороны, отстаивая себя, свою душу она губит другую душу. Что мог сделать Владек, предать в свою очередь свою веру, свой род и память, пренебречь ответственностью ради любви, спасти другую душу погубив многие? Такова цена любви и счастья? Нет счастья такая любовь не принесла бы им.
Что есть любовь, что есть вера, на какие жертвы можно пойти ради любви, чтобы не потерять себя, бывает ли счастье без страданий, что нельзя ставить выше любви? Как понять, что сохраняя себя ты губишь другого.
Одинок ли ты в клетке своей души, или твоя душа свободна, что может быть страшнее, чем одиночество в монастырской келье или мужнем тереме.
Прав ли сокол вернувшись к хозяину предпочтя любовь к человеку свободе одиночества?
Придет к Ксении осознание того, что бог в душе, а не в образах или костеле, примет она свое выстраданное решение, но как тяжел этот путь осознания и как не быстр.
Любовь всегда компромисс и не всегда жертвы во имя другого есть предательство самого себя и веры своей.
Любовь предпочитает равных вот и прошли этот путь к равенству Ксения и Владек оставляя выжженные души, но возродившиеся в истинном единении этих душ, не тел единение, когда каждый сам по себе, а единение и равенство душ.
Разбросав камни надо уметь и собрать их.
aolchik писал(а): Ну так об этом надо было подумать когда она оставляла родную землю. Если уж приняла решение идти с Владеком, то надо быть последовательной до конца. И правильно ей священник говорил, что жена должна прилепиться к мужу. Она в чужой стране, она должна подстраиваться под новые условия, а не ждать, что будут подстраиваться под нее. И вот она еще одна ошибка Владека - не объяснил ей, что в его стране их счастье возможно при условии принятия ей католичества. Объяснить и дать право выбора. Может быть, если ей вера гораздо важнее любви, то стоило остаться в России?...
Владек не давил на Ксению, именно потому, что был пример перед ним, его родителей, то как это делал его отец, что и привело во многом к краху брака. Это должно было быть решением самой Ксении и ничьим больше, она должна была сама без чьей либо помощи пройти этот путь тяжелый и трудный для ее души. Владислав ведь виноват был перед нею, это он ее обманул на границе. А как она могла остаться в России, она любила, обратимся к первоисточнику: «- Мой дом там, где мое сердце, - прошептала Ксения. – А мое сердце всегда рядом с тобой. Знать, и жить мне суждено там, где твой дом, а не мой.»
aolchik писал(а): Marian писал(а):А в снах им виделось многое... Wink не все же сбылось... Или может - возможная реальность приходила в снах... как-то так.
Я просто несколько раз обращала внимание на этот сон, поэтому меня это и смутило. Ожидала, что Ксения броситься с обрыва в реку, да и еще Михаил когда к Северскому приехал, вспомнил слова Ксении что-то про эту реку. Вот и ждала...
Утопленники не отпеваются и хоронятся не по-христиански, а похоронить ее надо было быстро, чтобы без отпевания, чтобы толком никто и не увидел, плюс суеверный страх перед утопленниками, никто особо и не пошел смотреть на похороны, Матвею же надо было ее увезти, чтобы никто не знал, что она жива, ни холопы, ни родные Ксении. Тем более все видели, что она не в себе была, да и после смерти Марфуты над рекою стояла и чуть не упала, вот как бы и прецендент был, то есть не в первый раз Ксения это делать собиралась, в первый раз Матвей успел спасти, сейчас нет.
У самих Ксении и Владека перед глазами была смерть Анны, сестры Владека, она же утопилась, и для них это был ужасным примером того, как можно свести счеты с жизнью от безысходности, вот и преследовал их обоих этот образ речной девы, погубившей душу. Вот и снились сны.
aolchik писал(а): Ты знаешь, там где-то по тексту было, когда Ежи отправил Лешко сказать Ксении, что пан Тадек жив остался после выстрела, так вот Лешко и сказал, что пришел на то место, а там никого уже нет. А сам при этом подумал, что он врет. Что тогда на самом деле было? Меня это и смутило. А сам пан Тадек, кстати сказал, что отлежался в Лисьем Отворе, просто никому сказал не говорить, что он там. Как то не состыковывается...
Мне думается, что Лешик сказав, что убил Тадека просто снимал тяжесть с Ксениной души, чтобы она не переживала, что это она убила. Вот и все. Сам точно не знал, что с Тадеком, потому так и сказал. Ей облегчил душу, что она не убийца.
Marian писал(а): aolchik писал(а):Что за последний долг был перед родной землей у Ксении? О котором сказал слепой старец и ей приснилось во сне…
Что она увезла из родной стороны, то и вернуть должна. То, что они вдвоем с Владеком увезли...
Я смотрю не буквально на вопрос, что забрала, тут мне кажется, все гораздо шире и глубже. Попытаюсь сформулировать. Увезли они саму Ксению, русскую православную. Потому как в Польше теперь Катаржина, шляхтенка, католичка. И вот вернуть она должна верность духу, стране, роду своему, в виде памяти и воспитанием своих детей в уважении к той стране и религии. Сохранить верность и любовь до последнего вздоха. Как бы выполнить духовный долг, требование присяги на верность, независимо от того, что она сменила родину, и веру, Ксения никогда не переставала быть русской по духу, не сожгла за собой мосты духовного родства, не оторвалась от корней. Ведь человек любит, тоскует, верит, именно так как это делает его народ, другому научиться нельзя, это впитывается с молоком матери. Вот и должна вернуть долг неразрывной связи. Передать, научить, рассказать детям, и другим, среди которых живет. Недаром вопрос про Шетуковича поднялся, что он не женат. Может он и женится на московитке. И его жена будет поддерживать в этих землях дух русский. Не зря ей Любаша вспоминалась,
«Что ты хочешь от меня, лях? Я переменить ее душу не могу, что есть в ней, то тому суждено. То свыше послано, а Его волю не меняют.
- Спросить я хотел, верно, что если она в то место, где память потеряла, воротиться, то и забвение отступить может от разума ее?
- Верно то, - кивнула Любава. – Но готов ли ты везти ее туда? Сам же все выжег огнем там. Видела я, когда нынче утром в огонь смотрела.»
Не переменить человеку душу и только на родной земле забвение отступит, память вернется. Не зря Михаил приезжал забирать ее, память пробуждал, исцеление родной землей обещал. Так вот она не поехала с братом, долг отдаст иначе, те земли, что ей принадлежали стали вновь ее, и им она долг свой духовный, одухотворенностью души отдаст. Русские то земли и дух в них русский должен остаться. Не монеты старец с нее стребовал, а память. Родина открыла ей еще раз Лик Бога.
Что увезла, то и верни - душу русскую, память о родной земле, долг перед памятью умерших в детях воспитать уважение к родине, к истокам своим, к народу своему. Что бы не сеяли вражду, ибо в каждом поляке кровь русская течет.
Marian писал(а):Так что все по-серьезному и никак иначе. Кто и притянут за уши сюда, то только наш Михаил, готова признать это.
