Помнить тебя или Другая история Сони Ростовой (ИЛР, 18+)

Ответить  На главную » Наше » Фанфики

Навигатор по разделу  •  Фанфики в блогах  •  Справка для авторов  •  Справка для читателей  •  Оргвопросы и объявления  •  Конкурсы  •  VIP

miroslava Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 14.01.2010
Сообщения: 2580
Откуда: Россия
>23 Апр 2024 13:45

 » Фортепианная музыка нач.19 в. - Ж.Ф.Рамо «Перекличка птиц»


___________________________________
Сделать подарок
Профиль ЛС  

miroslava Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 14.01.2010
Сообщения: 2580
Откуда: Россия
>25 Апр 2024 17:00

 » Фортепианная музыка нач.19 в. - И.С.Бах «Шутка»


___________________________________
Сделать подарок
Профиль ЛС  

miroslava Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 14.01.2010
Сообщения: 2580
Откуда: Россия
>27 Апр 2024 13:11

 » Фортепианная музыка 1-й полов. 19 в. - Ф.Шопен «Вальс»


___________________________________
Сделать подарок
Профиль ЛС  

miroslava Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 14.01.2010
Сообщения: 2580
Откуда: Россия
>29 Апр 2024 14:09

 » Фортепианная музыка сер.19 в. - Ф.Лист «Кампанелла»


Исполняет великолепная пианистка Валентина Лисица!
___________________________________
Сделать подарок
Профиль ЛС  

miroslava Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 14.01.2010
Сообщения: 2580
Откуда: Россия
>01 Май 2024 13:11

 » Образ Сони Ростовой в романе Л.Толстого «Война и мир», ч.1

Образ Сони Ростовой в романе Л.Толстого «Война и мир», часть 1

Унизительное и жалкое положение Сони Ростовой в эпилоге романа «Война и мир» очень часто вызывает недоумение и сожаление у многих читателей романа. Она существует словно на краю чужого семейного гнезда, живет в доме и семье своего любимого мужчины на птичьих правах приживалки и бедной родственницы. И хотя она во многом полезна своим родным, но при этом она живет словно в отчуждении и от них и даже как бы докучает им. Вот как Толстой показал ее в эпилоге романа. Толстой описывает вечер в семьях Ростовых и Безуховых в Лысых Горах. Все при деле, все при семьях, все при детях. А вот Соня:
Цитата:
«Николай и Денисов вставали, спрашивали трубки, курили, брали чай у Сони, сидевшей уныло и упорно за самоваром, и расспрашивали Пьера»
«Уныло и упорно» сидит за самоваром… Никому не нужная, скучная увядающая старая дева. Да еще и сидит зачем-то «уныло и упорно». Как будто не понимает, что ей пришло время уйти в свою комнату, не отсвечивать, грубо говоря, не мозолить никому глаза, а сидеть в своей комнатке молча, и только ожидать, пока ее снова не кликнут, чтобы какую-то услугу от нее потребовать: поухаживать за старой графиней или помочь с детьми Марьи и Николая, или Наташи и Пьера. Впрочем, даже если Соня безотказно эти услуги оказывает (а она действительно безотказно их оказывает), то никто в семье этих ее услуг все-равно не ценит:
Цитата:
«Действительно, казалось, что Соня не тяготится своим положением и совершенно примирилась с своим назначением пустоцвета. Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей. Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому. Она ухаживала за старой графиней, ласкала и баловала детей, всегда была готова оказать те мелкие услуги, на которые она была способна; но все это принималось невольно с слишком слабою благодарностию...»
Чувствуется даже некоторое злорадство писателя при этом описании. Вот тебе, Соня, получай! Никто тебе никогда и ни за что спасибо не скажет, хоть разорвись, угождая всем! Причем устами своей любимой героини Наташи, Толстой объясняет смирение Сони не столько её стоицизмом, сколько просто невозможностью глубоко переживать, то есть, образно говоря, она не стоически переносит свою душевную боль, а просто её не ощущает:
Цитата:
«Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы»
И Марья, своим «авторитетом» «духовной» и «набожной» героини (такой ее описал Толстой, у меня несколько другое мнение насчет духовности и набожности Марьи) подтверждает это мнение Наташи:
Цитата:
«И несмотря на то, что графиня Марья толковала Наташе, что эти слова Евангелия надо понимать иначе, - глядя на Соню, она соглашалась с объяснением, данным Наташей»
Наташа и Марья настолько являются любимыми и почитаемыми автором романа героинями, что сразу становится ясно – Толстой полностью поддерживает их единодушное мнение.
Можно, конечно, сказать, что здесь сказалась какая-то свойственная писателям-реалистам жесткость, даже жестокость к героям. Ведь жизнь достаточно часто бывает несправедливой и жестокой к самым хорошим людям, увы. Но по отношению к другим (любимым) героям Толстой совершенно не проявляет такой жесткости и верности реалиям жизни. Им он как будто подыгрывает. Например, у Пьера очень вовремя умирает первая жена – Элен, и он получает возможность жениться на Наташе, в которую уже какое-то время влюблен. Или вот: Наташа после разорения семьи влюбляется не в какого-нибудь романтика без гроша за душой, а в сверхбогатого Пьера Безухова, у которого 40 тысяч крепостных душ во владении и доход 500 тысяч рублей в год (знатоки цен того времени подсчитали, что 500 тысяч тогдашних рублей – это как 250 миллионов современных). Примерно то же происходит и с Николаем Ростовым: он обнаруживает «душу» в дурнушке, но богатой невесте Марье Болконской. В результате этих двух браков и финансовые дела блестяще поправляются у разоренных до состояния бедности брата и сестры Ростовых, и их личное счастье тоже в наличии. Так что если в отношении Сони «реализм» Толстого сработал, то в отношении Наташи и Николая, Марьи и Пьера (а эти герои у него любимые) в их жизни появился некий чудесный фактор, меняющий их жизнь к лучшему, прямо как в современных «мыльных операх» (своевременная смерть, освобождающая от уз несчастного брака того, кого надо, и своевременная влюбленность в того, в кого надо). Так что я не считаю, что Толстой наказал Соню из стремления к реализму. По отношению к любимым героям его реализм почему-то не сработал.
Можно также сказать, что по мнению Толстого, у Сони не сложилась судьба, потому что она инертна и пассивна, в отличие от «везучих» героев романа. Пьер, Наташа и Николай всё время находятся в гуще событий, их поведение далеко от идеала, но они по крайней мере не ждут, когда их судьбой распорядится кто-то извне. Однако и здесь эта стройная формула не срабатывает с счастливой соперницей Сони княжной Марьей. В заслугу ей можно поставить её доброту, смирение, кротость, с которой она выносит своё одиночество и отвратительный деспотизм отца, но все её моральные силы были направлены на поиск утешения, а не на решение её проблем — Марья скорее выстрадала свой счастливый финал, чем завоевала его. Пример Марьи ясно показывает, что Толстой отступает от реалистического принципа частой несправедливости мира к хорошим людям. К любимой Толстым Марье по его воле впоследствии мир повернулся светлой стороной – она получила счастливую семейную жизнь. А вот столь же пассивная Соня такой милости от мира не дождалась и тоже по воле автора. Так что все приведенные выше примеры счастливых финалов для любимцев Толстого – Пьера, Наташи, Марьи и Николая – все они разбивают в пух и прах предположение о том, что Толстой образом Сони хотел дать какой-то урок: не быть пассивным и бороться за свое счастье. Марья совершенно за него не боролась, так же, как и Соня, но получила его. Просто потому что она принадлежала к кругу любимых героев автора. Толстой ведь в романе совершенно не скрывал своих симпатий и антипатий к персонажам, был достаточно откровенен в своем отношении к ним.
Почему же Толстой «наказал» Соню в эпилоге романа? Чем вызвана неприязнь его к ней? Соню точно нельзя назвать отъявленной негодяйкой. Если анализировать ее поступки, и не особо обращать внимание на слова Толстого из романа, где он частенько старается принизить образ Сони, то мы увидим в ней разумную, верную девушку, совершающую на протяжении повествования только благородные поступки. Тем не менее автор постоянно принижает её заслуги тем, что они мотивированы желанием добиться признательности Ростовых — хотя что странного в том, что Соня хочет расположить к себе свою родню, от которой она полностью зависима, и доказать им и себе, что она не просто так ела их хлеб? Тем более такое заискивание простительно, ведь Соня, в отличие от мадемуазель Бурьен, например, не пускает в ход лесть и другие уловки: она на самом действует на благо Ростовых, предотвращая побег троюродной сестры и освобождая своего жениха Николая от данного им слова жениться на ней, чтобы он смог жениться на богачке Болконской.
Автор постоянно как бы обесценивает благородные поступки Сони, особенно если дело касается ее жертвы, когда она разрывает негласную помолвку с Николаем, чтобы он смог жениться на богатой невесте Марье. Вот как об этом пишет Толстой, описывая сцену, где старая графиня Ростова попросила Соню написать Николаю письмо, где она бы отказывалась от помолвки с ним (чтобы он мог жениться на богатой Марье):
Цитата:
«…несколько дней перед выездом из Москвы, растроенная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
— Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали…
Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним»
Тут образ Сони предстает в самом неприглядном виде. Она собирается в буквальном смысле навязаться Николаю при встрече с ним, одновременно не отвечая ни «да» ни «нет» на требование графини отказаться от негласной помолвки с кузеном.
А дальше она все же пишет письмо Николаю, но с тайными мыслями:
Цитата:
«Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая»
Здесь у Толстого Соня как бы набивает себе цену, старается возвысить себя и в собственных глазах и в глазах Николая. Зная, что в случае свадьбы Наташи и Андрея Николай потеряет возможность брака с Марьей (такие браки запрещались церковью, так как Николай и Марья становились кем-то вроде брата и сестры), она пишет «отказное» письмо в полной уверенности, что отказываться ей ни от чего не придется. Наташа и Андрей поженятся, а у Николая не будет другого выбора, кроме как жениться на Соне.
Но увы, эти расчеты кончились ничем. Князь Андрей умер, Наташа выскочила замуж за богача Пьера, а Николай преспокойно женился на богачке Марье.
Как видим, «клякс» на образ Сони наставлено в конце романа немало. Но они все равно как-то не убеждают меня в «негодяйстве» Сони. Да, кое-какие мысли и расчеты у нее были, но они не воплотились в жизнь. Она, например, не сделала ничего для того, чтобы «навсегда связать себя» с Николаем, как собиралась это сделать. А могла бы. Могла бы при встрече с ним устроить ему драму со слезами: дескать, Николя, я написала вам письмо под давлением вашей матушки, а на самом деле я не перестаю любить вас и желаю, чтобы вы сдержали данное мне когда-то слово и женились на мне. Или при встрече с Николаем начать кокетничать с ним, завлекать его. Но ничего подобного Соня не сделала. Какие бы ни были ее мысли в момент написания письма и до того, как она решилась на это письмо, но действиями она их не подкрепила. А в жизни имеют значение лишь действия и поступки. Мысли у всех бывают, и иногда – далеко не праведные. Но если человек отказывается от неправедных мыслей и не подкрепляет их неправедными поступками, то это очень уж малый грех. Да и вообще не грех. Именно это и случилось с Соней. Свои расчетливые мысли она никак не воплотила в расчетливые поступки. Приняла брак любимого Николая с Марьей и не сделала ничего, чтобы ему помешать. Эти мысли просто промелькнули у нее в голове, но она впоследствии отказалась от них и не воплотила их в жизнь.
___________________________________
Сделать подарок
Профиль ЛС  

miroslava Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 14.01.2010
Сообщения: 2580
Откуда: Россия
>03 Май 2024 13:27

 » Образ Сони Ростовой в романе Л.Толстого «Война и мир», ч.2

Образ Сони Ростовой в романе Л.Толстого «Война и мир», часть 2

Одна из главных причин, по которой Толстой постоянно «принижает» образ Сони – это его желание противопоставить ее княжне Марье Болконской. Доказать, что Марья была лучше, духовнее и душевнее Сони, по этой причине Николай и остановил на ней свой выбор, а вовсе не из-за того, что Соня нищая, а Марья богата. Известно, что образ княжны Марьи Толстой как бы «списывал» со своей матери, рано умершей Марьи Николаевны Волконской-Толстой. Поэтому пристрастие Толстого к Марье понятно. И понятно его стремление превознести в романе этот образ, а ее несчастливую соперницу Соню как-то принизить. Но мне кажется, что у Толстого, кроме этой причины, были и другие причины принижать образ Сони. И одна из них – это некоторая полемика с современными Толстому общественными тенденциями, которые по-новому оценивали роль женщины в обществе. В 50-60-е годы 19 века, когда задумывался и писался роман, уже появилось много женщин, которые мечтали об учебе, о равных правах с мужчинами, о возможности самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, и которые не ставили замужество и материнство в качестве единственной возможной «карьеры» женщины и главной цели ее жизни. Хорошо известно, что Толстой неодобрительно (и это еще мягко сказано) относился к идеям женской эмансипации, и упорно утверждал, что единственная и главная цель жизни женщины – выйти замуж и рожать детей, причем как можно больше. И мне кажется, что на примере Сони и еще одной героини другого своего известного романа (Варенька из «Анны Карениной») он пытался показать всю якобы «ущербность» женщин, которые оказались бессемейными и бездетными одиночками, даже если они самоотверженно служили тем семьям, где по воле судьбы должны были обитать.
Например, позднее, в «Анне Карениной», устами тоже любимой своей героини Долли Толстой утверждал, что если девушке не удалось создать своей семьи, то она могла благодетельствовать своей женской заботой семью родственную:
Цитата:
«или свою, или сестрину, где бы она могла иметь женское дело»
Поэтому, мол, девушкам не обязательно получать образование и добиваться права работать каким-то умственным трудом, как это делают мужчины. Достаточно найти родственную семью и играть там роль какой-нибудь няньки, воспитательницы при детях или компаньонки при престарелых родственниках. Ну вот, Соня в «Войне и мире», а также Варенька из романа «Анна Каренина» нашли такие семьи и выполняли при них свое «женское дело». И сказал им за это спасибо в своих романах Толстой, оценил ли их жертвенность и самоотверженность? Да ничуть. Соню он устами своих любимых героинь обозвал «пустоцветом», да и с Варенькой поступил не лучше (об этом ниже).
Если бы Толстой относился справедливее к женщинам, и особенно к Соне в конце романа, он провел бы какие-нибудь красивые параллели (сравнения) Сони с женщинами, которые все отдают на службу людям. Но Толстой не любит Соню, упорно и злостно, и во всем, что она делает, пытается найти расчет и лицемерие. Тогда как самые дурные качества Наташи он превозносит и пытается (не без успеха) представить их как достоинства. Толстой, судя по его творчеству, вообще ненавистно относился к любым женщинам, которые в силу разных причин не предоставили своего тела в распоряжение мужчины (т.е. мужа, внебрачные связи для женщин он порицает) и не стали своей вагиной выбрасывать в мир детей со скоростью пулемета (Наташа же занялась этим делом после замужества и именно в темпе пулемета, и по этой причине писатель простил и отпустил ей как все прошлые, так и будущие грехи). И Толстого при этом не интересует, по каким причинам женщина это не сделала. Ясно же любому, что Соня не стала женой и матерью не по своей вине и не по своей злостной воле. Она не какая-то там современная чайлд-фри, не любящая и не желающая детей, тем более не феминистка, которая не любит мужчин и сторонится их, и уж тем более не какая-то желающая жить лишь для себя эгоистка, которая не хочет тратить ресурсы своей души и тела на других людей – на семью, мужа и детей. Нет, Соня очень хотела выполнить в жизни то, что называют «женским предназначением», т.е. выйти замуж и родить детей. Но Ростовы ей это не позволили. Толстой не то что не желает понять этой простой истины, он ее понимает, но сознательно отворачивается от нее. По его мнению, если женщина не вышла замуж и не родила детей – все, для Толстого такая женщина уже «пустоцвет», никчемная, бесполезная, вообще выродок в мире женщин. И он не пожалеет черной краски, чтобы постараться замарать ее в своем романе. Так он впоследствии поступит и с Варенькой в романе «Анна Каренина». Варенька очень напоминает Соню. Такая же сирота, воспитанница в богатом доме, красивая, но одинокая, не сумевшая или не захотевшая выйти замуж и завести семью. Тем не менее бесполезным ее существование нельзя назвать, как и существование Сони в эпилоге романа «Война и мир». Соня заботится о старой графине Ростовой – Варенька заботится о своей воспитательнице мадам Штраль, которая прикована к креслу. Да еще помогает другим больным, приехавшим за границу лечиться. Казалось бы, обе – и Соня, и Варенька – вполне достойные женщины. Но Толстой не устает подпускать шпилек, описывая их и снижая их образ всевозможными способами. Обесценивая их вполне благородные поступки и поведение. При этом он сравнивает альтруистическое поведение Сони и Вареньки с довольно себялюбивым поведением Наташи Ростовой и Кити Щербацкой практически в одинаковых выражениях, и безаппеляционно отдает предпочтение двум последним за их особую «живость», привлекательность в мужских глазах и умение очаровывать окружающих и особенно мужчин.
Вот сравнение Сони с Наташей, выраженное самой же Соней:
Цитата:
«Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть насколько-нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина.»
А вот сравнение Вареньки с Кити:
Цитата:
«Кроме того, она не могла быть привлекательною для мужчин еще и потому, что ей недоставало того, чего слишком много было в Кити, – сдержанного огня жизни и сознания своей привлекательности».
Известно, что Толстой в конце романа обозвал Соню «пустоцветом» устами Наташи. А вот как он «расправился» с Варенькой:
Цитата:
«Она была похожа на прекрасный, хотя еще и полный лепестков, но уже отцветший, без запаха цветок».
Получается, что Варенька в глазах Толстого тоже практически «пустоцвет».
При этом, к слову, позднее, в «Крейцеровой сонате» Толстой обрушивал просто горы и лавины негодования на женщин, которые как-то выпячивали свою привлекательность, приукрашали себя с помощью одежды, причесок, завлекали мужчин кокетством или вот этим «сдержанным огнем жизни». Просто потрясающе, что за каша была в голове у писателя! По крайней мере в том, что касается женщин, он буквально на каждом шагу противоречил сам же себе! То призывал женщин, которые не смогли создать по разным причинам своей семьи, искать «женское дело» в семьях родственников, а не думать об учебе и способах заработать себе на жизнь самой. И при этом клеймил «пустоцветами» и «отцветшими цветками» именно тех героинь, которые делали это в его книгах – Соню и Вареньку. То любовался особой «привлекательностью» для мужчин в Наташе и Кити, то порицал эту особую женскую «привлекательность» в «Крейцеровой сонате».
Мне всегда было удивительно, как это Толстой, который в своих христианских исканиях считал способность к самопожертвованию драгоценнейшим человеческим качеством, как он этого не замечал и даже осуждал в Соне и в Вареньке. Он в упор не видел в этих двух девушках, пусть и созданных его воображением, никаких достоинств. И был к ним в своих романах предельно, я бы даже сказала аморально жесток. Он постоянно «выглядывает» в самопожертвовании Сони какой-то корыстный расчет, какое-то лицемерие. Но к моему глубочайшему удовлетворению, по моим наблюдениям большинство читателей с писателем в этой оценке Сони категорически не согласны. В школе, когда мы изучали роман, потом в разных интернетных ресурсах я встречала огромное количество людей, которые понимали Соню так же, как и я. Оценивали ее как самого положительного персонажа романа и всей душой сочувствовали и сопереживали ей. Не видели в ней никакого лицемерия и коварства, а понимали, что это просто защитная реакция девочки, а потом и девушки, у которой просто нет других способов защитить себя. Ни приданого, ни других родственников, никаких возможностей отстоять свои интересы, короче – ничего. Ведь Соня понимала, что Ростовы в любой момент за любой серьезный бунт просто могут выкинуть ее из своего дома голой попой на снег. Поэтому всегда рано или поздно, но подчинялась, смирялась и жила в подчиненном и покорном положении дальше.
Вообще, из Сони получился хороший психологический портрет человека, которому, возможно, темперамент изначально не позволял требовать своё и идти по головам. А потом еще и "добитого" зависимым положением и привитым комплексом неполноценности. И вот что любопытно: Толстой, хоть и признает, что тяга Сони к постоянным жертвам — прямой результат отношения к ней Ростовых, но в то же время отказывает ей в сочувствии, в отличие от той же Марьи и её отношениях с отцом, а пытается объяснить изъяны Сони сомнительными аргументами, вроде "пустоцветности" и отсутствия Наташиных поэтичности и восторженности, которые он, наоборот, превозносит и перед которыми преклоняется. Но до поры, до «Крейцеровой сонаты». Там он будет порицать всех женщин, которые, по мнению Толстого, злостно и преднамеренно:
Цитата:
«...устроили из себя такое орудие воздействия на чувственность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной. Как только мужчина подошел к женщине, так и подпал под ее дурман и ошалел. И прежде мне всегда бывало неловко, жутко, когда я видал разряженную даму в бальном платье, но теперь мне прямо страшно, я прямо вижу нечто опасное для людей и противузаконное, и хочется крикнуть полицейского, звать защиту против опасности, потребовать того, чтобы убрали, устранили опасный предмет».
Плохо вы читали любимое вами Евангелие, Лев Николаевич! Там Христос советует в случае плотского искушения мужчинам выкалывать себе глаза и отрубать руки, а вовсе не женщинам – одеваться поскромнее.
Цитата:
«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».
Это Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 28-30
___________________________________
Сделать подарок
Профиль ЛС  

miroslava Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 14.01.2010
Сообщения: 2580
Откуда: Россия
>05 Май 2024 14:01

 » Образ Сони Ростовой в романе Л.Толстого «Война и мир», ч.3

Образ Сони Ростовой в романе Л.Толстого «Война и мир», часть 3

Надо сказать, что среди читателей романа есть не только сочувствующие Сони, но и достаточное число хейтеров (хотя, по моим наблюдениям, их все же поменьше, чем тех, кто Соне симпатизирует). Одного такого встретила на просторах интернета и прочитала мнение этого читателя, который важно заявлял, что Соня, мол, «виновата» тем, что не умела кокетничать, завлекать мужчин. Дескать, даже Марья в нужный момент как-то сумела более кокетливо, чем обычно, повести себя перед Николаем. Этот читатель, наверняка, имел в виду этот пассаж из 4 тома романа, где Толстой описывает одну из встреч Николая и Марьи:
Цитата:
«Когда Ростов вошел в комнату, княжна опустила на мгновенье голову, как бы предоставляя время гостю поздороваться с теткой, и потом, в самое то время, как Николай обратился к ней, она подняла голову и блестящими глазами встретила его взгляд. Полным достоинства и грации движением она с радостной улыбкой приподнялась, протянула ему свою тонкую, нежную руку и заговорила голосом, в котором в первый раз звучали новые, женские грудные звуки. M-lle Bourienne, бывшая в гостиной, с недоумевающим удивлением смотрела на княжну Марью. Самая искусная кокетка, она сама не могла бы лучше маневрировать при встрече с человеком, которому надо было понравиться. «Или ей черное так к лицу, или действительно она так похорошела, и я не заметила. И главное — этот такт и грация!» — думала m-lle Bourienne».
Но вопреки мнению читателя, который хвалил Марью за вовремя проявленное кокетство с Николаем, и порицал Соню за отсутствие в ней подобного кокетства, я и здесь не согласна с тем, что Соня якобы не умела кокетливо вести себя с мужчинами, и главное – с Николаем, которого она единственного любила. С другими она наверняка тоже не кокетничала, потому что ей они не были нужны. А вот с Николаем определенное заигрывание было. Вот первый том романа, где описано поведение пятнадцатилетней Сони на именинах тетки-графини и кузины Наташи:
Цитата:
«Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из-под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной».
Наконец, известная сцена святок, где оживившаяся и ставшая более яркой и заметной Соня снова привлекла внимание Николая. Он снова тогда почувствовал себя влюбленным в нее:
Цитата:
«Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из-под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
— Я ничего не боюсь, — сказала Соня. — Можно сейчас? — Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Потом, как известно из романа, они встречаются у амбара и обмениваются поцелуем.
Так что как видите, и Соня не чужда желанию завлекать любимого человека так же, как это делает Марья в 4 томе. Хотя у обоих это не какое-то злостное кокетство, вызванное привычкой кокетничать с любым мужчиной, нет, обе они это делают бессознательно, просто из-за любви к Николаю. Но! Есть определенная разница между Марьей и Соней в их «завлекающем» Николая поведении. Разница эта заключается в последствиях такого "завлекающего поведения" для Марьи и для Сони.
Марье осенью 1812 года намного-намного легче бессознательно «завлекать» Николая. Потому что уже никто не упрекает и не ставит ей препятствий в ее поведении с Николаем. Отец ее, единственный, который мог бы злобно обругать ее за это, уже мертв. Умер в августе 1812 года. А он наверняка обругал бы Марью, если бы заметил в ней хоть искру симпатии к Николаю, которую она демонстрирует в сцене, где даже ее компаньонка удивляется поведению прежде скромной и тихой своей госпожи. Ведь ругал старый князь Болконский свою дочь и отваживал от нее женихов в других случаях. Например, в случае сватовства Анатоля Курагина; там он так оборвал свою дочь при Анатоле и его отце за то, что она посмела одеть другое платье, что она чуть не заплакала и потом сидела как каменная. Вот эта сцена из романа:
Цитата:
«Князь Николай Андреевич сел на свое обычное место, в угол дивана, подвинул к себе кресло для князя Василья, указал на него и стал расспрашивать о политических делах и новостях. Он слушал как будто со вниманием рассказ князя Василья, но беспрестанно взглядывал на княжну Марью.
— Так уж из Потсдама пишут? — повторил он последние слова князя Василья и вдруг, встав, подошел к дочери.— Это ты для гостей так убралась, а? — сказал он. — Хороша, очень хороша. Ты при гостях причесана по-новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса.
— Это я, mon père  [батюшка], виновата, — краснея, заступилась маленькая княгиня.
— Вам полная воля-с, — сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, — а ей уродовать себя нечего — и так дурна.
И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь».
Также рядом с Марьей в момент ее встречи с Николаем осенью 1812 года нет и брата ее, князя Андрея, который мог бы так же поморщиться на ее поведение с Николаем. Он лежит раненый у Ростовых и вообще скоро умрет. Таким образом Марья после смерти отца и ранения брата сама себе хозяйка и может вести себя как ее душе угодно. А Соня? А вот Соня как раз не хозяйка себе и вести себя как угодно с Николаем не может. После описанной выше сцены в 1 томе, где она как:
Цитата:
«кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin»
- после этой сцены она получает жесточайший разнос от кузины Веры. Жестокий настолько, что потом Соня рыдает на сундуке няни в коридоре и Наташа пытается утешить ее:
Цитата:
«– Соня! – сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей причине огорчения кузины. – Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да?
– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?..»
А что случилось после ее раскованного поведения на святки, когда она поцеловалась с Николаем и он снова влюбился в нее. Тоже показательная реакция родных Николая, особенно старой графини, его матери. После поцелуя у амбара Николай заявляет родителям, что хочет жениться на Соне. И здесь происходят жестокие сцены, где старая графиня, желающая женить сына на богатой невесте, обрушивает все свое негодование на воспитанницу:
Цитата:
«…несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью».
Вот таковы были последствия «кокетства» для Марьи, и для Сони. Марья, освободившись от тирана-отца, получила полное право вести себя как угодно. Никто ее не упрекал за особый лучистый взгляд при виде Николая, за новый грудной голос, за особое отношение к нему. А Соня при малейших подобных же проявлениях своей любви к Николаю очень крепко получала по голове, если образно говорить. И от Веры, и особенно от старой графини. Ну и как тут не бросить любое кокетство? Да, она продолжала любить Николая, но стала скрытной в своей любви к нему. Не проявляла ее никак внешне. Так что сравнивать поведение богатой и независимой после смерти отца Марьи с поведением нищей и во всем зависимой Сони, и при этом отдавать предпочтение одной (дескать, умеет пококетничать, когда надо), а другую упрекать в отсутствии кокетства – это величайшая в мире несправедливость. Посмотрела бы я на ту же Марью, если бы отец ее был жив. Да он бы одним взглядом заморозил свою дочь, если бы Николай пришел их навестить при его жизни. Ведь заморозил он ее при сватовстве Анатоля, оскорбив прямо при потенциальном женихе. Да так это сумел сделать, что Марья потом лишний раз глянуть на Анатоля боялась, хоть и влюбилась в него (точнее, в его красоту) с первого взгляда. Отец Марьи ведь не хотел выдавать ее замуж. Поэтому и в случае с Николаем она бы при папаше сидела, словно аршин проглотив, и никаких вообще взглядов и «грудных голосов» не позволила себе. Точно так же, как перестала себе это позволять Соня по мере развития действия романа.
___________________________________
Сделать подарок
Профиль ЛС  

miroslava Цитировать: целиком, блоками, абзацами  
Бриллиантовая ледиНа форуме с: 14.01.2010
Сообщения: 2580
Откуда: Россия
>07 Май 2024 17:37

 » Образ Сони Ростовой в романе Л.Толстого «Война и мир», ч.4

Образ Сони Ростовой в романе Л.Толстого «Война и мир», часть 4

При чтении романа «Война и мир» я заметила, что Лев Толстой очень умело замазывает черной краской образ Сони. Не то, чтобы порицает ее (порицать ее не за что, Соня не совершает плохих поступков в романе в отличие от явно отрицательных героев), но постоянно словно ставит своеобразные «кляксы» на образ этой героини. И самая большая клякса на образе Сони – эпизод с ранеными.
Когда противопоставляют Наташу Соне (предпочитая первую второй), то всегда вспоминают эпизод с ранеными. Наполеон вот-вот захватит Москву, Ростовы уезжают и вывозят свое имущество из дома. Из деревни прибыло много подвод, которые и должны вывезти это имущество. Но рядом с домом Ростовых оказалось много раненых, и старый граф хочет хотя бы часть подвод отдать им, чтобы и их увезти из Москвы от наступающих французских войск. Старая графиня возражает, говорит, что их имущество стоит много денег, а они почти разорены, так что подводы должны быть отданы под вывоз имущества Ростовых. Старый князь в силу слабости характера не может пойти против жены, и тогда именно Наташа пристыдила мать и заставила ее изменить мнение. Подводы отданы раненым, а бо́льшая часть имущества Ростовых брошена на произвол судьбы. Причем Наташа не только пристыжает мать, которая не желала брать раненых, но еще и первой отдает распоряжение слугам оставлять вещи и брать раненых на подводы. А что делает в это время Соня? Вот как описывает это Толстой:
Цитата:
«Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше».
Этот эпизод всегда приводят как пример бескорыстия и благородства Наташи (уговорила родителей бросить имущество, т.е. состояние семьи, все отдала раненым воинам), и одновременно – мелочности, прозаичности Сони, которая демонстрирует (якобы) полное равнодушие к судьбе раненых.
Но ведь Соня не сама по себе занялась тем, что старалась убрать оставляемые вещи и при этом захватить как можно больше. Она это делала «по желанию графини». Не сама по себе вызвалась, а выполняла желание (читай – распоряжение) своей воспитательницы. И самое главное – все критики Сони в этом эпизоде забывают совершенно разное положение двух девушек в семье. Наташа – законная и любимейшая дочь, Соня – всего лишь воспитанница, причем уже давно не очень любимая (по крайней мере с момента, как Николай начал проявлять чувства к Соне, а потом и высказал желание жениться на ней, после этого старая графиня просто возненавидела Соню). Другими словами, Наташа одна из хозяек этих вещей, она законный член семьи Ростовых, которым эти вещи принадлежат. Соне эти вещи не принадлежат, более того – она на положении прислуги-приживалки в этой семье уже давно. Так что все не так просто, как желают представить дело критики Сони и обожатели Наташи, дескать, Наташа проявила широту души, а Соня такая-сякая меркантильная. Для Наташи это – СВОЁ, это вещи её семьи, которыми она тоже может распоряжаться не меньше старого графа или старой графини – хочет везёт с собой, хочет бросит их, а места на подводах отдаст раненым. А вот для Сони это ЧУЖОЕ. Она занимается уборкой и собиранием вещей не потому что ей так хочется, не потому что она такая-сякая меркантильная и в отличие от Наташи считает вещи и имущество важнее раненых, а просто потому что она выполняет распоряжение своей воспитательницы. Та ей просто дала указание, точно также, как и могла приказать это горничной или любой другой прислуге. Горничная-прислуга тоже бы не стала указывать хозяевам, что человеческая жизнь важнее мебели и любых других вещей, как это вполне свободно сказала родная и любимейшая дочь хозяев. Прислуга просто промолчала бы, засунула бы все возражения подальше, даже если бы и имела их, и всей душой сочувствовала раненым, но промолчала бы. И молча пошла бы выполнять распоряжение, данное ей хозяйкой. Потому что если бы она запротестовала и сказала, что будет лучше помочь раненым, а не заниматься вещами и имуществом, ей бы дали такую выволочку! В самом лучшем случае сказали бы, что в её обязанности входит аккуратно складывать хозяйские вещи, а не умничать и не указывать хозяевам, что правильно, а что нет.
Еще одна сцена, где Толстой противопоставляет Наташу Соне, отдавая явное предпочтение Наташе – это знаменитая сцена в Отрадном, когда князь Андрей через открытое окно слышит мечтания Наташи о том, как ей хочется летать. Не буду приводить дословно всю сцену, все ее хоть немного, да помнят. Коротко можно пересказать так. Князь Андрей, оставленный старым графом Ростовым переночевать в Отрадном, слышит через открытое окно, как две девушки поют в комнате наверху. Потом Соня хочет лечь спать, а Наташа садится у окна и начинает восхищаться ночью и мечтать о полете. Она пытается разбудить засыпающую Соню и вместе с ней уже восхищаться ночью. Но Соня совершенно не разделяет поэтического настроя Наташи и говорит с ней недовольным голосом. Вот тут впервые поэтичности и романтичности Наташи противопоставляется трезвость и скучность Сони. Не может оценить прелести ночи, дескать. Спать хочет.
Что я по этому поводу могу сказать. Вы знаете, эта знаменитая сцена всегда меня смешила. Мечтания Наташи о полете вызвали у меня только недоумение и смех. Вот как она мечтает летать:
Цитата:
«Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, - туже, как можно туже – натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!»
Вы знаете, в юности у меня тоже возникало желание летать, как птицы. Но лично у меня желание полета не вызывало при этом стремления подхватить «себя под коленки» и «натужиться». Мне скорее представляется, что человек должен раскинуть руки, как птица крылья и вот так нестись в воздухе – легко, свободно, без всякого напряга и «натуживания» Тем более странна эта поза, когда человек подхватил «себя под коленки» и почему-то вдруг полетел каким-то сжатым, бесформенным комком. В результате «натуживание» с подхватом «себя под коленки» у меня вызывает, пардон, ассоциацию с сидением на стульчаке или просто на корточках где-нибудь на пленэре во время запора. Вот тогда действительно нужно «натуживание» и даже подхватить себя под коленки можно. Поэтому всякий раз, когда я читала эти строки со словами Наташи, что она хотела бы сесть на корточки, подхватить себя под коленки и натужиться, мне всегда хотелось сказать ей: «Наташа, в такой позе сидят на стульчаке или в кустиках в состоянии запора, а вовсе не летают!»
Так что эта сцена, которая, по мысли Толстого, должна меня была убедить в особой романтичности и поэтичности Наташи, убедила разве что совсем в другом. Наташа мне показалась просто смешной со своими мечтаниями. И до сих пор эта сцена и слова Наташи мне не кажутся ничуть романтичными. Полета в такой позе и в состоянии «натуживания» лично я себе не представляю
___________________________________
Сделать подарок
Профиль ЛС  

Кстати... Как анонсировать своё событие?  

>08 Май 2024 22:54

А знаете ли Вы, что...

...Вы можете сказать "спасибо" другому участнику форума на странице благодарностей. Подробнее

Зарегистрироваться на сайте Lady.WebNice.Ru
Возможности зарегистрированных пользователей


Не пропустите:

Участвуйте в литературной игре Фантазия


Нам понравилось:

В теме «Исторические романы и книги по мировой истории и культуре»: АЛЕКСАНДРА МАРИНИНА «ГЕНРИХ IV И ГЕНРИХ V ГЛАЗАМИ ШЕКСПИРА» Прочитала очередную (надеюсь, что последнюю ) книгу-пересказ Марининой.... читать

В блоге автора lor-engris: Любовь и шарики

В журнале «Литературная гостиная "За синей птицей"»: Жемчуг
 
Ответить  На главную » Наше » Фанфики » Помнить тебя или Другая история Сони Ростовой (ИЛР, 18+) [25648] № ... Пред.  1 2 3 ... 14 15 16

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме

Показать сообщения:  
Перейти:  

Мобильная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение