Франко Фаджоли (FrancoMaximilianoFagioli) – виртуоз оперы с диапазоном голоса в 3 октавы, который способен исполнять сложнейшие партии из произведений эпохи барокко, в том числе написанные для певцов-кастратов.
Он родился 4 мая 1981 года в аргентинском городе Сан-Мигель-де-Тукуман, в семье итальянских эмигрантов. Увлечение музыкой началось с занятий по классу фортепиано. По словам певца: «В детстве пел в хоре, а в 11 лет оказался одним из трех мальчиков, выбранных для исполнения партии из “Волшебной флейты” Моцарта. Можно назвать это поворотным моментом в моей жизни: впервые оказавшись на сцене с оркестром и настоящими оперными исполнителями, мне удалось получить очень важный артистический опыт. Моим первым наставником была обладательница прекрасного сопрано. Под ее руководством я обучался технике бельканто и итальянской школе пения. Затем в Буэнос-Айресе мне удалось стать первым контратенором, принятым в оперный университет при театре «Колон» (или Театре Колумба). Со мной занимался баритон, который прекрасно разбирался в бельканто. Как видите, начало моего образования в те годы не было напрямую связано с барочной музыкой, в большей степени относилось к итальянской опере. Конечно, как контратенор, я пел много барочных вещей, но репертуар не ограничивался ими».
В 2003 году молодой артист выиграл международный певческий конкурс фонда Бертельсманн «Новые голоса», в результате его заметили музыкальные продюсеры крупнейших оперных театров мира. Карьера Франко резко пошла в гору – в 2005 году он с успехом исполнил главную мужскую партию оперы Генделя «Юлий Цезарь» на сцене Цюрихского оперного театра, в 2007 году принял участие в Зальцбургском Троицком музыкальном фестивале, а в 2010 покорил придирчивую американскую публику, исполнив главную партию оперы Кавалли «Ясон» на сцене Чикагского оперного театра. Тогда же Фаджоли был удостоен престижной премии Франко Аббьяти как лучший вокалист. В 2012 году на Зальцбургском летнем фестивале Франко в очередной раз удивил публику, продемонстрировав весь свой невероятный диапазон во время исполнения партии Андронико оперы Генделя «Тамерлан».
Российские поклонники дождались приезда любимого певца в 2014 году: он блистательно выступил в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля Earlymusic с ариями из опер Никола Порпора в сопровождении ансамбля «Academia Montis Regalis» под управлением Алессандро де Марки. В феврале 2017 года контратенор выступил в Москве на IV независимом фестивале «Опера априори» в сопровождении оркестра Musica Viva под управлением Максима Емельянычева. Говорят, что «живое» исполнение Фаджоли не идет ни в какое сравнение с лучшей записью – все, кто побывал на этих выступлениях, подтверждают эту истину.
Кроме дивного голоса, все, кто встречался с Фаджоли лично, отмечают его простоту и скромность, живость и обаяние, и в целом неповторимую харизму, благодаря которой певец околдовывает зал еще до того, как возьмет первую ноту.
«Бриллиант среди современных контратеноров» в каждом интервью напоминает о том, что талант – это только начало успеха, а трудолюбие – его основа и завершение. Громадная работоспособность Фаджоли и его мощный интеллект в сочетании с природными данными делают его звездой не на словах, а на деле.
В перерывах между выступлениями на лучших сценах мира Фаджоли успевает и учиться у коллег, и записывать великолепные альбомы, в том числе с редкой старинной музыкой. Он сотрудничает с «Дойче Граммофон» и другими крупными звукозаписывающими компаниями.
В поисках вдохновения певец часто обращается к ведущим меццо-сопрано: он уважает и любит таких исполнительниц, как Дженнифер Лармо, Анн-Софи фон Оттер, Мэрилин Хорн, Чечилия Бартоли, Элина Гаранча. По мнению певца, именно меццо-сопрано соответствует контратенору; что же касается термина «фальцет», то Фаджоли предпочитает использовать вместо него термин «головной голос».
«...нужно разобраться, что значит само слово «фальцет». Оно происходит от итальянского falso — то есть «поддельный, ненастоящий». И сегодня этим словом в большинстве случаев обозначают головной регистр мужского певческого голоса.
Теперь давайте-ка заглянем в историю пения: в XIX веке этим же словом называли и средний регистр женских голосов. То есть фальцетом называли все звуки, не относящиеся к грудным, — не только у мужчин, но также и у женщин.
Мануэль Гарсиа-сын (его отец был великим тенором, его сестры — Мария Малибран и Полина Виардо, выдающиеся певицы XIX века) в своей «Школе пения» подразделял голос певца на три регистра: грудной, фальцет и головной регистр. К грудному регистру он относил тоны разговорной речи у женщин. Фальцетом он называл средние тоны голоса. А к головному регистру причислял крайние верхние звуки диапазона.
Это слово — «фальцет» — содержит положительные и отрицательные коннотации. В наши дни, как правило, оно уже не несет в себе ничего «фальшивого», искусственного, вымышленного. Теперь так называют вокальный регистр, который содержит в себе все гармоники — из «поддельного» он стал самым настоящим.
Я, чтобы избегать путаницы в понятиях, предпочитаю слову «фальцет» определение «головной голос». Этим голосом я пользуюсь, как и всякий контратенор.
К примеру, во времена Генделя в итальянской опере выступали кастраты — итальянские певцы, подвергнутые в детстве жестокой операции для сохранения высокого мальчишеского тембра. Но в то же самое время мы встречаем упоминания о контратенорах, или фальцетистах — называйте как вам угодно. И разница между этими двумя типами мужских голосов заключалась не только в целостности семенных протоков, но и в репертуаре.
Когда Гендель сочинял в итальянском стиле, то и нанимал для представлений кастратов-итальянцев. Но в английских ораториях на подмостки выходили контратенора, которые тоже существовали! Не правда ли, это интересно?
Я думаю, что даже сегодня надо различать разные школы пения. Мне кажется замечательным, что в наше время контратенора совершенно не походят один на другого, у каждого своя манера. Это, на мой взгляд, вырастает из разности школ, к которым они принадлежат.
Себя я называю контратенором, чтобы было понятно, что я мужчина, поющий «головным голосом». Мой вокальный диапазон соответствует регистру меццо-сопрано. А принадлежу я к итальянской школе пения, которую также называют bel canto»
Столь любимое певцом барокко в наши дни зачастую становится предметом режиссерских экспериментов. Сам Фаджоли относится к ним настороженно, предпочитая «сделанные с умом постановки». На первом плане, по его словам, должны стоять история и музыка, ну а декорации и спецэффекты лишь оттеняют главное.
Возрождая старинную музыку, Фаджоли все же довольно скептически смотрит на возможность ее стопроцентного восстановления – по его мнению, это практически невозможно, и мы можем лишь догадываться о ее былой глубине и величии.
Себя Франко относит к всеядным меломанам – в зависимости от обстановки и настроения певец выбирает музыку как профессионалов, так и молодых начинающих артистов. Однако любимейшим времяпрепровождением для него остается прослушивание великих образцов «бельканто».
Как бы то ни было, божественный голос Франко Фаджоли, по словам ведущих оперных критиков, уже сейчас является достоянием мировой культуры и искусства. Пожелаем ему долгих лет и творческих успехов на радость всем ценителям истинных музыкальных сокровищ.
По материалам Сети, автор - Элли Флорес (с)