Ни в коем случае Михаил не притянут. Михаил обещал ей помощь от Матвея и слово не сдержал. Он бросил ее не разобравшись и Ксения погибла. Он не выполнил наказ отца беречь самого слабого среди них, сестру. Вот и не было ему покоя, судьба привела его к ней. Нашел он ее и помог, помог принять решение, самое главное в ее жизни, и помог когда вернулся и спас от волков. И еще у него был личный счет к ляху, чуть не убившему его. Не мог Михась не приехать, не могло не быть этой встречи. Опять Мактуб, «то, что написано».
Тем более повод был поехать. Время самозванцев, любую весть нельзя было игнорировать. Тем более московитку по имени Ксения. Я помню наш давний с Мариной разговор о том, что будут ли искать какие-то аналогии в этом романе и я сказала, что меня настораживает имя Ксения как Годунова. На что Мариночка сказала, «нет, у меня причина есть именно так ее назвать». Теперь я поняла, что это была тоже одна из причин – обязательно насторожит это имя московитские власти. Такое имя не могло не сработать, обязательно прореагировали как на возможную самозванку.
Tatjna писал(а):можно на «ты?
Конечно, мне приятно это будет.
Tatjna писал(а):на мой взгляд, он был далеко не безнадёжен
Сама Ксения об этом говорила, когда просила у него прощение поле смерти того.
Tatjna писал(а):сначала мать,
вот на счет матери не уверена, она наоборот научила его тому как он после жил, без сердца.
Tatjna писал(а):И от того когда Ефа и Владек предстали перед алтарём, заклинала его быть хорошим мужем для Острожской.
Нет, я не настолько была добра.
Tatjna писал(а): Ну, а то что он часто не понимал жену, то что его раздражала её меланхолия, в то время как Ксеню он поддерживал прискорбно но вполне объяснимо: ведь это любовь заставляла Владислава понимать, прощать не замечать недостатков.
так я о том же и пишу.
Tatjna писал(а): А то, что она и сама не любила мужа.
Она была влюблена в него, а настоящее чувство не успело родиться, да и не требовал от нее этого Владек.
Tatjna писал(а):Люби Ефа и никакое воспитание и её молодость не остановила бы её в стремлении познать супруга.
Да было ли у нее время его полюбить.
Tatjna писал(а):Узнать больше о его матери и сестре понять, что причиняет ему боль и избегать ситуаций, которые могут причинить ему боль.
Для этого надо иметь большую мудрость. По себе скажу, меньше всего меня волновала проблема мамы и сестер моего мужа, их взаимоотношения и влияние на характер моего избранника, вера его в том числе, для того, чтобы понять и не делать больно мужу в первый год совместной жизни. Я сама по себе принцесса-чаровница была, мне внимание должны уделять, беречь и кохать, а не я перед ним скакать и угадывать настроение. А ведь влюблена я была, что всех своих послала далеко, подставила так, что до кровной мести чуть не дошло. Все приходит позже, с опытом или при помощи советов старших. Ефе не подсказали.
Tatjna писал(а):Так что, по-моему, пани Кохановская мало, чем помешала Ефе: нельзя повредить тому, чего нет. Не разделяю твоего негативного отношения к Барбаре. Она слишком мимолётный персонаж для меня, чтобы я могла делать выводы относительно её характера: Но одного у неё не отнять: она умеет проигрывать и уходить с достоинством. Я её за это уважаю!
На счет Баси у меня мнение определенное и его не изменить. С достоинством уходят, когда это делается ради того, кого любишь, для его блага. А ее уход это давление на совесть его, попытка вызвать чувство жалости к себе и на этом сыграть по крупному. Всколыхнуть меморабельные чувства. Она выторговывала для себя выгодное решение проблемы в удобный момент смятения его чувств, если бы Владек хоть слово сказал- не уезжай, все, пропал бы. Он был бы перед нею в долгу, словом связан, обязан своим вниманием. Что в ней достойного? Она милосердна как женщина? Нет, Ефу она целенаправленно травила, выкидыш последний во многом ее рук дело, из-за нее Ефа не стала в постели лежать. Она великодушна и бескорыстна? Нет, она спокойно живет и красуется за счет Владека в доме его жены. Она беззаветно любит Владека? Нет, последние слова и мысли это доказывают, она не о нем беспокоится, о себе, а его грузанула чувством вины перед собою. Она горда? Нет. Гордая так себя вести не станет. Она осталась жить в замке любовницей женатого мужчины, даже и не зная его, не то, что любя. Она хорошая мать? Нет, о детях вспомнила только когда нашелся повод на Владека надавить, якобы детей хочет увидеть. Она скромна? Нет, открыто сожительствует с мужчиной женатым, а потом и холостым ничуть не заботясь о репутации своих детей. Она самоотверженная женщина? Нет, при первой опасности Владеку, она бежать в кусты от возможного выстрела. Что хорошего и достойного уважения в Басе? Где хоть одна мысль о ее любви к нему? Где его понимание, что Бася его любит и жертвует собою ради него, где сожаление, что он не смог ответить на ее чувства. Нет этого! Если нечего было забирать у Ефы к чему эти прилюдные зазывающие улыбки Владеку, зная, что Ефа видит, что той больно, что это как не демонстрация трофея! Что она хотела этим показать, любовь к Владеку? Нет, триумф завоеванный! Где любовь и милосердие к женщине, он ведь чужой муж! Не проявляется любовь и уважение к мужчине унижением его жены.
Что за жестокость! Видел все это Владек! И точно знал, что это не любовь к нему.
У меня к Басе уважения нет ни на грамм. Как сорняк прижилась в чужом доме, опутала своими сетями и усыпляла Владека, отнимая у жены.
Достойно проигрывает? А кому она проиграла? Она соревновалась с Ефой и там был недостойный выигрыш. С Ксенией она не соревновалась, чтобы достойно проиграть для этого нужно сражение! Ксения с ней не сражалась, она не видела любящей женщины! Был не достойный проигрыш, а бегство с личного разбитого корыта, в поисках новой кормушки, с оставлением маневра для возвращения!
«...в доме, где ледяное сердце, никогда не будет тепло» (О. Уайльд) Так вот в доме было два ледяных сердца, причем одно из них еще и равнодушное – сердце Баси. Как собачка дрессированная, велел бискуп, она и выполняет поручения, а не по велению сердца делает.
Только любовь способна превратить кусок льда в горячее сердце...У нее для такого превращения любви не было! Так, теплая дурочка без сердца.
Нет, она вовсе не мимолетный персонаж! При нежелании Владека привязываться и открывать чувство другим, она слишком долго пробыла с ним рядом. Сумела заползти как змея, как сказала Ефа. Для меня нет ни одного мимолетного персонажа, за любого потяни и вытянешь историю¸ которая оттеняет главных героев.
А Ефа не любила или любила, как умела. С Ксенией сравнивать нельзя, слишком разные они. И Ксению Владек любил, потому и открывал свое сердце, а Ефе не давал повода к сильной открытости, не ждал он этого от Ефы и не хотел. Ни любви, ни откровений не искал. У Ефы и не было возможности полюбить его. Когда? Она его и не знала толком до замужества. После тоже, он или в отъезде был или недоволен. Ефа вышла замуж не по любви, влюбленность это не любовь еще, скорее он для нее был выгодная партия, причем хорош собою внешне, очень престижно иметь такого мужа. А вот любовь вырасти не смогла, слишком разные они были, и Владек не по любви женился, да и не нужна ему была любовь, боялся он ее, помнил слова своей матери не пускать никого в сердце, он и сам бы не открылся ей полностью, свою душу. И отчужденность к ребенку понять могу, много примеров такого, даже при страстной любви к мужчине жертвуют детьми, детьми того же мужчины. Ефа в ней видела свое поражение, вот для нее было главное, больна она была и одинока. И положа руку на сердце, за что ей было любить Владека? Это был не тот Владек, что при Ксении. В чем ее вина? Да и воспитаны Ефа и Ксения иначе, Ксения в детстве гораздо больше тепла и любви получила, а Ефу растили как товар, кобылу, для производства наследника. Учит ее было некому, у Ксении мамки-няньки были и Марфутка. А Ефа не имела такого окружения. Вот и не научилась уму-разуму. Мне ее образ напоминает Хуану Безумную и Евдокию Лопухину, жену Петра Первого. Та же трагедия.
Для меня Матвей и Ефа схожи по сути. Каждый любил так, как они могли и причиняли боль. Матвей боролся как мог и Ефа как могла.
Он был болен и она больна.
И Бася пересекается идейно с Евпраксией. Обе крали души мужчин с которыми жили, обе губили души их жен.
Только Евпраксия действительно любила Матвея, а Бася для себя удобства искала.
Евпраксия травила жену и Бася травила мозг, Евпраксия ему покой приносила и Бася усыпляла. Не оживляли.
Виноват Владек.
Не красиво иметь любовницу в дому под носом у жены
Некрасиво наблюдать за их соревнованием.
Некрасиво открыто жить со шляхтенкой, унижая ее честь и марая репутацию детей.
Недостойного так себя вести с Ефой, когда сам запалил и церковь и вотчину убивал и насиловал
Он на что обижался!
Где была Бася когда умерла Анутка? В костеле я ее не видела!
Зачем на охоте при всех идти к нему обниматься, что это как не демонстрация своего положения при нем, содержанки. У нее, что не было своих дел?
И главное, опять повторю, никто не сказал из посторонних, что она любит Владека, любящая и великодушная. Тадек сравнил ее с осенью, правильно сделал, потому как она не возрождение, не весна, а усыпляет перед зимней смертью природы. Только «мертвый умереть не может» ибо он уже мертв! И мертвый, равнодушный оживить не может, потому как и сам мертв.
Владек не нуждался в любви Ефы, он при малейшем ее непонимании уходил в сторону
Он не боролся тоже, а одной ей биться в таком возрасте невозможно, опыта и мудрости нет. Такое ощущение, что Владек упивался этим своим несчастьем в жизни.
Для меня сцены с Басей это то, каким он был ненастоящим, пустым и поверхностным в то время, раз мог с такой женщиной быть долго. Даже с Ефой он живее, чем с Басей! Всегда покорная, « что воля что неволя все одно»
Для меня с Басей это самый ненастоящий Владек!
Это безвольный эгоист которым манипулирует лицемерка!
Рядом с мертвым могла быть только мертвая.
Он как раз с ней и был тем, каким его воспитали на своем примере родители. Поступки отца он повторил- открыто жил с любовницами причиняя боль жене и губя души своих детей, и послушался совета матери – не открывать свое сердце.
С Ефой у него появлялись хоть какие-то чувства - злость, ненависть, недоумение, она могла бы его разбудить в конце концов и Бася это чувствовала, потому и не давала им возможности понять друг друга выводя Ефу из себя! А с Басей единственная эмоция –спокойствие, покорность, как овца - ни злости, ни любви. Как речная дева рядом, вот и сон про русалку-утопленницу. Безжизненная неспособная отогреть женщина. Иллюзия покоя, иллюзия жизни. Только с более слабым она проявляла свою истинную суть, с Ефой. Приспособленка.
С Ксенией у него пробуждалась та часть души, что воспитывали не пан Стефан и не мать, а церковники, те, кто именно его душу врачевал. Ушла Ксения и нет души. Осталась только пустота- бездушная Бася. Это символично. Потому и не проходной она персонаж.
Она не мимолетна, она характеризует Владека и очень ярко. Она как персонаж важна! Так как показывает нам кем он стал и как жил без любви не нуждаясь в ней и не вызывая ее у других, только плотское желание. Показывает какие недостойные женщины его окружали, ее любви не видел и Ежи, и она никогда не считалась соперницей Ксении. Хотя она все же была шляхтенкой и роди сына, Владек женился бы и всю жизнь прожил бы без любви!
Tatjna писал(а):допустила мысль о том, что он и впрямь может любить Ксению. Кто знает…
Для меня несомненно! Неокрепший, после ранения, все равно поехал с Владеком к Ксении, когда тот узнал, что она жива, чтобы Владислав не наломал дров. А сцена в башне, когда он ее руки коснулся, да множество примеров его нежности и любви. А та поддержка, которую он ей всегда оказывал, а случай с паном Ясиловичем, которого он чуть не убил за оскорбление Ксении. Я никак не могу понять, почему даже и возник такой вопрос, что из себя представляет Тадек и любил ли он Ксению! В чем сомнения, если вы все уверены, что даже Бася любила Владека и она достойна уважения. Для меня и в случае Тадека, и в случае Баси все вопросы сняты.
aolchik писал(а):бискуп ей сказал при разговоре, что основная проблема была в том, что она схизматичка, что в каждом из шляхтичей есть капля московитской крови. Так что все же основная причина - это ее вера.
Бискуп понимал, что тогда она не готова была принять веру даже если бы приняла ее.
aolchik писал(а): А про выбор... ей конечно Владек не дал бы это сделать, все равно забрал бы с собой, но она хотя бы могла попытаться остаться в Московии, попросить чтобы он довез ее до ближайшей вотчины отца.
Не было у нее выбора. И сердце собственное не предоставило, и Владек поклялся больше не отпускать, и куда ей было идти! До какой ближайшей вотчины во время смуты, кто она есть- умершая боярыня, кто бы ей поверил, вспомни сцену когда она мужику перстень давала и к отцу посылала, Владек там все ей популярно объяснил, как верят на слово! Да и какая жизнь ее ждала дома? Монастырь опять?
aolchik писал(а):Даже будучи шляхтинкой она не смогла брак сохранить. Я и писала об этом в отзыве, что пример родителей Владека - это яркий показатель того, что не возможно быть им разной веры.
Я бы тут поспорила. Не только в вере в их случае камень преткновения.
Marian писал(а):А еще никто не захочет печатать роман, который уже в Сети гуляет вовсю Banned . Что ж тогда предлагать издательствам-то?
Это реальная опасность. Многие любят эксклюзивный товар. И конечно же тебе надо сайт свой, именной, где ты не под ником выкладываешь работы.
Marian писал(а):Плюс еще извечный мой страх, что ничего из нового не получится путного, что я уже не смогу написать что-то стоящее... Короче, опять прибежали мои тараканы...
Это очень правильные сомнения, хоть и беспочвенные в твоем случае по сути. Но нельзя успокаиваться и бронзоветь самой от себя, не превратиться в неких самоуверенных авторов. Сомнения двигают творчество, но не переросло бы только сомнение в чувство неуверенности. Важно найти середину, что у тебя прекрасно получается.
...
Marian:
23.04.12 15:44
Саида писал(а):Что-то я не успеваю за вами всеми
Вот и я так же
. У меня всегда такие длинные сообщения выходят потому...
Саида писал(а):Пост получился адский по размеру и еще недосказанного больше осталось
Ну, никто же не мешает второй написать?
Прими мое очередное восхищение твоему таланту разбора героев и романа в целом
Как всегда - зачиталась
Даже сокола моего заметила...
И как глубоко ты копнула финальное многоточие... Я, к своему стыду, признаюсь, так глубоко не закладывала, как ты копнула...
Но согласна в товим видением и в этот раз.
Саида писал(а):Ни в коем случае Михаил не притянут.
Я имела в виду, когда писала это про Михася, что именно его вдруг послали проверить "самозванку". Могли ведь и другого боярина
А поехал именно он по воле автора, чтобы круг завершить, причем, как ты верно подметила - не один круг...
Саида писал(а):У самих Ксении и Владека перед глазами была смерть Анны, сестры Владека, она же утопилась
Тут небольшой УПС...
Анута была задушена Северским, а на обрыве ее просто схоронили, потому что понимали, что не сама она удавилась, как это представил Матвей, а именно убита была.
Саида писал(а):Я бы тут поспорила. Не только в вере в их случае камень преткновения
Ты как-то говорила, что напишешь о родителях его...
Саида писал(а):Это реальная опасность. Многие любят эксклюзивный товар.
Тогда, увы, не дорогой мне одной с ними. Потому как распирает поделиться, прямо сил нет.
Саида писал(а):конечно же тебе надо сайт свой, именной, где ты не под ником выкладываешь работы.
Надеюсь, что скоро он точно появится...
danusy писал(а):В романе не написано сколько лет Владиславу ?
Нет, мы о том можем только догадываться. Если не ошибаюсь, только где-то упомянуто, на сколько лет он старше Ксении.
danusy писал(а):И еще Марфа была беременной или нет, и почему она не рассказала про это хотя бы мужу, ведь первое дитя умерло но есть же второе и можно было бы как-то наладить отношения, или просто не успела
История об этом тактично умолчала...
А если серьезно, я склоняюсь, что она беременной не была все же, иначе бы об этом сказала нам обязательно. Именно поэтому я даже в рукописи поменяла слово "знала" на "подозревала". Надеюсь, так яснее будет теперь.
danusy писал(а):Только ссылочку на сайт напиши.
Когда будет - обязательно
danusy писал(а):Очень бы хотелось прочитать продолжение и узнать как же прожили это время наши любимые герои
Не могу пока сказать, когда это будет возможным. Определенно - через роман уже, не раньше.
...
Саида:
23.04.12 17:31
Marian писал(а):Вот и я так же
Как я тебя понимаю!
Marian писал(а):Ну, никто же не мешает второй написать?
Да много еще напишу. У меня интернет плохо работает, вчера не было скорости.
Marian писал(а):Даже сокола моего заметила...
Так подарок какой, символ!
Marian писал(а): Я, к своему стыду, признаюсь, так глубоко не закладывала, как ты копнула... shuffle Но согласна в товим видением и в этот раз.
Как не закладывала, откуда же я копала! Ты и заложила в том, что Владек сказал- детей ты оттуда не привозила! Значит не дочь, денег старец не взял, значит не деньги на требы, земля стала их и они должны на ней жизнь возродить, ту, что невольно отняли. Наполнить плодородием и счастьем. Начали с возведения церкви, значит духовного возрождения от них в первую очередь ждут. Вот и понятно, что увезла русскость свою, променяла на католичество, значит должна своей земле вернуть через память потомков. Через неразрывную связь с родиной.
Marian писал(а):Тут небольшой УПС.
А тут я объединила утопление и удушение, смерть все одно самоубийство, и те и других не хоронят на кладбище, а про Анутку они не знали наверняка сама или нет, даже и если не сама схоронена была не на кладбище. И похоронена на берегу реки Щури, куда Ксения презрев суеверный страх ходила. И после похорон Марфуты она к могиле утопленницы побежала, что тоже на берегу Щури и в первый раз она там себя в виде утопленницы увидела. Как кликала на себя участь самоубийцы, каковой ее потом и выставили. Владек тоже больше всего боялся греха самоубийства, от того и переживал за души сестры и матери, не веруя в их добровольный уход из жизни и помнил слова Ксении, что схоронили на берегу Анну, по христианскому обычаю. Вот и смешалось все у них в видениях и снах, страх перед грехом и вечным мучением души после смерти.
Сны эту беду и отвели. Не верил тоже Владек, что Ксения сама могла утопиться. Да и тонка грань между самоубийством и доведением до самоубийства.
Marian писал(а):что именно его вдруг послали проверить "самозванку". Могли ведь и другого боярина
А почему не его! Вполне подходит и свой счет имеется, кто лучше выполнит, тем более Калитины один из самых влиятельных родов. Он весь так и пылал от жажды мести, сам мог напроситься в поход. Все логично.
Marian писал(а):Ты как-то говорила, что напишешь о родителях его...
Напишу обязательно.
Marian писал(а):Надеюсь, что скоро он точно появится...
Дай Бог! Очень хочется.
Marian писал(а):Тогда, увы, не дорогой мне одной с ними. Потому как распирает поделиться, прямо сил нет.
Это да!
danusy писал(а):полностью согласна с вашим видением героев. И полностью согласна с вами на счет Барбары (этакий волк в овечьей шкуре), и Тадека вы очень хорошо описали, он с самого начала мне очень понравился
Спасибо!!! Особо за Басю. Именно в овечьей шкуре. Какая там любовь, она и не понимала чем дышит Владек и каков он настоящий.
Она даже не знает его, предполагает, что Владек мог искать забвения сразу же после смерти Ксении в объятиях дочери Ежи и шесть лет с нею не видеться. То есть так оскорбить дочь человека заменившего ему отца связью внебрачной, тем самым оскорбив и Ежи. Любящая женщина может так не знать любимого мужчину? Она его принимает за такого же беспринципного и равнодушного как и она сама.
Она вообще не понимала, что после приезда Анджея в Заслав происходит с Владеком, и почему посадили Ежи, и почему она должна отвлекать Владека. Велено- сделано. Не понимает почему Владислав так относится к Касе, если она мать его ребенка. Вообще не понимает и не интересуется откуда этот ребенок взялся и какие отношения связывают его родителей. Сидеть за одним столом, и не видеть и не слышать их с Ксенией разговор, то как реагирует Владек на нее, как Тадеуш ее оберегает, и только к концу разговора она стала как-то обращать внимание на Касю. И то, только потому, что Кася долго не отходит от стола! Чудеса а не Бася. Любящая.
