Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Consuelo de mi almaСоздан: 07.07.2015Статей: 47Автор: ConsueloПодписатьсяw

Революционная душа великой музыки

Обновлено: 27.10.16 10:40 Убрать стили оформления

Мое увлечение классической музыкой началось лет в шесть. Хорошо помню тот весенний солнечный день, когда я впервые услышала ту самую «Лунную сонату» Людвига ван Бетховена. Безусловно, ребенку не понять всей глубины этого гениального творения, но от первого до последнего аккорда я пребывала в каком-то завороженном состоянии. Сама музыка и обстановка того чудесного дня, явно поспособствовали дальнейшему приобщению к дивному миру классической музыки. И если меня спросить о любимых композиторах, я одним именем не могу ограничиться, но Бетховен – он всегда для меня был и остается особенным, стоящим вне каких-то чисто условных мерок «кто больше/кто меньше нравится». После такого лирического отступления о том, что есть лично для меня Бетховен, приступала к прочтению труда советского музыковеда Арнольда Александровича Альшванга, посвященного великому Бетховену, с понятным волнением... 

«Перед именем Бетховена все мы должны склониться в поклоне» (Джузеппе Верди) 

Точная дата рождения будущего великого композитора неизвестна, однако, отправной точкой является 17 декабря 1770 года – день крещения. Таким образом, Людвиг ван Бетховен родился примерно 15 или 16 декабря, в семье Иоганна ван Бетховена, тенора придворной капеллы, и Марии-Магдалины Кеверих, дочери придворного повара. Родной город композитора – немецкий Бонн, на тот момент являвшийся вотчиной кёльнского курфюршества. По отцовской линии примечателен дед – также Людвиг ван Бетховен, фламандец по происхождению, сын торговца и певец, обладавший басом, а также должностью капельмейстра. Отец Иоганн отличался неровным характером, загулами, кутежами и всем прочим, что могло и приводило семью, в которой родились трое мальчиков и дочь (умершая в детстве), к довольно бедственному состоянию. Доходы музыкантов, какими бы талантливыми они ни были, зависели от многих побочных факторов – например, милости и щедрости меценатов и власть имущих, которые и выдавали рекомендательные письма и жалованье. 

Мария-Магдалина в противовес своему непутевому супругу обладала уравновешенным нравом, именно к матери у ее гениального старшего сына сложилось наиболее теплое чувство. Однако большая нужда, не самое крепкое здоровье, постоянные тревоги за мужа, проматывающего и без того невеликие заработки, а также переживание за судьбу детей привели к ее смерти в 1787 году. 

«Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств» (Людвиг ван Бетховен) 

Родившемуся в семье музыкантов Людвигу было предначертано хотя бы ознакомиться с азами семейной профессии. Первым учителем Бетховена-младшего стал Кристиан Готлиб Нефе, сразу распознавший талант мальчика. До Готлиба Бетховен уже учился играть на клавесине у Ван-дер-Эдена и на скрипке – у друга отца Тобиаса Пфейфера. Готлиб же обучал подопечного игре на органе, и впоследствии критики будут списывать именно на особенности звучания и техники игры на этом инструменте, несколько тяжеловесную исполнительскую манеру и в целом музыки великого композитора. Именно в это время юному дарованию открывается мир Моцарта, Баха, Генделя и Гайдна. Кроме того, Бетховен много читал, занимался самообразованием, но всегда считал, что знаний у него недостаточно... 

В 12 лет, стараниями отца, Людвиг приступает к службе органиста при капелле, без жалования. Вообще с отцом складывались мягко сказать непростые отношения. Иоганн ван Бетховен мечтал о славе, потому заставлял маленького Людвига упорно заниматься. Конечно, отец шел дорогой отца Моцарта в своем стремлении прославиться на способностях одаренного старшего сына. Однако дар Моцарта и дар Бетховена различны, и раскрывались они по-разному. Отец вел настолько аморальный образ жизни, что Людвигу пришлось подать на него заявление о выселении того из города (!), а впоследствии старший сын даже добился выплаты половины всего дохода отца, которая нужна была для обеспечения младших братьев. Вообще же, Бетховен всегда заботился о своих братьях, хотя они к нему далеко не всегда честно и справедливо относились... 

«Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе говорить» (Моцарт) 

Вена – неофициальная столица классической музыки, всегда манила молодых музыкантов. Во времена Бетховена этот город славился многими своими дарованиями, а главной жемчужиной был, безусловно, Вольфганг Амадей Моцарт. В 1787 году Бетховен впервые приезжает в австрийскую столицу и не только знакомится со своим кумиром, но и начинает брать у него уроки. Первый «венский период» прервался смертью матери... 

В 1792 году Бетховен возвращается в Вену, дабы учиться у Франца Йозефа Гайдна. Поначалу все шло довольно гладко, но постепенно различия в характерах, в понимании искусства, привели к охлаждению отношений, а после и разрыву между талантливыми учителем и учеником... 

Очень рано, примерно лет в 27, Бетховен начинает жаловаться на ухудшающийся слух. Невозможно представить что-то более страшное для музыканта и композитора, чем глухота. Бетховен пытается лечиться, и на какое-то время достигается небольшой эффект поддержания слуха...но не избавления от надвигающейся глухоты. Болезнь воспринималась, при всем темпераменте музыканта, крайне тяжело. Даже мелькали мысли о самоубийстве, впрочем, такой исход был совершенно не в натуре Бетховена: «Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным». Долгое время композитор усиленно скрывал свой недуг, но к 1814-1816 годам он уже был не в силах воспринимать речь и пользовался специальными тетрадями для разговоров... 

«Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст, я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды». 

Большинство портретов Бетховена изображают его неким довольно строгим, мрачным, если не сказать буйным, взлохмаченным существом. На самом деле, характер гения был не подарком. Сосредоточенность и замкнутость – части его натуры. Пламенность, несдержанность, резкость, небрежность, рассеянность, неприспособленность к бытовой жизни, упрямство, вечный конфликт с несправедливостью окружающей действительности, нежелание следовать чопорным установкам светской этики, прямолинейность, доходящая до крайности, очевидная напряженность, но при этом отходчивость, умение влюбляться, искренность и честность, верность в дружбе, готовность последнюю копейку отдать нуждающемуся. Всякая гениальность сложна... 

«Здравствуй! Едва проснулся, как мысли мои летят к тебе, бессмертная любовь моя! Меня охватывают то радость, то грусть при мысли о том, что готовит нам судьба. Я могу жить только с тобой, не иначе; я решил до тех пор блуждать вдали от тебя, пока не буду в состоянии прилететь с тем, чтобы броситься в твои объятия, чувствовать тебя вполне своей и наслаждаться этим блаженством. К сожалению, это надо; ты согласишься на это тем бо­лее, что ты не сомневаешься в моей верности к тебе; никогда другая не овладеет моим сердцем, никогда, никогда...» (7 июля 1801 г.) 

Всю жизнь Бетховен искал ту самую, «бессмертную возлюбленную», которая могла бы принять и понять его, дать ему, вечно одинокому, настоящую семью. Вопрос о том, кем на самом деле была «бессметная возлюбленная» до сих пор остается открытым. Была ли то красавица Джульетта Гвиччарди, чье имя вошло в историю в связи с великолепной «Лунной сонатой», или венгерские аристократки - кузины Жозефина и Тереза Брунсвик, или пианистки Мария Биго и Тереза Мальфати, или писательница Беттина Брентано-Арним, или певица Амалия Зебальд....Альшванг склоняется к кандидатуре Терезы Брунсвик, «наиболее значительной, наиболее содержательной женщиной из всех, которые когда-либо были предметом страстной привязанности композитора»...Вполне возможно, что «бессмертная возлюбленная» - образ отвлеченный, некий идеальный портрет женщины, которую великому человеку не было дано найти... 

В 1808-1810 годах в жизни композитора значимое место отводится великому Гёте и его творчеству. Бетховен всегда мечтал создать музыку для поразившего его «Фауста», но единственное, что он успел – «Песня о блохе», которую исполняет Мефистотель в Ауэрбахе. В 1810 году Бетховен создает музыку для гётевской трагедии «Эгмонт», сюжет и революционная идея которой идеально вписывались в мировоззренческие принципы композитора. Встреча же двух титанов показала насколько это абсолютно разные натуры, объединяемые исключительными дарованиями. Так, Бетховен яростно не выносил аристократов, и не считал нужным это скрывать, а Гёте, наоборот, оставался в рамках условных приличий, но оба они признавали безусловные таланты друг друга... 

«Тем, кем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует, и будет существовать тысячи, Бетховен же только один». 

Вся жизнь Бетховена – это мучительная, напряженная, борьба с непризнанием, с неконструктивной критикой, и даже с признанием, но не таким пониманием, как то задумывалось композитором (например, сама по себе мода на самого себя уже являлась фактором раздражения, ведь быть модным не значит быть понятым). Кроме того, постоянная нужда, одиночество, ужасно некрасивая история с невесткой и аморальным племянником, что сократило жизнь Бетховена. Музыка же его была настолько сложна и совершенно непривычна для своего времени, что находилось не так много людей, которые действительно понимали, какой импульс в ней заложен. Вообще же XVIII век удивительный со многих сторон, в частности, уникальной плеядой по-настоящему одаренных, талантливых и гениальных людей. Музыка Бетховена рождалась на стыке уходящего XVIII века – классицизма, и только зарождающегося XIX века с его эпохой романтизма. Бетховену чужды легкие, салонные мелодии, бывшие тогда в моде. Характер, обстоятельства жизни и принципиальность революционно-республиканской идеологии обусловили «бетховеновский язык». Ему свойственна героическая музыка, ярким примером которой является Симфония № 3 «Героическая», которая создавалась в 1803-1804 годах, и была первоначально посвящена Наполеону Бонапарту. Она не была принята публикой из-за своей сложности и...продолжительности... 

«Freude, schner Gtterfunken, 
Tochter aus Elysium! 
Wir betreten feuertrunken, 
Himmlische, Dein Heiligtum. 
Deine Zauber binden wieder, 
Was die Mode streng geteilt, 
Alle Menschen werden Brder, 
Wo Dein sanfter Flgel weilt....» 

«Радость, пламя неземное, Райский дух, слетевший к нам, опьяненные тобою 
Мы вошли в твой светлый храм. 
Ты сближаешь без усилья 
Всех разрозненных враждой, 
Там, где ты раскинешь крылья, 
Люди — братья меж собой...» 
(Ф. Шиллер, Л.В. Бетховен Симфония № 9 «Ода к радости»)

Бетховена называют революционером в музыке, на мой взгляд, это действительно так. И музыка его словно прорыв, отсюда и непонятность для современников. Он разделял идеи о равенстве, свободе, т.е. принципы, характерные для революционеров. Уникальный симфонизм, новое звучание оркестра, умение блистательно импровизировать. И хотя у него всегда были ученики и ученицы, в 1823 году произошла встреча с главным наследником бетховеновской музыки. В Вене, как всегда давали представление юные таланты, и один из них, венгерский юный пианист, поразил маэстро своей импровизацией. Бетховен увидел дар в этом ребенке, и на глазах у публики расцеловал мальчика. Тот невероятно одаренный ребенок не только никогда не забудет такое отличие, данное им гением, но и лучше всех поймет масштабы его музыки. Мальчика звали Ференц Лист... 

«Музыка выше, чем все откровения мудрости и философии» (Людвиг ван Бетховен) 

Земной путь Людвига ван Бетховена завершился 26 марта 1827 года, уступив место бессмертию его несомненного гения... 

Работа Арнольда Альшванга, конечно, интересна, ведь в ней автор затрагивает не только обстоятельства личной жизни Бетховена, его характера, его мировоззрения, но и разбирает основное творческое наследие. Единственное, что автор советский, и это дало о себе знать, но никак не испортило впечатления. Музыку Бетховена я не просто часто слушаю, она у меня произвольно звучит в голове, поэтому, естественно, читала биографию под аккомпанемент шедевров маэстро. От себя добавлю, что особенно любимы мною «Лунная соната», «Героическая симфония» (кстати говоря, советую посмотреть фильм - реконструкцию BBC первого исполнения симфонии, 2003 год), симфония № 9 - она же «Ода к радости», симфония № 7 (Allegretto, в первую очередь), «Эгмонт» и симфония № 5. Хотя мне все нравится, если честно)) 

 




Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 3 в т.ч. с оценками: 2 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Татьяна Ясина [30.10.2016 00:52] Татьяна Ясина 5 5
Ностальгия)) Папа раньше часто играл на пианино. Помню сажусь на диван с чем-нибудь вкусненьким, папа садился за пианино и начиналась "Лунная соната" или "К Элизе". С детства помню и с детства люблю - можно считать, что с молоком матери я эти произведения впитала.

Consuelo [02.11.2016 14:30] Consuelo
Татьяна Ясина писал(а):
Ностальгия)) Папа раньше часто играл на пианино. Помню сажусь на диван с чем-нибудь вкусненьким, папа садился за пианино и начиналась "Лунная соната" или "К Элизе". С детства помню и с детства люблю - можно считать, что с молоком матери я эти произведения впитала.


Да, "Лунная соната" - невероятное по глубине произведение.
Мой папа тоже любит играть Бетховена, но больше "К Элизе"))

Настёна СПб [08.11.2016 14:46] Настёна СПб 5 5
КРИСТИНА, спасибо за просветительскую деятельность ! У меня с музыкой совсем никак (если это не русский рок). С удовольствием прочитала великом композиторе.

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Allegra: Из колокольцев вереска в давние времена… Настёна СПб : Родословная Басмановых Настёна СПб : Грозный и Анна Васильчикова Настёна СПб : "Сын" Ивана Басманова

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение