НЕЖЕНКА
(
)
|
|
Прочитав почти все книги Сьюзен Элизабет Филлипс (кроме одной), я по-прежнему считаю, что лучшим ее роман, самым глубоким и трогательным, является именно НЕЖЕНКА.
Героиня этого романа, «неженка» Франческа выписана потрясающе. Это Скарлетт ОХара нового поколения, и она настолько живая, что воспринимаешь как реального человека. Этот образ Филлипс взяла от Вивьен Ли ( в книге это часто подчеркивается), и когда сопоставляешь внешность Ли с Неженкой - получается... то, что нужно.
Сам роман написан настолько прочувствованно, ты не читаешь, ты живешь им. Не то чтобы там много было страданий, не больше чем в других ЛР, но слезы катились из моих глаз непереставая. Я не знаю почему. Может, я так сильно сопереживала взрослеющей неженке, а может роман настолько хорош, что это были слезы восхищения.
Местами роман невероятно смешной - ночью муж чуть не выгнал меня из кровати - я хохотала как конь, над одной из сцен. Местами невыносимо трогательный - я засыпала со слезами на глазах...
Конечно, для любителей сразу на десятой странице прочитать про секс между героями, на двадцатой свадьбу, и, наконец, на тридцатой, последней счастливый финал и рождение двойни-тройни книга покажется ОЧЕНЬ затянутой. Эта история целой жизни, взлетов и падений, пощечин судьбы и достижений.
Мне стиль напомнил Шелдона - он тонко и последовательно, подробно описывает множество героев, а потом как бы соединяет нити в конце.
Здесь еще круче!
Чтобы показать характер героини, автор начинает описывать ее семью, характер матери и бабушки, еще до рождения Неженки.
Описывает сцену зачатия героини...
Ну, и естественно, все ее детство, проведенное в роскоши, в окружении самых сливок общества...
И вот, эта избалованная, капризная, никогда не знавшая ни в чем отказа девушка начинает получать оплеухи от жизни. Одну за другой.
У нее погибает мать. Она разорена. У нее нет ни настоящих друзей, ни близких.
Ей предлагают сняться в кино, но это тоже очередное разочарование, пощечина от реальности, которую раньше Франческа никогда не знала.
А потом Филипс бросает эту Неженку в Техас, без копейки денег, без друзей и всяких перспектив.
"Франческа с трудом двигалась вперед, ей нелегко давался каждый вздох в тисках корсета. Щеки покрылись пылью, тело зудело от пота, и не далее как четверть часа назад грудь, как морской буек на волне, выскочила из выреза платья. Она быстро опустила чемодан и запихнула ее назад, и сейчас одно воспоминание об этом заставило ее содрогнуться. «Если бы только представилась возможность вернуть всего одну вещь в своей жизни, - в сотый раз за последние минуты думала она, - я бы вернула момент, когда решила уйти с плантации Вентуорт в этом платье!»
Кринолин стал похож на соусник: смятый по бокам чемоданом в правой руке и сумкой с косметикой в левой, он выпячивался спереди и сзади, к тому же оба эти предмета, казалось, вырывали руки из суставов. На каждом шагу она морщилась от боли. Ее крошечные туфельки на французских каблучках натерли на ногах волдыри, и при каждом порыве своенравного ветра ей в лицо вместе с волной горячего воздуха летела пыль.
Ей хотелось сесть на обочине дороги и заплакать, но у нее не было уверенности в том, что потом она сможет опять встать."
И вот тут, когда все становится просто ужасным, неженка, наконец, встречает свою судьбу, хотя она очень и очень не скоро поймет это.
И тем более далек в этот момент от мыслей о судьбе Даллас Бодин. Не принц. Мужчина. Со своей историей, болью, проблемами и невыносимым характером.
"- Под этими юбками вы скрываете все тайны конфедератов? - спросил мужчина, показав в улыбке зубы, которые встретишь разве что на страницах журнала.
- Далли, по-моему, северяне отрезали ей язык.
Франческа впервые осознала присутствие второго мужчины, который высунулся из окна задней дверцы. Едва она глянула в это зловещее лицо с угрожающим прищуром глаз, как в ее голове звякнули колокольчики, предупреждая об опасности.
- Либо так и есть, либо она шпионка с севера, - продолжал он. - Никогда не видел женщины южанки, которая молчала бы так долго!
- Дорогая, вы шпионка северян? - спросил мистер Великолепный, блестя своими невероятными зубами. - Что, эти прекрасные зеленые глазки высматривают секреты конфедератов?"
Он не типичный герой ЛР, я бы даже сказала вообще не герой. Далли скорее законченный хам, на которого не действует ни красота, ни кокетство Франчески. Как обидно! Но ведь ТАК история становится еще интереснее
"- Вы всегда это делаете?
- Делаю что? - Ямочки на щеках стали еще глубже.
- Предложение мужчине меньше чем через пять минут после того, как впервые увидели его.
- Предложение? - Не в силах поверить, что правильно поняла сказанное, Франческа негодующе воскликнула:
- Я совершенно определенно не делала вам никаких предложений!
- Дорогуша, если эта улыбка - не предложение, то я и не знаю, что это."
Глава 9 - совершенно бесподобная драка Франчески, с обитателями местного бара. Просто улет! И просто отвратительное поведение Далли, странно, что на такого злобного типа вообще смотрят женщины:
"- Нет! - душераздирающе крикнула Франческа, и Далли бросил ее в самую глубокую часть плавательного бассейна."
***
"Скит подошел к Далли, и мужчины встали на краю бассейна, глядя на Франческу. Наконец Скит заметил:
- Что-то медленно она всплывает.
Далли засунул палец в карман джинсов.
- Похоже, она не умеет плавать. Надо было бы мне сообразить.
Скит повернулся к нему:
- Ты заметил, как занятно она произносит «ублюдок»? У меня так не получится. Редкостное произношение.
- Ага. Не с ее чудным акцентом выговаривать наши добрые американские ругательства.
Франческа барахталась в бассейне, постепенно начиная идти ко дну.
- Ты что, в следующем веке собираешься туда прыгать и спасать ее?"
***
"Не понимая толком, что происходит, она чувствовала, что ее вытягивают из бассейна; последние клочья ее стильной шелковой блузки остались в воде. Но даже почувствовав под собой твердую поверхность бетона, она не хотела отпускать Далли.
Наконец, задыхаясь и хватая воздух, Франческа вымолвила:
- Я никогда тебе не прощу... Я тебя ненавижу...
Она прильнула к нему, прижавшись к его голой груди, закинув руки ему на плечи и обнимая его так крепко, как еще никого в жизни.
- Я ненавижу тебя, - с трудом произнесла она, - не отпускай меня.
- Ну что, встряхнулась немного, Фрэнси?"
И тем труднее понять, за что его Франческа полюбила, но она полюбила его настолько трогательно, что это не может не растопить сердце читателя.
"Может, это и есть то, что называют любовью?" — мечтательно подумалось ей. Ее глаза широко открылись. Она влюблена. Это несомненно. Как же она раньше этого не поняла? Вот почему у нее все было не так, как надо. Вот почему она чувствовала себя такой несчастной. Она влюблена. — Френси, — прошептал он.
— Да?
— Тебе хорошо?
— О да.
Он приподнялся на руке и с улыбкой взглянул на нее:
— Тогда как насчет того, чтобы вернуться в мотель и повторить все на простынях, которые ты там постелила?
На обратном пути Франческа сидела посередине переднего сиденья, прислонившись щекой к его плечу, жевала дольку «Дабблбаббл» и грезила наяву об их будущем."
Но еще труднее понять трогательные отношения Франчески, постепенно переросшее в дружбу и привязанность, с самым страшным в мире котом
:
"На обратном пути в мотель за Франческой увязался одноглазый кот. Животное было грязновато серого цвета, а на костлявой спине виднелись проплешины - следы старых драк. Мордочка с одной стороны была сильно разбита, а глазу не повезло совсем: радужная оболочка завернулась внутрь, и виднелся лишь белок. Отвратительная внешность довершалась отсутствием кончика уха. Девушка предпочла, чтобы кот сопровождал кого-нибудь другого, и поэтому, свернув на автомобильную стоянку, она ускорила шаг. Откровенное уродство кота смущало Франческу. У нее было необъяснимое чувство, что часть этого уродства может перейти на нее, и что о людях судят и по тому, с кем рядом они находятся.
- Пошел прочь! - крикнула Франческа.
Кот бросил на девушку несколько недружелюбный взгляд, но продолжал идти за ней. Франческа вздохнула. Ну а что можно еще ожидать с ее везением в последнее время?"
Финал книги, последняя игра в гольф Бодина, когда он, наконец, стал чемпионом, пробрала. Читала не отрываясь. Бесподобно! А уж как при этом себя вела Франческа ...
Нет слов.
Я не слишком люблю, когда в ЛР мало отводится отношениям героев, а в НЕЖЕНКЕ их ну просто ОЧЕНЬ мало.
Неженку я полюбила за жизнеутверждающую философию, за неожиданные повороты сюжета, и еще, книга дала мне такой ошеломляющий заряд эмоций...
Уххх!
Я просто ежеминутно сопереживала Франческе. И когда она маму потеряла, и когда ее Френси называли (а она этого терпеть не могла), и когда в баре за свою косметику боролась, и когда жуткого кота единственной шоколадкой кормила (ненавидела, но кормила).
Или когда Наоми Танака искала "Дерзкую девчонку". Ведь сначала, я была уверена, что это Франческа, и вот-вот ее беды закончатся. И когда оказывается, что это Холли Грейс... Я почти физически почувствовала эту пощечину жизни. Ужасный, и в то же время гениальный поворот!
Этот роман ЛИТЕРАТУРА с большой буквы, это великолепный, замечательный роман. Это роман не на каждый день, потому что заставляет задуматься, размышлять. Который я буду не раз перечитывать!