Tannit:
06.11.21 13:43
Приветствую!
Спасибо за продолжение.
...
натаниэлла:
06.11.21 14:03
Tannit писал(а):Приветствую!
Спасибо за продолжение.
И тебе спасибо за помощь, дорогая!
...
натаниэлла:
06.11.21 16:06
» Тайна китайских зеркал докё
Милые леди, сегодня я принесла вам небольшую статью с фотографиями про "волшебные зеркала
докё", о которых рассказывал Геннадий Белоконев.
Если вам интересно, читайте текст под спойлером.
[size=18]
Тайна зеркал докё[/size]
Во многих музеях мира можно увидеть необычные зеркала, которые называются по-китайски докё. Самые древние экспонаты, найденные археологами, были изготовлены во втором тысячелетии до нашей эры цивилизациями древнего Востока. Эти зеркала имеют одно необъяснимое свойство – они способны отражать солнечный свет в виде определенного рисунка, да еще и нарисованного с обратной стороны.
Нельзя сказать, что технология изготовления этих зеркал появилась именно в Древнем Китае. Подобные предметы находили на территории Японии и России - в Сибири и на Урале. например, в Минусинской котловине (расположена в 300 км к югу от Красноярска, вверх по течению Енисея) археологи обнаружили следы культуры, создавшей подобные "волшебные зеркала" около 14-го века до нашей эры.
Общепринято говорить, что докё делали начиная со второго тысячелетии до нашей эры, хотя технология может быть и более древней. Выяснить и повторить эту технологию, кстати, ученым так и не удалось.
В Китае (их там находят больше всего) волшебные зеркала использовали в качестве сакральных оберегов. Их оставляли в усыпальницах императоров, знатных вельможей и их близких. Однако уже в первом тысячелетии до нашей эры эти таинственные зеркала стали бытовыми предметами, поэтому производить их стали в гораздо больших количествах. Зеркала именно этого периода и находятся сейчас в собственности музеев.
На родине этих зеркал они овеяны славой древних легенд. Одна из них гласит: однажды жена императора в солнечный день сидела в саду и занималась привычным делом - любовалась собой в бронзовом зеркале. Потом она опустила его на колени. Луч солнца отразился от зеркала на белую стену дворца, и в ярком круге на стене появилось изображение дракона. Рисунок дракона в точности повторял рельеф обратной стороны зеркала! Так было впервые открыто волшебное свойство китайских зеркал.
С тех пор волшебные зеркала называют в Китае "прозрачные бронзовые зеркала", а происхождение китайской пословицы "На солнце правда всегда проступает наружу" объясняют ими же.
Главный секрет таких китайских зеркал заключается в технологии их производства. Ученые до сих пор не могут сделать такого изделия, несмотря на множество предположений и догадок. Над загадками зеркал размышляли и продолжают размышлять ученые разных стран. Даже изобретатель калейдоскопов высказал предположение насчет способа изготовление докё.
Одни считали, что более тонкие места на зеркале при литье застывают быстрее, поэтому там образуются незаметные искривления поверхности. Другие предполагали, что рисунок мог наносится раствором кислоты на лицевую поверхность. Третьи описывали возможную технику так: после отливки на тыльную сторону наносился рельефный рисунок, затем лицевую сторону с усилием шлифовали, после чего тонкие места прогибались и меньше подвергались абразивному воздействию. Затем изделие полировали, эти места слегка выступали и впоследствии могли формировать рисунок от солнечного луча.
Однако увы - все эти версии не нашли подтверждения, поскольку были найдены зеркала толщиной чуть более одного сантиметра. А другие зеркала и вовсе отражали совсем не тот рисунок, который был нанесен на их тыльной поверхности.
Возможно, тайна появления изображения на зеркале была не известна и самим китайским мастерам. Дело в том, что в среднем только одно из сотни сделанных зеркал проявляло волшебные способности. Первые попытки объяснить их причину предпринял еще в XI веке китайский ученый Шен Куа. Он полагал, что при литье более тонкая часть зеркала остывает быстрее, чем более толстая, что приводит к небольшим, незаметным глазу искривлениям поверхности. Древние китайские поэты давали свои, поэтические объяснения "прозрачности" металлических зеркал. Этих объяснений поэту Кин Ма, например, хватило на целую поэму.
Пока европейские и американские ученые бились над загадками древних китайских зеркал, сами китайцы смогли возродить казалось бы уже навсегда утраченные технологии, и начали производить подобные зеркала. Правда, способ создания этих удивительных изделий они по-прежнему хранят в строжайшем секрете, поэтому некоторые сомневаются, воспроизвели они древнюю технологию или прибегли к современным наноматериалам (что было бы немного "нечестной игрой")
. Пожалуй, это одна из самых интересных тайн оптики, которую человечество не может разгадать на протяжении вот уже четырех тысяч лет.
А ниже я приведу анекдот, в котором рассказывается история похожего зеркала, найденного во время Наполеоновских войн в Египте.
"Вот история, произошедшая в доме отставного французского полковника Жака Герье. Вместе с Наполеоном он побывал в египетском походе, откуда привез домой несколько сувениров, в том числе и небольшое, с тарелку, овальной формы бронзовое зеркало.
Выйдя в отставку после ссылки Наполеона на остров Святой Елены, Герье вернулся в свое поместье и принялся за написание мемуаров. Египетские сувениры он закрепил у себя в кабинете на одной из стен, причем зеркало повесил достаточно высоко, чтобы у домочадцев не возникло желания в него заглянуть.
Однажды, когда по случаю пятидесятилетия хозяина у него в доме собралось несколько старых друзей-ветеранов, пошли воспоминания и о египетском походе. Изрядно выпив, хозяин дома рассказал гостям историю бронзового зеркала, и гости, разумеется, захотели рассмотреть уникальный предмет поближе. В комнате царил полумрак, ее освещали лишь несколько горящих свечей, к тому же дым от курительных трубок стоял коромыслом. Поскольку зеркало было прочно закреплено и снимать его не хотелось, полковник встал, взял канделябр с тремя свечами и поднес его к зеркалу.
И тут за его спиной раздался вопль ужаса: над праздничным столом возникла страшная маска какого-то египетского божества. Она возникла прямо в воздухе и была отчетливо видна всем, кроме хозяина. Когда тот отшатнулся и опустил канделябр, маска исчезла.
Вечер на этом и закончился, потрясенные гости разошлись. Оставшись один, полковник, хоть и выпил лишнего, не рискнул повторить опыт. Лишь на следующий день, при свете дня и в присутствии верного слуги, он вновь поднес к зеркалу канделябр, но слуга ничего не увидел.
Тогда Герье снял зеркало и внимательно его осмотрел, но также ничего любопытного не обнаружил. На всякий случай оно было отнесено на чердак, и эта история постепенно забылась".
Спасибо за внимание!
...
Nadin-ka:
06.11.21 18:07
Ната, как интересно!
Выходит такие зеркала случайно получались, раз даже мастера ничего понять не могли?
В интернете не очень много информации об этих зеркалах.
Воспринимается как какое-то волшебство.
...
натаниэлла:
06.11.21 21:16
Надя , добрый вечер!
Спасибо за отклик!
Nadin-ka писал(а):Выходит такие зеркала случайно получались, раз даже мастера ничего понять не могли?
Я думаю, не случайно, а только у тех, кто знал секрет.
Сначала их считали сакральными предметами, то есть изготавливали их особые люди для узко специфических нужд. А когда зеркала стали более массовым явлением, тогда их стали копировать и другие. Вот только главный секрет им был неизвестен.
...
LarKor:
06.11.21 21:26
Спасибо за историю про зеркала!
...
Виктория В:
06.11.21 22:15
Нат, спасибо за замечательную статью и анекдот про наполеоновского ветерана!
Так и хочется сказать - заковыристые зеркала сделали инопланетяне! Но возможно наши далекие предки тоже были не промах.
Отдельная благодарность за иллюстрации.
Благодаря советам Мастера снова получила возможность пользоваться сайтом в полном объеме.
...
натаниэлла:
06.11.21 22:32
LarKor писал(а):Спасибо за историю про зеркала!
Пожалуйста,
Лариса!
Виктория В писал(а): спасибо за замечательную статью и анекдот про наполеоновского ветерана
На здоровье,
Вика!
Виктория В писал(а):
Так и хочется сказать - заковыристые зеркала сделали инопланетяне! Но возможно наши далекие предки тоже были не промах
Зачем инопланетянам такие зеркала?
я верю в наших предков.
Виктория В писал(а):
Отдельная благодарность за иллюстрации. Благодаря советам Мастера снова получила возможность пользоваться сайтом в полном объеме
Я очень рада!
*
Девушки, спасибо всем за сердечки!
...
Ани:
07.11.21 08:14
Удивительно все-таки,что ученые при всех знаниях не могут разгадать эту загадку.Получается,что древние люди знали больше,да?
Ната,спасибо за познавательный рассказ.
...
Елена Миллер:
07.11.21 10:07
Нат, привет!
Спасибо за интересную статью!
По тем картинкам, что ты выложила, эти зеркала отливали, а ковкой и шлифовкой наносили тюнинг, доводили до товарного вида. Отливка - это когда в форму заливают расплавленный металл, при этом тонкие места застывают быстрее, что может создать микронеровности. Даже если потом гладкую поверхность отполировать, фактура металла будет чуток иной, что и вскрывает направленный на поверхность свет. А раз тонкие места повторяют рисунок на обратной стороне зеркала, то и солнечный зайчик его показывает. То, что не каждое зеркало обладает этим "волшебным" эффектом, можно объяснить условиями остывания металла в форме: охлаждали ли его дополнительно, например, водой, выносили на воздух, на мороз, или оставляли возле плавильной печи. Оставили изделие в жаркой кузнице на ночь – оно и стало "волшебным", или вынесли на улицу, но было лето, и металл остывал дольше, а погрузили форму в воду – утопили "волшебство".
На мой взгляд, это такая же китайская загадка, как и манящий кот Манэки Нэко, тот который лапкой машет с претензией на вечный двигатель.
...
натаниэлла:
07.11.21 10:55
Привет!
Ани писал(а):
Удивительно все-таки,что ученые при всех знаниях не могут разгадать эту загадку.Получается,что древние люди знали больше,да?
Есть на свете технологические загадки, которые невозможно разгадать современному человеку. Или которые он может воспроизвести, но лишь с помощью не известных в древности материалов и станков.
Как наши предки это делали - бог весть...
Елена Миллер писал(а):при этом тонкие места застывают быстрее, что может создать микронеровности. Даже если потом гладкую поверхность отполировать, фактура металла будет чуток иной, что и вскрывает направленный на поверхность свет
Это одно из логичных объяснений. В тексте статьи оно приводится. Однако подобные трещины невозможно предугадать, ведь рисунок не хаотичный, а со смыслом.
Как я понимаю (сама-то зеркал докё в руках не держала), на заднике зеркала есть какие-то выступы в виде фигурок - барельефы, а само зеркало полированное, чтобы можно было в него смотреться. И вот источник света направляют на выступы, а гладкую поверхность - к стене. И на стене возникает не темное черное пятно (тень от зеркала, которое перекрыло свет), а теневой рисунок. Чаще всего этот рисунок копирует барельефы на тыльной стороне, поэтому зеркало называют "прозрачной бронзой". Но есть зеркала, где рисунок и его тень не совпадают.
Я не нашла, хотя искала фотку такой тени (летом видела, когда писала, но не сохранила
). Но могу описать:
1 зеркало - на барельефе сидит человек и луна над его головой. На тени человек уже стоит и над ним солнце.
2 зеркало - на барельефе венок из бутонов, а в отражении бутоны раскрылись, цветы цветут.
Из этого вытекает, что технология отражения тени не связана с рисунком.
Отражение - это скрытый рисунок. Но как при этом он проецируется на стену, если зеркало бронзовое и не прозрачное? Как свет проходит сквозь зеркало???
Были версии, что это голограмма. Или "Волшебный фонарь".
Но поскольку ни одному исследователю не удалось создать подобное зеркало, все эти гипотезы остаются просто версиями. Логичными, разумными - и не работающими.
Да, китайцы что-то такое демонстрировали на международной выставке. Но так как секретом они не поделились, не факт, что они раскрыли именно древнюю технологию. И зеркала у них были, кстати, не бронзовыми, а из современного сплава.
Вопрос ведь в чем: докё изготовили 4 тысячи лет назад, когда не было ни науки с ее пониманием процессов, ни инструментов, и все делалось руками и на глазок.
И уж если мы, с нашими учебниками, лабораториями, микроскопами не в состоянии этого повторить, то это и впрямь загадка.
Лена, Ани, спасибо за отклик!
Всем огромная благодарность за сердечки!
...
Dione:
07.11.21 12:15
натаниэлла писал(а):докё изготовили 4 тысячи лет назад, когда не было ни науки с ее пониманием процессов, ни инструментов, и все делалось руками и на глазок.
Что говорит, что технология достаточно проста, а ученые ищут нечто заумное.
Ну и нельзя сказать, что не было науки. Была, просто другая.
...
michalchik:
07.11.21 13:43
Какая интересная статья
...
натаниэлла:
07.11.21 14:47
Dione писал(а):
Ну и нельзя сказать, что не было науки. Была, просто другая
Наверное, в этом все и дело.
michalchik писал(а):Какая интересная статья
Спасибо!
Валерия, michalchik -
...
Anastazia:
07.11.21 15:36
Таша, леди, всем привет!
Как жалко Загоскина… ворчливый старичок, но сколько всего интересного он нам уже рассказал, а может и дальше героям сумел бы помочь((( Надеюсь, он не сказал убийцам, где шкатулка, и они сами не догадаются, а то еще и за Милу переживать. Хотя за нее и так страшно – если ее ждет все то же самое, что и Володю Грача.
Наверное, нож, который ищет Пат, это тот самый нож, которым убит двойник Милы. Но здесь вообще сплошные вопросы – как нож попал к мужу Милы, кто и зачем именно этим ритуальным ножом ее убил… У меня уже даже шальная мысль возникла, что, может, убийство Милы это вообще картинка из будущего?
Да и смерть старичка тоже странная. Думаю, злодеям совершенно незачем убивать Загоскина, он им живым нужен. И, кстати, куда злодеи делись так быстро? Вику бы сейчас не скорую вызывать (ну явно поздно уже), а план «перехват» объявлять, ибо они явно еще где-то поблизости. Ну и Милу спасать – страшно за нее…
Про каменные зеркала очень интересно! А история с «русским зеркалом» тут же напомнила все эти сказки про «Свет мой зеркальце, скажи»)) Точно связь прослеживается.
Приятно было встретиться со старыми героями, хоть и мельком пока. Очень хочется верить, что в этот раз дорогой автор так жестить не будет, как в Антарктиде. Хотя… еще только 4-я глава, а уже столько смертей. И все же хочется, чтобы и Володю, и Юру, и конечно Милу автор уберег. А еще и Павла бы вернул. Может, Пат тогда и правда хоть чуть-чуть смягчится.
Где-то мелькнуло имя Мария Мнишек – она Марина же, по-моему, не Мария?
И, знаешь, мне и раньше резало слух, но после биографии Милы тем более: почему ты ее (да и она себя) Милкой зовешь? ))) Имхо, имя прям для пацанки-хулиганки, а не для правильной наивной девочки из хорошей семьи. Хоть убей, не могу представить, чтобы папа-дипломат ее Милкой называл. Это очень имхо, но не могла не поделиться мыслями)
Таша, спасибо большое за главы! Прости, я редко опять заглядываю, но читаю с огромным удовольствием!
...