На форуме с: 21.06.2011 Сообщения: 12780 Откуда: Москва |
14 Апр 2018 12:23
Отчет по списку №3-2018
Как-то прямо ОЧЕНЬ зашла мне книга. Она объемная, негромкая, но в ней целая жизнь шести людей, которые встретились пятнадцатилетними в творческом летнем лагере, и хотя жизнь их раскидывала, как-то продолжали держать связь. Четверо из них дружили десятилетиями (роман охватывает период с 1974 года до начала десятых), и читая про их жизни, постоянно шевелишь извилинами, примеряя это все на себя и задаваясь вопросами: "А что я сделала в жизни? Нужно ли кому-то мое творчество? Яркая ли у меня индивидуальность и важно ли это? Что дальше?" Это хорошо.
Когда ты молод и полон сил, тебе кажется, что так будет продолжаться вечно, что все пути открыты перед тобой, какой бы ты ни избрал, и в определенном возрасте каждый из нас верит, что вот ему-то под силу изменить весь мир. В эгоизме юности мы верим в собственную исключительность, мы радуемся жизни, пьем ее как игристое вино, но сознавая, что вот это - наши лучшие годы, а дальше будет только бесконечный бег в колесе в тщетных попытках их вернуть. У кого-то с помощью детей и некого родительского вампиризма, когда ты сам уже делал это в первый раз, а теперь пытаешься заново пережить эти же эмоции с помощью ребенка, для которого первый класс, первый выпускной, первая неудача, первая любовь, первое разочарование происходят действительно впервые. Кто-то вампирит на чужих детях, связывая свою жизнь с работой с подростками, и подсознательно все равно пытается прожить их жизнь за них, выйти в свет софитов молодости самому. Кто-то смиряется, а кому-то везет найти себя в профессии и оправдать детские мечты. Последних исчезающе мало. И всем нам кажется, что наша жизнь хуже, чем жизнь наших друзей, хотя у всех свои проблемы, и не всегда нам доподлинно известно все, что происходит за закрытыми дверями. В современном мире мощной визуальной культуры, когда нам в лицо каждый день тычут фотографиями счастливых моментов, если задуматься, вот эта дикая одержимость собой и своим образом, создаваемым для глаз других людей - тот еще невроз, который с годами аукнется.
У Вулицер получилось все это передать ненавязчиво, просто рассказывая о шестерке друзей детства, взрослая жизнь которых сложилась сильно по-разному. Кто-то из-за пьяной выходки был обречен бежать из страны, чтобы не сесть в тюрьму, и скатился на самое дно жизни. Кто-то с детства упорно шел к своей мечте и вытянул счастливый билет, когда его анимационное шоу стало успешным на долгие годы. Кого-то толкали в творчество родители, занятые отнюдь не творческой работой, и девочка выросла успешным театральным режиссером и драматургом-новатором, при этом вырастила вместе с мужем двоих детей, один из которых с психическим расстройством. Кто-то быстро понял, что таланта ему недостает, и нужно, пока не поздно, срочно учиться чему-то другому, а не пытаться хватать с неба звезды. А кого-то в одиннадцать лет кормили наркотиками, чтобы воровать свежие музыкальные идеи, и с этой травмой мальчик прожил всю жизнь, еще и ориентация добавила проблем. Причем совершенно неважно, из какой ты среды (кто-то прорывается к успеху из низов, а у богатых людей дети становятся наркоманами) и кто твои родители (один ребенок у одних и тех же родителей может состояться, а другой - нет) - каждый человек строит свою жизнь сам, сам делает тот или иной выбор и сам несет ответственность за его последствия.
Мой любимый персонаж из книги - нежный ранимый Джона Бэй, как уже отмечалось в рецензиях, чем-то он неуловимо похож на Джуда из "Маленькой жизни". Талантливый, но скромный, готовый поддержать, но тихий, деликатный и ненавязчивый, не нагружающий своими проблемами и всегда склонный себя винить. Другие персонажи тоже получились интересными и живыми, хотя меня немного раздражало, как Вулицер их постоянно аттрибутировала, словно эти внешние признаки имеют какое-то значение, это как раз для визуалов введено было, видимо. У каждого свои внутренние демоны и борьба с ними, и невозможно как-то ранжировать проблемы по степени тяжести, мол, у этих денег нет, а у этих ребенок аутист, а вот тут у человека рак, а этого бросил партнер после долгих отношений, а вот у этой пышные формы помешали ей сделать карьеру танцовщицы. Все разные и жизнь не щадит никого.
Будь добрым, короче, ведь каждый на твоем пути ведет трудный бой.
Я люблю Шафак, она писатель очень вдумчивый, с проработкой вечных тем. Но в этой книге, словно чтобы показать нам, что в таких вопросах как вера, любовь, дружба, понимание мира однозначных ответов даже в рамках одного человека нет и быть не может, она сливает финал и непонятно, зачем вообще были все эти рассуждения и в чем смысл. Ключевые строчки по главную героиню, по-моему, вот эти:
"Разве сейчас, много лет спустя, она не осталась той самой девочкой, которая не позвала на помощь и молча смотрела, как задыхается ее брат? Все так же нерешительна, так же боится привлечь к себе внимание и не желает принимать ничью сторону. Больше всего на свете не хочет кого-нибудь огорчить и в результате огорчает всех. Несмотря на все попытки измениться, у нее так и не хватило сил исцелить себя от эмоционального паралича, поразившего ее душу. Она, Пери, Назпери, Роза, Мышка, вообще не будет давать показаний. Ни сейчас, ни потом. В этой жизни она лишь зритель – не актер. Это их проблемы. Их дурацкая пьеса"
Пусть даже пятнадцать лет спустя она не боится броситься в погоню за грабителем и как следует ему наподдать, пусть ей хватает смелости совершить судьбоносный звонок и попросить прощения, а потом выйти из шкафа, зная, что в доме вооруженные грабители - между первым и вторым огромная пропасть этого дня, запущенных выпавшей из бумажника фотографией воспоминаний о давних событий и этом незавершенном гештальте, паническом побеге из Оксфорда и в итоге превращение в то, чего Пери всегда боялась.
Все мы, как говорится, родом из детства, и этот дуализм и нерешительность в Пери были заложены вечным раздором в семье. Отец-атеист с материалистическими взглядами и фанатически религиозная мать, причем в религию ударившаяся после трагедии с младшим сыном. Отец от постоянных скандалов начал пить, мать все глубже уходила в себя и свои отношения с Богом. Старшие братья выбрали себе стороны - в такой патриархальной стране как Турция мужчинам это проще. Пери же осталась в раздумьях.
Ее учеба в Оксфорде, семинар о Боге профессора Азура и дружба с такими разными, но объединенными уверенностью в своей правоте Моной (верующей активисткой египетского происхождения) и Ширин (воинствующей атеисткой родом из Ирана), как она думала, должны были помочь ей разобраться в себе и понять истину, но все запуталось еще больше, и этот узел она так и не смогла разрубить и выбрала более простой путь.
Турция и Стамбул - это отдельные герои всех книг Шафак. Хотя она писатель откровенно прозападный и стремящийся к вхождению Турции в Европу, свою страну она любит и искренне желает ей процветания, хотя наивно верит, что Евросоюз способен его туда принести. Эта книга не исключение, тут хватает и восточной витиеватости (одна история о немом поэте чего стоит, или о черных рыбах), и размышлений о турецкой политике, устройстве общества, месте в нем религии. Вообще званый ужин, который занимает около половины общего объема книги, получился очень интересным, пусть Пери (и автору) то, что говорили собравшиеся, приходилось не по душе. Турция тут в чем-то очень похожа на Россию, как мне показалось:
"Большинство дам отдало предпочтение черному или ромашковому чаю, мужчины выбрали кофе – эспрессо или американо. Кофе по-турецки попросил лишь директор американского хедж-фонда, судя по всему решивший не отступать от своей привычки в каждой новой стране узнавать как можно больше о местном колорите. То, что сами турки делали вид, что находятся вовсе не в Турции, его не смущало".
В целом, почитать книгу стоит, но если судить исключительно о сюжете, а не вложенных в произведение смыслах, роман может разочаровать.
"Нужно придумывать только фрагмент лжи, а потом положиться на воображение людей — они сами заполнят пробелы".
Отличная атмосферная книга, захватывающий детективный роман с налетом мистики, в котором помимо основного сюжета заложен еще ряд тем для размышления и рассуждения, вот именно такой и должна быть современная детская литература.
Вторая половина XIX века. Семья Сандерли поспешно покидает родное графство Кент и перебирается на мрачный неуютный остров Вейн, потому что по репутации отца семейства, преподобного Эразмуса Сандерли, нанесен сокрушительный удар: все его научные открытия последних лет оказались подделками. Автор очень здорово обыгрывает связь науки и религии в викторианскую эпоху, когда наука о происхождении человека только делала первые робкие шаги, а церковь занимала значительное место в обществе, многие ученые имели духовное звание. Дочь преподобного, четырнадцатилетняя Фейт, обладает острым и живым умом, увлекается наукой, но никто не воспринимает ее всерьез, потому что она девочка. Ее младший брат Говард по причине обладания нужным набором половых признаков уже в шесть лет автоматически считается будущим великим ученым, правда, насчет него у родителей (и общества) свои загоны: Говард левша, и его переучивают на правую руку, заставляя носить пиджак с пришитым к боку левым рукавом.
Увы, новости о преподобном до острова уже дошли, и местные жители настроены к Сандерли враждебно. Фейт хочет помочь отцу, но не знает как, и вот однажды ночью он сам просит ее о помощи, а наутро его находят мертвым, упавшим со скалы. Все вокруг полагают, что он покончил с собой, не вынеся остракизма, но Фейт уверена: это убийство. Пытаясь выяснить мотив, в дневниках отца она находит заметки о так называемом дереве лжи - растении, которое питается ложью, а его плоды способны раскрывать секреты, которые волнуют хозяина. И Фейт решает узнать правду о смерти отца с помощью дерева.
Очень красиво, поэтично и точно описывается роль лжи в нашем мире, как одна искорка может разжечь чудовищный пожар, так и крошечная ложь с помощью людской молвы может трансформироваться в ужасную теорию заговора или что похуже, разрушить судьбы и жизни людей. Красной нитью через всю книгу идет мысль о том, что тайное всегда становится явным, лгать и манипулировать другими людьми - верный путь не туда. Детективная линия получилась увлекательной, а личность убийцы еще раз подчеркнула все лицемерие тогдашних нравов. И еще один жирный плюс Хардинг - она не стала делать мальчиков жестокими уродами или слабовольными тюфяками, чтобы их фон выгодно оттенил героиню, чего в современной литературе через край.
Если хотите посоветовать хорошую книгу подростку - смело рекомендую.
Эта книга показалась мне более интересной, чем "Красная таблетка". Вполне внятно, логично и последовательно объяснены принципы работы мозга и как с ними бороться. Вообще, давно известно, что объективности суждений не существует, у каждого человека своя картина мира, а с помощью современных средств информации и коммуникации каждому дана возможность избирательно формировать себе повестку дня и находить подтверждающие правоту именно этой картины мира источники, грубо говоря, в интернете на любую дурость найдется целое сообщество единомышленников. Но эта избирательность ведет к схлопыванию мышления, узколобости и блужданию в трех соснах. Курпатов пишет, что очень важно в молодом возрасте, до 25 лет, пока нейронные связи в мозге все еще формируются, обзавестись максимально разнообразным кругом общения - и черт побери, это правда так, наша карта реальности ограничена кругом в 200 человек максимум, больше наш мозг не в силах переварить.
Далее, у каждого из нас существуют доведенные до автоматизма привычки и поведенческие паттерны. Грубо говоря, после душа все вытираются полотенцем, но каждый при этом совершает ряд собственных автоматических движений, к которым привык, и точно так же мы действуем во всем, в поиске партнера, например. У каждого в голове сидит свой стереотип, который мы подсознательно ищем в кандидатах в спутники жизни. А наше "я" для каждого центр вселенной, вокруг которого вращается весь мир (в реальности, конечно же, это не так). Имеет ли смысл ломать себя, создавать внутренние противоречия, вступать в конфликт мозга и сознания? Конечно, имеет! Именно это и делает нас живыми мыслящими людьми, а не существами без мозгов. Как говорилось не раз, и доктором Курпатовым в том числе, проблемы помогают нам работать над собой и развиваться, эволюционировать, а сытое беззаботное существование, в наше время еще и уходящее все глубже в виртуальную реальность, ведет лишь к деградации. Бездумное перепощивание, лайки без вникания в смысл, избирательность информации, нынешняя повальная страсть к картинкам и неприятие длинных текстов - это все путь в никуда.
В книге содержится также много практической информации, дан очень годный рецепт работы с задачами (главное - найти в себе мотивацию начать и сформулировать эту задачу, а потом не мешать мозгу думать и не позволять ему отвлекаться на ерунду, приведен в пример Канеман, которому за идею и доказательство существования быстрой и медленной систем мышления нобелевку дали). Кого-то книга может повергнуть в депрессию - еще бы, однозначности не существует, а очевидное не всегда вероятное (тебе очевидно в твоей картине мира, а на самом деле вовсе не факт). Несомненно, ознакомлюсь и с третьей книгой, где он обещает раскрыть тему социальных связей и взаимодействия наших "внутренних стай" с "внутренними стаями" других людей.
Монументальное полотно английского классика, четко понимающего, что хорошо, а что плохо, с черно-белым взглядом на мир. В романах Диккенса положительные герои просто святые, а отрицательные - квинтэссенция самых мерзких человеческих пороков. "Наш общий друг" не исключение, хотя здесь по меньшей мере два человека проходят трансформацию собственных взглядов и переоценки жизни. Собственно, оба эти героя - Белла Уилфер и Юджин Рейберн относятся к главным.
В центре сюжета две линии: пропавшего и считающегося убитым Джона Гармона (хотя автор почти сразу убивает интригу и указывает на персонаж с вымышленным именем, под личиной которого скрывается Джон) с его наследством, и простой девушки Лиззи Хэксем, дочери лодочника. Множество колоритных второстепенных героев оттеняет главных, у них присутствуют собственные линии сюжета, некоторые из которых с главными не пересекаются вообще. Мне понравились и милые добросердечные Боффины, и хлесткое описание лондонского светского общества, и хитрый Сайлас Вегг, и скромный еврей Райя, и очаровательная кукольная швея Дженни Рен - она вообще больше всех, такая обаятельная и неунывающая девочка.
Несмотря на большой объем, роман читается легко и непринужденно. Мораль - куда ж в романах Диккенса без нее! - проста: не нужно делать деньги единственным смыслом жизни. Чувства важнее правил, зло уходит вместе с теми, кто его содеял, а добро остается навсегда.
"Ты и так бессмысленно проживешь и бессмысленно умрешь, а мое самоубийство – это доказательство моей правоты, что я не жалею умереть за свои идеи, за то, что творить в наше время – бесполезно, все скатится или в деньги, или в непризнанность – и неизвестно, что хуже. Даже если бы я стал в конце жизни этаким патриархом, все равно от старости-то это меня не избавит, начну впадать в маразм, буду шамкать, заболею геморроем – это невыносимо. Даже сейчас смотришь по телевизору на какого-нибудь деятеля вроде актера, или художника, или писателя и видишь, как он на куски разваливается, как он когда-то таскался за бабами, будто самый обычный мужик, как его запоры мучают или давление, и улыбка его становится похожа на улыбку слабоумного с каждым годом все больше и больше. Меня бесит, что я тоже могу начать клеиться к какой-нибудь девушке, как павиан, маскируя желание потрахаться обезьяньими ухаживаниями, демонстрацией интеллекта, доброты и щедрости. Меня бесит, что я должен что-то делать, чтобы меня услышали, хотя уже заранее знаю, что не услышат".
Я довольно долго въезжала в роман, не понимая, в чем сути этого бытописания. Признаться, маленько устала от чернушности, депрессивности и беспросветности современной отечественной прозы, где вот ни лучика надежды, мрачная глубинка с серым городским снегом, повальным пьянством, апатией, равнодушием, задушенными мечтами и неприглядной реальностью. Там же рядом черные джипы, размышления о смысле жизни, попытки пробудить в людях интерес к чтению и довольно интересное содержимое черепных коробок разных персонажей, на вид вполне себе обычных дядек, теток и ребят. Но потом, когда пошло закольцовывание повествования, связи судеб, решения, принятые под сиюминутным влиянием обстоятельств - о да, такой себе хохот Вселенной в лицо, инфернальненько.
Папа-автослесарь, на досуге рисующий комиксы - вполне талантливые, но никому не понятные, кроме его сына, который видит в них что-то свое. Мама-библиотекарь, потихоньку сходящая с ума от неприкаянности, в глубине сознания серийный маньяк. Сын, скромный мальчик, не совсем понимающий, зачем он вообще. Петровы в разводе, но продолжают время от времени съезжаться и даже регулярно заниматься сексом. Два случайных одиночества, столкнувшиеся в одном городе, абсолютно разные, никакой любви не было и близко никогда, просто какое-то теплое тело рядом, и как-то незаметно в паспортах появляются штампы. Жизнь по инерции, как принято, чтобы не ловить косых взглядов и особо не распространяться о себе - а ну как покажи окружающим, что на самом деле у тебя в голове творится, да в дурку же сдадут.
Отдельной линией истории непризнанного гения Сергея с его самоубийством и соседа Петрова по даче Игоря Дмитриевича Артюхина, опять-таки таких людей вокруг тысячи, и каждый из них варится сам в себе, автономно, пытаясь вовлекать в это других, но в центре мира видя опять же себя. Это восхитительно подмечено в эпизоде, когда Петров нарисовал свою девушку, ей портрет не понравился, а ее мать сказала, что дочка на портрете как живая. Тогда Петров нарисовал другой, глаза чуть больше, ротик чуть меньше, и девушка пришла в восторг. И вот эти взгляды людей со стороны, которые искренне убеждены, что их жизни-то уж точно лучше, интереснее и насыщеннее наших. Конечно, есть и обратная сторона, в романе не освещенная (действие происходит где-то в начале нулевых, еще до повальной интернетизации страны и сливающегося в единый слаженный хор убеждения всех мимо проходящих в гламурности и легкости своего существования), когда наоборот люди начинают думать, что все вокруг живут ярко и клево, а их скучная маленькая жизнь биомассы - унылое существование работа-дом-бухло-сон-изредка секс...
"Я и пытаюсь вырваться из этого всего, потому что выхода нет, потому что через несколько лет у меня были бы жена и дети, и пеленки бы висели на веревке поперек коридора, и пахло бы горшком, мочой, едой, на дачу нужно было таскаться, знакомиться с родственниками жены, и свадьба – тупая, с выкупом и с пьяными гостями, которые кричат „Горько!“, откусывание хлеба, кто больше, ЗАГС с теткой, которая будет заученные фразы произносить пафосным голосом, дети с поносом и соплями. У моей матери было в юности два жениха, один – студент физмата, а второй – мой отец, и она, дура, выбрала моего отца, который всю жизнь только и делал, что ей жизнь портил, бухал не просыхая, ругался с ней по пустякам, не понимал ее никогда, я вот думаю, а что, если тоже свяжусь с какой-нибудь идиоткой, которая будет смеяться над тем, что я пишу, над тем, какой я вообще, или она родит какого-нибудь дауна или с ДЦП, и придется всю жизнь с ним возиться, слюни ему подтирать, стесняться его на улице, я этого не хочу заранее, даже вероятность того, что это может произойти, выводит меня из себя. Это ужасно, как все живут, никому ничего не надо, пожрать, выпить и спать, ну, телевизор иногда посмотреть, ну, потрахаться, а я ведь точно знаю, что, если на меня насядут, я брошу писать, превращусь в своего отца, в такого же козла, пьющего втихую, требующего, чтобы каждый день свежий хлеб покупали, даже если для этого хрен знает какую очередь надо отстоять".
Еще один Звягинцев на бумаге и хроническая русская тоска.
"Но что касается чтения, то у нас в обиходе этого не было. Для нас это было все равно что... ну, скажем, говорить на иврите или делать сальто-мортале: может, это и нужно кому, например евреям или циркачам — они этим живут, а нам-то зачем?"
Две жизни, две судьбы, затейливо переплетенных в викторианскую эпоху. Сара Уотерс этот временной период в Англии знает и любит, как и про жизнь высших слоев в курсе, так и низшие выписаны чудесно, вполне в соответствии с духом Диккенса. Картинки оживают на глазах: бедные кварталы, доки, замусоренная Темза с копошащимися у берегов лодочниками, нечистоты на улицах, воры, жулики, попрошайки и проходимцы всех мастей.
Семнадцатилетняя Сью Триндер живет в Боро в доме, в котором ведется бизнес. Всякий разный, от скупки краденого и шитья шуб из собачьих шкур, до воспитания детей непутевых матерей. Другой жизни Сью не знает, но однажды друг дома, мошенник и пройдоха по кличке Джентльмен, предлагает ей поучаствовать в авантюре: устроиться служанкой к провинциальной барышне Мод Лилли, помочь ему склонить Мод к женитьбе, а потом упрятать ее в сумасшедший дом, а ее состояние поделить. Звучит это все для юного ума захватывающе: аж три тысячи фунтов, да в придачу все наряды и драгоценности леди! Обитатели дома горячо ее поддерживают. Но по прибытии на место выясняется, что не все так просто, да и авантюра эта многослойна и в дураках может оказаться кто угодно.
Детективная линия вышла закрученной, местами даже казалось, что автор перемудрила со всеми этими подменами в колыбелях, нагромождением лжи и основанных на ней заблуждений. Роман большой, поскольку автор впихнула в него множество разных аспектов викторианской жизни, вниманием остались обойдены только работные дома. Наверное, в целом из всех прочитанных ее произведений (а неохваченными остались только "Маленький незнакомец" и "The Paying Guests") этот роман мне понравился меньше всех, несмотря на имеющийся в наличии хэппи-энд. Но все равно оценить ниже чем на 4 не могу.
Очень красивая и необычная композиция: ушедшая из жизни бездетная Розамонд завещает своей племяннице разыскать внучку другой родственницы и передать ей кассеты, которые Розамонд надиктовала, рассматривая двадцать фотокарточек из прошлого, ну и самой послушать тоже.
Целая жизнь в трех кассетах и двадцати фотографиях, шестьдесят лет, четыре поколения. Несмотря на доказанную линейность истории, автор верит, что она может повторяться, а яблочко от яблони падает недалеко. Если мать в детстве забивала на тебя, и ты будешь забивать на своих детей, а их дети - на своих. И это печально. Отцы и мужья в этой книге - размытые фигуры не в фокусе, крупным планом - женщины: дочери, матери, бабушки, тетки, внучки.
Негромкий, лиричный роман, после прочтения которого хочется смахнуть пыль с бабушкиного фотоальбома и перелистать страницы вместе с ней.
Неплохая попытка рассказать о современной американской школьной жизни, замаскировав это под молодежный триллер.
Пятерых учеников оставляют после уроков, учитель выходит из класса на несколько минут, и во время его отсутствия один из пятерки умирает. Четверо остальных никак между собой не связаны, но все уверены, что телефоны в рюкзаки им подбросили. Мотива убивать одноклассника тоже вроде как ни у кого нет, но недругов у покойного хватало - он школьная "Сплетница", человек, который ведет приложение о внутришкольных сплетнях, и единственное отличие - он не анонимен, всем известна личность владельца канала "Про это", и во лжи он ни разу не был уличен.
Дело быстро становится громким, когда в блогосфере появляется анонимный пост от имени убийцы покойного Саймона. Русский язык, к сожалению, более конкретный, в английском варианте непонятно, какого рода пишущий, а в русском переводе это становится спойлером. А вскоре выясняется, что на каждого из четверых ребят, ставших свидетелями смерти одноклассника, у покойного Саймона имелся компромат. У кого из нас нет секретов, которыми не хочется делиться ни с кем? И градус истерики нарастает.
Четверка из Бэйвью - совершенно разные молодые люди. Бронвин Рохас - отличница, перфекционистка и классический "ботаник". Эдди Прентис - вторая красавица школы, но ведет себя как тень своего властного бойфренда Джейка. Купер Клей - лучший друг этого самого Джейка, подающий надежды бейсболист с совершенно двинутым папашей, который даже писать сына научил левой рукой, чтобы не отвлекать "играющую" правую на всякую ерунду. Нейт Маколи - темная лошадка, посредственный ученик с отцом-алкоголиком, торгующий в школе наркотиками из-под полы. Под прицелом общественного мнения они сближаются, при этом не переставая подозревать друг друга, и пытаются вести свое расследование.
Итог которого, кстати, оказался достаточно неожиданным. Вернее, одного человека я подозревала, в личности второго была уверена совершенно точно, но мотив хоть и лежал на поверхности и автор на него усердно намекала чуть ли не с самых первых страниц, до меня не дошел. Вот эта одержимость современной молодежи вниманием, славой, лайками, репостами временами пугает.
Идея книги замечательная, однако исполнение - просто обнять и плакать. Перевод кошмарный, но подозреваю, что там и в оригинале даже не Джоджо Мойес. Все такое прекраснодушное, слезовыжимательное и по-американски пафосно-сопливо-трагичное, что концентрация приторности просто зашкаливала. По-хорошему, автор могла бы ограничиться предисловием к юбилейному изданию, а саму книгу не писать.
Может ли один человек изменить мир? В одиночку, может, и нет, а вот если он своей идеей увлечет других людей и заставит их последовать за ним - вполне возможно. Здорово, что такое движение существует на самом деле. Однако как понять, хороший ли поступок мы совершаем и к каким последствиям он приведет? Есть такой неплохой фильм Эндрю Николла "Время", где люди генетически запрограммированы не стареть, но у каждого в 25 лет запускаются внутренние часы, отмеряющие один год, и чтобы прожить подольше, надо время заработать. Деньги ушли в прошлое, время стало новой валютой, и вот главный герой задался целью сломать систему. Был там один пример, как он своему другу подарил 10 лет, а друг на радостях пошел в ближайший бар и там напился до смерти, оставив жену с маленькими детьми на руках. На момент смерти на его часах оставалось 9 лет. Хороший поступок? С одной стороны да, а с другой - как посмотреть... Например, если сейчас выдать каждому жителю РФ по миллиарду рублей, завтра батон хлеба будет стоить миллион, а машина - двадцать миллиардов. Последствия - оно такое...
Я сторонник идеи, что давать нужно удочку, а не рыбу, возможность, а не все готовенькое. Конец книги вообще идиотский, глупейшая смерть, абсолютно нелогичное поведение убийцы (бьешь ты на улице геев ногами, тут бежит на тебя ребенок с криком: "Стой", а ты ему фигак и нож в печень, это что вообще?), такое же нелогичное поведение Арлин и Рубена с ее бывшим парнем Рики (чувак тетке полжизни поломал, у них в семье новорожденный ребенок, оба скажем прямо не олигархи, и тут они берут и отдают ему половину семейных сбережений), потом эти темы с раздачей денег на благотворительность всеми подряд, в общем, твори добро другим во благо. Это все прекрасно и замечательно, но в реальном мире массовой поддержки не найдет. Есть отдельные энтузиасты, за что им большое спасибо - они делают мир лучше и не убивают веру в доброту. А сама книга, как справедливо кто-то заметил на гудридс, христианская добродетель без христианства. _________________ |