Ко мне на "ты", если не трудно.
...
Саида:
24.04.12 17:12
» Анализ героев от Саиды. Стефан и Элена
Marian писал(а):Жду в новой теме,
Спасибо!!! Обязательно придем!
Marian писал(а):эту не будем забывать
Ни в коем случае!
Итак обещанное.
Отношения Стефана и Элены, это тонкая грань любовь-ненависть, рожденная на сложном психологизме характеров, их мотивациях и сложнейших взаимоотношений, что и привело к трагедии. Это великая драма страстей. Могли ли они быть счастливы? А может как раз, только так они и могли быть счастливы, и может быть иное течение их жизней не сделало бы Владека таким, каким он стал. Таким он мог полюбить и главное понять Ксению. Любовь его родителей - борьба интеллектов, кто кого переделает, усмирит, покорит своей воле, предугадает следующий шаг. Печальное зрелище для их сына. Их можно лишь пожалеть. Из этой жалости закалилась сила характера Владислава. Их жизнь породила желание мстить, и только воля судьбы - встреча с Ксенией превратило желание сокрушать в стремление жить иначе. Элена и Стефан не смогли стать другими, Владек и Ксения смогли не повторить их путь. Благодаря отношениям Стефана и Элены более понятен тот объем и драматизм, который мы видим в отношениях Ксении и Владека. Данная семейная драма определила дальнейшую судьбу их сына.
Главный конфликт этих отношений все же не столько в Вере, а в мужчине и женщине, главенстве личных интересов для каждого. Это конфликт между двумя людьми, поставившими гордость выше любви, пожертвовавших счастьем друг друга и своих детей. И знаменем этой борьбы стала Вера. Верой они прикрывали неумение беззаветно любить и подстраиваться друг к другу, и в Вере же они потеряли свою любовь. Их отношения по накалу сравнимы с древнегреческой трагедией. Начинается как сказка: самая красивая девушка Элена Крышеницкая вышла замуж за яркого, красивого, умного мужчину, ордината Заславского . Они страстно любили друг друга. Они спалили друг друга — сначала в огне своей любви, затем — в огне своего упрямства и нежелания пойти навстречу друг другу. Он не уступал ей, и не мог простить, она тоже не уступала и не прощала. Эти неординарные люди в своей борьбе готовы были отдать все, и отдали ВСЕ – счастье, радость, покой детей, саму любовь, ничего не осталось из того, что можно было вернуть. Трагедия Элены – ее гордыня и упрямство, нашедшее убежище и прикрытие в своей вере, трагедия Стефана, в его упорстве, их общая трагедия в том, что никто из них не хотел уступить. Эта игра завела их слишком далеко, они стали пешками в игре амбиций, любовь для них отступила на второй план.
Они очень устали, растратив себя на страсть и ненависть. Стефан понимает, что сломав Элену, посадив ее душу в клетку, он все равно не победит ее — да и не надо, они получали уже своеобразное удовольствие от этого затянувшегося поединка. Элена видит, что у мужа бесконечные любовницы, в ее глазах безумная и мучительная боль и она радуется тому, что может вызвать у него ярость, может в ответ причинить ему боль. Так же и Стефан, все его поступки из желания сделать больно, вызвать ярость, ибо он тоже страдает. И их боль не утолить ничем.
Перед нами сильные люди, с великими страстями и великими пороками. Нежелание уступать, невозможность понять друг друга, слышать друг друга разбивает их сердца. В них были величие, сила, независимость ...и одинокие, страдающие души. Это просто потрясает! Они эту свою любовь-поединок испили капля за каплей – сладкую, горькую, терпкую, освежающую. Осталось лишь послевкусие - страшное, разрушающее, уязвимое, противоречивое.
По уму, силе воли, целеустремлённости Элена не уступала Стефану. Их отношения накалены до предела, страсти разгорались сильнее и сильнее, их чувства и поступки, во всех их проявлениях были выставлены напоказ и отразились на их детях, они видели весь этот надрыв, стремление подавить волю друг друга, сделать больно друг другу вплоть до ненависти, мести, ревности, как проявления любви.
Это семейная история, в которой и рос Владислав. Ребенку так трудно решить, кто дороже — любимая мать или любимый отец. Его рвали на части, он жил между родителями и между Верами.
Владек видел страдающую мать, которая гордость и веру поставила выше семьи, и ее эта вера разделила семью. Владек видел сильного, но страдающего отца, гордого и разочарованного мужа. Ребенок чувствовал тот ледяной холод в их сердцах от того, что они не вместе.
Сильная Элена одержимо защищая свою веру, вынуждена терпеть обиды и воевать за все, что ей дорого, улыбаясь сквозь слезы и пряча боль за маской невозмутимости и спокойствия. Ревность к соперницам и фанатизм в вере уживается в Элене с материнской любовью, сила и непреклонность – со слабостью и сомнениями, которые она может себе позволить только наедине с собою. Они оба напряжены в постоянной готовности отражать удары, которые наносят друг другу. Они оба в заточении веры и гордости, оба подвергают друг друга унижениям. Живя в любви- ненависти невозможно сохранить себя, свою любовь и нежность, обвиняя друг друга нельзя снимать с самих себя вину. Этот поединок равных соперников, имеющих сына и дочь, не мог принести никому из четверых победу.
Этот поединок завораживает и пугает.
Это была борьба не внутри себя и друг за друга, а борьба друг с другом. И победителей быть не могло в этой войне любящих, властных людей, цена слишком высока. Это стало их общим поражением. Они были супругами, они были соперниками, они были родителями, они не были семьей. Упрямство, обиды, боль заслонили для них саму любовь. Для них дети стали предметом манипуляции в своих интересах. Такие непростые отношения не могли не сломать жизни детей, родители которых пребывают в состоянии непрекращающейся войны.
Страсти кипят и преобладают над разумом. На первом плане стоят личные интересы. Неразрывна связь двух соперничающих друг с другом любящих людей. Холод нечеловеческих отношений подминает под себя возможное счастье, эта духовная смерть и она гораздо страшнее. Потеряв дочь, они пришли к горькому пониманию того, что при всех разногласиях они бесконечно любят друг друга, близки друг другу, равны друг другу - и в своих достоинствах, и в своих грехах. Почему же так поздно, почему такой страшной ценой?
Это история супружеской пары, создавшей своей любовью семью, а потом разрушивших все вокруг нежеланием пойти навстречу, понять и простить, разведенных неуступчивостью и неумением найти компромисс по разные стороны баррикад. Предпринявших отчаянную попытку переиграть жизнь, начать все с начала. Их попытка оказалась тщетной перед невозможностью изменить волю более сильную, волю Судьбы. После всех пережитых потерь он – Ординат Стефан Заславский и его Элена уже не думают о своей гордости, им важно лишь одно – то, что они есть друг у друга.
