Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Consuelo de mi almaСоздан: 07.07.2015Статей: 47Автор: ConsueloПодписатьсяw

Франсин Риверс и ее серия «Родословная Благодати»

Обновлено: 13.07.15 10:06 Убрать стили оформления

«Фамарь. Без покрывала»

«Ее имя означает «финиковая пальма»...Финиковая пальма сгибается под ветрами пустыни, но они не могут сломить ее или с корнем вырвать из почвы... Финиковая пальма выживает и во враждебной среде...»

Признаться, люблю перечитывать Библию, и не только с религиозной точки зрения, но и как глубокое философское творение, а также историко-литературный шедевр. Книга книг, безусловно, уникальный труд. Американская писательница Франсин Риверс специализируется на так называемой христианской литературе, следовательно, основой его творчества являются истинно христианские ценности. Роман «Фамарь. Без покрвала» является первым в серии под общим названием «Родословная благодати», повествующая о судьбах пяти прародительниц, от которых ведет свой род Иисус Христос: Фамарь (женщина надежды), Раав (женщина веры), Руфь (женщина любви), Вирсавия (женщина, обретшая благодать) и Мария (женщина послушания).

В случае романа «Фамарь. Без покрывала» описывается история Иуды и Фамари (Тамары). Иуда – четвертый сын Иакова, боровшегося с Богом в виде ангела, за что получившего имя Израиль («Борющийся с Богом»), и его первой жены Лии. Именно Иуда предложил своим братьям продать своего сводного брата Иосифа в рабство. Сожаление об этом поступке преследовало Иуду до того момента, как вероломные братья встретили в Египте своего преданного брата, заметно возвысившегося, и искренне простившего родственников.

Иуда, оставив свой дом, ушел в Ханаан и женился на местной девушке Вирсавии, родившей ему трех сыновей: Ира, Онана и Шелу. Жена оказалась хоть и красавицей, но с ужасным, злобным характером, Иуда постоянно пытался остаться в стороне, во многом, под влиянием сильных угрызений совести из-за поступка с Иосифом. Сыновей воспитывала мать в язычестве. И все трое выросли как на подбор, один хуже другого. Мать активно натравливала детей друг на друга, и против родного отца. И именно в эту семью, в качестве невестки вошла совсем юная хананейская девушка Фамарь...

Иуда, увидев девушку (да даже девочку совсем), пожелал ее в жену своему первенцу Иру. Фамарь отчаянно боялась стать супругой Ира, от которого за километры разила дурная репутация. Но, конечно, ничего не могла противопоставить непреклонной воле отца. И из страха перед Иудой (который вместе с братьями отомстил за поругание сестры Дины, устроив жестокую резню), а также с целью укрепить связи между израильским и хананейским племенами, четырнадцатилетняя девочка выдается замуж. Самые худшие опасения подтвердились...Терпя унижения и побои от мужа, постоянные придирки свекрови и холодное равнодушие свекра, поддерживаемая одной лишь кормилицей, Фамарь все больше заинтересовывается единым Богом евреев, о чьей силе ходят упорные слухи...

Пожалуй, в этом семейном хаосе и череде унижений, девушка начинает видеть хоть какое-то утешение в пока еще неведомом и незримом Боге. Несмотря на то, что Фамарь придется пройти через множество испытаний, ее духовная стойкость, поможет ей обрести истинное счастье – детей. То, каким путем она зачнет своих сыновей...в общем, момент крайне сомнительный для человека нашего времени. Но автор верно замечает, что судить нужно с позиции современных герою устоев и обычаев. И, конечно же, вера молодой хананеянки в чуждого ей Бога, помогает и Иуде прийти в дом своего отца и примириться с Господом...Еще раз показано крайне неустойчивое положение женщины в те далекие времена, ее зависимость от мужчин рода, и единственную возможность улучшить собственное положение – родить сына.

В романе поднимаются проблемы, актуальные для вот уже скольких тысячелетий существования рода человеческого: ошибочность выбора супруги только из-за ее внешних данных (считай, похоть), а не доброго сердца и разумной головы; почитание детьми родителей; безответственность мужчин; невыполнение своих клятв и обещаний; и в целом, большой спектр семейных вопросов.

«Раав. Непостыженная»

«И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. Два юноши пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там.» (Иисус Навин 2:1)

События романа Франсин Риверс основаны на сюжете из Ветхого Завета, но и дополнены художественным обрамлением истории «иерихонской блудницы» Раав, укрывшей израильских лазутчиков в своем доме. После выхода под предводительством пророка Моисея из египетского рабства, евреи 40 лет блуждали по пустыне до того, как дойти до обещанной Богом избранному народу Земли обетованной. Но избранная местность оказалась далеко не пустынной, и народы ее населявшие вовсе не собирались делиться своей землей с пришлыми. Но они (эти народы) заведомо были обречены на поражение. Множество племен поразил меч сынов Израиля, пока не подошла очередь города Иерихона, «врат Ханаана»...

Будучи совсем юной девочкой, Раав попалась на глаза царя, быстро обратившего внимание на ее красоту. И так, девочка была продана отцом в блудницы. Раав испытывала отвращение к своей участи, но изменить ничего не могла. Зная, что рано или поздно наскучит царю, она сумела не только обеспечить своих родных, но и выпросить для себя дом, взамен на обещание узнавать у своих важных посетителей необходимую для царя информацию...

Иерихон давно жил в тягостном напряжении, зная о чудесах, творимых Богом израильтян, но уповая на неприступные стены древнего города. Раав же с детства слышала рассказы о могущественном Боге избранного народа, и в отличие, от своих родных и соплеменников, всем сердцем уверовала в чуждого народам Ханаана Бога. И, когда, однажды стало ясно, что израильтяне подходят к Иерихону, она решилась укрыть в своем доме двух лазутчиков...

Признаться, история Раав всегда была для меня неоднозначной. С одной стороны, да, слово Бога проникает в сердца людей, в независимости от их образа жизни или национальной принадлежности. В данном случае, единственной уверовавшей душой во всем большом городе оказалась, по сути, пария, блудница. И то, что именно она стала благословенной, прапрабабушкой царя Давида, а следовательно, праматерью Иисуса Христа, лишний раз доказывает, что пути Господни неисповедимы. С другой стороны, да, Раав все-таки предала собственный народ, тем более, что весь он был вырезан...Но для Раав желание стать частью другого народа, веровать в другого Бога - это еще и отчаянное стремление уйти от грязи той жизни, в которой она оказалась, изначально не по своей воле.

Возвращаясь к роману Франсин Риверс: Раав мне скорее понравилась, чем нет, но еще больше мне понравился Салмон. В принципе, такая история могла быть подлиннее, ибо роман короткий.

«Руфь. Непреклонная»

«Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.» (Книга Руфи 1:15-22)

Третий роман в серии «Родословная благодати» Франсин Риверс повествует о судьбе еще одной редкой женщины, чье имя вписано в родословную Иисуса Христа. Ибо Руфь была прабабушкой царя Давида. Признаться, Руфь с детства была одной из моих самых любимых библейских героинь. Ее трогательная привязанность к неродному по крови человеку, выбор непростого пути унижения и испытаний, тогда как можно было остаться в намного более комфортных условиях, смирение и кротость этой отважной девушки поистине достойны восхищения.

История Книги Руфь повествует о времени сильного голода, когда многие израильтяне не просто роптали на Бога, но и начали поклоняться языческим богам и переселяться в другие места, перенимая нравы и обычаи местного населения. Так поступил и Елимелех, взяв свою жену Ноеминь (Наоми) и сыновей, и уехав в земли моавитян. Там, мужская часть семьи переняла образ жизни моавитян, практически отринув своего Бога и свои законы. Ноеминь же одна продолжала чтить заветы Моисея. Оба сына взяли в жены девушек из моавитян: Руфь и Орфу. Но со временем Елимелех умер, умерли и оба его сына. И тогда Ноеминь решила возвратиться к своему народу. И только юная невестка-вдова Руфь решается идти вместе со свекровью, к ее народу, к ее Богу. Надо сказать, что Руфь была единственным домочадцем, кто поддержал веру в единого Бога. Таким образом, потеряв родных сыновей, Ноеминь приобрела дочь по духу...

В Библии неоднократно поднимаются сюжеты возвращения на родину. Возвращение Ноеминь также символично. Однако пребывание среди единоверцев и соотечественников началось далеко не так гладко. Все же удивительно, что никто не помог Ноемини, ведь у нее были родственники и много друзей. Пусть она уехала, но не по своей воле, а по желанию мужа. Да и как-то странно не проявить элементарное сочувствие и гостеприимство. Но если для еврейки Ноемини возвращение оказалось сложным, то уж для моавитянки Руфи все оказалось намного хуже. Ведь по законам иноверца нельзя было впускать в дом, садиться за один стол, да даже разговаривать с ним/ней. Поэтому поначалу Руфи пришлось встретиться с всеобщим презрением и постоянным унижением. Однако ничего не случается просто так. Моавитянка Руфь была избрана Богом стать праматерью Его Сына...

История Руфи бесконечно наполнена светом и любовью. Ярко представлена одна из главных черт характера, ценимая Богом – смирение. И именно смирение и стойкость духа помогли Руфь не просто пережить очень сложное время для этой юной девушки, рано познавшей горе, но и выстоять, изменить о себе мнение народа, в который она вошла, и получить заслуженное счастье...

Поскольку это все же художественное произведение, а не пересказ Ветхого Завета, некоторые повороты показались спорными, но это видимо творческое оформление известной истории, никак не испортившее впечатления.

 «Вирсавия. Неподсудная»


«Не желай жены ближнего твоего...» (Второзаконие 5:6 – 21)

Сюжет четвертого романа Франсин Риверс в серии «Родословная благодати» строится вокруг грехопадения израильского царя Давида, возжелавшего жену одного из своих приближенных. Однако, как и в предыдущих романах серии, автор не сухо повторяет текст Ветхого Завета, а по-своему интерпретирует, дает художественный окрас, и, в большей степени, проникает в душевное состояние главных действующих лиц этой поистине страшной драмы.

В романе читатель знакомится с Вирсавией еще совсем маленькой девочкой, которая с обожанием смотрела на молодого Давида, на тот момент еще не царя, но уже борющегося с Саулом, первым царем Израиля. Не зря близкие Вирсавии неоднократно пытаются вразумить девочку, что должно поклоняться Богу, а не человеку. Но Вирсавия выросла с любовью к Давиду в сердце, несмотря на то, что он не обращал никогда внимания на нее, несмотря на то, что имел несколько жен и еще больше наложниц...

По достижении брачного возраста отец нашел Вирсавии достойного мужа – хеттеянина Урию. Свадебный пир одного из своих лучших воинов удостоил своим присутствием и сам царь Давида. И тогда он впервые увидел подросшую влюбленную в него девочку Вирсавию...уже не девочку, но самую красивую во всем Израиле женщину...

История грехопадения Давида и Вирсавии – одна из самых спорных в тексте Ветхого Завета. В романе Франсин Риверс ярко описан внутренний мир, в первую очередь, Вирсавии, страдавшей от того, что ее с Давидом грех послужил причиной страшных последствий, множества смертей и разрушений. Также красочно расписан быт гарема. И верны слова матери Вирсавии, что лучше быть одной женой бедняка, чем одной из множества в гареме царя. Вирсавии и Давиду пришлось пройти множество испытаний, прежде чем Господь увидел в их душах раскаяние, и простил их, удостоив чести быть прародителями Иисуса Христа.

В нашем сознании отпечатался образ юного пастуха Давида, певшего псалмы, восхвалявшие Господа, и сразившегося с Голиафом. Пожалуй, этим и интересен роман Франсин Риверс, что он в очередной раз, напоминает о том, что любой человек может оступиться, даже такой избранный Богом, как Давид. И оступался он не один раз, особенно, допускал слабость в отношении к своим детям, а учитывая, что от разных жен и наложниц у него их (детей) было много, то между подрастающими наследниками нередко вспыхивали распри. Дети росли избалованными и высокомерными, совершали массу мерзостей (изнасилование Амноном своей сводной сестры Тамары, и дальнейшая месть Авессалома). Но у Давида часто не хватало мужества посмотреть правде в глаза и увидеть истинные лица собственных детей. В это самое время Вирсавия, презираемая народом, родными, притесняемая в царском гареме, родила четверых сыновей (не считая первенца, умершего по велению Господа за грехи родителей), сумела воспитать их не соперниками отца за престол, а теми, кому Давид мог доверять. Роман заканчивается смертью Вирсавии во времена воцарения ее сына Соломона.

Оступиться может каждый, но важно достойно подняться. Давид и Вирсавия совершили ужасный грех, стали причиной смертей невинных, но они были прощены, потому что искренне раскаялись. В этом и одна из главных идей этой истории: тот, кто искренне раскается перед Богом, имеет шанс получить Его прощение...

«Мария. Неусомнившаяся»

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.» (Евангелие от Луки)

Пятая и заключительная часть серии «Родословная благодати» повествует о Пресвятой Деве Марии, матери Иисуса Христа. К чтению этого романа я настраивалась морально особенно тщательно, но не ожидала никакого подвоха, учитывая очень хорошее впечатление после знакомства с предыдущими романами данной серии. И, в целом, конечно, для человека, исповедующего христианство, Матерь Божья, имеет огромное значение. Первое, что я почувствовала, чуть ли не с первых строчек романа, и о чем надо постоянно помнить, - автор – протестантка. Уже это намекает на определенную трактовку образа Марии и ее судьбы...

Роман начинается с рождения Марии у Анны и Иакима. При этом по версии автора у Марии уже была старшая сестра, тоже по имени Мария (мол, отец так хотел сына, что дочек называл именем, означающим «горькая»). Далее повествуется о сватовстве Иосифа к Марии, и, конечно, о Благовещении, когда юной, пока незамужней Марии явился архангел Гавриил, сообщив о том, что именно она станет матерью Спасителя. Достаточно подробно Франсин Риверс отразила душевные переживания самой Марии, а также Иосифа. Кстати говоря, мыслям и чувствам Иосифа уделено вполне много внимания, что, на мой взгляд, является положительным моментом романа, так как в Библии практически никак не оговаривает влияние Иосифа на Иисуса. К сожалению, в романе практически ничего не сказано о посещении Марии дома Елизаветы, матери Иоанна Крестителя. Так как Библия не раскрывает подробно этапы взросления, то бишь детство Иисуса Христа, то здесь автору был широкий простор для мысли. Очень спорный момент касательно возможных совместных детей Марии и Иосифа. По версии Франсин Риверс в семье, кроме первенца Иисуса, родились еще четыре сына и две дочери. Не вдаваясь в теологические рассуждения, просто повторю, что это очень спорный момент...

Некоторые другие события Нового Завета даны автором в своей трактовке, что тоже кажется довольно неоднозначным. Интересен момент внутреннего диалога Марии, ее сомнения и нетерпение. Вот это нетерпение отмечу особенно: с рождения Ребенка и до самого Распятия Мария постоянно пребывает в нетерпении, когда же Он объявит Себя Сыном Божьим, изгонит римлян из Святой Земли, и сядет на престол Царем. Иными словами, в трактовке автора, Мария очень материально-однобоко понимает Божий замысел: ее Сын, Мессия, изгонит римлян и воссядет на царский трон, а не искупит грехи рода человеческого. Т.е. Мария изображается обычным человеком, сосудом, посредством которого был рожден Сын Человеческий. Кроме того, разочаровало практически отсутствовавшее развитие характера Марии: что в юном возрасте, что в зрелые годы, она мало чем изменилась. Кстати, интересно, но предсказуемо включение мрачной фигуры человека с темными, холодными глазами, несколько раз встречающего Марию. Конечно, мы сразу понимаем, кто это такой.

От образа Иисуса Христа, конечно, сквозь строчки романа веет добром и любовью. Но для меня неловко читать слова, якобы сказанные Им, но не вошедшие в текст Библии. Иными словами, автор попыталась показать Иисуса в жизни, больше человеком.

Таким образом, «Мария. Неусомнившаяся», на мой взгляд, спорный и неоднозначный роман. Если Вы православный или католик, то скорее не понравится, потому что роман явно протестантский. К примеру, постоянно в нем (в романе) говорится о том, что Деву Марию нужно почитать, но не молиться ей, и даже не ставить ее в один ряд с апостолами. Естественно, чувствуется дух протестантского учения. Текст Библии, даже разные версии, и так многократно и полярно трактуют, автор выбрала одну линию, и в рамках этой линии построила сюжет. Мне же, принадлежащей к иному направлению в христианстве, сложно принять версию автора.

Очень тяжело с оценкой. Предыдущие романы в серии мне понравились. В данном случае...поставлю «5» буду нечестна, поставлю «4» - пойду на сделку с совестью... Мне думается, это такой богатый сюжет, что можно было написать нечто невероятное. Да, я, конечно, не могла не пустить слезу, когда Мария прижимала к себе только что снятого с креста Сына...Безусловно, нам не понять, что испытывала Дева Мария, но автор попыталась показать ее боль и тревогу матери. Ожидала большего. Хотела поставить «3», но буду справедлива, автор - протестантка, с чего ей писать и мыслить иначе?

P.S. Помогали настроиться на чтение романа очаровательные мальчики с ангельскими голосами из Libera. И их исполнение «Ave Maria» Джулио Каччини))

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 2 в т.ч. с оценками: 1 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Настёна СПб [08.04.2017 15:55] Настёна СПб 5 5
КРИСТИНА, ой, как это я тебе здесь спасибо за сказала ? От лица человека, не читавшего Библию.

Consuelo [04.12.2017 11:53] Consuelo
Настёна СПб писал(а):
КРИСТИНА, ой, как это я тебе здесь спасибо за сказала ?



Настёна СПб писал(а):
От лица человека, не читавшего Библию.


Романы Франсин Риверс, конечно, остаются в рамках канона, но есть кое-какие художественные вкрапления и протестантский взгляд. В целом, серия довольно легко читается)

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Allegra: Из колокольцев вереска в давние времена… Настёна СПб : Родословная Басмановых Настёна СПб : Грозный и Анна Васильчикова Настёна СПб : "Сын" Ивана Басманова

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение