Занятная вещь – эта пресловутая свобода слова. То ее нет, и за нее отчаянно борются. То она есть, и тогда отчаянно бороться начинают уже с ней. Право же, точь-в-точь как в пословице «куда не кинь – всюду клин».
Каждому нравится иметь право на выражение собственного мнения по любому поводу, будь то цвет только что купленных носков или взгляды только что избранного президента страны. А в эпоху соцсетей и мгновенного доступа к мировому информационному пространству сообщить о тошнотворных носках и неумехе-президенте может хоть трехлетка, вооруженный простеньким смартфоном с выходом в Интернет. И неважно, что он не понимает тонкостей производства чулочно-носочной продукции и вообще не разбирается в нюансах умеренно консервативной позиции нового правителя – главное, что у него есть Мнение. Архиважное, архинужное и наверняка интересное всему миру вотпрямщас. Думать? Анализировать? Искать тайные смыслы и подтексты? Да ну вас, насмешили. Думают пусть те, кто клепал это смартфон и стыковал проводки от вайфая, а нам, простым юзерам, и так жить хорошо. А если кому-то там от наших высказываний вдруг поплохеет – так это их личное дело, знаете ли. С нас какой спрос? Мы люди маленькие. Из «массового общества публикаторов» (спасибо за термин театральному режиссеру Исаакяну).
Давным-давно, еще в Древней Греции, существовал так называемый институт остракизма. Суть его заключалась в следующем: если публичное лицо, облеченное определенной властью и имеющее определенное влияние, начинало высказывать непопулярную точку зрения и производить непопулярные действия, общество имело право повернуться к нему спиной. То бишь осудить и изгнать его. Обнулить. Фактически – уничтожить, если не материально, так морально и социально.
Общественное осуждение, всеобщее презрение – это очень сильный инструмент влияния на любого человека. Пусть даже он обладает сильной волей, железными принципами и способностью ловко плыть против течения, долго он в таком вакууме не протянет. Человек – существо социальное, вне социума он стремительно дичает, обрастает шерстью в прямом и переносном смыслах и падает в тартарары. И поэтому остракизма боялись все, даже знаменитые политики и полководцы, не говоря уж об актерах, певцах, художниках и прочих деятелях культуры и искусства. Это очень страшно – остаться одному, в лучшем случае с единственным близким человеком под боком, а в худшем – и без него, потому как не каждый близкий выдержит травлю соседей из-за сочувствия к «бойкотированному негодяю».
Однако в те времена имелась возможность быстро и относительно безболезненно сменить место обитания, найти уголок, где тебя не знают, и начать все с чистого листа. Был шанс на новую жизнь и новые вершины, не обязательно в прежней сфере деятельности. Короче говоря, ты мог ошибиться и рухнуть, но имел возможность – и право - снова встать на ноги и уверенно посмотреть миру в лицо.
Сейчас все изменилось, и права на ошибку у публичных лиц, похоже, нет.
Так называемая «культура отмены» (англ. cancel culture), или канселлинг, пришедшая в Россию с Запада – это родная правнучка остракизма, выросшая на плодородной почве сетевых склок. Название она получила благодаря фразе из фильма 1991 года «Нью-Джек-Сити». В одной из сцен у девушки гангстера Нино Брауна случается нервный срыв из-за его жестоких преступлений. Тогда он отбрасывает ее на стол и обливает шампанским со словами: «Отмените эту суку. Я куплю другую». В 2010 году отсылку к фильму сделал рэпер Лил Уэйн. В треке «I’m Single» он произнес: «Да, я одинок, и пришлось отменить ту суку, как Нино». Но в интернете фраза распространилась еще позже — в 2014 году, когда в реалити-шоу «Любовь и хип-хоп: Нью-Йорк» герой Циско Розадо во время ссоры сказал возлюбленной Даймонд Строуберри ту же реплику из фильма: «Ты отменена!»
Поначалу в твиттере стали в шутку отменять людей, которые чем-то не угодили. «Мэг любит оранжевый? Она отменена», — так использовали слово в одном из твитов. Постепенно обвинения становились серьезнее, а у «отмены» появлялись реальные последствия.
В 2015 году понятие cancel culture стало широко использоваться в «Черном твиттере» — так называли публикации в соцсети с хештегами, которые поднимают социальные проблемы темнокожих: #BlackLivesMatter — против полицейской жестокости во время убийства темнокожего Майка Брауна, #YouOKSis — против харассмента на улицах, #IAmJada — в знак солидарности с жертвами сексуального насилия.
Массовые отмены начались в 2018 году и затронули большую часть знаменитостей. «Практически все, кого стоит знать, были кем-нибудь отменены», — писал в NYT Джона Энджел Бромвич, который в 2018 году одним из первых проанализировал новое явление. С тех пор американские медиа каждый год публикуют список знаменитостей, которые подверглись канселлингу.
Досталось буквально всем и каждому: Джоан Роулинг - за нетерпимость к транслюдям, Канье Уэсту - за признание в любви к Трампу, Харви Вайнштейну, Вуди Аллену, покойному Майклу Джексону и Кевину Спейси – за сексуальные домогательства, Джонни Деппу – за плохое обращение с женой, Джеймсу Ганну – за, кхм, шутки об изнасиловании и поедании детишек.
Кстати, многие комики старого образца потерпели на волне КО крах – шуточки на тему национальности/ориентации/болезней/лишнего веса и так далее теперь приносят не доходы, а убытки, причем многомиллионные. Пошутил один раз не так, как хочет публика – смерть тебе, подонок, захейтим, обнулим, растопчем. И иди работай дворником, если обруганные тобой узбеки еще пустят.
И комики молчать отказались: звезда фильмов «Агент Джонни Инглиш» и «Мистер Бин» Роуэн Эткинсон пожаловался на «культуру отмены», сравнив интернет-комментаторов со «средневековой толпой, которая бродит по улицам и ищет, кого бы сжечь». Британский комик поделился своим мнением в разговоре с Radio Times, заявив, что социальные сети увеличивают раскол в обществе и ставят под угрозу будущее свободы слова.
В нашей стране показательным примером КО стало дело ведущей Регины Тодоренко, которая неосторожно высказалась на тему семейного насилия. С ней разругались подписчицы, порвали контракты на рекламу известные бренды, да что там – чуть до настоящего суда не дошло. Благо, гонимая оказалась ловка и шустра - записала ролик с извинениями, а также сняла фильм о домашнем насилии и пожертвовала два миллиона рублей в фонд «Насилию.нет». Закончилось всё очень даже неплохо: аудитория Instagram-аккаунта Тодоренко после скандала выросла на 400 000 подписчиков. И между прочим, так везет единицам из проштрафившихся.
Но видя происходящее, многие инфлюэнсеры, то бишь влиятельные лица, крепко задумались и стали свои публичные выступления, в том числе и старые ролики на ютьюбе или посты в инстаграме, проверять на возможные ляпы. А ну-ка, мало ли, кто там и до чего может докопаться, так что теперь, от страха трястись каждую минуту? И самое ужасное – сеть все помнит, деться некуда, Большой брат следит и контролирует мои движения и чуть ли не мои мысли ежесекундно.
Когда журнал Cosmopolitan начал в 2020 заигрывать с квирами и прочими «небинарными» гражданами, громкие аплодисменты почти заглушили возмущения части подписчиц: «Да с какой стати я должна видеть на обложке женского журнала дядьку в платье и кроссовках, этот апофеоз пошлости?» Более того, в ФБ и других сетях негативные комментарии быстро вычистили, а некоторых особо возмущенных дам и вовсе забанили. Чтобы неповадно было протестовать против политкорректной толерантности. В этом году серия «прогрессивных обложек» пополнилась шедевром на тему бодипозитива: страдающая ожирением мулатка пытается делать прогиб. И снова-здорово — всех, кто возмутился, быстренько выкинули из публичного пространства под предлогом «нарушения прав человека». Культура отмены сплясала на костях свободы слова в энный раз.
Опасения из-за вероятных преследований растут, а вместе с ними растет и нежелание высказываться на так называемые «опасные темы» вообще. И вот это уже плохо. Почему? Потому что стерильно-ровный, вычищенный от разных мнений мир – это не мир утопии, это мир антиутопии по Оруэллу и Хаксли.
Врагиня либералов, цензура, вдруг стала нужна чуть не на каждом шагу; право на свободное выражение мнения превратилось в неприятную и пожалуй, лишнюю опцию. Кое-кто из молодежи стал высказываться в духе «так может, ну ее, ту свободу слова, может, как-то аккуратненько введем общие мировые правила – меньшинства не трогать, инвалидов, детей и людей с лишним весом не задевать, исторические свидетельства рабства, расизма, насилия и прочих гадостей из доступа убрать – и тогда все заживем дружно и хорошо?». Ох, как же хочется в миллионный раз вспомнить про благие намерения и дорогу в ад. И про то, что введение «общих мировых правил» - то самое начало тоталитаризма, которым либералы годами нас всех пугают.
ОК, вообразим, что эти правила ввели. Вот прямо сейчас. Что никто под страхом остракизма и более того, уголовного преследования, не имеет права не то что обругать, но даже пожаловаться на слова-поступки кого-либо из угнетенных и обиженных. Дадим им, что ли, привилегию неприкосновенности, эдакий «дипломатический иммунитет».
А теперь внимание, коварнейший вопрос. Как вы думаете, сколько времени пройдет до того момента, когда, видя свою безнаказанность, бывшие угнетенные, а ныне привилегированный класс, начнут угнетать вас? Могу подсказать – очень немного. Потому что в меньшинствах сидят не ангелы, а точно такие же грешные люди. Которые вожделеют, завидуют, гневаются, лгут, клевещут, мзду берут, гордыньку свою тешат по любому ничтожному поводу. И понесется колесо по новой – охота на ведьм, аресты, допросы, пытки, признания под палкой, суды и вердикты с ликующий толпой, жаждущей хлеба и зрелищ.
Возмутилась из-за того, что обвиненную в педофилии лесбиянку оправдали по принципу «она меньшинство, общество ее судит предвзято»? Женщина, ты что-то подозрительно гомофобна. Долой в бан, отменяем.
Раскричался из-за того, что мимопроходящий индиец-бисексуал внезапно предложил тебе, мужику-гетеро, перепихнуться в ближайшем туалете, а после отказа пригрозил судом по причине расизма? Все, ты попал, отменяем.
Плачешь, потому что на работе твоя давно и безответно влюбленная начальница зажала тебя в углу и приказала заняться сексом, а после отказа порвала на груди блузку и обвинила тебя в изнасиловании? Ну ты женоненавистник и полный лох, историю Иосифа Прекрасного — и то не учил, так что в бан тебя, отменяем.
Тебя в классе посадили рядом с матеряшимся и пукающим мальчиком в коляске, а когда ты пожаловалась и захотела отсесть, учительница позвонила твои родителям и в надзорные органы и пожаловалась уже на тебя? Дура малолетняя, думать надо было и молчать в тряпочку. Отменяем!
Мы в России это проходили. Не раз. Не два. Много раз – и с одинаковыми дурными последствиями.
Нельзя насаждать добро и равноправие сверху, его насаждают снизу, точнее - изнутри. И не угрозами злых постов или лишения донатов. Добро насаждают только добром – шаг за шагом, капля за каплей, осторожно, на каждом этапе проверяя результат и обдумывая следующий этап. А иначе чертово колесо никогда не остановится.
Больше всего мне понравилось во всей этой кутерьме высказывание Криса Пратта, защищавшего Ганна, точнее, цитата, которую он использовал. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иакова 1:19-20)
В общем, переводя на светский язык, уши шире – рот уже, тогда мы из ямы, может быть, выползем.
По материалам Сети, автор - Элли Флорес (с)