Глава 1 "Никаких страхов, только вперед"
Самые распространенные страхи молодых авторов:
- страх встретить отказ;
- страх, что произведение будет не самым лучшим;
- страх достигнуть успеха;
- страх раскрыть слишком много личного;
- страх, что вы сможете написать только одну книгу;
- страх, что уже поздно становиться писателем;
- страх не справиться с большим объемом информации.
И собственно упражнения Вольфыча по преодолению страхов: каждое утро бросать им вызов (неплохой совет, да?), а также фиксировать в блокнотике примеры успешных писателей )
Глава 2 "Найди свою нишу"
"Если литература для вас хобби, то просто пишите все, что хотите. Если вы стремитесь стать профессиональным писателем, то имеет смысл сосредоточиться на каком-то одном жанре и очень много работать, чтобы стать в нем лучшим и достичь успеха" (с) Ю. Вольф
Кратко по главе:
- писать надо то, что вам нравится читать;
- писать надо то, что вас волнует, но при этом иметь в виду текущие тенденции книгоиздания;
- роман - это для тех, кто любит длительный труд, владеет всеми навыками ремесла, терпелив, упорен и любит бросать себе вызов;
- сценарий - для тех, кто любит диалоги, знает форматы ТВ и кино, понимает, что его работу в любой момент могут изменить, для сговорчивых, дипломатичных, терпеливых, умеющих прислушаться к чужим советам, желающих нормальных доходов;
- пьесы - см. про сценарии, и они тоже могут при определенном раскладе принести доход;
- книги для детей - это сложно, трудоемко, конкуренция высока, но смелым и талантливым можно и нужно пробовать;
- рассказы дают большую творческую свободу, но плохо оплачиваются;
- поэзия - для талантливых и бескорыстных авторов;
- нон-фикшн - для тех, кто умеет исследовать, плотно сидит "в теме", имеет свежий взгляд на нее и может нестандартно подавать материал;
- мемуары - это бяка, даже не думайте о них;
- статьи - пишем по возможности на определенную тему, о которой имеем достаточное представление (либо умеем находить источники и творчески их обрабатывать), автор должен быть и организован, и креативен, и трудолюбив;
- все это можно попробовать, прежде чем сосредоточиться на чем-то одном.
Упражнения по главе:
- уметь анализировать прочитанные книги, выделять хорошее-плохое, или, другими словами, вырабатывать навык внимательного чтения;
- пока вы работаете над одним проектом (жанром), записывайте идеи, относящиеся к другим, чтобы не потерять их потом.
Глава 3 "Используйте свой опыт и знания"
Кратко по главе:
- произведения авторов, имеющих профессиональный опыт и специальные знания, имеют преимущество;
- любой ваш жизненный опыт можно использовать для сочинения хороших историй;
- особый интерес публика проявляет к книгам, написанным полицейскими, врачами и юристами (при условии, что они написаны хорошо);
- в художественных произведениях, основанных на реальных событиях, следует проявлять осторожность, чтобы не нарушить этические нормы и законы;
- специфическая информация об обстановке, в которой происходит действие, способствует тому, что читатели или зрители чувствуют себя ее частью, главное - не переусердствовать и не сделать повествование слишком нудным или непонятным;
- личный опыт - очень сильный фактор для привлечения внимания зрителей или читателей.
Упражнения:
- постарайтесь вспомнить свой жизненный опыт и представить, что из него вы можете использовать в творчестве;
- если вы уже знакомы с большинством авторов, пишущих на темы, сходные с вашими, прочитайте также книги о других сферах, подумайте, могли бы вы использовать в своей области их опыт;
- если вы не вполне готовы взяться за роман или документальную книгу о людях вашей профессии, попробуйте начать с небольших рассказов или статей.
Глава 4 "Бесконечный поток идей"
Итак, пробегаем по Вольфу галопом:
- пользуйтесь четырьмя правилами мозгового штурма: стремитесь к количеству, не оценивайте идеи сразу, записывайте все и используйте все, что известно;
- всегда задавайте вопросы, много вопросов, например: "Что будет, если...?", "А что, если бы это происходило в другое время?", "А что, если бы это произошло в другом месте?", "А если бы история закончилась по-другому?" и прочие, при этом темы можно брать любые, в том числе из любимых газет, журналов, новостей и т.д.;
- используйте свои сны - записывайте их в блокнот или надиктовывайте;
- составьте список задач для работы над книгой и заставьте себя переходить к следующему пункту только после того, как выполните предыдущий;
- учитесь у успешных людей и копируйте их методы и приемы, которые возможно применить именно в вашем проекте;
- если задача для вас тяжела и не хочется ее делать, придумайте себе двойника, и представьте, что вы - это он, выполняющий тяжелую работу, дело пойдет веселее;
- поиграйте в генератор сюжетов.
Упражнения:
- 15 минут в день, лучше сразу после пробуждения, посвящайте мозговому штурму;
- сыграйте в игру "Я и мой двойник";
- используйте генератор сюжетов.
И главный вывод: всегда помните, что в основе творчества лежит ИГРА! Играйте, творите, преодолевайте препятствия и получайте удовольствие )))
Глава 5 "Волшебный вопрос "Почему?""
Итак, кратко:
- начните с вопроса: "Почему я хочу писать именно эту книгу?" и запишите свой ответ, на этот ответ еще раз задайте вопрос, и так далее, до логического конца;
- далее задайте вопрос: "Зачем мне писать именно об этом герое?" и запишите свой ответ, затем снова идем по цепочке вопрос - ответ;
- проясните сюжет, также начав с вопроса: "Почему моя история начинается именно так?";
- продолжите структурировать сюжет, задавая вопрос: "Что может произойти потом?";
- не хватайтесь за первый же вариант развития сюжета, запишите их все, затем выберите;
- попробуйте записать основные моменты на карточки и разложить их в разном порядке, поиграть с ними;
- не бойтесь вносить изменения и потом, если они кажутся вам логически непротиворечивыми и хорошо вписываются в общую сюжетную канву;
- практикуйтесь задавать вопросы "почему" и "зачем" по книгам, фильмам, которые читаете и смотрите, ищите пробелы и нестыковки, анализируйте их.
Упражнения:
- если не знаете, с какого проекта начать, задайте к каждому из них серию вопросов, в результате придете к верному решению;
- примените стратегию вопросов к любимой книге, чтобы понять секрет ее удачливости;
- представьте, что вам предложили написать продолжение любимой книги или фильма, используйте вопрос "что может произойти потом" и придумайте идею развития сюжета.
Глава 6 "Создание ярких образов"
Смотрим на советы:
- найдите запоминающиеся характеры, конструируйте их так, чтобы они стали объемными, используйте такие приемы, как описание персонажа, его поступки, его речь, описание окружающей обстановки, реакцию на него другого персонажа и так далее;
- помните - самое главное, чтобы вы, автор, знали о персонаже все, даже то, о чем не скажете;
- составьте по желанию полную биографию персонажа либо краткую, например, по анкете с вопросами: от имени, пола, возраста, физического состояния, оценки внешности до отношения к другим персонажам произведения;
- примените "метод визуализации", например: закройте глаза, представьте, где живет ваш герой, опишите помещение от входной двери до предметов интерьера, попробуйте найти важную для него фотографию, спрятанную где-то там, и описать ее, кроме того, сказать, чем именно она важная для персонажа;
- изучите героя в разных ситуациях, например: он смертельно заболевает, попадает в аварию, играет в казино и проигрывает, встречает красивую девушку и тут же теряет, не успев узнать телефон и адрес, находит кошелек с деньгами на улице и так далее;
- если вы пишете героя по прототипу, позаботьтесь о том, чтобы это не был известный человек, следите за совпадением имен и фамилий, будьте предельно этичны и любезны, а лучше всего - делайте собирательный образ, консультируясь при необходимости со специалистами;
- раскрывая персонажа через описание, не кладите все карты на стол сразу - это скучно, используйте специфические и интересные детали, акцентируйтесь на главных героях, но не забывайте о второстепенных;
- раскрывая героя через окружающую обстановку, пробуйте визуализировать каждую сцену, каждое место действия - пример см. выше;
- раскрывайте персонажа через его поступки как можно чаще;
- обращайте внимание и на раскрытие персонажа через восприятие другими лицами;
- эволюция персонажа: он может становиться лучше или хуже, может меняться сильнее или слабее, может вообще "застыть" (к примеру, в некоторых детективах, приключенческих романах, комедиях), но как правило, эволюция необходима;
- герой не обязательно должен быть хорошим, но он обязан быть интересным!
Упражнения:
- пробуйте метод визуализации, анкеты, и так далее;
- попробуйте написать характеристику героя на одну страничку, используя перечисленные выше приемы: описание, поступки, обстановка, взгляд со стороны других героев.
Глава 7 "Секреты захватывающей истории"
Все знают, что каждая история имеет начало, середину/основную часть и конец. По Вольфу, типичная структура текста такова: основная часть приблизительно в 2 раза длиннее, чем начало и конец.
Тема и сюжет: тема - это то, о чем ваша история, сюжет - последовательность событий, которая используется, чтобы раскрыть тему.
Примеры тем: "любовь побеждает все", "сын воспитывает отца", и пр.
Любую тему можно раскрыть по-разному, это зависит от автора и его личности, способностей.
Если вы не уверены в том, что у вас есть тема, но есть интересный сюжет и хочется писать - пишите. В процессе определится и тема произведения.
Что же движет сюжетом в процессе создания книги?
Еще одно определение сюжета - это история героя, который чего-то хочет, и его приключений в поисках этого чего-то. Иначе говоря, все упирается в потребности.
Пирамида потребностей человека по Маслоу, думаю, все о ней знают, но не вредно освежить )))
Если кратко: чем ниже находятся потребности героя по этой шкале, тем эмоциональнее будет рассказ о нем. Самыми захватывающими всегда бывают книги о выживании людей в тяжелых условиях.
Желание и потребности героя: часто герои хотят и борются за что-то, а потом понимают, что им на самом деле нужно совсем другое. Думая над историей, спросите себя, что хочет герой и насколько сильно он этого хочет. Также спросите себя, вступают ли в противоречие желания вашего героя с его потребностями, в какой момент вашего сюжета возникает конфликт между ними, как лучше поддерживать это противоречие и тем самым давить на героя, когда наступает "момент истины" и герой решает, что выбрать.
Подсказка: если герой никогда не отказывается от своих желаний, конец может быть трагичен.
Итак, в истории может быть конфликт между желанием и необходимостью, который нужно раскрыть и показать. Это внутренний конфликт.
Также в истории может быть конфликт одного персонажа с другим. Это внешний конфликт.
И естественно, в книге может быть конфликт персонажа с природой. Еще один вид внешнего конфликта.
И да, в книге могут быть использованы одновременно все эти виды конфликтов, герой может бороться с собой, недругами, природой, с кем или чем угодно - но тут тоже надо меру знать и не пересолить, иначе эффект будет противоположный, вместо привлечения внимания вы оттолкнете читателя.
Спросите себя, кто ваш герой, активный он или пассивный, и в зависимости от этого сразу ставьте его в центр событий или напротив, "двигайте" в этот центр с края.
Варианты повествования, как известно, немногочисленны. От первого лица, от второго, от третьего.
Рассказ "от первого лица": плюс в том, что он очень личный и вызывает непосредственный отклик у читателя, минус - вы можете слышать и видеть только то, что видит герой. И поэтому, чтобы описать, например, его внешность, вам придется заставить его наклониться к воде/посмотреться в зеркало/описать его со стороны другого персонажа или еще как-то извернуться.
Следующий вариант "от всезнающего третьего лица", плюс его в том, что автор - демиург, знает все и обо всех героях, описывает все как бы "сверху" и "над".
Есть и "ограниченный рассказ от третьего лица" - когда автор в каждой сцене показывает, что происходит в голове только одного героя.
Повествование "от второго лица" - редкий прием, как правило, он не выигрышен для автора.
Помимо основного (ОС) есть еще и второстепенный/побочный сюжет (ВС), он развивается параллельно основному, в критический момент пересекается с ним. ВC может затрагивать главного героя или не затрагивать, используется обычно для "притормаживания" ОС, для дополнительной "зрелищности", для растягивания истории (но опять же в этом случае надо прописывать все так, чтобы не возникло обратного эффекта).
Подсказка от Вольфа: не стоит писать сюжет с "чистого листа", не набросав даже приблизительного плана его развития.
Следующее: всегда ищите "цепляющее начало", крючок, возможно с экшеном, трагедией, борьбой, тайной, интригой.
Никогда не теряйте темпа повествования, иначе читатель просто отложит книгу в сторону. Методика "вопрос-ответ" может помочь, при этом между вопросом читателя: "Почему герою плохо?" и ответом автора должен быть некий промежуток, но не слишком большой, чтобы не пропал интерес к чтению.
И наконец, финал. Идеальный финал должен быть неожиданным для читателя, но при этом логически вытекать из предыдущего повествования.
Помним о старом правиле писателя: можно использовать обстоятельства, чтобы создать персонажам проблемы, но нельзя для того, чтобы эти проблемы решить. Бог из машины, ага ))
Полезную структуру рассказа можно посмотреть у Джозефа Кемпбелла в книге "Герой с тысячью лиц" и Кристофера Воглера в книге "Путешествие писателя".
И напоследок совет: позвольте истории вести вас, помогайте ее движению.
Упражнения:
- выберите трех героев любимых книг или фильмов и определите, какие из их потребностей оказались под угрозой и в какой последовательности, определите систему;
- видите ли вы конфликт между тем, что вы хотите, и тем, что вам действительно нужно с точки зрения нейтрального наблюдателя; если да, какой сюжет можно придумать из этого противоречия;
- попробуйте одну и ту же сцену написать от первого и третьего лица; какой способ вы предпочитаете;
- прочитайте первый абзац нескольких книг разных жанров, из тех, что раньше не видели, определите, начала каких именно книг вас привлекли, а каких - нет, и почему?
Глава 8 "Следите за языком"
О да. Это важно.
Итак:
- начало вашего текста должно воздействовать сразу на все чувства читателя (вспоминаем, что такое НЛП);
- если возникла проблема с написанием сцены - сразу переключитесь на другую систему восприятия, попробуйте представить, что каждый герой видит, слышит, ощущает, какой запах и вкус чувствует;
- больше ярких, интересных деталей, в них "соль" вашего текста;
- экспозиция - это описание, которое дает читателю базовую информацию об окружающей героя обстановке или ситуации, в которой он находится;
- три стратегии экспозиции: разделение на части (в каждой ситуации раскрывайте только то, что нужно на данный момент), использование персонажей, которые по логике повествования могут задавать вопросы (репортер, детектив, полицейский, любопытный ребенок, сосед, гость и т.д.) и передача информации в эмоциональных сценах (эмоции маскируют сведения);
- слова ваших персонажей не должны звучать одинаково, это признак плохого диалога;
- функции диалога: давать информацию о герое, развивать сюжет, создавать напряженность, вызывать у читателя нужные вам чувства;
- хотя в англоязычных учебниках рекомендуется использовать только "сказал" после прямой речи, в русской литературе принято использовать разные глаголы, например "бросил", "отрезал", "промолвил", "откликнулся", "отозвался", и так далее;
- чтобы научиться писать хорошие диалоги, внимательно слушайте разговоры окружающих, больше читайте (можно пьесы, сценарии), причем каждое произведение можно читать трижды - для удовольствия, для знакомства с техникой написания и для того, чтобы уловить мелкие нюансы текста;
- время от времени читайте и плохие книги, чтобы понять, как НЕ надо писать.
Упражнения:
- перечитайте первые 5 страниц любимой книги, выделите отрывки, в которых автор обращается к различным системам восприятия;
- понаблюдайте за окружающими, выделите у каждого какую-либо деталь, которая делает их интересными (внешность, поведение, речь и пр.);
- попробуйте написать диалог между враждующими соседями и передать в нем историю их ссоры, постарайтесь сделать эту экспозицию максимально ненавязчивой.
Продолжение следует...