Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Творческие страницыСоздан: 15.02.2011Статей: 125Автор: НатаниэллаПодписатьсяw

Хозяйка загадок

Обновлено: 23.12.16 09:47 Убрать стили оформления

 

хозяйка

 Хозяйка Загадок. Карельские народные загадки как магический ритуал - поединок

бар

 

Загадки — один из древнейших малых жанров славянского фольклора. В них сохранился значительный пласт индоевропейского наследия, к которому примешаны средневековые сказки и библейские мотивы.

Специалисты считают, что по своему происхождению загадки ритуальны и связаны с архаичной индоевропейской магией, которая изначально была направлена на преодоление хаоса и упорядочение мира. Загадка хранит в себе силу истинного слова, она связана с языковым табу и сакральным тайным знанием, гаданием и ворожбой.

КОЛДУН

В наши дни загадка практически полностью ушла в раздел детской литературы, но раньше ситуация была совсем иной. Осенью и зимой, когда все дела переделаны, а за окном бушует метель, наши далекие предки любили собраться возле печки и поучаствовать в занимательных вечерах-викторинах.

Поскольку раздел у нас посвящен Карелии, я расскажу сегодня именно о карельских традициях загадывания загадок. Как всегда, на Русском Севере имелись свои интересные особенности.

ДЕРЕВНЯ 

Итак, практически в каждой карельской деревне с незапамятных времен и вплоть до середины 20 века рубили специальную избу (такой прообраз сельского клуба), где один-два раза в неделю селяне собирались на посиделки. Называлось это «сумерничанием» (от слова «сумерки»). Женщины и девушки приходили в «клуб» с каким-нибудь рукоделием,  а мужчины и парни помоложе брали на себя задачу всячески их развлекать. На таких посиделках молодежь приглядывалась друг к другу: девушки незаметно хвастались своим мастерством и домовитостью, а парни – умом и находчивостью. В ход шли песни, сказки, прибаутки и, конечно же, загадки.

Вот на последнем – на карельских загадках – я остановлюсь подробнее.

ДЕРЕВНЯ

 

Загадка для жителей Карелии, наследников древних индоариев, всегда была чем-то вроде состязания, но одновременно являлась и частью действенного магического ритуала. На полном серьезе считалось, что подобное времяпрепровождение  привлекает добрых духов, поскольку все они ужасно любопытные существа. Удачные отгадки  приводят их в восторг, и в благодарность за доставленное наслаждение духи могут сделать так, что и скот в деревне будет плодиться, и молодняк хорошо в весе прибавлять. Духи, растрогавшись, могут даже помочь напрямую: найти пропавшие вещи (особенно это отчего-то касалось утерянных ложек), а то и удачей и везением наградить самых умных и сметливых. Поэтому участие в вечерах-викторинах всегда было в Карелии делом уважаемым и серьезным.

ДЕРЕВНЯ

Как правило старшие и опытные загадывали загадки молодым, которые только приобщались к этому искусству. По карельским деревням издревле ходили искусные «сказители загадок» (в точности, как в Европе из замка в замок перебирались бродячие артисты и менестрели), но в каждом краю были и свои, "доморощенные", знатные и уважаемые специалисты. Иной раз между местным корифеем и пришлым искусником завязывались своеобразные дуэли, которые длились неделями. На то, посрамит ли свой умник чужака, собирались смотреть целыми семьями, а то и с окрестных деревень желающие приходили. И если где-то в южных землях на праздниках и ярмарках устраивали кулачные бои или поединки с оружием, то в Карелии прежде всего ценили не физическую силу и ловкость, а тонкость ума и находчивость. Ни одна ярмарка или престольный праздник не обходились здесь без выступления "сказителей загадок".

Загадки были обязательным элементом свадебного ритуала и сватовства. В Карелии жениха вполне могли не пустить в спальню к невесте, пока парень не отгадает всех положенных загадок и не пройдет до конца своеобразное испытание.

Для детей загадки играли ту же роль, что и математика в современной школе: учили мыслить, развивали логику и прививали нестандартный подход к решению тривиальных задач.

ДЕРЕВНЯ 

Поскольку загадывание загадок было, как уже сказано, ритуалом, то в нем соблюдались  правила и запреты. Так, загадывать загадки можно было лишь в сумерках, а вот глубокой ночью это становилось уже опасно. Карелы верили, что в ночи обязательно придет Хозяйка Загадок Виэристэ и будет стучать в окна – и попробуй только, не впусти ее! Если загадки и загадывали на ночь глядя, то исключительно во взрослой мужской компании, когда все дети и женщины уже удалились.

Загадки также запрещалось загадывать с наступлением весны. Лишь только снег начинал таять, крестьяне переключались на иные виды развлечений: сказки, песни или былицы. Летом  категорически нельзя было загадывать загадки даже детям — особенно в пост и при свете солнца. Считалось, что иначе коровы не будут возвращаться домой из леса или сам человек, нарушивший запрет, заблудится в лесу.

СКАЗКИ

 

Сказки, в отличие от загадок, надо было наоборот рассказывать ночью и вне зависимости от времени года, потому что они служили у карел оберегом. Сказочников ценили, считали чем-то вроде добрых волшебников. Речь сказочника лилась, похожая на заклинание, и ложилась невидимым защитным обручем вокруг деревни, защищая ее от злых духов. Поэтому рассказчика ни в коем случае нельзя было прерывать!

С загадками же все обстояло иначе. С их помощью, конечно, прежде всего пытались добиться благосклонности жителей невидимого человеческому глазу параллельного мира, но, как известно, общение с духами имеет две стороны: можно остаться в прибыли, а можно духов и разозлить - глупостью или недогадливостью. Поэтому не каждый знаток сказок и поговорок годился на роль "сказителя загадок".

Поскольку загадки в Карелии были общепризнанной частью колдовского ритуала, в средние века особо рьяных «сказителей» даже могли привлечь к ответственности и оштрафовать. Царь Алексей Михайлович издал указ, запрещающий загадки наравне с ведовством и языческими обрядами («В бесовские сомнища сходитися... и загадки загадывать»). К загадкам также, по слухам, прибегали мифические русалки, лешие и полудницы – кто, столкнвшись с ними в лесу или болоте, не справится с испытанием, того защекочут, увлекут, запутают, а то и жизни лишат. А вот если кто справится, то мог рассчитывать на помощь «нечисти», которая человеческий ум уважает и почитает за силу.

хозяйка

 

Пик творческих вечеров приходился по традиции на святки — самое таинственное время года, когда любое действие приобретало особую значимость. Существовал даже особый ритуал святочного гадания, к которому прибегали самые находчивые и смелые мужчины - это состязание с самой Хозяйкой Загадок. Об этом специфическом северном виде гадания я хочу рассказать особо.

Прежде чем собраться на сумерничание со святочным  гаданием, пол в карельской избе-клубе подметался наоборот: от двери к стене. Обязательно приглашался колдун или шаман – именно он и звал в гости Хозяйку Загадок, фольклорную бабу Виэристэ. Виэристэ на святки предсказывала людям судьбу, но не всем подряд, а только самым умным. Поэтому сначала устраивали разминку, тренировочный тур, когда мужчины (а участвовать в обряде мог только сильный пол) соревновались, кто лучше придумает загадку и кто лучше ее отгадает. Победителей (обязательно нечетное количество) отправляли на прорубь пытать счастье уже в обществе Хозяйки Загадок, а та спуску глупцам не давала. Состязание с Виэристэ было даже связано с большим риском для жизни.

ДЕРЕВНЯ

Однако, как бы ни был силен страх перед Виэристэ, желание узнать свою судьбу оказывалось сильнее. Ритуал встречи с Хозяйкой Загадок был такой: поперек проруби устанавливали сани из тех, на которых перевезли не менее трех покойников на погост. Поверх саней расстилали медвежью шкуру и садились на нее. Колдун прочерчивал косой (топором или ножом) два раза круг по солнцу,а один раз против, а потом уходил, заметая свои следы веником. Мужики начинали по очереди загадывать друг другу загадки, и от того, насколько хороши они были в своем деле, зависело, придет ли к ним Хозяйка или побрезгует.

хозяйка

Если Виэристэ заинтересовывалась смекалистыми человечками, она выходила к саням и сама начинала загадывать загадки собравшимся. Если отвечающий ей был докой,  Хозяйка Загадок в свою очередь соглашалась ответить на любой вопрос. И вот тут теряться не следовало! Дать ответ Виэристэ могла абсолютно на все: ей было известно и будущее, и прошлое. Она даже могла подсказать, где искать в лесу зарытый клад. Но если отвечали ей неправильно, рассердившись, Виэристэ в сердцах топала ногой по льду, лед ломался и сани моментально тонули в проруби – и тут уж спасайся, кто может!

Неудачливые гадальщики уносили ноги, а поскольку такое случалось не то чтобы часто, но регулярно, на сей случай их жены или матери стояли всегда в сенях наготове с горшком в руках. Как только мужик вбегал, запыхавшись, в дом, те нахлобучивали ему на голову горшок. Считалось, что если Виэристэ стукнет по глупой голове, то разобьет лишь горшок, а человеческая голова останется цела.

ДЕРЕВНЯ 

Как было сказано выше, Виэристэ могла и сама прийти в избу-клуб, если там в темные зимние ночи шли интересные поединки среди знатоков. Она входила в помещение, притворяясь обычной женщиной, и вызывала на состязание любого желающего. А поскольку Хозяйка Загадок знала ВСЕ загадки на свете, человеку было не так просто ее победить. Самое сложное, что уходить Виэристэ не спешила и могла продержать поединщиков до утра, а то и несколько суток без питья и еды, выматывая своими каверзными вопросами. Выпроводить ее можно было лишь в одном случае: загадать ей такую сложную загадку, которую она отгадать не сможет. Вот тогда, посрамленная, она убегала, предварительно одарив победившего ее человека божественной удачливостью в делах или какой иной прибылью.

хозяйка

Фольклорист Макаров в 1959 году записал вот такую любопытную историю про Виэристэ (сказка весьма жестокая с современной точки зрения, но отражает менталитет наших предков).

«Один мужик разрезал беременной кошке живот, вынул котенка и поместил его на стол, прикрыв сосновыми ветками. И спросил Хозяйку Загадок: «Что появилось, не родясь, не вырастая — потерялось, принесено на дерево, сосной окружено?» такую загадку Хозяйка отгадать не смогла и была вынуждена признать поражение»

 

Человек, не умеющий отгадать ни одной агадки, был в Карелии всеобщим посмешищем. Его отправляли в шутку «стирать женские носки в страну Хийзи (место языческих жертвоприношений, глухое страшное место, капище)». Но на этом могли и не остановиться. Иногда проигравшему мазали лицо сажей и посылали к проруби умываться. Или заставляли водить лбом по бревенчатой стене, чтобы «заострить ум». На первый взгляд эти и подобные наказания выглядят как фарс, но восходят они к древним магическим обрядам.

Тот, кто хорошо отгадывал загадки, в Карелии всегда пользовался почетом. Его усаживали в гостях на самое лучшее место в избе — к печке.

ДЕРЕВНЯ 

К сожалению, современное поколение в Карелии, наверное, является последним, кто помнит старые традиции и знает загадки. Главным хранилищем народной истории являются книги, но многие карельские авторские загадки не могли быть сохранены в веках (письменности в Карелии долго не существовало) и передавались только из уст в уста, а ныне (после кровопролитных войн и революций) безвозвратно утеряны.

ДЕРЕВНЯ

И все же некоторые загадки энтузиасты успели записать. Ниже я предлагаю вам ознакомиться с ними.

Первая часть — это загадки для всех.

Вторая часть — только для тех, кому исполнилось 18 лет!)))

(ответы на загадки даны в конце этой статьи)

бар

Блок 1 (для всех)

1. Что в избе само сделалось?

2. Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает

3. Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет.

4. Угля черней, снега белей, выше кромки сетей, ниже саней. Кто это?

5. Чем больше свинка вертится, тем толще становится.

6. У кого глаза в ушах?

7. Черная птица красные яйца высиживает.

8. Изба еды полна, а крыши нет и стены дырявые.

9. Кипит-бурлит, но через край не переливается.

10. Лебедь летит, крыльями помахивает, с крыльев воду отряхивает.

11. Дед старый, шуба новая. Каждый год заново шубу шьют, а потом распарывают.

12. Одна изба — пять горенок.

13. Сарай овечек полон, а посредине баран стоит.

14. Гость в дом заходит, кому он первому руку подает?

15. В воде родится, а воды — боится.

16. Скрипит, в стене стоит, в доме рождается, в лесу растет.

17. Сидит баба в углу: руки расставлены, рот раскрыт.

 бар

 

 Ответы на Блок 1

Щели, иголка с ниткой, коса, сорока, веретено, ушат, чайник на углях, поле, озеро, лодка, лед на озере зимой, перчатка, звезды и месяц, дверная ручка, соль, дверь, печь.

 

 

бар

Блок 2 (18+!!!)

1. Белое ест, черным гадит. Кто это?

2. Против клети на повети парень девушку лечит, только палочка звенит.

3. Выше колена, ниже пояса — в черное вставляется.

4. Для задницы блаженство, к заднице льнет, в задницу не помещается.

5. Четыре девицы в одно ведро мочатся.

6. Пришел мил, при всем народе повалил. Хоть стыд и срам, а пуще хочется.

 

бар

Ответы на блок 2

Лучина, замок и ключ, нож и ножны, банный веник, вымя коровы, сон.

 хозяйка

 

бар

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 11 в т.ч. с оценками: 6 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


натаниэлла [24.07.2017 17:58] натаниэлла
Ульяша, пожалуйста!

  Еще комментарии:   « 1 2

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Натаниэлла: Поездка по святым местам Тверской области Натаниэлла: Мистика тверских легенд-2 Натаниэлла: Мистика тверских легенд Ольга Ларина: Немного нервно. (комплекты заняты)

Список статей:
ДатаНазваниеОтзывыОписание
19.10.20 14:44 Друзья Поездка по святым местам Тверской области15
Фоторепортаж (из личного альбома)



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение