Alesya:
04.03.18 13:54
натаниэлла писал(а):Так дурных книг тоже хватает. Если автор не знаком, и тема не знакома, как понять, где напортачили? И насколько можно говорить о фантазии автора, а насколько о его безграмотности
Согласна!
Поэтому предпочитаю классические произведения. А если начинаю читать современных, то в начале интересуюсь исторической подноготной ( у меня такая привычка
, не буду читать пока не пойму эпохи и нравов людей той эпохи о которой хочу прочесть). И ещё, быть может грубо будет сказано, но нужно хорошо учить историю не только в школе, а быть любознательным и хотеть познать большее...
натаниэлла писал(а):Но мухи отдельно, котлеты отдельно. На мой взгляд можно и полезно обсуждать произведения значимые (ибо от них вред куда больший). А ломать копья по поводу глупеньких водевилей не стоит.
всегда будет штучный профессиональный товар и товар массовый. Эстеты шьют себе эксклюзив у портного, а бедняки одеваются на китайском рынке. Как бы мы эту базарную моду не ругали, не у всех есть желание и деньги одеваться в бутиках и салонах.
Хорошо сказано!
Просто обидно, что эта вся "белиберда" несётся в массы и штампуют её одну за другой! И все доверяют телевидению, особенно молодежь! А докапываться до истины никто не хочет!
Ириша П писал(а):К сожалению, до энциклопедий, до справочников у некоторых просто дела нет. Показали в кино вот так, значит, правда. Сейчас многое черпается не из умных книг, к прискорбию, а из передач и сериалов весьма сомнительного качества. И принимается это за истину.
Согласна, что сериал "про любофф", но берега путать не надо. Этак мы дойдем до того, что в начале прошлого века была сотовая связь. Пардоньте, я тут недавно что-то подобное в области СТ вычитала. Волосы дыбом, честное слово. Такое чтиво хорошо читать, когда под рукой ничего для укладки волос нет, а как-то объем придать хочется)))
...
Виктория В:
04.03.18 14:20
натаниэлла писал(а):
Мы все так живем: нечего смотреть, нечего читать, нечего слушать, нечего петь. Шедевры не рождаются каждый день.
Нат, у моей мамы немного другой случай. Из-за полученной травмы она в основном лежит и смотрит телевизор. При чтении у нее слишком напрягаются глаза. Телевидение для нее основной источник информации и хотелось бы, чтобы эта информация была качественной.
Ириша П писал(а):
Не могу не согласиться. Просто стыдно, когда на главном канале страны творится откровенный бардак, когда презентуется громкая премьера, вылившаяся в показ сомнительного качества мыла. И возникает вопрос "Им что, деньги девать некуда, если снимают такое?" Выходит, что деньги есть на такого рода муть, а на хорошее режиссеру надо пороги оббивать и потом время показа дадут совсем не "прайм-тайм". И пройдет хорошее кино мимо зрителя. Или работает в это время народ, или спит уже.
Простите, что так сумбурно. Не умею я все по полочкам, по порядку. Все в кучу. Зато от души)
Ирина, полностью с вами согласна.
...
натаниэлла:
04.03.18 14:54
Ириша П писал(а):И я ни коем случае не навязываю своего мнения, но считаю, что, если снимается исторический фильм, то уж продумать детали можно. Раньше режиссеры приглашали компетентных консультантов, а теперь экономят, по всей видимости. Или консультанты эти черпают свои познания из странных источников.
Эх, раньше... где он, прошлогодний снег?
Я напомню, как ныне снимается кино. Думаю, Ульяша сама в теме и может подтвердить. Режиссер ныне такой же наемный работник, как уборщица. Не шучу. Все решает продюсер и, что еще хуже, спонсор. Они решают, кого пригласить на роль, какую картинку снять. Сделает режиссер, положим, несколько эпизодов - приезжает на площадку "кум королю", отсматривает и орет: "Режиссера уволить! Все переснять! Артистку в бане раздеть!" И так далее. А что - имеет право. Он же платит! Порой над фильмом трудятся несколько режиссеров по очереди. Лучший оператор не тот, кто умеет снимать, а тот, кто в ножки барину кланяется. И сценарий по тому же принципу выбирается.понравился ты спонсору, он тебе со всей щедростью отвалил. Консультанты, поездки по городам в поисках натуры - все это спонсору не понятно. Он сам Гоголя с Гегелем путает.
Знаете, я предпочитаю в данном конкретном случае читать между строк. "Грамота" - это честный фильм о нашем родном времени. Честный, потому что создатели не скрывают, насколько прогибаются перед хозяином. Поэтому и крепостные все румяные, поют душевно, в красных одеждах ходят. Поэтому девки повсюду в доме, а не лакеи. Поэтому в начале сцены дождь проливной, а через минуту солнышко на голубом небе. Это не ляпы имхо, а намеки, что крепостное право никуда не делось. У нас во главе угла деньги, кто платит, тот девушку и танцует. А каков поп - таков и приход.
Виктория В писал(а):Телевидение для нее основной источник информации и хотелось бы, чтобы эта информация была качественной.
Вика, никогда тв не будет качественным. Увы.
Единственный выход - купить проигрыватель или абонент на интернет-киносайт. Либо возможность личного выбора, либо хавай, что дают
.
...
Ириша П:
04.03.18 15:08
натаниэлла писал(а):Эх, раньше... где он, прошлогодний снег?
Я напомню, как ныне снимается кино. Думаю, Ульяша сама в теме и может подтвердить. Режиссер ныне такой же наемный работник, как уборщица. Не шучу. Все решает продюсер и, что еще хуже, спонсор. Они решают, кого пригласить на роль, какую картинку снять. Сделает режиссер, положим, несколько эпизодов - приезжает на площадку "кум королю", отсматривает и орет: "Режиссера уволить! Все переснять! Артистку в бане раздеть!" И так далее. А что - имеет право. Он же платит! Порой над фильмом трудятся несколько режиссеров по очереди. Лучший оператор не тот, кто умеет снимать, а тот, кто в ножки барину кланяется. И сценарий по тому же принципу выбирается.понравился ты спонсору, он тебе со всей щедростью отвалил. Консульнтанты, поездки по городам в поисках натуры - все это спонсору не понятно. Он сам Гоголя с Гегелем путает.
Нат, но ведь снимают же хорошие сериалы. Детективные. Я лично впечатлена и пересматриваю "Паука", "Мосгаз", "Шакал", "Палач". Я по-новому увидела актеров, снимавшихся в этих сериалах. Да и "Уходящая натура" не оставила меня равнодушной. А ведь это все тоже своего рода историческое кино. Конечно, и там есть неточности, ляпы. Но в них старались придерживаться того времени, про которое снимали. А не по мотивам.
Не буду спорить. Потому что у каждого свое восприятие и свое видение. Тут все субъективно. Помню, моя свекровь, учитель русского и литературы с пятидесятилетним стажем, в запой смотрела "Институт благородных девиц". А я больше одной серии вынести сие не могла. А ведь она прекрасно понимала, что все "по мотивам", и близко не стояло с действительностью. Но смотрела. Вот она - сила искусства кино))) Плачу, колюсь, но ем. А свекровь смотрела с удовольствием и все пыталась меня на этот сериал подсадить. А я сопротивлялась. У нас с нею были жаркие споры на тему вот такого сериального мыла. Но она стояла на своем. А ведь учитель-словесник просто обязан уметь различать подделку от настоящего шедевра. ИМХО.
Ой, девочки, спасибо вам за приятное общение.
Ульяша, а тебе отдельное огромное спасибо за твой профессионализм и душевную атмосферу в теме.
...
Peony Rose:
04.03.18 15:15
*читая обсуждение и вздыхая* Видно, я точно старею, ибо уже перестала быть мышОй с кактусом. 10 минут фильма в начале посмотрела, не нравится - закрыла.
Сейчас такой выбор огромный развлечений - жизни не хватит на все. Ну их, "кинодеятелей-бабловиков". Пусть рубят бабло на других, а я лучше похожу и повыбираю, чтобы потом не плеваться... Конечно, порой и фильтры-отзывы умных людей не спасают, ибо фломастеры и прочее, но тут уж... как получится.
...
Ириша П:
04.03.18 15:32
Peony Rose писал(а):Видно, я точно старею, ибо уже перестала быть мышОй с кактусом. 10 минут фильма в начале посмотрела, не нравится - закрыла.
Элли, я тоже стала бережней относится к своим нервам и времени.
Правда, я тут недавно лопухнулась, - пардоньте за мой хранцузский))) - читала и плевалась на одну из книг, отзывы на которую случайно прочитала. До самого конца все не верила, все надеялась, что автор "одумается"))) Не случилось. Дочитала. Файл удалила, ибо осталось чувство омерзения, и пошла руки мыть. Такое же со мной было, когда один фильм известного российского режиссера посмотрела на "закрытом показе" Гордона. Меня тогда тошнило. А здесь просто ручки с мылом. И на том спасибо. Сказала себе, чтобы больше себя не насиловала и не верила в то, что сама себе придумала. К сожалению, случаются разочарования в авторах, хотя и фанаткой никогда не было. Но все же.
...
Октябрина:
04.03.18 20:15
» отзыв от Октябрины
Ульяша, спасибо за замечательные рассказы. Прочла с огромным удовольствием!
Вроде и объём небольшой, но настолько увлекательно и многообразно все описывается, что получаешь ощущение от прочтения целой книги. Спасибо за Ваше творчество. Жаль, что мало! Надеюсь на новые главы! Обязательно буду следить за дальнейшим Вашим творчеством!
С удовольствием прочла рецензию о новом киноромане "Крепостная грамота" (вроде бы так называется фильм, честно не глядела. У нас в Самаре время от Московского отличается на час и для меня уже поздновато). Опять было все настолько увлекательно описано, что мне даже захотелось взглянуть на сей "шедевр".
Жду с радостью нового знакомства с Вашим творчеством!
...
uljascha:
04.03.18 23:13
Девочки, я только приехала - были у папы в гостях. Всех прочла, но вести дискуссию просто сил нет сейчас.
Естественно, раз я тут подняла тему, непременно выскажусь еще, всем отвечу, пока только одно.
Нат, я бы с тобой согласилась, что мыльная опера и все такое, и авторы не претендуют, если они в самом деле не претендовали.
А они претендуют, вот реально. Я сейчас поставлю видео - репортаж о фильме, и ты поймешь мое возмущение. Это оказывается хороший и замечательный исторический! сериал, и костюмы там все точно такие, как были в то время, и консультанты были, и все себя ведут именно так, как дОлжно, и тд., и тп. Вот что обидно. "БН" никто историческим сериалом особенно и не выдвигал, хотя там и драматургия более интересная, и съемки, и натура. А тут - нате вам, все правдоподобно. А картинки мосфильмовских улиц я тебе непременно покажу, чтобы ты поняла, о чем речь.
...
натаниэлла:
06.03.18 10:42
Привет всем!
Ульяша , посмотрела я видео, спасибо. Все равно не понимаю, что вызвало твое столь глубокое возмущение. Во-первых, перед нами реклама от спонсоров. Первый канал это Константин Эрнст. Лично для меня это о многом говорит. Он волен рекламировать свой продукт на своей собственной площадке как угодно - тот же принцип "хозяин-барин". Поднимает свои рейтинги, так как рейтинг это деньги. Во-вторых, костюмы в фильме и правда есть и вполне себе типичные для
костюмированной мелодрамы. Этикет и танцы присутствуют. Французский и немецкий язык великолепны, с превосходным аутентичным акцентом (не всегда переводят, правда, что, думаю, задевает не владеющих). Фильм о любви, о свободе, о чести . Слово "энциклопедия" смущает - но повторюсь, это предпремьерная реклама.
Скажу в заключение так: лично я досмотрела фильм до конца и не стану лукавить, что смотрела и плевалась. Не понравилось бы - не смотрела, как не досмотрела в свое время ни Бедную Настю, ни Ночь любви. Много ляпов в Грамоте, очень много, но меня больше напрягло то, что это мелодрама про любовь, а не историческая драма. Обилие розовых соплей и штампов смущает куда больше, чем историческая недостоверность ( необязательная, между прочим, для данного жанра, где многое условность). Не слишком уважаю сентиментальный дамский роман, но Грамота имхо не самый плохой из них. Непримелькавшиеся лица актеров, все в рамках приличия, нет ни крови, ни откровенного секса. Пересматривать не буду, но и ругать особо тоже.
...
uljascha:
06.03.18 14:00
Нат, такая реклама везде, не только на первом. И Аннотации восторженные, и слова от актеров/гримёров/ костюмеров о том, какие они все молодцы. Про розовые сопли я и писать не стала, потому что в соплях и сахаре там можно просто утонуть. Драматургия ноль, актерам играть нечего, бедные эти парни и бегают всю дорогу. И монастырь , где матушка привечает беглых, да и сама история эта, и бордель, и Митя, как рояль в кустах. С самого начала настрой на ХЭ. Меня даже удивило, что Татьяна прыгает с моста. Думала, и их простят, покаялись же, но им обоим уготована смерть, видимо, чтобы остальных не мучали воспоминания. И эти знаки, что Татьяна и Борис плохо поступают - икона. И одновременно все так радушно помогают Полине с Митей. Даже сестра погибшего старосты сначала "наезжает" на Полину, а потом "ой, коня продавали, а не случилось ли чего". В общем, костюмированная сказка про крепостную Золушку с обязательным ХЭ, которого ждешь с самого начала.
Мне непонятно только, что хотели сказать образом Верушки, и почему она за доктора выходит. То есть типа счастье помогать ближнему выше счастья личного? Какой-то очень уж советский посыл.
Насчет французского не скажу, а немецкий с русским произношением и перевод не айс, прямо скажем, но этим я даже не заморачивалась.
Лица актеров, да, не примелькавшиеся, и братья мне понравились оба, а вот сама Полина. Ну почему она такая неприбранная вся, тепа-растрепа? Даже на балу и на свадьбе? Кто-то писал в комментах к видео, что у актрисы волосы тонкие, и их мало, ничего подобного, я смотрела ее фотографии, все там нормально с волосами, и мешков таких под глазами нет. Или это по замыслу авторов картины из серии "полюбите нас черненькими"?
Я смотрела по несколько серий подряд на компе, иногда чуток подматывая, когда совсем уже вязла в соплях и сахаре.
То есть, если бы действие сего мыла было подинамичнее, оно бы только выиграло. Кстати, в тех же комментариях народ сравнивает сей опус с Рабыней Изаурой. Я честно не смотрела от слова совсем, потому судить не могу, но пишут, что очень похоже.
Повторюсь, что фиг с ней с мыльной оперой в костюмах и интерьерах 19 века, если по ней потом не станут историю учить. Вот что пугает. Так и будет думать мОлодежь, что крепостное право это вот такие Потемкинские деревни, и такие баре - если один плохо, то пять хорошие)) ну и так далее. И в борделе все дураки, и сбежать - ерунда. И следователи хорошие, и добро торжествует.
Мне вот интересно, случайно или специально Грамоту показали параллельно с Салтычихой?
Про дуэли и Мосфильм помню, отвечу следующим постом, с телефона сложно с картинками.
...
натаниэлла:
06.03.18 14:49
uljascha писал(а):В общем, костюмированная сказка про крепостную Золушку с обязательным ХЭ, которого ждешь с самого начала
вот!
Ульяша, сакраментальные слова! Это сказка, причем сказка очень добрая. Потому и защищаю. Пусть будет! Мораль в ней правильная и светлая, намеки жирные, трудно зрителю пропустить.
я так устала от чернухи в любом ее проявлении. Устала "от правды жизни". Не хочу, чтобы бедную сиротинушку Полину били , хочу, чтобы помогали, любили, спасали. Чтобы добро побеждало.
за одну эту правильность и доброту я прощаю создателям отступление от исторической правды и отсутствие интриги.
другой вопрос, что не снимают альтернативы , добротного кино, пусть сериалов, но чтобы все сестрам по серьгам. Одним помесь Рабыни Изауры с Бедной Настей, другим крепкое и правдивое "за жизнь, какая она есть", без перекосов.
я за многообразие и плюрализм.
Фотки жду. Спасибо!
...
Виктория В:
06.03.18 15:03
Всем добрейшего
натаниэлла писал(а):вот! Ульяша, сакраментальные слова! Это сказка, причем сказка очень добрая. Потому и защищаю. Пусть будет! Мораль в ней правильная и светлая, намеки жирные, трудно зрителю пропустить.
я так устала от чернухи в любом ее проявлении. Устала "от правды жизни". Не хочу, чтобы бедную сиротинушку Полину били , хочу, чтобы помогали, любили, спасали. Чтобы добро побеждало.
за одну эту правильность и доброту я прощаю создателям отступление от исторической правды и отсутствие интриги.
Нат, полностью с тобой солидарна, сама имею такой настрой.
Только меня удручает, что "Вольная грамота" по качеству на порядок ниже упомянутых мелодраматических сериалов. В "Рабыне Изауре" игра актера, играющего злодея Леонсио поистине завораживает, несмотря на незамысловатость сюжета, от него зажигательные искры летят. А в "Вольной грамоте" не на что смотреть, решительно не на что.
Более-менее выразительно продекламировали актеры данный им текст и благополучно проехали мимо него. И опять-таки не поймешь, что именно желали показать - историческую драму или же кинематографическую сказку в исторических декорациях. Все до предела смазано.
...
uljascha:
15.03.18 02:38
» Про дуэльный кодекс
Всем доброго вечера и огромное спасибо за душевный разговор, за то что даже не во всем соглашаясь друг с другом, мы всем не нарушаем доброй, теплой атмосферы. Это так здорово) Кстати "ИБД" я тоже смотрела - на перемотке. через две серии на третью. но - тем не менее. Собственно, Митю для "Девочки" я именно в этом сериале в первый раз и углядела.
Ната, Вита, Ириша, Лена, Леся, Элли, Марьяша - все замечательные участница нашего разговора - мое вам человеческое спасибо за общение и за такт. Мне кажется - обсудили мы все и пришли к выводу, что на вкус и цвет фломастеры разные, и хорошего исторического кино, увы, нет, есть похуже, есть получше - зависит и от режиссера, и от драматурга, и от выделенных средств. Я. кстати, в свое время много фильмов пересмотрела, и даже о самых хороших можно сказать, что они - продукт своей эпохи. Тот же "Александр Невский" - классика советского кино, но в нем все говорит - "Вставайте, люди русские за нашу землю грешную", потому что идет война, и такой фильм необходим. А "Иван Грозный", который долго не выпускали (вторую часть с танцем опричников), потому что там четко читался отец родной со всеми вытекающими.
Посмотрела я "Барыню", напишу непременно, пока могу сказать, что как фильм (режиссура, драматургия, игра актеров) она на голову выше "Гамоты", но... сама история Салтычихи там не рассказана. от нее остались рожки да ножки.
Тут про дуэль был вопрос.
Про кодекс.
Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду… даже недонесение каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия – смертная казнь! С полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.
Петр III запретил телесные наказания для дворянства. Так в России появилось поколение, для которого даже косой взгляд мог привести к дуэли.
При всех недостатках, дуэли заставляли ценить жизнь, достоинство других людей и смотреть на жизнь совсем по-другому. Кроме того, благодаря дуэлям и откровенной швали и подецов в обществе было меньше. Дело в том, что у русского дворянства, ЧЕСТЬ всегда была самым дорогим в жизни.
"Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь – никому!" Человек с запятнанной честью уже не считался дворянином. Ему попросту не протягивали руки... он становился изгоем общества. По русскому дуэльному кодексу отказаться от дуэли было нельзя. Такой поступок расценивался как признание в собственной несостоятельности.
Расцвет дуэлей был в годы царствования Александра I и продолжались они вплоть до Александра III. Интересно отметить, что император Павел I всерьез предложил разрешать межгосударственные конфликты не путем войны, а проведением поединка между императорами… в Европе поддержку данное предложение не получило.
Был в России и комичный случай, когда два высокопоставленных офицера пожелали драться выстрелами из артиллерийских орудий. Самое удивительное то, что дуэль состоялась. К сожалению, не знаю её исхода.
Если в Европе дуэли были чем-то вроде показного баловства для завоевания женщин, в России это было узаконенное убийство... и хоть за дуэли ссылали на Кавказ, даже императоры очень часто были вынуждены закрывать на них глаза, обществу дуэли были необходимы.
Если сейчас у России, как известно, две главные беды - дураки и дороги... то в то историческое время была ещё и третья беда - дуэли на пистолетах.
Дело в том, что на Руси не любили драться на саблях или шпагах. Это давало слишком большое преимущество военным и людям постоянно тренирующимся. А участвовать в дуэлях хотели все слои благородного общества. Именно поэтому у нас придумали стреляться из пистолетов. Причем самое главное правило абсурда - пистолеты перед дуэлью НЕ ПРИСТРЕЛИВАЛИСЬ! Недаром говорят "пуля дура"... Пистолеты покупались перед дуэлью секундантами, по два с каждой стороны. Непосредственно перед дуэлью бросался жребий с чьей пары стрелять. Осечка считалась за выстрел.
Пистоли покупались новыми, причем пригодны для дуэлей были только исключительно гладкоствольные пистолеты (у них очень низкая кучность боя), и не пристрелянные т.е. без запаха пороха из ствола. Повторно с тех же пистолетов на дуэлях больше не стрелялись. Они хранились, как сувенир.
Таким не пристрелянным оружием уравнивались шансы юнца впервые державшего пистолет и опытного стрелка. Можно было с 15 шагов целиться в ногу и попасть в грудь. Отказ от пристрелки пистолетов делал дуэль не соревнованием мастерства дуэлянтов, а скорее БОЖЕСТВЕННЫМ проведением. Более того, дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий: нигде в Европе такого не было.... дистанция между барьерами обычно составляла всего 10-20 шагов (примерно 7-10 метров!). Дуэлянты по команде сходились к барьеру. Выстреливший первым останавливался и если он промахивался... это означало практически стопроцентную смерть. Ведь его соперник мог спокойно подойти к барьеру и сделать свой выстрел с 4-7 шагов… практически в упор! Даже с не пристреленного оружия сложно промахнуться.
Возможно, именно поэтому, перед дуэлью многие пили. Дрожание руки не имело особого значения. Дуэли проводились разными способами. Существовало около пяти способов дуэлей на пистолетах. Самый распространенный описан выше, но был ещё со стрельбой по команде, со стрельбой без схождения по очереди до первого попадания, был даже вариант даже со стрельбой на звук с закрытыми глазами...
Офицеры друг с другом, как правило, дрались на своих условиях, которые заранее оговаривались, но с гражданскими лицами всегда по правилам дуэльного кодекса без малейших отступлений. Считалось дурным вкусом вызывать на дуэль своего армейского командира. Но и это часто случалось.
Александр III, став императором, почти узаконил дуэли. Император понял, что их все равно не избежать и решил возглавить процесс. Страх сурового наказания только усугублял ситуацию, заставлял стреляться в глухих лесах, далеко от медицинской помощи, а нередко и вовсе превращал данное действо в простое убийство благородных наследников или в сведение счетов.
В России был издан Приказ по военному ведомству № 118 от 20 мая 1894 года: «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде».
Он состоял из 6 пунктов:
Первый пункт устанавливал, что все дела об офицерских ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров.
Пункт второй определял, что суд может либо признать возможным примирение офицеров, либо (ввиду тяжести оскорблений) постановить о необходимости поединка. При этом решение суда о возможности примирения носило характер рекомендательный, решение о поединке – обязательный к исполнению.
Пункт третий гласил, что конкретные условия дуэли определяют секунданты, выбранные самими противниками, но по окончании дуэли суд общества офицеров по представленному старшим секундантом-распорядителем протоколу рассматривает поведение дуэлянтов и секундантов и условия поединка.
Пункт четвертый обязывал офицера, отказавшегося от дуэли, в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку; в противном случае он подлежал увольнению без прошения.
Наконец, пункт пятый оговаривал, что в тех войсковых частях, где отсутствуют суды общества офицеров, их функции выполняет сам командир войсковой части.
Если суд признавал возможность примирения без ущерба для чести оскорбленного, то так оно и происходило. В противоположном случае суд санкционировал проведение поединка.
Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно было не принимать и кого не принято было вызывать) считались:
лица, опозоренные в общественном мнении (шулера; ранее отказавшиеся от дуэли; подавшие жалобу на обидчика в уголовный суд);
- сумасшедшие;
- несовершеннолетние, т. е. лица не достигшие 21 года (кроме женатых, студентов и служащих – вообще же четкой границы не было);
- лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (т. е., как правило, представители простого народа);
- должники по отношению к своим кредиторам; близкие родственники (до дядей и племянников включительно);
- женщины.
Защищать честь женщины был ОБЯЗАН ее естественный покровитель (муж, отец, брат, сын, опекун, близкий родственник), но что интересно, необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины являлось ее нравственное поведение – то есть за женщиной, известной легким поведением, НЕ признавалось право на защиту от оскорблений.
Особым шиком стало принять дуэль, но выстрелить в воздух. В выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто вызвал – в противном случае дуэль не признавалась действительной, а лишь фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности.
О дуэлях писали газеты, их обсасывали в романах, а подробности смаковали годами. Для девушек-актрис выступающих в театрах было просто неприличным, если из-за них не пострадал на дуэлях ни один мужчина. Чем больше за нее убитых и раненых, тем достойнее и интереснее прима.
Особенно часто дрались на дуэлях Кавалергарды (в основном это гусарские полки). Кавалергарды - сливки русского офицерства, люди с детства живущие в казармах, офицеры воспитанные на узах чести и братства ... все они, как правило, молодые, дерзкие, прославленные в боях за отечество, хорошо знающие, что в России мир короткий, что скоро опять война, а значит нужно "взять свое". Это люди, для которых риск смерти был будничной работой, и даже замужняя дама могла разрешить такому офицеру многие вольности (причем без осуждения общества). Кавалергарды всегда были для России чем-то вроде гладиаторов в Древнем Риме... им прощали все, им позволяли многое.
В Петербурге были случаи, когда стрелялись таким образом, что это было похоже на самоубийство.
Такой была дуэль К.П. Чернова и В.Д. Новосильцева.
Оба дуэлянта – флигель-адъютант Владимир Новосильцев и поручик Измайловского полка Константин Чернов получили смертельные ранения. Все потому что стрелялись они в 8 шагов. Промахнуться было сложно...
Причиной дуэли стала женщина. Новосильцев обещал жениться и сумел совратить и обесчестить сестру Чернова. Но из-за давления матери жениться отказался. Чернов вызвал Новосильцева на дуэль с 8 шагов. Погибли оба.
Дуэль вызвала широкий резонанс в обществе. О ней писали даже в газетах. С тех пор на это место стали приезжать дуэлянты. Появилось поверье, что посещение этого места перед дуэлью гарантирует победу.
Теперь на том месте стоит па́мятный знак. Он был открыт 10 сентября 1988 года по инициативе Лесотехнической академии, и в первую очередь – директора библиотеки Т.А. Зуевой. Памятник установлен в С.-Петербурге, на проспекте Энгельса, через дорогу от входа в парк академии.
Дуэли языком статистики…
Как известно статистика знает все. По данным генерала Микулина "...с 1876 по 1890 год до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях (в 2 из них противники были оправданы).
Начиная от правления Николая I дуэли не канули в историю, но постепенно прекращались… с 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли, из них 256 – по решению судов чести, 47 – с разрешения войсковых начальников и 19 самовольных (до уголовного суда не дошла ни одна из них).
Ежегодно происходило от 4 до 33 поединков в армии (в среднем – 20). с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских.
Из 99 дуэлей по оскорблению 9 окончились тяжелым исходом, 17 – легким ранением и 73 – бескровно. Из 183 дуэлей по тяжелому оскорблению 21 окончилась тяжелым исходом, 31 – легким ранением и 131 – бескровно. Таким образом, гибелью одного из противников либо тяжелым ранением заканчивалось все же незначительное число поединков – 10-11% от общего числа.
Из всех 322 дуэлей 315 состоялись на пистолетах и только 7 – на шпагах или саблях. Из них в 241 поединке (т. е. в 3/4 случаев) было выпущено по одной пуле, в 49 – по две, в 12 – по три, в одной – по четыре и в одной – по шесть пуль; дистанция колебалась от 12 до 50 шагов. Промежутки между нанесением оскорбления и поединком колебались от одного дня до... трех лет(!), но чаще всего – от двух дней до двух с половиной месяцев (в зависимости от длительности разбора дела судом чести)..."
В XX веке человеческую жизнь стали больше ценить, и цинизм уже вовсю шагал по России. Дворянин мог уклониться от дуэли и остаться дворянином. Честь стали подменять практичностью и финансовыми успехами… типичен случай с Бурениным.
Виктор Петрович Буренин, журналист и литературный критик, многие годы сотрудничал в популярной газете "Новое время" и был скандально известен. Люди, знавшие Буренина в частной жизни, считали его добрым и деликатным человеком, однако не было в Петербурге журналиста, которого бы так не любили в литературных кругах. Буренин писал зло и желчно, не затруднялся обидеть любого, авторитетов и моральных ограничений для него не существовало. Александр Блок называл Виктора Петровича "корифеем газетной брани".
Не все литераторы сносили ругань Буренина стоически, Всеволод Крестовский так обиделся на критику своего романа, что вызвал ядовитого журналиста на дуэль. Буренин от дуэли уклонился.
Дуэльный кодек Дурасова
Ну и раз заговорили о Дуэлях и прочем, выложу рецензию на фильм "Дуэлянт". Там как раз Дуэльный кодекс приводится....
...
uljascha:
15.03.18 02:55
» Рецензия на фильм "Дуэлянт"
На темной стороне чести
Кому бросают перчатку авторы фильма «Дуэлянт», и стоит ли принимать вызов
«Дуэлянт», 2016 год
Автор сценария и режиссер Алексей Мизгирев
Оператор Максим Осадчий
Композитор Игорь Вдовин
Художник Андрей Понкратов, Татьяна Патрахальцева, Николай Рябцев
В главных ролях:
Петр Федоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина,
Франциска Петри, Мартин Вуттке, Сергей Гармаш, Павел Табаков, Юрий Колокольников и др.
Грязные улицы, строительные леса, лодки, в которых спят странного вида люди, экипажи, едущие буквально на треть колес в воде, почти постоянно льющий дождь, сумерки и сумрак домов – таким предстает Петербург в картине Алексея Мизгирева «Дуэлянт», показанной одной из первых в новом сезоне столичного Дома кино. Некий Петербург Достоевского, только Раскольникова, убившего старушку-процентщицу мы тут не найдем, зато найдем некоего Яковлева (имени героя за весь фильм нам ни разу не сообщили), который за деньги стреляется на дуэли. Стреляется с указанными ему людьми всегда со смертным для них исходом. Если еще учесть, что нам предлагают «Кодекс дуэльной чести», которого в России на тот момент (1860 год) не существовало (он появится на тридцать с лишним лет позже, а тогда дуэли были уголовно наказуемы), в неверном изложении, уверяя, что за не имеющего возможность драться может это сделать любой другой дворянин, тогда как на самом деле это мог сделать только родственник вызванного, то герой фильма просто убийца. Впрочем, сам он этого даже не отрицает, уверяя, правда, что драться не любит и дуэлей не терпит.
Так что же толкнуло Яковлева на подобные поступки? Деньги. Деньги, которые ему платят за убийства (назовем вещи своими именами), и которые ему очень нужны. Постепенно раскрывается трагедия этого человека. Мы узнаем его настоящую фамилию (имени так и не названо) и произошедшую с ним трагедию. Трагедию, в которой виноват некий граф Беклемишев. Яковлев – тогда еще Колычев, посмел отказаться драться на дуэли, унизил Беклемишева и тот отомстил – низко, подло, бесчестно. Колычев потерял имя, его род лишен дворянства, сам он брошен умирать. И тут в игру вступает дьявол – шаманка излечивает героя, делает его неуязвимым, и он (волею случая найдя чужой паспорт) возвращается в Петербург. Возвращается, чтобы вернуть роду Колычевых честь и дворянское достоинство. Вот только методы его при этом не честны. Чужое имя, дуэль-убийство, причем безжалостное. «Я проклинаю вас», – говорит один из родственников (или секундантов) очередного убитого Колычевым дворянина. «Вы опоздали, я давно проклят», – отвечает герой.
И вот это проклятие, сделка с дьяволом тяготеют над Колычевым, и, по сути, никуда ему от этого не уйти. Даже убив на дуэли Беклемишева, который до сих пор не может простить героя и делает все, чтобы тот никогда не смог восстановить дворянство и честь, то есть, вроде освободив себе дорогу, получив возможность вернуть свое имя и достоинство, Колычев остается убийцей. И каково ему будет дальше жить с этим? Нужна ли честь, добытая бесчестным способом? Ведь и сама дуэль с Беклемишевым противоречит тому самому дуэльному кодексу, который вынесен в эпиграф картины. Колычев не дворянин, и граф имеет право не принять вызов – дерутся только равные между собой – но тут брат Яковлева, под чьим именем жил герой, в общем-то, лжесвидетельствует, заявляя, что Колычев – Яковлев и дворянин. В принципе, смысл понятен – Беклемишев преступил закон, чужими руками убивая людей, и чувствует себя при этом безнаказанно, потому что суд ему ничего предъявить не может. Его можно только убить, и сделать это способен лишь Колычев. И он это делает. И что, добро побеждает зло? Вовсе нет. Одно зло поразило другое. Месть выжигает человека, она не несет ни мира, ни добра, ни спокойствия. И если того же графа Монте-Кристо, возможно, спасет любовь к Гайде, то Колычева и любовь спасти не сможет, потому что любви между ним и княжной Марфой нет. Есть жалость, влечение, похоть, что угодно, только не любовь. Сцена в общем-то насилия героя над княжной в карете (да еще при свете дня и практически в центре города) – вообще за гранью добра и зла, но и то, что между ними происходит в дальнейшем, отнюдь не любовь. Старый слуга, который как «Вечный жид» живет, дожидаясь, пока роду Колычевых вернется честь и достоинство, вероятно, по-своему, любит героя, но это не та любовь, которая спасет его душу.
В конечном итоге начинаешь сомневаться вообще в наличии этой самой души не только у явно отрицательного Беклемишева, но и у Колычева, его противника, то есть долженствующего быть положительным.
По поведению всех героев картины получается, что ни у кого из них (кроме, быть может, старого слуги) нет ни чести, ни достоинства, ни моральных принципов. Да и действие происходит в странном городе странной страны и непонятном времени. Вроде атрибутика XIX века присутствует (кареты, лошади, пистолеты), но как-то очень минимально. Ни костюмы, ни прически (особенно дамские), ни поведение к тому времени нас не отсылают. Не могла дама пройти по улице в платье с декольте, не накинув мантилью, пелерину или что-то еще, не надев шляпу и перчатки; не стала бы девушка-дворянка середины девятнадцатого столетия так ярко краситься и так себя вести, как княжна Марфа, а уж тем более как «Великая княгиня» (намеренно беру в кавычки, потому что представить себе настоящую представительницу царствующего дома так, как она показана, я не могу).
Что мы имеем в итоге? Бесчестный герой, убивающий еще более бесчестного, разврат и падение нравов, грязь и сумрак городских улиц – неприглядная картинка фильма, заявленного как прорыв в российском кинематографе в Год кино. Только вот нужен ли такой прорыв? Хороший актерский состав – Машков, Федоров, Гармаш – интересная операторская работа – для чего все это? Что хотел нам сказать режиссер? Что сделка с дьяволом способна вернуть человеку честь и достоинство? Согласитесь, постулат, по меньшей мере, странный, но иного не вытанцовывается. На сайте «Кинопоиск» слоган картины звучит – на темной стороне чести – но разве честь может иметь темную сторону? И что это за честь такая? Нужна ли она, и стоило ли снимать о ней фильм, в котором разврат, смерть, бесчестие и сумрак – это Россия и русское высшее сословие (цвет нации), где миром правит дьявол, а герои – его рабы. И те, кто стоит на темной стороне, и те, кто, казалось бы, должен стоять на светлой. Один Тучков вроде как чист и честен (но он погибает во цвете лет, и мы не знаем, что бы из него выросло), да Яковлев – брат того офицера, чьим паспортом воспользовался Колычев (но и он лжет, причем, дважды, и если во втором случае это ложь во спасение, то в первом – вовсе нет).
Кроме этого отнюдь не украшают фильм диалоги, когда немецкий текст переводится не полностью, и порой с искажением смысла, а русский проговаривается так быстро и невнятно, что зритель не все успевает услышать и понять.
И в то же время после фильма странное ощущение – он цепляет, заставляет задуматься и прокручивать в голове эпизоды, слова, мысли. Может быть, авторы хотели показать нам некую аллегорию, навести на мысль о том, как – не надо…
...
Настёна СПб:
15.03.18 11:55
uljascha писал(а):Кому бросают перчатку авторы фильма «Дуэлянт», и стоит ли принимать вызов
Алёна, неси отзыв в "
Историческое кино". Девушки, и всех приглашаю присоединиться к теме.
uljascha писал(а):Посмотрела я "Барыню", напишу непременно, пока могу сказать, что как фильм (режиссура, драматургия, игра актеров) она на голову выше "Грамоты", но... сама история Салтычихи там не рассказана. от нее остались рожки да ножки.
Поддерживаю. Поэтому и не знаю, как "Барыню" оценивать. Создатели сериала сразу оговаривались, что снимают "страшную сказку по мотивам". Но стоило ли тогда брать реальную историю?..
...