На форуме с: 10.06.2014 Сообщения: 3504 Откуда: Край терриконов и степей |
29 Дек 2021 5:22
Всем привет!
Давно меня не было на форуме, даже тему до конца не довела. Со старыми долгами в Новый год входить нельзя, поэтому прежде, чем подведу итоги по прошедшему опросу, закончу презентацию актеров...
ФОТОПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВЕТСКИХ АКТЕРОВ 50-60 ГОДОВ, ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Родился Олег Стриженов на Дальнем востоке в городе Благовещенск-на-Амуре. Отец был кадровым военным, принимавшим участие в Гражданской и Великой Отечественной войне, был награжден боевыми орденами и медалями. Мать училась в Мариинской придворной гимназии им. принцессы Евгении Ольденбургской и в Смольном институте, трудилась преподавателем в школах России и Финляндии. В 1935 году семья Стриженовых поселилась в Москве.
Олег очень хорошо учился в школе, прилежно выполнял все задания. У него была отличная дикция, он декламировал стихи и читал прозу, красиво рисовал. В будущем видел себя художником.
Окончив в 1944 году 7-й класс, Олег устроился в Научно-исследовательский кинофотоинститут на должность механика, в цех, где обрабатывали пленку. После он поступил в Театральное художественно-техническое училище, получил профессию кинотехника. После войны его наградили медалью за доблестный труд.
Олег Стриженов несколько лет был непосредственно связан с искусством, поэтому начал задумываться о том, чтобы связать свою биографию с актерским ремеслом. Он выбрал театральное училище им.Щукина.
После окончания училища он получил распределение в Таллин. Но на сцене русского драматического театра он блистал на протяжении одного сезона, а потом уехал в Ленинград. В Северной столице молодой актер вошел в труппу театра им.Пушкина, в котором проработал два года. После этого Стриженов уехал в Москву, и с 1957 года начал работать в театре-студии киноактера. Во МХАТ актер перешел в 1963-м и проработал до 1976-го. Затем снова вернулся на сцену Театра-студии киноактера.
В кино дебютировал в картине «Спортивная честь», где ему дали совершенно незначительную роль болельщика в одном из эпизодов. А после этого карьера актера резко пошла вверх. Сразу ему дали роли в картинах «Овод» и «Мексиканец», потом был фильм «Сорок первый» и буквально следом за этим работа в советско-индийском проекте «Хождение за три моря». После проката этих фильмов, актер стал невероятно популярным и востребованным. В глазах режиссеров и зрителей он стал настоящим романтическим героем.
Олега все чаще приглашают участвовать в экранизации классических произведений. Он снялся в «Белых ночах» по Достоевскому, «Капитанской дочке» и «Пиковой даме», «Северной повести» по Паустовскому и многих других. Стриженову предложили также работу в биографических проектах, причем он играл главные роли. Его героем стал композитор Чайковский, пилот Уточкин и Герой Советского Союза Л.Маневич.
Карьера Олега Стриженова в кинематографе приостановилась еще до начала 90-х. Последней работой того периода стала картина «Оглашению не подлежит», где его герой князь Ухтомский.
Возвращение в кинематограф состоялось только в новом веке, но было не таким триумфальным, как хотелось бы. В это время Стриженов снялся только в двух новых фильмах – «Вместо меня», где его партнером стал актер Сергей Безруков, и «Пять звезд», в тандеме с Ольгой Погодиной. Вторая картина вышла только через 5 лет после первой. В обеих проектах актеру достались главные роли, это уже стало его принципом – или играть ключевого персонажа, или не играть вообще.
В 2009 году Олега Стриженова наградили «Золотым орлом», тем самым признав его заслуги в развитии отечественного кинематографа.
Пожалуй нет ни одного человека, который бы никогда не слышал об актере Вячеславе Тихонове. Его знают все. Он был простым парнем, а стал всенародным любимцем, самым титулованным артистом СССР и РФ. В нем видели секс-символ прошлого века и эталон настоящей мужской красоты.
Родился Вячеслав Тихонов в Павловском посаде под Москвой. Семья была самая обычная, к искусству никакого отношения не имела. Папа трудился в должности механика на местной ткацкой фабрике. Мама была воспитателем в фабричном детсаду.
Слава любил ходить в школу, учеба давалась легко, особенно по математике, истории и физике. В те времена мальчишки часто делали себе татуировки, не удержался и Вячеслав. На его руке с детства красовалась надпись «Слава», которая потом во взрослой жизни очень мешала. Ему приходилось постоянно ее прятать, чтобы она не попала в кадр.
Детство мальчика закончилось в 13, когда в 1941-м началась война. В школе организовали госпиталь, куда свозили раненых с фронта, поэтому продолжать обучение пришлось в ремесленном училище.
Слава вместе с друзьями поступил туда учиться на токаря. Закончив учебу, Тихонов устраивается на военный завод, стоит за токарным станком с раннего утра до позднего вечера. В те часы, когда не нужно было идти на смену, он старался провести в кинотеатре «Вулкан», расположенном недалеко от дома.
С детства Тихонов мечтал стать киноактером, а семья мечтала, что он будет инженером или агрономом. Прислушавшись к мнению родных, Вячеслав в 1944-м поступает в Автомеханический институт, слушателем подготовительного курса.
В следующем году парень все же решился осуществить свою давнишнюю мечту и отнес документы во ВГИК. Поступить на общих основаниях не получилось, парню сказали, что его внешность нефотогенична. Но, наверное, удача была на стороне талантливого абитуриента. После того, как экзамены закончились, его зачислили вне конкурса, в мастерскую к профессору Б.Бибикову. Именно он сумел рассмотреть в Тихонове недюжинный талант и забрал его к себе.
Диплом об окончании ВГИКа актер получил в 1950-м и сразу снялся в ленте «Мирные дни», режиссера В.Брауна. После премьеры этого фильма режиссеры уже всерьез заинтересовались молодым актером, и предложений стало намного больше.
В 1950-м Тихонов вошел в состав труппы в Театре киноактера и впервые оказался на его сцене. Этим театральным подмосткам актер отдал семь лет своей творческой биографии. В 1957-м он получил постоянную работу на киностудии им.Горького, поэтому с театром пришлось распрощаться, чтобы достичь больших успехов на кинематографическом поприще.
В фильмографии Вячеслава Тихонова очень много работ, которые вошли в сокровищницу кинематографа. Первую славу актеру принесла картина «Молодая гвардия». Затем была «Дело было в Пенькове», в котором он стал трактористом Морозовым. После показа фильма актер понял, что такое народное признание. В 1958-м ему предложили героическую роль в картине «Чрезвычайное происшествие», снятой режиссером В.Ивченко. Вячеслав сыграл Райского – веселого матроса из Одессы, который храбро сражается с захватчиками его судна.
Вторая половина 60-х привела актера Тихонова на вершину актерского мастерства. Ему дали роль князя Болконского в картине «Война и мир», режиссера Сергея Бондарчука. Этот персонаж достался Тихонову благодаря Е.Фурцевой, которая в то время была министром культуры и благоволила актеру. Впоследствии Тихонов вспоминал, что эта работа далась ему очень нелегко, он выходил со съемочной площадки, чувствуя полное опустошение. Актеру нужно было органично смотреться в образе, хотя многое из него было непонятным и даже чуждым.
Еще один герой актера Вячеслава Тихонова очень запомнился зрителю. Это был учитель истории Мельников в картине «Доживем до понедельника», снятой режиссером С.Ростоцким.
В конце 60-х актер снимается в фильмах «Карусель», «Они сражались за Родину», «Семнадцать мгновений весны».
Такой славы, которая обрушилась на актера после показа «Семнадцати мгновений весны», у него не было ни до того, ни после. Тихонов стал известным настолько, что его Штирлица знали даже дети. Его узнавали на улице, просили автограф и называли не иначе, как Штирлиц. Вячеслав отвечал очень сдержанно, ему не нравилась эта ассоциация с образом. В 2009-м было принято раскрасить картину «Семнадцать мгновений весны», на что Тихонов очень резко ответил, что к этому безобразию он не имеет ни малейшего отношения. Лента была задумана как черно-белое кино, и ни в каких раскрашиваниях не нуждалась.
Еще одна работа в фильмографии актера заслуживает внимания – картина «Белый Бим, Черное Ухо», того же режиссера С.Ростоцкого, снятая в 1977 году. В ней Тихонову досталась роль писателя.
В 1978-м творческая биография актера пополнилась комедийной работой – картиной «По улицам комод водили»режиссера М.Гевина, где он перевоплотился во владельца того самого комода.
В конце 70-х Тихонову по просьбе Леонида Ильича Брежнева поручили читать текст, сопровождающий показ документального фильма «Малая земля», созданный по мемуарам Генерального секретаря. Заключительную часть под названием «Воспоминания» Тихонов читал во время прощания с Брежневым 11ноября 1982 –го.
В период 1989 по 2009 годы Тихонов занимал должность художественного руководителя ТПС «Актер кино».
В самом конце 80-х выходит еще один фильм с участием Вячеслава Тихонова – «Любовь с привилегиями», где действие происходит в перестроечное время.
Перестроечный период очень тяжело сказался на творчестве актера Тихонова. Рухнуло все, что до этого было важным и несокрушимым, во что он верил и чему поклонялся. Он почти не снимается. Но не потому, что не зовут, а потому, что Тихонов сам отказывается от того низкопробного кино, куда его приглашают.
Актеру Тихонову никак не удавалось найти что-то общее с наступившими временами, он отказывается от ведения мастерской в своем родном ВГИКе. Этот период был самым застойным в карьере актера, картин было очень мало, роли в основном второго плана. Он ответил согласием на предложение режиссера Никиты Михалкова сняться в ленте «Утомленные солнцем». Потом была работа в картинах «Зал ожидания» и «Берлинский экспресс». Но работа перестала быть творчеством и удовольствия от нее Тихонов не испытывал.
В 1998-м режиссер Сергей Урсуляк решил снять картину о людях старой закалки, которые так и не смирились с наступлением перемен в обществе. Фильм назывался «Сочинение к Дню победы», и кроме Тихонова там можно увидеть Олега Ефремова и Михаила Ульянова. Еще одна запоминающаяся работа великого мастера сцены – картина «Бесы», в которой он стал Тихоном. А самой последней работой была роль в картине «Андерсен. Жизнь без любви» режиссера Эльдара Рязанова. В фильме Вячеслав Тихонов перевоплотился в Бога.
Остаток жизни Тихонов провел практически в одиночестве, у себя на даче, расположенной на Николиной горе. Он не любил шумное общество, избегал журналистов и почти нигде не бывал. Тихонов получил звание «великого отшельника» за свой закрытый образ жизни.
Все, кто знал Вячеслава Тихонова, отмечают, что он был профессионалом с большой буквы, ярким и незаурядным человеком. Он имел многочисленные награды и премии от правительства, звание Народного артиста СССР и Героя соцтруда, ордена и медали, но при этом оставался обычным человеком, у которого напрочь отсутствовала звездная болезнь.
Родился Михаил в сибирской деревеньке Бергамак. Предки артиста проживали здесь еще со столыпинских времен. Дед был золотодобытчиком в Алдане. Отец - директором деревообрабатывающей артели, мама занималась хозяйством и детьми.
Когда мальчику исполнилось 3 года, Ульяновы переезжают в деревню Екатерининское, через некоторое время местом их жительства стал город Тара. Жилья не было, поэтому Ульяновым пришлось арендовать флигель. В этом городе прошли детские и юношеские годы Михаила.
Михаил учился в десятом классе, когда ему пришла повестка. Но воевать парнишке не пришлось, правительство решило не призывать в армию юношей 1927 года рождения.
В школьные годы мальчик особым рвением к науке не отличался, получал средние отметки, зато очень любил читать. Он ни разу не видел спектакля, потому что в их городе театра просто не было. Когда Ульянову исполнилось 15, к ним в Тару приехал на гастроли тобольский театр, и он впервые оказался в зрительном зале. Увиденное на сцене потрясло подростка до глубины души, и он влюбился в искусство – раз, и на всю жизнь.
Во время войны в их городе находился эвакуированный львовский театр. Артистам не хотелось сидеть без дела, и они создали драматический кружок для сибирских детишек. Миша тоже пришел записываться в артисты. Режиссеру театра очень понравился этот паренек, в котором была искра таланта, и он настоятельно рекомендовал Ульянову попробовать себя в театральном вузе.
После окончания школы Ульянов уехал в Омск. Приехал в областной город без денег, с одним только мешком картошки. Парень попытался поступить в студию, которую открыл областной театр. Михаил предстал перед экзаменационной комиссией с отрывком из романа «Мертвые души», и сумел поразить строгих преподавателей. Смышленого парнишку приняли на учебу.
После окончания Омской студии в 1946 году, Ульянов понимает, что нужно продолжать обучение, только уже в Москве. Он решил спросить совет у отца, который только недавно демобилизовался из армии, и получил от него полную поддержку. Отец отдал сыну пистолет, доставшийся ему в качестве трофея, и окрыленный юноша умчался в столицу. В московских Сокольниках жили их знакомые, и парень на первое время остановился у них. Михаил делал одну за другой попытки поступить, но почти во всех вузах ему отказали. Единственное место, куда Ульянову удалось поступить, была студия в Театре им.Вахтангова.
Вначале он был задействован исключительно в эпизодах и массовых сценах. Первую заметную роль в своей театральной биографии Ульянов сыграл в постановке «Крепости на Волге». Ему доверили роль Кирова. Московские зрители приняли спектакль очень тепло, и после этого театр повез постановку в Ленинград. Тут игра молодого актера попала под прицел критиков, которые посчитали Ульянова не готовым к ролям такого масштаба.
Годы шли, Ульянов становился профессиональным актером, ему доверяют самые разные образы. В общей сложности Михаил Ульянов выходил на сцену театра на протяжении шестидесяти лет, и за этот период создал очень много памятных образов. Он любил своего персонажа Рогожина в спектакле «Идиот». Его герой просто дышал страстью и безысходностью, и это состояние он сумел донести до зрителя.
В этом же театре, ставшем для Ульянова родным, он дебютировал в качестве режиссера. Его первая постановка вышла в 1973-м, и называлась она «Ситуация». После этого Михаил Ульянов выпустил еще несколько постановок, в том числе и работу под названием «Я пришел дать вам волю». В основу этого спектакля легло произведение Василия Шукшина.
В 1987-м он получил должность художественного руководителя театра им.Вахтангова, и оставался в этом кресле до самой болезни.
Кинематографическая биография Михаила Ульянова началась с ленты «Егор Булычев и другие», в которой он перевоплотился в Якова Лаптева. Зрители увидели картину в 1953-м, но особого успеха она не имела. Потом был ряд более удачных проектов – «Добровольцы», «Дом, в котором я живу», «Председатель». После выхода фильма «Братья Карамазовы» актер удостоился Ленинской премии.
Персонажи Михаила Ульянова были самыми разноплановыми. Он отлично вживался в образ и царя, и генерала. Двенадцать раз Ульянов перевоплощался в маршала Жукова, этот образ получался очень правдоподобно.
Кризис 90-х прошел мимо Михаила Ульянова. Он остался по-прежнему известным и востребованным артистом. В эти годы вышло много знаковых картин с его участием, но самой впечатляющей стала лента под названием «Ворошиловский стрелок.
Фильмография артиста насчитывает более семи десятков удачных проектов. И в каждом из них артист сумел найти свою изюминку, передать характер героя. Ульянов был одинаково хорош и в роли положительного героя, и в образе отъявленного мерзавца.
Актерская судьба Евгения Урбанского была короткой, но яркой. С первого же фильма советский Марлон Брандо, как его прозвали позже, приобрел всесоюзную известность и армию поклонников. Каждая роль, даже самая незначительная, запоминалась навсегда. Режиссеры не боялись доверять актеру серьезных, глубоких персонажей. Знали – Урбанский обязательно справится блестяще.
Родился в Москве, но в дальнейшем семья переехала в казахстанскую столицу. В конце 30-х годов отец замещал руководителя отдела пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана.
Через год после того, как вступил в должность, попал под репрессию (его реабилитировали только в 1955-м) и отправился в лагерь. Мама осталась с двумя детьми в Алма-Ате. После Великой Отечественной войны отца перевели в город Инта, расположенный в республике Коми, где семья и воссоединилась.
Евгению легко давались школьные науки, любил литературу, особенно поэзию. Мальчик входил в число поклонников Владимира Маяковского, наизусть знал множество произведений поэта, с которыми выступал на праздниках. Подросток увлекался акробатикой, учителя пророчили Жене спортивное будущее.
Получив аттестат зрелости, Урбанский поехал в столицу России, где поступил в дорожный институт. Профиль не понравился, тогда юноша решил перевестись в горный вуз. Это учебное заведение и решило будущую судьбу – Евгения привлекли к художественной самодеятельности, и он вдруг понял, что хочет стать актером.
Перед молодым человеком распахнула двери Школа-студия МХАТ. Высокого красавца приняли с первой попытки, позднее однокурсник Олег Табаков пояснял почему:
«Он был похож на шахтера, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый».
После окончания актерской студии Евгений Урбанский стал членом труппы Московского драматического театра.
В 1956 году постановщик Юлий Райзман пригласил Урбанского сыграть главного героя картины «Коммунист». После премьеры фильма Евгений Урбанский купался в лучах славы и зрительской любви, читатели журнала «Советский экран» поставили картину в тройку лучших. Кроме того, эта киноработа завоевала диплом на Международном фестивале в Венеции, а затем получила премию на Всесоюзном кинофестивале.
Евгений не мог спокойно гулять по улицам, всюду молодого человека узнавали и просили автограф. Режиссеры тоже не оставляли актера без внимания, предлагая интересные роли, но тот, как ни странно, отказывался от работы. Следующие два года Урбанский самоотверженно играл на театральной сцене, иногда в месяц с его участием проходило больше 25 спектаклей.
Вновь заманить в кино начинающего киноактера удалось Григорию Чухраю. Постановщик доверил Урбанскому воплотить образ фронтовика-инвалида в военной мелодраме «Баллада о солдате». В 1960 году актер опять снимался у Чухрая, на сей раз в главной роли. Евгению достался самый сложный в его творческой биографии персонаж – летчик, Герой Советского Союза Алексей Астахов в драме «Чистое небо». После выхода картины Евгений Яковлевич вновь почувствовал себя в зените славы. На фестивалях в Советском Союзе, Мексике и Америке призы и награды сыпались на картину как из рога изобилия, а читатели «Советского экрана» отвели ей «золото» в рейтинге лучших фильмов 1961 года.
После этого Евгений успел сняться еще в четырех лентах: «Мальчик и голубь», «Большая руда»,«Пядь земли», «Царь и генерал».
Поздней осенью 1965 года на съемках картины «Директор» Евгений Урбанский самостоятельно исполнял сложный трюк. Актеру предстояло перепрыгнуть на машине с одного песчаного бархана на другой (съемки проходили в Бухаре). Дубль удался, но второго режиссера не устроила высота прыжка, и он решил повторить кадр. Автомобиль перевернулся, Евгений скончался по пути в больницу. После гибели главного героя производство картины прекратили.
Евгений обладал отменным голосом, замечательно играл на гитаре. Говорят, манера исполнения вдохновляла в начале творчества Владимира Высоцкого. Восхищался певческим талантом актера и Юрий Никулин.
В память о талантливом лицедее спустя три года режиссер Екатерина Сташевская-Народицкая создала документальную ленту «Евгений Урбанский», которая включила и кадры из последнего фильма. А Евгений Евтушенко посвятил актеру «Балладу о совершенстве».
Популярность Сергея Филиппова, исполнителя отрицательных героев, была настолько огромной, что ленинградские водители останавливали транспорт, чтобы поприветствовать талантливого артиста. В реальной жизни Филиппова тяготило внимание публики, хотя он гордился собой и своими достижениями.
Родился будущий комедийный артист в Саратове, в обычной семье. Отец – простой трудяга, заводской слесарь, мама – портниха, которая ради дополнительного заработка подрабатывала и на дому. Жили трудно, считали каждую копейку.
Сергей был пятилетним ребенком, когда грянула Октябрьская революция. Завод закрыли, отец остался без работы и запил от безысходности. В один не самый лучший день он пришел домой в хорошем подпитии, сказал домашним, что идет воевать и пропал. Больше его в живых никто не видел. Матери приходилось работать за двоих, поэтому воспитанием сына она особо не занималась. Спустя некоторое время мать привела домой отчима, Сергей очень скоро ощутил его властность и жесткость характера. Он часто вспоминал, что отчим спал с пистолетом под подушкой.
Постоянное нервное напряжение плохо сказывалось на учебе мальчика, не говоря уже о его поведении. Учился он плохо, в старших классах стал настоящим хулиганом. На одном из уроков химии, когда учитель отсутствовал, Сергей решил провести опыт. Влил соляную кислоту в металлические опилки, разбавил эту смесь парочкой реактивов. Школьные помещения наполнились отвратительным запахом, уроки были сорваны. Будущий артист вылетел из школы.
Мать не стала уговаривать принять сына обратно, она устроила его работать на пекарню помощником пекаря, где парень и начал свою трудовую биографию. Однако и там он продержался недолго. Сергей очень любил читать, и когда брал в руки книгу, забывал обо всем. Однажды он так зачитался произведением Джека Лондона, что не посолил хлеб. Его уволили сразу. Потом пошел в ученики к немцу-краснодеревщику, но там тоже ничего не вышло. Он умудрился забить гвозди в дорогущий шкаф, и антикварная вещь была полностью испорчена. Увольнение последовало незамедлительно. Слесарь, садовник, грузчик – все эти специальности оказались Филиппову тоже не под силу.
Больше всего Сергею нравилось танцевать, он мог без устали репетировать перед зеркалом, или смотреть на занятия в студии танца. Случай привел его в балетную студию, и Филиппов так увлекся, что буквально за несколько недель вышел в число лучших учеников. У него были прекрасные перспективы в балете. Сергей прислушался к советам педагогов, и поехал в Москву, попытать свои силы в балетном училище при Большом театре.
По приезду он узнал, что опоздал на приемные экзамены. Знающие люди подсказали парню, что в Ленинграде тоже есть хореографическое училище, Филиппов рванул в город на Неве. Но и туда опоздал. Решил пробовать свои силы в только что открывшемся эстрадно-цирковом техникуме, куда и был принят. Преподаватели прочили ему блестящее будущее. После получения диплома талантливого юношу приняли в Театр оперы и балета. Но во время четвертого представления Сергей упал без сознания, доктора диагностировали у него инфаркт, и с балетом пришлось проститься.
После неудачи в балете, Сергей поступил на службу в Театр-студию эстрады. Во время одного из представлений молодой артист заинтересовал Николая Акимова, который и пригласил Филиппова в Ленинградский театр комедии. Его подмосткам Сергей отдал три десятка лет, начиная с 1935-го по 1965-й годы. Самые лучшие свои сценические образы Филиппов сыграл именно здесь. Он участвовал в постановках «Не все коту масленица», «Собака на сене», «Простая девушка», «Актриса», «Ревизор».
Настоящая популярность пришла к артисту достаточно быстро. До войны снималось мало картин, поэтому люди часто бывали в театре. За один театральный сезон в Ленинградском театре эстрады ставилось 16 постановок, Филиппова задействовали во всех без исключения. У него был какой-то прирожденный дар играть отрицательных героев, он очень достоверно изображал на сцене самые худшие черты характера человека, причем настолько мастерски и проникновенно, что публика готова была аплодировать артисту стоя.
В 1965-м Филиппова уволили. И до этого ему делали замечания по поводу некорректного поведения, но терпение руководства театра закончилось, когда пьяный артист бранился из-за кулис, да так, что было слышно в зале. Он ушел с записью в трудовой книжке «по собственному желанию».
Кинематографическая биография Сергея Филиппова началась в 1937-м, с картины «Падение Кимас-озера», где ему пришлось перевоплотиться в финна. После этого он побывал на съемочной площадке картин «Волочаевские дни», «Член правительства», «Новые похождения Швейка», «Беспокойное хозяйство», «Золушка».
В 40-е советский кинематограф не располагал большим выбором артистов комедийного жанра, поэтому непревзойденная игра Филиппова пользовалась большим успехом у режиссеров. Пожалуй, самым ярким получился образ лектора в комедийном проекте «Карнавальная ночь». Еще один потрясающий образ – Казимир Алмазов из комедии «Укротительница тигров».
В 1965-м у артиста диагностировали опухоль мозга, провели серьезную операцию, и он снова вернулся в строй. После выхода на экраны многосерийной ленты «12 стульев», где он блестяще перевоплотился в Кису Воробьянинова, Филиппову не давали прохода на улице. Каждый прохожий останавливал его с просьбой дать автограф.
В 80-е годы артист почти исчез с экранов, состояние здоровья не позволяло ему полноценно сниматься. Практически последней работой в кинематографе стала роль в эпизоде картины «Собачье сердце», которая вышла в 1988-м.
Последние годы своей жизни Сергей находился практически в полном одиночестве. На пике своей популярности и всенародной любви он жил на широкую ногу, к старости у него почти не осталось денег. К нему никто не ходил, так, изредка появится кто-нибудь из коллег или друзей, и все.
Леонид Харитонов — это один из популярнейших советских актеров. Персонажи, которых играл Леонид, воспитывали и веселили. Он играл роль обаятельного и милого недотепы, способного на подвиг, если этого потребуют обстоятельства.
Родился будущий актер в Ленинграде. Мать трудилась врачом, а отец — инженером. Детство было очень сложным, в годы блокады приходилось есть даже мыло и штукатурку, чтобы выжить. Из-за этого Харитонов быстро заработал язву желудка, от которой потом не мог избавиться всю жизнь.
Насчет своей карьеры Леонид определился еще в школьные годы. У него недаром было прозвище «артист», его Леонид получил за навыки в пародировании и копировании других людей. В детстве Леня был завсегдатаем на любых школьных театральных кружках и творческих вечерах.
После девятого класса Леонид сдал экзамены в настоящую театральную студию, но променять десятый класс средней школы на специализированное театральное училище юноша не захотел. По непонятным причинам Харитонов захотел обучаться на юрфаке Ленинградского университета. Сдал экзамены, успешно поступил, но в свободное время все равно бегал на кружки художественной самодеятельности.
Продолжать обучение нелюбимому ремеслу Леонид не смог. Проучившись один год, Харитонов решается забрать документы с юрфака, чтобы поступить в студию Немировича-Данченко при МХАТе. После получения диплома Леонида Харитонова приняли в труппу МХАТа.
Первым для Леонида Харитонова фильмом стала работа под названием «Школа мужества». Ленту сняли по мотивам творчества Аркадия Гайдара. Первая в жизни Леонида роль в кино стала для него главной. Харитонов входил в роль своего персонажа в прямом смысле этого выражения. Публике очень понравилась душераздирающая история про юного красноармейца. Этой удачной ролью Харитонов расположил к себе тысячи зрителей, начали появляться первые поклонники и поклонницы.
Вторая культовая роль актера, закрепившая его популярность, это Иван Бровкин. Киноманы старшего поколения до сих пор с любовью и неподдельным интересом снова и снова пересматривают комедию с милым деревенским пареньком в главной роли. Фильм разобрали на цитаты, а имя Ивана Бровкина быстро оказалось нарицательным. Очень быстро Харитонов стал кумиром советских людей благодаря своей харизме.
Последующие роли в кино не смогли затмить уже имеющуюся славу актера, но все равно фильмография актера постоянно пополнялась. Леонид не отказывался и от эпизодических ролей. Ему доверили сыграть второстепенных персонажей в ставших легендами фильмах «Чародеи» и «Москва слезам не верит».
Последние несколько лет жизни здоровье Леонида Харитонова начало все чаще напоминать о себе. Актер уже перенес два инсульта, но совершенно не хотел уходить на заслуженный отдых. Новый худрук МХАТа не стал терпеть странный характер Харитонова, поэтому предложил актеру сразу же заявление по уходу по собственному желанию. Поползи слухи, что Харитонова увольняют из-за обостряющегося психического заболевания. Актер не смог пережить всего этого, результатом переживаний стал третий инсульт.
Георгий Юматов родился в Москве. Так сложилось, что все юношеские годы он стремился быть моряком, даже специально занялся боксом, лёгкой атлетикой, чтобы развить в себе силы. Когда позволил возраст, он с удовольствием поступил в военно-морскую школу. Однако судьба распорядилась иначе, поскольку началась война.
Нес он службу на торпедном катере «Отважный», начинал он с обычного юнги и подошёл до рулевого.Он в полной мере испытал на себе все тяготы войны, участвовал в штурме Бухареста, Будапешта, Вены. Зарекомендовал себя как по-настоящему отважный и профессиональные моряк, был неоднократно контужен и даже ранен.
В активе у Георгия Александровича множество наград, есть памятные медали. Да, впоследствии ему было довольно сложно, ведь приходилось отдаваться кинематографу полностью, ездить на съёмки, концерты, и ранения на фронте, контузии давали о себе знать.
Актёр был очень строг по отношению к себе, его всегда отличала военная выправка, самодисциплина, умение делать практически невозможное невзирая на физическое самочувствие. Впоследствии он вспоминает, что часто был на волоске от смерти, однажды от гибели его спасла случайность.
Как-то на пристани он подобрал бездомную собаку, которая стала жить на судне. Однажды она очень испугалась бомбежки, бросилась в воду и поплыла к берегу. Юный матрос прыгнул вслед за ней, чтобы спасти. Когда он отплыл от торпедоносца, в него попала фашистская бомба, он буквально взлетел на воздух. К сожалению, все моряки, бывшие на судне, погибли. Выжил только Георгий по такой счастливой случайности.
Успешно пройдя всю войну, он вернулся в Москву. Он особо не задумывался о будущем, но планировал и дальше служить во флоте. На момент окончания войны ему было всего лишь 19 лет. Однажды он зашел в обычное обшарпанное кафе, произошло это вскоре после возвращения в Москву и по удивительной случайности он попался на глаза самому мужу Любови Орловой, режиссеру Григорию Александрову. Григорию Александрову было достаточно одного внимательного взгляда, чтобы определить, есть ли у человека актерский талант. Он взглянул на обаятельное и словно просветленное лицо ничего не подозревающего юноши и понял, что у того огромный артистический потенциал. Режиссёр сразу же подошёл к молодому человеку и пригласил его участвовать в своей новой картине.
Конечно, изначально роли в его творческой биографии были совсем крохотными, но уже одно появление на экране этого обаятельного мужчины вызывало восторг.
После участия в проекте «Молодая гвардия» Григорий Александров предложил юноше поступать во ВГИК, чтобы получить профессиональное образование. Однако Сергей Герасимов не принял его. И произошло это вовсе не из-за сомнения в исполнителе. Напротив, Сергей Герасимов со свойственной ему простотой и прямолинейностью заявил, что юноша и без того прекрасно владеет актерской техникой, органично смотрится в кадре. И сразу же взял его в свои картины.
Последовали весьма успешные картины «Очередной рейс», «Жестокость», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Герои Шипки», «Педагогическая поэма», «Разные судьбы», «Они были первыми»... На актёра обрушилась всесоюзная слава. Предложения посыпались словно из рога изобилия. Но артист установил очень высокую планку, поэтому огромное количество предложенных ему ролей он отметал, ориентируясь на высокий уровень, который был взят им изначально.
Самой триумфальной работой можно назвать «Офицеры». Удивительно, но после просмотра её практически все сходятся во мнении, что выглядит всё так, словно сценарий был написан специально под Юматова. Он словно родился для этой роли. Конечно, стоит учитывать, что играть ему, в общем-то, не приходилось, ведь военную тематику он знал не из теории в профильных актерских заведениях. Эта роль произвела настоящий фурор. Пожалуй, она стала самой главной в его жизни. Последовали и другие картины, они были очень популярными «Петровка, 38», «Огарева, 6» и «ТАСС уполномочен заявить…».
Немногие люди знают, но в картине «Белое солнце пустыни» на роль Сухова выбрали именно Юматова, хотя в итоге сыграл роль красноармейца Сухова Анатолий Кузнецов. Но, так сложилось, что в он ввязался в драку, где ему разбили лицо. Требовалось длительное время на восстановление, а откладывать съемки на долгий период режиссер не смог, поэтому пришлось срочно искать замену.
Стоит отметить, что моральное состояние актера подкосил и инцидент. Он в порыве гнева убил человека. Это произошло, когда актер похоронил свою любимую собаку, а один из приятелей неосмотрительно бросил фразу, что не стоит так убиваться, это всего лишь собака. Возможно, это произошло в пылу пьяной ссоры, поскольку в трезвом состоянии артист бы никогда не решился на хладнокровное убийство. Некоторое время он сидел в тюрьме, но затем вышел по амнистии, поскольку являлся участником боевых действий, ветераном войны. Но этот досадный случай, а также то, что происшествие обсуждали все желтые газеты, подкосило здоровье артиста.
Родился Юрий Яковлев в столице в интеллигентной семье. Отец был юрист. Мама долгое время трудилась диетической сестрой в поликлинике Кремля. Родители Юрия развелись, когда он был совсем маленьким. Отец ушел, и виделся с сыном только раз в неделю – в четверг.
В самом начале войны Яковлевых эвакуировали в Уфу. Мама начала работать в госпитале медсестрой, Юрий постоянно ей помогал. В школе Юрий учился хорошо, несмотря на голод и лишения. Вернуться в столицу получилось только в 1943-м. Москва лежала в руинах, жить было трудно, поэтому Юрию снова пришлось устраиваться на работу. После эвакуации он был длинным и тощим подростком, у него диагностировали дистрофию второй степени. В Москве парень устраивается сразу заправщиком, а потом мастером по мелкому ремонту авто при американском посольстве.
После окончания вечерней школы Яковлев начал всерьез задумываться о карьере дипломата, но потом решил, что сцена ему нравится больше и пошел штурмовать ВГИК. Он пытался подготовиться к экзаменам, устраивал репетиции в кладовке, чтобы никому не мешать. Он подал документы во ВГИК и даже успешно прошел два экзамена, а вот на кинопробе его срезали. Оператор, который должен был снимать абитуриента, сказал, что внешность у него некиногеничная и что смотреться в кадре он не будет. Юрию уже и раньше отказывали из-за внешности – еще в довоенное время он проходил пробы на роль второго плана в картине «Тимур и его команда» и тоже не прошел по внешности.
Неудача на экзаменах конкретно выбила Яковлева из колеи. Но провидению все-таки было угодно, чтобы Юрий стал актером и вот уже по совету знакомого старшекурсника он отправляется в знаменитую «Щуку», где еще не закончились экзамены. Конкурс там был просто огромный – почти 600 человек на место, намного больше, чем во ВГИКе. Приемную комиссию Щукинского Яковлев тоже не впечатлил, и уйти бы ему ни с чем, но снова судьба распорядилась иначе. Он понравился известной актрисе Ц.Мансуровой, которая разглядела в юноше потенциал и взяла его к себе на курс.
Учеба давалась Юрию не так легко, как хотелось бы. После первого курса его чуть не отчислили, потому что он умудрился «завалить» самый главный предмет – актерское мастерство. И снова на помощь к Яковлеву пришла Мансурова, которая и вела у студентов эту дисциплину. Она видела, что парень явно талантлив, поэтому сделала все, чтобы его не выгнали из вуза. Она взяла над ним шефство, и постепенно Юрий начал делать первые успехи.
После получения диплома Яковлев буквально сразу был принят в труппу Академического театра им.Вахтангова. Впервые на сцене этого театра Юрий оказался в 1952-м. Сразу молодому актеру пришлось играть в эпизодах, например в постановке «Отверженные» он стал одним из жандармов. Но буквально через год начинающий актер уже примерил на себя роль второго плана в спектаклях «Европейская хроника» и «Макар Дубрава». После этого ему доверили главную роль в постановке «Раки». В 1968-м Юрий получил роль в постановке «На всякого мудреца довольно простоты», где стал Егором Глумовым. После премьеры спектакля актер получил лестную оценку зрителей и профессиональных критиков.
В конце 60-х Юрий Яковлев стал ведущим актером родного театра. Постановки с его участием проходили с неизменным аншлагом. Яковлева буквально заваливали заманчивыми предложениями руководители разных столичных театров. Юрию предлагали самые лучшие условия во МХАТе и в Малом театре, но актер отказался. Он был настоящим консерватором и остался верным родной сцене. Он выходил на сцену театра им.Вахтангова на протяжении 60 лет. В творческой биографии актера более пятидесяти постановок в самых разных жанрах.
Кинематографическая карьера Юрия Яковлева началась в 1954-м, с небольшой роли в советско-албанском фильме «Великий воин Албании Скандербег». Эту картину возили на Каннский фестиваль, она была удостоена награды за режиссерскую работу, но Яковлеву славы не принесла. В 1955-м Юрия пригласили на съемки водевиля «На подмостках сцены», доверив ему небольшую роль. В последующие два года на экраны вышли еще три ленты с его участием.
Первый успех в кино пришел после выхода картины «Идиот». В 1959-м журнал «Советский экран» назвал ее лучшей картиной года, а Яковлев стал знаменитым. В 1961-м Юрий снялся у Эльдара Рязанова, в ленте «Человек ниоткуда», где стал одним из центральных персонажей. Сотрудничество с известным режиссером Рязановым продолжилось в следующем году, в картине «Гусарская баллада», в которой Яковлев стал поручиком Ржевским. Картина быстро стала популярной, ее просмотры перевалили за 50 миллионов.
На актера Яковлева предложения посыпались как из мешка изобилия, поэтому следующие десять лет были очень плодотворными. За это время вышло больше двадцати фильмов с его участием. В 70-х Юрий Яковлев оказался на пике популярности. Всесоюзную славу актеру принесла картина «Иван Васильевич меняет профессию». После этого было участие еще в одном прославленном фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». Яковлев стал Ипполитом, хотя до этого на эту роль приглашали Олега Басилашвили. Но актер не смог сниматься в фильме из-за семейной трагедии, поэтому роль отдали Яковлеву и, как видно, не прогадали.
Актерская карьера Яковлева продолжает идти вверх, и он снимается в нескольких проектах, которые стали культовыми. Это были ленты «Кин-дза-дза», «Виват, гардемарины!», "Любовь земная", "Судьба" и другие. Не отказывается актер и от съемок на телевидении, озвучивания мультфильмов и пластинок.
После распада Союза произошла своеобразная переоценка ценностей. Кинематограф стал жестким, более циничным, любимым жанром стал детективный или криминальный. Яковлев не любил такое кино, поэтому наотрез отказывался от предложений. За последние десять лет перед смертью он снялся только в четырех лентах. Одной из этих картин было продолжение прославленной «Иронии судьбы». |