Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Творческие страницыСоздан: 15.02.2011Статей: 112Автор: НатаниэллаПодписатьсяw

Лингвистические раскопки или На каком языке говорили Адам и Ева

Обновлено: 05.10.16 11:30 Убрать стили оформления

книги

С высоты «Вавилонской башни». Лингвистические раскопки или На каком языке говорили Адам и Ева

 

(очень умная статья для желающих узнать побольше о лингвистическом проекте «Вавилонская башня» и поисках единого праязыка)

 

бар

 

 

21 августа 1966 года неподалеку от подмосковного города Щелково на шоссе неизвестный автомобиль сбил человека. Пешеход, ставший жертвой ДТП, умер на следующий день (ему было 32 года), а виновных не нашли. Так неожиданно и загадочно оборвалась жизнь одного из величайших языковедов 20 века Владислава Марковича Иллич-Свитыча, чья личность в лингвистике сравнима с ролью Чарльза Дарвина в биологии и Альберта Эйнштейна в физике.

портрет

Иллич-Свитыч смог научно обосновать так называемую ностратическую теорию, доказывающую родство большинства языковых семей Старого и Нового света.

Собственно, первым высказал идею об общем происхождении этих языковых семей датский ученый Хольгер Педерсен еще в начале 20 века. Но одно дело высказать гениальную мысль, и совсем другое ее доказать, тем более, что свою работу Иллич-Свитыч проделывал в докомпьютерную эру. Ему почти удалось реконструировать язык, на котором разговаривали люди на территории евразийского севера 10-12 тысяч лет назад.

(От себя замечу: глубже, увы, копнуть просто невозможно, поскольку при реконструкции накапливаются системные ошибки. Дело в том что гласные в корнях праязыка весьма условны, именно они наиболее подвержены изменениям в течение времени, поэтому все ностратические словоформы базируются на согласных. Чем древнее корень, тем он короче и, соответственно, в нем меньше согласных. А когда корень состоит всего из 2-3 знаков и гласные между ними варьируются в зависимости от фонетических законов конкретной местности, велика вероятность ошибки. В этом отношении рубеж в 12-15 тысяч лет является крайним, после него достоверность реконструкции скатывается до нуля)

Три тома незаконченного «Опыта сравнения ностратических языков» были изданы уже после смерти лингвиста. К сожалению, эта работа так и не получила должного признания в академических кругах и никогда не финансировалась из государственного кармана. Тем не менее Владислав Иллич-Свитыч считается одним из родоначальников Московской школы компаративистики (иначе говоря -  сравнительного языкознания), которая ныне существует при РГГУ (Российском государственном гуманитарном университете).

Проект Иллича-Свитыча «Вавилонская Башня» — это название грандиозного и единственного в своем роде исследования в области сравнительного языкознания. Конечно, кроме основателя проекта, в нем принимали участие и другие лингвисты (А. Б. Долгопольский, С. А. Старостин, С. Л. Николаев, А. Ю. Милитарев и др.) Создатели проекта поставили перед собой увлекательную и сложную задачу выявления древнего родства языков, которые сейчас довольно сильно отличаются друг от друга.

доска

Ностратический язык (от латинского «нострас» - «наш, здешний») обозначен как «язык жизненно необходимого». Его словарь содержит названия только некоторых цветов, причем в большинстве случаев это слова, называющие животных того же цвета (примерно как мы сейчас говорим «мышиный цвет»), В нем совершенно отсутствуют слова, связанные с чувствами, состояниями души, такие, например, как «любовь» или «боль». Имеются лишь слова для основных, сущностных понятий — голода, жажды и пр. Это не значит, что Адам и Ева (точнее — их ближайшие потомки) были настолько примитивны, что не обладали абстрактным мышлением. Просто объем работы по реконструкции праязыка настолько велик, что лингвисты сосредоточились исключительно на базовых понятиях, которые наименее подвержены изменчивости и никогда не заимствуются из соседних языков.

 

Собственно, еще в 19 веке была проделана большая работа по сравнительному изучению индоевропейских (индогерманских, как тогда говорили) языков: санскрита, древнегреческого, латыни, авестийского языка, германских и славянских языков. Сходство их подчас кажется удивительным и понятным даже не-специалисту. Скажем, на латыни двухтысячелетней давности легко составить фразу, звучащую почти по-русски: Меа mater sedet domi — «Моя мат[ер]ь сидит дома». «Полнолуние» и «новолуние» на латинском звучат как plenilunium и novilunium...

 

 

Можно сопоставлять и совсем уж не похожие языки, например финский и английский: «minu nimi» это «мое имя» по-фински, которое звучит почти как английское «my name».

Конечно, иногда это объясняется заимствованием или обычным совпадением, но подобное происходит не всегда. Есть сфера так называемой базисной, основной лексики, которая очень устойчива и меняется крайне медленно. Русский язык, допустим, легко заимствовал такие слова, как «операция» или «прогресс», но вот «камень» и «вода» почти не изменились со времен общеславянского языкового единства.

 

Как же понять, где сработали законы языка, а где случайность или слово-чужестранец? Чтобы на него ответить, изложу сначала совсем немного понятий из теории языкознания.

Итак, все языки делятся по происхождению на четыре группы: флективные («гибкие», образующие слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний), агглютинативные («приклеивающие» к себе послелоги, но не изменяющие основу), аморфные (вообще не изменяют слова, для понимания там важен порядок слов в предложении) и полисинтетические (объединяют предложение в одно громадное слово). Как понимаете, три последних типа легко узнаются всюду, поскольку их основа, корни остаются без изменений.

Возьмем агглютинативные языки, в них даже с течением времени корни слов почти не меняются, ибо они при грамматических изменениях не теряют свой первоначальный фонетический облик. К таким относятся тюркские языки, и вот какая картина с ними получается: в языках некоторых американских индейцев, несмотря на то, что они ушли от тюрков Евразии 20-30 тыс. лет тому назад, мы обнаруживаем тюркские слова, мало отличающиеся от современных (турецких или, например, башкирских). Шумерские клинописные тексты также богаты тюркскими словами, похожими на современные — ну, и так далее.

Во флективных же языках корень слова неустойчивый, он претерпевает фонетические изменения. Например, руские слова "ходить" и "хождение" имеют единый корень, но они фонетически разные (чередование ход\хожд). Слова "чадо" в русском и "kind" в немецком тоже восходят к одному корню, но звучат абсолютно не похоже.

Эта изменчивость приводит к тому, что с течением веков слова принимают другой облик, а современное звучание слова не совпадает с его древним звучанием. Для того чтобы узнать древнее звучание, необходимо проводить глубокое сравнительно-историческое исследование. Подобная лингвистическая реконструкция является еще и ключом к воссозданию мировоззренческих, бытовых, культурных аспектов протоцивилизаций, а иногда даже конкрентных моментов ее истории.

Что надо еще отметить, так это важность знания русского языка (старорусского) для реконструкции ностратического.

Русский язык — индоевропейский язык, и когда лингвисты стали анализировать русские, древнерусские, старославянские морфемы и словоформы, то столкнулись с удивительным фактом: они порой оказываются архаичнее, чем у других индоевропейских языков.

Не вдаваясь в заумь объяснений, почему происходит так или иначе (просто поверьте, что все это обосновано законами фонетических изменений, закрепленных в правилах языкознания и истории языка), я приведу несколько иллюстраций. Примеры — это всегда самое интересное!

Русский глагол «брать, беру» пронес через полтора десятка тысячелетий свой смысл неизменным. В ностратическом праязыке корень «бэри» (гласные, если доподлинно не известно их звучание, вставляются по умолчанию и читаются как э\а) означало именно «брать», тогда как английский «to bear» означает уже «нести», то есть русское слово старше английского.

Другой пример. В русском языке есть уменьшительно-ласкательный суффикс -ша (Ваня — Ванюша), а в ностратическом языке этот элемент реконструируется как -Ща - практически без изменений. (В скобках замечу, что все словоформы в реконструкциях принято записывать латиницей и специальными символами, но в своей статье я даю их приблизительное звучание русскими буквами, так как на моей клавиатуре и в программах просто нет спецсимволов, и это делает точное воспроизведение графем бессмысленным)

Далее. Русское существительное «буря» обнаруживает в себе ностратический корень «бурэ».

Ностратическое «Карэ» соответствует русскому «кора»

«Купа» - это «куча» (обратите внимание на наличие в русском таких слов, как совокупность, купа деревьев и др)

«Падэ» - «падать»

«Лэгэ» - «лежать, лягу»

«Манга» - «сильный, крепкий» в русском этот корень присутствует в слове «много»

«Ко» - «кто»

«Ми» - я (В русском в форме «меня, мне») и так далее.

схема

Теперь поговорим немного о родственных языках, о том, как прослеживается эволюция ностратических словоформ у разных, отдаленных друг от друга народов. И главное — что лежит в основе их родства, какие общие культурные аспекты?

Приведу типичный пример реконструкции «Поля смысла» по Евгению Лазареву.

Возьмем саамское слово«сейд» (оно очень часто встречается в романе «Долго будет Карелия сниться»).

сейд

На первый взгляд кажется случайным его сходное звучание с кельтским словом «Сид» (эльф, представитель более древнего, чем человечество, волшебного народа). Сейд — это священный камень или сооружение из камней. Но где живут сиды? Внутри гор, полых холмов. Саамский сейд тоже, по легендам, служит вместилищем чей-то души (колдуна, шамана, духа). Гора — это вариант Древа Мира (причем образ горы более архаичен, чем дерево), ее вершина, где живут боги, указывает на Центр Мира или Полярную звезду, а подножие символизирует подземный, нижний мир. В этом «пространстве смысла» обретают свое место и кельтские сиды, обитающие в холмах с точно таким же названием, и сейды со всей совокупностью связанных с ними магических обрядов и верований, и скандинавская сексуальная магия «Сейдр» (в романе звучит — «магия сейда» как вариант произношения), и ненецкое слово «седа» - «сопка, холм», и энецкое слово «сит» в значении «образ, душа-тень». А еще на древнем священном языке царства Шашун (некоторые слова дошли до нас в рамках религии бон) «сэд» означает «бог, небожитель, дух».

Разумеется, чтобы выстраивать такого рода «семантическую матрицу» нужно иметь понятия не только о лексической стороне языка, его истории, фонетике и грамматике, но и ощущать этнографический, ритуальный и мировоззренческий контекст.

 

ведун

Еще пример. Русское слово «ведун, ведать» (знать, провидеть) имеет ностратический корень «вэйд\винд» в почти в том же значении (видеть, искать). У кельтских народов это приняло форму «фейд»\ «финд» и позднее «финн» в значении «знать, узнавать». Ирландская мифология знает богиню из «племени Дану» по имени Финд - что в современном переводе означает «белая женщина», «умная, знающая жена», «светлая богиня» (вспомним теперь анекдоты про блондинок — у кельтов все было как раз наоборот!). От этого же ностратического (через протокельтский язык — основу всех кельтских наречий) проистекает гаэльское «винд» - в значении «белый, светлый».

Юлий Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» привел галльское наименование жрецов в форме «друидес». С давних пор его этимологию выводят от названия дуба: гальское «дерво» (почти русское «дерево»), ирландское «дар», валлийское «дру», в основе значения которого лежит «сильное, крепкое дерево» (историки языка подразумевают, обычно, дуб). Однако современные ученые-лингвисты усматривают в названии друидов два ностратических корня «дру» и «вид\винд», которые можно приблизительно перевести как «сила» и «знание» (или точнее — ищущий силу и знание).

Таким образом русское «ведун» и кельтское «друид» являются не только близкими по значению словами, но и родственными, происходящими от единого праязыкового корня, хотя фонетически между ними лежит пропасть.


кромлех

Далее поговорим о мегалитах Севера — менгирах, кромлехах, сейдах, лабиринтах. Часто это камни, образующие видимый круг или спираль.

Ностратический корень «темпе» имеет значение «круглый». Из него ясно выводится латинское «темпулум» («храм»), которое в классическую эпоху обозначало вовсе не постройку, а «участок неба, определенный для гадания по полету птиц». Из данного корня проистекают афразийский корень«дэмп» («купол» - вошедший в арабский и иврит), америндейский (язык первооснова для некоторых американских индейских языков) «томпе» в значении «яйцо».

Мировое яйцо (символ круга, «круглости»)— основа универсальной космологической модели, связь Яйца с архитектурной (сакральной!) формой церквей, храмов и куполов неоднократно отмечалась историками культуры. Средневековый алхимический термин «Имаго Темпли» («образ храма») сближается с символом Философского камня (именно этот «ингредиент» обязательно надлежит иметь всем алхимикам, желающим добыть Философский Камень!). Вот цитата из «Трактата Аристотеля Алхимика и Александра Магнума» от 1622 года (в переводе с латинского на русский): «Философский Камень называется Яйцом вследствие круглости или потому, что имеет форму и очертания Макрокосма и все внутри себя содержит».

В дополнение можно привести пример из «Сказания о Валааме и Иоасафе», где упоминается «Камень Веры» - тот самый архетип, заложенный в ностратическом «темпе».

меру

В контексте данной статьи интересно сопоставить преимущественно круговую форму мегалитических святилищ и словоформы праязыка. Душа ищущего, возможно, блуждала сначала на плоскости, по кругам и спиралям лабиринтов и кромлехов (на Русском Севере их зовут «вавилонами»), а потом вслед за вертикально стоящим камнем, символизирующим Мировую Гору, поднималась к небесам, где расположен Полюс, Ось Мира — Полярная звезда в созвездии Большой Медведицы.

В заключение рассмотрим последний пример — слово, входившее в лексикон арктической протоцивилизации (хотя его реконструкция из-за краткости, с учетом подвижных гласных, выглядит не столь наглядно).

сейд

В ностратичском языке оно звучало как «или» или «элэ» и означало «оленя». Сравните русское «олень», польское «елень», немецкое «элен» (лось), французское «элан»(тоже лось), китайское «лу»(олень). Олень обеспечивал древних людей почти всем необходимым: шкурой, мясом, рогами, служил транспортом на Крайнем Севере, да и сам был существом неагрессивным. Оленьи святилища прослеживаются практически на всей территории Евразии. Карельские сейды, увенчаные рогами, идентичны алтайским пирамидам Обо с теми же рогами наверху. Древние критские святилища Великой Богини тоже имеют изображения оленьих рогов.

Поскольку древнейшее название оленя соотносится с понятием Бога (или Богини — что архаичнее), то сюда, возможно, следует причислить и древнесемитский корень «эль» как одно из имен Бога (эпитет Всемогущий). Православный миссионер Инокентий Вениаминов, собиравший в 20 годы 19 века этнографический материал среди алеутов и индейцев Русской Америки, с удивлением писал, что у тлинкитов (Аляска) Богом-творцом является существо по имени Эль.

Возвращаясь к Карелии, хочу напомнить, что вплоть до 20 века языческие обряды там включали в себя жертвоприношение животных. Сначала это были олени, но позже их заменили на быков и (совсем уж на рубеже 19-20 века) баранов. Именно они отождествлялись с богами (Богом в период христианства), а само слово «олень» понималось как «принадлежащий богу, божий».

На этом закончу. Надеюсь, эта статья хоть немного пробудила в читателях интерес к исторической компаративистике.

книги

 

 

 

 

 

 

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 18 в т.ч. с оценками: 6 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Tannit [11.10.2016 13:12] Tannit
Из темы на форуме.
Цитата:
Но у баского практически истории и нет, отсюда проблема. Не найдены древние надписи, язык предстает перед исследователями без основания и корней. Возможно, аблаут у них тоже был, но "науке об этом не известно". И в настоящее время этот язык остается ничейным, его нельзя классифицировать на основании существующих догм.

Басками не интересовалась, так поверхностно. Но миграционные процессы в западном Средиземноморье могу представить.
Предками басков или носителями прото-баского языка могло быть до-иберское население, пришедшее из северной Африки, вытесненное на север хамитскими мигрантами и пришедшее в Европу после отступления льдов, следом за стадами буйволов, изображения которых сохранились в пиренейской пещерной живописи. Отсюда - изолированность, и отличительные особенности и консервация. А лошади (см. пещера Ласко) попали в Африку из Европы, в то время как в Египте были лошади из Азии. Этими быками и лошадьми и береговой линией я интересовалась глубже, чем басками.
Неизвестно, кто жил на северо-западе Африки 10-8 тыс. лет назад, но кто-то там жил.
Существовал южный маршрут в Испанию, да и близость континентов способствовала хождению туда-сюда. Африканские фрески свидетельствуют - о четырех антропологических типах в период неолита, два индо-европейских и два африканских (эфипоиды и негроиды).
Нат, еще были пикты с неизвестным языком и до-германское население Скандинавии. Предки басков выжили, а эти народы нет.

Еще могу привести тебе пример уникальнейшей консервации - тифинаг, вообще, феномен - туарегское письмо на базе древнего ливио-берберского. Ему 3 тыщи лет, если алфавит финикийский (пунический), а если собственный ливийский, то может еще древнее. И сохранился, несмотря на арабизацию берберов и жесткую исламизацию.

натаниэлла [12.10.2016 13:27] натаниэлла
Tannit писал(а):
Нат, еще были пикты с неизвестным языком и до-германское население Скандинавии. Предки басков выжили, а эти народы нет.


Да, верно. пиктов пытались объединить с басками. правда, я не знаю, насколько это было удачно.
Tannit писал(а):
Еще могу привести тебе пример уникальнейшей консервации - тифинаг, вообще, феномен - туарегское письмо на базе древнего ливио-берберского. Ему 3 тыщи лет, если алфавит финикийский (пунический), а если собственный ливийский, то может еще древнее. И сохранился, несмотря на арабизацию берберов и жесткую исламизацию


У туарегов письменность не висит в подвешенном состоянии, а классифицируется. Гораздо таинственнее все выглядит, когда мало того что уникально, но еще и не понятно, откуда что взялось.

Но без загадок было бы скучно на свете жить. Может, никак не разрешающиеся проблемы как раз потому и не разрешаются? Чем тогда заняться-то будет на досуге

Нефер Митанни [13.04.2019 12:06] Нефер Митанни 5 5
Нат, ты невероятная умница! Я бы была рада прочесть что-то ещё а эту тему!

натаниэлла [13.04.2019 12:42] натаниэлла
Нефер Митанни писал(а):

Нат, ты невероятная умница! Я бы была рада прочесть что-то ещё а эту тему


Спасибо)))
Лингвистика это моя специализация. Немного больше материала можно почерпнуть из обсуждения в теме романа. Это 26 страница темы.
Вот тут - https://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?p=4997854#4997854

Виктория В [13.04.2019 21:34] Виктория В 5 5
Нат, дорогая, спасибо за статью!
Ознакомилась с большим интересом и удовольствием. Восхищаюсь твоей эрудицией!

натаниэлла [14.04.2019 17:32] натаниэлла
Вика, спасибо за отзыв!
Неужели ты пропустила эту статью? Но мне приятно, что заглянула и прочла с удовольствием.

Margot Valois [20.04.2019 19:06] Margot Valois 5 5
Ната, благодарю за увлекательную и познавательную статью

натаниэлла [21.04.2019 12:02] натаниэлла
Рита, дорогая, спасибо, что ознакомилась!

  Еще комментарии:   « 1 2

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
uljascha: Нехорошая квартира LexyGale: Аватары и комплект(ы) Багира: Короткая жизнь звезды, или дама Иль де Ботэ Багира: Разумная красавица

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение