Монк:
» The House of Mirth
Edith Wharton, "The House of Mirth"
Summary:
Лили Барт, красивая, но обедневшая светская львица, вращается в высшем обществе Нью-Йорка 1860-x, отчаянно ища богатого мужа, чтобы сохранить свой статус, и в конечном итоге сталкивается с социальным и финансовым крахом, когда ее планы рушатся.
Нет, если бы я знала, что оно такая драма, я бы не бралась. Мне даже пришлось отложить чтение, выдохнуть, вдохнуть и снова продолжить. Это вам не викторианский романчик, где бедная дева ищет мужа, и конечно же, на неё зарится какой-нибудь мистер Дарси. Книгу я прихватила из местной библиотеки, вот просто рука на неё легла, зачиталась первой страницей и не смогла поставить обратно на полку. Но я ж не знала, что меня ждёт!
А ждут нас американские реалии 1860х, и конкретно - аристократии того времени. Безжалостной и насквозь расчётливой, равнодушной и фальшивой. Здесь нет положительных героев, кроме тех, которые второго плана. Но, пожалуй, всё-таки попытаюсь их как-то обобщить.
Внимание: могут быть спойлеры.
Лили Барт, главная героиня - самый привлекательный персонаж в романе. Она сильная, одарённая внешне и внутренне, она в совершенстве изучила правила игры высшего света, при этом сохранив некую чистоту, недоступную её богатым "друзьям". Да, Лили совершает ошибки и глупости, но никогда - со зла. Она просто пытается выжить, со всеми своими несовершенствами и слабостями. При этом сама она их прекрасно осознаёт: например, понимая, что у неё зависимость от азартных игр, она усилием воли и невинным обманом держится от карточных столов подальше. То, что она хочет замуж за богатого супруга, она также не скрывает - ни от общества, ни от себя, будучи честной с собой, ведь она не знает другого образа жизни, кроме праздного. Но так ли это?
Это то единственное, чему научила её мамаша, и то, чего ожидается от девиц её сословия. Однако будь Лили так уж меркантильна, уже десять раз приняла бы предложение богатого Роуздаля. Увы! Лили слишком честна с собой, и упускает не одного выгодного жениха в поисках того самого, идеального, к которому могла бы испытывать хоть какие-то чувства (не обязательно любовь, но хотя бы не отвращение, как к Роуздалю). Такие метания и полное отсутствие какой-либо защиты (она сама по себе в богатом обществе, где у неё ни родственников, ни денег, только связи с лучших времён) делают её, разумеется, лёгкой мишенью как для козней ревнивых дам, так и для похотей их богатых спутников. Сломать репутацию (и вместе с ней и жизнь) одинокой девушки - да раз плюнуть. Хватит единственного слуха, а тут беднягу обложили со всех сторон, используя в своих манипуляциях. И тут Лили остаётся верной себе и не ломается. Не становится ничьей любовницей, не прогибается под насмешками бывших друзей. Не ломается и тогда, когда единственный, кто давал ей намёки на другую жизнь, отворачивается от неё в самый жуткий момент её жизни. И уходит Лили тоже достойно, раздав все долги. Будь Лили хоть немного более испорченной, жизнь её оказалась бы намного проще (и дольше).
Лоуренс Селден - просто трус. У меня нет для него других слов, как и тёплых чувств. Поигрался с беззащитной светской львицей, дал ей надежду, поднял свою репутацию за её счёт, и бросил. Кто-то может сказать, мол, ну, он же предлагал Лили свою любовь, а она отказалась. Так, ля, и я отказалась бы - в той форме, в которой это было предложено. Ни предложения о замужестве, ни обещаний верности - I can only love you - спасибо, конечно... И когда Лили приходит к нему в свой последний вечер, явно не в себе, говорит, как его обещание любви держало её в самые темные дни (а бедняга скатывается в то, что живёт с дамой сомнительной репутации, а потом вообще в рабочем доме, работая на фабрике), и даже целует в лоб на прощание, у него ничего не зачесалось, нет. Отпустил невменяемую, явно больную, в лихорадке, девицу прочь, проводит ночь в тёплой постельке, а потом с ленцой идёт к ней с утра, решившись на что-то (автор так и не уточняет, решил ли Селден делать ей предложение, или просто решил прийти и снова сказать свои невнятные пожелания любви). Увы, недостойный Селден, обремененный лишь своими заботами и интересами, был единственным шансом Лили. Таким себе, средненьким, но шансом. Трусость и эгоизм не дали этому свершиться.
Про богатых "друзей" Лили вообще молчу, там падла на падле сидит, плюнуть не в кого. Тётушку туда же - вот вроде ничего и не должна была, старая кошёлка (хотя и обещала Лили наследство), но всё равно погубила свою племянницу.
Из всех прочих персонажей теплом я прониклась только к
Роуздалю (под конец). Чувак её много лет осаждал, не его вина, что Лили к нему ничего, кроме отвращения, не питала. Но его вина в том, что в самый трудный момент, когда она наконец соглашается стать его женой (деваться тупо некуда), он тормозит коней, потому что боится её подпорченной репутации (хотя прекрасно знает, что всё это наговоры завистливых кумушек и тех боровов, которым Лили отказала в близости). Но Роуздаль хотя бы честен с ней - он открыто говорит, что если с ней не общается высший свет, то не станет общаться и с ним, со всеми его деньгами. Но он тут же предлагает Лили решение - утопи самую главную соперницу, заставь её вновь целоваться с тобой в дёсна на публике, и мы тут же женимся, вот прям завтра. И пошаговый путь предлагает: у Лили ведь на руках козыри - письма. Но увы, Лили настолько далека от шантажа и грязи, что она эти письма предпочитает сжечь, а шантаж ей даже в голову не пришёл.
И всё-таки Роуздаль не отступается от неё, думает над путями решения проблемы, хитрит по-своему, конечно, предлагает занять денег. В последнюю встречу чувак даже растрогался и явно покидал её с тяжелым сердцем. Опять же - мог бы снять ей приличные апартаменты, но, пожалуй, Лили всё равно отказалась бы. На самом деле, это самый тёплый разговор Лили за весь роман - она раскрывает все карты, уже без стыда и смущения, она примирилась со своим положением и исходом, она уже ничего не ждёт и не верит в чудо. Роуздаль, который всегда вызывал в ней отвращение, сейчас становится ей даже симпатичен - потому что он всё так же влюблён в неё, даже несмотря на бедственность её положения и отсутствие красивых платьев. И потому, что он напоил её чаем без всякой задней мысли, поддержал в момент, когда ей просто не на кого было опереться - хотя бы на пару минут. Честно, я уверена, что их брак был бы счастливым. Лили научилась бы его по-своему принимать, да и помнила бы, что он оказался единственным, кто
почти пренебрег некоторыми предубеждениями в обществе ради неё. Увы, ключевое слово здесь - "почти".
"Весёлый дом" - это не мелодрама и не милый романчик, где всё закончится хорошо, и бедные девы будут спасены от позора и нищеты. Здесь всё заканчивается слишком реально, слишком трагично. Так что у кого нервишки шалят - не сюда.
Оценка 5+, хотя лучше бы я не читала
...
Монк:
Suzanne Collins, "Sunrise on the Reaping" - Hunger Games series -
Дубль из Читального зала
Итак, очередной приквел к трилогии "Голодные Игры", где раскрывается личная история ментора Кэтнисс и Питы, Хэймитча Абернати. Это, пожалуй, самый трагичный персонаж, и вообще непонятно, как у него не поехала крыша и не отказала печень задолго до событий основной трилогии. Более того, он ещё и оставался функциональным, вон, добывал спонсоров Кэтнис с Питой, учил их, как мог.
Хэймитч - нестандартный персонаж, как ни подступись. Во-первых, он не выпал по жребию - его силком выволокли из толпы и заменили им бежавшего трибута. Во-вторых, он попал в 50-летний юбилей Голодных Игр, где отобрали в два раза больше жертв (трибутов). В-третьих, он бунтарь, и то, что он проделал на арене во время Голодных Игр - уму не поддаётся. Если бы власти Капитолия не вычистили при монтаже всё подчистую, Хэймитч попал бы в рекордную книгу, потому что столько диверсий не делала даже Кэтнис - да она и не делала их по собственной воле, а чаще вообще случайно. Хэймитч действовал осознанно, и проделанная им работа огромна - жаль, что всё это вырезали и не показали ничего, кроме ничтожного момента, когда он швыряет камешки в силовое поле. Жаль, что даже Кэтнис не видела всей правды про своего ментора.
Но ни жестокая резня, в которой поучаствовал Хэймитч (всё-таки Кэтнис на топорах не махалась), ни взорванный водный резервуар, ни обнаруженный край арены, ни силовое поле, ни даже взрыв, который на какое-то время его погасил, не сравнятся с тем, что Хэймитчу пришлось пережить после. Унижения (золотая клетка на балу), муки, пытки (блин, провести в пустом здании после жуткого госпиталя несколько недель, питаясь одним молоком, рядом с кроватями мёртвых товарищей - можно уже от этого сойти с ума), смерти близких (про это мы знаем из основной трилогии, здесь же узнаем детали), и самое главное - смерть любимой (вот это жестоко), всё это должно было доконать его гораздо раньше. Хэймитчу очень повезло (или не повезло) со здоровьем, раз, как он ни ломал своё тело, он дожил до революции.
Честно - даже "семья" (Кэтнис, Пита, их дети) и гусята в эпилоге не гасят это всепоглощающее чувство одиночества и безумия. Автора хочется встряхнуть и сказать "ну хватит уже". Но автора хотелось потрясти, и когда Финник погиб (вот даже отхлестать). Честно - Хэймитча изломали так, что смерть для него была бы милосердной, но автор всё ещё держит беднягу, совсем как президент Сноу, ибо зачем-то ещё может и пригодится.
Оценка: 5+, мне вообще приквелы больше основной трилогии заходят. Когда-нибудь посмотрю и фильмы, когда пересилю неприязнь к актрисам, которые играют главных героинь.
P.P.S. Спасибо Lust - своим отзывом подсказала мне, что книга уже вышла )
...
Монк:
Suzanne Collins, "The Ballad of Songbirds and Snakes" - Hunger Games series -
Дубль из Читального зала
Я только очнулась, что не оставляла отзыв на эту восхитительную часть "Голодных Игр". Как я посмела! Ведь здесь мы узнаём историю главного антагониста всего цикла, Кориолануса свет нашего Сноу. И как всегда, миссис Коллинз справилась со своей задачей на отлично, потому что она показывает, но не даёт оценки, мнений, выводов или даже ответов на философские вопросы типа "а любил ли Кориоланус Люси?", "а любила ли Люси Кориолануса?" и т.п.
Итак, здесь раскрывается становление Кориолануса Сноу, от нищего выпускника академии с большими амбициями и голодным желудком (в прямом смысле), до того Президента Сноу, которого мы знаем из основной трилогии. Потом будут годы оттачивания мастерства, но череда событий и выборов, которые сделал Корио, слепили из него человека, способного на всё ради своих целей.
А ведь начиналось всё красиво. И при должном влиянии Корио мог бы стать достойным молодым человеком, каким мы его видим со старта. Возможно, если бы он не пришёл к власти, то и Голодные Игры не стали бы так популярны и постепенно сошли бы на нет. Увы, такого влияния не нашлось - зато нашлось другое, потому что свято место пусто не бывает. Доктор Гаул, жуткая женщина-психопат, наделенная властью, становится для Корио той самой дверцей в блестящее будущее. Но это только то будущее, которое требует определенного поведения и талантов - например, бить не жалея, потому что хороший противник - мёртвый противник, и потому что любая привязанность - это слабость, а слабость - это смерть.
На самом деле, это самый насыщенный роман серии, потому что здесь действия не крутятся вокруг одних только Голодных Игр. Здесь мы видим их становление именно как тех Игр, которые нам знакомы, но помимо Игр, здесь также и описание Капитолия, разрушенного недавней войной, и описание Районов, и взлёты и падения самого Сноу, который успевает и поплясать на Арене ночью (и недаром говорят, что самые жестокие люди по сути своей - трусы), и убить своего первого человека, и стать ментором, и привести свою подопечную к победе, и увлечься ею, и попасть под раздачу, и упасть, как он считает, на самое дно - стать рядовым солдатом-миротворцем в самом занюханном Районе Панема - Районе 12.
И именно там, в Дистрикте 12, и происходят самые важные для Сноу события. Там он совершает самый главный выбор в своей жизни - остаться человеком или стать подлецом, использовав шанс для той самой дверцы в блестящее будущее. И ещё и каким подлецом! Пусть он не считал Сиджануса Плинта своим другом, но товарищем он ему определённо был, хотя бы по несчастью. И именно убийство этого друга (а то, что провернул Сноу, гораздо хуже обыкновенного убийства, это взвешенное и продуманное решение) и становится окончательным переломным моментом в его жизни. Даже не Люси Грей, которая для Сноу всего лишь символ Района 12, и его случайное романтическое увлечение. А именно отношения с семьёй Плинта, и хладнокровие, с которым Сноу заменяет собой почившего друга ничего не подозревающим Плинтам.
Это удивительный роман, в котором нет положительных (или приятных читателю) персонажей. До событий в Дистрикте 12 я даже сопереживала и сочувствовала юному Кориоланусу Сноу - всё-таки читатель проникается злоключениями и борьбой за выживание главного героя (да ещё и такого симпатичного - имею слабость к блондинам). Но после того, что он провернул с Сиджанусом (хотя тот, конечно, сильно напрашивался, даже раздражал, и наломал бы дров так или иначе), всякое сочувствие померло. Не отзывается читателю и Люси Грей, творческая личность, певичка, автор тех песен, которые поёт в основной трилогии Кэтнис Эвердин. Люси - вольная душа, и насколько она способна любить, судить сложно. У неё уже были близкие, скажем так, отношения с мужчинами до Кориолануса (по крайней мере, с одним), и Сноу - не первая её любовь. Единственные пару моментов слабости и показатель того, что Люси действительно слегка влюбилась - это её песня про Сноу (очень красивая на английском языке), и её радость, когда Сноу согласился с ней убежать.
Увы! Как только Сноу понимает, что ему ничего не грозит, их взаимное увлечение резко заканчивается. И Сноу поступает согласно своему новому "я", жестоко отомстив Люси за собственную к ней слабость. Насколько сильно изменили его летнее "каникулы" в Дистрикте 12, мы узнаём уже в следующих частях - к примеру, на судьбе Тайгрис, его двоюродной сестры, которую в начале романа Корио любил столь безусловно.
Оценка: 5. Восхитительная история становления главного злодея цикла, в которую веришь, и искренне оплакиваешь того юного Кориолануса Сноу, который ещё не сдался собственным амбициям, и кто когда-то так любил свою мать, сестру и семью.
...
LuSt:
Alison Espach "The Wedding People"
Фиби Стоун почти сорок лет, она профессор английской литературы, специализирующийся на викторианской эпохе, и ее брак с мужем - профессором философии - не пережил пандемию и несколько неудачных попыток ЭКО. Муж ушел к коллеге, а для Фиби последней каплей стала смерть любимого кота. Загоревшись идеей покончить с собой, она надевает все лучшее сразу, берет остатки кошачьих обезболивающих таблеток и бронирует номер на одну ночь в роскошном отеле в Ньюпорте. Но прибыв на место, она обнаруживает, что в отеле собираются гости на грандиозную свадьбу, и со случайной поездки в лифте с невестой и разговора с ней в номере чуть позднее план Фиби перестает казаться ей таким уж привлекательным.
Мне понравилось, как автор устами Фиби искрометно описывала гостей (я тоже так делаю, когда не знаю имен людей - идентифицирую их как Высокий Пучок и Шейная Подушка) и размышляла о свадьбах в литературе и жизни (как так получается, что до викторианской эпохи, когда сама королева ввела моду на пышные свадебные торжества, все женились скромно и даже не думали выбрасывать столько денег на свадьбы, а в книгах факт брака преподносился просто как "читатель, я вышла за него замуж" - хотя до этого неудачная попытка пожениться была освещена подробнее). Понравились и жених с невестой, образы получились живыми, я вполне могу представить себе таких людей в жизни. Гэри сорокалетний вдовец с дочерью-подростком, доктор-проктолог, а его невеста Лайла на двенадцать лет моложе, наследница мусорного короля и вместе с матерью управляет художественной галереей. Гэри такой очень easygoing, когда пытается разрулить всех женщин в своей жизни, а Лайла помешана на перфекционизме и хочет, чтобы все было идеально.
Свадебные хлопоты растягиваются аж на шесть дней - приветственный прием в день прибытия, прогулка на яхте, девичник/мальчишник, объединение семей, репетиция свадьбы и, собственно, сама свадьба. Было много и смешных, и грустных моментов, но эти незнакомые люди за эту неполную неделю стали для Фиби как родные. С ними она смогла выйти из своей зоны комфорта, примерить на себя другие роли и понять, что вообще-то она не несчастная никому не нужная выходящая в тираж женщина, а весьма умная, проницательная и способная подставить плечо, а также жить дальше. Очень приятная книга, в настроение мне попала идеально. (5)
...
LuSt:
» Evergreen
Naomi Hirahara "Evergreen"
Мне понравилось, как автор вплела историю своих героев японского происхождения в исторический и социальный контекст Америки военного времени в романе "Кларк и Дивижн", и я решила не откладывать в долгий ящик прочтение второй книги этой серии. В ней Хирахара также маскирует под детектив исследование особенностей уже послевоенной эпохи, когда ранее интернированным и выселенным на средний Запад японцам с западного побережья разрешили вернуться в Калифорнию, вот только их дома уже не их, как и рабочие места. Фоном постоянно идут разговоры о выморочном имуществе, но по факту им приходится принять новую реальность как данность и искать себе новые дома и работу.
Арт Накасонэ вернулся с войны живым и на первый взгляд невредимым, но Аки чувствует, что боевые действия что-то безвозвратно в нем изменили. Он предпочитает не рассказывать, что видел на войне, так оно обычно и бывает с ветеранами - гражданским не понять всего ужаса и вместе с тем рутины. А тут еще в больницу, куда Аки устроилась помощницей медсестры, привозят избитого пожилого мужчину, в котором Аки узнает отца их с Артом свидетеля на свадьбе Бейба Ватанабэ, на которого Аки до сих пор очень сердита из-за того, что тот случайно выронил и разбил свой фотоаппарат, тем самым уничтожив все свадебные снимки. Думая о парне предвзято, она сразу же начинает подозревать его в дурном обращении с отцом. А уж когда несколько дней спустя этого самого отца кто-то убивает выстрелом...
Как и в первой книге, Аки начинает сама вести расследование и докапываться до правды, иногда при этом рискуя собственной шкурой. Автор вместе с ней обходит все районы Маленького Токио и показывает, как мучимые ПТСР бывшие ветераны сбиваются в банды, как процветает нелегальный бизнес на ставках, торговле оружием и наркотиками, как выселенные из своих домов и насильно перемещенные японцы чувствуют себя по возвращении и обустраивают свою жизнь заново в окрестностях Эвергрин-стрит. Есть в этой книге место и тайной любовной истории, и тому, как молодые люди учатся жить в браке и находить баланс между работой и личной жизнью.
Если автор продолжит серию, с удовольствием буду читать дальше. (5)
...
LuSt:
» he Club
Ellery Lloyd "The Club"
Ранее я читала дебютный роман этого авторского дуэта (Эллери Ллойд - это псевдоним супружеской пары Колетт Лайонс и Пола Влитоса), в котором они препарировали изнанку соцсетей, и когда у них вышла новинка, сразу же себе притарила, ну и вот дошли руки прочитать наконец-то. В этом романе они решили исследовать изнанку мира богатых и знаменитых, и получилось, честно говоря, жутковато. Мне сдается, что они вдохновлялись реальным делом Джеффри Эпштейна о его вечеринках для педофилов со всего мира, оно засекречено, а сам Эпштейн загадочным образом совершил самоубийство в тюрьме, и хотя Трамп обещает в ближайшее время рассекретить эти документы, не ровен час, что скорее сам Трамп присоединится к Эпштейну в загробном мире, чем это случится.
Нед Грум (сама фамилия говорящая, to groom - это совращать малолетних) владеет сетью элитных роскошных курортов по всему миру, куда допускаются только очень талантливые и богатые люди, способные платить внушительные ежегодные членские взносы. Никаких папарацци, никаких мобильных телефонов (все средства связи сдаются на входе), полная приватность и возможность расслабиться и делать что душе угодно - на такую замануху ведутся очень многие, и лист ожидания на членство в клубе "Дом" с каждым днем только прирастает. События романа охватывают четыре дня эксклюзивной вечеринки по случаю открытия нового "Дома" на острове близ побережья Великобритании (вот казалось бы, зачем открывать курорт в таком унылом месте, можно ж организовать где потеплее и посолнечнее?) и мы видим происходящее глазами четырех людей - распорядительницы Энни, личной помощницы Неда Никки, его младшего брата Адама, который тоже причастен к управлению бизнесом, но по факту полностью подавлен Недом, и старшей горничной Джесс. Все они люди для повествования не случайные, и все припрятанные ружья выстрелят.
Под видом элитных курортов, конечно же, развернута шпионская сеть, и многие платят не за эксклюзивный отдых, а за молчание, нарушение которого способно погубить карьеру и разрушить всю жизнь, ведь на этих вечеринках богатые и знаменитые не только пьют шампанское и танцуют, а и совращают малолетних, опаивают девушек и превращают их в объекты искусства без их согласия (когда читала про это, так мерзко было, и вспоминался один известный в Москве фотограф, который промышлял тем же самым), садятся пьяными за руль и попадают в аварии, а потом заметают следы и творят прочие непотребства. Создавалось впечатление, будто авторы специально собрали на этом острове тех, на ком пробы ставить негде, и если бы туда прилетел метеорит, мир точно стал бы чище. С самого начала ясно, что кто-то из посетителей погиб в аварии, но помимо выяснения, кто именно и почему, рассказываются истории четырех рассказчиков, которые тянутся ниточками в далекое прошлое и соединены с историями отдельных гостей.
Авторы справедливо пишут, что жизнь - это не классический детектив, где все виновные получают по заслугам, расследование докапывается до всего и читатель/зритель получает ощущение законченности. Здесь кто-то понес наказание, кого-то убили абсолютно незаслуженно, а кто-то остался за кулисами, так оно, в общем-то, в реальном мире и бывает. (5)
...
Монк:
Impossible Dream by Gemma Jackson | (The Percy Place #1)
In 1898 three young girls leave a Dublin orphanage to enter a life of domestic service. They are placed in the home of Captain Charles Whitmore but soon discover that the household is in turmoil. Charles, hoping to amass a fortune, is preparing to set off on a long sea voyage, deliberately leaving his wife Georgina almost penniless to fend for herself and the servants.
Georgina, who has been desperate to break free from a life of violent marital abuse, is relieved that he will be gone for some years, but nevertheless the future is frightening.
Then help comes from an unexpected quarter. An organisation that helps women escape lives of abuse or genteel poverty makes Georgina an offer. They propose that her house should become a school designed to train such women to seek employment in the American West. The very idea is at once shocking and appealing.
Can Georgina step into the unknown and lead the women under her care into the future?
The orphan maids listen and wonder. Can they too dare to dream of a better life for themselves?

Иногда меня тянет почитать что-то "женское". Когда вокруг совсем всё плохо и мозг не работает, а я не в ресурсе. Так вот, каждый раз после такого чтения он перестаёт работать совсем. Во-первых, почему нигде не предупреждается, что это серия?

Я в серии влезаю только случайным образом, и за редким исключением бриллиантов вроде "Голодных Игр" даже не пытаюсь за ними следить, и не покупаю продолжение (потому что это точно надо заказывать, и за бОльшие деньги, чем я обычно трачу на книги).
Во-вторых, ну что за привычка обрывать книгу (пусть даже это и книга серии) тупо посередине мысли, не доведя ни одну из сюжетных линий до логического конца? Ну ладно основной "сюжет", но хоть что-то? Итог, мораль басни, или наоборот, катарсис, который разрешится в следующей книге? Я спокойно переношу, когда автор держит в напряжении, ну там герой упал в яму, а выжил ли, выберется ли - узнаешь в следующей книге. Но когда автор тупо посередине мысли заканчивает книгу... вообще ни вывода, ни итога, ни точки, даже запятой - ничего, просто очередная глава, которая ещё и заканчивается ничем не примечательнее предыдущих...
А начиналось за здравие. Дублин 1898г, бесправие женщин, чьим имуществом и заработками распоряжается муж или брат, домашнее насилие, новый век на пороге, неизбежные перемены, первые общества женщин, помогающих другим женщинам сбежать от домашнего насилия и начать новую жизнь... Мне нравилась первая треть книги, когда героиня из запуганной тряпки постепенно распрямляется в хрупкую веточку, и постепенно набирает силу, чтобы дать отпор мужу-садисту. Ну, когда хуже уже некуда, и дно уже под щекой и давит. Вообще сомнительно, чтобы женщина после десяти лет насилия наконец распрямилась, но предположим и поаплодируем, для вдохновения других женщин в подобной ситуации.
Спасительное предложение создать в её особняке школу для благородных женщин, которых надо приспособить к трудовым будням, тоже порадовало, но дальше... начинается тягомотина из описаний быта и повседневных задач, которые встают перед героиней и её подопечными, куча новых персонажей под конец книги, а три сироты-служанки, которым отводилось так много экранного времени в первой трети книги, с тайнами и интригами вокруг одной из них, отступили в тень. И куча лихорадочных событий типа приглашений на балы бывшей отщепенки от общества (глав.героини) проходят в коротком возбуждении перед балами, и пшиком в качестве их описания - а ведь это должен был быть ключевой момент, когда Джиорджину принимают обратно в общество после 10 лет затворничества и скандалов вокруг её имени! Ну и далее описание главного бала в Дублинском замке - ну ё-ма, можно было как-то здесь постараться? Я живу в Дублине, все упомянутые улицы-скверы-замки мне знакомы, Дублинский замок шикарен, была там неоднократно и всё мечтала посетить именно бал в главной зале - она шикарна, а 125 лет назад наверняка была ещё шикарней, так неужели нельзя было как-то его вкусно описать помимо glamorous grandeur и короткой странички сплетен с хозяйкой бала? Что за авторская лень? Разочарование :(
Многие персонажи из первой половины книги теряются во второй (вот вообще ни слова, прошли мимо, как парад ружей, которые так и не выстрелили), и короче я сейчас сижу и думаю: чо это было? И что там с куклой, которую надо было отдать сироте Бриджит в день её совершеннолетия с инструкциями касательно её будущего?
Продышавшись, полезла в интернет: оказывается, написано уже 3 книги из этой серии, но читатели ахают, что судьбы "сироты" Бриджит, Билли Флинта (бастарда местного дворянина, крутого парня на районе), и других многочисленных персонажей так и не разрешились, и ждут 4ю книгу. А муж глав.героини вот только в третьей книге помирает, то есть автор жует сопли ещё два романа ни о чём, выдумывая небольшие проблемки на ходу и растягивая удовольствие в бесконечную "войну и мир". Не, я на такое больше не куплюсь.
И вот за первую треть книги я бы поставила 5-, за вторую 4, а за третью с натяжкой 3. Как быть?

ну пусть будет
Оценка: 3+
...
LuSt:
Maz Evans "Over My Dead Body"
Взяла эту книгу почитать по рекомендации коллеги после обсуждения "Семи лун Маали Алмейды" и описанного автором загробного мира, потому что любопытно было по горячим следам сравнить, как один и тот же сюжет обыгрывают азиатский автор-мужчина и европейский автор-женщина. Если у Карунатилаки это был серьезный сюжет с политикой и гражданской войной, то у Маз Эванс, известного автора детских книг, ее первый роман для взрослых получился больше с уклоном в проблематику семейно-соседских отношений, и герои, несмотря на то, что оба они убиты и должны в ограниченный срок выяснить обстоятельства своего убийства, в противном случае им суждено надолго зависнуть в междумирье, очень разные, хотя их сближает ядовитый сарказм и черный юмор.
Врач неотложной медицинской помощи Мириам Прайс понимает, что умерла, и ее неупокоенный дух все еще витает над землей, никому не видимый. Ковидный год выдался для нее очень стрессовым, со множеством пациентов и постоянными сверхурочными, да еще и с полным воздержанием от алкоголя, который ранее она употребляла весьма охотно. Последнее время она все чаще не возвращалась домой к мужу, а ночевала в городской квартире, и как выясняется позже, имела роман на стороне с женатым мужчиной, с которым познакомилась на собрании анонимных алкоголиков. И после решающего разговора с любовником сорвалась, напилась, поссорилась с лучшей подругой, и в полубессознательном состоянии заказала доставку еды и каким-то образом наглоталась таблеток, что привело к коме и смерти. Но Мириам уверена, что не могла покончить с собой, ее точно убили. Вот только кто и почему?
А недоброжелателей у нее хватало: от той самой лучшей подруги, которая еще с молодости имела виды на ее мужа и сама так замуж и не вышла, и жены ее любовника, до коллеги, уволенного из больницы по обвинению в сексуальных домогательствах к молоденьким интернам, и матери пациента, умершего в больнице по причине неправильно поставленного в запарке диагноза. И единственный человек, способный помочь Мириам доискаться до правды - ее престарелая соседка Винни, которая сама стоит на пороге смерти и поэтому может видеть и слышать призрак Мириам, вот только при жизни женщины друг друга терпеть не могли и постоянно организовывали друг другу подлянки.
На протяжении книги я много смеялась, потому что Мириам никогда за словом в карман не лезла и в бесплотном состоянии постоянно становилась свидетелем неловких сцен со своими близкими. Расследование у них с Винни продвигалось ни шатко, ни валко, и в процессе Мириам не раз уносилась в загробный мир, который у автора напоминает распределитель в больнице, только с фуд-кортом, и почему-то его мертвых обитателей продолжают волновать земные заботы - кому-то виагру подавай, а кто-то вынужден продолжать сидеть на диализе. Нравилась мне и семья брата Мириам, который женат на мужчине и вместе они воспитывают троих детей (по этой причине, к сожалению, на русском книга не выйдет, хотя права на нее были проданы). Но в итоге все заботливо развешанные по стенам ружья стреляют, ниточки сходятся, и Мириам, чье жизненное кредо было "никогда не извиняйся", наконец-то находит в себе силы попросить прощения.
Отлично отдохнула с книгой, в выходные такие юмористические детективы как раз то, что доктор прописал. (5)
...
Монк:
» The Reluctant Widow
The Reluctant Widow by Georgette Heyer
Summary: When she steps inside the wrong carriage in a Sussex village, Elinor Rochdale little knows that she is about to embark on a thrilling and dangerous adventure. Overnight the would-be governess becomes the mistress of a ruined estate and partner in a secret conspiracy to save a family's name. By midnight she is a bride; by dawn a widow.
Я прицельно заказала штук 5 романов Джиорджет Хайер, потому что когда-то ржала, как гиена, над её "
Арабеллой". Прочитав второй её роман, я серьёзно собираюсь сесть и заказать всё, что она успела написать за жизнь, а это 50 стилизированных ист. романов и штук 20 детективных. Невероятно продуктивная писательница!
На самом деле, худшее, что есть в романах миссис Хайер - это ужасные обложки, которые лепят на её романы завистливые редакторы. Ну потому что тут просится что-то яркое, весёлое - а вместо этого на обложках унылые позы девах эпохи Ренессанса или однотонные обложки - короче, найти нормальное издание это огромная редкость. В общем, читая роман, я старалась не смотреть на ужасную девицу на обороте (которая на глав.героиню непохожа даже цветом волос - редакторам вообще начхать, похоже, на такие мелочи).
Этот роман мне понравился ещё больше, чем "Арабелла" - тут и детектив, и экшн, и приключения, и юмор, и конечно тонкая, очень тонкая романтическая линия, тоже основанная на юморе и взаимопонимании, а не флюидов и страсти в современном их понимании. И развязка очень нестандартная, и глав.злодей такой себе неоднозначный (люблю таких скользких гадов, которым что человека убить, что чашку чая выпить), и решение героев тоже, ну зато хоть судьба глав.героини была предрешена где-то со старта

Но приключения всей компании на протяжении всего романа - это такой замечательный балаган, который совершенно не напрягает, и только жалко, что уже всё кончилось, когда хотелось бы заглянуть, а что же дальше, потому что столько интересных героев, от господ до слуг, и даже псина и то прикольная (сцена, когда пёс неправильно понял команду хозяина, и тупо не выпускал героиню из кресла, это топчик, хотя я бы ту псину потом...).
С такими героями скучной их жизнь не будет - даже семейная.
Оценка: 5+, и, судя по всему, буду проходить личную терапию романами Хайер, пока они у меня не закончатся.
...
Монк:
Colm Toibin, "Brooklyn"
It is Ireland in the early 1950s and for Eilis Lacey, as for so many young Irish girls, opportunities are scarce. So when her sister arranges for her to emigrate to New York, Eilis knows she must go, leaving behind her family and her home for the first time.
Arriving in a crowded lodging house in Brooklyn, Eilis can only be reminded of what she has sacrificed. She is far from home - and homesick. And just as she takes tentative steps towards friendship, and perhaps something more, Eilis receives news which sends her back to Ireland. There she will be confronted by a terrible dilemma - a devastating choice between duty and one great love.
Тот случай, когда фильм гораздо лучше книги. Фильм 2015 года, "Бруклин", стал моим любимым про иммиграцию, и этот душераздирающий выбор между новой жизнью и старой, когда ну нет никаких подсказок, как поступить правильно, и как героиня точно подмечает - что бы она ни выбрала, она ранит множество людей. Или родных, с которыми росла в Ирландии, или тех, с которыми успела сблизиться там, в Америке.
Фильм (в отличие от книги) - очень светлый, тёплый, чистый. Выбор Эйлиш между итальянцем Тони Фиорелло, который стал её первой любовью в Америке, и единственный недостаток которого - не слишком высокий рост (высокой Эйлиш хотелось бы, чтобы он был "хоть на пару сантиментров выше"), и ирландцем из родного города Джимом Фаррелом, который стал бы удачной партией для неё во всех смыслах - он и богат, и друг мужа её подруги (дружить парами было бы удобно), и Эйлиш могла бы остаться со своей чутка токсичной матерью, которая хотела бы, чтобы дочь осталась дома (это понятное чувство, но она напрочь игнорировала желания и жизнь Эйлиш, сделав её заменой любимой дочери Роуз), - это действительно была м
ука, которую мы проживали вместе с Эйлиш.
Ведь и Тони, и Джим одинаково хороши во всех смыслах. Оба влюблены в неё, оба заботливы, оба работяги, с обоими Эйлиш ждёт перспективное будущее. С Джимом - вот прям со старта, у него и дом от родителей, и бизнес (паб), а с Тони - спустя несколько лет, ведь он только начал строить и дом, и компанию, но тем не менее, парень он всё равно перспективный. Джим - привычный и родной мир, Тони - мир, который Эйлиш построила сама, пережив депрессивную ностальгию, построив отношения на чужой земле, приняв его безусловно, как выбор, который у неё в Америке был, а не как единственно достойную партию в родной деревне.
И даже я, которая всегда ратует за высоких, консервативных и молчаливых (тип
Джима Фаррела), в этот раз ратовала за
Тони Фиорелло - невысокого, но тёплого, живого, заботливого, и пробивного. В отличие от Джима, Тони ничего с неба не упало - ни наследства, ни богатых родителей, живёт в каморке с ещё тремя младшими братьями, и строить будущее в Америке ему, как и большинству иммигрантов, приходится с нуля. Именно этим, думалось мне, он и подходит Эйлиш, которая тоже времени даром не теряла, и за два года в Америке получила диплом бухгалтера, научилась модно одеваться и краситься (тоже наука), вести себя с людьми, получила карьерные перспективы и наладила круг общения. Всегда хорошо, когда пара всего добивается вместе.
Выбор Эйлиш в кино - понятен, а Джим Фаррел воспринимается как искушение, которое почти перечеркнуло все достижения Эйлиш и чуть не бросило её обратно в родное болото. В книге всё немного иначе, преподнесено как внезапная страсть и любовь с (не)первого взгляда, типа вот оно - настоящее, когда Эйлиш уже пообещала себя Тони (ну, конкретно так пообещала, отдав руку, сердце и прилагающееся). И возвращение к Тони (в книге) смазано воспоминаниями о Джиме, когда в фильме их с Тони встреча в конце, светлая, прекрасная, чистая, его взгляд, когда он понимает, что она всё-таки вернулась к нему (актёр, игравший Тони - ну просто молодец, при внешней непривлекательности передал шарм и обаяние книжного героя, который вообще-то привлекателен), их крепкое объятие...
Словом, это самая чистая и светлая история личного роста и любви, приправленная горечью по-настоящему тяжёлого выбора, и я пересматривала фильм, наверное, раза три. В комментариях к фильму мне сказали, что есть сиквел истории, к которому я сейчас приступаю, и я заранее ненавижу автора, потому что знаю, что он всё испортил. Вот этот выбор и историю любви - всё испортил. Но что делать? Пойду читать и составлять мнение.
Оценка: 5--
Первый минус за то, что автор (ну что взять со старого пня) запихнул много а-ля сексуальных сцен в книгу, когда они вообще не требовались. И менеджерша-лесбиянка Эйлиш пощупала, и Джим руки распустил на первом же парном свидании (за грудь хватался, а Эйлиш и не против внезапно), и Тони на пляже с поднятым пенисом разгуливал и не давал ей из воды вылезти - ну вообще это всё истории не требовалось. В фильме поприличней было, и фильм от этого реально выиграл, когда акцент на чувствах, а не на лапании.
Второй минус - за образ главной героини. Ещё в фильме Эйлиш казалась мне холодноватой, эгоистичной и неблагодарной, но в книге всё намного хуже. С девушками и хозяйкой дома Эйлиш держится особняком (типа я выше ваших бесед о моде), постоянно раздражалась на них, ну это ладно. Самая большая претензия - в её отношении к священнику, отцу Фладу. Священник, который организовал ей постоянную визу в Америку, проживание, работу, оплатил обучение в колледже, помог найти любовь всей жизни (ну, косвенно, но на его вечерах они с Тони и познакомились), - не удостоился от Эйлиш ничего, кроме "зачем вы это делаете", ну и мимолетного "я вам благодарна, конечно" (I appreciate it). Честно - за такое ноги целовать нужно, и она по малолетству может ещё не поняла, что всем обязана ему. Причём священник помогал реально просто потому, что увидел - девушка талантлива, в Ирландии в своем городке перспектив у неё никаких, а он может помочь. И помог. Эйлиш оценила недоверием к такой доброте, и постоянными подозрениями его, хозяйки пансионата, и вообще каждой живой душе на пути. В принципе, это помогло ей выделяться и достигать целей, но как человек - я бы с такой поостереглась вести дела и как-то помогать.
Но это субъективно, а сама книга написана легко, и только то, что мне проспойлерили в комментах, жить не даёт. Приступаю к сиквелу "Бруклина" - "Лонг Айленд".
...
Монк:
» Long Island
Colm Toibin, "Long Island"
A man with an Irish accent knocks on Eilis Fiorello’s door on Long Island. In that moment, everything changes. This stranger will reveal something that will make Eilis question the life she has created.
For the first time in years she suddenly feels very far from home and the revelation will see her turn towards Ireland once again. Back to her mother. Back to the town and the people she had chosen to leave behind.
Did she make the wrong choice all those years ago? Is it too late now to take a different path?
Роман-сиквел знаменитого "Бруклина", выпущенный в 2024 году. Почему уточняю год, потому что конец такой типа открытый, что просится третья книга (как минимум), а дождемся ли мы её - большой вопрос. Ну то есть, из концовки в принципе понятно, что каждый из героев собирается сделать, но непонятно, к чему это приведёт.
Совсем без спойлеров, наверное, не получится, но главный спойлер уже на первой же странице романа, поэтому думаю, что нестрашно. Начну с хорошего: все герои остаются верны себе, в плане характеров. Нет никакой жуткой перемены, как меня напугали в спойлерах.
Эйлиш Лейси, в замужестве Эйлиш Фиорелло, стала ещё более холодной, независимой и отстраненной женщиной, ставящей себя чутка выше всех (даже если это так и есть, как-то надо этот факт смягчать, что ли), которая когда-то сделала, возможно, не самый лучший свой выбор, и теперь все окружающие должны за это расплачиваться. И те, с которыми она живет, и те, которым она взбередит душу и перевернёт всю жизнь, ворвавшись в неё после почти четверти века отсутствия. И мне обычно все равно на глав. героя или героиню, но поступки Эйлиш действительно не слишком красивы, даже если не все преднамеренны.
Например, она ведь так и не поговорила с Джимом Фаррелом, своим ирландским увлечением, после того, как без объяснений уехала тогда в Бруклин. Даже письма не написала за столько лет. Бедняга должен был узнавать от местных кумушек, что она, оказывается, уже была замужем, поэтому вот так вот. При этом он все равно готов был бросить всё и ехать куда угодно, только бы с ней. Но она тогда не дала ему шанса ни узнать про этот факт от неё, ни высказаться, ни принять решение. На долгие двадцать с лишним лет Эйлиш практически вычеркнула свою ирландскую часть из жизни, обходясь лишь письмами матери раз в месяц. В принципе, это лучше, чем ничего, с учетом, какова её матушка, и как она сама ни разу не поинтересовалась, и каково же её единственной живой дочери там, в далекой Америке.
Эйлиш вычеркнула не только свою ирландскую любовь из жизни (про вычеркнуть я например согласна, раз она выбрала стать женой Тони - нечего бередить души и тревожить друг друга теперь, но хоть объяснительное письмо? Хоть телеграммку?..), она вычеркнула и всех остальных, например, свою некогда лучшую подругу Нэнси. Это я тоже могу понять, потому что знаю, что такое иммиграция. Это когда тебя рвёт на части, и когнитивный диссонанс настолько силён, что легче отрезать одну часть себя, чтобы не рваться на эти части и сосредоточиться на какой-то одной жизни, потому что и её слишком много. Но совсем никакого контакта? Даже открытки раз в пять лет? Впрочем, и такое случается...
И всё-таки личность Эйлиш Фиорелло мне настолько не понравилась в её книжном варианте (к слову, актриса в "Бруклине" передала её отлично), что на её фоне я даже больше импонировала её супругу, Тони Фиорелло. Который спустя 20+ лет брака внезапно оступился и изменил Эйлиш, как утверждается, только один раз. Увы, этот раз оказывается фатальным - в результате связи эта замужняя женщина беременеет, и её ирландский супруг предупреждает чету Фиорелло, что оставит младенца на их пороге через час после рождения. И так и поступает в итоге.
Тони Фиорелло ничуть не изменился в плане характера. Он отзывается читателю, несмотря на его поступок. Живой, мягкий, зависимый от семьи (итальянец все-таки, большие шумные семьи с патриархом во главе - их стихия), любящий детей и супругу (Тони даже спать в пустом доме без неё не может, уходит ночевать к родителям, когда она уезжает). Вот я уверена, что Эйлиш он действительно любил, по крайней мере, эти 20+ лет. А вот любила ли его она? Большой-большой вопрос. Возможно, это он и почувствовал, вот именно это отсутствие полной ответной любви, и подспудно знал о том, что Эйлиш оставила в Ирландии какую-то тайную жизнь. Но настолько её любил и хотел, что готов был закрыть глаза на многое. Наверное, даже прямую измену от неё пережил бы, только бы она оставалась с ним. Это, конечно, не оправдывает его измены, но частично объясняет мотивы. Вот честно, первый раз, когда импонирует тот, который инициировал измену (казалось бы, непростительный акт), а не тот, кто оставался телом верен, а сердцем сомневался.
Конечно, решение его семьи (отца, матери, влиятельного младшего брата) оставить внебрачного младенца и воспитывать его в соседнем с Эйлиш доме (их дома стоят стенка к стенке) принималось без учёта пожеланий самой Эйлиш. В ход шли все доступные "мягкие" манипуляции - дать денег на поездку в Ирландию, переманить детей Тони и Эйлиш на свою сторону, открытая лесть, чтобы удобрить Эйлиш, и т.п. На самом деле, несмотря на то, что это все-таки манипуляции, они ведь могли поступить и по-другому. Но свёкры всеми силами старались сохранить мир и покой в их большой дружной семье, и Эйлиш здесь оказалась как бы особняком. Это понятно, и кого другого, может, было бы жаль. Но и позицию Эйлиш я разделить не могу - она отказалась даже обсуждать судьбу незаконнорожденного младенца, скинув это на совесть Тони и его семьи. Справедливо? Конечно, но тогда чего она ожидала? Зная, что они никогда не пойдут на то, чтобы вызывать полицию и отдавать свою кровь от крови в детский дом? Почему не предложить, раз жить рядом с чужим ребёнком (своего мужа от другой женщины) она не могла, отдать этого ребенка каким-то далеким итальянским родственникам? На ту же Сицилию? Найти для него хорошую приемную семью? Но нет, Эйлиш молчит и не хочет ничего решать, ни с Тони, ни вообще.
Ответ прост, и он печален: Эйлиш едва ли любила Тони, и этот эпизод просто помог ей осознать это. Мы не чувствуем её боли (которая была бы неизбежно, будь это попранная любовь, а не только дрогнувшая привычная жизнь), только видим ещё бОльшую пропасть между ней и остальной частью семьи. Это, к слову, включает и её уже взрослых детей (недаром они на неё внешне вообще непохожи).
Джим Фаррелл, на самом деле, поставил себе диагноз сам. Он сравнивал себя с пьянчугами в собственном баре, которые, даже зная, что им хватит, все равно лезут за следующей рюмкой. Делают этот последний нетрезвый шаг, за которым - падение. И встреча с Эйлиш Лейси-Фиорелло, его наваждением, ничего хорошего не дала бы. В его под 50 он уже не построил бы жизнь так, как это сделали его сверстники. Ни детей, ни семьи, ни решимости что-то изменить. Только "все брошу и полечу за тобой", но не реальные шаги. Свой шанс он упустил 25 лет назад, конечно, сейчас уже поздно смешить людей. С учетом всех дополнительных факторов, один из которых - тайная помолвка с Нэнси Шеридан, бывшей лучшей подругой Эйлиш.
И сейчас уже Джим поступает с Эйлиш (и Нэнси) так, как сама Эйиш поступила годы назад, не сказав ему, что уже замужем. Да и его "сожаления" о том, что тогда они не переспали... мда уж. За пределами этого он себе и не наметил планов, видимо. Это жаль, потому что в первой книге его характер был... почище, что ли?
Нэнси Шеридан - сильная женщина. Троих родила, бизнес без мужа (рано умер) построила, нового мужа нашла. Если бы не Эйлиш, пожила бы во втором счастливом замужестве. Скорей всего, она в нём и поживет, в замужестве-то, но будет ли оно теперь счастливым? Я, если честно, не сильно её понимаю: не такая уж и сильная любовь у неё с Джимом, зачем он ей? Теперь, когда она знает правду, что так и не будет первой для Джима? Только для счастливой пенсии и мечте о прекрасном коттедже за городом? С другой стороны, Джим для неё тоже никогда не будет первым: она действительно любила своего покойного мужа.
Открытым остается вопрос возвращения Эйлиш с детьми и (неожиданно!) своей матерью обратно на Лонг-Айленд. Матушка, несмотря на почтенный возраст, ещё в силах задать жару, и, видимо, собирается его задать итальянской семейке, раз впервые за всю жизнь захотела выбраться из своей хижины и навести шороху там, где её дочери, вероятно, понадобится помощь. Вот про матушку, суровую и неприветливую католичку, которая, очевидно, сильно любит свою дочь, но не умеет этого ни сказать, ни показать, я бы и прочла третью книгу.
Но дождемся ли? Большой вопрос, с учетом того, что вторая книга только вышла, и (прастити) почтенного возраста автора.
Оценка: 5-, читается взахлеб, ну а то, что герои перепортили жизнь себе и другим, то не забота автора)
...
Монк:
» Friday's Child
Georgette Heyer, "Friday's Child"
Rejected by the woman he deeply craves, the incomparable Miss Milborne, for his unsteadiness of character, wild Viscount Sheringham is bent on avenging fate and coming into his fortune. Rebellious young Sherry could not gain his inheritance until he married, he leaves his mother's house and on a passionate impulse, he vowed to marry the next woman he saw. But the very first woman he sees is his life-long friend Hero Wantage, a young and charmingly unsophisticated girl. To orphaned, pixie-ish Hero, who has secretly loved him since childhood, it seemed like a star-studded dream when dashing Lord Sheringham asked her to be his bride--for although she knew it was a marriage of convenience (his convenience), it eliminated the depressing prospect of life as a governess. It seems that this marriage might solve all their problems.
Back in London, Hero soon discovers the glamorous social scene and strives to make a name for herself among the right circles. But their marriage soon became a frenetic comedy of errors, as Hero tried to keep up with the fashionable and very unfamiliar society in which she now found herself. From chariot races to gambling tables to exclusive drawing rooms, an exasperated Sherry followed in his wife's wake, trying to clear the air after her well-intentioned but scatterbrained escapades. But when Sherry intervenes, fearing she’ll embarrass them both, misunderstandings pile up, friendships are tested and hearts are pushed to breaking point. And it was with great surprise that both Hero and Sherry discovered that even a marriage of convenience can turn into a love affair, under certain circumstances....
Я обожаю книги Джиорджет Хейер, в которой серьёзные ситуации оборачиваются комическими катастрофами, а диалоги - вообще отдельный вид искусства. В этом романе весёлая кутерьма вообще не заканчивается, и путь Шерри к своей супруге оказывается довольно долгим, и даже конец смазался в сплошные перипетии с погонями, недомолвками, благими намерениями и катастрофами, которые из них проистекают. Героиня чудесно наивна, из-за чего супружеской паре постоянно прилетают проблемы (хотя и супруг добавляет), а герой на удивление (и нетипично для романов Хейер) незрелый, молодой, бурный и непоследовательный. Картежник, азартный игрок, любитель женщин и любитель подраться и выпить, Шерри постепенно осознает, что своим разгульным образом жизни он губит уже не только себя, но и молодую супругу. Но молодой и горячий лорд исправляется не сразу, за что отдельный респект миссис Хейер, да и вряд ли исправится так уж до конца, но отличное начало положено - благодаря чистой, искренней и принимающей всё на веру молодой жене.
Не менее интересна жизнь и сложные отношения второстепенных героев - горячего Джорджа, с которым никто не хочет пересекаться на дуэли ввиду его исключительной меткости, и красавицы Изабеллы, которая вполне могла бы стать парой Шерри (на что я и думала чуть ли не половину романа). Друзья лорда Шерри (Шеррингана) тоже замечательные, очень живые и ни разу не статисты, хотя вполне могли бы быть - второстепенные же, можно было бы и махнуть рукой. Но нет, Раундвуда и Ферна не перепутаешь друг с другом: первый - единственный голос разума в шебутной компании, второй - туповатый, трусоватый, но преданный кузен главгера, который добавляет колориту своими несвоевременными речами и действиями.
Мне роман показался чутка затянутым - приключения не заканчивались никак, несмотря на "вот-вот", "здесь хорошо бы кульминацию и разрешение всех проблем". Но может потому, что это у меня период тревожный, и даже у миссис Хейер не получилось сгладить мою тревожность. Конец повеселил, а в целом из такой кутерьмы получился бы отличный комедийно-романтический сериал.
Оценка: 5, потому что никак иначе, классика. )
...
Монк:
Maeve Binchy, "Whitethorn Woods"
When a new highway threatens to bypass the town of Rossmore and cut through Whitethorn Woods, everyone has a passionate opinion about whether the town will benefit or suffer. But young Father Flynn is most concerned with the fate of St. Ann’s Well, which is set at the edge of the woods and slated for destruction. People have been coming to St. Ann’s for generations to share their dreams and fears, and speak their prayers. Some believe it to be a place of true spiritual power, demanding protection; others think it’s a mere magnet for superstitions, easily sacrificed. Not knowing which faction to favor, Father Flynn listens to all those caught up in the conflict, and these are the voices we hear in the stories of Whitethorn Woods —men and women deciding between the traditions of the past and the promises of the future, ordinary people brought vividly to life by Binchy’s generosity and empathy, and in the vivacity and surprise of her storytelling.
Я люблю книги ирландской писательницы Мэйвы Бинчи, и эта не стала исключением. Роман структурирован стандартно для Бинчи: общая проблема, и личные истории каждого, кого она хотя бы рикошетом коснулась.
Итак, новое шоссе должно прорезать лес со священным источником святой Анны, куда множество людей ходят помолиться. Молодой Отец Флинн не очень благоволит такому поклонению, считая в какой-то мере язычеством, но и личные истории людей, которым каждому по-своему дорог источник, не дают ему выступить против. Он колеблется в личных суждениях, да и от его голоса ничего не изменится, но мы пока следим за личными историями людей, которые приходили сюда помолиться (или хотели, но не пришли).
В этот раз почти каждая история отозвалась.
Недди Нолан, чудесный человек, который за всю жизнь никому не желал и не делал зла, - его историей начинается и заканчивается роман, т.к. именно через его ферму должна пройти новая дорога. Недди, которого все считают слегка не от мира сего ("not the sharpest knife in the drawer"), а то и умственно неполноценным, в результате оказывается мудрее всего города, когда речь заходит о том, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Его история - пожалуй, самая светлая и замечательная, за что спасибо Бинчи, потому что она обычно своих героев не жалеет. ) И его умная, яркая жена Клара, со сложным прошлым, - лучшая партия такому, как он. Добрый муж, умная красивая жена, которая повидала многое, и знала, что есть мужчины красивые, умные, богатые - но вот добрых и чистых днём с огнём не сыщешь. Для неё такой муж, как Недди - тоже подарок с небес.
История
Бекки Кинг, убийцы, и её матери, буквально заморозила кровь - настолько точно у Бинчи получилось передать это постепенное безумие, в которое сползла героиня после нервного потрясения. И это не холодное расчетливое убийство (хотя всё холодно просчитано, да), нет, это убийство уже глубоко больной девицы. Тут даже не знаешь, как относиться - это не жалость, не боль (все-таки двух погубила, причем одного конкретно так...), но просто ужас от произошедшего, и желание отстраниться от этой девушки, которую уже ничего в жизни, пожалуй, не ждёт. Но если с ней всё относительно понятно, то история её матери - это вообще топчик. Даже сама убийца не вызывает такого омерзения, как эта её матушка. И если бы это была только страсть наживы на скандале с дочерью и желание хорошей жизни (в конце концов, не так много хорошего она видела и увидит), но ведь она же ещё и забрала себе того, из-за которого Бекка поехала крышей. Это вообще не то что ни в какие рамки, а вообще ни в куда. Ужас и омерзение от этой истории оказались такими реальными, что я даже отложила книгу - до следующего утра.
История старого
доктора Дермота, который буквально сгноил и выгнал молодого, более талантливого, более сострадательного доктора Уайта, тоже сильно зацепила - хотелось прямо удавить старого подлого мерзавца. И безумно жаль глупых жителей города, которые так и не поняли, как старый сморчок подставил молодого, неопытного в интригах Уайта, и быстро забыли, как Дермот отказался макаться в сложный случай и не захотел ехать на рассвете к роженице, которую спас затем Уайт. Просто жаль, что они, глупые овцы, остались со старым бесполезным злобным Дермотом, так и не раскусив его гнилой натуры. Вот кто так и не понёс наказание - ну прямо всё, как в жизни...
Хелен Харрис, вырвавшаяся из приюта, но сумевшая выйти удачно замуж за очень богатого мужчину, вызвала смешанные чувства. С одной стороны, её можно понять - сирота, которая прогрызала путь в жизни себе сама, редко оставляет в себе нежные чувства и сострадание к ближним, у неё другая задача: выживать. И она так отлично с ней справилась. Замечательный муж, богатый, обожающий её, который, даже узнав её тайну, до конца жизни молчал, чтобы только ей было хорошо. Властная свекровь, которую Хелен сумела мягко и неотвратимо скрутить в бараний рог. И самое страшное - дитя, которое она, бездетная, вымаливала у святой Анны, но которое она в результате украла у другой женщины, провернув целую аферу (притворяясь беременной и уехав "навестить" монастырь, где росла).
При этом Хелен, верная принципам выживания, не чувствует за собой вины. Она считает, что люди в Россморе слишком беспечны, потому что как можно оставлять новорожденную малышку в коляске прямо на улице, перед магазином? А потому поделом им. Хелен отказывается от встречи с умирающей биологической матерью, потому что та ей попросту неинтересна - ни её исповедь (почему она бросила Хелен в приюте), ни то, что она уже не может дать. Хелен привыкла в жизни всего добиваться сама, у неё есть чёткий план, в котором слабости, своей или чужой, нет места. И только болезнь, от которой Хелен умирает практически молодой, в сорок с небольшим, дает нам понять, что возмездие все-таки настигло её. Её супруг, искренне горюющий, вопрошающий "за что", ведь "Хелен не обидела в жизни ни мухи". Её дочь, которая не её, но которой Хелен действительно дала многократно больше, чем могла бы дать не самая благополучная семья в Россморе... Увы - эта семья после кражи дочери скатилась ещё хуже, потому что пьющий супруг обвинил жену в том, что она продала их ребенка (частое явление в Ирландии в те времена) или не уследила, что то же самое, и избивал несчастную женщину десять лет. Очень, очень сложная и многогранная история, после которой радуешься, что судить людей - это не твоё дело, а Господа, потому что без понятия, как оно должно было быть...
А история
Перл и Боба, ирландских иммигрантов в Англии, которые так тяжело трудились, чтобы у их детей было всё, чего они были лишены, так обыденна и поэтому так страшна и грустна. Дети, которым они, обычные рабочие, умудрились дать великолепное университетское образование, дети, вокруг которых они построили свою жизнь - чтобы их была получше - в результате оборачиваются неблагодарными эгоистами, стыдящимися простых родителей, и забывшими поздравить их с серебряной годовщиной свадьбы... а ведь именно дети, по традиции, должны были организовать родителям этот праздник...
Понравилась и история
Поппи, которая выкупила почти весь дом престарелых, и шла к этому всю жизнь, потому что ей с детства нравилось ухаживать за людьми, ей нравилось общаться со стариками и узнавать новое от них. И в результате она добилась всего, чего хотела в жизни, просто потому, что следовала своей мечте, своим целям и своим идеалам. И честно - читать про развлечения в доме престарелых было так увлекательно, что самой туда захотелось

Ирландские дома престарелых - не то, что наши, конечно, но и стоят подороже.
Так же заставила задуматься и история
Кэролайн, которая всю жизнь хотела учить детей с особенностями, но удачно вышла замуж, и богатый муж занял всю её жизнь, пока их единственный сын (больше муж не хотел детей) не был отправлен в школу для мальчиков. Кэролайн не нужны деньги, она очень обеспеченная женщина, но она хочет работать, хочет видеть, как глухонемые дети получают старт в жизни, который дают такие замечательные школы, как та, в которую ей посчастливилось устроиться. Муж не понимает, высмеивает, где-то против, и где та грань между любовью, самопожертвованием и самоуважением?
Были истории проходные, которые не тронули и не запомнились, но которые было вкусно читать. Такой вредный перекус, которыми Бинчи разбавляла истории посерьёзней - без этого никуда. Честно, без них (для меня) роман бы только выиграл.
И всё же это однозначно
5. В копилку любимых тёплых романов (или историй), которые хочется перечитывать.
копия с Читального зала ...
Монк:
» It Ends With Us
Colleen Hoover, "It Ends With Us"
Кратко о сюжете: молодая девушка Лили Блум встречает перспективного красавца доктора-нейрохирурга Райла, с которым закручивается головокружительный роман, но она всё вспоминает свою первую любовь, Атласа Корригана. Да и Райл внезапно открывает свою абьюзивную сторону, начиная напоминать её отца-абьюзера, который колотил мать. Ну и все качели между "я не моя мать", и "он такой шикарный и я его люблю", "не все так однозначно" до "я всегда любила только Атласа". И в принципе - довольно жизненные качели, без перегибов, здесь нет вопросов.
Собственно, я вам уже всё рассказала, остальное - это детали.
Из хорошего: лёгкий, беглый язык (оригинала), читается легко и быстро, книга "проглачивается". Сюжет не провисает, достаточно острых сцен (ну все триггерные, чтоб читатель держался в напряжении), переплетение двух историй - с Атласом и с Райлом - не напрягало, очень даже гармонично, всё это прочтение дневников. Постепенное раскрытие Райла. Мне, кстати, понравилось, что автор не сделала его однозначно плохим, а всё осталось на уровне "
нет плохих людей, есть люди, которые совершают плохие поступки". Как написано в послесловии от автора, книга основана на её жизни, и она старалась сделать её максимально объективной в отношении своего отца, который, несмотря на то, что дико колотил жену, дочерей не трогал и вообще в остальных отношениях был вполне себе неплохим отцом, да и за пределами дома тоже уважаемым человеком.
Понравился образ
Атласа (только в конце какой-то слишком сахарный и нерешительный, но это может быть субъективным), такой надежный парень, которому, по закону американского жанра мелодрам, не хватило яиц подойти и поговорить с Лили, когда он вернулся из армии ("зачем, у неё же всё хорошо, ну и не буду лезть, хотя обещал вернуться, и вообще ясно, что между нами настоящая любовь, а не мимолётное увлечение - но всё равно молча уйду"). К Лили тоже сплошные вопросы, ведь несмотря на то, как она страдала по Атласу, она после него перепробовала кучу парней в ещё нежном возрасте (такое сложилось впечатление, хотя там без подробностей), и вообще большая любительница мужчин. Это во мне зависть говорит, наверное)) но вот это встречание Райла с работы в полной боеготовности, плюс грязными пальцами в себя впускать, мой старческий ум не воспринимал.
В целом интимных сцен тут даже больше, чем я подписывалась, но для кого-то это плюс. Не, я под настроение их люблю, но не когда отношения между героями базируются на одной похоти. Тем более когда Лили вздыхает по первой любви, но при этом и Райла дико хочет. Собственно, кроме внешности и денег, других особо положительных качеств я в нем не заметила, поэтому неясно, почему его так жалела автор (в своем послесловии), и почему фанатки писали, что Лили дура, ведь такой мужчина. Ага, такой, который при первой встрече сказал, что хочет оттрхть героиню, потом на коленях умолял о сксе, и нежность-доброта-уважение это не про него, у него к героине был только стояк и гордость, ведь Лили в 22 года уже салон цветов открыла (вот у меня тут большие вопросы! прям вся такая деловая и хваткая в этом возрасте, однако конечно сразу её салон в топчик пробился) и выглядит шикарно.
Вообще пример здоровых отношений в книге есть - это сестра Райла,
Алисса, и её муж Маршалл. Вот к этим двоим вопросов нет, они молодцы, и надеюсь, у них и дальше будет всё хорошо.
Из не понравившегося: этот постоянный упор от лица героини, что хорошие люди должны жертвовать на благотворительность, а ещё голосовать за демократов. Ну и смотреть шоу Эллен ДеДженерис, которую лично я не воспринимаю, поэтому то, что шоу Эллен заняло полкниги, меня морщило (Лили от него в восторге, и подсадила на него Атласа, и это их безопасная гавань типа, потому что ну такой Эллен прекрасный человек, без нее жизнь была бы беспросветной).
Сейчас читаю продолжение, "Всё начнётся с нас", где события начинаются с момента, на котором закончились в предыдущей книге. Хотя честно - мне кажется, продолжения эта книга не требовала, там всё хорошо. Посмотрим, чем автор удивит в сиквеле, но многого не ожидаю.
Оценка: 3, всё-таки много моментов меня корежило, вот только сформулировать их сложновато. И вопросов тоже миллион, но эта книга не про реализм, мы это уже поняли, а про триггерную тему, на которой автору получилось нехило заработать. Но честно - желания смотреть фильм с Блейк Лайвли на основе этого романа не возникло. Только при оказии какой-то, но точно не пойду его искать и смотреть. Может, просто не моя тема.
...
LuSt:
» Tom Lake
Ann Patchett "Tom Lake"
Еще на романе "Свои - чужие" было заметно, что Пэтчетт дрейфует от сюжетов о дальних странах и людях необычных профессий в сторону чего-то более приземленного и похожего на Энн Тайлер: историй обычных семей и их маленьких жизней, и в этом романе, где три взрослые дочери собираются пересидеть ковидный локдаун на семейной ферме в Мичигане и послушать рассказы о маминой юности, так или иначе повлиявшей на возникновение и развитие семьи, этот тренд проявился особенно ярко. Роман очень литературоцентричен: здесь постоянно по тексту отсылки к "Нашему городку" Уайлдера, в постановке которого на сценах различных театров принимала участие Лара, к чеховскому "Вишневому саду" - потому что на ферме выращивают вишни, черешни, груши и сливы, и к пьесе Сэма Шепарда "Безумие любви", где романтические отношения героев тесно переплетаются со сложными семейными связями. Повествование постоянно прыгает из настоящего (где не происходит особо ничего: днем собирают вишни, вечером смотрят кино, изредка соседи просят среднюю дочь Мэйси, которая учится на ветеринара, принять роды у кобылы или посмотреть, что с их собакой, которая начала странно себя вести, а старшая дочь Эмили готовится выйти замуж, но волнуется об упущенных возможностях - все же кроме жениха с соседней фермы, влюбленного в нее с трех лет, она больше ни с кем романтических отношений не имела) в прошлое, но события рассказа Лары развиваются более-менее линейно, так что мне эта композиция читать не мешала.
Лара не думала становиться актрисой, но когда в школе проводился кастинг на роли в постановке "Нашего городка", поняла, что сыграет Эмили Уэбб лучше всех, и оказалась права. На одном из спектаклей ее заметил скаут и пригласил в Голливуд сниматься в фильме. Пока шел монтаж и постпродакшн, у нее оказалось свободное лето, и чтобы не терять время впустую, ей предложили поехать в Мичиган на озеро Том, где собиралась полупрофессиональная труппа, которая как раз собиралась ставить "Наш городок" и "Безумие любви". Это самое лето на озере Том стало определяющим в ее жизни: там она встретила первую любовь, потеряла невинность, пережила предательство и расставание, окончательно все поняла об актерской карьере для себя, и знакомства с того лета дальше пошли тонкой веревочкой влиять на дальнейшие события.
Дочери очень хотели узнать подробности ее романа с недавно умершей голливудской звездой Питером Дьюком, который тогда был начинающим актером, а старшая вообще была убеждена, что Дьюк ее настоящий отец (не очень я, кстати, поняла, как к этим мечтаниям относился настоящий отец, его вообще в книге как-то мало, ну то есть он есть, но как-то фоном и вылезает в нужный момент как чертик из табакерки, чтобы, отыграв свою роль, тут же убраться обратно и не отсвечивать), однако рассказ Лары постепенно разбивает розовые очки стеклами внутрь и показывает Дьюка тем еще мудаком, в отличие от его старшего брата Себастьяна, с которым Лара вынужденно оказалась в одной лодке преданных и обманутых. Смысл в том, что самое незначительное событие вроде порванного сухожилия запускает ход тектонических плит, ого-го как влияющий на последующие судьбы людей. И до конца своих дней каждый из нас обречен думать, а что если бы тогда-то я сделал не это, а вот это, что бы это изменило в моей жизни.
Уайлдер говорил о "Нашем городке", что это простая пьеса, в которой присутствуют все сложные темы, и это сложнейшая пьеса, где он с любовью рассказывает о простейших вещах на свете, и ровно так же получилось у Пэтчетт. Вроде ничего особенного, однако из мелочей складывается вся наша жизнь. (5)
...