Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Далекое и близкоеСоздан: 30.01.2012Статей: 35Автор: miroslavaПодписатьсяw

Образ Сони Ростовой в романе Л.Толстого «Война и мир», часть 1

Обновлено: 01.05.24 14:12 Убрать стили оформления

Образ Сони Ростовой в романе Л.Толстого «Война и мир», часть 1

 

Унизительное и жалкое положение Сони Ростовой в эпилоге романа «Война и мир» очень часто вызывает недоумение и сожаление у многих читателей романа. Она существует словно на краю чужого семейного гнезда, живет в доме и семье своего любимого мужчины на птичьих правах приживалки и бедной родственницы. И хотя она во многом полезна своим родным, но при этом она живет словно в отчуждении и от них и даже как бы докучает им. Вот как Толстой показал ее в эпилоге романа. Толстой описывает вечер в семьях Ростовых и Безуховых в Лысых Горах. Все при деле, все при семьях, все при детях. А вот Соня:

«Николай и Денисов вставали, спрашивали трубки, курили, брали чай у Сони, сидевшей уныло и упорно за самоваром, и расспрашивали Пьера».

«Уныло и упорно» сидит за самоваром... Никому не нужная, скучная увядающая старая дева. Да еще и сидит зачем-то «уныло и упорно». Как будто не понимает, что ей пришло время уйти в свою комнату, не отсвечивать, грубо говоря, не мозолить никому глаза, а сидеть в своей комнатке молча, и только ожидать, пока ее снова не кликнут, чтобы какую-то услугу от нее потребовать: поухаживать за старой графиней или помочь с детьми Марьи и Николая, или Наташи и Пьера. Впрочем, даже если Соня безотказно эти услуги оказывает (а она действительно безотказно их оказывает), то никто в семье этих ее услуг все-равно не ценит:

«Действительно, казалось, что Соня не тяготится своим положением и совершенно примирилась с своим назначением пустоцвета. Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей. Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому. Она ухаживала за старой графиней, ласкала и баловала детей, всегда была готова оказать те мелкие услуги, на которые она была способна; но все это принималось невольно с слишком слабою благодарностию...»

Чувствуется даже некоторое злорадство писателя при этом описании. Вот тебе, Соня, получай! Никто тебе никогда и ни за что спасибо не скажет, хоть разорвись, угождая всем! Причем устами своей любимой героини Наташи, Толстой объясняет смирение Сони не столько её стоицизмом, сколько просто невозможностью глубоко переживать, то есть, образно говоря, она не стоически переносит свою душевную боль, а просто её не ощущает:

«Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы»

И Марья, своим «авторитетом» «духовной» и «набожной» героини (такой ее описал Толстой, у меня другое мнение насчет ее духовности и набожности) подтверждает это мнение Наташи:

«И несмотря на то, что графиня Марья толковала Наташе, что эти слова Евангелия надо понимать иначе, - глядя на Соню, она соглашалась с объяснением, данным Наташей».

Наташа и Марья настолько являются любимыми и почитаемыми автором романа героинями, что сразу становится ясно – Толстой полностью поддерживает их единодушное мнение.

Можно, конечно, сказать, что здесь сказалась какая-то свойственная писателям-реалистам жесткость, даже жестокость к героям. Ведь жизнь достаточно часто бывает несправедливой и жестокой к самым хорошим людям, увы. Но по отношению к другим (любимым) героям Толстой совершенно не проявляет такой жесткости и верности реалиям жизни. Им он как будто подыгрывает. Например, у Пьера очень вовремя умирает первая жена – Элен, и он получает возможность жениться на Наташе, в которую уже какое-то время влюблен. Или вот: Наташа после разорения семьи влюбляется не в какого-нибудь романтика без гроша за душой, а в сверхбогатого Пьера Безухова, у которого 40 тысяч крепостных душ во владении и доход 500 тысяч рублей в год (знатоки цен того времени подсчитали, что 500 тысяч тогдашних рублей – это как 250 миллионов современных). Примерно то же происходит и с Николаем Ростовым: он обнаруживает «душу» в дурнушке, но богатой невесте Марье Болконской. В результате этих двух браков и финансовые дела блестяще поправляются у разоренных до состояния бедности брата и сестры Ростовых, и их личное счастье тоже в наличии. Так что если в отношении Сони «реализм» Толстого сработал, то в отношении Наташи и Николая, Марьи и Пьера (а эти герои у него любимые) в их жизни появился некий чудесный фактор, меняющий их жизнь к лучшему, прямо как в современных «мыльных операх» (своевременная смерть, освобождающая от уз несчастного брака того, кого надо, и своевременная влюбленность в того, в кого надо). Так что я не считаю, что Толстой наказал Соню из стремления к реализму. По отношению к любимым героям его реализм почему-то не сработал.

Можно также сказать, что по мнению Толстого, у Сони не сложилась судьба, потому что она инертна и пассивна, в отличие от «везучих» героев романа. Пьер, Наташа и Николай всё время находятся в гуще событий, их поведение далеко от идеала, но они по крайней мере не ждут, когда их судьбой распорядится кто-то извне. Однако и здесь эта стройная формула не срабатывает с счастливой соперницей Сони княжной Марьей. В заслугу ей можно поставить её доброту, смирение, кротость, с которой она выносит своё одиночество и отвратительный деспотизм отца, но все её моральные силы были направлены на поиск утешения, а не на решение её проблем — Марья скорее выстрадала свой счастливый финал, чем завоевала его. Пример Марьи ясно показывает, что Толстой отступает от реалистического принципа частой несправедливости мира к хорошим людям. К любимой Толстым Марье по его воле впоследствии мир повернулся светлой стороной – она получила счастливую семейную жизнь. А вот столь же пассивная Соня такой милости от мира не дождалась и тоже по воле автора. Так что все приведенные выше примеры счастливых финалов для любимцев Толстого – Пьера, Наташи, Марьи и Николая – все они разбивают в пух и прах предположение о том, что Толстой образом Сони хотел дать какой-то урок: не быть пассивным и бороться за свое счастье. Марья совершенно за него не боролась, так же, как и Соня, но получила его. Просто потому что она принадлежала к кругу любимых героев автора. Толстой ведь в романе совершенно не скрывал своих симпатий и антипатий к персонажам, был достаточно откровенен в своем отношении к ним.

Почему же Толстой «наказал» Соню в эпилоге романа? Чем вызвана неприязнь его к ней? Соню точно нельзя назвать отъявленной негодяйкой. Если анализировать ее поступки, и не особо обращать внимание на слова Толстого из романа, где он частенько старается принизить образ Сони, то мы увидим в ней разумную, верную девушку, совершающую на протяжении повествования только благородные поступки. Тем не менее автор постоянно принижает её заслуги тем, что они мотивированы желанием добиться признательности Ростовых — хотя что странного в том, что Соня хочет расположить к себе свою родню, от которой она полностью зависима, и доказать им и себе, что она не просто так ела их хлеб? Тем более такое заискивание простительно, ведь Соня, в отличие от мадемуазель Бурьен, например, не пускает в ход лесть и другие уловки: она на самом действует на благо Ростовых, предотвращая побег троюродной сестры и освобождая своего жениха Николая от данного им слова жениться на ней, чтобы он смог жениться на богачке Болконской.

Автор постоянно как бы обесценивает благородные поступки Сони, особенно если дело касается ее жертвы, когда она разрывает негласную помолвку с Николаем, чтобы он смог жениться на богатой невесте Марье. Вот как об этом пишет Толстой, описывая сцену, где старая графиня Ростова попросила Соню написать Николаю письмо, где она бы отказывалась от помолвки с ним (чтобы он мог жениться на богатой Марье):

«...несколько дней перед выездом из Москвы, растроенная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.

— Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.

Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали...

Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним».

Тут образ Сони предстает в самом неприглядном виде. Она собирается в буквальном смысле навязаться Николаю при встрече с ним, одновременно не отвечая ни «да» ни «нет» на требование графини отказаться от негласной помолвки с кузеном.

А дальше она все же пишет письмо Николаю, но с тайными мыслями:

«Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором  она любила и привыкла  жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая».

Здесь у Толстого Соня как бы набивает себе цену, старается возвысить себя и в собственных глазах и в глазах Николая. Зная, что в случае свадьбы Наташи и Андрея Николай потеряет возможность брака с Марьей (такие браки запрещались церковью, так как Николай и Марья становились кем-то вроде брата и сестры), она пишет «отказное» письмо в полной уверенности, что отказываться ей ни от чего не придется. Наташа и Андрей поженятся, а у Николая не будет другого выбора, кроме как жениться на Соне.

Но увы, эти расчеты кончились ничем. Князь Андрей умер, Наташа выскочила замуж за богача Пьера, а Николай преспокойно женился на богачке Марье.

Как видим, «клякс» на образ Сони наставлено в конце романа немало. Но они все равно как-то не убеждают меня в «негодяйстве» Сони. Да, кое-какие мысли и расчеты у нее были, но они не воплотились в жизнь. Она, например, не сделала ничего для того, чтобы «навсегда связать себя» с Николаем, как собиралась это сделать. А могла бы. Могла бы при встрече с ним устроить ему драму со слезами: дескать, Николя, я написала вам письмо под давлением вашей матушки, а на самом деле я не перестаю любить вас и желаю, чтобы вы сдержали данное мне когда-то слово и женились на мне. Или при встрече с Николаем начать кокетничать с ним, завлекать его. Но ничего подобного Соня не сделала. Какие бы ни были ее мысли в момент написания письма и до того, как она решилась на это письмо, но действиями она их не подкрепила. А в жизни имеют значение лишь действия и поступки. Мысли у всех бывают, и иногда – далеко не праведные. Но если человек отказывается от неправедных мыслей и не подкрепляет их неправедными поступками, то это очень уж малый грех. Да и вообще не грех. Именно это и случилось с Соней. Свои расчетливые мысли она никак не воплотила в расчетливые поступки. Приняла брак любимого Николая с Марьей и не сделала ничего, чтобы ему помешать. Эти мысли просто промелькнули у нее в голове, но она впоследствии отказалась от них и не воплотила их в жизнь.



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 2 в т.ч. с оценками: 1 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Vlada [03.05.2024 17:51] Vlada 5 5
Спасибо за интересные мысли о героине Толстого. Но вообще писатель довольно жесток ко многим женским персонажам, имею в виду не столько их судьбы, сколько описание внешнего и внутреннего мира.А Соня...Одни читатели жалеют ее, другие обвиняют. Ее зависимое положение в семье Ростовых тоже сыграло свою роль.

miroslava [04.05.2024 13:49] miroslava
Vlada писал(а):
Спасибо за интересные мысли о героине Толстого. Но вообще писатель довольно жесток ко многим женским персонажам, имею в виду не столько их судьбы, сколько описание внешнего и внутреннего мира.А Соня...Одни читатели жалеют ее, другие обвиняют. Ее зависимое положение в семье Ростовых тоже сыграло свою роль.

Да, жестокость Толстого к женским персонажам отмечали многие, как литературоведы, так и обычные читатели. Это отражение его жестокости к женщинам в жизни. Известно, что его жена Софья Андреевна была беременна от него 16 раз. Троих детей выкинула, тринадцать родила, из них выжили до взрослого состояния только восемь. После рождения первенца у Софьи Андреевны начался мастит, страшные боли, но Толстой настаивал, чтобы она продолжала кормить сама. После рождения пятого ребенка, когда она чуть не умерла от родов, врачи посоветовали ей больше не рожать. Она пыталась уговорить мужа как-то предохраняться (способы предохранения тогда уже были, не самые надежные, но были, об этом сам Толстой писал в романе "Анна Каренина"). Но Толстой заявил, что женщина должна рожать и точка. А если Софья Андреевна откажется это делать, то он пойдет на развод. Пришлось ей смириться и пережить еще одиннадцать беременностей. Да и детей почти всех выкормила она сама, только троих пришлось отдать кормилице, потому что ее сил уже не хватало. Она даже пыталась избавиться от беременности, когда носила младшую дочь Александру - бегала по саду, прыгала с высокого комода, парила ноги в горяченной воде... Так ее вечные беременности и кормления достали! За всеми детьми в их болезнях ухаживала она сама, Лев Николаевич не снисходил, он только писал. Софья Андреевна помогала ему с переводами, помогала переписывать рукописи (одну "Войну и мир" переписала аж шесть раз!), управляла Ясной Поляной, всем имением, вела хозяйство в доме, обшивала всю семью. Короче, жизнь, наполненная трудами и беспрестанной заботой о "Левочке" и детях. И под конец жизни она записала в своем дневнике: "Жизнь моя убита..." Я почему-то не удивляюсь такому итогу.
А что касается Сони... чего ее осуждать. Она попала в дом Ростовых в самом раннем детстве. Они, и в особенности старая графиня, подавили ее личность и воспитали из нее то, что им нужно было и выгодно, т.е. девушку, которая считала себя обязанной им служить всю свою жизнь за их "благодеяния" в детстве и юности. Эту прислугу они и получили. Потому что в эпилоге Соня явно в роли прислуги в семье Ростовых: ухаживает за старой графиней, помогает с детьми. Т.е. исполняет роль компаньонки при графине и дополнительной няньки. Только компаньонкам платили жалованье, а Соня все делает бесплатно.

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
miroslava: Софья Андреевна Толстая – женщина, не бывшая счастливой в роли «плодовитой самки», часть 1 miroslava: Хозяйственные «таланты» Николая Ростова в эпилоге романа «Война и мир», ч.1 miroslava: Семейная жизнь Марьи и Николая в эпилоге романа «Война и мир» miroslava: Мое отношение к образу княжны Марьи в романе «Война и мир»

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение