коллаж от Лелешны
Ай, сокровище, не смотри на меня так, не надо,
Ай, прекрасная, не смотри на меня так, не надо,
Любовь в моем сердце глубже Матери рек,
Любовь огня горячее, ветра быстрее,
Любовь нам с тобой напророчили энкантадо...
"Энкантадо" (фэнтези, НФ, мистика)
Дорогие читатели! В этой статье я буду собирать графические работы, подаренные мне мастерицами-графиками сайта "Леди", стихотворные отрывки из повести (полностью вы можете ее прочитать по ссылке ниже) и размышления из серии "кухня писателя". Надеюсь, кому-то все это понравится и пригодится )))
Итак... С чего же начинается художественное произведение? В данном случае - фантастическая повесть.
Конечно же, с детства.
Сколько себя помню, я любила сказки народов мира, причем абсолютно все: азиатские, русские, европейские, африканские... Ковры-самолеты, корабли-призраки, мечи-кладенцы, красавцы-принцы, злые колдуньи и волшебные молодильные яблочки ) Повзрослев, открыла для себя жанр литературной сказки и перечитала все, что было в домашней библиотеке, собраниях родственников и общественных библиотеках.
И наконец, став совсем взрослой девушкой, пришла к фэнтези. Одновременно открыла боевое фэнтези Говарда и великий эпос мэтра Толкиена ) А потом было все вперемежку - Льюис, Сапковский, Кинг, другие авторы, имен которых сейчас даже не помню.
И первыми моими попытками литературного творчества были именно сказки. Тогда я еще не знала, что сказка - чрезвычайно капризный жанр, и писать ее - дело уже мастера, а не ученика ) К счастью, почти ничего из написанного тогда я не опубликовала, хватило ума отложить в коробку и по прошествии лет торжественно уничтожить )
Да, забыла сказать - писала я тогда обычной ручкой в обычном блокноте, а то и на первых попавшихся под руку бумажках )) Сейчас пишу только на компьютере, печатая двумя пальцами (да, знаю, надо бы освоить метод "слепой печати" всеми десятью, но увы... увы... лениво).
Периодически на меня находил "творческий стих", я снова что-то кропала и прятала в стол. Так продолжалось довольно долго.
И вот в один не очень прекрасный (а точнее, очень не-прекрасный) день, начитавшись древнегреческих мифов на английском, я села за компьютер и практически без остановки, за несколько дней, написала повесть.
Конечно, это было фэнтези.
Потом реал стукнул по голове еще больнее, и я написала несколько произведений довольно тяжелого содержания, они и поныне лежат где-то в папке, и публиковать их я, скорее всего не буду... Но это офф.
Так вот, с течением времени я поняла, что писать люблю именно то, что люблю читать - то есть фантастику/фэнтези и историко-приключенческие произведения. И очень быстро осознала, что пишу неформат - иначе говоря, то, что не в "тренде" наших прекрасных издательств. Няшные оборотни и розовые вампиры мне глубоко антипатичны, сусальные демоны и мэрисьюшные ведьмочки - тем паче, а от звездных крейсеров, населенных пластмассовыми инопланетянами с хвостами и гребешками на попах меня начинает тошнить уже абзаце эдак на первом.
Одним из самых любимых сказочных героев был для меня условный "водяной" - сюда относим русалок, водяных, тритонов, нереид и всех-всех-всех подводных обитателей. Правда, не все из них добры и милы, а многие так и вовсе делают людям много пакостей.
Какого же было мое удивление, когда я нашла информацию о "бразильских водяных" - энкантадо. Это сказочные существа, они обычно прячутся в реке в облике дельфина-инии, а на берегу становятся красивыми молодыми людьми. Больше всего энкантадо любят симпатичных девушек и музыку ))) Местные жители относятся к ним настороженно и советуют юным красавицам поменьше гулять вечерами возле реки, но красавицы, конечно же, редко когда слушают мудрых советов ))) Иногда они вступают в брак с речными обитателями и на свет появляются дети.
Повесть, которую я предлагаю вниманию читателей, я писала в 2011 году на литературный конкурс одного из крупных фантастических конвентов. Она получила скромную оценку профессионального жюри и была отложена в заветную папочку.
В конце прошлого года, разбирая архивы, я вспомнила о ее существовании и перечитала. Затем отправила двум людям, мнение которых ценю и уважаю. Оба сказали - публикуй.
Отредактировав произведение еще несколько раз, добавив главы, которые, на мой взгляд, дополняют и поясняют повествование, я начала публиковать его на СТ.
***
Вернемся к процессу создания повести.
Итак, вначале был образ - образ существа, которое обитает в воде, похоже на животное, но им не является... И он требовал создания мира. Мира Амазонки в будущем, который был бы одновременно и похож, и не похож на современный.
И вот здесь ждала первая трудность - нехватка фактической информации, того материала, из которого строится любой мир - даже сказочный. Требовались знания по флоре и фауне, по климату, населяющим реку племенам, их взаимоотношениям с белыми, мифологии, истории, и сотни многих других вещей. Конечно же, немало помогли отложившиеся в памяти сведения, почерпнутые из книг любимых "магических реалистов" и сборников южноамериканских легенд и сказаний. Но нужна была научная база, из которой уже можно было бы лепить "свое", подходящую рамку для образов энкантадо и человека. Более того - оказалось, что профессия героини должна быть описана так, чтобы мой внутренний читатель не усомнился и не сказал знаменитое: "не верю" ))) Поэтому я зарылась в статьи на двух языках по теме, и дошла даже до того, что прочла научную работу о чешуйчатниках )) По-хорошему, подготовительный этап - сбор материала - должен идти первым пунктом, но из-за того, что Тади и Элена не давали автору покоя, руки опередили голову, в результате потом пришлось помучиться. Я писала и читала, правила, читала и снова писала, правила - и так до момента, когда захотелось уже плюнуть на все, закрыть файл и больше о нем не вспоминать. К счастью, это прошло, и произведение было дописано.
В первом варианте в повести было два рассказчика, в последнем добавился третий - Сказитель. Для того, чтобы написать эти несколько якобы аутентичных (они на самом деле просто немного шутливая стилизация) легенд, нужно было поймать верный тон и стиль. И в этом немало помогли индейские легенды, небольшой сборник на английском, очаровавший меня своей простотой и поэтической ноткой.
Еще немного о том мире: уже в начале я поняла, что он так же страшен, как наш. Карта его исковеркана - на ней есть Бразоамерика, есть Квилт Штаты, есть Роазия, Княжества германиков, другие, не упомянутые страны; не так давно в нем гремели войны; когда-то случились Великая засуха, несколько крупных эпидемий и голод. Словом, там все непросто. И все же в нем есть вечные ценности - надежда, вера, любовь, есть самопожертвование и преодоление себя.
В течение работы я ощущала, как две половинки - Тади и Элена, мир языческих богов и мир католичества, мир природы и мир цивилизации одновременно стремятся друг к другу и отталкиваются, как и не снилось физикам. Для того, чтобы сойтись, им нужно было очень сильно измениться, и если для Тади эта метаморфоза стала внешней, то для Элены - внутренней. Но даже тогда я не верила в счастливый финал, не верила, что эти два очень далеких друг от друга существа смогут не то что любить - просто, элементарно жить вместе. И к финалу я подходила с чувством: вот сейчас, еще немного - и все. Сказки не будет, будет суровая реальность, очередные потери и разбитое вдребезги сердце...
И это было ужасное чувство, действительно ужасное.
***
Меня спасла индийская притча )
Я вспомнила ее, и руки сами потянулись к клавиатуре, и эпилог пришел практически мгновенно - а это редко со мной бывает.
Притчу эту я читала в прекрасной биографической книге Марины Влади "Владимир, или Прерванный полет". Кстати, очень рекомендую ее взять на заметку, даже если вы не поклонник произведений Высоцкого.
В ней рассказана простая и чудесная история двух молодых супругов. Когда все обряды совершены, и девушка остается в своем домике, слышится стук в дверь и голос новобрачного: "Впусти!". Она спрашивает: "Кто там?". Гость отвечает: "Это я", и молодая жена отказывается открыть дверь.
То же самое происходит на вторую ночь. А на третью отчаявшийся юноша на традиционный вопрос жены отвечает: "Это ты!". И дверь открывается.
Это сущность любви, уложенная в несколько строк. И когда я писала эпилог, у меня на глазах были слезы. Радостные слезы, потому что я поняла, что именно так и должна была закончиться эта книга. Возможно, меня и можно обвинить в том, что эпилог слишком уж хороший, но после всего, через что прошли герои... Думаю, они заслужили счастье. Уверена, что так.
Вот и все, что я хотела сказать о повести ) Если вы читаете эту статью и еще не видели "Энкантадо" - добро пожаловать в тему ) Я всегда рада гостям, которые отваживаются на путешествие вместе с автором )
И напоследок выложу обложки - дорогие моему сердцу подарки от друзей.
обложка от Lenara
обложка от gloomy glory
Внимание: все права принадлежат авторам,
копирование и воспроизведение на других ресурсах запрещено!