На форуме с: 13.03.2011 Сообщения: 1242 Откуда: Украина, Днепропетровск |
05 Дек 2011 23:08
» МечВсем доброе время суток!
Москвичка, вот моя статья о мечах, извини, что так долго...
Классификация рыцарских мечей
Меч имеет довольно простое строение: длинный клинок с рукоятью. Тем не менее, данное оружие имеет множество форм и способов применения. Будучи более длинным, чем кинжал, не так легко скрываемый в одежде, меч является во многих культурах благородным оружием. Он обладал особой значимостью, являясь одновременно произведением искусства, фамильной драгоценностью, символом войны, правосудия, и конечно славы.
По действию мечи бывают рубящими, режущими и колющими; большинство мечей сочетает колющий эффект с рубящим либо режущим. Разницу между рубящим и режущим клинком хорошо подчеркивает известная история времен крестовых походов. Якобы король Ричард Львиное Сердце поспорил со своим другом-сарацином (как часто утверждается — самим Саладином), чей меч лучше. Ричард взмахнул мечом со всей своей немалой силушкой — и разрубил железный брус! Сарацинской сабле такое не под силу — зато, как тут же продемонстрировал сарацин, ею можно рассечь... подушку. А попробуйте сделать то же самое рубящим клинком европейца!
Конечно, воинам в бою не слишком часто приходится сражаться с подушками. Но если рубящий меч лучше годится против тяжелобронированного противника, то кожаный или стеганый доспех намного лучше поддается сабле. Под рубящим клинком он зачастую вминается. Кроме того, режущие удары не требуют такого размаха, а потому их можно наносить намного чаще. И, наконец, слабый, скользящий удар европейским мечом почти безвреден, тогда как сабля и таким способом может нанести серьезную рану — если, конечно, придется не по латам.
Меч имеет следующее строение:
a. Эфес
b. Клинок
c. Навершие. Навершие (оно же — головка, яблоко) — это грузик на конце меча, противоположном клинку. Обычно имеет более-менее шаровидную форму. Нужно оно затем, чтобы сбалансировать оружие: сдвинуть центр тяжести меча с его середины поближе к руке.
d. Рукоять
e. Крестовина (гарда). Крестовина — это деталь, защищающая руку бойца. Она у большинства средневековых клинков имеет вид перекрестия, но встречаются также чашеобразные (как у рапир), колодкообразные (как у гладия) или даже сетевидные гарды.
f. Лезвие
g. Острие
Известно множество вариантов форм сечений клинка. Обычно форма клинка зависит от предназначения оружия, а также от стремления совместить в клинке жесткость и легкость.
Лица гражданские при выборе меча руководствовались в основном веяниями моды. Военные же пытались найти идеальный клинок, сочетающий в себе одинаковую эффективность как при нанесении рубящих, так и колющих ударов.
Необычайная популярность меча в литературе и играх имеет свои основания. Пусть удар мечом по пробивной и убойной силе не сравнить с топором, а радиус угрозы — с копьем или секирой, у меча есть несколько серьезнейших преимуществ.
Воин с мечом намного меньше устает, чем обладатель несбалансированного оружия. На удар расходуется малая доля той энергии, что нужна на взмах топором.
Мечом удобно парировать удары — во всяком случае, удобнее, чем древковым оружием, которое при этом имеет обыкновение ломаться. Меч помогает своему владельцу защищаться.
Меч — быстрое оружие. Даже рубящий, он все-таки достаточно маневрен.
Важное следствие из всего этого: меч лучше многих видов оружия позволяет реализовать преимущество в технике боя. Количество приемов, стоек, маневров с клинками намного выше, чем у топора, булавы и копья. Пожалуй, потягаться с ним смогут разве что легкие секиры (например, нагината или глефа). Недаром именно эти два класса оружия чаще других порождали школу боевого искусства. Правда, в этой силе кроется и слабость: в неумелой руке меч почти бесполезен. Это оружие профессионала или ветерана: ополченцу и рекруту лучше выдать копье (даже если не упоминать того факта, что меч — штука очень недешевая).
Но не стоит считать меч супероружием. Не раз и не десять в истории человечества мечники становились легкой добычей: для алебардного строя, для пикинеров, а порой для тяжелой пехоты с ударным оружием. Против кавалерии в пешем строю, он тоже не поможет: тут годится лишь то, что можно упереть в землю, как пику.
Гладиус - латинское слово, обозначающее «меч». Ранние древние римские мечи были подобны мечам, используемым греками. С 3 века до н.э. римляне приняли мечи, подобные используемым кельтиберами и другими в начальный период завоевания Испании. Этот вид меча был известен как «Gladius Hispaniensis», или «испанский меч».
Гладиусы были обоюдоострыми для нанесения режущих ударов, и имел клиновидное острие для нанесения колющих ударов. Прочный эфес состоял из выпуклой рукояти, возможно с углублениями для пальцев. Прочность клинка достигалась сваркой вместе полос металла, в этом случае меч имел канал вниз по центру, или, изготавливаясь из одной заготовки высокоуглеродистой стали, ромбовидной формой в поперечном сечении. Имя владельца часто гравировалось или выбивалось на клинке.
Различали несколько видов гладиуса: гладиус Майнц, гладиус Фулхэм, и гладиус Помпеи (эти названия ссылаются на места, где были найдены канонические экземпляры этих мечей). Более свежие археологические находки нашли более раннюю версию, Испанский гладиус. Различия между этими вариантами довольно тонкие.
Название «gladius» происходит от латинского существительного «стебель», множественное число которого «gladii». Упоминание гладиуса встречается в литературе со времен пьес Плавта (Casina, Rudens).
Слова, имеющие происхождение от слова «гладиус», включают гладиатора («фехтовальщик») и «gladiolus» («гладиолус», «небольшой меч», от уменьшительной формы гладиуса). Гладиолус - также название цветкового растения с листьями в форме меча.
Оригинальный испанский меч, имел небольшое искривление клинка «талия осы» или «клинок-лист». Такой меч использовался в республике. Использовался не позднее, чем 200 до н.э. до 20 до н.э. Длина клинка примерно 60-68 см. Длина меча примерно 75-85 см. Ширина меча примерно 5 см. Он был наибольшим и самым тяжелым из гладиусов. Самый ранний и самый длинный из гладиусов, он имел выраженную листообразную форму. Максимальный вес составлял около 1 кг для наибольших версий, более стандартный весил около 900 г. с деревянной рукоятью.
Испанский меч, вероятно, не был приобретен ни от Испании, ни от Карфагенян. Ливий связывает историю Тита Манлия Торквата, принимающего галльский вызов к поединку крупным солдатом на мосту через реку Anio, где лагеря галлов и римлян были расположены на противоположных берегах реки. Манлий был экипирован испанским мечом (gladius hispanus). Во время боя он дважды уколол мечом галла под щитом, нанеся фатальные удары по животу. Он тогда снял с галла торк (украшение на шее в виде обруча, шейная гривна), и надел на свою шею, получив, тем самым, свое имя - Torquatus (от torc). Дебаты по происхождению испанского гладиуса продолжаются. То, что гладиус произошел от кельтских периодов Латенской и Гальштатской культур, несомненно. Пошел ли он непосредственно от кельтских войск периода Пунических войн, или от галльских войск периода галльских войн, до сих пор остается загадкой испанского меча.
Тип Майнц стал использоваться на границах ранней империи. Этот тип сохранил искривление клинка, но более короткий и широкий клинок сделали острие треугольным. Майнц был основан как римский постоянный лагерь в Moguntiacum примерно в 13 году до н.э. Этот большой лагерь обеспечил популяционную основу для растущего города вокруг него. Изготовление мечей вероятно началось в лагере и было продолжено в городе.
Вариация гладиуса «Майнц» характеризовалась небольшой талией клинка и длинным острием. Длина лезвия 50-55 см. Длина меча 65-70 см. Ширина клинка около 7 см. Вес меча около 800 гр. (с деревянной рукояткой).
Гладиус Фулхэм был компромиссом, с прямыми лезвиями и длинным острием.
Меч, который дал название этому типу, был выкопан из Темзы около города Фулхэма и должен, поэтому, датироваться временем после римской оккупации Британии. Это было после вторжения Аулия Платия в 43 году н.э. Он использовался до конца того же самого столетия. Он считается промежуточным звеном между типом Майнц и типом Помпеи. Некоторые считают это развитием типа Майнц, или же просто этим типом. Клинок немного более узкий, чем у типа Майнц, главное различие - треугольное острие. Длина клинка 50-55 см. Длина меча 65-70см. Ширина клинка примерно 6см. Вес меча около 700гр. (с деревянной рукоятью).
Римский гладиус позднего типа Помпеи. Конец I в.
В самой республике вошла в употребление менее эффективная в сражении версия Помпеи.
Названный в наше время в честь Помпей, римского города, в котором погибло множество жителей - несмотря на усилия римского флота эвакуировать людей - который был разрушен вулканическим извержением в 79 году н.э. Там были найдены четыре экземпляра мечей. Меч имеет параллельные лезвия и треугольный наконечник. Края клинка параллельны, острие укороченно . Он является самым коротким из гладиусов. Стоит заметить, что его часто путают со спатой, которая была более длинным рубящим оружием, используемым вспомогательными войсками верхом. За эти годы тип Помпеи стал более длинным, и более поздние версии упоминаются как полуспаты. Длина лезвия 45-50см. Длина меча 60-65см. Ширина клинка около 5см. Вес меча около 700гр. (с деревянной рукояткой).
Гладий для римлянина был важным оружием. Поначалу римское войско делилось на гастатов, принципов и триариев: для триариев меч был основным вооружением, гастаты и принципы больше использовали копья. Позднее, после реформ Мария, меч начал играть все более важную роль. Копьями пользовались все больше затем, чтобы заставить врага бросить щит: они делались с длинным наконечником из мягкого металла, который напрочь застревал в щите и мешал им работать. Римская фехтовальная техника практически исключала рубящие удары (хотя меч для них и годился). Основных причины такого явления две: во-первых, колющий удар не заставляет воина открыться, во-вторых, у него больше радиус угрозы.
К концу второго столетия нашей эры спата занимает место гладиуса в римских легионах.
Спата - прямой меч с длинным острием, имеющий размеры около 0.75 метра, и использовавшийся в течение 1-ого тысячелетия в Европе и на территории Римской империи приблизительно до 600 года н.э. Более поздние мечи после 1000 года являются производными мечами, но спатами уже не являются.
Предшественником спаты в третьем столетие до н.э. был кельтский меч. Спата появляется в Римской империи в 1 веке как стандартное оружие римских вспомогательный войск (auxiliaries), и продолжала использоваться, став стандартным мечом тяжелой пехоты, в то время как легкая пехота использовала гладиус. Вероятно, спата просто заменяла гладиус в первых рядах, давая пехоте большую досягаемость в бою.
Археологами было найдено много экземпляров спаты в Великобритании и Германии. Спата широко использовалась германскими воинами, но эволюционировала ли спата из Помпейского гладиуса, или из более длинных кельтских мечей, или сама спата была моделью для различных палашей и мечи викингов в Европе, очень запутанная тема. Спата оставалась популярной на протяжении всего периода Великого переселения народов в 4-12 веках. Возможно, спата развилась в рыцарский меч Высокого Средневековья приблизительно с 1100 годов, но большое количество типов мечей, которые появились во время того периода делает трудным сделать какие-либо определенные выводы. Некоторые детали процесса изготовления спаты и моделей, используемых их изготовителями, остаются неизвестными.
Слово «спата» происходит от древнегреческого spathe, что означает «любой широкий клинок, деревянный или металлический», но также «широкий клинок меча». (Самое вероятное то, что spatha - романизация дорического греческого spatha). Сегодня слово существует как греческое «spathe» (женский род); латинский термин стал французским «epee», португальским и испанским «espada», итальянским «spade», румынским «spata» и албанским «shpata», которые все переводятся как «меч».
Первоначально спату носили римские офицеры от конницы, и вспомогательные войска в поздних римских армиях. Обычно как более длинная версия короткого листообразного гладиуса, используемого легионерами, спата была примерно 75см длины. В отличие от гладиуса, однако, спату носили слева из-за большей длины.
Возможно, самыми отдаленными распознаваемыми родственниками спаты были клинки эпохи викингов. Эти мечи имели намного более острое схождение на конус клинка и острие. Они имели глубокие долы по всей длине, всё еще имея одноручные эфесы, оснащенные навершием уникальной формы, плоским со стороны хвата и треугольным с конца вначале, позднее изогнутым для более удобного хвата. На всем протяжении континентальной Европы между 700-1000 годами н.э. мог быть обнаружен этот дизайн меча в незначительных вариациях. Многие из лучших клинков имели франкийское происхождение, а эфесы изготавливались уже в местных центрах. Баланс этого меча был значительно лучше. Множество клинков Саксонской эры были в значительной степени церемониальными, из-за низкого качества железа и несбалансированности в сторону утяжеления наконечника. Клинки эпохи викингов были более совершенным оружием.
Идею спаты заимствовали многие. У тех же римлян она стала мечом всадника; и с тех пор в качестве кавалерийского меча просуществовала еще много веков у самых разных народов Европы. Да и в пешем строю ее применяли германцы, бритты и другие народы. Слова «шпага», «эспадрон», «эспадон» — все ей сродни.
Многое изменилось в военной тактике на рубеже античности и средневековья. И главное среди изменений — конечно же, повсеместное распространение стремян. Кавалерия, которой в армиях Рима и Карфагена отводилась вспомогательная роль, без которой отлично обходились германцы и многие кельтские племена и которую активно использовали в Европе разве что македоняне, в одночасье сделалась «царицей полей».
Основным кавалерийским мечом Запада стала модифицированная спата; она сделалась длиннее и тяжелее, а также обзавелась крестообразной гардой. Этому весьма способствовало принятие креста как главного символа веры (не исключено, что и изогнутые сабли арабов тоже как-то связаны с полумесяцем, но это утверждение многими оспаривается). Меч стал обоюдоострым, лезвия постепенно стали почти параллельными и сходили на плавное острие только у самого конца. Колоть ими никто и не пытался.
Этот вид меча имеет длинную рукоять, позволявшую работать мечом как одной, так и двумя руками, поэтому они назывались еще полутораручными. Он получил такое имя, потому что не вписывался ни в семейство одноручных мечей, ни в семейство двуручных, вследствие чего он был назван «ублюдок» (именно так переводится слово bastard). Миф, что «бастард считался подлым мечом, недостойным дворянина, потому так и назван», это, конечно же чушь. Напротив, бастард использовался как раз в основном рыцарями, которые не могли использовать верхом полноценный двуручной тяжелый эспадон и вынуждены были сокращать его до полуторника.
Полуторный меч (Longsword) - тип европейского меча, используемого во время позднесредневековых периодов и эпохе Возрождения, приблизительно 1350 - 1550 годах. Полуторные мечи имеют длинные крестообразные гарды с эфесомприблизительно 15 см в длину (обеспечивая тем самым возможность его удержания двумя руками), прямые обоюдоострые клинки длиной часто более 90 см, и обычно весят от 1.2 до 1.4 кг (легкие экземпляры чуть меньше 1 кг, и тяжелые экземпляры немного больше 2 кг.
Как и все другие типы мечей, бастард существовал во многих вариантах, в основном имеющих тенденцию к сильно клиновидному и более толстому клинку. Эта особенность, наряду с относительно маленькой длиной клинка относительно длины эфеса, делало бастард очень точным и быстрым мечом, и хорошо подходила для рубящих и колющих ударов. Форма бастарда стала развиваться от полуторного меча в начале 15 века от переходных мечей, развивающихся от спаты. Подобно первым переходным мечам, первые бастарды имели простую или крестообразную гарду, и круглое или колесообразное навершие. Более позднее развитие оружия, однако, включает в себя кривые гарды, кольцевые гарды, и составные эфесы, подобные эфесам типа «корзина» (мечи, такие как скьявона, имели гарду, защищающую почти всю руку). Они служили для обеспечения дополнительной защиты для рук, и могли положительно сказываться на балансе оружия.
Полуторный меч, с его более длинной рукоятью и клинком, стал популярным в течение 14 века и продолжал широко использоваться, как это видно в искусстве и рассказах данного периода, с 1250 до 1550 годов. Полуторный меч был мощным и универсальным оружием, но не считался единственным оружием, необходимым для изучения боевых искусств. Sigmund Ringeck, влиятельный автор руководств по боевым искусствам, пишет, что молодые рыцари должны учиться «бороться хорошо, (и) умело владеть копьем, мечом, и кинжалом весьма храбро». Очевидно, что даже искусному фехтовальщику на мече, другое оружие и методы его использования также очень важны для сражения. Однако, для близкого боя пехоты, полуторные мечи ценили из-за их многогранности (в применении) и потенциала убивать.
Бой с полуторным мечом не был столь варварским и беспорядочным, как часто изображается. Существовали системы борьбы, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику боя. Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам. Клинок обычно использовался с захватом эфеса обеими руками, одна из рук близко к навершию, или на нем. Однако, при некоторых обстоятельствах, этот меч мог удерживаться только одной рукой. В описаниях дуэлей можно видеть бойцов, удерживающих остроконечный полуторный меч в одной руке, оставляя другую руку для удержания большого дуэльного щита. Другой вариант использования обуславливается наличием доспеха. Half-swording («техника полумеча») - это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах. Эта универсальность была уникальна, поскольку множество работ отмечают, что обучение владению полуторным мечом давало основу для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие. Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывают и изображают использование навершия и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.
В эпоху Возрождения меч претерпел определенные изменения. Получили большое распространение двуручные мечи, позднее они использовались и как церемониальное оружие.
Похоже, первыми двуручные мечи возникли у шотландцев: широкие, с почти параллельными лезвиями клейморы.
Клеймор от шотландского Гэльского языка «claidheamh mor», «большой меч». Двуручный клеймор был большим мечом, использовавшимся в позднесредневековый период и раннее новое время. С начала XVI века клеймор является основным типом используемого меча у хайлендеров – шотландских пехотинцев и активно используется в постоянных клановых войнах, а также в пограничных боях с Англией. Этот вид оружия продолжает активно использоваться до конца XVII века. Последним сражением, в котором упоминается массовое использование клейморов, была битва при Килликранки в 1689 г.
Характерным отличием клеймора является крестообразная гарда, которая сужается к концам и выгнута по направлению от рукоятки к лезвию клинка. На концах она зачастую украшена стилизованным изображением четырехлистного клевера. По сравнению с другими европейскими двуручными мечами того периода, клеймор имеет более узкий клинок, а размер и масса меньше других видов этого типа оружия. В связи с этим он оказывается маневреннее, а особая форма крестовины позволяет удачно производить захват меча противника с возможностью его обезоружить.
Общая длина меча достигала 1,4 метра. Длина самого клинка составляет от 1 метра до 110 см, а рукояти – 30-40 сантиметров. Такой длинный меч было неудобно носить на боку, поэтому он переносился или в руках (на плече), или за спиной в специальных неполных ножнах. Конечно, это вряд ли позволяло красиво выдернуть меч из-за спины, как часто нам любят показывать в фильмах, но переноска стала значительно удобней при этом. Масса всего клеймора составляла 1,5-2,5 кг. Навершие на рукояти имело форму диска, также сохранились образцы с круглым яблоком. Часто на клейморах имелось рикассо – не заточенная часть клинка, которая шла после рукояти и иногда обматывалась кожей. Это позволяло укоротить хват меча, и воин мог им более эффективно управлять.
Новую волну популярности клеймор приобрел у исторических реконструкторов, ролевых игроков после выхода фильмов «Горец» и «Храброе сердце».
А в настоящее время его, пожалуй, можно считать одним из символов военной истории Шотландии.
Эспадон (также спадон, фр. espadon от исп. espada — «шпага») — тип двуручного меча («большая шпага») использовавшийся главным образом в Германии и Швейцарии в XV—XVII веках. Эспадон можно рассматривать, как «классический» тип двуручного меча. Эспадон является тяжёлым рубящим мечом, приспособленным исключительно для работы двумя руками.
Длинная рукоять позволяла применять широкий двуручный хват, но очень часто вторая рука придерживала меч не за нее, а за незаточенный участок на первой трети клинка - рикассо. Зачастую его даже специально обтягивали кожей, а от остальной части отделяли специальной дополнительной гардой. В отличие от полутораручного меча, эспадон никогда не носили в ножнах. Ввиду полной бессмысленности этого мероприятия - габариты и вес не позволяли таскать сей предмет на поясе. Поэтому двуручник носили, просто положив на плечо.
Эспадоны употреблялись только небольшим числом очень опытных воинов, рост и сила которых превышала средний уровень. Эти воины, являясь «jouer d'epee a deus mains» находясь во главе отряда, ломали спадонами древки пик и прокладывали дорогу, опрокидывая неприятельские войска. Кроме того, d'epee сопровождали в стычке знатных лиц, они прокладывали им дорогу, а в случае падения последних, охраняли их страшными размахами спадона, пока те не поднимались с помощью пажей.
Характерны больше для Дании и конечно Германии.
Цвайхандер (zweihaender, немецкое «для двух рук», так же называют bidenhаеnder or bihаеnder) - двуручный меч эпохи Ренессанса.
Появившись в Германии в 14 веке, цвайхандер получил известность в течение 16 века как отличительное оружие признака немецкого ландскнехта со времени Максимилиана I. Цвайхандеры предположительно использовались в первой линиями фронта ландскнехтов, где они использовались для прорубания рядов противостоящих пикейщиков и копьеносцев, копья которых представили трудный барьер для обычного оружия, и особенно конницы.
Цвайхандер обычно был до 180см длины от основания навершия до острия клинка, с клинком длиной 120-150см и эфесом длиной 30-45см. Вес цвайнхандера лежал в интервале от 2кг до 3.2кг. Однако, церемониальный цвайхандер, который был неподходящим для боя, мог весить до 7кг.
Тем не менее, некоторые цвайхандеры были короче. У более ранних версий, в частности, часто встречалась общая длина меча приблизительно в 150см, и вес всего 1.5кг.
Согласно поздним средневековым отчетам, раньше, большинство типов цвайхандеров использовались для «проламывания» формирований пикейщиков, сначала разбивая пики и затем поражая непосредственно пикейщиков.
Некоторые ученые предполагают, что это - современная легенда, и что цвайхандер главным образом использовался для показательного фехтования. Но, по крайней мере, как легенда, понятие «цвайхандер» появляется в крайней мере 17 веке, если не в конце 16 века. Причудливое описание цвайхандера, используемого против алебарды в боевых линиях появляется в польской хронике, датированной 1597 годом.
Солдаты обучались использованию цвайхандера (название Meister des langen Schwertes было предоставило братством Marx), получая двойную оплату, по сравнению с обычным пехотинцем, и были названы Doppelsoldner («двойные наемники»). Эти ландскнехты часто использовались как охранники артиллерийских батарей.
Нередко можно встретить упоминания о пяти- и даже семикилограммовых двуручниках. Да, они существовали (и некоторые даже дожили до наших дней), но ими не сражались. Это церемониальное оружие. Фехтовать семикилограммовой громадиной невозможно!
Прелесть двуручного меча — в том, что он дает своему обладателю некоторую защиту и при этом легко прорывает строй с древковым оружием. Он запросто ломает древки, по дистанции угрозы почти не уступает алебарде и вместе с тем опасен и на ближней дистанции тоже!
Отправлять таких меченосцев против конницы можно только в припадке умопомрачения, но новое «супероружие» пехоты им было не указ. Специалистов по двуручному бою очень ценили, но смертность среди них всегда была высока: ведь цвайхэндер и клеймора никак не прикрывают от стрел и пуль, а носить их со щитом немыслимо.
Двуручный меч всегда хорошо сбалансирован. Нередкие в фильмах ситуации, когда герой берет его одной рукой у самого навершия и раскручивает, — неимоверная чушь. Вообще, слишком сильно размахиваться им обычно нет нужды: широкий замах — только для отрубания древков. А в остальных случаях им работают в основном понизу, не заводя меч наверх. Любимый художниками прием с поднятием клинка на невообразимую высоту существовал, но... не у воинов, а у палачей.
И совсем уж невообразимая глупость — описанный несколькими авторами плотный строй с двуручниками. Цвайхэндеру нужен простор.
Кацбальгер (katzbalger) - короткий одноручный меч эпохи Возрождения, известный своей прочной конструкцией и характерной S-образной или 8-образной гардой. Имея размеры 75-85см длиной и вес 1-2 кг, кацбальгер был отличительным клинком ландскнехтов. Кацбальгер был разработан с большой гардой в виде восьмерки, которая защищает руку в случае, если меч противника скользит вниз по клинку.
Есть несколько различных версий о происхождении названия «кацбальгер». Одна версия заключается в том, что существовал обычай носить кацбальгер без ножен, закрытый только кошачьей шкурой (немецкое слово «Katze» означает «кошку», в то время как «Balg» означает кожу (мех) животного). В таком случае, «кацбальгер» означает часть, сделанную из шкуры кошки. Однако, такая версия маловероятна.
Другая теория состоит в том, что слово происходит от немецкого «balgen» («ссора»), и означает интенсивный ближний бой, напоминающий схватку между дикими кошками. Самый общий перевод термина «кацбальгер» это «кошкодер», с намеком на кошачью драку.
Кацбальгер часто использовался пикейщиками, лучниками, и арбалетчиками в качестве «оружия последней надежды» в случае, если противник подходил слишком близко, и луки и пики становились неэффективны.
Фла́мберг, «пламенеющий меч» (Flamberge, от нем. Flamme — пламя, также встречаются офранцуженный вариант транскрипции Фламберж) — двуручный (реже — одноручный или полуторный) меч с клинком волнистой (пламевидной) формы. Применялся в Европе (в особенности в Швейцарии и Германии) в XV—XVII веках.
Фламберг представлял собой двуручный меч с клинком, имеющим ряд последовательных противофазных изгибов. Боевое оружие чаще всего имело изгибы лишь на две трети своей длины от гарды — конец клинка оставался прямым и служил для нанесения как рубящих, так и колющих ударов, как обыкновенный меч (это особо относилось к двуручным образцам, требующим больших тренировок и силы удара). По всей длине клинка лезвие затачивалось, при этом «волны» клинка чуть отгибали (разводили), как у пилы. Мечи-фламберги были сложны в изготовлении и отличались дороговизной.
Колющий удар фламбергом причинял противнику значительно более тяжелую рану, нежели обычный клинок. Из-за особенностей заточки клинка, раны, нанесенные фламбергом, практически не заживали. Эффект фламберга заключался, прежде всего, в том, что при последовательном прохождении сквозь тело жертвы, волны оставляли рваную рану с несколькими параллельными разрезами внутри неё, которые, с учетом уровня средневековой медицины, почти всегда воспалялись, вызывая гангрену. Фламберг также давал ряд преимуществ в оборонительном положении, поскольку при отражении атаки клинок соперника задерживался на волнах, не опускаясь до перекрестья меча.
Вместе с тем, фламберг имел и ряд недостатков. В частности, клинок фламберга обладал меньшей жёсткостью и бо́льшим весом: клинок приходилось делать бо́льшей (в сравнении с прямым мечом) толщины, так как объективно он имел довольно узкое лезвие. Волнообразная форма клинка программировала множество зон напряжения металла (по одной на каждые полволны), что в сочетании с неравномерностью нагрузки на лезвие давало значительно бо́льший риск поломки клинка при нанесении или отражении удара.
Распространению фламбергов в первую очередь способствовала наёмная пехота — кондотьеры и ландскнехты, вышедшие на арену войн в конце XV века. Весьма часто они были вооружены двуручными мечами — цвайхандерами, некоторые имели и фламберги. Несмотря на то, что фламберг, в силу своей дороговизны, был оружием достаточно редким, его достоинства были быстро оценены. Особое распространение фламберги получили в годы 30-летней войны.
Очень скоро за фламбергом закрепилась репутация грозного оружия. К примеру, в бою зажать человека с фламбергом щитом было практически невозможно, так как изогнутое лезвие эффективно резало и протыкало щиты. В разрубании доспехов фламберг имел значительные преимущества перед прямым мечом. Нанесённые фламбергом раны практически не заживали, что послужило почвой для легенд об «отравленности» фламберга. Воины-«фламбергоносцы» закономерно внушали страх и были объектом особой ненависти противника. Отдельные полководцы тех лет приговаривали плененных владельцев фламбергов к смерти исключительно за ношение подобного оружия. В одной инструкции для солдат прямо указывалось: «носящий лезвие, волне подобное, должен быть предан смерти без суда и следствия».
Примерно в это же время фламберги (как и арбалеты) были про́кляты католической церковью и запрещены ею к использованию, как негуманное оружие. Однако особенного действия этот запрет не возымел, и использование фламбергов продолжалось вплоть до XVII века, когда они постепенно вышли из употребления вместе с прямыми двуручными мечами.
Эсток (англ. Tuc, франц. Estoc, итал. Stocco, испан. Estoque, в немецком языке: Bohrschwert, Pörschwert, Panzerstecher, Perswerte, Pratspieß) — длинный колющий меч, характеризующийся толстым прочным клинком и достаточно простой крестообразной рукоятью, был вариацией полуторного меча. Клинок был в сечении треугольным, ромбовидным, квадратным и даже шестиугольным. Этот меч предназначен для поражения бронированных противников. У некоторых мечей этого типа, от трети до половины клинка были гладкими, что позволяло воину захвата меч за клинок и второй рукой и наносить более мощный удар.
Вместе с развитием доспехов, шло развитие оружия и способов для преодоления этих доспехов. Было быстро понято, что режущее оружие потеряло свою эффективность, и, как следствие, началось использования дробящего оружия, такого как булавы и топоры. Также использовалось колющее оружие, которое могло пройти через кольца кольчуги, или найти сочленения и щели пластинчатого доспеха. Длинные клиновидные мечи могли также использоваться как копье, в случае, если копье было расколото. Таким образом появился эсток. Таким мечом в принципе можно было нанести рубящий удар, но эффективность его по сравнению с колющим действием естественно становилась мала.
Французское слово «estoc» переводится как «толкать». Тук («tuck»)- английская версия слова. Многие считают тук предшественником рапиры, но более вероятно, что это - слияние эспады, гражданского меча, с эффективным и более легким туком, вследствие чего появилась рапира. Но тук был эффективным оружием. Длинное, прямое лезвие было очень твердым и могло управляться одной рукой, или же вторая рука могла использоваться так же для захвата лезвия, для нанесения еще более сильного укола. В то время как ничто не могло остановить одноручный эсток, большинство эстоков было двуручными, и использовались либо техникой полумеча (это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах.), либо с обеими руками на эфесе.
Эсток, как седельный меч, применялся еще в начале 14 века в качестве вспомогательного оружия для кавалерии. Иногда всадники использовали его, когда спешивались. Применялся и в 17 веке, особенно в Восточной Европе (в Польше и России называли Кончар, сродни турецкого "Ханджар", то есть "кинжал"). Эсток хорошо подходит для ударов направленных между пластинами доспеха и для пробивания пластин брони. Слово Panzerstecher употреблялось не только для меча, но и для пробивных кинжалов — Ронделей и Стилетов.
Экземпляры эстоков из Польши имеют более чем 1.57м длины, с клинком в 1.32м; однако, другие экземпляры выглядят более управляемыми с 1.17м длины и 0.91см клинка. По всей видимости, размер эстока определялся индивидуальным заказом. Поперечное сечение клинка было почти равносторонним треугольником или квадратом, с относительно тупыми углами (>60°). Такая геометрия клинка устранила его режущую способность, но позволила сделать клинок длинным, жестким, и очень острым. Большинство вариантов эстока имело длинный эфес, наподобие эфеса двуручных мечей, хотя другие подражали цвайхандеру длинной пятой клинка и вторичной гардой parrierhaken. Как и на двуручных мечах, эта расширенная рукоять давала преимущества дополнительных рычагов, которые позволяли более точно и сильно колоть этим длинным оружием. Некоторые другие формы эстока имели кольца для пальцев, искривленную гарду, или другие формы составного эфеса. Немногие эстоки, однако, имели что-либо, подобное полному эфесу типа «корзина». ___________________________________ --- Вес рисунков в подписи 144Кб. Показать ---
|