На форуме с: 02.09.2012 Сообщения: 2221 |
28 Апр 2017 15:51
Привет!
Как-то я обещала написать свое видение этой истории, свое понимание происходящего в романе. Момент настал, но я не знаю как это написать. Какие подобрать слова.
Ну, попробую.
И начну с сектантов. Линия сектантов в романе очень важна. Их, вообще, стоит послушать. Ведь их действия, хоть и были перекручены самодовольным убеждением в приближенности к чему-то великому, не были лишены логики. Понимание происходящего у них было своеобразное, а тонкие материи, вообще, не в их компетенции, но голые факты они явно почерпнули из достоверных источников.
Начнем с того, что Проводники - не выдумка сектантов, они действительно существуют, и они действительно при определенных обстоятельствах оказываются на земле среди людей, и с ними можно связаться. То есть, по их (сектантов) мнению явление Смерти на землю - не случайность, не единичный непредвиденный случай, а система.
Сектанты, в качестве приманки для вызова Проводника, использовали женщин. Дело несчастной Лесли Чилтон произошло еще до произошедшего с Элеонорой Грей. То есть, о том, что Смерть проводит испытания для избранной, и даже как испытание выглядит, известно тоже не из блога Полуночницы. Так же, как "лик смерти" собирался только из тел замученных женщин.
Действия сектантов хоть и напоминают действия из разряда "слышал звон...", но крупица правды в их убеждениях есть. Эта правда хоть и была искажена эгоцентризмом и вседозволенностью, но можно попробовать очистить ее от садистских измышлений и постараться понять смысл происходящего.
Итак. Для того чтобы Жнец явился, его нужно позвать.
Судя по обмолвкам в закрытом кусочке, мисс Грей не такая уж жертва обстоятельств. Похоже, что она сама и вызвала Проводника к себе на землю. Видимо, таково условие. Смерть без приглашения не переходит черту, которая разделяет ее с Жизнью. Трудно сказать, почему. Из нежелания вторгаться в чужие владения, или это в принципе невозможно.
Сектанты за свое "поклонение" Жнецу ждали от него вознаграждения.
И снова мы видим, что сектанты обладают довольно точными данными, но интерпретируют их по собственному разумению. Они знают, что Проводник с Элеонорой связаны, и заманить Нору в ловушку, чтобы вызвать его - вариант беспроигрышный. Правда ждали они громов и молний, а пришел человек. То есть, эти организованные преступники совершенно не понимают природы этой связи, представляя ее видимо чем-то вроде поводка. Если бы понимали, то знали бы, что ждать подарочков от Смерти за похищение Избранной - верх глупости.
Однако это не значит, что некое вознаграждение не предполагается. Так какая польза может быть от смерти.
В общем-то такое понятие как "пережить смерть" не всегда означает в прямом смысле - отправиться в загробный мир. Бывает еще "промежуточная смерть". Это как, допустим, превращение гусеницы в бабочку. То есть, гусеница, как гусеница, в момент трансформации перестает существовать. Умирает, чтобы дать жизнь бабочке.
У людей когда-то существовало подобное представление о перевоплощении, но не на физическом, а на духовном уровне. Если обратиться к народному творчеству, то в некоторых сказках некие сказочные персонажи отправляются в некую избушку на курьих ножках, огороженную забором из человеческих костей. Где встречают еще одного персонажа, который (точнее - которая) помимо прочего любит зажаривать в печи и пожирать маленьких детей. Иными словами, это инициация. Испытание смертью.
В такие переломные моменты в жизнь человека призывается смерть, которая помогает уничтожить то, что не дает ему (человеку) перейти на новую ступень. Смерть здесь подразумевается не как "конец всему", а скорее как обновление, перезагрузка системы. Потусторонняя сущность на границе миров призвана помочь человеку перейти на новый уровень жизни. Ребенок "умирает", чтобы "родился" взрослый человек. Смерть, как подготовка к рождению.
Это что касается роли смерти в жизни человека. Но есть еще один момент, когда смерть играет ключевую роль в казалось бы совершенно неподходящем процессе. И Элеоноры это касается напрямую.
Смерть приходит к одной конкретной женщине.
Здесь можно привести цитату из эпизода V, когда происходило понятно что на крыше: В её ушах отчётливо звучат церковные колокола. Не то благословляют, не то отпевают. "Благословляют" и "отпевают". Это сочетание несочетаемого очень напоминает брачный ритуал. С сакральной точки зрения свадьба для невесты - это ритуальная смерть. В закрытой главе это прозвучало, вообще, прямым текстом.
Белый цвет - цвет траура, платье невесты, по сути - наряд покойницы. Невесту оплакивают как умершую. И в целом она считается принадлежащей миру мертвых пока не "родится" заново в семье мужа с новым именем. С "умиранием" для девушки все довольно серьезно, потому что это означает разрыв прежних связей с семьей, даже духи предков покровителей семьи больше не защищают ее (поэтому невеста тоже должна плакать, чтобы не оскорбить их), теперь это задача духов предков семьи мужа.
То есть, смерть сопровождает человека при перемене статуса с более низкого на более высокий. Чтобы получить право считаться взрослым человеком, ребенок должен умереть. Чтобы получить право считаться хозяйкой своей семьи, девица должна умереть. Иначе никак.
Ситуация Элеоноры усугубляется тем, что ее муж и есть Смерть. И переживает она происходящее не в ритуальном, а в буквальном смысле этого слова. После каждой встречи с Проводником, ее связи с жизнью становятся все слабее и слабее. И к слову она со своей стороны пресекает все попытки близких и родственников связаться с собой.
И, судя по роману, в сложившейся ситуации масштабы куда больше и ставки выше, чем одна человеческая жизнь. Если бы это касалось только Норы, то все должно было быть гораздо проще, я уж не говорю о том, что Проводник собственной персоной бы не понадобился.
Попробуем предположить.
Во время прочтения конкретно этого романа невольно возникают вопросы, во всяком случае у меня: 1. Почему герой - Смерть? 2. Зачем Смерти Человек и Человеку - Смерть? 3. Причем здесь любовь?
В качестве ответа на первый вопрос могу предположить, что в Жизни происходил какой-то переломный момент, и ей понадобилась помощь Смерти. Но просто так Смерть явиться не может, потому что это - нарушение границы. А такую границу пересечь очень сложно, если вообще возможно.
Чтобы это стало более реальным, должно сойтись много факторов. Мне кажется, что Проводнику, чтобы явиться в мир живых нужно было лишиться силы. А чтобы выполнить миссию, ради которой он и был призван, необходимо обрести силу заново. Здесь нужна помощь человеческой девушки. Но при этом девушка должна быть хорошей, доброй и порядочной. Абы кому Проводника доверить нельзя.
Как уже упоминалось, Нора - не случайный человек в этой истории, как и Уилмор, скорее всего, не случайный Проводник. И только от них зависело получится что-то или нет. Главный принцип: добровольность - вспоминаем медальон.
И вспоминаем склад. Заставить кого-то собой пожертвовать нереально. В той ситуации только от героев зависело предадут они друг друга или спасут. И если бы случилось первое, то - все, можно расходиться, это бы означало, что ничего не получилось. Кто угодно мог строить какие угодно планы, но без желания героев ничего бы не сработало.
Если обратиться ко второму вопросу, то, Нора, как человек, единственная, кто способен пересечь черту между жизнью и смертью относительно легко. К тому же ее задача - привести Проводника в мир живых. Происходящее в закрытой главе в общем-то объяснимо. Я понимаю, как это выглядит со стороны, но по сути это и есть объединение Жизни и Смерти. Герои становятся одним целым, когда непонятно, где чья мысль и кого как зовут. Их связь оказалась такой сильной, что Элеонора, вернувшись к жизни, автоматически привела за собой и Уилмора. И, даже после возвращения силы, связь между ними не ослабела, если не наоборот. Ведь Уилмор так и не ушел до конца.
Теперь к третьему вопросу. Частично ответ на третий вопрос содержится в ответе на вопрос первый. Но еще кое-что добавлю.
Вообще, с потусторонними сущностями иметь дело крайне опасно. Если не знать, как с ними обращаться, можно дорого поплатиться за свою самодеятельность. Это о сектантах в частности. Даже то, что они "поклонялись" и "служили" Жнецу, их не спасло. Правило "не умеешь - не берись" сюда подходит как нельзя кстати.
Но Элеонора тем более не знала всех этих тонкостей, и Уилмор не ожидал такого поворота событий. Ни у кого из них не было на руках никаких инструкций, а им еще надо было мосты наводить и отношения налаживать. Вышестоящие инстанции только тем и могли помочь, что подсказать про медальон, остальное - сами.
Как я уже писала - все строилось на героев. Буквально все зависело от того, как они себя поведут друг с другом. Герои во всех ситуациях повели себя правильно. Как именно, не обязательно расписывать в подробностях, в романе все это есть. Кто читал, тот меня поймет. Смысл в том, что герои повели себя правильно, потому что любили.
Это и есть ответ на вопрос 3. Любовь - единственное чувство, которое отвечает всем требованиям. Оно объединит необъединимое, преодолеет непреодолимое, найдет лазейку в нерушимых границах, пожертвует собой, поможет, спасет. И если любовь взаимная (для этой истории это крайне важно), неэгоистичная и мораль сохранена на должном уровне (без этого тоже никак), то - ничего невозможного нет. При всех сопутствующих слово "невозможно" странно звучит применимо к этому роману.
И еще. Не самое главное, но все-таки. По природе своей недобрых сущностей для начала необходимо задобрить. Особенно, если ты от них чего-то хочешь и, немаловажно, чтобы не пострадать. Уилмор после склада был такой добрый и в таком настроении, что, мне кажется, согласился бы сделать что-нибудь хорошее, если бы его попросили.
И вообще, чем он занимался те семь лет, пока Нора книги писала? Может, творил добрые дела? Если да, то сколько по времени их нужно творить. И когда миссия Уилмора будет выполнена, что должно последовать дальше? По идее Смерть, выполнив свой долг, должна оставить Жизнь жить дальше. То есть, и Норе Уилмор должен был дать новый старт для последующих жизненных свершений и уйти.
Но что мы наблюдаем в эпилоге. Нора никогда не была "живчиком", а в эпилоге по-моему все еще усугубилось. Какие у нее могут быть перспективы. Семья, дети? Об этом не может быть и речи. С родственниками она не общается, друзей у нее нет. Она хочет только писать о смерти, но карьера писательницы как таковая ей не нужна. Ни деньги, ни слава, ни обожание фанатов ее не волнуют. Я даже не знаю, что жизнь может предложить ей такого, что ей было бы интересно. Неизвестно даже есть ли у Норы свой дом, в последних эпизодах она все время проживает в каких-то отелях, где ее постоянно охраняют.
Сначала мне хотелось думать, что возможно это и есть смысл жизни Норы, быть связующим звеном между жизнью и смертью. Но сомневаюсь, что она так легко отделается. В нашем конкретном случае пока Элеонора живет на земле, Уилмор не может (не хочет?) уйти. Уилмор связан с землей и жизнью, пока Нора его удерживает, а она будет его удерживать все время пока жива. Поэтому уйти он может, боюсь, только вместе с ней.
К тому же Смерть (как и любая другая сущность, выполняющая для кого-то что-то полезное) не бескорыстна. В таких делах ведь чем дороже заплатишь, тем больше получишь взамен. И наоборот, чем больше хочешь получить, тем дороже придется заплатить. Значит, необходимо чем-то пожертвовать, отдать Смерти что-то ей нужное. Возможно, Элеонора и есть плата и награда Проводнику за помощь.
Вот, собственно, и все. Не факт, конечно, что все так и есть как мне подумалось. Просто очень много было в романе совпадений с тем, что мне приходилось читать когда-то на "смертельную" тему. Не знаю, было ли хоть что-то из выше написанного задумано автором, но такие возникли ассоциации. Которые я написала, как смогла))
Пора закругляться. И напоследок о писательском таланте Элеоноры, который усилился благодаря ее встрече со Смертью. Не знаю как там в Америке, а в наших широтах в давние времена считалось, что творческим талантом людей одаривает Бог мертвых (а вдохновение приходит из загробного мира, кстати). Поэтому писателям, певцам, поэтам, музыкантам и так далее нужно быть осторожными, чтобы его не оскорбить. Вообще, я никому не рекомендовала бы оскорблять Бога мертвых, но людей творчества он способен наказать еще при жизни - забрать талант.
Но, глядя на данный роман, думаю, ему бы понравилось)) _________________ Я еще кофе не пил, как же это я уйду?.. (с) |