|
dizzy | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
14 Май 2011 9:42
Шано писал(а):
Дело в том, что мне приходилось видеть другую картину, посвященную этому же событию, и там мальчик был не такой благополучный и хорошо одетый Эта картина просто была к статье, вот есть и другая: Решающий день на¬стал 14 мая 1796 г.Дженнер пригласил к себе восьмилетнего маль¬чика Джеймса Фиппса, абсолютно здорового, и молодую доярку Сару Нелмес, больную коровьей оспой. Нам почти ничего не известно об этой женщине, хотя слепок её руки с оспенными отметинами до сих пор хранится в одном из английских музеев. (Там же хранится шкура одной из коров, которых Дженнер использовал для прививки коровьей оспы позднее.) Пригласил Дженнер в качестве зрителей и всех любопытствующих соседей. Дженнер обмакнул медицинский ланцет в гной¬ничок на руке Сары и сделал этим же ланцетом два крошечных надреза на плече Джеймса. Через несколько дней, после обычного при коровьей оспе лёгкого недомогания, мальчик был совер¬шенно здоров. Извините, если повторилась _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
dizzy | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
14 Май 2011 10:12
Шано писал(а):
Все мне надо опошлить, натура у меня такая вредная Да нет, все нормально, про опыты и детей все верно, ведь и второй раз этому же мальчику Дженнер поставил прививку,опыт был совсем опасный. Но медицина наука жесткая, методом проб, опытов (конечно над животными), но и на людях- добровольцах. Все не так просто, ты правильно сказала. Но ведь в науке простых путей и не бывает и жертвы неизбежны. это печально _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
Шано | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
14 Май 2011 10:18
Мне вот кажется, пацанчик вряд ли был добровольцем. Оспа по тем временам считалась сравни чуме. Хотя если пообещали хорошо заплатить... |
|||
Сделать подарок |
|
dizzy | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
14 Май 2011 10:23
Шано писал(а):
Хотя если пообещали хорошо заплатить... Мы конечно не узнаем, но предположение такое может быть, договор с родителями, если таковые были. _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
miroslava | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
14 Май 2011 11:07
Дженнер, конечно же поступил жестоко по меркам нашего времени: был ли договор с родителями, не был, заплачено-не заплачено, но сейчас бы он точно сел в тюрьму. А в рамках своего времени он поступил вполне этично: дети из бедных семей действительно могли использоваться как "расходный материал". Ему бы стоило сначала провести эксперимент на себе, так поступали многие врачи-экспериментаторы. Вот только несколько примеров.
В 1802 г. доктор А.Уайт умер в Египте, после того, как в целях эксперимента заразил себя бубонной чумой. Так же умер в начале 20 в. доктор Джесс Лессар, давший укусить себя комару-носителю желтой лихорадки (чтобы доказать, что именно эти маленькие твари, а не вода-воздух, как думали раньше, являются разносчиками данной болезни). В середине 19 века врач Эммерих Ульман дал провести на себе эксперимент с прививкой от бешенства, которую разработал великий Луи Пастер - и выжил. В 1916 году врач Джозеф Гольдберг на себе провел эксперимент с целью выяснения: каким заболеванием является пеллагра - инфекционным или авитаминозом. В 1944 г. врач Роджер Смит на себе испытывал свойства яда кураре. В 1933 г. врач Жак Понто тоже на себе испытал действие разработанной им сыворотки от укуса гадюки. Врачи Фридрих Сертюр (начало 19 века), Паоло Мантегацца (середина 19 века), Август Бир на себе проверяли действие анастезирующих препаратов, чтобы определять оптимальную дозу. Врач Карл Шееле погиб, испытывая не себе действие яда синильной кислоты. Врач Вернер Форсман в 1828 году проверил на себе разработанный им хирургический метот катетеризации сердца. Проводилось немало опытов по заражению себя паразитами в разных странах. Специально заражали себя бычьим цепнем врачи русские ученые Ж. Штром в 1930-х годах и Ф. Талызин в конце 1940-х. Известны случаи, когда врачи сознательно заражали себя тифом, лейшманиозом, туляремией, гонореей, сифилисом и многими другими болезнями. Есть место подобным подвигам (не могу иначе это назвать) и сейчас. Например, австралийские ученые Робин Уоррен и Барри Маршалл открыли на слизистой оболочке человеческого желудка бактерию Helicobacter pylori. Они выдвинули предположение, что именно она, а не стресс или острая пища, становится основной причиной гастрита и язвы желудка. Для подтверждения этого Барри Маршал выпил содержимое чашки Петри с культурой этих бактерий, из-за чего у него развился гастрит. В 2005 году Уоррен и Маршалл за свои работы по Helicobacter pylori получили Нобелевскую премию. И вполне заслуженно! Надо сказать, что прививка Дженнера вызвала большое сопротивление со стороны церковных и реакционных кругов Европы того времени. Она действительно, не всегда была безопасна, но все же спасла многие тысячи людей. А в заключение приведу карикатуру, которую я нашла: противники прививки в ней "показывали", что якобы после нее у привитых людей... вырастают коровьи рога Шано писал(а): Да, все так. Но надо сказать, что в 19 веке все же не удалось поставить достаточно прочные заслоны для эксплуатации детского труда. Он был широко распространен даже в начале 20 века. Я нашла несколько совершенно потрясших меня фотографий, которые изображают детей, работающих на станках или шахтеров. А сделаны они были в 1908-1912 годах в США.
С тех пор, как в Англии начали распространяться машины, начала шириться безработица среди взрослых, потому что детский труд был куда выгоднее. Родители не могли найти работу и были вынуждены отправлять на фабрики своих детей. Причем ограничение детского рабочего дня 10 часами было принято только после многочисленных рабочих выступлений в 1840х годах, если не ошибаюсь. ___________________________________ --- Вес рисунков в подписи 298Кб. Показать --- |
|||
Сделать подарок |
|
Шано | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
14 Май 2011 11:36
miroslava писал(а):
Ему бы стоило сначала провести эксперимент на себе, так поступали многие врачи-экспериментаторы. Вот только несколько примеров. Была книга, посвященная опытам врачей на себе, автор Гуго Глязер, "Драматическая медицина" |
|||
Сделать подарок |
|
dizzy | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
18 Май 2011 5:41
» День в истории. 18 мая.Дата в календаре. 18 мая.18 мая 1753 г. - Указом русской императрицы Елизаветы учреждён Дворянский заемный банк – первый в России государственный банк Начало развития банковского дела в России можно отнести к первой половине 18 века. Первые попытки упорядочить и организовать кредитные учреждения исходили от императорской власти, которая и явилась покровителем развития финансового дела в России. В царствование Анны Иоанновны, когда уже существовала большая потребность в кредитах, в России была создана «Монетная контора», которая выдавала ссуды под обеспечение золота и серебра с «взысканием» 8%. Это стало первым шагом к развитию банков и других кредитных учреждений. Дальнейшее развитие банковского дела наблюдается при Елизавете Петровне, которая, вступая на престол, провозгласила себя продолжательницей дела своего великого отца – Петра I. Следование «петровским началам» обусловило, в частности, интерес императрицы к экономическим вопросам, развитию промышленности и торговли. Поощряя дворянское предпринимательство, Елизавета повелела своим Указом от 18 мая 1753 года учредить Дворянский заемный банк в Петербурге с отделением в Москве, чтобы выдавать ссуды помещикам под залог земли. Это был первый в России государственный банк. Материальное благополучие дворянства составляло вообще важный объект для непосредственных забот правительства. Поэтому заемный банк обеспечивал дворянам дешевый кредит (за 6% в год) в довольно крупных суммах (до 10000 рублей, что тогда было очень значительной суммой) под залог движимого и недвижимого имущества. А с 1766 года заемный банк стал выдавать ссуду и крестьянам в размере 20 рублей на душу под 6% годовых. В последующие годы банковское дело в России активно развивалось, создавались новые банки. Омар Хайям Гийяс Оддин Абольфатх Омар ибн Ибрагим Хайям Нишапури - родился 18 мая 1048 года в Нишапуре — умер 4 декабря 1131, великий персидский поэт, астроном, философ, математик. Ко вкладу Хайяма в алгебру относится новый способ решения квадратных и кубических уравнений. Автор особого поэтического стиля рубаи. В Иране Омар Хайям так же известен созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века. Уроженец города Нишапура в Хорасане (ныне Северный Иран), омар был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией. Десятилетним Омар изучал арабский язык, а через два года стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара, и он решил продолжить образование. Хайям занимался у известного деятеля мусульманской культуры Сабита ибн Курры. Известно, что еще во время пребывания в Нишапуре он изучил труды греческих математиков и прочитал перевод знаменитых «Начал» Евклида. Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова: "Мы были свидетелями гибели ученых, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид ученых, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек." В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям поступает вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей ученостью, что его сразу же сделали наставником. Как и другие крупные ученые того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что ученый прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике. С группой учёных разработал солнечный календарь — намного точнее Григорианского. _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
Vlada | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
20 Май 2011 20:51
Дамы, с повышениями!
Еще несколько интересных ссылок на индейскую тему. я уже писала, что люблю историю быта всех народов, поэтому немного об индейском рукоделии http://www.hnh.ru/culture/2010-12-19-2 Вышивка бисером индейцев Кроу http://indiansbelgorod.0pk.ru/viewtopic.php?id=60 форум индейцев Белгородчины (!!!!) индейское рукоделие _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
Шано | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
21 Май 2011 8:01
К вопросу о рукоделии. Обращаю внимание, что по первой ссылке в подписях к картинкам стоит название "скальповая рубаха". Вот эти лохмы, что свисают из-под погончиков - это скальпы и есть. Убил врага, снял скальп, вшил в рубашку - ходишь и все тебя уважают. Правда, у меня нет уверенности, что вот на этих рубахах действительно человеческие волосы. |
|||
Сделать подарок |
|
miroslava | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
26 Май 2011 17:53
Vlada, спасибо за интересную ссылку! Шано писал(а): Ой, я просто Вот эти лохмы, что свисают из-под погончиков - это скальпы и есть. ___________________________________ --- Вес рисунков в подписи 298Кб. Показать --- |
|||
Сделать подарок |
|
Бася | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
30 Май 2011 14:46
Я, конечно, не большой специалист по материальной культуре и быту индейцев Северной Америки, но на рубахах у них пожалуй лишь пряди волос со скальпа (хм, без кожи, то бишь), а то как-то не эстетично носить трофеи на себе целиком _________________ В жизни полно удовольствий, просто надо уметь расслабляться |
|||
Сделать подарок |
|
Шано | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
30 Май 2011 16:37
Возможно, от добытого скальпа на рубаху идет только часть, но на мой взгляд, с кожей скальпы в рубаху вшивать удобнее, чем без кожи. И хорошо выделанная человеческая кожа вряд ли сильно отличается от оленьей по эстетическим качествам. |
|||
Сделать подарок |
|
dizzy | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
31 Май 2011 12:41
Девушки, в преддверии Дня защиты детей, может немного отхожу от истории, но показалось интересным
Оказывается, день детей отмечают во многих странах и везде по-разному. Наиболее забавен День детей в Панаме: 1 ноября дети могут почувствовать себя взрослыми - например, войти в состав правительства страны или же стать учителем в своей родной школе. В Бразилии день детей отмечают 12 октября - в один день с праздником Явления Богородицы. В Японии отмечают день мальчиков. Называется этот праздник «Танго-но сэкку» (День первого дня лошади) и отмечается 5 мая. Кстати, в Южной Корее день детей тоже празднуют 5 мая. В Мексике тоже есть праздник детей - его отмечают 30апреля, в этот день в ресторанах и коммерческих центрах детям дарят сладости. А самый известный день детей, тот, что международный, как известно, отмечают 1 июня. Но всё ли мы знаем про этот праздник? А ведь это, пожалуй, один из самых старых международных праздников. Его придумали в Женеве, на Всемирной конференции, посвященной вопросам благополучия детей, и было это в 1925 году. Почему была выбрана именно эта дата, история умалчивает. Вероятно, лето ассоциируется с началом жизни, потому и 1июня. А может, дело в том, что в этом году Генеральный консул Китая в Сан-Франциско впервые устроил праздник Дуань-у цзе (Фестиваль лодок-драконов) для бедных китайских детей-сирот, живущих в США. Случилось это именно первого июня. Пример китайского консула настолько вдохновил европейцев, что они создали подобный праздник. Международный день детей быстро стал популярен как в социалистических странах, так и во всем мире. И поныне Международный день детей совпадает с началом школьных каникул и сопровождается гуляньями, акциями, дискуссиями, а также всевозможными фестивалями. Кстати, у этого праздника есть и свой флаг: знак Земли на зеленом фоне, вокруг которого расположены красная, синяя, желтая, белая и черная фигурки детей. Это-символ единства и толерантности одновременно. А в 1954 году по инициативе ООН появился ещё и Всемирный день детей. Это день мирового братства и взаимопонимания детей всего мира. Отмечается этот праздник 20 ноября - в этот день ООН приняла декларацию о правах ребенка, а позднее - конвенцию о том же. И это не просто праздник - ведь ООН ведет серьёзную работу, направленную на улучшение условий жизни и здоровья детей во всем мире. Детский фонд ООН известен во всем мире тем, что начинает работу с детьми еще до их рождения, помогая беременным женщинам с достойным медицинским наблюдением и решением семейных проблем. Также детский фонд ООН ведет серьезную работу с детьми, чьи родители умерли от тяжелых заболеваний и с больными детьми. Для ООН это не праздник, а работа и этим все сказано. _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
miroslava | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
31 Май 2011 17:07
» «Унесенные ветром» с точки зрения истории«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл с точки зрения историиКогда в 1776 г. бывшие английские колонии в Северной Америке завоевали независимость и основали государство США, то в своей Декларации независимости они объявили на весь мир, что «все люди сотворены равными». Но в то же время они чрезвычайно практично решили, что требование равенства не распространяется на негров. Те уже давно еще с 17 века были дешевой, легкодоступной и очень практичной рабочей силой на плантациях Юга – сначала там выращивались в основном рис и табак, но уже с конца 18 века наибольшую прибыль начал приносить хлопок и хлопковые плантации, на которых совершенно бесплатно работали чернокожие рабы из Африки приносили поистине огромные прибыли своим владельцам. До поры до времени это обстоятельство не смущало никого и на Севере США. Южные плантаторы платили налоги, покупали товары с Севера и так или иначе делились своими огромными доходами с населением Севера. Более того, южане имели стабильное большинство в конгрессе, занимали ключевые посты в армии и преобладание южан-рабовладельцев до середины 19 века в политики и экономике США было незыблемым. Но уже в 30-40-х годах 19 века стало ясно, что рабство на Юге является серьезным тормозом развития прежде всего Севера, а вместе с ним и всех Соединенных Штатов Америки. На Севере начал развиваться семимильными шагами капитализм: росла промышленность, сельское хозяйство развивалось по капиталистическому пути – возникали и усиливались фермерские хозяйства с наемным, а не рабским трудом. В это время началась эпоха освоения так называемого «Дикого Запада». Из Европы в США накатывали все новые и новые волны переселенцев, которые хотели найти свое счастье в Америке. Коренное индейское население истреблялось и вытеснялось, а на отобранных у индейцев землях селились поселенцы, заводили там свои фермерские хозяйства и все чаще и чаще их интересы сталкивались с интересами южных рабовладельцев. Те тоже были не против приобретения новых земель: ведение хозяйства по рабовладельческому типу было малоэффективным, держалось лишь на бесплатной рабочей силе рабов и приводило к быстрому истощению земель. Но вновь образующиеся на западных территориях штаты практически всегда принимали законы, по которым рабовладение на территории штата запрещалось и таким образом «вход» для южан-рабовладельцев перекрывался. Усиливалось и моральное осуждение рабства. Возникло и стало чрезвычайно мощным движение противников рабства – аболиционистов. В 1854 году возникла республиканская партия, в рядах которой преобладали сторонники аболиционистов. После победы в 1860 году на президентских выборах республиканца Авраама Линкольна рабовладельцам стало ясно, что отмена рабства будет не за горами – отрицательный взгляд Линкольна на рабство не был секретом ни для кого. В ответ 11 южных штатов один за другим объявили о выходе из состава США и образовании нового государства – Конфедерации, власти которой на весь свет объявили о «вечности» и «законности» рабства. В стране вспыхнула Гражданская война, результат которой был предопределен. Более мощный и развитый в промышленном отношении Север с его огромными людскими ресурсами (не только из числа тех, кто давно укоренился в Америке, но и из европейских иммигрантов) одержал победу над отсталым аграрным рабовладельческим Югом. В апреле 1865 года война закончилась, но еще 12 лет занял процесс возвращение южных штатов с состав Союза – этот период получил название Реконструкции Юга. Рабство было отменено и хотя сохранилось очень много его пережитков, самый главный шаг в искоренении рабовладения был сделан. Это время – Гражданская война и Реконструкция и составляют историческую основу книги Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Писательница родилась 9 ноября 1900 года в Атланте, где прожила практически всю свою жизнь. Ее отец был преуспевающим юристом, а мать была хорошо образованной женщиной, ставшей в свое время одной из основательниц суфражистского движения в штате Джорджия. Впоследствии Маргарет Митчелл вспоминала, что с детства жила в атмосфере постоянных разговоров о гражданской войне. Со времени ее окончания прошло 50 лет и многие очевидцы событий того времени были еще живы. Очень много о войне рассказывала ей бабушка Энни Фитджеральд, которая жила в своем родовом поместье, ставшем прообразом знаменитой Тары. Многие события ее жизни в годы Гражданской войны напоминают историю Скарлетт: она также жила в поместье с двумя сестрами, так же вынуждена была бежать от наступающих войск северян. Слугой в семье Маргарет Митчелл был ветеран-конфедерат, который сопровождал девочку на конных прогулках и много рассказывал ей о войне и героизме южан. «Я на этом выросла – вспоминала она. – И мне казалось, что все это было только что, за несколько лет до моего рождения». Девочка, выросшая в самом сердце Юга, безоговорочно была на стороне южан. Когда в возрасте 10 лет она узнала, что Юг проиграл войну, а главнокомандующий войсками южан генерал Ли, обожаемый и боготворимый на всех перекрестках Атланты, сдался главнокомандующему северян генералу Гранту, она была потрясена и не могла в это поверить! Еще большее потрясение вызвал такой случай. Однажды она оказалась свидетельницей ожесточенного спора двух ветеранов той войны. Оба спорщика были кавалеристами, но один сражался в кавалерии Стюарта, а другой был подчинен Уилеру – и оба выясняли, чей командир был лучше. Сторонник Стюарта буквально кричал: «Да каждому известно, что парни из отряда Уилера воровали у населения цыплят почище, чем ребята Шермана!» Страшнее же имени Шермана для южан не было ничего. Этот генерал Севера совершил знаменитый «рейд к морю»: прошелся по штату Джорджии, а потом и по другим штатам, и сумел буквально «разрезать» территорию Конфедерации надвое. Этот рейд сопровождался разгромом отрядов армии южан, реквизициями у населения продовольствия и скота, разорением рабовладельческих плантаций. До сих пор для большинства южан имя Шермана означает не великого полководца, а грабителя и убийцу. Для маленькой Маргарет подобные откровения стали ударом: до сих пор она все в событиях Гражданской войны делила лишь на белое и черное. Все солдаты-северяне были бандитами, грабителями и убийцами, а южане – благородными рыцарями и гуманистами. Маленькая девочка, конечно же, не смогла тогда проанализировать полученную ею информацию, но видимо, что-то отложилось в ее подсознании. Маргарет Митчелл навсегда останется сторонницей Юга в оценке событий гражданской войны, но этот случай из детства показал ей, что не все в событиях тех времен было так однозначно, как представляло ей ее окружение, целиком и полностью сочувствовавшее Югу. С их точки зрения все было просто: благородный и исполненный высоких душевных порывов, стремящийся к независимости Юг был раздавлен бесчестным, меркантильным, аморальным Севером. Но в гражданских войнах, как правило, благородство не бывает принадлежностью ни одной стороны, а вот зла и крови с обеих сторон льется предостаточно. Не стала исключением и Гражданская война в США – она сопровождалась чудовищной жестокостью с обеих сторон. В 18 лет Маргарет Митчелл уехала учиться в один из колледжей Массачусетса, но уже через год вернулась обратно в Атланту. А еще через год, катаясь на лошади, она упала и повредила ногу. Это была уже вторая травма ноги – первую она получила в детстве. Для излечения врачи заставили ее ходить в ортопедической обуви. Но Маргарет не унывала и ходила в этих нелепых ботинках даже на танцы, надеясь, что так нога заживет быстрее. И вот в августе 1921 года на выпускном балу-маскараде университета штата Джорджия она встречает молодого красавца, бывшего предметом воздыханий многих девушек. Надменный и красивый Беррье Апшоу поразил и воображение Маргарет. Близкие друзья звали его просто Редом (Имя – Ред, сам молодой человек – красивый, мужественный, загадочный: это вам никого не напоминает?!) Красавец Ред вначале снисходительно отнесся к нелепой коротышке, которая забавно ковыляла, да еще и пыталась танцевать, выделывая замысловатые танцевальные па. Они действительно смотрелись смешно – разница в росте составляла 40 см. Маргарет даже в ботинках с высокой подошвой едва достигала роста 150 см. Однако Маргарет держалась совершенно спокойно и свободно, не обращала внимание на насмешки подруг и Ред был впечатлен ее самообладанием и мужеством. Их отношения становились все ближе и 2 сентября 1922 года они поженились. Многие черты характера Реда Апшоу, да и некоторые эпизоды его жизни впоследствии Маргарет Митчелл воплотила в чертах главного героя своего романа – Ретта Батлера. Цинизм, расчетливость, властность – все это в достаточной степени присутствовало и в характере Реда. Во время сближения Реда с Маргарет он познакомил ее со своим приятелем-студентом Джоном Маршем, с которым они на пару снимали комнату в Атланте. Джон сразу же влюбился в симпатичную, несмотря на травму ноги девушку, но видя, что она предпочитает ему Реда, скромно держался в стороне, а после свадьбы поддерживал искренние дружеские отношения с обеими – Редом и Маргарет. Но семейная жизнь молодых супругов не сложилась. Ред очень много пил, но то, что кажется многим наивным девушкам символом мужественности до замужества, оказалось не слишком привлекательным после свадьбы. Маргарет пыталась уговорить мужа бросить пить, но реакция была вполне банальной для таких ситуаций: Ред просто-напросто в ответ на упреки избивал молодую жену. Через три месяца такого «семейного счастья» Маргарет принимает решение развестись. Ред возражал и даже до такой степени избил Маргарет, что ей две недели пришлось провести в больнице. Но ее решение было непреклонным и в этом ее поддержал Джон Марш, который приехал по ее просьбе из Вашингтона и даже подарил ей пистолет, чтобы было в будущем чем защититься от агрессивного Реда. Через год после подачи заявления суд развел Маргарет и Реда. К тому времени Маргарет Митчелл была уже довольно известным в Атланте репортером. Ее карьера шла в гору, а в 1925 году она вышла замуж за Джона Марша. Жизнь начала устраиваться, но… В ноябре 1926 года Маргарет попадает в автокатастрофу, в которой практически не пострадала, однако в третий раз вывихнула свою многострадальную ногу. Опять пришлось лечиться, на сей раз – соблюдая постельный режим. О репортерской работе, требующей беготни и спешки, не могло быть и речи. К счастью, Джон хорошо зарабатывал своей юридической практикой, так что вопрос денег не стоял. Но активной и энергичной молодой женщине было трудно смириться с бездельем и по совету мужа она начала писать вместо репортерских очерков большой роман. Ни Джон, ни сама Маргарет не рассчитывали на то, что роман-«самодел» будет когда-то напечатан – он рассматривался лишь как средство от скуки. Но опять вмешался Его величество Случай. В 1935 году судьба свела Маргарет с крупным издателем Лэтемом, который объезжал города Юга в поисках новых писательских имен. Одна из знакомых Маргарет рассказала о ее романе издателю и познакомила их. Вначале Маргарет стеснялась и отговаривалась тем, что роман еще переделывается, но потом согласилась отдать его на прочтение. Лэтем, сам того не ожидая от «дамского рукоделия», оказался буквально захвачен романом и уговорил Маргарет срочно подписать договор на публикацию романа. Первые экземпляры появились в продаже 30 июня 1936 года. Маргарет считала за счастье, если будут проданы хотя бы 5 тысяч экземпляров: тогда издательство смогло бы окупить свои расходы. Но уже в первый день было продано в 10 раз больше, за ближайшие три недели эта цифра увеличилась до 176 тысяч, а за полгода – до миллиона! И читатели, и критики единодушно хвалили роман, Маргарет Митчелл ставили в один ряд с величайшими современными писателями. В мае 1937 года роман получил Пулитцеровскую премию. Еще до начала издания романа известный голливудский режиссер Дэвид Селзник купил у издательства права на экранизацию романа. Фильм был сделан на одном дыхании, день его премьеры (15 декабря 1939 г.) стал чем-то вроде национального праздника в Атланте и на всем Юге. В начале 1940 года «Унесенные ветром» получили в общей сложности 10 (!) Оскаров, триумфально прошли по киноэкранам многих стран и своим успехом еще больше увеличили успех книги. Маргарет Митчелл, не ожидавшая ничего подобного, была в буквальном смысле слова потрясена успехом своей книги. Все последующие годы жизни ей пришлось просто отбиваться от многочисленных поклонников, которые спрашивали, а что же будет с ее героями дальше, сумеет ли Скарлетт вернуть назад Ретта. Маргарет всегда отвечала: не знаю. С ее точки зрения жизнь ее героев была прожита, книга дописана и продолжения она писать не собиралась. А 11 августа 1949 года пьяный водитель такси в Атланте сбил немолодую женщину. Ее пожилой спутник, упав на колени, кричал в отчаянии: «Пегги! Пегги!». Это был Джон Марш, муж Маргарет Митчелл, которая лежала на мостовой без сознания. Ее увезли в больницу, но помочь уже не могли. Через пять дней, 16 августа 1949 года Маргарет Митчелл умерла. В чем же секрет успеха и притягательности книги, написанной этой женщиной? Многие «великие» произведения имели одномоментный успех и долгие годы полного забвения – лишь профессиональные литературоведы знают названия этих книг и имена их авторов. Но «Унесенные ветром» живут и читаются до сих пор. Маргарет Митчелл сумела очень точно задеть какие-то важные струны в человеческих душах – и не только в Америке, но и по всему миру. Митчелл в своем романе очень органично сочетала факты американской истории с вымышленными героями и ситуациями. Она досконально изучала документы того времени, и самое главное – основывалась на свидетельствах участников тех событий, с которыми она встречалась и разговаривала в детстве и юности. Но ее позиция в описании событий того времени отличается удивительной многосторонностью: если разобраться подробно с текстом романа, то становится ясно, что писательницу никак нельзя причислить к тем, кто идеализировал и превозносил позицию проигравшего Юга в Гражданской войне. То, что Митчелл описывает южан сочувственно – вполне понятно. Ведь она выросла и прожила всю свою жизнь на Юге, где до сих пор пышно отмечают годовщины побед рабовладельческих армий, почитают память ведущих генералов-южан. Но война самым наглядным образом показала несостоятельность позиций южан и того общества, за которое они дрались. Отрицать это писательница не смогла. И вот второй главный герой романа Ретт Батлер олицетворяет собой цинично-деловой Север и его позицию в этой войне и в последующем периоде Реконструкции. Хотя сам Батлер родился на Юге, он воспринял идеологию и мировоззрение Севера, в котором в те годы бурная, неуемная энергия соседствовала с цинизмом, жаждой наживы, готовностью идти к своей цели по трупам не только врагов, но и всех, кто случайно окажется на пути. В начале романа Скарлетт и Ретт – это как две Америки, Юг и Север в том виде, в каком они сошлись на полях сражений весной 1861 г.Митчелл демонстрирует удивительное мастерство и глубокое понимание исторического подтекста событий, когда в начале романа рисует целую серию сцен, в которых безудержный оптимизм и бахвальство общества, окружавшего Скарлетт, наталкиваются на стену холодной уверенности Ретта в бесперспективности «южного дела». «Янки слишком боятся нас, чтобы решиться с нами воевать». – безаппеляционно заявляет Скарлетт. «Мы разобьем их за один месяц», «Один южанин стоит двадцати янки», «Мы так накормим их войной – будут сыта по горло» - так вторят ей состоятельные плантаторы-рабовладельцы. В этом ура-патриотическом хоре тонет возглас полуглухого старика: «Не нужна нам эта война. Я-то воевал и знаю… Это ходить не жравши, спать на сырой земле и болеть лихорадкой и воспалением легких. А не лихорадкой, так поносом». И тут спокойно и цинично «патриотам» дает отповедь только что возникший на страницах романа Ретт Батлер, побывавший на Севере и воспринявший тамошнее мировоззрение и взгляды на жизнь: « Я видел многое, чего никто из вас не видел. Я видел тысячи иммигрантов, готовых за кусок хлеба и несколько долларов сражаться на стороне янки, я видел заводы, фабрики, верфи, рудники и угольные копи – все то, чего у нас нет. А у нас есть только хлопок, рабы и спесь. Это не мы их, а они нас разобьют в один месяц.» Но слова Ретта не вызывают ничего, кроме озлобления. Юг рвется в бой, он «охвачен возбуждением, пьян войной. Все считали, что первый же бой положит конец войне… Поезда солдатами ежедневно шли через Джонсборо на север… И все были недообучены, недовооружены, и все возбужденно, весело кричали и шумели, словно направляясь на пикник». Однако война оказалась совсем не пикником. В романе Митчелл содержится тонкий анализ причин поражения Юга. Если в уста Ретта она вкладывает циничное, насмешливое обличение Юга, то другому герою романа – Эшли Уилксу, в которого романтично влюблена Скарлетт, Митчел отдает свои собственные взгляды на свою родину и на то, что произошло с ней в годы гражданской войны. Скарлетт, тайно читающая письмо Эшли к его жене Мелани, с изумлением обнаруживает там следующие слова: «Война – грязное занятие, а мне грязь претит… Нас предало наше собственное самомнение, наша уверенность, что любой южанин стоит дюжины янки, что Король Хлопок может править миром. Нас предали громкие слова и предрассудки, призывы к ненависти и демагогические фразы… Я сражаюсь за прошлое, за былой уклад жизни, который я так люблю и который, боюсь, утрачен навеки, какие бы кости ни выпали нам в этой игре, потому что – победим мы или потерпим поражение – и в том, и в другом случае мы проиграли… Нам следовало бы прислушиваться к таким циникам как Батлер, которые знают, что говорят, а не к восторженным болтунам, которые только говорят, а дела не знают». А в описании периода Реконструкции Юга, наступившего после гражданской войны, писательница с удивительной тонкостью и изяществом сумела показать то, чего не смогли показать ведущие историки – современники Маргарет Митчелл. Она показала, что несмотря на все внешние противоречия между Севером и Югом, их позиции были не так уж далеки друг от друга. Они, образно говоря, были чем-то вроде сообщающихся сосудов, и результатом гражданской войны явилось не низвержение Юга, а, скорее, альянс победителей и побежденных. Мы видим это на примере развития отношений Ретта и Скарлетт. Еще до того, как властный, уверенный в себе Ретт без видимых усилий подчиняет себе (и своей жизненной позиции) Скарлетт, она сама становится другой. Вот в Атланте устраивается пышный вечер – это и бал, и благотворительный базар в пользу армии Конфедерации. И Скарлетт, глядя на многолюдное сборище пышно разодетых дам и джентльменов, вдруг ощущает, что она уже может вместе с ними кричать о «правом деле» Юга. «Она неожиданно поняла, что не испытывает ни той гордости, которой полны эти женщины, ни их готовности пожертвовать всем ради Правого Дела». Скарлетт начинает меняться, так же как начинает меняться весь Юг, все больше разуверивавшийся в своем «правом деле». В те минуты Скралетт «уже знала, что это их пресловутое Правое дело – для нее пустой звук… Она не позволит делать из себя идиотку, готовую пожертвовать всем ради пресловутого Дела, но она и не настолько глупа, чтобы выставлять напоказ свои истинные чувства. У нее хватит смекалки на то, чтобы действовать сообразно обстоятельствам, и никто никогда не узнает, что у нее на душе». Душа Юга, воплотившаяся в образе Скарлетт, не желает воевать, но не из простого стремления к миру. Просто –уже поселилось сомнение в победе. И когда Ретт, воплощающий идеологию Севера, начинает сближаться со Скарлетт, то все эти потаенные чувства, которые Скарлетт обнаружила в себе, обращаются в устах Ретта в четкие формулировки, чтобы потом обрести плоть и кровь в поступках Скарлетт, становящейся вслед за Реттом цинично-безудержной в погоне за наживой. Ретт рассказывает Скарлетт, что занимается контрабандой, а она по инерции думает, что он делает это во имя того же «правого дела». Нет, отвечает он, «я делаю на этом деньги… янки помогают мне делать деньги». Как, возмущается Скарлетт! Не может быть! Янки – враги Юга и Правого Дела! И Ретт отвечает с улыбкой: «Это не будет иметь никакого значения в веках. Все сведется к одному концу. Янки знают, что Конфедерация рано или поздно будет стерта с лица земли, так почему бы им пока что не заработать себе на хлеб?» В описании отношений и столкновений Скарлетт и Рета Маргарет Митчелл четко уловила общую динамику, тенденцию развития США во второй половине 19 века. Вперед! Вперед! Еще быстрее! Кто не выдерживает темпа – прочь с дороги, в бесправие, в нищету, в небытие! Всех, кто не сумел принять новых правил игры, ожидает участь «унесенных ветром» листьев и никто не будет жалеть их! Когда в романе описываются послевоенные годы, Скарлетт описывается как достойная ученица Ретта Батлера, сумевшая приспособиться к новым условиям. Выйдя замуж по расчету за Фрэнка Кеннеди, на его деньги она покупает лесопилку и подобно Ретту, подобно янки, совсем недавно бывших врагами, начинает яростную погоню за деньгами, которая всегда осуждалась как неподобающая для аристократически-утонченной леди Юга. В погоне за деньгами «Скарлетт становилась холодно-деловой и готова была продавать дешевле своих конкурентов, в убыток себе, лишь бы заполучить еще одного покупателя. Она могла продать низкосортную древесину по цене первосортной, если считала, что это сойдет ей с рук, и без зазрения совести шла на подлости по отношению к другим торговцам». Скарлетт оказалась достойной ученицей Ретта, всей жизни, которая кружилась вокруг нее и в центре которой она желала остаться во что бы то ни стало. Это Ретт сказал ей: «На крушении цивилизации можно заработать ничуть не меньше денег, чем на создании ее» - и наглядно доказал это собственным опытом. Это он сказал доктору Миду – апологету «Правого Дела» Юга, не желавшему признать, что его время уже ушло: «Войны всегда священны для тех, кому приходится их вести. Если бы те, кто разжигает войны, не объявляли их священными, какой дурак пошел бы воевать? Но какие бы лозунги не выкрикивали ораторы, сгоняя дураков на бойню, какие бы благородные ни ставили перед ними цели, причина войн всегда одна. Деньги. Все войны, в сущности – драка из-за денег». Это Ретт поучал Скарлетт, сжимая ее в объятиях: «Мы оба отступники, моя дорогая, и низкие себялюбцы. Плевать мы хотели на все на свете – лишь бы нам самим было хорошо, а там пропади все пропадом». И Скарлетт, подобно многим ее современникам, не могла, да и не хотела этому противиться. Время Реконструкции в истории США занимает, пожалуй, такое же место, как в истории России 90-е годы 20 века: безудержное рвачество, погоня за деньгами и прибылью охватили все слои общества. Самые высокопоставленные представители тогдашнего административного аппарата то и дело погрязали в самых разнообразных нечистоплотных аферах. Скарлетт, воспринявшая уроки Ретта, оказалась одной из многих. «Мозг ее работал как часы. Холодный расчет сам собой подсказывал выход… Какое-то удивительное чувство легкости и свободы овладело Скарлетт теперь, когда она закрыла свое сердце всему, что привязывало ее к тем былом дням и той былой Скарлетт. Она приняла решение и, слава Богу, нисколечко не боится. Ей нечего терять, она все обдумала». Ретт же вполне удачно играет роль «проводника» Скарлетт к «новой» жизни и, если в ней вдруг случайно всколыхнутся былые романтические мечты, вроде любви к Эшли, быстро возвращает ее обратно новой порцией циничных изречений: «Я, конечно, знаю, - говорит он ей, - что практицизм в вас всегда победит, и все же не выпускаю вас из виду: в вдруг лучшая сторона вашей натуры одержит верх». И Скарлетт довольно легко отказывается от этой «лучшей стороны». «Я обнаружила, - отвечает она Ретту, -что деньги – самое важное на свете, и Бог мне свидетель: я не желаю больше жить без них… И рано или поздно у меня будут деньги – будет много денег, чтобы я могла есть вдоволь все, что захочу… У меня будет столько денег, сколько надо, чтобы янки никогда не могли отобрать Тару». И Скарлетт продолжает идти вперед семимильными шагами, в ногу со всей тогдашней Америкой: дальше, дальше, скорее, неважно какой ценой! «Она познала приятное опьянение, какое бывает у того, кто своим образом жизни бросает откровенный вызов благопристойному обществу, - у игрока, мошенника, политического авантюриста, - словом у всех, кто процветает за счет хитрости и изворотливости ума. Она говорила и делала, что хотела и скоро в своей наглости переступила все границы». Что же остается нам в конечном счете от романа Маргарет Митчелл, кроме радости знакомства с талантливым произведением? Понимание важного этапа исторического развития США? Знакомство с некоторой стороной истоков национального характера? А может, раздумья о возможном будущем ее героев и в конечном счете, ее родины? Ретт не выдержал гонки за наживой, в которую сам и вовлек Скарлетт, и ушел от нее. Его теперь влечет то, «что он так легко отбрасывал в юности: свой клан, своя семья, своя честь и безопасность, корни, уходящие глубоко…» Скарлетт не желает примириться с этим уходом. «Сильная духом своего народа, не приемлющего поражения, даже когда оно очевидно, Скарлетт подняла голову. Она вернет Ретта. Она знает, что вернет. Нет такого человека, которого она не могла бы завоевать, если бы хотела. «Я подумаю обо все этом завтра, в Таре. Тогда я смогу. Завтра я найду способ вернуть Ретта. Ведь завтра уже будет другой день». Чей это будет день? Вряд ли Скарлетт останется прежней. На последних страницах романа можно заметить, что и в ней, подобно Ретту, появились черты, свидетельствующие о том, что и она начала уставать от жестокой гонки. Это пока лишь немеки ,наметки – но они есть. Но какой она станет? Быть может, еще не наступило время для «завтра» и потому Маргарет Митчелл в ответ на вопросы: что же будет с ее героями завтра, всегда отвечала коротко и честно: не знаю… ___________________________________ --- Вес рисунков в подписи 298Кб. Показать --- |
|||
Сделать подарок |
|
dizzy | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
01 Июн 2011 1:20
Рада, что понравилось . miroslava , интересная статья, много нового узнала, в частности о прототипе Ретта Батлера. К фильму особых восторгов не испытываю, но актеры играют здорово, особенно конечно Вивьен Ли и Кларк Гейбл. _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
Кстати... | Как анонсировать своё событие? | ||
---|---|---|---|
26 Ноя 2024 7:44
|
|||
|
[8504] |
Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме |