На форуме с: 21.06.2011 Сообщения: 12642 Откуда: Москва |
15 Июл 2019 22:04
Отчет по списку №7-2019
Долгожданный новый роман Мориарти не разочаровал, автор вновь преподносит свой фирменный коктейль из разношерстных образов, психодрамы и тайн. Девять незнакомцев из названия съезжаются в модный ретрит "Транквиллум-хаус", чтобы привести в порядок мысли, поправить здоровье, помедитировать, похудеть, разобраться в себе без надоедливого отвлекающего информационного потока современного мира. Люди совершенно разные и проблемы у них тоже разные. Здесь есть автор любовных романов за пятьдесят, чьи опусы перестали продаваться и издательство от новой книги отказалось, велев привнести перчинку вроде убийств или элементов триллера, есть семья из отца, матери и дочери, в которой три года назад произошла трагическая потеря, есть молодая пара, на которую как снег на голову свалился крупный выигрыш в лотерею и все сопутствующие шальным деньгам приколы, есть бывший спорсмен, который после ухода из спорта потерял смысл жизни, есть лощеный гей, который лазит по этим пансионатам из спортивного интереса, и мать четверых детей, от которой ушел муж. И персонал заведения: харизматичная гуру Маша, десять лет назад пережившая клиническую смерть, бывший парамедик Яо и экс-секретарша, а ныне велнесс-тренер Далила.
Первую половину романа я была в восторге и даже, каюсь, гуглила такие курорты в разных уголках мира (давно у меня есть идея диджитал-детокса и очищения организма, но как увидела эти цены... ), зато потом, когда "гуру" поехала кукушечкой и понеслись эксперименты с наркотиками, голоданием, полупытками в закрытом помещении, идея как-то из головы испарилась. Да, этих ребят в книге противостояние эксцентричной русской даме (Мориарти и тут в тренде) сплотило, а опыт десятидневного пребывания в пансионате всех чем-то обогатил и помог, но все же подобные встряски рискованны. Да и радикальное преображение за десять дней - что-то сродни "выучи язык за месяц" и "похудей на 20 кг за три дня". Изменение образа жизни и работа над собой - это кропотливый труд, долгий, серьезный, зачастую пожизненный. Быстрых рецептов тут не существует, это все разводка на деньги.
Из персонажей мне были ближе всего Фрэнсис с ее тонкими наблюдениями о жизни (например, быть одинокой и бездетной в пятьдесят не так гламурно, как в тридцать) и пара Бена и Джессики, которые выиграли 22 миллиона долларов, но потеряли всех друзей и близких и на всех парах движутся к разводу. За ними наблюдать было интереснее всего.
Компактной новинки от Лорен Вайсбергер как раз хватило, чтобы скоротать время, потраченное на маникюр, педикюр и окрашивание. Терпеть не могу салоны красоты, столько времени уходит втуне: моя мечта - это ночной салон, в котором можно спать, пока волосы и ногти приводят в порядок. Но за неимением таких спасают книги.
Этот роман вряд ли можно назвать полноценным продолжением "Дьявол носит Prada", потому что Миранда Пристли тут появляется лишь эпизодически, а про Энди Сакс вспомнили вообще всего один раз (она с мужем переехала на ферму в глубинку и разводит детей и свиней да-да, так и сказали, или близко к тому). На переднем плане этой истории три подруги: бывшая помощница Миранды Эмили Карлтон, ныне кризис-менеджер для знаменитостей, бывшая адвокатесса, ныне мама и домохозяйка Мириам Каган и бывшая модель, ныне супруга метящего в президенты сенатора Каролина Хартвелл. Всем дамам лет по 36-37.
Карьера Эмили летит под гору, поскольку юные звезды со своими инстаграмами, снэпчатами и прочими модными приложениями не смотрят на опыт и умения, им важно количество подписоты у менеджера. Мириам задолбалась сидеть в пригороде и общаться с такими же мамами-домохозяйками, чувствуя, что тупеет с каждым днем. А у Каролины началась сплошная черная полоса после того, как ее остановили пьяной за рулем с полной машиной детей. Но Каролина подозревает, что тут нечисто: подышать в трубку ей не дали, несмотря на многократные просьбы, зачем-то продержали в отделении до утра, адвокат (друг семьи) приехал почему-то только через несколько часов, а откуда в машине взялись пустые бутылки вообще непонятно, да и оперативное слитие новости в прессу тоже вызывает подозрения.
Дамы объединяют усилия, чтобы восстановить поруганную репутацию Каролины, выдернуть Мириам из рутины и вернуть карьере Эмили былой размах. Все это на фоне коннектикутского Гринвича, где мамочки пьют шампанское в десять утра, чтобы успеть протрезветь до трех часов, когда пора забирать детей из школы, носят легинсы, обсуждают - и делают - пластические операции на всем, чем можно, приторговывают секс-игрушками для внесения разнообразия в семейную жизнь и сплетничают, сплетничают, сплетничают.
Для чтения в парикмахерской, на пляже, на расслабоне, когда хочется чего-то легкого, озорного и смешного, самое оно.
Книга в новом жанре психологического хоррора попалась мне на глаза во время чтения ленты в ЖЖ, где я прочитала любопытный разбор (аккуратно, содержит пересказ книги) и решила ознакомиться самостоятельно. Ну надо же, гибрид "Цены нелюбви" и "Омена" - хорошие сапоги, надо брать.
Композиционно главы чередуются: одна от лица мамы-Сюзетты, одна от лица дочери-Ханны. Предыстория вкратце такова: Сюзетта с юного возраста страдает болезнью Крона, из-за чего у нее уйма комплексов и вполне обоснованных страхов. Мать ее явно не любила, а девочка к ней тянулась и очень обижалась, что эмоционального отклика нет. Когда на Сюзетту обратил внимание симпатичный архитектор Алекс, я уж было заподозрила, что опять тут у нас абьюзер нашел себе покорную овечку, но нет. Алекс оказался действительно хорошим человеком и любящим мужем и отцом. Сюзетта из-за своего здоровья не очень хотела детей, но Алекс мечтал о ребенке, и поэтому она решилась пройти через беременность и стать замечательной мамой, в отличие от своей собственной.
Беременность была ужасной, и последующие семь лет с Ханной не лучше. Девочка не говорила, нарочно делала гадости, была жестокой и жутко ревновала отца к матери. Так бывает, когда весь день дома с ребенком сидит мама, а папа вечером часок поиграет и почитает сказку на ночь. Мама кажется Гитлером в юбке, а папа светлым эльфом. Сюзетта не раз пыталась жаловаться мужу на дочь, но тот, видя, что с ним девочка ведет себя как ангелочек, отмахивался и говорил, что жена все придумывает. То, что няни не выдерживают с Ханной дольше одного дня и девочка не задерживается ни в одном детсаду, даже из коррекционного ее выгнали со скандалом, не кажется ему чем-то необычным: ребенок, мол, растет, пробует границы, а если персонал учреждения недоглядывает за детьми, то проблема в персонале. А выходки Ханны с каждым месяцем становятся все более опасными для жизни и здоровья.
Открыть глаза мужу на истинное лицо дочери получается только когда Ханна на домашнем барбекю пытается поджечь мать, и выдать это за случайность не выходит, потому что происходит все у отца на глазах, когда девочка думает, что он не видит. После этого ребенка сдают в учреждение закрытого типа, а сами едут домой и казнятся, что такие плохие родители.
По-хорошему, я не очень понимаю целей написания таких книг и что авторы предлагают делать с детьми, подобными Ханне или Кевину из "Цены нелюбви". Душить в колыбели, пока еще маленькие? В обеих книгах врачи бессильны, педагоги тоже. Не очень верю, что такое возможно, и впечатлительным людям, планирующим детей, читать такое тоже не посоветовала бы. Но читалось интересно.
"Мы знаем, что презерватив защищает, но ведь мы, могучие, сильные черные люди, идем по жизни так, словно мы бессмертны. Мы твердим себе, что нас болезнь не коснется, а сами трахаемся, трахаемся вслепую, тычем своим членом в самое чрево болезни. И я вам скажу - именно поэтому я и решил заговорить, прежде чем меня не станет: умрут миллионы. От СПИДа и, конечно, от малярии тоже, но есть болезнь куда более коварная, против которой бессильны презервативы и вакцины. Эта болезнь - ненависть. В нашей стране есть люди, которые сеют ненависть, подобно тем безумцам, что засевают своей зараженной спермой лоно женщин, а те несут смерть дальше, другим мужчинам и детям, которых зачинают… Я умираю от СПИДа, но смерть моя случайна. У меня не было выбора, это просто ошибка. Я думал, что это болезнь белых и гомосексуалистов, обезьян и наркоманов. Я рожден тутси, так написано в моих документах, но вышло это случайно. У меня не было выбора, это еще одна ошибка. Мой прадед узнал от белых, что тутси по сравнению с хуту существа высшего ранга. Он был хуту и сделал все, чтобы его дети и внуки стали тутси. И вот вам я - хуту-тутси, больной СПИДом, надо мной властны все недуги, разрушающие человека. Хорошенько посмотрите на меня, я ваше отражение, ваш двойник, гниющий изнутри. Я умираю чуть раньше вас, вот и вся разница."
Книга, над которой я рыдала. Причем особых художественных достоинств у нее нет, это сухое повествование с вкраплениями сравнений и описаний, от которых мурашки по коже, хроника, но по мозгам и эмоциям бьет сильно. Я как будто не книгу читала, а смотрела документальный фильм - вот беспристрастная камера берет общий план, а вот приближает зумом отдельного человека, а голос за кадром рассказывает его историю, а в кадре человек доносит свою правду до зрителей, которых не видит. Главный герой, канадский журналист Бернар Валькур, приехал в Руанду развивать телевидение и снимать фильм о СПИДе. До этого он много чего повидал - вьетнамскую войну, зверства красных кхмеров в Камбодже, голод в Эфиопии, но веру в людей и дыхание жизни не потерял...
Руанда образца начала девяностых - классическая черная Африка, но с нюансами. Белые люди, как почти везде в бедных странах, воспринимаются как небожители, которые деньги из стен достают, коренное население, пигмеи тва, выдавлены в джунгли и являются абсолютным этническим меньшинством, народность южан хуту составляет большинство населения, но довольно долго (до окончания колониального периода в 1962 году и раздела страны на Руанду и Бурунди) руководящие посты и главенствующую роль в обществе занимали тутси - высокие, более светлые кочевники-скотоводы с севера. Среди маленьких черненьких плосконосых хуту давно зрело недовольство - что это такое, нас подавляющее большинство, а мы люди второго сорта? Ведь издавна хуту смотрели на тутси снизу вверх (потому что белые люди так сказали), и женить ребенка на тутси считалось очень выгодным. Именно так поступал прадед главной героини Жантий - проводил такую вот селекцию, благодаря которой теперь его правнучка-хуту внешне ничем от тутси не отличается. Знал бы он, в какой ад привели ее его благие намерения...
С начала девяностых годов в стране шла гражданская война - бежавшие за границу тутси объединились в Руандийский патриотический фронт и требовали возвращения на родину, проводили диверсии и вели партизанскую борьбу, а в Руанде правительственная пропаганда планомерно подогревала раскол в обществе, а частное радио "Тысяча холмов" впрямую разжигало в эфире и ближе к непосредственно событиям 1994 года даже зачитывались списки людей, которые подлежат уничтожению. Присутствующие в стране с 1993 года миротворцы ООН, представители различных международных организаций, посольств не делали с этим ровным счетом ничего. Мол, негры между собой разберутся, а мы пока потусим у бассейна в шикарном отеле, попьем пивка, попялимся (и не только) на экзотических красоток и красавчиков - а в случае чего мигом в самолет и поминай как звали.
Куртманш пишет обо всем этом откровенно, описывая ситуацию глазами человека, который находится непосредственно в ней. Безусловно, он видит тревожные звоночки: как было с умирающим от СПИДа работником национального банка Методом, который предупреждал своих белых друзей, что грядет страшная бойня, и которого на радикальном радио называли террористом, как было с торговцем табаком Сиприеном и его женой, которых буквально растерзали на улице, а полиция потом нагло врала в ответ на вопросы. Но наивно полагает, что хуже не будет, что в случае чего он и Жантий оперативно уедут в безопасное место, что его связи помогут, что в отеле им ничего не грозит, а голубые каски и иностранные послы всех защитят и не допустят кровопролития. Вот тебе и вера в людей и гуманизм - грабли по лбу больно бьют...
Страна объята смертью и сексом, и от романа веет именно этим, брутальные и эротические сцены - самые кинематографичные и запоминающиеся, и еще раз больно осознавать, что история не учит ничему...
Уфф, наконец-то я осилила этот фестиваль алогичности. Созданный автором мир хромает на обе ноги - допустим, в 23 года у всех резко отключается долговременная память и люди делятся на два класса: те, кто помнит только вчерашний день (моно) и те, кто помнит вчера и позавчера (дуо). А воспоминания с детства до 23 лет у них сохраняются? С одной стороны нет, потому что дуо считаются элитой, а моно - людьми второго сорта, и браки между ними редки. С другой стороны в мире сохраняются такие профессии как писатель-романист (серьезно?), и у некоторых героев проскальзывает нехилый культурный багаж, то есть люди походя поминают Бэнкси, города на других континентах и другую информацию, не относящуюся к ежедневной.
Все обязаны вести дневники, в которых отмечают факты прожитого дня. Но правда у каждого своя, да и написать в дневник не то, что было на самом деле, а альтернативные факты, проще простого (чем герои и занимаются). Экспертиза тоже странная - по ДНК определяется один человек, в итоге выясняется, что ни капли общей крови (в конце книги у меня было выражение лица WTF?). События происходят в 2015 году, но это альтернативный 2015й, где, однако, Стив Джобс наизобретал продуктов Apple, Тарантино снимает кино и все боятся Вирджинии Вульф. Задумка интересная, но реализация слабовата.
Я уже знаю, куда в следующем году рвану в летний отпуск - благо, отечественный лоукостер родимый не подкачал и буквально недавно открыл прямые рейсы из Москвы в Бари (помню, когда в первый раз в рассылке увидела, подумала, где это вообще). Итальянская Апулия край не сильно туристический в отличие от уже облюбованных туристами побережий Лигурийской ривьеры, Сицилии и Римини, а красотой этот край не уступает другим живописным уголкам Средиземноморья, где мы уже побывали. Как будто на путеводитель отзыв пишу, да? А вот и нет - каталонский писатель Рафел Надал в своем романе вплел семейную историю в контекст двух разрушительных войн, но как-то так получилось, что для меня центральной темой книги стала их родина, Апулия. Так красиво и вкусно Надал описал этот благодатный край, его традиции, кухню, море, пещеры, погоду, людей, что прямо захотелось там побывать.
Истории же героев грустные, но типичные для тех лет. Вся мужская часть семьи Пальмизано была убита на фронтах Первой мировой, и беременная жена последнего Пальмизано, Вито Оронцо, погибшего в последний день войны, принимает решение вырастить сына под другой фамилией, дабы избежать семейного проклятия - а как иначе расценивать то, что всех мужчин семьи, а это не двое, не пятеро, а аж 21 человек, выкосило за несколько лет? Ее лучшая подруга Франческа Конвертини одновременно с ней рожает дочь, и обоих детей записывают как Конвертини. Из того семейства в живых остались многие, благодаря матриарху синьоре Анджеле, которая держит в железных рукавицах лесопилку, сады, земельные угодья и прочее хозяйство, включая детей и внуков.
Витантонио и Джованна растут как брат и сестра, но вот уже поднимает голову гидра фашизма, вот бьют приверженцев социализма, вот в Испании уже разражается гражданская война... Снова над Европой сгущаются тучи, и снова Марс готов принимать кровавые жертвы. Общество расколото и напугано, и чем дальше все движется, тем хуже: кто-то уходит на фронт, кто-то в партизаны, кто-то отсиживается в горах, не желая убивать и умирать непонятно за что. На фоне этих страшных событий раскрываются семейные тайны, расцветает любовь, брат идет на брата, умирают старики, рождаются дети...
Центральным историческим событием, которого ранее в художественной литературе лично мне встречать не доводилось, является бомбардировка войсками люфтваффе города и порта Бари, вследствие чего союзная армия Великобритании и США недосчиталась десятков кораблей, а жители города массово потравились ипритом, который в большом количестве находился на одном из кораблей, тогда как командование заявляло, что никаких боевых отравляющих веществ и прочего химического оружия у союзников на территории Европы нет. В романе подробно раскрыто, как этот факт замалчивался, и как руководство считало, что гибель сотен мирных жителей - это так, сопутствующие потери. Причем американцы рассекретили эти документы лишь в 1959 году, а открыто говорить о трагедии в прессе начали лишь спустя десять лет, после выхода документальной книги Гленна Инфилда, а британцы и того позже. Рада, что нашелся автор, который в современное время решил об этом напомнить.
Когда я увидела именно эту фразу именно в этой книге, у меня так в сердце закололо, что я ее отложила минут на десять, пока не пришла в себя. Многое здесь перекликается с моими личными страхами и сомнениями.
Это история о девочке Мафальде, у которой довольно редкое заболевание, ведущее в краткие сроки к полной слепоте. Мафальда ходит в школу и по врачам, но каждый день замечает, что расстояние между ней и черешневым деревом на школьном дворе, с которого она может дерево разглядеть хотя бы в виде силуэта, неуклонно сокращается. Она считает шаги между собой и деревом, и их становится все меньше, а еще становится меньше занятий из составленного ею списка, в которых она сможет принимать участие, когда темнота поглотит ее мир окончательно.
У Мафальды есть любящие ее папа и мама, любимый кот Оттимо Туркарет, друг Филиппо, любимое дерево, старшая подруга Эстелла и живущие в дереве духи бабушки и великана, однако она не знает, как же жить дальше, ведь родители планируют переезд, впереди ждет темнота, что делать, она не знает, и поэтому решает сбежать и поселиться на том самом дереве, как Козимо - герой любимой книги ее папы "Барон на дереве" Итало Кальвино.
Очень трогательная и душевная детская книга, поднимающая сложные вопросы. Автору в детстве был поставлен тот же диагноз, что и ее героине, поэтому она знает, о чем пишет, и что примерно чувствует ребенок, понимающий, что теряет зрение. Книга пробуждает светлую грусть и сочувствие, но вместе с тем она жизнеутверждающая, я даже под конец в уме начала составлять список, какие любимые занятия Мафальде не придется бросать, когда прогрессирующая болезнь возьмет свое. Не футболом и ходьбой по бордюрам едиными - она так же может петь, гладить кота, кататься на багажнике велосипеда Филиппо, слушать аудиокниги, и много-много чего еще, что она любит. Также очень зацепило, что Эстелла, несмотря на свое состояние, до последнего поддерживала подружку и даже шутила над своей болезнью. Этот момент вызвал сильные параллели с повестью «Оскар и Розовая Дама» _________________ |