Оригинальное название: Persuasion
Год: 2007
Страна: Великобритания, США
Жанр: драма, мелодрама
Слоган: «A new adaptation of Jane Austen's classic»
Режиссер: Адриан Шерголд
Сценарий: Саймон Бурк, по роману Джейн Остин
Композитор: Мартин Фиппс
В ролях: Салли Хоукинс, Руперт Пенри-Джонс, Энтони Хэд, Джулия Дэвис, Элис Крайдж, Тобайас Мензис, Майкл Фентон Стивенс, Мэри Стокли, Джозеф Моул, Питер Уайт и др.
Описание: Отец юной Энн Эллиот из-за своей неплатежеспособности вынужден покинуть родовую усадьбу и сдать ее в аренду семье адмирала Крофта. Узнав, кто будет жить в их доме, Энн старается как можно быстрее покинуть поместье, потому что несколько лет назад она была обручена со свояком адмирала — капитаном Фредериком Уэнтуортом. Все ожидают скорого сватовства Фредерика к одной из кузин — Луизе, но его избранницей вновь оказывается Энн...
«...Не было на свете двух сердец столь же открытых и близких, вкусов столь же общих, чувств столь же согласных и душ столь же созвучных между собой...»
Роман «Доводы рассудка» - мое самое любимое творение пера несравненной Джейн Остин. Роман был закончен в 1816 году, писался уже очень больной мисс Остин, знавшей о приближающейся кончине своей земной жизни. Таким образом, последний законченный роман писательницы, вместе с «Нортенгерским аббатством», одним из первых написанных, был опубликован посмертно. «Доводы рассудка» - это роман зрелого мастера, самый автобиографичный. Но Энн Эллиот, в отличие от своей создательницы, получила второй шанс на счастье с любимым человеком...
Энн Эллиот – средняя из трех дочерей баронета, сэра Уолтера Эллиота. Оказавшись на грани банкротства, семья вынуждена сдать родовое поместье Киллинч-холл в аренду, и переехать в курортный город Бат. Энн же должна, перед поездкой в Бат с отцом и старшей сестрой Элизабет, навестить замужнюю младшую сестру Мэри в Апперкоссе. Тем временем, Энн узнает, что супруга, арендовавшего Киллинч-холл адмирала Крофта, носившая девичью фамилию Уэнтуорт, является родной сестрой того, кто однажды тронул сердце девушки...и память о ком никогда не стиралась...вместе с раскаянием...
«...Прежде столь дороги друг другу. И теперь для друг друга никто...»
За восемь лет до описываемых событий, девятнадцатилетняя Энн встретилась с молодым морским офицером, Фредериком Уэнтуортом. Они полюбили друг друга, успели обручиться и мечтали о свадьбе и совместной жизни. Однако родные девушки выступили резко против брака, ибо он был мезальянсом. Энн – дочь баронета, бесконечно гордившегося своим дворянским происхождением, а Фредерик не обладал ни «голубой кровью», ни финансовым благополучием. Своему отцу Энн еще бы могла сопротивляться, но тогда против жениха высказалась леди Расселл, крестная мама Энн, по сути, заменившая ей мать родную. Девушка поддалась доводам рассудка, и разорвала всякие отношения с Фредериком. Он незамедлительно уезжает...Проходят годы, Энн не вышла замуж, а Фредерик сделал карьеру и нажил богатство своим трудом и способностями...Проходят годы, и судьба вновь сводит жизненные пути Энн Эллиот и капитана Фредерика Уэнтуорта...Есть ли надежда на второй шанс...
Вновь увидев ту, что разбила его сердце, ту, которая несмотря ни на что всегда оставалась властительницей его души, Фредерик изо всех сил пытается вырвать из своих мыслей образ Энн Уэнтуорт. Он не может забыть ее предательства, того, что она позволила убедить себя расстаться с ним. Долгое время он борется с собой, но разве можно победить истинную любовь?.. Фредерику понадобилось время, чтобы понять характер Энн, осознать свои чувства, и позволить судьбе решить его участь...
Весь роман концентрируется на Энн и на ее переживании отказа Фредерику. Безусловно, она сожалела, потому что годы подтвердили, что любовь к Фредерику не была простой влюбленностью. Но тогда, в девятнадцать лет, Энн считала, что следует долгу. Теперь же, в 27 лет, Энн считается старой девой, при этом ее старшей сестре Элизабет 29 лет, она красавица и светская дама, никто ее почему-то не считает старой девой. Видимо все дело в характере Энн. Вообще, удивительно как такая девушка могла вырасти в такую личность в окружении родни, исповедовавшей фамильную «гордость Эллиотов». Для сэра Уолтера нет ничего важнее дворянского происхождения и красоты лица и фигуры. Элизабет и Мэри пошли в отца, правда, Мэри немного смягчилась после замужества и рождения сыновей. В любом случае, Энн – очень хорошая героиня: добрая, мягкая, прекрасно воспитанная, стойкая и разумная. К большому моему сожалению, создатели экранизации романа не понятно почему, все перевернули с ног на голову. Конечно, основные претензии к главной героине в лице Салии Хоукинс. Да, это не совсем та Энн Эллиот, которую я увидела в книге. Да, красота Энн успела увянуть, но никто ее дурнушкой не считал. Здесь же, Салли Хоукинс, которую некрасивой я не считаю, непонятно во что одевали, не пойми что у нее на голове сооружали. Моментами, она преображалась, но режиссер будто бы нарочно старался приблизить понятие «старая дева» к какому-то своему пониманию. Характер Энн из экранизации также не совсем тот, что создала Джейн Остин. В фильме он какой-то вечно нервничающий, и даже несколько, нехорошее слово, но тормознутый. Но она обладает добрым сердцем, а для меня – это уже все решает.
Не могу назвать Элизабет (Джулия Дэвис) из фильма, эту блестящую красавицу по книге, действительно настолько прекрасной. Мэри (Аманда Хэйл) такая смешная, но все равно порой удивлял перебор в гримасничании. Сэр Уолтер (Энтони Хэд) – да, то, что надо. Мистер Эллиот (Тобайас Мензис) – не совсем такой, каким я его представляла. Зато леди Расселл (Элис Крайдж) понравилась. Чарльз Мазгроуз (Сэм Хэзелдейн) понравился. Капитан Харвилл (Джозеф Моул) и капитан Бенвик (Финли Робертсон), сестры Мазгроув, чета Крофтов, чета Мазгроув – все понравились.
«Я не могу долее слушать Вас в молчании. Я должен Вам отвечать доступными мне средствами. Вы надрываете мне душу. Я раздираем между отчаянием и надеждою. Не говорите же, что я опоздал, что драгоценнейшие чувства Ваши навсегда для меня утрачены. Я предлагаю Вам себя, и сердце мое полно Вами даже более, чем тогда, когда Вы едва не разбили его восемь с половиной лет тому назад. Не говорите, что мужчина забывает скорее, что любовь его скорее вянет и гибнет. Я никого, кроме Вас, не любил. Да, я мог быть несправедлив, нетерпелив и обидчив, но никогда я не был неверен. Лишь ради Вас одной приехал я в Бат. Я думаю только о Вас. Неужто Вы не заметили? Неужто не угадали моих мечтаний? Я и девяти дней не ждал бы, умей я читать в Вашем сердце, как Вы, полагаю, умели читать в моем. Мне трудно писать. Всякий миг я слышу слова Ваши, которые переполняют, одолевают меня. Вот Вы понижаете голос, но я слышу нотки его и тогда, когда они недоступны для любого другого слуха. Слишком добрая! Слишком прекрасная! Вы справедливы к нам. Вы верите, что мужское сердце способно на верную любовь. Верьте же неизменности ее в сердце навеки преданного Вам Ф. У.
Я принужден уйти, не зная судьбы моей; но я ворочусь и последую за вами, едва найду возможность. Одно слово Ваше, один взгляд - и я войду в дом отца вашего нынче же - или никогда.»
И наконец, главный герой романа – капитан Фредерик Уэнтуорт. Конечно, тут я не могу не пуститься в анализ моих симпатий героям романов Джейн Остин)) Все они – прекрасны, спору нет. Да, большинство женской половины человечества отдают предпочтение мистеру Дарси, популярности которого весомый вклад внес, безусловно, прекрасно сыгравший его Колин Фёрт. Однако Дарси не заставил мое сердце участить свое биение. Мне больше всех нравятся капитан Фредерик Уэнтуорт и мистер Генри Тилни из «Нортенгерского аббатства». Генри – за искрящееся чувство юмора, за очарование, за меткую иронию, за четкое понимание реалии, но и за умение настоять на своем. А Фредерик... А Фредерик – это мечта! Мужчина, любящий настолько сильно, настолько тонко и глубоко, гордый, но такой преданный и верный. И какое чувственное письмо он написал)) Он ушел в море во время войны с Наполеоном, в такой сложной ситуации проявил себя, добился сам своими руками положения, чтобы, в конце концов, быть достойным своей любимой. Эх, настоящий мужчина! А Руперт Пенри-Джонс еще и такой красавец! Какими же глазами он смотрел на Энн-Салли...Иными словами, с выбором на роль главного героя я полностью согласна!)) Подводя итог сравнениям, Дарси был рожден аристократом, ему ничего не надо было завоевывать, только усмирить свой характер, а Фредерик же всего добился исключительно своими силами. Он не похож на других героев романов Джейн Остин. И еще здесь можно провести параллель, например, с тем же Джоном Торнтоном из романа «Север и юг» Элизабет Гаскелл. В общем, симпатии мои на стороне героев, которым по жизни ничего на блюдечке не преподносилось))
Возвращаясь к фильму. Да, не шедевр. Шедевр только Фредерик-Руперт)) Сюжет сжали, изрезали, исказили. Финал...за что? Это просто ни в какие ворота не лезет!
Такое во времена Джейн Остин не могло случиться с благовоспитанной девушкой из дворянской семьи. Такое поведение не мыслимо для героини мисс Остин. Да и очень многие сцены из романа не попали в экранизацию. А ведь Джейн Остин очень тонко, с большим смыслом писала каждую строчку в своем произведении.
И сближение Энн и Фредерика, ее терзания, убежденность, что он для нее навсегда утерян, его обида и злость на нее, его гордость, любовь и ревность – все же настолько аккуратно прописано в тексте, а в фильме так много нет...
С одной стороны, много и много претензий к фильму, но с другой стороны, - чем-то он меня зацепил. Хотя знаю чем: 1) Фредерик-Руперт; 2) романтический дух; 3) прелестные английские пейзажи. Это как с «Мэнсфилд-Парком» 1999 года, там тоже столько отступлений от оригинала, что Боже мой, но там такой Генри Кроуфорд...))) А «Доводы рассудка» заслуживают быть еще раз экранизированными (и поближе к оригиналу).