На форуме с: 21.06.2011 Сообщения: 12639 Откуда: Москва |
04 Сен 2020 13:24
Отчет по списку №10-2020
Замаскированный под художественную литературу учебник по мотивации и развитию личности. Молодой бухгалтер Алан Гринмор оказался в жизненном тупике: сначала под давлением матери приходилось заниматься не тем, что ему нравится, чтобы получить место в колледже, найденная затем работа не приносит удовольствия, хобби нет, интересов и увлечений тоже, а тут еще и любимая девушка бросила. Он принимает решение покончить с собой, спрыгнув с Эйфелевой башни, но когда он уже стоит на краю, появляется таинственный незнакомец, который предлагает ему сделку: он сделает из Алана счастливого человека, а взамен Алан будет беспрекословно делать то, что ему велят. И Алан соглашается...
Первые сто страниц шли туговато, в основном потому, что меня бесили дешевые заходы, так популярные у тренеров личностного роста: зайди в дорогой бутик, автосалон, ювелирный, вынеси продавцам все мозги и уйди, ничего не купив. Мой муж работал довольно долго в автосалоне, и вот таких людей, которые тратят время продавцов, но ничего не покупают, между собой называют "мотылями". А подруга из агентства недвижимости собиралась заключить с вот такими адептами тренингов сделку на дорогую квартиру, собственник вылетел в Москву из Краснодара, а эти красавцы просто не явились на подписание документов и перестали отвечать на звонки. Молодцы, отлично повысили себе самооценку за счет и деньги других людей!
Но потом я втянулась и стало даже интересно, какие еще задания будет давать Алану этот самый Ив Дюбре, зачем это нужно самому Дюбре и к чему это в итоге приведет. Стоит сказать, что Алан и сам по себе довольно изобретательный, целеустремленный и самостоятельный молодой человек, а есть большая разница между огранкой алмаза и простого камешка с дороги, процесс один, а результат сильно разный. В книге много размышлений о том, что делает человека счастливым, об адекватных условиях труда, о сущности "политики быстрых денег" на фондовом рынке и к каким последствиям она приводит, также довольно оригинальный способ бросить курить (может, как-нибудь попробую). Книга действительно вдохновляет меняться в лучшую сторону и менять с собой мир. А еще в книге совершенно неожиданным был русский колорит.
Правда, я так и не поняла, зачем была вся эта свистопляска с кражей блокнота, и что же на самом деле случилось с покончившим с собой юношей тридцать лет назад. Причину, по которой Дюбре взялся за Алана, автор раскрывает в конце книги, а вот с этим пареньком было непонятно. И немного раздражал градус пафоса.
Первая книга о бывшем полицейском, а ныне успешном адвокате Чарли Присте, который вынужден дополнительно подрабатывать частным сыщиком, поскольку оказался непосредственно вовлечен в дело: к нему в квартиру проник человек и, угрожая высверлить дрелью глаз, начал требовать отдать ему какую-то флэшку, о которой Чарли и не подозревал, а на следующий день этого самого злоумышленника нашли посаженным на кол - а в кармане убитого оказалась визитка адвокатской конторы Приста. Всяких мерзеньких подробностей, крови и кишок в книге с избытком, отчего читать было местами противно, но увлекательно. Бодрое начало затягивает сразу, а когда появляется еще тема нацистских врачей, которые пытали подопытных ядами, дабы выяснить, как та или иная доза влияет на организм человека, становится еще интереснее. Понятно, что эта ниточка из прошлого тянется неслучайно, и что на искомой флэшке очень важная информация, которую кто-то весьма не хочет сделать достоянием общественности и правоохранительных органов.
Сам по себе Чарли тоже интересный персонаж, эдакий сапожник без сапог. У него диссоциативное расстройство личности, но это проявляется не как у Билли Миллигана, а как будто разум неожиданно отключается и вокруг начинаешь видеть людей с песьими головами. А его брат - серийный убийца, осужденный на пожизненное пребывание в психиатрической лечебнице закрытого типа, и Чарли до дрожи боится, что это может сидеть у него в генах. Сам Чарли в разводе и без детей, а его экс-жена Ди - большая шишка в лондонской полиции и ненавидит бывшего. В конторе у Чарли тоже работают разные люди, которые лично мне не показались картонными, напиханными исключительно для того, чтобы показать, какой он прогрессивный работодатель, топящий за расово-гендерное разнообразие на рабочем месте (хотя куда ж без этого).
Расследование идет бодро, постоянно появляются новые подробности и новые смерти, параллельно идет линия из прошлого и заканчивается все логично - добро побеждает, зло посрамлено и наказано, главным злодеем оказывается тот, на кого вообще не подумаешь, в общем, я довольна. Жаль, что продолжения серия на русском языке (на английском вышло уже четыре книги) не предвидится. Лишней показалась любовная линия в стиле Джеймса Бонда, только Бондом тут ради разнообразия выступил не главный герой, а так же вопрос посадки на кол остался нераскрытым. Но для дебютного романа весьма неплохо. Пять с минусом.
Это сборник из семи рассказов, связанных одной героиней, Джейн Розеналь, которой в начале книги 14 лет, а под конец около тридцати. Не понимаю людей, которые относят его к чик-литу, написанному на волне популярности книг а-ля Бриджит Джонс , я бы скорее сравнивала с "Оливией Киттеридж" (хотя она написана на 9 лет позже) - только Оливия на излете лет, а у Джейн все только начинается. У автора чудесный язык с каламбурами и разными тонкостями, с которым переводчица неплохо справилась, пусть изредка и грешила сочинительством (я читала в переводе Казанцевой, прежний перевод Вольского просто ужасен. Мое сугубое имхо, давать мужчине в перевод такую нежную девичью книгу - верный способ ее угробить, а шишки все, конечно, на автора повесят).
Джейн пытается найти себя и свое место в мире, навести мостики с другими людьми, понять суть отношений и как они работают. Ее наблюдения весьма точны и грустны, ведь чувства порой включаются словно по щелчку и так же выключаются. Вот ее брат Генри привез как-то летом с собой девушку Джулию на восемь лет старше, и такая эта Джулия чудесная, все у нее получается, по всем фронтам молодец, а вот одна вечеринка с ее друзьями, на которой Генри почувствовал себя лишним - и все, она для меня слишком взрослая. А вот уже сама повзрослевшая Джейн с бойфрендом едет на недельку отдохнуть в гости к его бывшей, которая ныне замужем за французом, и там происходит совершеннейшая дичь и трэш, которую Джейн предвосхищала с самого начала, но все равно поехала. А вот она в отношениях с писателем на 25 лет ее старше, и она понимает, что он не изменится, хотя должен по состоянию здоровья, но вот есть такие люди, которым серьезный диагноз дает толчок изменить свой образ жизни, а есть другие, которые сделать этого не в состоянии и в итоге умирают, и Арчи как раз из таких. И про то, что последняя шелуха детства и юности слетает, когда умирает твой отец - как же чертовски верно... Про профессиональную жизнь в издательстве тоже много ценных замечаний. История во втором лице, когда человек есть рядом с тобой даже в самые тяжелые времена, он поддерживает, помогает, но замуж не зовет, потому что не уверен, что ты "та самая" - а ты, получается, живешь его интересами и в целом на твоем месте может быть любая, личности в тебе он не видит - тоже такое, есть о чем подумать.
А рассказ, название которого вынесено в заголовок, как раз был написан по заказу Ф.Ф. Копполы в пику растущей популярности книг типа "Как выйти замуж", "Магия стерв" и прочей псевдопсихологической чуши в духе "смотри томно, говори загадочно, и декольте, декольте поглубже". Джейн пытается с новым бойфрендом вести себя по учебнику, но тем лишь отталкивает его от себя, потому что ему понравилась она настоящая, а не этот выученный-вымученный образ со свиданиями по графику.
В целом это можно сравнить с "Нормальными людьми", только двадцать-тридцать лет назад.
Проглотила книгу за вечер, настолько увлекло повествование. Оно как полет - вроде страшно, но и безумно интересно, что будет дальше и чем в итоге закончится (хотя и понятно, что ничем хорошим).
Обиженный на весь мир уродливый матрос-гарпунщик по прозвищу Игуана селится на необитаемом острове Галапагосского архипелага, чтобы больше не слушать от людей оскорбления в свой адрес. Наслушавшись от африканцев историй о могущественном боге, способном исполнить заветное желание человека, если ему упорно молиться и приносить жертвы, Игуана делает все, как сказано, и просит послать ему слугу-зомби. На его беду, желание сбывается, однако не так, как ему хотелось - его пьяного находит чернокожий матрос с вошедшего в гавань корабля. Команда глумится над несчастным, разносит его нехитрый быт и огород, а капитан вдобавок велит боцману отхлестать беднягу плетью. Когда корабль уходит, полумертвый истерзанный Игуана озлобляется еще больше, и окончательно понимает, что хорошего от людей ждать не стоит.
Вскоре к берегу пристает еще один корабль, и на этот раз Игуане удается захватить пленника-чилийца. Постепенно он обрастает и другими рабами. Пленный француз учит его читать, и Игуана с жадностью проваливается в новый, доселе неизведанный мир книг, поглощая и художественную литературу, и исторические труды, и справочник по ботанике. Единственное, что у него не идет - это Библия с ее историями праведников и прочими "подставь другую щеку". От природы хитрый и упорный, из книг он черпает знания о человеческой природе и психологии, и ставит эксперименты на своих заложниках. Его царство на острове существует только по одному ему известным правилам и жизнь в нем подчинена исключительно велению Игуаны. Насилие порождает насилие, и тут точно можно утверждать, что Игуана злой и жестокий не потому, что ему это нравится и такова его природа, а потому что мир сделал его таким.
Но однажды в его руки попадает молодая красивая женщина Кармен, с которой Игуана впервые познает секс. Тоже такая странная дама, все хотела свободы, но свобода в ее понимании - это иметь возможность тусить с разными мужиками в 18 веке, не утруждая себя моногамией. И о ней как раз нельзя сказать, что она продукт мира и своего окружения - нет, тут как раз уродство души внутреннее. Игуана жестоко ее насилует, но со временем у нее развивается своеобразный стокгольмский синдром - она и ненавидит своего мучителя, и вместе с тем страстно его желает, потому что доселе ни с кем она ничего подобного не испытывала. Когда они плыли через океан в шлюпке, и то, как она поступила в конце, напомнило известный анекдот про "что поделаешь, вот такая у меня природа".
В книге очень много насилия, жестокости и боли, впечатлительным людям ее читать не советовала бы, но сама прочитала в один присест.
Книга ровно из серии как я люблю - с юмором и теплом о грустном. Автор писала ее, успешно излечившись от рака, и во многом вложила в роман свой опыт, выражающийся во фразе "жизнь дана, чтобы жить", не опускать руки, не останавливаться даже после смерти самых близких людей, просто продолжать жить, пока живется.
Героини этой книги очень разные. Маша на момент начала романа живет на автопилоте. Элис растит сына-подростка и очень переживает, как он будет без нее, ведь у нее агрессивный рак. Салли считают местной городской сумасшедшей, ведь она танцует и поет на кладбище и кормит ворон, а еще здоровается матом. Китти семьдесят лет, однако она не утратила вкус к жизни и эксцентричность (я, я хочу в старости быть такой бабулей!). Все эти женщины в прошлом пережили страшные трагедии, и автор показывает, как они на них реагировали и как преодолевали свое горе.
В романе очень много размышлений о смерти, о кладбищах, викторианских похоронных обрядах и отношении к смерти в то время, и мне как человеку, обожающему кладбища, гулять там, придумывать истории жизни для людей под понравившимися памятниками, это было очень близко. В нем также показана важность дружбы и широкого круга друзей, потому что семья очень часто не навсегда, и чтобы не замкнуться в своем горе, важны другие люди, которые помогут вынырнуть из бездны. У Элис, например, вообще никого нет кроме сына, и это очень страшно - мало того, что за себя боишься, так еще и судьба мальчика висит на тонкой ниточке надежды. А Маше знакомство с Салли (которая на самом деле не Салли, но кого это волнует, тем более что Маша на самом деле тоже не Маша?) и Китти, а также поддержка верных друзей Эдварда и Епифании, помогло вновь вернуться к жизни, расправить крылья и обрести новые желания и мечты.
А описание похорон, когда черные лошади везут стеклянную карету с гробом в готическую церковь под музыку "Каста Дивы" - ну прям мурашки по коже, какая же красота.
Захватывающий технотриллер о том, что будет, если в современном мире дернуть рубильник и лишить людей света, воды и отопления. И это только верхушка айсберга, ведь без электричества сейчас никуда. Будут умирать пожилые, пациенты в больницах, новорожденные в инкубаторах, недоеные коровы, замерзшие куры. Наличных денег будет все меньше, а банкоматы и терминалы оплаты не будут работать. Встанет общественный транспорт, неработающие насосы на заправках не дадут заправлять автомобили, парализует всю логистику. Еда станет новой валютой. Атомные реакторы без подачи воды начнут перегреваться. События романа охватывают всего две недели, а коллапс охватывает все сферы жизни.
В центре повествования разные люди: итальянский хакер, американская журналистка, французский работник Европола, руководство разных энергетических компаний, сотрудница Еврокомиссии, сотрудники антитеррористических подразделений. Итальянский хакер сделал за все структуры всю работу: установил причину отключения, нашел, кто стоит за кибератакой на европейские и американские электросети, при этом его самого пытались подставить, что было довольно несложно сделать, так как любые хакеры на автомате попадают под подозрение, тем более что в биографии его было участие в протестах.
Хакер и журналистка своими глазами видят, как люди сначала пытаются помогать друг другу, но по мере того, как дни идут, ситуация не меняется, еды и денег становится все меньше, начинает проявляться "человек человеку волк" и "ты умри сегодня, а я завтра". Люди дерутся за кусок хлеба, фермеры продают залежавшиеся прошлогодние овощи с аукциона, женщины меняют украшения на еду по грабительскому курсу, волонтеры, которым положено развозить продуктовые наборы бесплатно, продают их за сто евро. Города пустеют, люди массово устремляются в деревни - ведь в холодных городских квартирах без света и воды не выжить совсем. Я только не очень поняла, почему не было никакого призыва добровольцев кормить и доить тех же коров, бедным животным просто позволили умереть в муках. Врачи в больницах принимают нелегкие решения, медикаменты кончаются, и найти виновных и включить электричество становится глобальной задачей номер один.
В принципе, группировка антиглобалистов вполне вписывается в этот контекст, и происходящее как будто до дрожи реально. При чтении несколько раз возникало желание поехать и закупиться консервами, крупами и макаронами, но мы еще не все коронавирусные с марта доели
Было у отца три сына
Старший был почти машина
Средний - геносимбиот
младший был без улучшений -
хомо сапиенс-урод.
Очень интересная у автора задумка - представьте себе, что мир будущего одержим здоровым образом жизни и правильным питанием, все органы человеческого тела можно заменить на более износостойкие, нормы общества и законы направлены всецело на безопасность хрупких человеческих тушек, и человечество на всех парах движется к обретению бессмертия, ведь на современных технологиях люди живут уже по триста лет - и тем, кто соблюдает эти правила и имеет хорошую генетику, уже совсем скоро достанется билет в Третью Волну, дарующую окончательное бессмертие. Тех, кто не относится к так называемым "жизнелюбам" и живет по старинке, позволяя себе мясо, сладкое и долгие пешие походы, презрительно называют "недосотенными" - но на них крест поставлен при рождении, так как их гены сочтены негодными для траты на них дорогостоящих биотехнологий. Люди будущего покрыты "алмазной кожей", которая в случае ранения или столкновения мгновенно регенерирует, а в жилах их течет "умная кровь". Стоит это все удовольствие, конечно, недешево, но люди с хорошей работой, как одна из двух главных героинь, Лия, могут себе позволить. Однако у глянцевого фасада имеется и неприглядная обратная сторона...
Например, вторая героиня, Анья, обречена жить с лежачей матерью-овощем. Здоровье у бывшей оперной певицы отказало несколько лет назад, однако искусственное сердце в груди будет гонять по телу "умную кровь" еще лет пятьдесят. Асья ищет способ эвтаназии для матери, но в обществе победившего жизнелюбия такие процедуры незаконны, да и в связи с заменой органов на искусственные способов умереть остается не очень много. Однако существует таинственное Общество самоубийц, и время от времени оно публикует видео суицидов - книга, собственно, начинается со сцены самоподжога некого мужчины. Власти давно бы это общество прикрыли, но, как это всегда бывает, во главе его стоит очень влиятельный человек, которому нельзя переходить дорогу.
А для Лии, собственно, с перехода дороги и начались неприятности. Увидев на улице отца, с которым не встречалась 88 лет, она ступила на мостовую и попала под машину, что было квалифицировано как попытка самоубийства и ее поместили под наблюдение. Конечно, то еще поле дармоедов за деньги налогоплательщиков - представьте, к каждому неблагонадежному приставлять по два соглядатая! Из-за этого нервничает работодатель Лии, да и она сама, ведь ей предписано раз в неделю посещать психотерапевтическую группу для потенциальных суицидентов, а она уверена, что не хотела ничего подобного с собой совершать. Но как выясняется далее, Лия человек таки не самый хороший, а долголетие и физическое здоровье вовсе не гарантируют отсутствие проблем с психикой.
Самый главный вопрос, как я считаю, из поднятых в книге - зачем нужно бессмертие, если ты только и делаешь, что трясешься за свою тушку? В этом мире нет места безрассудным поступкам, спонтанностям, сюрпризам, здесь только наглухо закрытые окна и процветающие фармкомпании. Люди стали одержимы здоровьем и красотой, но так как во всем этом присутствует волосатая рука государства, также стало поощряться и стукачество в органы на тех, кто нарушает принятые стандарты - доходит до того, что партнер одной из героинь докладывает кому надо, если она ведет себя непривычно, например, задерживается после работы. Не раз за книгу набатом бьет утверждение, что в мире победившего гламура и эстетики бессмертные люди перестали рожать детей - совсем как красивые мыши в эксперименте "Вселенная 25".
Из минусов - видно, что автор молодая, так как в ее изложении столетние люди думают и ведут себя как двадцатилетние. Да, с удлинением жизни стали длиннее и разные ее стадии (например, высшее образование длится по 30-40 лет, что как по мне бред - медики, в обществе будущего самая востребованная профессия, учатся в основном "в поле", толку им сидеть за партой 40 лет? Сомневаюсь, что фундаментальная медицина так уж изменилась), однако не настолько же. И сцена с кроликом показалась совершенно лишней, жестокость можно было показать не так топорно. В переводе резануло глаза сочетание "самостийный рынок" вместо "стихийный" - вот буквально откуда?
Но концовка повергает в шок и трепет, связывая линии обеих героинь и показывая, как можно освободиться от пут, которые налагают на человека общество и принятые в нем правила. Радикальным методом, но это того стоило. И в отличие от многих других антиутопий герои не борются за уничтожение системы - нет, они всего лишь хотят вырваться из нее сами.
8. Ричард Морган "Рыночные силы" - не пошло, заменила на
У меня был некоторый бомбеж по поводу первой прочитанной книги автора "Моя любимая свекровь", но с этой книгой я просто метафорически летала на пуканной тяге. Здесь собрана куча всяких фишек, которые меня бесят в книгах и по жизни, тем не менее автору не отказать в умении увлечь своей историей и я думаю, что буду читать ее еще. Это такое своего рода guilty pleasure вроде мыльной оперы или индийского кино, когда умом понимаешь, что на экране творится какая-то феерическая чушь, однако интересно, чем вся эта веселая кутерьма закончится, а потом чувствуешь себя такой бабкой, которая сидит на лавке с подружками и сплетничает, кто наркоман, а кто проститутка.
В Плезант-Корте, тихом пригороде Мельбурна живут в основном семьи с детьми - на всю улицу только в двух домах нет детей: в одном живет чета пенсионеров за 70, чьи дети выросли и переехали, в другом проживает одинокая мать одной из героинь, которая теперь на подхвате у дочери и помогает ей с внучками. Эта самая дочь, Эсси, пребывая в послеродовой депрессии, три года назад оставила коляску с орущим младенцем на детской площадке в дождь и ушла домой - благо, времени прошло не так много и с ребенком ничего не успело случиться. Но мать и муж после этого не спускают с нее глаз, опасаясь, что она навредит детям. Однако я не понимала, какого рожна женщина, которая постоянно ноет и жалуется, что ей тяжело с ребенком, она устает и не высыпается, у нее нет другой жизни помимо круга покорми-искупай-перепеленай-убаюкай, берет и рожает второго, когда первому всего три года? Типа отстреляться побыстрее? Исправить ошибку, допущенную с первой дочерью? А вдруг бы снова накрыло? Благо, мать рядом и помогает, с двумя на руках и любящим, но бестолковым в быту мужем Эсси точно бы слетела с катушек.
Соседки и подруги Эсси, Андж и Фрэн (переводчик зачем-то обозвал ее Френ, к чему мне вечно хотелось приписать приставку олиго-), в схожих ситуациях - у Анж двое сыновей школьного возраста, но добавляется работа риэлтором, а у Фрэн тоже две маленькие дочери примерно того же возраста, что и у Эсси. И тут в соседний дом въезжает загадочная Изабелль, у которой ни мужа, не детей (может, она вообще лесбиянка?), и вся улица недоумевает, зачем ей одной такой большой дом и почему она питает такой живейший интерес к соседям. Ясное дело, Изабелль появилась не просто так... А в каждой семье, как водится, свои погремушки с изменами, чувством вины, ощущением упущенной жизни, нехваткой внимания, детскими проблемами, мучениями, от мужа ли ребенок или от любовника и т.д. и т.п. Очень смешно, что развязки застарелых кризисов начали происходить со всеми четырьмя героинями одновременно именно этим жарким летом.
Ко второй половине книги сюжет скатывается в полное мыло с потерянными и обретенными детьми, дочитывала чисто из спортивного интереса. Очень многие линии автор начала и бросила - вообще непонятно, зачем был введен соседский дозор, про который распинались довольно долго, но в итоге это ружье не выстрелило, к чему была история с забытой на площадке дочкой (показать, как хреново молодым матерям? персонаж выбран не тот, там бабушка в доме днюет и ночует), с какой целью автор проехалась по людям, которые одевают детей не в гендерно-нормативные цвета типа мальчикам голубое и машинки, девочкам розовое и цветы. А еще феерия с "генетическим сексуальным влечением", благо, со сноской, что эта теория псевдонаучна. К сожалению, только тройка.
Закон не равно справедливость, особенно когда пишется одними людьми для других, угнетенных и притесняемых.
Примерно об этом роман "Круглый дом". Жизнь тринадцатилетнего Джо коренным образом меняется после того, как его мать жестоко насилуют и пытаются сжечь, другую женщину убивают на ее глазах, преступник известен, но сделать с ним законными методами ничего нельзя из-за сложных хитросплетений законов штата, федеральных и законов резервации. На дворе 1988 год, а кажется, что девятнадцатый век, когда индейцев не считали за людей и истребляли.
Преступление и наказание происходят на фоне быта резервации оджибве в Северной Дакоте - здесь по-прежнему в чести семейные и клановые связи, народные ритуалы, древние легенды, духи предков, хотя современный мир уже довольно сильно отравил традиционные ценности. Дети растут на смеси индейских верований и мейнстримной американской культуры, рано пробуют алкоголь и сигареты (глядя на пример взрослых, многие из которых регулярно наведываются в бар и пьют дома), для тринадцатилетних пацанов какие-то очень озабоченные. В резервации активно действует католическая миссия, и спортивного вида новый священник отец Трэвис тоже становится значимой фигурой для Джо и его троих друзей.
Глазами Джо мы видим взрослых, среди которых много интересных персонажей, как вполне мирских, так и несущих в себе дух древних индейских воинов. Дед Мушум рассказывает Джо легенду о Нанапуше и его отважной матери, бабушка не стесняется откровенно говорить о сексе, дядя Уайти и его белая красотка-сожительница Соня содержат заправку, отец Джо племенной судья с фанатичным почитанием закона и верой, что только законным путем можно сделать мир лучше, мать - сотрудница местной администрации, что-то вроде чиновника ЗАГСа, белая женщина Линда Ларк была усыновлена в индейскую семью после того, как родная мать от нее отказалась, и теперь работает в резервации на почте и печет банановые кексы - именно она ловко складывает одно с другим, но у нее свои причины хранить молчание. Джо подслушивает разговоры взрослых и из них делает выводы, собирая картину по кусочкам - мотивы преступника, его закоренелую ненависть к семье Джо, что именно произошло, почему не последовало наказания, хотя личность преступника всем известна, - и приходит к тяжелому решению, что с этим всем делать дальше.
Изложение немного скучновато, потому что перегружено подробностями и второстепенными линиями, не так важными для сюжета, но вплетенными для фона и лучшего понимания жизни в резервации. Но в целом хорошая книга, хотя концовка несколько меня ужаснула, пусть к ней все и шло. Вспоминается Илай-Тиэтети из "Сына" Филиппа Майера - у индейцев дети взрослеют быстро, неважно, какой век на дворе.
Иногда вот тянет почитать такие книги о людях, которые живут прошлым, его обожествляют и идеализируют. В настоящем им не нравится, а о будущем думать они не любят - что там фантазировать, когда уже была чудесная страна, работящие профессионалы, старая интеллигенция, и все это сломали через колено, так что дай бог внуки доживут до нормальных времен, а мы-то уже точно нет. Под их воспоминания о том, что деревья были большими, а люди - добрыми и справедливыми, и саму тянет поностальгировать, вспомнить детство, бабушкины рассказы, дедовы присказки и привычки.
Вымышленный городок Чебачинск (прототипом ему выступил Щучинск в северном Казахстане, где прошло детство автора) - уголок Швейцарии, затерянный в бескрайней степи. После революции туда потянулся народ - кто заранее, не дожидаясь, когда сошлют, кто по этапу. Московские и ленинградские интеллигенты учились копать, огородничать, шить и обеспечивать себе быт, потому что у нищих слуг нет, а на земле сколько потопаешь, столько и полопаешь. Дед рассказчика Антона, Леонид Львович Саввин, родом был из поповской семьи, и сам, как и все его братья, продолжил служить церкви, но после женитьбы на дворянке Ольге Петровне по ее настоянию вышел из сана и от греха подальше увез семью в Чебачинск - все уже чуяли ветер революции и понимали, что в случае ее победы им несдобровать. Туда же потом подтягивались и родственники, росли дети (коих родилось пятеро), женились, выходили замуж, рожали своих детей...
Сюжета как такового в книге нет, это сборник зарисовок и рассказов о былом, объединенных какой-то темой из тридцати восьми. Антон в них предстает сначала мальчиком, который перенимает от деда энциклопедические знания, увлекается филологией, на всю жизнь пронеся с собой любовь к словам и рифмам, любит природу, собак и плавать, потом юношей-студентом исторического факультета МГУ, а там и взрослым мужчиной, отцом дочери, которая уже другое поколение, кому неинтересны эти преданья старины глубокой и прочие дедовы бритва да бабкины ложечки. Автор очень много внимания уделяет этим материальным приметам эпохи - мол, вот как раньше все делали на совесть, бритве почти век, а бреет как новая, не то что сейчас загадили планету этим всем одноразовым, и таки зерно истины в этих рассуждениях есть.
Ложкой дегтя показалось то, что все советское в книге выведено в черном цвете, акценты сделаны на плохом, о хорошем не сказано ни слова. И герои войны так себе герои, пропаганда из них слепила плакатные образы, а по факту все было совсем не так, и работать эти советские люди не умеют, и тупые, и в газетах одно вранье, и полстраны сидело, и вообще ну ничего в этом государстве по определению хорошего быть не могло. Вот при царе-то о-о-о, молочные реки, кисельные берега. Но это такой склад характера, видимо, ведь сейчас полно людей, которые ностальгируют по СССР и не принимают окружающую реальность. _________________ |