Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Пионовые сказкиСоздан: 03.07.2014Статей: 71Автор: Peony RoseПодписатьсяw

Откровенная женская поэзия в России

Обновлено: 26.12.20 18:35 Убрать стили оформления

За всеми этими вирусными переживаниями и экономическими потрясениями как-то не столь заметны стали различные сетевые скандальчики по поводу искусства вообще и поэзии в частности. В самом деле, стихи на хлеб не намажешь, старенького дедушку ими от заразы не спасешь, стихи – это развлечение сытых и спокойных, по убеждению народного большинства.

Но как выяснилось, прогремевшая на весь Рунет Галина Рымбу от спокойной сытости далека и считает свои верлибры не более и не менее, чем политикой – строго левацкой, ультрафеминистской и ядерно заряженной до степени, пред которой бледнеют и Чернобыль, и Фукусима. Вот отрывок из ее манифеста «Моя вагина».

 

Моя вагина — это любовь, история и политика.

Моя политика — это тело, быт, аффект.

Мой мир — вагина. Я несу мир,

но для некоторых я — опасная вагина,

боевая вагина. Это мой монолог.

 

Поэзия – штука вообще-то сложноопределимая. Максимум, что могут выдавить убеленные сединами филологи, это «ритмически организованная речь, в которой благодаря художественному образу отображается мир идеальных устремлений человека». Подробно анализировать стихи осмеливаются разве что сами поэты, прочие граждане обычно все новое/хорошо забытое старое/скандальное, как у Рымбу, попросту ругают, что и произошло с этим конкретным произведением.

Кенжеев и другие поэты классической школы этот текст проанализировали, и разумеется, не одобрили – мол, что за гнусная и грубая физиология, убивающая идеал чувства, в сакральном стихопространстве – и вдруг такое безобразие.

В ответ левацкая фем-тусовка ощетинила загривки и начала облаивать всех несогласных с «шедевром эмоции и мысли». Разъяренные дамы страшнее атомной войны, авторитетов для них не существует от слова «совсем», и еле-еле отбился от них Бахыт Шукуруллаевич, выставив довод «свобода слова у нас действует во все стороны».

Выскажусь с точки зрения опытного читателя, который и сам порою балуется рифмоплетством и безрифмоплетством. Если честно, то после двукратного прочтения «Моей вагины» особых литературных достоинств я в ней не нашла, как и особых «страшилок». Верлибр как верлибр, таких верлибров в эпоху женской эмансипации в любой стране – как грязи. Местами неплох, местами откровенно слаб и вторичен, а в финале так вообще скучен. Мало кто заметил, кстати, что и сама автор, хотя и употребляла страшное слово на букву «в», то и дело сбивалась на «норку», «мышку» и прочие иносказания, коими мы, женщины, привыкли именовать этот великий, прекрасный и ужасный, кхм, орган. Что как бы намекает: хоть сто раз скажи «вагина – это нормальное слово», слух оно все же ассоциативно царапает.

Интересна мне стала именно массовая реакция на МВ – дело в том, что осудили Рымбу за грубую физиологичность текста как мужчины, так и сами женщины (за исключением, естественно, представительниц радфема). И тут, как говорится, есть в прочтениях некоторые гендерные/половые нюансы.

Потому что для мужчин вышеупомянутый орган – это и рай, и ад одновременно. И ад – гораздо чаще, чем рай. Это нечто чуждое, почти инопланетное, непознаваемое даже после многих попыток познать. И потому при осмыслении МВ их сознание и подсознание начинает услужливо подсовывать эпизод рождения Чужого сами знаете откуда, крупным планом. Реакция закономерна – «мир накрылся п-дой» и «фу, бяка!».

Для женщин – это такой пугливый ручной зверек (вспомним опять «мышку»), который то и дело норовит хозяйке напакостить и порой кусается, но все-таки его жалко, ведь свой, любимый и родной. Не любят его женщины в определенный период – месячный, о котором автор сложила чуть ли не велеречивую оду. Еще не любят его женщины в момент родов, о которых Рымбу сказала уже не так одобрительно, но все ж возвышенно. Короче говоря, автор возвысила и акцентировала то, что женщины хоть и переживают, но стараются забыть сразу же после события, а иначе, ямбись все через амфибрахий, и жить-то нельзя. Она, выражаясь образно, неоднократно сняла с себя окровавленные трусики и вывесила, как победный флаг, на высоком шесте над своим виртуальным вигвамом. А исторически женщины, которые так поступали, считались в общине... эм... скажем так, не вполне здоровыми. Натурализм без эстетизма? Эрос без вуали романтики? Крики «У меня есть вагина, и я этим горжусь – и вы должны гордиться!»? И все это действо – прямо в лицо нашим многострадальным, задавленным жутким реалом женщинам? Реакция закономерна – «фу, бяка!».

Нынешнее поколение феминисток обожает ломать запреты. Просто по инерции раздалбывают пудовой кувалдой последние хлипенькие конструкции где-то на задворках социума. Увлекшись ломанием, они отчего-то забывают разницу между запретом, поставленным мужским патриархальным обществом без разумных причин, и запретом, поставленным самими женщинами по вполне разумным причинам – много, очень много веков назад. Можно, конечно, вспомнить старинный припев «До основанья мир разрушим, а затем...», но история доказала уже сотни раз - прежде чем разрушать, надо бы подумать, а для чего стена стоит и кто за ней может прятаться? Стыд, как сказал некогда мудрец – то, что отличает скота от человека разумного.

Да, нормально говорить о гинекологии – но с гинекологом и близкими людьми. Да, нормально обсуждать длину своих лобковых волос – но со своим парикмахером и мужем, а не с френдами в ФБ и залетными гастролерами. А считать высказывание о вагине вот в таком контексте политическим актом – это настолько наивно, что после второго прочтения я аж за платочком потянулась, слезы умиления смахнуть. Рымбу, к слову, в своем стремлении извергнуть наболевшее и глубоко интимное на публику не одинока, она даже не самая смелая из боевых подруг. Некоторые феминистки идут дальше, они занимаются групповым сексом в музеях, выкладывают сие действо в соцсети и всерьез это считают политическим актом и могучим протестом против тирании. Бог им судья, учебники по истории, психологии и социологии в руки и побольше времени на самообразование.

Хорошо, скажет кое-кто из молодых творцов, так как быть с правдой жизни? Можно ли говорить о физиологии в поэзии вообще? О женском, о мужском, о том, что принято замалчивать?

Можно, но зависит от подачи, ибо дьявол, как всегда, в деталях. А детали в данном случае – те самые вышеупомянутые «художественный образ», «ритмическая организация» и «мир идеального». Откровенность в поэзии не равняется свободе швырять в лицо публике грязное белье, гордо именуя его «протестом» и «манифестом». Этим, знаете ли, любой дурак заниматься может в перерывах между зарабатыванием на хлеб насущный, что ж – и дурака поэтом назвать прикажете? Много чести, тем более в великой родной литературе.

Были у нас и до Рымбу примеры откровенных поэтов, например, Мария Шкапская. Ее в свое время громили именно за чрезмерную физиологичность и обращение к табуированным темам – сексу, аборту, и так далее. И это притом, что по форме стихи ее были удивительно лаконичны и отточены, по содержанию – пронзительно чисты и прекрасны. Это вам не современный верлибр-шмерлибр, это классическая русская школа эпохи Ахматовой и Цветаевой. Это – о сексе, но пред очами Божиими. Тварное, освящаемое высоким и вечным.

 

Ты стережешь зачатные часы,

Лукавый Сеятель, недремлющий над нами, -

и человечьими забвенными ночами

вздымаешь над землей огромные весы.

Но помню, чуткая, и - вся в любовном стоне,

в объятьях мужниных, в руках его больших –

гляжу украдкою в широкие ладони,

где Ты приготовляешь их –

к очередному плотскому посеву –

детенышей беспомощных моих, -

слепую дань страданию и гневу.

 

 

Как говорится, падите ниц, ибо творец вышел жечь глаголом сердца. Эстетика – на пять с плюсом. И плотское в наличии, но – без вагин, клиторов, месячных и так далее. Хотя Шкапская была человеком, в медицине подкованным, за плечами два курса Петербургского психоневрологического института. Но она знала, что женской аудитории нужны высокий пилотаж и точная настройка душевных струн, а не тыканье мордой в испачканные трусы – свои или чужие.

Спросите, в чем разница между этими строчками для меня лично? Разница в том, что после чтения Шкапской в душе пробуждается та самая «высокая печаль», а после чтения Рымбу – только желание плюнуть на свои же принципы и уйти в ультраконсервативный патриархальный лагерь. Впрочем, как и после чтения многих современных фем-поэтесс, которые принимают боль – за талант, невежество – за новый стиль, а стремление сбежать из собственного тела – за желание ввязаться в политику.



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 8 в т.ч. с оценками: 4 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Настёна СПб [26.12.2020 19:53] Настёна СПб 5 5
Шкапскую знаю, Рымбу нет.
Элли, спасибо!

Peony Rose [26.12.2020 21:28] Peony Rose
Настя, сама вот буквально недавно узнала ))) Пожалуйста

uljascha [29.12.2020 00:42] uljascha 5 5
После Рымбы хочется помыться.
спасибо за статью

Peony Rose [29.12.2020 10:43] Peony Rose
Ульяша, пожалуйста, благодарю за мнение

Фуся [31.12.2020 17:56] Фуся 5 5
Элли, спасибо что познакомила меня с Марией Шкапской. К своему стыду я не знала про эту чудесныю поэтессу. А её стихи прекрасны.

Как много женщин ты ласкал
и скольким ты был близок, милый.
Но нес тебя девятый вал
ко мне с неудержимой силой.
В угаре пламенных страстей,
как много ты им отдал тела.
Но матерью своих детей
Ты ни одной из них не сделал.
Какой святой тебя хранил?
Какое совершилось чудо?
Единой капли не пролил
ты из священного сосуда.
В последней ласке не устал
и до конца себя не отдал.
Ты знал? О, ты наверно знал,
что жду тебя все эти годы.
Что вся твоя и вся в огне,
полна тобой, как медом чаша.
Пришел, вкусил и весь во мне,
и вот дитя - мое, и наше.
Полна рука моя теперь,
мой вечер тих и ночь покойна.
Господь, до дна меня измерь, -
я зваться матерью достойна.

Peony Rose [31.12.2020 18:05] Peony Rose
Фусечка, да - изумительные у нее стихи. Спасибо, что заглянула, с наступающим!

diamond [02.01.2021 18:14] diamond 5 5
Элли, спасибо за статью! Интересно и актуально, согласна с каждой строчкой.

Peony Rose [02.01.2021 18:36] Peony Rose
Актуально - не то слово )) Спасибо за отклик, Люда!

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Peony Rose: Конкурсная графика Allegra: Филипп Маунтбаттен герцог Эдинбургский. На шаг позади Натаниэлла: Мистическими дорогами Мещеры Peony Rose: GIMP: начало

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение