На форуме с: 21.06.2011 Сообщения: 12776 Откуда: Москва |
26 Июн 2018 11:35
Отчет по списку №6-2018
Обожаю чик-лит, но пик его популярности пришелся на годы, когда интернеты только-только входили в массовое применение, а современные западные романы у нас редко переводят, мол, не наша жизнь, не наши проблемы. Однако я особой разницы не вижу и аудиторию городских дам подобная литература вполне может привлечь, если ее грамотно отбирать. Издательство "Аркадия" в своей свеженькой серии City Girl пока прекрасно справляется - сначала были отличнейшие "Коровы", а теперь вот "Дешёвка".
Современный мир меняется очень быстро, мы живем на предельных скоростях и вынуждены постоянно быть на связи, прерываясь только на сон. Упрощение коммуникаций в чем-то упростило жизнь, но у каждой медали есть и обратная сторона. Теперь страшно на минуту отложить телефон - вдруг что пропустишь важное. Интернет изменил многие отрасли промышленности и само сознание человека - ученые бьют тревогу, наблюдая снижение концентрации внимания, клиповость мышления, изменение логики и падение качества всего в угоду скорости. Главный редактор модного журнала Имоджин Тейт, выйдя после длительного перерыва на работу, не узнает свое рабочее место: коллектив сменился на более молодой, всем заправляет ее бывшая помощница, амбициозная выпускница Гарвардской бизнес-школы Ева Мортон, а журнала как такого уже не существует - есть только сайт и приложение.
Имоджин - профессионал старой школы, где связи нарабатываются десятилетиями, важны личные отношения, всякие нюансы и условности системы "свой-чужой". Ева же на это плюет с высокой колокольни: главное трафик, контент, регулярность и поток, поток, поток. Под ее руководством журнал превратился из недостижимой иконы и заветного места в диджитал-потогонку с рабским трудом за копейки под мантры про успешный успех в ненормированном графике и идиотской корпоративной культурой с холодильниками с хипстерской едой, коллективной вело-йогой и обязательными групповыми танцами под Бейонсе. Качество контента в погоне за количеством резко упало, сайт потонул в селфи, твитах как новостных поводах и прочей ерундистике. Имоджин понимает, что это пипец и так нельзя, но и осознает, что ради успеха в современном мире придется освоить технологии и встроиться в этот новый безумный образ жизни.
Крайности - это всегда плохо, и у Сайкс и Пьяццы получилось написать уморительный роман о балансе, все это с инсайдами о мире моды от знающих свое дело профессионалов и размышлениями о разнице между поколением Х и напирающими в спины миллениалами. Снижу оценку на полбалла только из-за огромного количества опечаток, ну серьезно, так нельзя. (5-)
Офигенная книга, которую хочется растаскивать на цитаты, я читала в дороге и успела задолбать мужа поминутным зачитыванием вслух особо ярких пассажей. Это роман о том, о чем в жизни женщины предпочитают помалкивать, на табуированные темы, щедро раздающий пощечины общественному вкусу и бытующим стереотипам. На примере своих героинь автор поет гимн феминизму, уникальности каждой женщины и призывает не следовать за стадом, а выбирать свой собственный путь.
Героини - женщины очень разные. Таре Томас сорок два года, она мать-одиночка и работает телепродюсером документальных фильмов, но карьера складывается со скрипом, потому что телевидение - это мужской мир и к женщинам там относятся несерьезно. В образе Тары автор поднимает огромный пласт тем, а уж завязка романа, сведшая трех героинь воедино, вообще очень злободневна. Неудачное свидание, приятное знакомство, восхитительный вечер, поездка домой в метро за полночь, одиночество в вагоне, накатившие чувства... и подросток с мобильным телефоном, который снял ничего не подозревающую мастурбирующую женщину на видео и на следующий день ролик увидели миллионы людей. А где хайп, там и хайпожоры, которым невдомек, что эти несколько секунд едва не спустили жизнь женщины в унитаз.
Вторая героиня - успешная чайлдфри-блогерша, тридцатишестилетняя Камилла Стейси. Сама выросшая в большой семье с тремя старшими сестрами, ныне живущими уже своими семьями с детьми, Камилла довольно рано научилась ценить одиночество и независимость. Интроверт по натуре, но с огромным желанием помогать людям, она создала блог, в котором размышляла на волнующие современных женщин темы, и ее записки довольно быстро стали популярными. Как и у многих популярных блогеров, у Кэм отрощен нехилый дзен, позволяющий не обращать внимания на комментарии хейтеров, однако иногда она все же задается вопросами, правильно ли поступает и верен ли ее выбор. И когда внезапно тест на беременность показывает две полоски, Кэм предстоит решить, продолжать ли следовать своим убеждениям или рискнуть. И как отреагирует общество на чайлдфри-икону, решившую познать радости материнства: будет хвалить за "исполнение женского предназначения" или хулить за предательство принципов? Автор очень тонко чувствует саму суть современного интернета и негромко намекает на то, что общественное мнение - грозное оружие, хотя орущая толпа всегда дураки.
Третья женщина, Стелла, работает личным помощником у модного фотографа. Она на первый взгляд тихая и незаметная, но в ее жизни тоже хватает драмы. Ее мать и сестра-близнец скоропостижно скончались от рака груди и яичников, и врачи подтвердили Стелле, что вероятность развития рака у нее составляет 85%, так что лучше бы не мешкать с размножением, ибо светит мастэктомия и гистерэктомия если хочешь жить. А размножаться-то не от кого, бойфренд, который поддерживал Стеллу после смерти сестры, узнав эти новости, скуксился и оперативно сделал ноги. Жизнь Стеллы превратилась в навязчивое состояние, а в перерывах она с наслаждением набегает с хейтерскими комментами на блог Стеллы и прячет электронные устройства от босса под благим предлогом, что ему нужно дописать книгу, а на самом деле - чтобы скрыть от него видео с "мастурбирующей из Уолтемстоу".
Все три судьбы причудливо соединяются, в книге хватает как уморительно смешных моментов, так и философских, рождающих уйму размышлений о мире, в котором мы живем, и нашем в нем месте. Однозначно ставлю на полку любимых.
Проклятие победителя - экономический термин, согласно которому выигравший аукцион человек одновременно и проигрывает, потому что платит за товар сильно дороже (зачастую, чем он стоит) и теряет в деньгах. Но в случае с дочерью генерала леди Кестрель, купившей на аукционе гэрранского раба Арина, это можно называть проклятием, если не понимать, что в конце трилогии героев ждет хэппи-энд. Здесь без него ну совсем никак.
Огромная воинственная империя расширяет границы и порабощает покоренные народы, многие из которых по части цивилизованности дадут Валории сто очков вперед. Но сила оружия крушит интеллигентность, и вот бывшие аристократы становятся рабами и прислуживают новым хозяевам в своих бывших покоях. Десять лет прошло с войны, десять лет Гэрранский полуостров в руках захватчиков, но местное население не смирилось с судьбой и готовится отвоевать свободу.
Валорианские граждане к двадцати годам должны определиться: или они идут на службу в армию, или женятся и рожают для империи новых солдат. Леди Кестрель семнадцать, и хотя отец жаждет видеть ее в строю, она не желает для себя ни той судьбы, ни другой, хотя и понимает, что выбор делать все равно придется. Единственная дочь, она получила хорошее образование и для своего возраста очень умна в плане политических интриг. Тогда как ее сверстниц интересуют только мальчики да наряды, Кестрель увлекается стратегией и тактикой и играет на фортепиано, что не приветствуется, но генерал это терпит, потому что это единственная память дочери о матери. Кестрель быстро понимает, что Арин отнюдь не простолюдин, и его сдержанность пробуждает в ней интерес. Но когда гэрранцы таки поднимают восстание и роли меняются - теперь он хозяин (пусть и чуткий, внимательный и щедрый), а она рабыня, - Кестрель понимает, что ради империи должна предать любовь. Арин, как мне кажется, понимал, что ястреба долго в клетке удержать не получится, но в обмен на свободу Кестрель сделает для гэрранцев все, что в ее силах, поэтому не стал препятствовать ее побегу. А вот что будет дальше - увидим...
Написано живо и увлекательно, даже не ожидала, что мне так понравится - полгода назад зарекалась читать фантазийный YA, но вот эта история, довольно умная и с любопытными политическими интригами, зацепила.
Вторая часть нагнетает обстановку еще сильнее. Да, Кестрель пошла на сделку с императором и решила пожертвовать собой, выйдя замуж за нелюбимого, ради формального самоуправления Гэрранского полуострова и своего любимого тамошнего губернатора. Но у императора нет планов терпеть автономию, его замысел коварен и жесток, а герои, увлекшись личными разборками, допетрили до этого едва ли не слишком поздно.
Мне понравились "восточные варвары" с их экзотической культурой, понравился и принц Верекс, понимающий, что его невеста любит другого, да и сам влюбленный в другую, но так уж сложилось, детям властителей не всегда вольно делать то, что им хочется. Будь у принца выбор, он бы решил родиться у кого попроще и заниматься любимым делом, а не всей этой придворной ерундой.
Игры в шпионов и переодевания, конечно, несколько детские, особенно для людей, вынужденных постоянно быть на виду и которых все знают в лицо. Хоть бы шифр какой придумали, что ли, раз так необходимо постоянно во дворце встречаться под носом у врагов. Генерал, конечно, до последнего предан империи, которую сам же помогал строить, даже единственную дочь сдал моментально. И отношение Джесс к Кестрель понимаю прекрасно - любовь любовью, но вот так одномоментно предать все, что тебе было дорого? После того, что пережила Джесс, я абсолютно не удивлена ее отношением к восставшим рабам.
Читаю дальше.
Последняя книга трилогии мне показалась несколько затянутой и однообразной, сплошное хождение по кругу. Русская народная сказка "Журавль и цапля" - краткое содержание вообще всей трилогии в целом, если суммировать. Если бы вылить всю воду и повторы в других декорациях, вышла бы отличная дилогия, но размазанный на три книги сюжет под конец начал казаться высосанным из пальца.
За предательство Кестрель оказалась в трудовом концлагере, где заключенным подсыпают в еду и питье наркотики, чтобы днем они работали как проклятые, а ночью спали как убитые. Питания недостаточно, работа отупляющая, наркотики стирают память, люди через довольно короткое время превращаются в пустые оболочки себя. Кестрель пыталась сопротивляться, но что может семнадцатилетняя девчонка против отработанного механизма репрессивной машины? Арин на другом конце страны считает ее верной подданной Империи, но и до Гэррана доходят странные слухи, совсем не вяжущиеся с образом Кестрель и логикой, а тут еще и человек, утверждающий, что ему передала мотылька девушка из кареты, едущей куда-то в тундру, и у этой девушки на руке имелась родинка. Арин не знал, что и думать, и эти мысли нужны были ему меньше всего: надвигалась война.
В последней части много про любовь, про прощение и принятие (разных людей разными людьми), про отношения с богами и богах внутри нас, про дружбу - дружбе и связям между людьми в серии вообще много внимания уделяется. Показано, как друзья детства могут стать чужими людьми, потому что стороны баррикад изменились, и как давние враги могут заключить альянс из выгоды, но, узнав друг друга получше, стать хорошими друзьями. Поступок Рошара в финале прям тронул, после всех его шуточек и приколов. Читать было приятно, напомнило чем-то подростковую версию "Стрелы Кушиэля" Кэри.
Отзыв на всю трилогию сразу (пишу к последней книге, дабы ненароком не спойлернуть тем, кто собирается читать). К сожалению, эта мне не зашла совсем. Мучила ее почти полторы недели, автор никак не могла меня увлечь своим повествованием, все настолько банально, пережевано, скучно и вторично, что приходилось заставлять себя читать. Штамп на штампе, клише на клише, мир хоть и продуманный, но придумка на уровне фантазий институтки - для подростков, может быть, окей, но при зрелом размышлении не выдерживает никакой критики.
На континенте восемь королевств, у каждого есть магия, в четырех постоянно одно и то же время года, а другие четыре таким погодным аномалиям не подвержены. Шестнадцатилетняя Мира с детства живет в бегах с маленьким отрядом беглых винтерианцев - после того, как король соседнего королевства Спринг убил королеву и подчинил Винтер себе, а его жителей отправил трудиться в концлагеря. С детства она учится воевать, но когда дело доходит до придворных интриг и платьюшек, блистает в них. Все-то она умеет, все знает - и принца очаровать, и невольников спасти, сама будучи в неволе, и до высших магических тайн доискаться, и загадки разгадывать методом тыка, в общем, настоящая Мира Сью. Взрослые, как обычно в YA, невнятные, дохнут как мухи, или наоборот одержимы злом и властью. Королю Спринга, например, не раз намекали, мол, ты у себя в королевстве порядок наведи, а потом иди войной на соседей - а то граждане больно несчастные у тебя, но под влиянием магии идут убивать и на убой.
Не понравилось мне нагнетание с первой книги до последней того, что главная героиня обязательно должна пожертвовать собой на благо всего человечества, чтобы очистить мир от магии, и хорошей, и плохой. Но этот хитрый ход, обмусоленный со времен "Дивергента" много кем, у Рааш остался нагнетанием, кульминацией и внезапным божком из машинки, чудесное спасение было пришито не просто белыми нитками, а белыми нитками для макраме.
Я ни за одного из персонажей не переживала, мне не было горько и обидно, когда автор убивала того или иного героя, они все казались мне плоскими фигурками из компьютерной игры, да и сюжет серии тоже во многом напоминал гибрид квеста, стрелялки и бродилки, без глубины, с надуманными и ходульными поворотами, высосанным из пальца любовным треугольником, странными альянсами и умными и дальновидными не по годам детишками. Три книги общим объемом около 1400 страниц, а в итоге ни уму, ни сердцу.
Прекрасный образец провинциальной, деревенской прозы. Без особого сюжета, но с захватывающими коллизиями, которые может преподнести человеческая жизнь. Она такая, умеет удивлять - и юбовь подкинет на склоне лет, и землетрясение, когда, казалось бы, все выстроено ровненько и идет по плану, и нашествие мух, да такое, что носа из дому не покажешь.
Затерянный на самой верхушке Маниш-кара Маран - поселок, где старики доживают жизнь. Самой молодой его жительнице, Севоянц Анатолии - 58 лет. Остальные соседи старше, кто сильно, кто не очень, с лучшей подругой-соседкой Ясаман у Анатолии разница в двадцать два года. Начинается книга с грустной нотки - у Анатолии начинается маточное кровотечение, и она ложится помирать, но потом Абгарян разворачивает кружево своих историй о прошлом и настоящем жителей деревни, и становится понятно, что это вовсе не болезнь, а чудо, посланное Анатолии за все ее страдания, за тяжелое детство, несчастливый бездетный брак с мужем-самодуром, одинокие пожилые годы.
А как вкусно Абгарян пишет про еду, м-м-м, как хорошо, что у меня мама, которая это все готовить умеет, гостила на неделе, а то бы кучу денег по армянским кабакам спустила.
Вообще от книги веет эдакой светлой грустью, мне как 100% городской жительнице сложно представить себя в таком сонно-патриархальном укладе, когда весь день вроде полон забот, а по сути все это сиюминутное, на неделю оставишь, и потом фигачь заново. И такое бесконечное колесо, из поколения в поколение. Якорь, стабильность вроде бы, однако ж и до далекого Марана доходят и эхо войны, и болезни, и голод, и стихийные бедствия. Только и отлетают ангелы синими столпами да жалобно кричит белый павлин. Очень атмосферное чтение. (5)
Неудивительно, что в ЖЖ upir_lihoy собрал такое количество подписчиков: его искрометные истории давно привлекали читателей своей точностью, злободневностью и умением воспарить над дрязгами и посмотреть на них сверху, отрешенно, привнести долю комизма в, казалось бы, deadly serious противоречия, показать, что все эти расхождения в убеждениях и прочая шелуха - все наносное, в базе своей все мы люди, которые мечтают только об одном: жить хорошо.
В этом сборнике он собрал часть своих зарисовок в связные рассказы: две повести о мальчике Диме, в первой (про толерантную таксу) ему четыре года, а во второй ("Рыжая сука Госдепа" - собаке по имени Дженнифер Псаки) - двенадцать. Папа у Димы ватник и скинхед, по совместительству имеет любовника-мазохиста, мама - бисексуальная либералка-правозащитница. С детства они полоскали Диме мозг каждый своей идеологией, и глазами ребенка это выглядит до определенного предела комично - примерно до того, что мальчик врезает в дверь своей комнаты замок и уходит с головой в компьютерные игры, ибо задолбало вот это "Ссаный ватник VS Западный агент" (клип, кстати, рекомендую). Поездка всем семейством в компании пары друзей в Крым еще по переправе - это отдельный огонь.
Прекрасный рассказ про Изю и Руслана - современная дружба народов с добродушным стебом над стереотипами. "Барбара" о деканше факультета психологии, которая всеми правдами и неправдами пытается дать образование сыну, у которого не все в порядке с головой, а также убедить себя, что это мир злой, а сыночка вполне себе норм (как это злободневно), и трогательная история про собаку Найду, в которой автор беззлобно посмеивается над прекраснодушием и битьем себя палкой в грудь до тех пор, пока не доходит дело до помощи кому-то конкретному, а не абстрактному множеству.
Вообще несмотря на обилие мата, книга очень добрая, милая, и люди в ней все какие-то настоящие, причем без чернухи, соплей, доморощенных философствований - все кратко, образно, емко, доходчиво и по делу, но вместе с тем художественно и со смыслом. (5) _________________ |