Они пытаются найти выход из ситуации когда все кончено, приходят к пониманию, что семьи без доверия не бывает, что они были друг для друга и счастьем и несчастьем. Их отношения будоражат страстью внутри, эмоциональной бурей, которая смела их любовь и финал ее был трагичен. Проиграна у Судьбы шахматная партия, не спасен король, принесена в жертву его королева.
Во имя чего они страдали? Во имя чего убили свою любовь в этой войне за веру? Вера стала для них, Богом ниспосланным проклятием. Они, сильные люди оказываются слабы и беспомощны перед своими заблуждениями. Оказались не в состоянии разобраться в собственной жизни, заплатив страшную цену в угоду амбициям. Попытка победить неминуемо закончилась крахом, потому что от любви остались лишь горькие разрушительные воспоминания.
Нет, не мог быть счастливым финал у истории Стефана и Элены.
Маринины герои многослойны. В романе невозможно поделить ключевых персонажей на положительных и отрицательных, добрых и злых, добро и зло ведут борьбу в душе каждого.
Обида, ревность, ненависть толкают к предательству, любовь помогает остановиться у роковой черты, не сделать последнего шага в пропасть.
История Стефана и Элены, это история о том, как важно научиться любить, смирять свою гордость, слышать другого, а не себя, идти навстречу, не жертвуя собой, в любви не бывает жертв, бывает взаимность, желание сделать все ради любимого, тем самым и для себя. Им не хватило любви. Не вера их была сильна, а любовь слаба оказалась!
Я позволю себе провести аналогию их истории с моим любимым произведением – сказкой Уайльда.
Стефан и Элена. Их жизнь была, как Сад с черными маками, где каждый с трудом искал свое личное золото-счастье, чтобы обрести свободу, они не делились найденным с теми, кому оно было нужнее, не отдали никому то золото любви и добра, ни детям, ни друг другу, они растратили его в никуда, и вместо красоты являли миру уродство.
...
aolchik:
24.04.12 21:06
Возвращаюсь к жизни постепенно
фьора писал(а):2586 страниц романа в ридере
у меня 978 было...
Marian писал(а):Ольчик, желаю скорейшего выздоровления! Ведь даже самое пустячковое недомогание - так неприятно...
Спасибо,
Марина, уже гораздо лучше. Сегодня уже ходили гулять даже с малой
Marian писал(а):Признать сходство с той московиткой, что была в Заславе 6 лет назад, разумеется, признали. Недаром же Бася говорит о том Владеку.
Да только кто поверит в воскрешение из мертвых? Это в те-то времена? Даже если мысль такая в голову придет, что человек просто решит, что его путает дьвол, и перекрестится лишний раз.
Кстати, еще тут чего вспомнила...
Вот сейчас по ходу обсуждения и всплывают моменты, о которых забыла в отзыве упомянуть Получается Ксению 2 раза хоронили, один из них даже отпевали как покойницу. И как она глубоко верующая на это даже внимания не обратила? Я вот конечно крещеная и верующая, но не набожная, скажем так по облегченному варианту, и то мне страшно было бы попасть в такую ситуацию... А она буквально жила Богом и в то же время вообще никак не отреагировала на сей пренеприятнейший факт (даже 2). У нее по сути 2 могилы было. Страх то какой
Marian писал(а):Она особо с людьми-то и не общалась тогда. Только близко с паненками своими, которых Ефа выслала, с Магдой, с прислугой замковой. Те молчать будут, хотя, конечно, и гадают, она или не она. А вот Магда признала определенно, как и Влодзимеж и другие пахолики из свиты Владека, что из Московии ее везли когда-то. Но и те - как камень))))
Да? Ну тебе то конечно как автору виднее. Но вот я и подумала, что прислуга всяко узнала ее, и пойдут языками чесать и все и выплывет наружу, сплетни они ж как огонь распространяются. Но раз ты в них уверена - то и вопросов нет.
Marian писал(а):Владек и Ксения увезли из Московии деву с кровью Калитиных в жилах. Вот кровь Калитиных - истинных детей земли Московии - и должна Ксения вернуть.
Аха, родится у них дочка и отдадут ее замуж они за московита, и сменит она каталическую веру на православие. и вернется тогда долг Ксении
Marian писал(а):Ольчик, ты анализ героев, который у нас Саида провела, читала? Что думаешь?
нет еще не читала. Хотя вру, частично видела. В следующем посте попробую ответить.
Marian писал(а):Могу сказать определенно - Обрученные меньше объемом, чем ВТМЖ, но все равно, конечно, большеват, признаю...
Марина, а мне вот на памяти что-то тоже 900 с лишним страниц (почти под 1000) в ридере, мне кажется они одинаковые по объему вышли
Rinity писал(а):Мне кажется, по творчеству автора можно высказываться, имея хотя бы несколько книг из разных серий прочитанными.
Но ведь можно высказаться и по одной прочитанной книге
Саида писал(а):Сперва думал никуда от него не денется, никто не учил его любви, не видел он ее в свей жизни. Вот и ломал любимую, но нелюбящую. А может и не осознавал еще, до какой степени он ее любит. Только после того, как потерял понял свое чувство.
И как же он научился? Я не к тому что буду переубеждать тебя или кого-то еще, но и своего мнения у меня поменять не получилось (хотя я еще не читала твой пост про него, посмотрим...). Я сужу возможно с точки зрения современности, забывая о том, что менталитет тогда был другой, но... как то так. Любви у него не было, хотя если он любить не умел, то и то, что он испытывал к Ксении тоже можно назвать условно любовью, потому как на большее он не способен. Но для меня это не любовь
Увы... Он хотел ее просто как красивую вещь, чтобы она была рядом, хотел чтобы его любили, потому как в детстве этого не дополучил, и одной Ефросиньи ему было мало. Да и не то чтобы мало, не ровня она ему, никто она, холопка простая. А любви то он и не получал, поэтому и пытался силой заставить - избивал и унижал, злился на нее за то, что не хочет его любить. Вооот. Я как то так увидела то, что с ним было до побега Ксении. А вот после... согласна с Мариной не применил к ней силу по всей вероятности, испугавшись, что отец приедет ее и заберет ее, и прежде всего приданое ее. Поэтому и пальцем не тронул, и ключи хозяйские отдал. А потом... вот потом и не понятно мне. Ну не верю я в его любовь. Ну не ведут себя так влюбленные. И мало ли что там Домострой прописывает (или я путаюсь, он позже был?...). Не думаю, что в то время истинно любящие мужья били жен своих. Те, кто не любил - да, прикрываясь законом поколачивали. Другое дело, что браков по любви наверняка практически не было. А человек в любое время любовь свою нежностью должен проявлять, а не кулаками. Ну верю я в это, как и верю, что способы любви неизменны со времен сотворения человечества.
Ну вот, можете теперь меня упрекнуть за то, что я время и эпоху не поняла, возможно и так...
Саида писал(а):Так она и не была ему пара! Он же после смерти отца был не просто Владеком, а ординатом! Тут уже у него другие обязательства перед родом и страной появились. Ему, они не могли ничего сказать, Владек никого не слушал бы, а Ксения для них была слабым звеном, вот на нее и давили, чтобы ушла, освободила его от данного слова. Они не винили, а как бы указывали ей на невозможность ее изменения, тыча в ошибки. В какой-то степени они подпитывали ее чувство неуверенности в себе и одиночества. По-любому она, даже прими католичество, ему в тот момент не была бы достойной парой, и в будущем все закончилось бы трагически, вплоть до исчезновения любви.
Не думаю, что если бы Владек не стал бы ординатом, а остался жить в Белобродах, у них все бы было легко и гладко. Так или иначе вопрос о принятии ею католичества встал бы. Не обвенчали бы их при таком раскладе. А это опять же клеймо на детях "незаконнорожденные". Поэтому - "ординат - не ординат", это по сути ничего кардинально не меняет. А то, что бискуп как старейшина рода мог бы подсказать Владеку советом, как сделать, чтобы Ксению приняли - это да, с него бы не убыло. Прими решение Ксения поменять веру с самого начала, и если бы Владек ей помог ужиться, направлял бы ее, подсказывал как себя вести, объяснил бы к чему могут привести ее ошибки, да и она сама прояви интерес к новому укладу, не замыкаясь на своем "я", не думаю что так уж критично смотрели бы на их брак. Тем более, земли она там в приданое типа принесла. Пусть и спорные, но Владек на них и после ухода Ксении претендовал как на ее приданое. Так что при другом раскладе, при другом поведении героев, я думаю брак их был бы возможен.
Саида писал(а):Его оттолкнула мать и тем самым навела на то, что только жестокость и должна присутствовать в отношениях с женщинами.
И в то же время он по прежнему осуждал своего отца за его обращение с матерью...
Саида писал(а):Так на Руси все так жили, в теремах держали, их и называли так –теремные девы.
ну так это и понятно, ну и держал бы ее дальше в тереме. Но да я об этой метаморфозе чуть выше уже высказалась.
Саида писал(а):Не мог он ее убить, не поднялась рука. Любил Матвей Ксению.
Саида, ты вот вроде все правильно говоришь, и цитаты верные приводишь. Только вот для меня Матвей "до" и Матвей "после" словно два разных человека. Вот в чем дело. Я пытаюсь понять его изменение, но у меня это не получается. Я пытаюсь понять его поступки "после", объясняя их не любовью, а необходимостью, раз уж "до" не могу назвать его чувства любовью... Но у меня не получается. Так и выходит, что для меня два разных Матвея в книге.
Фух... сама не совсем поняла что написала...
Саида писал(а):Они разные совсем были. Мария не пережила того, что испытала Ксения.
Вот то-то и оно! Ксения ценой своей жизни, неимоверных мук, как физических, так и душевных, боролась за любовь, а получив ее не смогла удержать... Мы опять возвращаемся в самое начало. Почему Мария смогла ради любви (нечаянной и негаданной) откинуть прочь самое главное препятствие, смогла понять, что она должна "прилепиться" к мужу, а не он к ней, что она едет в чужую страну и будет жить среди чужаков, поэтому и должна чтить их законы, а не они к ней во двор приехали. А вот до Ксении это не дошло, при том, что она любовь свою долгожданную выстрадала. Но чувствую спор этот будет бесконечен, потому как у нас разное видение героев...
Саида писал(а): А Владек на нее давить не имел морального права, он по сути ее обманул, когда вывозил из Московии, пообещав, что есть православные храмы. Вспомни их разговор на границе.
Вот-вот, объяснил бы сразу ей все и проблем было бы меньше. Ксении раньше надо было осознать, что нет ей будущего в Литве с ее принципами, а ей в этом помочь никто не смог, даже любимый...
Саида писал(а):Что остается у человека после потери родины, только вера, чтобы не потерять себя, чтобы помнить кто ты есть и помнить свой род. Что осталось у Ксении кроме веры? Одна среди чужих, не просто чужих по вере, а врагов, среди людей которые убивают ее соотечественников, могла ли она предать их память, как остаться личностью и не раствориться среди других, как не предать своего бога?
Саида, это же самое, без всяких оговорок, можно отнести и к Катерине-Марии.
Саида писал(а):спасла ее душу и разум только вера в ее бога! Так могла ли Ксения с легкостью от своей веры отказаться? Забыть и предать так легко этого Бога?
Возможно ты и права, возможно я не смогла настолько глубоко "залезть" в Ксению. Для меня все видится так, как я описывала выше. И опять же я со своим "почему"... Почему Катерина-Мария поняла, что нет разницы где и какими словами молиться Богу, в храм ходить или в костел, главное чтобы Он был в душе?... А Ксения ее слова даже слушать не хотела? Со стороны Ксении все сводится к одному выбору: любовь к мужчине или любовь к Богу. Она выбрала второе. И мне просто обидно за этот выбор, потому как ради первого она много выстрадала в жизни, и поэтому ее выбор Бога в моих глазах не оправдан после всех принесенных ею жертв.
Саида писал(а):Она выжила без Владека в том страшном аду только с помощью своей веры, Бог помог ей и вернул Владека.
Ей помогла вера в то, что они в итоге все равно будут с Владеком вместе. Надежда ей помогла... С каждым днем, проведенным в Литве так или иначе ее вера в Бога слабела, также как и уверенность в правильности своего поведения
Саида писал(а):Была ли бы счастлива Ксения увези еще тогда ее Владек. Нет, конечно невенчанная жена, полюбовница при живом муже Матвее. И при том, что Владек все равно бы стал ординатом, вот тогда было бы еще труднее.
Да, труднее, но тогда мне как читателю было бы гораздо проще простить все ее ошибки, списав на молодость и неопытность.
Саида писал(а):Любовь всегда компромисс и не всегда жертвы во имя другого есть предательство самого себя и веры своей.
Саида писал(а):Это должно было быть решением самой Ксении и ничьим больше, она должна была сама без чьей либо помощи пройти этот путь тяжелый и трудный для ее души.
Они вместе должны были проделать этот путь. Это их жизнь, их любовь, их счастье, а не только ее. Соединившись, каждый из них взял ответственность на себя за их общее будущее. Возможно я не права, но я вижу это так. И я повторюсь в очередной раз - слишком много они выстрадали, слишком большую цену они заплатили за свое право быть вместе, от того мне не понятно их беспечное отношение у нему в дальнейшем. Брак, любовь - это постоянная работа над собой, над тем, чтобы сохранить это, и не потерять, а они оба опустили руки, решив, что все уже сделано.
Саида писал(а):А как она могла остаться в России, она любила, обратимся к первоисточнику: «- Мой дом там, где мое сердце, - прошептала Ксения. – А мое сердце всегда рядом с тобой. Знать, и жить мне суждено там, где твой дом, а не мой.»
Вот об этом она и должна была помнить прежде всего. Она приняла решение идти за своим сердцем, поэтому надо быть и последовательным до конца.
Саида писал(а):Да было ли у нее время его полюбить.
у нее аж 5 лет было! Просто желания не было... Но да я еще не читала твой пост про нее, так что пока помолчу...
Саида писал(а):Да и какая жизнь ее ждала дома? Монастырь опять?
зато веру бы сохранила, раз она так за нее цеплялась...
Саида писал(а):Я бы тут поспорила. Не только в вере в их случае камень преткновения.
не только, но это основная причина. Даже я бы сказала повод. Но и у Ксении с Владеком не только вера стояла на пути к счастью, но и не желание ее "влиться" в общество, жить так как живут шляхтичи.
Фух... об остальном потом
...
Marian:
24.04.12 22:42
Писала-писала длинный ответ, как вдруг браузер глюканул и решил, что ему срочно надо закрыться... вот ведь гад!
Саида, спасибо за анализ родителей Владислава. Совпали во многом снова.
Для меня картина стала окочательно ясна, когда Элена увезла тайно дочь и крестила ее в свою веру. Все. Это был конец ее отношений со Стефаном. Потеря любой возможности стать семьей, стать парой. Разменяли на собственные "Я" возможное "МЫ", увы.
И еще я недовольна ими очень, что в стремлении перетянуть одеяло, они совсем забыли про детей. Особенно про Ануту. Бедная девочка!
aolchik писал(а):Возвращаюсь к жизни постепенно
aolchik писал(а):Получается Ксению 2 раза хоронили, один из них даже отпевали как покойницу. И как она глубоко верующая на это даже внимания не обратила?
В первый раз тело вообще не отпевали. Утопленников как выловили, тут же закапывали без отпевания на перекрестке, либо в болоте топили.
А второй раз типа и не ее отпевали, а холопку ей неизвестную. Этим себя утешала.
Да и подумать ли могла, что Владислав будет искать священника ее веры в лесах, чтобы отпеть? Не думаю, что она вообще думала об этом. Меньше думаешь - крепче спишь. Меньше боли и сожалений.
aolchik писал(а):прислуга всяко узнала ее, и пойдут языками чесать и все и выплывет наружу, сплетни они ж как огонь распространяются
Ну, посплетничают в гридницах, рассказывая как страшную историю с оживлением мертвяка, да только кто поверит? Ведь и документы об адопции дочери паном Ежи есть, и слышали о ней до того. Да и вот она - пани Катаржина ходит.
Если вокруг будут твердить, что белое - это красное, то и сам можешь поверить в это. Тем более, на тот менталитет. Это сейчас мы стали подозрительные и циничные. А в то время в основной массе безграмотные и верующие во многое тайное люди были легковерны, как малые дети.
aolchik писал(а):Не думаю, что если бы Владек не стал бы ординатом, а остался жить в Белобродах, у них все бы было легко и гладко. Так или иначе вопрос о принятии ею католичества встал бы. Не обвенчали бы их при таком раскладе.
А можно тут я тоже отвечу?
Почему бы не обвенчали? Обвенчали бы. Раньше межконфессиональные браки тоже были. Только, разумеется, с разрешения глав церковных. Например, София (если в имени не ощибаюсь) Слуцкая, что монастырь православный поддерживала даже в годы те Унии, когда православие гонениям подлежало в Речи. Она была замужем за католиком.
Это московская патриархия запрещала категорически эти браки, а константинопольский патриарх вполне благодушно смотрел на это. А церкви в Речи принадлежали именно Константинополю, а не Москве.
...
Саида:
25.04.12 09:35
» Анализ героев от Саиды. Матвей Северский
Вчера вечером не добралась до компьютера, попытаюсь ответить немного, но так как в небольшой запарке, то частями. Пока о Матвее. Без цитат. Надеюсь будет понятно.
Образ Матвея у Марины один из самых тонко и точно выписанных. Психологический портрет для меня очень понятен и все его поступки и мотивации не вызывают вопросов. Так мастерски его изобразила Марина, он и сочувствие вызывает и неприятие.
Он виноват, но сбрасывать со счетов или отрицать его любовь к Ксении мне не представляется возможным. Он так любил, такая разновидность любви тоже есть, уродливая, но любовь. Как ребенок, он может любить игрушку, но и ломать ее от любви, чтобы никому не досталась. Это такое дивиантное поведение. Это болезнь, ее надо лечить и лечится она с детства любовью и вниманием, а у Матвея этого и не было. Образ Матвея не схема, это живой персонаж, и наиболее ценно, то как автор его нам показывает, не оправдывает, но и не осуждает! Приговор ему вынесет Рок. Для меня Матвей не подлежит однозначным оценкам или в его образе что-то диссонирует, он целен и до и после побега и пленения Ксении. Для меня его жизнь, то как это мастерски показала Марина, путь саморазрушения сильной личности. В своей любви он перешел все границы, отказали тормоза. Он из уверенного хозяина, владельца любимой игрушки превратился в просящего любви. Он увидел, что не все в его воле и власти. Он не может разлюбить по своей воле, отказаться от нее, но и не может заставить любить себя своею властью, силою. Вот, что стало для него точкой преломления сознания. Поступок матери в нем убил способность любить правильно, потеря Ксении привела его к окончательному разладу с самим собой. То как он стоял на коленях перед Ксенией со своей исповедью глубоко трогает и дает понимание его сложной личности. Он по сути ведь не требовал немедленно ответить на его чувства, он просил дать шанс. Он старался стать любимым ею. Это своеобразная любовь, согласна. Но, тем не менее, это любовь. Так он любил, это чувство в нем не было развито, душа у него не была развита. Он умоляет о любви, просит спасти его душу. Он в аду, он горит в огне несвойственных для него эмоций, он измучен и опустошен, в то же время переполнен чувствами. Как это можно было описать! Непостижимо! Марина просто гений! Он человек своего времени, он так воспитан, тем, что его никто не воспитывал, он не знал любви и не умел передать любовь. Он думал, что так и надо делать. Он любил и ненавидел, любил безумно и испытывал отвращение. Скорее всего к себе, потому как не мог справиться с чувствами, не мог их не открыть, показал свое уязвимое место. В душе его полнейший хаос. Он жил определенным себе порядком, его все устраивало, и вдруг крах, все пошло не так, он в полном смятении от этого, он не владеет ситуацией, он понял, что он не хозяин сердца и мыслей Ксении, он не может так просто это принять. Я не думаю, что его особо волновало, что приедут родные Ксении. Мало, что они могли ему поставить в упрек, время такое было. Да и в смерти ее его бы никто не винил, и приданное обратно вряд ли истребовали. Не убил он ее потому как не мог перейти этот последний рубеж в саморазрушении. Любил он ее.
В романе Ксению любят несколько мужчин- Матвей, Владек, Тадеуш и Лешко. У всех проявление чувств разное, но все они для меня, несомненно любовь. Кто-то жертвенно, ничего не требуя, кто-то страстно, кто-то эгоистично, кто-то беззаветно, кто-то ревностно. И любовь Матвея самая трагическая. Полюсы от Тьмы к Свету, от эгоизма до полого самопожертвования это Матвей- Тадек. Между ними Лешко и Владислав.
Ольчик, с платиной тебя!!!
Остальное позже.
...