Внимательный читатель обратил внимание, что основные главы романа предварены какой-либо картой из Старших арканов Алхимического Таро в качестве своеобразного эпиграфа-предсказания. Это не прямое отражение событий главы, но лишь возможность, которой герои могут воспользоваться или упустить ее.
Гадание на картах – всегда процесс творческий, полный индивидуализма. Конечно, существуют общие значения карт, но их недостаточно для полноценного предсказания. Именно поэтому бывают хорошие гадалки, а бывают не очень, ведь невообразимо тяжело выбрать из всего набора подходящих к той или иной карте сентенций те, что будут отражать реальное положение дел.
Предположим, Алхимик Андреев следил за Евгением Ромашовым в том числе и с помощью такого оккультного метода как Таро. Пусть это будет одним из мистических элементов в романе. Часть своих «открытий» Алхимик честно поведал Жене, сидя в машине у церкви в Деревягино. Не раскрывая полностью суть его метода, приведу здесь только совпадения между значениями карт и действительными событиями в главе, на которые ориентировался в своих поступках Андреев.
*
1. Командировка в Тверь
КАРТА 0 – Дурак.
ЗНАЧЕНИЕ: Алхимик в начале работы. С завязанными глазами, он эквивалентен невежде, это кроткий новичок, вступивший на путь к Единому, и кролик - его проводник
Первая глава – это погружение в тему расследования, самое его начало (Ромашов-алхимик эквивалентен невежде). Его друзья, такие же «слепцы с завязанными глазами», следуют за ним, как за кроликом, ныряя с головой в разверзшуюся нору. Ромашов же и сам пока не ведает, куда ведет их судьба в лице Андреева (вступили «на путь к Единому»)
*
2. Обстоятельства проясняются и запутываются одновременно
КАРТА XVIII. Луна
ЗНАЧЕНИЕ: Диана с борзыми олицетворяет «новое Я», сияющее, словно Луна в ночном небе и превращающая тьму в серебро. Алхимику предстоит путешествие в глубины подсознания, многократно описанное в мифах как нисхождение в ад. Карта - символ подготовки к броску и облачения фантазий плотью. Скорпион – это темное знание и скрытые силы, обладающие огромной энергией, которые уже действуют вокруг. Возможно, пока не хватает сил управлять ими, но впереди ждет что-то важное, и не стоит его избегать
Ромашов и компания вселяются в отель и идут гулять по городу. Друзья пока беспечны, они не подозревают, что некие «скрытые темные силы» уже ведут их в нужном направлении, отслеживая каждый шаг. Даже обнаружив слежку, Женя может лишь подозревать Алхимика, но не догадывается, насколько масштабна эта слежка, что загадочный «мужчина в вязаной шапке» – часть сложного плана («Карта – символ подготовки к броску и облачения фантазий Андреева плотью»). Андреев понимает, что уготованного Евгению уже не избежать и что управлять процессом тот пока не умеет, потому и не скрывается.
*
3. Мистические легенды села Деревягино
КАРТА VII. Колесница
ЗНАЧЕНИЕ: Сублимация – колесо с внутренним солнцем – это цель возницы, в колесе, слева направо, три символа: Сера, Соль, Ртуть (3 алхимических эссенции и 3 части Колесницы). Символизирует скорость, нетерпение и дорогу. Алхимик погружается уже не в глубины «я», а в жизнь Вселенной. В этом заключен алхимический процесс возвышения, человек вырывается за пределы себя и сливается «со всем».
Колесница – символ дороги, нетерпения, скорости. Проводник Сидоров везет друзей в Деревягино, рассказывая попутно о кладе Ухтомского и истории края. Евгений все больше увязает в происходящем, погружаясь в информационный поток, в «жизнь Вселенной». («В этом заключен алхимический процесс возвышения, Ромашов вырывается за пределы себя, своих узких интересов и узнает нечто новое, сливаясь «со всем»). Андреев понимает, что Женя движется к верной цели («колесо с внутренним солнцем»), получая нужный настрой.
*
4. Могила и церковь Петра и Павла
КАРТА IX. Отшельник
ЗНАЧЕНИЕ: Экзальтация - алхимик идет по следам Мировой Души (Anima Mundi) с Уроборосом (змеем времени) и вороном Нигредо(1-ого черного этапа Делания). Изолированный и отрезанный от мира, алхимик, тем не менее, является маяком для других. Отшельник – символ уверенности в собственных силах, он на верном пути
Церковь в Деревягино – это арена будущего обряда (Рубедо) по созданию философского камня, который запланировал Андреев. Евгений таким образом вступает на след Мировой Души (Мир - последняя карта аркана, тот самый обряд Рубедо), знакомится с местностью, замечает масонские символы на стенах церкви. Эти символы могли бы стать ему подсказкой, но ни о чем ему не говорят, поскольку Ромашов еще отрезан от главного смысла («изолирован»). Его друзья идут вслед за ним («он маяк для других»), ведь Ромашов олицетворяет для них уверенность в собственных силах
*
5. Знакомство с Аркадием Окуневым
КАРТА XVI. Башня
ЗНАЧЕНИЕ: Великое Разделение красного и белого - начало Альбедо (2-й белой стадии). Эта карта символизирует внезапное изменение и даже божественное вмешательство, способное сокрушить ложную философию. В духовном смысле Башня намекает на результат исканий. Если алхимик принимает дьявольское предложение, пусть даже пытаясь это отрицать, то его крушение неизбежно. Не стоит заигрывать с силами вне человеческой власти и понимания, как и строить здание на фундаменте чужих заблуждений.
Происходит встреча с Аркадием, чья попытка предсказать им судьбу проваливается. Женя обрывает разговор и уходит, демонстрируя скептицизм («ложная философия» побеждает). Рассерженный Аркадий через злобного духа Антипа «обрушил башню» - на Ромашова падает толстая ветка. Однако сокрушить Ромашова не так просто, он продолжает отказываться от «дьявольских предложений» и настаивает на отъезде. Он не хочет заигрывать с силами вне человеческой власти, но в то же время демонстрация этой силы производит на него впечатление. Благодаря карте Башня Алхимик понимает, что одолеть противника будет непросто.Евгений упрям и не приемлет чужих заблуждений, значит, стратегию по манипулированию им следует скорректировать
*
6. О пользе бритвы Оккама
КАРТА XVII. Звезда
ЗНАЧЕНИЕ: Пурификация или метод очистки, отделение от шлаков. Сирена Философов, дарующая кровь (страдание) и молоко (воспитание), над ее головой лестница планет, что означает мир, понимание и подъем. Льющиеся струи символизируют незамутненный поток интуиции. Водолей – женский двойник Ганимеда, разливавшего нектар богам Олимпа. Рожденный человеком, он получил бессмертие и вечную юность – то, к чему стремится любой алхимик.
Возвращаясь в Тверь, друзья попадают в снежный буран, но счастливо избегают неприятностей (карта Звезда это символ удачи). В пути у Евгения происходит небольшая размолвка с Оксаной, но Оксана проявляет понимание («мир, понимание и подъем»). Ромашову таким образом везет дважды: он сохраняет жизнь и не теряет возлюбленную. Трещина, которая пролегла было между ними, быстро зарастает.
*
7. Рассказ Николаича
КАРТА I. Маг
ЗНАЧЕНИЕ: На карте изображен Меркурий с кадуцеем, в котором воплощен герметический закон «то, что наверху, подобно тому, что внизу». Это гонец, указывающий алхимику верный путь, и вещество, меняющее состояние. Для алхимика ртуть, «философский меркурий», является необходимой основой для существования иных металлов, а также для их трансмутации. В интерпретации современной психологии - это эго, сознательно направляемая энергия человеческой личности. Карта описывает состояние, когда ситуация полностью под контролем, однако в перевернутом положении это означает игру по чужим правилам
Андреев посылает к Евгению посланника с предложением («гонец, указывающий верный путь»). Карты сообщают, что Ромашов пребывает в уверенности, будто все у него под контролем, но на самом деле он играет по чужим правилам. Николаич продолжает снабжать Ромашова и его друзей полезными сведениями («философский меркурий» является необходимой основой для трансмутации»), но Ромашов все еще не способен ею верно распорядиться, ему мешает некоторая самоуверенность.
*
8. Спасение утопающих. Оксана
КАРТА XI. Сила
ЗНАЧЕНИЕ: Ферментация - женская добродетель контролирует зеленого льва (разрушительный аспект Меркурия). Аллегория здесь в борьбе между физическим и духовным. Алхимик идет по пути духовного усовершенствования. Его цель не в том, чтобы научиться скрывать свои инстинкты под покровом добродетели, а в том, чтобы научиться укрощать их любовью, мягкостью и настойчивостью. Эта карта также обещает испытание на выносливость. Если воля алхимика сильна, он выживет и победит, но победа должна завоевываться не грубой силой, а правдой и искренностью.
Оксана - соратница Жени, без которой он многое потеряет. Андреев понимает, что правильная женщина способна контролировать мужчину, укрощая его любовью, мягкостью и настойчивостью. Оксану ждет своеобразное испытание на выносливость: уйдет она, раздраженная привычкой партнера доминировать, или примет Ромашова таким, какой он есть? Ромашов в свою очередь не сможет выиграть (стать «философским камнем» для Андреева), если продолжит действовать только «грубой силой, а не искренностью». Оксана однако справляется с задачей и даже убеждает Евгения помочь Алле, хозяйке отеля, в чьи проблемы он первоначально вникать не собирался. Оксана делает Евгения сильным, усиливает его позицию.
*
9. Темней всего перед рассветом
КАРТА XIII. Смерть
ЗНАЧЕНИЕ: Стадия разложения в алхимии, темный сосуд Нигредо, из которого зарождается нечто новое. Карта отражает неизбежность изменений и полный разрыв с прошлым. Пришла пора расстаться с представлениями о мире и себе, отбросить старые психологические установки, сбросить маски. Карта – символ перемен, хороших ли плохих, но их уже не избежать
Эпизод на крыше отеля – это контакт с реальной Смертью, она прошла совсем рядом. В эту ночь, как Андрееву подсказали карты, Евгений Ромашов преодолел условный рубикон, приняв на себя ответственность. Этот поступок идет в его копилку добрых дел. Однако полностью открыться Оксане (сбросить маски) Ромашову так и не удается, и это едва не приводит к непоправимому – новой размолвке и самоотстранению Оксаны. Евгений не в состоянии полностью порвать со своим прошлым, забыть Катю и ее ребенка. Темная сторона материнства (поступок Аллы) также способна ослабить Ромашова (когда он узнает о беременности Оксаны и захочет вывести ее из игры), чего Андреев не желает – все «ингредиенты» должны быть в строю.
*
10. Валентин и Татьяна
КАРТА VI. Влюбленные
ЗНАЧЕНИЕ: Элементы соединяются в Малой Конъюнкции. Карта символизирует необходимость плодотворного сотрудничества для достижения цели. Аллегория Влюбленных — мистический союз противоположностей. Это свободный выбор между послушанием и бунтом, который повлияет на всю дальнейшую жизнь. Алхимику необходимо понять, что даже те вещи, которые он не одобряет, необходимы ему для продолжения личностного роста и выполнения задачи. Их тоже необходимо исследовать, принять и использовать для усиления собственной силы воли
Татьяна и Валентин продолжают сближаться, но Влюбленные – это карта выбора (разум или чувства, любовь или долг). Карта намекает на непростой период в их отношениях в ближайшем будущем. Рассказ Вали о сатанизме дает толчок Татьяне развиваться в определенном направлении. Возможно, именно благодаря верным акцентам ей позже удастся сохранить идентичность и не проникнутся идеями некроманта Аркадия. Она доверяет Валентину, а тот становится ей опорой при овладении даром медиума (обещает разыскать Гургэму). Сотрудничество удается, это их выбор. Но вот Ромашову еще предстоит понять, что даже те вещи, которые он не одобряет, необходимы ему для продолжения личностного роста и выполнения задачи. Без участия племянницы он не обойдется.
*
11. Второй визит в Сандовский треугольник.
КАРТА II. Верховная Жрица
ЗНАЧЕНИЕ: Элементы в процессе разделяются, но сохраняют память друг о друге. В дело вступает интуиция, тайна и то, что нельзя выразить словами. Сон и явь переплетаются, антагонисты спорят друг с другом. На книге Жрицы изображен треугольник Воды, но его цвет красный, а это цвет Огня. В терминах психологии карта символизирует творческое подсознание. Луна на карте – бледная госпожа привидений, проводник потусторонних сил.
Татьяна сумела вызвать дух мертвой девушки у церкви в Деревягино, этот мистический эпизод символизирует переплетение сна и яви. Татьяна превращается в проводника потусторонних сил. Звучит предупреждение о пожаре.
*
12. Призвание - спасти
КАРТА IV. Император
ЗНАЧЕНИЕ: Красный Король, стихия Воздух; мышление, интеллект, земная власть и мужественность. Это структурообразующий элемент, символизирующий стремление к безопасности. В плане сознания карта указывает на прагматический подход, методичное следование плану и трезвый ход рассуждений. Император учит алхимика, что нельзя вступать в компромисс с совестью и что достойное существование иногда требует борьбы. Однако перевернутый Император превращает достоинства в недостатки, доводя их до крайности
Это карта Ромашова, символ его работы – помогать людям. Он прагматичен, логичен, стремится обезопасить окружающих, никогда не идет на компромисс с совестью, но при этом иногда даже такие неоспоримые достоинства способны превратиться в недостатки, если человек излишне категоричен. Ромашову вредит еще и ревность, которую он часто провоцирует (эпизоды с Оксаной и Катей, Оксаной и Юлей). Ему многое предстоит переосмыслить и понять на пути к идеалу.
*
13. В поисках бессмертия
КАРТА V. Иерофант
ЗНАЧЕНИЕ: Иерофант олицетворяет непоколебимость избранных ценностей. Это Гермес Трисмегист, держащий Изумрудную скрижаль; то, что можно сказать, чему можно научить и что можно обнародовать. В алхимии соответствует процессу «проекции», когда ингредиенты смешиваются, символизируя проникновение божественного в земную жизнь. Карта иллюстрирует наш чисто субъективный опыт, который никак «объективно» не проверишь, а он между тем весьма ценен для нас. Здесь алхимику надо принять выбор: решит ли он сам, каков его дальнейший путь, или позволит другому авторитету думать за
Первая встреча с Алхимиком. Карта Иерофанта – его карта. Ромашов встречается с Андреевым и попадает под его влияние, хотя ему самому кажется, что первый раунд он выиграл. Тем не менее, начиная с этого дня в душе Ромашова поселяется сомнение, что он четко понимает происходящее. Его «субъективный опыт» подсказывает, что не все так гладко, как кажется. Карта предупредила Андреева, что до сего момента у Ромашова оставался выбор – позволит ли он чужому авторитету руководить собой или будет решать сам. По итогам Алхимик переиграл своего противника. Отныне Ромашов в его власти.
*
14. Странная роспись в заброшенном храме. Валентин
КАРТА X. Колесо Фортуны
ЗНАЧЕНИЕ: Фиксация и Волатильность. Красный цвет – мужское и установившееся, белый - женское и нестабильное. Карта символизирует рок или будущее, которое решается сейчас, когда от алхимика уже ничего не зависит, он пожинает то, что посеял ранее. Колесо – оккультный знак кармы. Истинное «Я» алхимика получает важный урок, стимулирующий его взросление. Он должен стать господином своей жизни, и чем быстрей он примет свою судьбу, тем скорей окажется на восходящей стороне колеса.
В этом эпизоде Ромашов и его команда узнает новое о церкви, обрядах в ней проходивших ранее – масонских или сатанинских. Карта Судьбы – оккультный символ кармы – словно бы намекает, что им не избежать чего-то подобного. Таня это понимает первой и готова включиться в работу с открытыми глазами, но Женя упрямится из ложного представления о долге. Ему еще только предстоит принять свою судьбу.
*
15. Оккультные ритуалы 21 века
КАРТА VIII. Правосудие
ЗНАЧЕНИЕ: Диспозиция, печь соединяет с Небесами символ купороса (тайного огня), изображенный на рукояти меча. Карта символизирует процесс взвешивания, правду, справедливость, которая будет обязательно восстановлена. На обыденном уровне это означает, что все совершаемое эхом отражается в окружающем мире, отвечающим добром на добро и злом на зло. Каждый получит то, что заслужил.
Женя встречается с генералом Игнацким, и Андрееву это известно. Сотрудничество Ромашова с ФСБ подчиняется диктату карты Правосудия. Это предсказание побуждает Алхимика пожертвовать «черной мессой», своими соратниками и отдать похищенных детей ради имиджа будущего «философского камня». Чтобы достичь цели и победить, Алхимик должен совершить доброе дело (все совершаемое эхом отражается в окружающем мире, отвечающим добром на добро и злом на зло).
*
16. Татьяна. На перепутье
КАРТА III. Императрица
ЗНАЧЕНИЕ: это Белая Королева и Земля; чувственное влечение, союз душ и интуиция, позволяющая принимать правильные решения, когда нет времени на обдумывание. Императрица подскажет алхимику, как руководить этим миром, если он готов ее услышать. Карта символизирует способность людей работать вместе и заставляет всмотреться в привычный ход вещей, чтобы увидеть, как нарождается новое. На более глубоком уровне это отражает конфликт между глубинными аспектами образа матери: светлым, полным любви, и темным, который Юнг называл «Mater saeva cupidinum» (дикая мать похотей).
Эта карта Татьяны. Окажется ли ее помощь Евгению полезной? Андреев убеждается, что племянница и дядя все же наладят сотрудничество («способность людей работать вместе», «Императрица подскажет алхимику, как руководить этим миром, если он готов ее услышать»). Он готовится подстегнуть интуицию Татьяны, предложив ей обучение в школе при Институте.
*
17. Переговоры
КАРТА XIV. Умеренность
ЗНАЧЕНИЕ: Дистилляция – итог процессов испарения и осаждения. Символизирует состояние, когда материальное и духовное, мирское и горнее сочетаются естественно и гармонично. События развиваются по собственным законам и дадут результат в должное время. На данном этапе алхимику предстоит договариваться с самими собой, чтобы обрести мир. Это великая работа всех алхимиков - работа над собой, и выпавшая карта учит самому трудному: смирению. Невидимый судья уже взвешивает на весах сотворенное добро и зло, остается лишь прислушаться к знакам, чтобы нащупать верный путь, не позволяя другим управлять собой.
Ромашов продолжает идти по следу Андреева, но у Андреева припасен для него сюрприз – известие о смерти Кати. Теперь силы Ромашова распыляются, он во власти эмоций. Он может смириться (как требует карта Умеренность) или провалить попытки усмирить жажду мести. («На данном этапе алхимику предстоит договариваться с самими собой, чтобы обрести мир»)
*
18. Татьяна. Опрометчивость или судьба?
КАРТА XX. Суд
ЗНАЧЕНИЕ: Череп с пшеницей символизирует жизнь, произрастающую из смерти, возрождение, снятие блоков, это момент освобождения чего-то, долго бывшего подавленным или скрытым. Значение карты благоприятное, она олицетворяет решительный шаг на пути становления личности и удачное завершение очередного этапа ее алхимической трансформации. Если прежде алхимик слепо двигался к цели, ошибаясь и запинаясь, сейчас пришло время, когда успех и помощь гарантированы, несмотря на тревогу и сомнения. Не надо бояться протянутой руки, наоборот – следует хвататься за нее, ибо все перемены к лучшему, помощь – необходима
Андреев продолжает вести Татьяну к нужному состоянию, они договариваются о сотрудничестве, и Таня становится самостоятельным игроком («снятие блоков, это момент освобождения чего-то, долго бывшего подавленным или скрытым») Андреев считает, что без нее Ромашову никогда не достичь желаемой цели, а с ней успех и помощь гарантированы, несмотря на тревогу и сомнения. Татьяна обуздывает Аркадия, привлекая его на свою сторону. Евгению следует хвататься за предложенную Татьяной поддержку, ибо все эти перемены к лучшему, а помощь – необходима
*
19. Черное венчание
КАРТА XII. Повешенный
ЗНАЧЕНИЕ: Кальцинация - в алхимии под нею понимается сжигание первичной материи до состояния пепла. Эта стадия относится к разрушению всех привязанностей. Змей на карте - это Меркурий, который не сулит алхимику ничего хорошего, если тот не готов принести ему добровольную жертву. Пассивность, к которой приговорен алхимик в этот период, напоминает образ лежачего больного, он прочно застрял в теперешней ситуации, утратив доминирующее положение. В перевернутом значении карта означает освобождение. Алхимик сможет по итогам постоять за себя и даже управлять обстоятельствами
Ромашов по-прежнему не понимает, что замыслил Андреев, он приговорен обстоятельствами к пассивности. Он пытается вычислить дату, но не видит дальше своего носа, хотя вся нужная информация у него есть. Карта подсказывает Андрееву, что из этой западни Ромашов выберется, если «принесет жертву» - примет помощь Тани, смирится с участием остальных игроков, включая беременную Оксану. Поскольку карта перевёрнута, Андреев понимает, что это произойдёт, и Ромашов освободится от пут. Желая ускорить процесс, Андреев похищает Валю – готовит ценную жертву, уверенный, что Финист сумеет выбраться из огненной ловушки, если пострается. Алхимический процесс – это всегда риск. Спасение друга и других заложников должны наполнить Ромашова уверенностью в себе, но если вдруг жертвы на пожаре будут, это тоже пойдет ему на пользу – сделает злее, окончательно разрушит его привязанности к прошлому, своему прежнему «Я».
*
20.. Рожденный в огне. Валентин
КАРТА XIX. Солнце
ЗНАЧЕНИЕ: Великая Конъюнкция или Цитринитас (третья желтая стадия). Карта предсказывает ситуацию, которая позволяет раскрывать солнечную натуру, распознавать в себе «теневое Я» и выводить его на свет. Это символ доверия, уверенности в собственных силах и отказа от эгоизма. То, над чем алхимик работал так напряженно, вот-вот принесет плоды. Возможно, он даже получит нежданный подарок, который не заслужил. «Солнце» - аллегория радости и надежды, которая в перевёрнутом положении означает, что успех задерживается, но обязательно будет
Солнечная натура Валентина раскрывается в моменты испытаний и вызова. Он готов на все ради любимой и будет бороться до конца. Несмотря на негатив (его похищают), его дело увенчается успехом (успех задерживается, но будет обязательно). Карта Валентина подсказывает Андрееву, что сбрасывать похищенного Финиста со счетов нельзя, он выживет и повлияет на исход, как и запланировано, выйдя из огня обновленным. Благодаря этой карте Ромашов получает подарок, который не заслужил – Андреев подсказывает ему код отмены для бомбы, чтобы его план воплотился в жизнь правильно. Андрееву нужен результат – «философский камень» в лице Ромашова, а не просто чья-то смерть.
*
21. Кощеево царство
КАРТА XV. Дьявол
ЗНАЧЕНИЕ: Коагуляция. Красный дракон - это дьявол, а гермафродит, образованный королем и королевой, у него в плену. Из всех карт эта самая трудная для осознания, потому что искуситель у каждого свой. «Дьявол» символизирует черную магию, похоть, коррупцию, жадность и легкий путь к победе. Дьявол хитер и предстает под привлекательной личиной, искушая быстрым решением всех проблем. Он обращается к темной стороне личности, и когда алхимик вступит в последний бой с драконом, олицетворяющим для него зло этого мира, он должен помнить: все, что он находит в людях, обстоятельствах и эпохе, есть лишь его собственное отражение. Власть опьяняет, и алхимик может полюбить ее, но у настоящего дьявола лишь одна дорога - в ад
Под знаком дьявольского выбора происходит разговор Ромашова и Андреева. Андреев предлагает ему власть, деньги, успех, взлет карьеры «просто так» (единственное условие – спасти людей в церкви и выжить самому). Кажется, что выбор Ромашова очевиден, он сделает это даже без награды, из-за чего Андреев со своими обещаниями кажется сумасшедшим. Однако все, что нужно Андрееву, Ромашов уже успел сделать раньше – прошел по уготованному пути, укрепился связи со своими «ингредиентами»-друзьями, получил четкую мотивацию, и теперь ему не остается ничего иного, как пожинать заслуженные плоды. Власть опьяняет, и Ромашов все еще может полюбить ее, однако это дорога в ад. Тем не менее,Андреев знает, что именно выберет Ромашов – кто же в здравом уме отказывается от достойной награды, выстраданной своими кровью и потом?
*
22. Рубедо. Один за всех, и все за одного
КАРТА XXI – Мир.
ЗНАЧЕНИЕ: Цель алхимического Делания, Философский Камень. Женщина как Квинта Эссенция (5-й элемент) и Мировая Душа (Anima Mundi) символизирует объект долгих поисков. Карта указывает на счастливое завершение некоего хода событий. Алхимик нашел, наконец, свое место, то самое, которое предназначено только ему. Он усвоил урок, стал тем, кем должен быть, узнал все, что должен знать. Больше нет места крушению, потому что больше нет шанса сделать ложный выбор. Все, что совершает алхимик, правильно. Здесь и сейчас он получил право заняться чем-то еще, поскольку предыдущая задача выполнена безупречно.
Завершающий этап плана Андреева обязательно увенчается успехом, все будет, как он задумал. Ромашов выживет и окажется в нужной точке (нашел, наконец, свое место, то самое, которое предназначено только ему. Он усвоил урок, стал тем, кем должен быть). Выбора у него больше нет, это финал, конец – и в то же время начало новой жизни. Андреев уверен, что он выиграл эту партию и может пока уйти в тень, ожидая, когда Ромашов возвысится настолько, что вновь станет ему полезен.