|
miona | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
15 Июн 2010 15:43
» особенности архитектуры ХерсонесаМосквичка писал(а):Я, наверное, помешана на Крыме, но оч. хочется и про греческие колонии услышать... на нашем берегу... Москвичка писал(а): whiterose, любопытная какая информация про римские хоромы. Вон откуда, оказывается, у нас вестибюли с коридорами пошли... В субботу- воскресенье на дачу друзья приезжали со своими знакомыми, естественно разговор "стек" на "римскую" дорогу, на окрестности. Знакомые друзей оказались тоже чуть осведомленными, и... Пошли звонки друзьям, знакомым... картографам, историкам...знатокам... (Это называется- вечеринка! Выяснилось, что у меня в округе имеется (кроме пирамид и сфинкса нераскопанных ) несколько усадеб херсонеситов (Юхарина балка), и, как я и предпологала, дорога скорей греческая (не так уж и много было здесь римлян, чтоб еще и такие дороги строить! - скорей, больше готы к ним руки прикладывали) и просто идет между поселениями. Сейчас мне на электронку перекидывают снимки раскопов, реконструкций. В ближайшие дни все покажу. Мы часто встречаем и видим фундаменты античных построек в наших окрестностях, но не все мы, в силу отсутствия определенных знаний, или же по иной причине можем представить себе, как выглядело то или иное строение - усадьба херсонесита. Этому поможет, приведенное ниже, макетное изображение обычной, по меркам III -II вв. до н.э. усадьбы Гераклейского полуострова (без оборонительной башни - что было привилегией более зажиточных граждан) источник: Peter Connoly, Oxford University Press. На плане усадьбы можно четко распознать различные помещения: андрон, для трапез и собраний хорошо виден, внутренний двор, складские комнаты и т.д. Для примерного сравнения я привожу ниже реконструкцию подобной большой усадьбы: Реконструкция действительно далека от первоначального облика, но, если учесть многовековое архитектурное развитие усадьбы, ее перестройки, то точную картину того, или иного периода может дать только профи. Моя цель была показать приблизительный облик основных помещений, присущих каждой усадьбе от античности до раннего средневековья, думаю что все они были в нашей усадьбе в похожем виде: таламос – спальня; перистиль, внутренний двор с колоннадой, гинайконитис – женская комната, простас – прихожая; ну и андрон, главная комната для трапез, не превышал площади нашей современной гостиной 18-22 кв.м., причем, каждый андрон характеризовался по количеству „клинэ“ (от греч. кровать), самый маленький был трех-кроватный, как в большинстве усадеб античного периода, примеры: „трех-кроватный“ и „8-кроватный“ андроны. [/URL Участок 10 в Юхариной балке "Наделы 132, 151, 152, 153, 168, 169, 170, 171" Территория участка охватывает ложе Юхариной балки, ее северо-восточный склон и пологую вершину склона. В восточном отроге Юхариной балки зафиксировано поселение второй половины II тыс. до н.э. На территории участка находятся также древние земельные наделы херсонеситов, сельские усадьбы, дома-башни, римские виллы и средневековые донжоны. Вся территория поделена на 5 участков прямоугольной формы размерами 630 х 420 м, каждый из которых разделен на 6 наделов и те соответственно на поля 52,5 х 52,5 м. На некоторых полях видны каменные стены виноградного плантажа. На каждом участке по одной или две усадьбы. Все усадьбы строительных периодов от второй половины IV в. до. н.э. по VII в. н.э. Во многих усадьбах башни, хозяйственные помещения. При раскопках найдены медные херсонесские монеты IV - III в.в. до н.э. Среди керамического материала выделяются херсонесские клейменные амфоры. Найдено также значительное количество терракотовых изделий. Среди них фрагмент алтарика 2-й половины III - 1-й половины II в.в. до н.э., терракотовая статуэтка Силена III-II в.в. до н.э., фрагмент женской фигуры III-II в.в. до н.э. и др. 10-й участок заповедника представлен памятниками, на примере которых можно показать историю региона от неолита до позднего средневековья. [URL=http://www.radikal.ru] _________________ "Я вплету в твои сны отражение из звезд из серебряной чаши с водой.
Ты пройдешь по дорогам видений и грез, что волшебной встают чередой." Тэм |
|||
Сделать подарок |
|
Москвичка | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
15 Июн 2010 20:45
О, Миона, древний какой, однако, городок рядом с тобой! Название у него известно? (Кроме Юхариной балки, понятно).
На раскопки глядя, Танаис сразу вспомнился. Там жилые кварталы неплохо сохранились. Но что показательно (меня, помню, удивило), по сохранившимся развалинам пристани (ступени, в основном), построенной ещё до н.э., видно, что строители того времени были гораздо более искусны, нежели их потомки спустя несколько столетий: камень обработан уже не так ровно, не так тщательно. Кстати, и в в самом Херсоненсе тоже такое же впечатление: более древняя часть города качественнее гораздо. А ещё меня там поразила мозаичная дорожка - всё никак не верилось, что где-то две - две с половиной тыщи лет назад сделана, а не сегодня... Да... а андроны ничего так себе... Внутри прохладненько, наверное, было... _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
miona | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
16 Июн 2010 17:33
» Фото: Севастополь,печально знаменитый ураган ноября 2007Ну, чтоб немножечко освежить воздух и вспомнить море - для всех вас! Это наш печально знаменитый ураган ноября 2007. К счастью - теперь -история..URL=http://www.radikal.ru][/URL] Вот она, стихия..... Грустными историями последствий этого вас не удивишь...[/img] _________________ "Я вплету в твои сны отражение из звезд из серебряной чаши с водой.
Ты пройдешь по дорогам видений и грез, что волшебной встают чередой." Тэм |
|||
Сделать подарок |
|
Lapunya | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
16 Июн 2010 20:10
» семья в Древнем РимеДа уж, стихия нас пугает))) Но вернемся к Древнему Миру. Мы, как женщины, берегини, хранительницы семейного очага, интересуемся, как же сделать наш дом уютным, семью - крепче, а отношения - теплее. Я бы хотела вам предложить статью на тему "Семья в Древнем Риме (7 - 6 ст. до н.э.)"Вопрос о месте рода и семьи в раннем Риме имеет достаточно обширную историографию. Однако основное внимание в исторической литературе уделяется либо общим проблемам эволюции этих двух институтов в царском Риме [1] — либо определению приоритета одного из них в структуре общества[2], либо рассмотрению рода и семьи как составных частей более крупных подразделений, таких как курия и фратрия[3]. И. Л. Маяк исследовала историю семьи в эпоху правления двух первых царей — Ромула и Нумы — и доказала, что в этот период наряду с сохранением родом своих позиций в обществе значительно увеличилось значение большой семьи[4]. В настоящей статье хотелось бы проследить, как развивались семейные отношения в Риме при третьем, четвертом и пятом царях, т. е. при Туллии Гостилии, Анке Марции и Тарквинии Старшем, в VII — начале VI в. до н. э. Основным источником, используемым в работе, является античная традиция, зафиксированная главным образом Титом Ливием и Дионисием Галикарнасским, поскольку факты, сообщаемые этими авторами, достойны доверия[5]. Царь Тулл Гостилий, согласно Дионисию, живет в доме вместе с женой, детьми и «толпой слуг» (D. H., III, 35, 1) и, таким образом, вместе с ними представляет «классическую» большую семью, как ее определяет современная историческая литература[6]. Однако в результате археологических раскопок в Риме[7] были открыты следы хижин, площадь которых 11,5 × 2 м2. Размер дома явно невелик, и это обстоятельство может вызвать справедливое сомнение: действительно ли речь идет о большой, а не малой семье, тем более, что П. Де Франчиши не обнаруживает существенного различия между ними, говоря об аналогичности их структур[8]. Обратимся к анализу традиции. Лукумон, будущий царь Тарквиний Старший, и его брат Аррунт, находясь в зрелом возрасте, продолжают жить с отцом — Демаратом. В случае, если бы последний знал о том, что у Аррунта должен родиться ребенок, то как дед упомянул бы внука в своем завещании с. 4 (Liv., I, 34, 1—3). Следовательно, можно говорить о теснейшей связи трех поколений, два из которых фактически находятся во власти отца и деда, Демарата. Правда, эта семья жила в Этрурии, и их отношения могут отражать какие-то чисто этрусские обычаи. Но сам Тарквиний, находясь в Риме, должен передать царскую власть через зятя Сервия Туллия, который занимает место Тарквиниева сына, своему старшему внуку (D. H., IV, 4, 2). Знатность и высокое положение Тулла Гостилия также определяются знатностью и героическими деяниями его деда — Госта Гостилия, отличившегося в битвах с Сабинами при Ромуле (Liv., I, 22, 1—2; D. H., III, 1, 2; Plut. Numa, XIV). В данной ситуации опять прослеживается связь трех поколений прямых родственников по мужской линии, что свидетельствует о существовании в Риме большой семьи, состоящей из трех-четырех поколений familiae[9]. Что же касается малой площади домов, то, как справедливо замечает И. Л. Маяк, дома членов большой семьи могли располагаться поблизости друг от друга. Это подтверждается данными этнографии[10]. Пока мы говорили о большой семье как части рода. Но источники содержат и несколько иной материал. Царь Анк Марций — сын дочери царя Нумы (D. H., III, 36, 2; Liv., I, 32, 1—2). Формально к роду Нумы Помпилия он не принадлежит, относясь к роду своего отца — Нумы Марция (Plut., Numa, VI). Но авторитет Анка во многом зиждется на его родстве с царем Нумой, причем традиция возводит родословную Анка непосредственно к царскому роду его деда: ἐκ βασιλείου γέρους (D. H., III, 35, 3), nobilem imagine Numae (Liv., I, 34, 6). Самого же Нуму античные авторы называют зятем Тация (Plut., Numa, III). В этих фактах обнаруживается одно интересное обстоятельство: знатность происхождения обеспечивает родственные связи не только по, мужской, но и по женской линии. Известно, что статуя Гайи Цецилии, жены царя Тарквиния Старшего, стояла в святилище Sancus (Fest., Praebia). После смерти Тарквиния именно его жена отдает все распоряжения, касающиеся внутренней жизни в городе и выборов нового царя (D. H., IV, 2, 3). Можно, правда, предположить, что в Риме этого периода продолжалась борьба матриархального и патриархального начал, о чем говорит Э. Магер-Пирнат[11], и связи по женской линии и особое положение в обществе Гайи Цецилии — только пережитки матриархата. Оставив в стороне дискуссию о возможном сохранении в раннем Риме установлений материнского права, обратимся снова к данным традиции. В царствование Тулла Гостилия Гораций, одержав важную для Рима победу над альбанцами Куриациями, осуждает и казнит собственную сестру за неправедную, по его мнению, любовь, а отец их одобряет такую расправу (D. H., III, 21, 6; Liv., I, 29, 6). Жизнь и смерть женщины, таким образом, находится в руках не только отца, но и братьев. Женщина не принимается во внимание при составлении завещаний, как в случае с отцом Тарквиния Старшего Демаратом, который не оставил своей невестке и, следовательно, не родившемуся тогда еще внуку никакого наследства (Liv., I, 34, 2—3). Наконец, Гайя Цецилия участвует в «общественной жизни» Рима, но сама быть царицей не может (Plut., Q. R., 36). Женщина, оставшись вдовой, теряет право называться mater famiilias, так как этот «титул» обеспечивал ей (при наличии детей) только муж, pater familias. Положение женщины в римском обществе, как видим, достаточно бесправно[12], и речь, безусловно, может идти уже о патриархальной семье. Возвращаясь же к ситуации с Гайей Цецилией, выскажем предположение, что ее роль в римской жизни как раз и объясняется принадлежностью к царской семье, в которой она является mater familias. Уже упоминалось, что отец в патриархальном обществе волен судить свою дочь и даже обрекать ее на смерть. Однако с глубокой древности в Риме существовал закон, разрешающий отцу продавать собственных сыновей. Нума внес в него уточнение, согласно которому продать сына можно лишь три раза, после чего он переставал подчиняться отцовской власти (Plut., Numa, XVII; tab. XII, IV, 2). Отпрыск, оскорбивший отца до слез, по достаточно древним установлениям, должен быть убит (Fest., Plorare). Очевидно, что авторитет отца семейства был высок, поддерживался общественным «законодательством»; pater familias имел неограниченную власть не только над дочерьми, но и над сыновьями. Горации ко времени войны Рима с Альбой были известными людьми и воинами, прославившимися подвигами во многих битвах (D. H., III, 13, 3). Но они живут вместе с отцом и не считают возможным предпринимать что-либо, не посоветовавшись с ним (D. H., III, 17, 1—5). После убийства сестры Гораций предстает перед судом. А защитную речь на судебном заседании произносит не сам юноша, а его отец (Liv., I, 26, 10), который считает, что, кроме отцовского суда, с. 6 сыну нечего опасаться (D. H., III, 21, 7). Отец обычно выбирает для взрослых сыновей жен, как это делал Демарат (D. H., III, 46, 5). Следовательно, пока отец жив, его сыновья, какого бы возраста они не были, фактически неправо- и недееспособны. И. Л. Маяк полагает, что при первых царях власть pater familias еще не была деспотической[13], но все приведенные факты говорят об обратном. И хотя Горация-сына привлекает к суду за убийство сестры римская община и царь как глава общины (Liv., I, 26, 8—11), что свидетельствует о стремлении римских центральных органов управления ретушировать отношения внутри семьи, факт, что Гораций-отец вынуждает суд оправдать сына, сославшись на свое исключительное право судить и обвинять его (D. H., III, 22, 4), позволяет сделать вывод о гораздо большем значении семьи и власти pater в ней по сравнению с общеримскими установлениями и полномочиями царя. Это как раз и является показателем не только огромной власти отца семейства, уже установившейся в римских familiae, но и деспотичного характера этой власти. Таким образом, можно говорить об окончательном конституировании в Риме в период царствования Тулла Гостилия большой патриархальной семьи. Существование закона о продаже отцом своих детей (Plut., Numa, XVII) предполагает отношение к детям как своего рода ценному имуществу семьи и в первую очередь, конечно, для pater familias. Имущество pater familias делится между детьми (Liv., I, 34, 2—3), т. е. дробилось. Если у Нумы, царя, знатного и небедного человека, было трое сыновей и дочь (Plut., Numa, VIII; Liv., I, 18, 6; 32, 1), у богача Демарата и царя Анка Марция — по двое (Liv., I, 34, 1—3; 40, 1), знатный римлянин Гораций-старший — отец — имел по крайней мере четверых детей: трех сыновей и дочь (Liv., I, 26, 2, 9), то Авгур Атт Навий, живший при Тарквинии Старшем, принадлежит к бедному семейству и является единственным ребенком отца (D. H., III, 70, 2). Это свидетельствует, вероятно, о том, что количество детей служит как бы индикатором благосостояния familiae: только богатый римлянин мог позволить себе иметь много детей и не оставить их бедняками после своей смерти. И, наоборот, чем больше детей, тем потенциально богаче их отец, хотя бы потому, что в случае крайней нужды он может их продать. Представляет интерес порядок наследования власти в царском Риме. Тулл Гостилий и Анк Марций известны деяниями и высоким положением в обществе своих дедов. Царская власть Тарквиния Старшего передается Сервию Туллию, который был у Тарквиния liberum loco (D. H., IV;4; Liv., I, 39, 4), так как родной сын царя рано умер (Aur. Vict., VI), да еще и зятем. После него царем должен стать старший внук Тарквиния (D. H., IV, 4, 2). Дети Анка Марция считают, что после отца исключительное право на царский «титул» принадлежит им (Liv., I, 40, 1—3), и для достижения своих целей они не останавливаются даже перед убийством узурпатора — Тарквиния (Liv., I, 40, 4—7). Как видно, царская власть во всех указанных случаях передается в рамках одной семьи прямым родственникам по мужской линии. И, наверное, можно говорить о зарождении семейной династии, поскольку ни члены рода Тарквиния, ни члены рода Анка на высшую власть в общине не претендуют. Римлянин Гораций и альбанец Куриаций женаты на родных сестрах (D. H., III, 13, 5), и оба они, по словам Дионисия, выделяются среди римлян и альбанцев знатностью происхождения (D. H., III, 13, 3). Дочь Горация-старшего просватана за одного из младших Куриациев (Liv., I, 26, 2), т. е. за своего двоюродного брата. Как нам кажется, это свидетельствует о стремлении ряда семей сохранить и укрепить свое положение, несмотря на то, что браки заключаются между разными общинами, которые не всегда находятся в дружеских отношениях. Есть, видимо, основание говорить даже о начале формирования знатных семей на территории Рима, что также является доказательством усиления роли familiae в VII — начале VI в. до н. э. Принимая во внимание все рассмотренные факты, можно сделать следующие выводы: в Риме эпохи правления Тулла Гостилия, Анка Марция и Тарквиния Старшего большая патриархальная семья становится институтом, настолько прочно завоевавшим позиции в структуре общества, что попытки общины регламентировать внутрисемейные отношения на данном этапе терпят крах. Род продолжает существовать и играть немалую роль в жизни Рима, но и familiae развилась уже в такой степени, что, видимо, заменяет его в осуществлении ряда общественно значимых функций, как на более ранних этапах это произошло с хозяйственной функцией[14]. Усиливавшаяся же власть pater familias в состоянии конкурировать с властью родовладык и, скорее всего, придет ей на смену. Майорова Н. Г. |
|||
Сделать подарок |
|
whiterose | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
17 Июн 2010 18:21
Мона, фотографии очень впечатляющие.
Женя, спасибо за интересный материал. Единственное, что хотелось бы дополнить, это то, что в более поздний период семейные ценности кардинально изменились. Это был союз двух семей или состояний. Развод не составлял труда даже после 20 лет брака, женщины свободно выходили замуж после развода и могли при этом очень безбедно существовать, и вдовы пользовались состоянией умершего мужа. Проблема демографии была очень острой уж во времена Августа Октавиана, никто не хотел обременять себя детьми. Есть наследник - и хорошо, а дальше - можно вовсю отдаваться собственным удовольствиям. Римляне ОБОЖАЛИ жемчуг. И Август даже ввел закон, по его указанию этот камень могли носить только замужние женщины, имеющие детей. Таким оригинальным способом он пытался повысить рождаемость. Кроме этого, были поэты и писатели, выполняющие, как бы сейчас сказали "соцзаказ". Они писали литературу, в которой пропогандировали семейные ценности и мораль. Безуспешно. Овидий с его "Наукой любви" был неугоден и изгнан из Рима. _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
miona | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
18 Июн 2010 9:45
семейные ценности ...и.... тра-ля-ля....
Что-то наше "милое общество" ну оччень римское ближе к закату напоминает. По крайне мере, с институтом семьи, рождаемостью... Точно что в спирали времени поверишь. _________________ "Я вплету в твои сны отражение из звезд из серебряной чаши с водой.
Ты пройдешь по дорогам видений и грез, что волшебной встают чередой." Тэм |
|||
Сделать подарок |
|
miroslava | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
18 Июн 2010 15:50
» Дети в Древнем РимеХочу добавить к материалу о семье в Древнем Риме. Это касается детей.Дети в патриархальном обществе Древней Греции и Рима рассматривались как безусловная собственность отца семейства и сами по себе никаких прав не имели. Оказывается, все эти родоначальники европейской цивилизации вовсю практиковали такой способ "контроля за рождаемостью" как выкидывание детей. В некоторых случаях это означало смерть ребенка. Согласно ритуалу, новорожденного приносили и клали у ног отца. Если он брал младенца на руки, то он считался принятым в семью и отныне располагал всеми правами и привилегиями члена семьи, в том числе и права на защиту. Если же отец отказывался это сделать, то ребенка попросту выбрасывали на улицу. Мнение матери по этому вопросу абсолютно никого не интересовало. Античные авторы стыдливо умалчивают о такой практике: она считалась жестокой даже в те времена. Но многие косвенные свидетельства говорят о том, что "выброс" ненужных детей практиковался даже на очень поздних стадиях развития античного общества. Например, был найден документ, где перечислялись жители Милета, которые в 5 в до н.э. переселялись из своего родного города в Афины. Ученые давно обратили внимание, что количество мальчиков в перечисленных семьях в почти в 3 раза превышало количество девочек. Естественным путем такой перекос не мог образоваться, а всем известно, что мальчики ценились гораздо больше, как будущие наследники и кормильцы родителей в старости. Скорее всего, при вышеописанном обряде "приема" в семью оставлялся почти всякий мальчик (если он рождался полноценным и здоровым), но далеко не всякая девочка. Кроме того, в античных трагедиях и комедиях, которые дошли до наших времен, постоянно упоминаются подкинутые дети: родители подкинули их в тяжелые времена, а потом, когда они выросли и материальное положение родителей улучшилось, те решили найти подкинутого ребенка и счастливо с ним воссоединиться. Разумеется, это им удается и дитятя никогда ни в чем не упрекает найденных родителей - значит, дело было обычное. Очевидно, подкидывание было мягкой разновидностью избавления от ненужных детей. Наконец, лет 30-40 назад в Египте был найден папирус, который содержит письмо грека, жившего в Александрии во 2 веке до н.э. и решившего отправиться на заработки в материковую Грецию. Письмо обращено к жене, которая в это время ждала второго ребенка. Отец семейства заботливо и трогательно расспрашивает о здоровье и самочувствии своего маленького сына Апполинка. И тут же следует фраза, которая выносит приговор еще не рожденному ребенку: если родится мальчик, оставь его, а если родится девочка - выбрось. Это стало еще одним подтверждением факта о довольно жестокой судьбе дочерей древних греков. Дети, выкинутые таким образом, далеко не всегда погибали, но дальнейшей их участи не позавидуешь. Судя по всему, существовал налаженный бизнес по "приему" таких детей. Самые удачливые усыновлялись богатыми, но бездетными родителями - но это были единицы. Остальные попадали к сводникам и работорговцам. Девочек по достижении определенного возраста заставляли заниматься проституцией. Увы, все пышные описания жития античных куртизанок типа Таис Афинской мало соответствуют действительности. Такого относительно независимого положения (потому что полностью независимой женщина, живущая продажей своего тела, быть никогда не может) добивались единицы из сотен тысяч. Самым удачливым и обретшим могущественного и богатого покровителя удавалось откупиться от своего сводника и стать относительно свободной - таким как Фрина, Аспазия и некоторым другим. Подавляющее же большинство древних проституток были просто-напросто рабынями и ученые предполагают, что ряды их рекрутировались из брошенных родителями девочек - этого "материала" всегда было достаточно. Что касается мальчиков, то их подбирали тоже не без корысти. "Благодетели" либо растили себе будущего раба, либо планировали в будущем продать его на рынке и получить неплохие денежки. Самое интересное заключается в том, что отцы, обрекшие своих кровиночек на такую жестокую участь, по древнему законодательству сохраняли над ними все права отца. Они могли в будущем потребовать вернуть своего выброшенного ребенка и определять его будущую судьбу так, как ему захочется. Лишь в 4 веке нашей эры император Константин издал эдикт (закон), в котором постановил, что отец, который в свое время отказался от ребенка, раз и навсегда теряет свои отцовские права. Это было законодательное подтверждение факта "выброса" детей в древней Греции и Риме; и одновременно это было восстановление справедливости в этом вопросе. ___________________________________ --- Вес рисунков в подписи 298Кб. Показать --- |
|||
Сделать подарок |
|
Vlada | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
18 Июн 2010 18:45
А мне всегда казался странным тот факт, что римлянки не имели собственного имени (личного). Дочерей называли по порядку рождения, если их было несколько (Прима и т.д.), или же по имени отца - отсюда Юлии, Валерии. Вот представляю, если бы меня звали тоже по порядку рождения - ужас! _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
miona | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
18 Июн 2010 21:07
» Гикия - героиня Херсонеса"Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом, территорией и укрепленными пунктами херсонесцев. Я буду единомышленен о спасении и свободе государства и граждан и не предам Херсонеса..."Эти строки из присяги граждан Херсонеса высечены в начале III века до нашей эры на огромной мраморной плите, найденной на территории древнего города.Городов-миллионников в античном мире было несколько - Константинополь, Александрия, Рим. Остальные намного меньше. Но все-таки приличный театр в рядовом античном городе обязательно имелся. Был он и в Херсонесе - на две с небольшим тысячи человек. Столько, собственно, и составляло свободное мужское население города вместе с приезжими. Остальные жители - женщины, дети, рабы. - А каково было положение женщин в Херсонесе? - Такое же, как и повсюду в Греции. Место женщины - на ее половине дома. Если приходит кто-то посторонний, она должна удалиться и заниматься своими делами. Древние греки говорили, что женщина - зло, но есть два светлых часа в ее жизни: один - на брачном ложе, другой - на смертном. - То есть она была на положении рабыни? - Боже упаси! Но, например, в Херсонесе ни одна женщина из порядочной семьи в театр не ходила. Его посещали свободнорожденные граждане - мужчины и юноши с определенного возраста, потому что спектакли у древних греков бывали весьма вольного содержания. Тем не менее в клятве жителей города наряду с олимпийскими богами упоминается некая Дева, которой они поклонялись. Артемида. Сюрпризы Херсонес преподносит ежегодно. На днях на кладбище Херсонеса найден склеп позднеантичного времени. На его стенах - совершенно замечательные сцены охоты, цветы, надписи. Сейчас все это надо исследовать, зафиксировать, а потом, возможно, привлечь и зарубежных специалистов. Подобная находка, конечно, сенсация. Легенды Крыма » Гикия - героиня Херсонеса Было время, когда цветущим, многолюдным Херсонесом управлял первый архонт Ламах. Был он очень богат, имел много золота и серебра, скота и земли. Дом его — большое квадратное здание — выходил на несколько улиц. В городской стене Ламах имел даже отдельные ворота, чтобы многочисленные его стада, возвращаясь с пастбищ, не шли через город, а попадали прямо в загоны, примыкавшие к дому. Гикия была единственной дочерью Ламаха. В Херсонесе, славившемся своими риторами и мудрецами, она получила прекрасное образование. Среди девушек города она выделялась красотой и умом. Как истая херсонеситка, Гикия горячо любила свой знаменитый город, раскинувшийся на берегу беспокойного Понта, и мечтала сделать для него что-нибудь выдающееся. В те времена соседним Боспорским царством правил царь Асандр. Не давали ему покоя богатства Херсонеса. Пытался он силой захватить город, да потерпел поражение. Тогда решил Асандр хитростью овладеть городом. Знал он, что у Ламаха есть дочь, и предложил своего сына ей в мужья. Надеялся он, что после смерти Ламаха власть над Херсонесом перейдет к роду первого архонта и от Гикии попадет в руки его сына. Царь посвятил сына в свой замысел, и тот согласился действовать так, как задумал отец. Херсонеситы разрешили Ламаху брак Гикии с сыном Асандра. Но они поставили условием, чтобы после свадьбы муж Гикии никогда не покидал Херсонеса для свидания с отцом; если он посмеет это сделать, будет казнен. Боспорцы приняли это условие, и сын Асандра, приехав в Херсонес, женился на Гикии. Пламенно и искренне полюбила Гикия своего мужа. Он казался скромным человеком, преданным гражданином Херсонеса, не скупящимся на добрые дела. Через два года умер Ламах. На совете именитых граждан было решено поставить во главе управления городом не сына Асандра, зятя Ламаха, а другого видного херсонесита, Зифа, сына Зифова. Рухнули планы мужа Гикии. Но он не отказался от своей мечты и лишь ждал удобного случая, чтобы осуществить свой замысел. В первую годовщину смерти отца Гикия пожелала почтить его память и с разрешения совета города устроила поминки. Она пригласила к себе многих граждан города и раздавала им вино, хлеб, масло, мясо, рыбу — все, чем полны были кладовые ее обширного дома. Все благодарили Гикию за хорошее сердце. Городские власти разрешили Гикии так отмечать ежегодно годовщину смерти отца. Одно из таких празднеств и решил использовать муж Гикии для выполнения своего коварного плана. Он послал преданного раба в Пантикапей к отцу с известием, что нашел путь завладеть Херсонесом. Отец стал присылать сыну морем через определенные промежутки времени по десять или двенадцать отважных юношей, кроме гребцов, как бы для того, чтобы доставить ему и Гикии подарки. Лодки боспорян входили в бухту Символов, а сын Асандра посылал туда лошадей, на которых привозил в город и подарки, и боспорских юношей. Через несколько дней гости якобы должны были уезжать к лодкам. Их отъезд муж Гикии приурочивал к позднему вечеру, когда совсем стемнеет. Отойдя на некоторое расстояние от города, боспорцы сворачивали с дороги и, достигнув берега, на лодках возвращались к тропам, по которым шли стада Ламаха к его отдельным воротам в городской стене Херсонеса. Тут их снова впускали в город и прятали в подвалах дома Гикии. А гребцы в лодках в это время отчаливали из бухты и уходили в сторону Боспора, создавая видимость, будто никто в Херсонесе не остался. Сын Асандра посвятил в заговор трех рабов, вывезенных из Боспора. Один из них, якобы проводив боспорских юношей до бухты, возвращался в Херсонес и заявлял городской страже, что все уехали; другой провожал боспорян до берега и усаживал в лодки; третий провожал до ворот в городской стене и вводил в дом Ламаха. Эти же рабы доставляли спрятанным пищу и воду. Все это делалось скрытно. Сама Гикия не подозревала, что творится у нее в доме. Боспорский царевич избрал третью годовщину смерти Ламаха для выполнения своего замысла. За два года он тайно собрал около двухсот боспорских воинов. Сын Асандра рассчитывал, что в день памяти архонта все херсонеситы будут допоздна веселиться и изрядно опьянеют; когда они улягутся спать, он выведет спрятанных заговорщиков и совершит свое злое дело. Флот его отца к этому времени был готов к нападению на Херсонес. Случайное происшествие раскрыло заговор. Одна из любимых служанок Гикии провинилась перед ней и в наказание была заперта в комнате, находившейся над подвалом, где были собраны боспорские воины. Служанка в одиночестве пряла лен и нечаянно уронила пряслице, которое покатилось к стене и попало в глубокую щель. Чтобы достать его, девушка приподняла кирпич пола и сквозь отверстие заметила в подземелье вооруженных людей. Осторожно опустив кирпич на место, служанка позвала одну из своих подружек и послала к госпоже, прося прийти к ней, так как она хочет сообщить что-то важное. Гикия пришла, к счастью, не взяв с собой никого из домашних. Служанка пала к ее ногам и рассказала все. Гикия сразу поняла, что замышляется в ее доме. Она превыше всего ставила интересы своего народа, поэтому, ни минуты не колеблясь, приняла решение уничтожить врагов, в том числе и своего мужа, который оказался изменником. Двум родственникам Гикия поручила собрать лучших людей города. Одно условие поставила она. Они должны были поклясться, что за свое сообщение, если его признают важным, она будет похоронена в черте города. Собравшиеся граждане поклялись исполнить это условие. Тогда удовлетворенная Гикия сказала: — Я открою вам тайну. Муж мой, от отца своего унаследовавший ненависть к нашему городу, тайно провел в дом много вооруженных боспорян. Как я догадываюсь, они намереваются в день памяти моего отца напасть на нас, сжечь дома и всех истребить. Херсонеситы слушали Гикию, оцепенев от ужаса. — Скоро подойдет этот день, — продолжала Гикия. — Он должен быть проведен как обычно. Вы получите все, чем я обещала угощать Вас. Приходите в мой дом и веселитесь, чтобы враги ничего не заподозрили. Все, что вы будете получать, употребляйте умеренно, поминайте моего отца, пляшите на улицах, однако об опасности не забывайте. Дома у каждого должны быть припасены хворост и факелы. И когда я знаком покажу, что надо кончать пир, вы спокойно разойдетесь по домам. Я раньше обыкновенного велю закрыть ворота. А вы тотчас высылайте слуг с хворостом и факелами, пусть они обкладывают весь мой дом, все входы и выходы. Чтобы дерево быстрей загорелось, велите обливать его маслом. Тогда я выйду, и вы зажжете хворост, а затем окружите дом и будете следить, чтобы из него никто не ушел живым. Теперь идите и приготовьте все, о чем я говорила. И не забывайте о своей клятве... Как было условлено, в день памяти Ламаха население города целый день веселилось на улицах. Гикия щедро раздавала вино на пиру в своем доме, часто угощала своего мужа, сама же воздерживалась, как и ее рабыни: она приказывала наливать себе воду в чашу пурпурного цвета, где вода казалась вином. Когда наступил вечер и граждане, как бы утомясь, разошлись по домам, Гикия стала звать мужа отдыхать. Он охотно согласился, так как со своей стороны старался не возбудить в ней никаких подозрений. Она велела закрыть ворота и все выходы и принести ей, как обычно, ключи. И тотчас тайно приказала надежным служанкам выносить из дома одежду, золото, различные драгоценности. Дождавшись, пока все в доме успокоилось, и видя, что уснул опьяневший муж, Гикия вышла из спальни и заперла за собой дверь, позвала служанок и вместе с ними оставила двор. На улице она сказала, чтобы подожгли дом со всех сторон. Огонь быстро охватил все здание. Боспорские воины пытались спасаться, но их тут же убивали. Они все до единого были истреблены. Вот так Гикия избавила родной Херсонес от смертельной опасности, грозившей со стороны Боспорского царства. Благодарные граждане вскоре поставили в честь Гикии на главной площади две статуи. Одна изображала ее сообщающей херсонеситам о заговоре мужа, другая — вооруженной, мстящей заговорщикам. На постаментах были высечены надписи, гласившие, что сделала Гикия для города. Когда Гикия напомнила про обещание похоронить ее в черте города и попросила повторить клятву, среди правителей раздались возражения: некрополь у херсонеситов был далеко вне стен города, вблизи своих жилищ они никого не хоронили. Горожане предложили вместо этого восстановить уничтоженный дом Гикии за счет общественных средств. Гикия не уступала и настояла на своем: ей снова пообещали, что ее желание будет выполнено. Через несколько лет мудрая Гикия задумала испытать, будут ли граждане верны своей клятве. Она сговорилась со своими рабынями, чтобы те разнесли по городу слух о внезапной кончине их госпожи. Печаль охватила население Херсонеса. Народ толпился у дома всеми любимой героини. Ее рабыни и близкие приготовляли тело “умершей” Гикии к похоронному обряду. Старейшины после совещания все же не решились, несмотря на клятву, нарушить древний обычай греков и постановили вынести Гикию за город и там похоронить. Когда похоронная процессия остановилась у раскрытой могилы, Гикия поднялась из саркофага и стала горько упрекать граждан в обмане и нарушении клятвы. Пристыженные старейшины в третий раз поклялись исполнить ее желание. Еще при жизни Гикии ей позволили избрать внутри города место для погребения и отметили его медным позолоченным бюстом. И тот, кто хотел испытать чувство восхищения прекрасным, всякий раз смахивал пыль с памятника Гикии и читал на нем надпись о смелом ее подвиге. _________________ "Я вплету в твои сны отражение из звезд из серебряной чаши с водой.
Ты пройдешь по дорогам видений и грез, что волшебной встают чередой." Тэм |
|||
Сделать подарок |
|
whiterose | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
22 Июн 2010 11:11
Мирослава, я слышала о таком отношении к детям в древнем мире. Ужасно.
Мона, скачала твою историю на свой компьютер в спец. папочку Девочки, я все-таки добралась до Москвы и побывала на помпейской выставке. Фотографии выложила вот здесь: https://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?p=985982#985982 _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
Natalochka | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
25 Июн 2010 11:19
Здравствуйте всем! У вас здесь столько всего интересного. Можно к вам в клуб? История - это моя любовь на все времена. Я можно сказать полупрофессиональный историк. По образованию я музеолог, диссертацию защитила по истории, но по специальности не работаю.
среди моих любимых периодов в истории европейское и российское средневековье, Возрождение эпоха дворцовых переворотов в России, первая половина XX века с ее мировыми войнами, революциями. Увлекаюсь историей религии, особенно христианства. Не очень люблю вопросы связанные с экономикой, гораздо больше мне интересны военно-политические вопросы, а в последнее время повседневная жизнь людей прошлых эпох _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
Natalochka | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
25 Июн 2010 14:16
Lapunya писал(а):
Natalochka, добро пожаловать!!! whiterose писал(а):
Наталочка, привет! Присоединяйся! Спасибо! Lapunya писал(а):
Сейчас у нас сфера интересов по Древнему Миру, тут уже и вам можно будет показать себя во всей красе. Даже не знаю, вообще Древний мир, это не мой конек. Разве, что мифология. С большим удовольствием прочитала про Спартака. Честно говоря, мало что знала об этом востании и его лидере. А тут столько интересных фактов. Буду восполнять пробелы в своем образовании _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
Lapunya | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
27 Июн 2010 10:48
» Египет: Пирамиды Древнего ЕгиптаДабы постепенно перейти к озвученной теме Древнего Египта, да и оживить странички нашего клуба, которы в жаркую летнюю пору немного затих, я предлагаю вам, дамы, тему, которая прежде всего ассоциируется с Египтом - Пирамиды Древнего ЕгиптаЕгипетские пирамиды являются объектами всемирного исторического и культурного наследия. Сейчас египтологи насчитывают 108 пирамид. Но как ни удивительно первыми пирамиды стали строить отнюдь не египтяне. Первые пирамиды ступенчатой структуры, называвшиеся зиккуратами, появились в древних Уре и Вавилоне, примерно в то время (около 2750 года до н.э.), когда в Египте правила Вторая династия. А вот "правильные" пирамиды являются чисто египетским изобретением, относящимся примерно к 2550 году до н.э., во время правления Четвертой династии. Великие пирамиды Египта и не менее именитые пирамиды Америки и Азии... Они поражают своей величественностью и долговечностью, подавляют своей массивностью, удивляют своими простыми и гармоничными формами, устремленными в космос. Они притягивают к себе, они манят... Так в чем тайна пирамид? В чем секрет их притягательности? Молчат пирамиды... Может быть, мы их просто не слышим, как не слышали до недавнего времени голоса рыб? Кто же первый из современников понял и откликнулся на зов пирамид, идущий из глубин Галактики? Ближе всего к истине стояла Е. П. Блаватская, но и она сказала в 1877 году всего несколько слов: «Внешними формами Великая пирами-да символизирует принципы, легшие в основу создания природы, одновременно иллюстрируя тем самым принципы геометрии, математики, астрономии, астрологии». Она была права! Пирамиды Египта Самые древние в мире и массивные монументы из камня — египетские пирамиды — были созданы, чтобы внушать людям благоговейный ужас и поражать их воображение. Поразительно, с каким интересом люди всегда воспринимали самые невероятные теории, возникавшие на их счет. Так, например, один астроном из Шотландии узрел в размерах пирамиды Хеопса не только закодированные в них расстояние от земли до солнца и время исхода иудеев из Египта, но и дату будущего конца света — 1881 год. По-настоящему серьезные изыскания требуют более вдумчивого подхода — ведь мы имеем дело с гигантскими сооружениями, построенными с потрясающей точностью! Так, каждая из сторон Великой пирамиды, возведенной для фараона Хуфу более 45 веков тому назад, имеет длину около 230,5 м, причем разница между ними составляет самое большее 19 мм. Неплохо для горы, возвышающейся на 146,7 м над горизонтом и созданной рукой человека из не менее 2 300 000 каменных блоков, каждый весом около 2270 кг, и все это без применения современных орудий труда. Несмотря на всю видимую незыблемость пирамид, они, по иронии судьбы, пострадали не столько от сил природы, сколько от рук человека. Древние египтяне были первыми вандалами: они грабили их погребальные покои и безжалостно сдирали с них известняковую оболочку, используя материал для других построек, и. это варварство продолжалось и в более поздние времена. С ростом туризма выросла и вероятность порчи памятников. Толпы неутомимых верхолазов устремлялись с риском для жизни к вершинам пирамид, нанося им непоправимый урон. Благодаря закону, принятому в 1983 году египетскими властями, четыре крошечные фигурки, штурмующие пирамиду Хеопса на фотографии наверху, были одними из последних, кому удалось это сделать, хотя туристам все еще разрешается заходить внутрь пирамиды. Погонщики верблюдов и уличные торговцы, которые, должно быть, досаждали своими призывами еще греческому историку Геродоту, когда тот осматривал пирамиды, сегодня обязаны держаться от них на приличном расстоянии. Пирамида Джосера. Самая древняя пирамида - пирамида фараона Джосера - была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Место, выбранное Имхотепом для строительства комплекса пирамиды Джосера, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Стена была усилена башнями и разделена плоскими выступами, в ней было четырнадцать ворот, настоящими были только одни. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты. Сама пирамида находилась в середине комплекса, высота ее - 60 метров, основание со сторонами 118х140 метров. Строительные работы на отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Пирамида Джосера была ступенчатой, имела форму лестницы, по которой фараоны якобы восходили на небо. Значение комплекса пирамиды Джосера состоит главным образом в том, что это первая в Египте монументальная каменная постройка. Имхотеп изготовил из камня те элементы и части зданий, которые до него делались из кирпича и других материалов. Пирамида Хеопса Никто не помнит Хеопса живым. Все его помнят только мертвым. Он был мертвым и сто, и тысячу, и три тысячи лет назад и всегда, всегда будет мертвым - пирамида увековечила его смерть. Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 гг. до нашей эры). Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской стены, то пирамида Хеопса - самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком. Пирамида Хеопса в древности достигала 146 м, в настоящее время верхняя часть пирамиды разрушена и нынешняя ее высота составляет 137 метров. На строительство пирамиды Хеопса ушло 2,3 миллиона каменных блоков средним весом 2,5 тонны каждый. Во времена Хеопса грани пирамиды были облицованы отполированными плитами из мелкозернистого песчаника, которые затем были использованы на строительство дворцов султанов и сооружение домов в Каире. Об объеме использованного при строительстве пирамиды материала можно судить по такому факту: согласно подсчетам английских ученых, на строительство всех христианских церквей в Англии ушло меньше материала, чем на одну пирамиду Хеопса. В последнее время некоторые ученые высказывают сомнение в том, что Большая пирамида действительно была усыпальницей фараона Хеопса. В пользу такого предположения они выдвигают три аргумента: погребальная камера, вопреки обычаям того времени, не имеет никаких украшений. Саркофаг, в котором должно было покоиться тело умершего фараона, лишь грубо отесан, т.е. окончательно не готов, а крышка саркофага вообще отсутствует. И, наконец, два узких хода, по которым через небольшие отверстия в корпусе пирамиды в погребальную камеру проникает воздух снаружи. Но мертвые в воздухе не нуждаются - вот еще один весомый аргумент в пользу того, что пирамида Хеопса не была местом погребения. Пирамида Хефрена (Хафры) На расстоянии примерно 160 метров от пирамиды Хеопса возвышается пирамида Хефрена (Хафры), высота 136,6 метра (ранее 143,5), а длина стороны - 210,5 метра. Одним из наиболее великолепных и хорошо сохранившихся монументальных сооружений Древнего царства является нижний храм пирамиды Хефрена. Этот храм, имеющий в плане форму квадрата со стороной 4,5 м, построен из больших блоков гранита. Перед храмом находилась пристань, куда причаливали ладьи, плывущие по каналу со стороны Нила. Два входа в храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченные из гранита. Посередине храма помещалось нечто вроде помоста, где возможно находилась статуя фараона. От обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели внутрь с шестнадцатью монолитными столбами из гранита. В этом зале, имеющем форму перевернутой буквы Т, стояли двадцать три статуи сидящего фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита. Этот зал, ныне лишенный перекрытия, освещался первоначально с помощью небольших отверстий в потолке, через которые проходил свет, падающий отдельно на каждую статую. Внутренняя структура пирамиды Хафра относительно проста. Две камеры и два входа на северной стороне, один - примерно на высоте 15 метров, другой - под ним, на уровне основания. Сейчас внутрь пирамиды попадают из верхнего входа по коридору, который под самым основанием выравнивается и приводит к погребальной камере. Коридор, ведущий от нижнего входа, сначала опускается на десятиметровую глубину, а после небольшого ровного отрезка снова поднимается и приводит к верхнему коридору; сбоку у него имеется отвод в небольшую камеру, оставшуюся незавершенной. Погребальная камера находится примерно на оси пирамиды, она вытянута с востока на запад на 14,2 метра, с севера на юг - на 5 метров, высота ее - 6,8 метра. Камера вытесана в скале, только сводчатый потолок уходит в каменную массу пирамиды. В этой камере до сих пор стоит пустой саркофаг с разбитой крышкой, обнаруженный археологом Бельцони в 1818 году; сделан саркофаг из прекрасно отшлифованного гранита. Больше в пирамиде нет никаких камер и шахт, туннель Бельцони тоже уже занесен песком. Пирамида Микерина (Менкаура) Пирамида Микерина (Менкаура) - самая маленькая и самая «младшая» из всех трех пирамид комплекса Гиза. Пирамида Микерина, внука Хеопса, расположена в 200 метрах от пирамиды Хефрена. Ее высота 62 метра, а длина стороны – около 109 метров. Первоначально она была на 4 метра выше, но длину сторон сохранила, ибо наносы песка защитили нижнюю часть ее облицовки. Облицовка эта - из красного асуанского гранита - первоначально покрывала пирамиду почти на треть ее высоты, дальше ее сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по всей вероятности, тоже была красная, гранитная. Такой двухцветной она была еще в XVI веке, пока ее не ограбили мамелюки. Вначале пирамида имела основание примерно 60х60 метров, и только позднее оно было почти вдвое увеличено. Свою погребальную камеру фараон Менкаура повелел вытесать всего в 6 метрах под основанием, но на следующей фазе строительства опустил ее на более безопасную глубину. Для строительства пирамиды он приказал использовать крупные блоки, по размерам намного большие, чем в пирамидах Хуфу или Хафра. Он хотел ускорить строительство и поэтому не заставлял рабочих тщательно обрабатывать камень. Но, не смотря на спешку, которая чувствуется и через тысячелетия, до окончания строительства пирамиды Менкаура явно не дожил. Вероятно, он умер, когда она достигала примерно двадцатиметровой высоты, т.е. уровня гранитной облицовки. В отличие от остальных пирамида Менкаура стоит не на скальном основании, а на искусственной террасе из известняковых блоков. Погребальная камера сравнительно мала - всего 6,5х2,3 метра и высотой 3,5 метра. Потолок составлен из двух блоков, снизу вытесанных наподобие полуарки, так что создается впечатление свода. Стены погребальной камеры и входного коридора выложены отшлифованным гранитом, коридор с первоначальной усыпальницей и помещениями для погребальной утвари соединяла лестница. Когда британский полковник Говард Венс проник в 1837 году в погребальную камеру этой пирамиды, он обнаружил там базальтовый саркофаг, деревянную крышку гроба в виде человеческой фигуры и кости. Саркофаг утонул вместе с кораблём, перевозившим его в Англию, а датировка крышки гроба и костей отнесла их к эпохе раннего христианства. Перед Пирамидой Микерина возвышаются три Пирамиды-спутницы, которые еще меньше, чем спутницы Пирамиды Хеопса. Пирамида-спутница с восточной стороны, изначально облицованная розовым гранитом, была, без сомнения, предназначена для супруги фараона Хармера II. Заупокойный комплекс Микерина сохранился плохо, так как некоторые части его, построенные в спешке из кирпича-сырца, вскоре обрушились. Гробница Тутанхамона Самая знаменитая гробница Долины Царей - усыпальница Тутанхамона. Тутанхамон, умерший в возрасте 18 лет, стал одним из самых известных владык Древнего Египта благодаря тому обстоятельству, что его гробница оказалась единственным царским погребением, дошедшим до нас не разграбленным. Тутанхамон взошел на престол в возрасте 9 лет и не оставил сколько-нибудь значительного следа в истории Египта: нам известно лишь, что в его царствование в стране начался процесс реставрации старых религиозных традиций и культа бога Амона как верховного божества всего Египта, которые в правление фараона-еретика Эхнатона были отвергнуты ради верховного солнечного божества - Атона. Тутанхамон, чье имя первоначально звучало как «Тутанхатон», изменил его, подчеркнув тем самым свое стремление к возрождению древнего культа Амона. В правление Тутанхамона Египет постепенно восстанавливал свое международное влияние, пошатнувшееся в период правления фараона-реформатора. Благодаря полководцу Хоремхебу, который позже стал последним фараоном XVIII династии, Тутанхамон укрепил позиции Египта в Эфиопии и Сирии. Его могло ожидать блистательное будущее, но он неожиданно умер, не оставив после себя наследника-сына. Из-за внезапной смерти фараону не успели подготовить достойную гробницу, и поэтому Тутанхамон был похоронен в скромном склепе, вход в который со временем оказался, скрыт под хижинами египетских рабочих, сооружавших поблизости гробницу для фараона XX династии Рамсеса VI. Именно благодаря этому обстоятельству гробница Тутанхамона оказалась забыта и простояла нетронутой более трех тысяч лет. Грабители, решившие поживиться за счет Рамсеса Шестого, о богатстве гробницы которого ходили легенды, взорвав вход в гробницу, сложили огромные каменные обломки прямо на вход в усыпальницу Тутанхамона. В 1922 году гробницу Тутанхамона случайно обнаружила британская археологическая экспедиция во главе с Говардом Картером и лордом Корнарвоном - богатейшим английским аристократом, финансировавшим раскопки. Гробница Тутанхамона стала одним из величайших археологических открытий XX века. Восемнадцатилетний фараон был похоронен с фантастической роскошью: только на его мумии размещалось 143 золотых предмета, сама же мумия хранилась в трех вставленных друг в друга саркофагах, последний из которых, длиной 1,85 м, был сделан из чистого золота. Кроме того, в гробнице были найдены царский трон, украшенный рельефными изображениями, статуэтки царя и его супруги, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие, одежда и, наконец, великолепная золотая погребальная маска Тутанхамона, точно передающая черты лица молодого фараона. Но что больше всего поразило Картера и членов его экспедиции, это лежавший среди золотого великолепия маленький веночек из сухих цветов - последнее трогательное прощание супруги юного фараона. Напомним, что с этой историей открытия гробницы, романтической самой по себе, связана не выясненная до сих пор легенда о «проклятии фараона». Преждевременная насильственная или внезапная смерть большей части участников экспедиции лорда Каиреавона за исключением, как ни странно, самого Картера, вызвала слухи о посмертной мести фараона, чей вечный покой был нарушен. История полна легенд такого рода, но эта лишь добавляет таинственного очарования к романтической повести о Тутанхамоне. Однако нельзя забывать, что мы имеем дело с погребением 18-летнего фараона, не успевшего совершить ничего значительного в египетской истории, равного тому, что сделали великие фараоны, такие как Тутмос III или Рамсес II. |
|||
Сделать подарок |
|
Vlada | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
27 Июн 2010 15:36
» Египет: женщины в Древнем ЕгиптеСегодня я расскажу вам о женщинах в Древнем Египте. Я люблю сладкое дыхание твоего рта, Я каждый день восторгаюсь твоей красотой. Мое желание - слышать твой прекрасный голос, Звучащий словно шелест северного ветра. Молодость возвращается ко мне от любви к тебе, Дай мне твои руки, что держат твой дух, Чтобы я смог принять его и жить им. Называй меня моим именем вечно, а мне без тебя всегда чего-нибудь не будет хватать. (Надпись на гробнице фараона Эхнатона для Нефертити) Такими чудесными строками я и хочу начать свой рассказ, в котором использованы материалы статьи Р. Бикбаева «Женские тени на фоне пирамид» (Эхо планеты. – 2001. - №32.-С.32-34). К стихотворению от себя добавлю, что на самом деле Эхнатон имел и вторую жену, от которой имел сына небезызвестного Тутанхамона (ученые провели экспертизы, которые доказывают, что Тутанхамон был сыном Эхнатона, но матерью его была не Нефертити, а другая жена царя). А могила Нефертити, родившей фараону 6 дочерей, так и не найдена. Сколько уже было сенсаций – найдена могила царицы, но увы, подтверждений 100% нет. Реконструировать достоверный образ древних египтянок крайне трудно. Время оставило слишком мало документальных свидетельств о том, какое место они занимали в социуме Страны пирамид. Из дошедших до нас каменных скрижалей эпохи фараонов и сохранившихся папирусных свитков складывается мозаичный образ древней египтянки – девочки, супруги, матери. Женщина – это дом, очаг. Среда обитания бедной египтянки – примитивное жилище из тростника и глиняных, необожженных кирпичей. В дом с крохотным двориком вела узкая дверь. Комнат было, как правило, четыре. Их интерьер зависел от достатка хозяина, но вещей по восточной традиции было мало. Одежду держали в ларях. Вместо столов использовали плетеные корзины , которые во время еды ставили вверх дном. Трогательная деталь женского быта: в любом доме множество шкатулок, ларчиков, коробочек для хранения косметики и украшений. Забота о внешности была для египтянок сверхважным делом. Особое внимание уделялось волосам. Если снадобья не помогали, на помощь приходил парик. На пышных подушках не спали: жертвовали комфортом ради драгоценной прически – в ночное время ее помогало сохранить специальное изголовье кровати. Правда, когда-то в глубокой древности женщины Египта носили гладкую короткую стрижку. В последующее тысячелетие мода изменилась – волосы удлинились, их стали заплетать тонкими косичками и укладывать на голове в сложную архитектурную конструкцию. В последние пять столетий независимости Египта женские прически становятся все роскошнее и фантастичнее. Их украшают перьями, цветами, металлическими безделушками. Косметика имела для египтянок такое же значение, как еда и питье. Даже простым работницам вместе с дневной порцией пищи обязательно выдавали ароматические масла для протирания тела. Косметический набор считался предметом первой необходимости не только для этой, но и для загробной жизни. Рядом с усопшей клали около десяти видов косметических средств. Женщина и у врат Царства Мертвых должна была смотреться! Помимо карандаша для бровей в «арсенал красоты» египтянок входили помады, лаки для ногтей, краски для волос, душистая вода. Сегодня мы уже можем усомниться в том или ином рецепте, но египтянки верили им. Жительницы Древнего Египта были невысокими – их рост был 150-155 см. Зато их отличали стройность и гибкость. Красивая осанка вырабатывалась ежедневным ношением тяжестей на голове. Одежда, особенно в период первых династий, была крайне проста и состояла в основном из узкого легкого сарафана. В период Нового царства знатные женщины стали носить длинные и широкие платья, частично прикрывавшие руки. Основной материал для одежды – лен. Волокно было необычайно тонким, ткали его мужчины в темных сырых подвалах. Работали они на ощупь, сырость же помогала сохранить эластичность нити. Девочки любили играть с игрушками, вылепленными из глины и раскрашенными. Все необходимые для будущей самостоятельной жизни теоретические премудрости они унаследовали от матерей. Причем времени для этого было немного: в Древнем Египте замуж выдавали с 12 лет. Женщины богатые занимались домом и собой. Те, кто победнее, ходили на работу. Работали на поле богатого соседа или у него в доме, шли в помощницы к ткачам и прядильщикам. Участвовали в богослужениях при храмах, нанимались плакальщицами на похоронах, танцовщицами и музыкантшами на праздниках. При особых обстоятельствах женщина могла занять достаточно высокое положение в обществе – известны женщины жрицы, владелицы мастерских и даже писцы. Брак был расторжимым. При разводе муж возвращал жене ее приданое и еще выплачивал возмещение ущерба. Если же развода требовала жена, никакого возмещения не было, забирала свое приданое, часть совместного добра и начинала новую жизнь. Законы требовали достойного обращения с женой. Сохранились картины, изображающие супружеские пары. На некоторых супруги держатся за руки или жена нежно обвивает рукой талию мужа. В период Нового Царства (1562-1085 годы до н.э.) появился новый литературный жанр – любовная лирика, полная возвышенных слов в адрес женщин (СМОТРИ ЭПИГРАФ). Хотя женщина в Древнем Египте уступала первенство мужчинам, ее правовое положение мало чем отличалось от мужского. Женщина могла свободно распоряжаться своим имуществом, знатные дамы могли быть заняты на государственной службе. В знатных семьях девочки получали образование наравне с мальчиками. Однако престол передавался только по мужской линии. _________________ |
|||
Сделать подарок |
|
Lapunya | Цитировать: целиком, блоками, абзацами | ||
---|---|---|---|
27 Июн 2010 16:28
Влада, просто супер статья! Видимо, многое в нашей жизни взято из повседневной жизни египтянок. Особенно впечатлена тем, что женщины и мужчины были во многом равноправны.
Vlada писал(а):
Однако престол передавался только по мужской линии. а как же Клеопатра? |
|||
Сделать подарок |
|
Кстати... | Как анонсировать своё событие? | ||
---|---|---|---|
05 Дек 2024 3:22
|
|||
|
[8504] |
Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме |